Биографии Характеристики Анализ

Что значит фразеологизм олух царя небесного. Фразеологизм “Олух царя небесного” значение

"Олух" - это замечательное слово, и прекрасно оно тем, что о нем можно написать. Раскроем значение определения, его синонимы и поговорим о том, хорошо или плохо быть олухом. Всегда приятно узнать что-то новое, тем более что это хорошо забытое старое.

Значение

Тут нет многообразия смыслов. Когда человека называют олухом, то, наверное, он допустил какую-то ошибку, которую не сделал бы даже ребенок, будь у него хоть капля соображения. Олухом можно быть ситуационно, а можно перманентно. Например, человек может по доброте душевной и забывчивости отдать последние деньги нищему, а сам идти пешком домой. Кто он? Конечно, олух! Это слово в данном случае очень подходит.

Читатель скажет, что нельзя так говорить про человека, который сделал доброе дело. Возможно. Но ведь промашка налицо.

Слова-замены

Да «олух» - это устаревшее понятие, но, может освежат читателю память. Нашего героя можно встретить под следующими именами:

  • дурак;
  • болван;
  • простофиля;
  • балбес;
  • балда;
  • глупец;
  • дуралей (тоже старенькое словцо);
  • идиот;
  • остолоп;
  • разиня;
  • растяпа;
  • ротозей.

Подходящий пример подбирается сразу. Нам синонимы знакомы со школы. Их использует в своей речи алчная старуха из произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». «Дурачина ты, простофиля», помните? И еще характерная интонация в прекрасном советском мультфильме. Но А. С. Пушкин своим сочинением наталкивает нас на мысль о том, что олух - это не всегда ругательство. Вернее сказать, оно не всегда отражает реальный промах человека. Многое в этом смысле зависит от наблюдателя.

Вернемся к сказке, старуха, например, была жадная до невозможности, поэтому считала, что рыбку надо было ободрать как липку. Естественно, отталкиваясь от ее точки зрения, старик - олух, ибо не захотел наживаться. В глазах же незаинтересованного человека рыбак - честный человек, вот и все.

Бывают ли перманентные дураки?

Замечательный вопрос в своей коварности. На примере хрестоматийных персонажей мы поняли, что олух - это характеристика относительная. Поэтому так и подмывает задать вопрос: "Неужели на свете нет ни одного чистокровного дурака?" Наверное, есть. Но как отделить сущность человека от нашего мнения о нем? Никак. Поэтому нужен более или менее объективный показатель, например, уровень жизни. Перманентным дураком будем считать того, кто бессознательно (сознательно вряд ли такое возможно) идет на понижения качества своего существования. С этой точки зрения, балбесами можно признать тех, кто не хочет ничему учиться, ничего узнавать.

Упустить ту или иную возможность время от времени может каждый и сказать: «Вот я олух!», но лишь глупец будет упорствовать в заблуждении и сознательно выбирать путь незнания. Приходим к финальному заключению. Перманентных дураков нет на свете, у каждого есть надежда на спасение из темницы невежества, было бы желание.

Фразеологизм «Олух царя небесного»

После того как мы узнали, что такое олух, время поговорить и об устойчивом словосочетании, которое сразу же приходит на ум. Каков смысл фразеологизма «олух царя небесного»? Смысл выражения аналогичен отдельному слову, которое мы рассматриваем. При этом присутствие Господа не должно никого смущать и вводить в заблуждение. Бог в данном случае - это синоним случая. Последний тезис нуждается в пояснении, оно не заставит себя долго ждать.

«Олух» - толкование (значение нам уже известно) довольно простое. Так называют человека, который ничего не делает сам, а надеется на небо. Естественно, манны небесной Всемогущий ему не посылает, ибо Бог помогает трудолюбивым. Главная опасность состоит в том, чтобы путать этот фразеологизм и феномен юродства. Мол, понятия «олух» и «юродивый» равны. Нет, это совсем не так.

«Олух» как естественная альтернатива «успешному человеку»

Несмотря на довольно нелестное определение, дурак может быть героем нашего времени, причем совершенно ненасильственным образом. Вся эта пропаганда накопительства, работы до седьмого пота возвращает нас к образу архетипическому - Иванушки-дурачка, который даже не желает слезать с печи. Ваня совершенно уверен в том, что бытие устроит все наилучшим образом и без его участия. Да в такой концепции проглядывается Дао Лао-дзы.

