Биографии Характеристики Анализ



Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой…

А. С. Грибоедов

План

I. Смысл названия пьесы.

II. Чацкий – борец за новые, прогрессивные идеалы. 1. Необходимость служить «делу, а не лицам».

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства.

III. Слово – орудие Чацкого.

Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.

Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.

Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! -

горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически… «Как платья, волосы, так и умы коротки!» – возмущается герой.

Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,

Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.

Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:

Свежо предание, а верится с трудом, Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!.. …Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? -

риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…


А судьи кто?
А.С.Грибоедов


I Чацкий – центральный герой в комедии "Горе от ума"
II За что и против чего борется Чацкий
  1. "Служить бы рад, прислуживаться тошно"

  2. Сравнение Чацкого и Молчалина

  3. Чацкий – герой нашего времени
III "Горе от ума" – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная А.С.Грибоедовым, думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:

Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха...

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…
Он чувствует себя здесь маленьким царьком...
Как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.

Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

За что и против чего выступает Чацкий?

I. Вступление

Чацкий — молодой дворянин начала XIX века. Он реши­тельно выступает против порядков «века минувшего» и ут­верждает идеалы, близкие к идеалам декабристов, передового дворянства этого времени,

II. Главная часть

  1. В социальной сфере Чацкий выступает последователь­ным противником крепостничества (монолог «А судьи кто?», его собственный опыт управления имением (Фамусов: «Именьем, брат, не управляй оплошно»),
  2. Отношение Чацкого к службе. Он хочет «служить делу, а не лицам»: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Служб) как способ сделать карьеру, разбогатеть, получить награды и отличия Чацкий отвергает. На службе он хочет приносить поль­зу Отечеству. Такое понимание службы было весьма характер­но для прогрессивно настроенного дворянства в первой четвер­ти XIX века.
  3. Чацкий выступает против бездумного подражания всему иностранному, против «чужевластья мод», за сохране­ние и развитие национальной культуры (монолог «В той комнате незначащая встреча…»). Важно отметить, что осно­вой национальной культуры Чацкий считает «умный, бодрый наш народ».
  4. В нравственной области Чацкий выступает за свободу личности как от давления государства (не случайно на фразу Чацкого «Кто путешествует, в деревне кто живет» Фамусов восклицает: «Да он властей не признает!»), так и от гнета об­щественного мнения. Чацкий не признает авторитетов, свя­занных с богатством, положением в обществе, влиянием и т.п. (см. его разговор с Молчалиным в третьем действии).

III. Заключение

Выступая против уклада жизни «времен Очаковских и покоренья Крыма», Чацкий утверждает прежде всего такие ценности, как свобода, независимость, гражданственность, патриотизм.

Здесь искали:

  • против чего выступал чацкий
  • Против чего выступал Чацкий?
  • за что и против чего выступает чацкий

Несомненно, Александр Андреевич Чацкий принадлежал к лучшим представителям дворянской интеллигенции своего времени. Чацкий буквально сгорает от своей любви к Родине и вместе с тем как никто чувствует ее недостатки. Вернувшись, он видит в московском обществе одни маски и гримасы, даже любовь его оказалась растоптанной глупой девчонкой. Горничная Лиза видит в нем бóльший полет духа, нежели образованная Софья! За что и против чего боролся Чацкий? Это будет рассмотрено в статье ниже.

Образ интеллигента

Интеллигентность, включающая в себя мягкость и доброту, требует от человека готовности к борьбе. Это некоторое человеческое и психологическое свойство, не связанное с местом работы и образованием. Интеллигент остро страдает от своих собственных недостатков и недостатков своей Родины. Рабская же любовь связана с безудержным самовосхвалением. Для таких людей человек страдающий кажется просто враждебным их миру. Старый образ гуманного человека со шпагой или мечом на бедре, гуманиста, который может не только нести слова, но и защищать их, - это образ, имеющий основание. Крепость, которую завоевать практически невозможно, - это внутренняя интеллигентность.
Эти люди могут на что-то опереться; одни, например, - на религию, другие - на свой талант, третьи - на чувство долга перед народом, но всегда и обязательно на нравственное чувство. Это в целом очень краткая характеристика интеллигента вообще и Чацкого в частности. Поэтому когда будет разбираться вопрос о том, за что и против чего боролся Чацкий, эти моменты надо будет помнить.

Спор с Фамусовым

Фамусов после своего прямого вопроса о том, не хочет ли Чацкий посвататься к его дочери, разразился нравоучительным монологом. Он сказал, что прежде всего надо хорошо управлять именьем, а далее идти служить. Тут надо пояснить, что по табелю о рангах чтобы что-то собой представлять, надо иметь чин, и достаточно высокий. Чацкий при его уме вполне к этому способен, но есть одно но. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тут-то Фамусов и не выдерживает. Он говорит, что все нынешние - гордецы. А в былые времена (вспоминает он эпоху Екатерины) люди в орденах были только рады позабавить государыню, хотя бы и унизившись, зато получая после этого множество милостей и даров, приветливых слов.
На это Чацкий возражает. Его кредо остается неизменным: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», и он поясняет это на примерах. Люди хороши не тем, чтобы гнулась спина и шея, не тем, чтоб льстиво говорить, это же только покорность, страх и раболепство, хотя подло вести себя и сейчас найдутся охотники. Но только их мало стало. Даже государи на это смотрят косо, потому что людей в узде держит стыд и страшат насмешки. За человеческое достоинство и против рабской покорности стоит человек новой формации. Вот о чем идет речь с Фамусовым, вот за что и против чего боролся Чацкий, вспоминая прошлый век.

