Биографии Характеристики Анализ

Сравнительно сопоставительная характеристика. План построения сочинения - сравнения

Сравнительная характеристика героев
Как писать сочинение?
Сопоставление и противопоставление
Существуют 2 типа сравнения: по сходству ипо противоположности (контрасту).

Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).

Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев.

В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.

Сочинение - сравнительная характеристика.
Онегин и Татьяна.
План.

1. Вступление.
В чём смысл жизни - основной вопрос романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
1. Сходные черты:
1) сравнительно широкие познания;
2) проницательность ума;
3) независимость;
4) честность, правдивость во взаимоотношениях
Онегина и Татьяны;
5) одиночество в среде, к которой они
принадлежали по рождению.

2. Контрастные качества:
1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны:
а) в любви;
б) в других человеческих взаимоотношениях;

•равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу.
III. Заключение.
1. Отрицание эгоизма и утверждение народных
начал в жизни человека - суть образов
Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
2. При каком условии жизнь может быть наполнена
высоким содержанием?

Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Темы сочинений по типу сравнительной характеристики

Для этой разновидности сочинений возможны
варианты, например:

Жизненные позиции Чацкого и Молчалина;
Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского;
Онегин и Печорин как выразители своих эпох;
Честь в понимании Печорина и Грушницкого;
Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза");
Обломов и Штольц;
Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова;
Правда Раскольникова и правда Сони;

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона;
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы;
Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина;
Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького "На дне");
Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита";
Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

Как писать вступление и заключение?

Мцыри и Демон
ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ:

В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев.

Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

Чацкий и Онегин
ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий - «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век - и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ
А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».

1.Дикой и Кабанова.
2.Борис и Тихон.
3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина.
4.Паратов и Карандышев.
5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.
Лариса и Катерина - сравнительная характеристика.
ПЛАН
I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и
«Бесприданница» о положении женщины в России.
II.Жизнь и судьба главных героинь.
Черты различия:
1)Общественное положение.
2)Образ жизни.
Черты сходства:
1)Черты характера.
2)Несчастная любовь.
3)Роль окружающих в трагедии героинь.
4)Трагическая судьба: кто виноват?
III. Мог ли существовать в то время другой выход из
сложившихся обстоятельств? Почему?


«Сочинения-рассуждения ГИА» - В. А. Осеева – Хмелёва (1902 - 1969 гг). Какое высказывание отражает основную мысль текста? Композиция сочинения-рассуждения. ГИА 9 класс. ТЕЗИС (основное положение, которое нужно доказать) АРГУМЕНТЫ (доказательства) ВЫВОД. Урок-подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (С2.2). Как к переживаниям подруги относится Лёня?

«Эссе» - Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что. Главная цель эссе: Автор произведений: «Степан Кольчугин» «Народ бессмертен» «Жизнь и судьба». Настоящее имя - Гроссман Иосиф Соломонович. Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. От счастья до бедствия – Один скачок. Наша мощная держава.

«Типы текста» - Цель проекта: познакомить младших школьников с типами текста. В проекте участвуют: ученики начальной школы. Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Данный проект охватывает учебный предмет: русский язык. Аннотация. Учебно-методический пакет «Изучаем типы текста».

«Описание» - Как можно озаглавить текст? Итоги занятия. Какие виды описаний теперь знаем? Текст построен по «законам» описания места: Обоснуйте. Описание состояния среды. Неспокойно на душе, томительно. Всюду лопались почки. Какими частями речи передано состояние человека? На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол.

«Сочинение-рассуждение» - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Яснее суждение и бесспорнее вывод. Учимся писать сочинение-рассуждение. Должны быть убедительными. Всё наше достоинство заключено в мысли. Немного истории… или у всех бывают неудачи… Членимость -. Будем же учиться хорошо мыслить.

«Комплексный анализ текста» - Способ образования слова «мес…ностью» из №4? Задания (6 класс): Задания (9 класс): Грамматические задания. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Слово, в котором звуков больше, чем букв, из последнего предложения? Поэтическая разминка. Прилагательное с одной –н- из №2-4?