Не будем скрывать от читателя своих источников, замечательное эссе на эту тему написал современный философ Александр Секацкий, а сочинение называется «Чжуан-Цзы и даос Емеля».

И вообще, позиция дурака во всех смыслах выгоднее позиции официального лидера сообщества. У людей успешных нет права на ошибку, они вынуждены играть по правилам, а дураку-то закон не писан, и в этом его основная сила: нет ограничений, нет ожиданий, Емеля совершенно свободен. Кроме того, на идиота никто никогда не рассчитывает, к нему никто никогда не обращается, что последнему развязывает руки для собственный свершений.

Классическое значение слова «олух», конечно, пренебрежительное, но мы советуем напоследок читателю не жить так буквально. Лучше смотреть на вещи с другого, непривычного угла.

Олух царя небесного разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня», «придурок». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста… … Википедия

Разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько обьяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то… … Википедия

См … Словарь синонимов

ОЛУХ, а, м. (разг.). Глупый, непонятливый человек, дурак. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

олух царя небесного - прост. , неодобр. глупый человек, простофиля. Слово олух имеет в народных говорах целый ряд однокоренных слов: волух, валух, валуй, валях (со значениями: лентяй, увалень, дурак, бездельник). Все эти существительные связаны с глаголом валяться. На … Справочник по фразеологии

Иноск.: дурак, покровительствуемый судьбой Небом На дурака у Бога милости много. Ср. Божий человек (иноск.) юродивый, малоумный. Ср. Ведь он такой олух царя небесного, даже прекрасного, шельма, не понимает... на женщину никогда не взглянет, а… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Олух царя небесного - Прост. Презр. Глупец, дурак, тупица, болван. Дурак лопоухий! гневно сказал унтер офицер, багровый от досады и страха, олух царя небесного! Уж теперь тебе штрафа не миновать, ещё и в дисциплинарный запрячут (С. Голубев. Когда крепости не сдаются) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Олухъ (царя Небеснаго) иноск. дуракъ, покровительствуемый судьбой Небомъ. На дурака у Бога милости много. Ср. «Божій человѣкъ» (иноск.) юродивый, малоумный. Ср. Вѣдь онъ такой олухъ царя небеснаго, даже прекраснаго, шельма, не понимаетъ... на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См. Нашего Бога дурень … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Прост. Пренебр. Глупец, простофиля, недотёпа. ФСРЯ, 29297; БМС 1998, 421; БТС, 1458; ДП, 437; СПП 2001, 58 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Олух царя Небесного , Вильгельм Дихтер. 304 стр. Олух Царя Небесного - автобиографический роман Вильгельма Дихтера, польского еврея, с 1968 года живущего в США. Глазами ребенка, потерявшего в Холокосте почти всех родных, мы видим…
  • Олух Царя Небесного , Дихтер В.. "Олух Царя Небесного" - автобиографический роман Вильгельма Дихтера, польского еврея, с 1968 года живущего в США. Глазами ребенка, потерявшего в Холокосте почти всех родных, мы видим ужасы…

Некоторым людям надо достичь очень высокого положения, чтобы окружающие обнаружили, наконец, всю их низость. -

Севрус Э.А.

Скольких бы проблем, избежало человечество, будь у него возможность взглянуть на лица своих вождей в конце своей жизни. Физиономистика наука точная, другое дело, что узкоспециализированная. Мне доводилось изучать ее в процессе профессиональной деятельности оперативника, хотя бы на примере теории Ламброзо, о типах уголовных преступников. На удивление, при ее грамотном использовании, совпадение от первого впечатления и материала розыска, почти 100%. Русский народ недаром говорит, что встречают по одежке, провожают по уму.

Попалась мне, намедни, фотография нынешнего Горбачева. Нет, это не благообразная старость, которую можно увидеть у многих людей. Да, конечно у всех болячки и жизненная усталость, не без того. Но здесь что то особенное. Весь в шишках, оспинах, бородавках. Отекшее лицо урода из Кунсткамеры. Во взгляде сквозит страх за расплату перед содеянным, а на лице печать всех пороков. Наверное, так и должна выглядеть душа, получившая мирские удовольствия от дьявола, понимающая, что скоро наступит момент, когда будут предъявлены счета.

Я, почему то подумал, что в ближайшее время от него поступят извинения обществу, и оказался прав. Действительно вышла статья с его именем в авторском заголовке, где он признает свою вину за развал СССР, но оправдывает свои действия обстоятельствами того времени. Виеватая статья. Это не покаяние! Это очередная попытка отыграть у жизни последние минуты и оттянуть час расплаты. Наверное, еще и желание, хоть как то реабилитировать себя в глазах собственного народа.

Сейчас ему это очень важно, ведь скоро, очень скоро, наступит черта, за которой мирские законы не имеют действа, и суд неподкупен. Конечно, я далек от его восприятия, нарисованного гением Данте Алигьери или притчами попов разной масти. Все это примитивизм и аллегория. Но то, что ответственность наступит, я понимаю однозначно, тем более былина (не история – ИсТорыЯ) Руси говорит о том, что правителям, обрекшим себя на предательство Руси,ее веры, уготована жестокая судьба в грядущих поколениях. Его потомки уже стесняются своего имени, предпочитая рассказывать о деде в очень узких кругах, а то вообще придав эту тему забвению. Слишком многое хочется им забыть.

Занимаясь много лет русской былиной, я заметил интересную тенденцию изменения смысловой нагрузки слова в начале 17 века, когда династия Романовых, совершив переворот, захватила трон Рюриковичей. Я об этом достаточно много писал и решительно отказываю Романовым в их служении Отечеству. Никакой Руси с времен первого Михаила уже не существовало: сначала ими была создана Московия, затем Россия, а затем Российская империя. Еще Петра Первого звали московитом и это было правдой. Отвалившаяся от огромной империи славян Великой Тартарии часть, путем долгих войн сумела восстановить под своей эгидой, сравнительно небольшую территорию. Современная Россия, жалкие крохи былого величия. Она потеряла (и теряет) не только территории, но и народы, ранее чувствовавшие себя русскими. Многое из того, что было ясно славянам правившим на 4 континентах (кроме Австралии и то это под вопросом), сегодня не понятно нашему народу.

Я считаю своим долгом рассказывать читателю о том, что мы совершенно недавно забыли, а точнее о том, что нас заставили забыть.

Так, например, в одной работе, я пояснил, кто такой Дурак. Для не читавших ее, напомню: первый сын – первак, второй - вторак, третий – третьяк, а четвертый и последующие - другаки или дураки.

Олух царя небесного. Это опять о дураках. Ох и любим мы эту тему. Как говорится, у кого что болит. Ну, олух и есть олух и расшифровки не требует, хотя и по-арабски это тоже дурак, а царь небесный - это арабское cap набес “стал говорить”. Все выражение буквально означает “олух, который стал говорить”. Если бы молчал, никто и не узнал бы, что он дурак. Кстати, дураки, как и болван, тоже от арабского, а именно от слова дурака “дураки”. Также и балда от арабского балда “дура”, и балбес от арабского бал би "са “плохая голова”. Еще раз кстати. Почему мы говорим круглый дурак, когда хотим подчеркнуть особую степень дурости? Потому что арабское слово дура по-арабски означает “круг”. Так мы маскируем семантический и звуковой повтор.

Мы очень не любим созвучий. Например, случайно возникшая рифма в прозе - тяжкий грех пишущего. У арабов и на санскрите это не так. Если бы они избегали звукового или семантического повтора, им вообще лучше бы молчать. Структура арабского языка такова, что повторов не избежать. Отсюда естественным образом возникает поэзия.

И, тем не менее, мы все таки используем арабский язык или санскрит в своих выражениях, что добавляет им поэтичности. Например, трын-трава, это не особый вид травы по аналогии с травушкой-муравушкой или травой-муравой. Это просто произношение двух равнозначных слов, где трын и есть трава, только на санскрите. И таких примеров множество.

Итак, с 17 века олух царя небесного имеет неодобрительное звучание, что странно для окружения Бога. Ведь единственно, кто имел в его окружении отрицательную роль, так это ангел Денница или падший ангел. Его история известна и он явно не олух, а князь тьмы. И тем не менее, в 17 веке это выражение принимает нарицательный характер.

Предлагаю читателю посмотреть, как менялось отношение к этому словосочетанию.