Всего в теме 13 презентаций

Сопоставление и противопоставлениеСуществуют 2 типа сравнения:
по сходству и по противоположности (контрасту).
Типичная ошибка пишущих сочинение сравнительную характеристику: упрощенный
разбор образов. Сначала характеризуют одного
героя, а потом другого. Получаются два
маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо
вести параллельную характеристику,
параллельный анализ, причем вначале
целесообразно у рассмотреть общие черты,
свойственные героям, а затем
противоположное в них.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по
второстепенным признакам, а также по признакам одним и
тем же (происхождение одного-происхождение другого,
мировоззрение одного-мировоззрение другого,
нравственные качества одного - нравственные качества
другого героя).
Наконец, нужно выявлять сходство и различие
одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе
опасность: если рассматривать только сходство или только
различие, можно прийти к неполному, искаженному
пониманию предметов, явлений, событий, героев.
Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной
характеристике основное место отводится сходству (Дикой
и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина
и Варвара). И соответственно в той или иной степени
используются приемы сопоставления и
противопоставления.

Сравнительная характеристика усиливает
эмоциональное впечатление, позволяет глубже
проникнуть в сущность сопоставляемых
(противопоставляемых) героев, осмыслить их
роль в раскрытии всей системы образов
произведения, его идейно-художественного
своеобразия, полнее выявить авторское
персонажам, к изображаемому.

Сочинение – сравнительная характеристика.
Онегин и Татьяна.
План.
1. Вступление.
В чём смысл жизни – основной вопрос романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
1. Сходные черты:
1) сравнительно широкие познания;
2) проницательность ума;
3) независимость;
4) честность, правдивость во взаимоотношениях
Онегина и Татьяны;
5) одиночество в среде, к которой они
принадлежали по рождению.
2. Контрастные качества:
1) себялюбие Евгения и душевная щедрость
Татьяны;
а) в любви;
б) в других человеческих взаимоотношениях;
2) равнодушие Онегина и глубокая
привязанность Татьяны к «низкой» природе и
народу.
III. Заключение.
1. Отрицание эгоизма и утверждение народных
начал в жизни человека – суть образов
Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
2. При каком условии жизнь может быть наполнена
высоким содержанием?
Итак, анализ
сходства и контраста
между героями
дает возможность
увидеть в них
общее, важное в
историческом,
социальном или
нравственном плане
и вместе с тем
индивидуальную
неповторимость
каждого.

Темы сочинений по типу сравнительной характеристики

Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например:
«Жизненные позиции Чацкого и Молчалина»;
«Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского»;
«Онегин и Печорин как выразители своих эпох»;
«Честь в понимании Печорина и Грушницкого»;
«Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и
Катерины ("Гроза")»;
«Обломов и Штольц»;
«Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»;
«Правда Раскольникова и правда Сони»;
«Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»;
«Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»;
«Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»;
«Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к
вишневому саду Раневской и Лопахина»;
«Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М. Горького "На дне"»);
«Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»;
«Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

Как писать вступление и заключение?

Мцыри и Демон
ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ:
В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа
протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются
общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и
индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к
ним относится Демон).
Чацкий и Онегин
ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о
типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в
переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление
всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе
общественного устройства. Эти люди на голову выше своих
современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум.
Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не
только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят,
обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он
начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает
Гончаров.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ
А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
1.Дикой и Кабанова.
2.Борис и Тихон.
3.Трагедия чистой души: Лариса и
Катерина.
4.Паратов и Карандышев.
5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева
и Н.А. Добролюбова.

Лариса и Катерина - сравнительная характеристика.

ПЛАН
I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и
«Бесприданница» о положении женщины в
России.
II.Жизнь и судьба главных героинь.
Черты различия:
1)Общественное положение.
2)Образ жизни.
Черты сходства:
Черты характера.
1)Несчастная любовь.
2)Роль окружающих в трагедии героинь.
3)Трагическая судьба: кто виноват?
III. Мог ли существовать в то время другой
выход из сложившихся обстоятельств?
Почему?

Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика - один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны "парами".

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему , над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.

Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим, сравниваем:


  • первое появление героя

  • портрет

  • окружающую жизненную обстановку

  • отношение с близкими ему людьми, с социумом (обществом)

  • поведение в сходных ситуациях

  • авторское отношение к герою и т. д.
Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.

Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства , с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики , относящейся к герою, детали , создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает . Во всяком сравнении интересно найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и, наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.

Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный , на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа , т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.