Сегодня, олух царя небесного - глупый человек, простофиля. Слово олух имеет в народных говорах целый ряд однокоренных слов: волух, валух, валуй, валях (со значениями: лентяй, увалень, дурак, бездельник). Все эти существительные связаны с глаголом валяться. На фоне народных синонимов, таких как «пень божий», выражение расшифровывается достаточно легко.

И все таки, наиболее веское объяснение: слово «олух» - это не что иное, как «волух» - пастух волов. Ведь образовал же русский язык сходные производные от «конь» - «конюх» и от «свинья» - бранное «свинтус» (ранее «свин-тух», то есть свинопас). В общем ухври они!

Сегодня слово ухарь практически подзабыто и имеет тоже негативную направленность. А между тем ухарь - человек бойкий, с задором, готовый на всякие бесшабашные поступки. Явно не вписывающийся в концепцию романовского православия, где щеки подставлять нужно и верить, что каждая власть от Бога.

Я всегда задавал себе вопрос: " Почему американские пастухи - ковбои все сплошь герои вестернов, а русский пастушок - разновидность дурачка не расстающегося со своей дудкой?". Ответ пришел неожиданно - ковбои пасли свои стада и были вольными скотоводами, а евразийский мальчик был с времен Романовых крепостным, ибо до этих царей Русь рабства не ведала. Именно Романовы ввели крепостное право. А в нем кольты в кобурах и драки в салунах не предусмотрены. То есть до пришлых царей, наши пастухи тоже были ковбоями, да еще какими.

Если так, то олух в прямом смысле - это пастух. В переносном - неуч, недалекий, глуповатый человек.

Но какое отношение олух имеет к Царю Небесному, к Богу?

Здесь существует много различных предположений, но, ни одно из них не имеет под собой реальной научной основы. А причина проста, если рассказать правду, то придется признать, что христианство и то, что ныне именуется идолопоклонничеством если не одно и тоже, то во всяком случае родные сестры вместе с язычеством, которого тоже никогда не существовало. Мир знал единобожие, а точнее веру в Бога Добра и отрицание бога Зла. Вот и вся тайна всех религий мира имеющая научное определение, как дуализм.

Конечно, читатель, потребует доказательств, потому как не прост и еще как не прост. Ты тоже читаешь много книг, под рукой имеешь такой же справочник, как и у меня – Интернет, да только далек от логики. И в этом ты не виноват – тебя просто ей не учили, а ведь еще недавно, до революции 1917 года, этот предмет был главным в любой школе-гимназии империи русов. И лишили тебя этой науки не зря – управлять стандартно думающим человеком легче.

Сегодня, мы оторвемся с читателем от грешной земли и вознесемся к звездам, ведь именно там, я собираюсь явить миру ОЛУХА ЦАРЯ НЕБЕСНОГО.

Но сначала я расскажу тебе о славянской мифологии, которую ныне, за греческую и римскую почитают. Это и понятно, ведь все религии мира произошли именно из славянского эпоса, который был применен к местным условиям.

Аркад или Аркас (перевод - пастух) - в древнегреческой мифологии сын нимфы Каллисто и Зевса. Эпоним Аркадии, исторической области в центральной части Пелопоннесского полуострова.

Когда Каллисто была беременна Аркадом, Зевс превратил её в медведицу - то ли чтобы утаить от своей ревнивой супруги Геры.

Миф связывает Волопаса с историей Большой Медведицы и Аркасом – сыном Зевса и Каллисто, воспитанным отцом матери Ликаном, как КОЗОПАСОМ (выделено автором). Когда Зевс гостил у Ликана, последний прислал своего воспитанника прислуживать ему на ужине, чтобы убедиться, что за столом сидит действительно Зевс. В наказание за это, разгневанный Зевс превратил Ликана в двух волков: Большого и Малого. Сегодня это созвездие Гончих Псов.

Между тем Мать Аркаса Каллисто была превращена в медведя ревнивой женой Зевса – Герой. Не признавая ее в лесу, Аркас сразу стал преследовать ее, вместе со своими собаками. Зевс, однако, решил, что она должна быть помещена на небо вместе со своим сыном.

Позволь отступление читатель? И состоять оно будет вот в чем. По моему глубокому убеждению, в Библии, в Святом писании староверов, в мифологии Рима и Греции, практически во всех религиозных традициях заложены реальные события из жизни славянских князей или русских царей.

Именно славяне дали миру культуру и веру, что заставило дикие народы воспринимать их как богов. Это естественно, ведь стояли они намного выше по развитию, чем дикие племена той же Европы. И если Зевс или Род, воспринимается как Праотец всех людей, то есть тот, от которого и пошли славяне, то вполне закономерно воспринимать и остальных персонажей, как недавних его потомков.

Это позже появятся разные праотцы, типа Авраама, украденные из пантеона славян – реальный праотец это Бог по имени Род, чьим сыном и станет Исус Христос в позднейшей мифологии. То есть, я хочу сказать, что древнее единобожие органически перетекает в христианство, а все мифологические боги и полубоги с героями, реально жившие цари славян, которые нашли свое отражение на в названии созвездий. Сегодня мы их называем святыми угодниками.

Прямо на небе написана вся былина народа русского, просто ее нужно разгадать. Вот поэтому-то я и начал рассказ с дурака и возношусь с ним к одному из самых красивых созвездий северного полушария Волопасу у ног которого бегут два Пса – Большой и Малый.

Вот этот Волопас и есть наш ОЛУХ ЦАРЯ НЕБЕСНОГО. А получил он свое имя естественно как пастух-волух. Но вот негативная составляющая в нем вполне объяснима: он не узнал в медведице собственную мать, которую и хотел убить или даже убил (мифология доносит события по разному). Я могу предположить о каком то несчастном случае на охоте, где сын случайно убивает свою мать, не прицельным выстрелом. Ведь созвездие ассоциируется с Аркадом, сыном нимфы Каллисто, по ошибке затравившим на охоте мать, превращённую Герой в медведицу. Но возможно, что легенда нам доносит и иные, ныне искаженные факты. Посмотри на небо приятель, там ты увидишь Большую Медведицу, за которой гонится с собаками олух Зевса, то есть его внебрачный сын, ставший не воином, а пастухом.

Кстати подобная история встречается и в Библии, и в истории Рима с Нероном и вообще в преданиях многих народов. И везде мать вмешивается в правление сына, причем она имеет корни в северной стране. А уж превращение ее в медведицу, говорит само за себя – медведь символ Руси.

Меня заинтересовала Каллисто и первое, что я прочел о ней, развеяло сомнения – речь идет о русской женщине

Каллисто - «прекраснейшая» - в греческой мифологии аркадянка, дочь Ликаона (согласно Евмелу и другим). Именуется парРАССИЙКОЙ согласно Овидию (выделено мной, авт.).

У читателя еще есть сомнения в национальности этой нимфы, которую Зевс поселил вместе с сыном на небо, дабы избежать убийства им матери? Думаю, стоит верить своим глазам. Очевидно речь идет о каком то малом племени славян, например порусов или прусов.

По легенде медведица забежала спасаясь от преследования сына в храм Зевса и он вознес обоих на небо.

Что еще известно о ней, кроме того, что она мать русского олуха и сама русская? Стоит поинтересоваться именем ее сына Аркад, что означает все тот же пастух. Но ведь и она аркадианка, а значит пастушка. Возможно речь идет об некой княжне или ханше из племени занимавшемся скотоводством, а это явно степная полоса Евразийского континента, но никак не Европа, где и стад то никогда не было – три паршивых овцы и две коровы именовались там тучными стадами.

Таким образом, становится очевидным, что при глубоком изучении греческой мифологии, возникает четкое убеждение – она переснята и искажена с русского предания, и требует нового осмысления. Лишь сопоставление мифов приписанных ныне народам Эллады с русским устным преданием, поможет установить истину, края которой прямо таки выглядывают из под наслоений многовековой лжи.

Пряча эту легенду под дурацкий колпак, Романовы очевидно понимали, что правда о олухе, станет катастрофична для их правления и поэтому массово сжигали древнерусские рукописи, уничтожали росписи в храмах (даже в Кремле), насаждая какую то новую религию (не веру, а религию) русскому народу.

Что это было? Конечно католицизм! Ведь название Романовской церкви, ради которой они реформировали византийский обряд - Русская Ортодоксальная КаТ(Ф)олическая Церковь, то есть Русская Правоверная (орто право, доксия - вера) Вселенская Церковь. Окончательно византийский обряд будет заменен в 1862 году, императором Александром Вторым Освободителем, на греческую веру. Последняя признает современный Израиль Землей Обетованной, а Иерусалим в ней библейским Ёросалемом. Хотя он и изготовлен в 19 веке из арабского селения Эль-Куц, где никогда не случалось то, что описано в Библии и Святом Писании. Греки не в силах были отвоевать библейский Ёросалем и поэтому, по типу Ватикана, создали свой святой престол в арабском караван-сарае. Вера греческая, это вера предков Романовых, про что открыто говорил царь Александр, вводя в Руси в 1862 году совершенно не известную ранее народу, книгу Библия. Странная судьба Александра и легенда о его уходе отшельником в Сибирь, не лишена смысла, если понимать, какое кощунство он совершил, пойдя на подмену византийского обряда на греческий.

Вот и опасаюсь я, как бы с «просвещенного запада», не пришла к нам новая мануфактурная легенда, про горбатого верблюда, спасшего очередную нимфу Россию. Ведь если умудрились Романовы переиначить олуха-Волопаса в дурака и лентяя, то почему бы фонду Горбачева не попытаться реабилитировать своего отца-основателя. Ведь так легко из клички Мишка-меченый, перевести его в носители меча, а там уж и до архангела Михаила недалеко. Кто вспоминает ныне про родимое пятно на его плешивой башке, отливавшее дурной кровью, за что и получил этот проходимец кличку Меченый? С историков станется, да только в народе он все равно чертом останется и фото, вдохновившее автора своим уродством, на написание этой миниатюры, яркое тому подтверждение. Ужасная и пакостная старость у человека. Да какой он человек? Предатель Отечества и Русь его отрыгнула на свалку истории.

Нет, не пасти ему коров Царя Небесного над нашими головами.

© Copyright: Комиссар Катар, 2016

Свидетельство о публикации №216050900168

Фразеологизм «Олух царя небесного» значение

«Вот видишь, сей лишь час взял за нее сотняжку:
Бог олушка послал». —
«Все это, дядя, так, — племянник отвечал, —
Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».
Так Крылов в одной из своих басен изображал одураченного ловким пройдохой купца.
Слово «олух » и значит: простак, разиня, глупец.
А каково его происхождение? Тут ученые думают по-разному.
1. Может быть, оно произошло от сохранившегося кое-где в диалектах слова «лох» — «разиня» или «лух» — «дурак».
2. От собственного имени Олуфёрий.
3. От «бглух» — «глухой», «оглохший».
4. Может статься, от арабского слова «олух», означающего: «дуралей», «грубиян».
Есть и еще одно наиболее веское объяснение: слово «олух» — это не что иное, как «волух» — пастух волов. Ведь образовал же русский язык сходные производные от «конь» — «конюх» и от «свинья» — бранное «свинтус» (ранее «свин-тух», то есть свинопас).
Если так, то олух в прямом смысле — это пастух. В переносном — неуч, недалекий, глуповатый человек.
Но какое отношение олух имеет к царю небесному, к богу?
В народе говорят: «богом обиженный человек», и мы понимаем: это то же, что и «глупец», только в завуалированной, смягченной форме. Говорили раньше и наоборот: «во Христе юродивый», потому что люди «убогие», «нищие духом» считались угодными христианскому богу, его любимцами. В рассказах о христианских святых многие из них заслужили это звание именно «простотой», неполным умом. Естественно, что и «олух» мог рассматриваться как человек, находящийся под особым небесным покровительством.
Некоторые думали так всерьез, другие — не без насмешки. Так, явно иронически, запорожцы в своем прославленном письме к турецкому султану назвали его «нашего бога дурнем», хотя это ни дать ни взять то же самое, что и выражение «олух царя небесного». Вряд ли такой титул мог показаться падишаху почетным.

Олух Царя Небесного - разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то есть «пастух волов», то есть крайне простой человек. В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло, так как слово «олух» стало нарицательным. Полное же сочетание «олух Царя Небесного», как полагают, скорее всего продукт народного творчества, указывающий на приближённость наивных людей к Богу. Это выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в художественной литературе.

Пример использования : «Дурак лопоухий! - гневно сказал унтер-офицер, багровый от досады и страха, - олух царя небесного! Уж теперь тебе штрафа не миновать, - еще и в дисциплинарный запрячут» (С. Голубев).

В толковом словаре Владимира Даля слово «олух» объясняется так: «простак, простофиля, разиня, ротозей». Тут же приводится пример использования этого слова: «Олух Царя Небесного!» Именно так - с восклицательным знаком. Но какой особый простак может быть у Самого Небесного Царя? И почему память о нём сохранилась в русском языке?

Самое вероятное, что слово «олух» образовалось от скандинавского имени Олаф. История эта такая. У крестителя Швеции короля Олафа была дочь принцесса Ингигерда. К ней посватался Норвежский король - тоже Олаф по прозвищу Толстый. Был он «невысок, коренаст и силен», имел «глаза красивые, взгляд острый», - сообщает «Сага о святом Олафе».

Норвежец уже проявил себя как настоящий викинг: с двенадцати лет воевал сначала с датчанами против англичан, а потом пожалел английского короля Этельреда II Неразумного - и перешёл к нему, помог вернуться на престол.

Англичане познакомили Олафа с христианской верой, и примерно в девятнадцать лет он крестился. Христа принял глубоко и искренне.

В 1015 году (ему двадцать лет) Олаф задумал удалиться на Святую Землю. Но во сне ему явился грозный муж и велел отказаться от этого намерения: «Возвратись в свою вотчину, ты навеки будешь конунгом (королём) Норвегии». И Олаф послушался. Став королём, объединил разрозненные части страны в единую Норвегию и крестил свой народ. С 1024 года христианство стало единственной религией в государстве.

Король Олаф, как всякий викинг, был по-военному прям и прост. Где не удавалось договориться с людьми, быстро брался за оружие и наказывал непокорных подданных. Он навёл порядок: никому не позволял красть, разбойничать, производить неправедные суды. Провинившихся наказывал - вплоть до смерти. Невзирая на лица.

Олаф хотел жениться на шведской принцессе Ингигерде: это помогло бы уладить со Швецией спорные территориальные вопросы и прекратить приграничные войны. Ингигерде нравился решительный норвежец, к тому же христианин, как и она сама. Но отец её не любил Олафа. И хотя о свадьбе уже договорились, выдал дочь за другого - Ярослава Новгородского, сына великого Киевского князя Владимира.

Олаф Норвежский женился на сводной сестре Ингигерды - и стал свояком новгородской княжеской четы.

Люди часто хотят справедливости, но только предпочитают, чтобы справедливо поступали другие, а не они сами. Норвежцам надоело жить в нравственной строгости - и они изгнали короля Олафа из страны. Им помог король Дании Кнут Могучий - и сам стал править Норвегией.

Вместе с сыном Олаф приехал к своякам в Великий Новгород. Ярослав Мудрый уже был великим князем Киевским, но часто посещал любимый город, жители которого всегда помогали ему в критических ситуациях.

Ярослав с женой приняли норвежских родственников очень тепло. Олаф оказался человеком удивительным: король - и при этом христианский подвижник. Господь дал ему дар исцеления - и княгиня Ирина (так звалась в Крещении Ингигерда) посылала к нему больных.

Олаф молился и просил Господа указать ему верный путь в жизни. Думал он опять же о Святой Земле и монашеском постриге. Но тот же грозный муж снова явился ему в сонном видении и велел возвращаться в Норвегию: «Там твои владения».

Олаф с небольшим войском отправился на родину и погиб в бою. Норвежцы быстро раскаялись в убийстве своего короля. Кнут Могучий, которого больше не сдерживало присутствие Олафа на этом свете, показал крутой нрав, притеснял народ.

Но Олаф навсегда стал королём Норвегии! Через год были обретены его нетленные мощи - и святой теперь считается небесным покровителем своей страны.

Почитался святой Олаф и в России. Храмы его имени стояли в Новгороде и Старой Ладоге. Но в какой-то момент он выпал из «списка» святых - и тут нет ничего особенно. Его свояк благоверный князь Ярослав Мудрый только лет пять назад вернулся в православные календари. И у всех Ярославов, крещённых в его честь, наконец, появились именины.

Но как Олаф превратился в нарицательного «олуха Царя Небесного»? Да ведь он повёл себя, будто простак, ничего не смыслящий в земных делах. И при этом выполнил волю Божию о себе. А норвежцы поступили, как обычно поступают люди: убили - и потом только поняли, кого.

Удивительно, что шведская принцесса Ингигерда и сама стала святой благоверной княгиней Анной Новгородской, и оба претендента на её руку - тоже во святых. А может, ничего удивительного тут нет? С кем дружбу поведёшь, такую жизнь и проведёшь.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