Как воспринимается новое время

Короткие реплики Чацкого вызывают ужас Фамусова. изменилось, не каждый спешит стать шутом, найти покровителя, скучать, сидя в гостиной, вовремя услужить, подставив стул или подняв платок. Уж лучше путешествовать или жить в деревне, а если уж служить, то не лицам, а делу. Так размышляет Чацкий в своих монологах.Фамусов просто вне себя от таких естественных для заявлений. Именно Фамусов озвучивает, за что и против чего боролся Чацкий. Вольнодумец говорит о свободе и не признает постановления властей. Таким, как он, нельзя не только жить в столице, но даже подъезжать к ней, считает Фамусов.

Как Чацкий в своих монологах обличает невежество

Фамусов не нарадуется на старое столбовое дворянство, которое, собравшись в клубе, поспорит да и разойдется, но нового предложить не собирается. Он продолжает нахваливать стариков за министерские умы. «А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей; судьи всему, везде, над ними нет судей, - продолжает Фамусов. - Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; французские романсы вам поют». На это Чацкий горько отвечает, что ново все, кроме старых предрассудков. И суждения свои старичье берет из газет столетней давности. Кого из них можно принять за образец для подражания? Тех, кто, награбив богатств, теперь дает пиры и балы всей Москве? Или того, кто, заведя театр и разорившись, поодиночке продает своих актеров? Этих мы должны уважать? Но есть одна «безусловная ценность» - офицеры. Их красивый расшитый мундир прикрывает слабодушие и нищету рассудка. Так иронизирует Чацкий.
Беседуя с Софьей, уже подло пустившей слух о том, что он безумен, и сделавшей это с удовольствием, Чацкий с горечью отмечает, что жалкие французы здесь приняты любезней, чем родные, потому что там им знают цену, а здесь глаза и ум закрыло слово «иностранец». А у иноземцев, если найдется в голове пять-шесть мыслишек, и то хорошо. И эта смесь французского с нижегородским говором - ее же слушать невозможно и смешно. Вот как Чацкий в своих монологах обличает невежество и пустые головы, забитые мундирами, модами, чурающимися всего русского.

Что дорого Чацкому

Основные убеждения Чацким высказаны коротко в разговоре с Молчалиным, когда тот осмеливается советовать неудачнику (по его мнению, Чацкому), как правильно следует жить: надо найти покровительство влиятельной женщины. На что наш герой брезгливо отвечает, что ездит к женщинам вовсе не за этим. И вообще если он занят делом, то не смешивает его с развлечениями. Зато есть масса людей, которые это перемешивают, но он к таковым не относится. Вот что защищает Чацкий - истинную заботу о деле на благо Отечества, а не на свой карман.

тупость и безнравственность

Итак, как один из первых появившихся в России интеллигентов Чацкий встает на защиту его права выбирать, чем ему заниматься, собственного образа мыслей (только были бы эти мысли, только бы они появлялись). Раболепство и тупое следование мыслям княгини Марьи Алексеевны претят Чацкому, как и превращенье московских мужей их женами в мальчиков на побегушках, неспособных к самостоятельным поступкам.


Чацкий ждет, что найдутся молодые люди, которым будут не нужны ни чины, ни званья: они увлекутся наукой или искусством; что наконец появятся умы, которым требуются знания. Вот против чего восстает и что защищает Чацкий. Пройдет немало времени, когда все, что ему дорого, начнет потихоньку претворяться в жизнь. Но главное будущее - за ним.

И Чацкий, и Грибоедов - люди декабристского круга, наиболее вольнодумного и передового в то время. Декабристы, «чудо-богатыри», новые люди, удивительным, но необходимым велением истории выросшие в недрах старого общества, - вот те, рядом с кем мы можем поставить Чацкого. Герцен писал: «Чацкий шел прямой дорогой на каторжные работы». Возможно, что так же рассматривал своего героя и Грибоедов. Недаром даже фамилией Чацкого (Чадский, Чадаев) Грибоедов указывает на близость его к декабристскому кругу. К тому же кругу молодых образованных дворян, поколению «детей 1812 года» а именно 1812 год вызвал к жизни первое поколение русских революционеров - принадлежит и Грибоедов.

Вероятно, Грибоедов не был членом Северного общества, но он был посвящен во многие его дела и, по его собственному признанию, «брал участие» в смелых суждениях насчет правительства: «осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего». Он разделял главные убеждения декабристов: ненависть к крепостничеству, стремление к образованию конституционной монархии, горячий патриотизм и гордость всем русским («Я хочу быть русским», - говорил он), любовь к просвещению, наукам и искусствам. Те же убеждения защищает в комедии Чацкий. Как и Чацкому, Грибоедову свойственны лучшие нравственные качества декабристов: высокий, истинный гуманизм, неравнодушие к судьбе Родины, к судьбам своих соотечественников, пылкое желание помочь им. Он сам признавался, что для него «ничего нет чужого, страдает болезнею ближнего». Но ведь и о Чацком Софья сказала: «К несчастью ближнего вы так неравнодушны». И пусть в ее словах была злая ирония, но разве они не правдивы?

Пушкин говорил, что Чацкий не умен, так как он высказывает свои взгляды в фамусовской гостиной, где слово его не будет услышано. Может быть, где-то здесь происходит разрыв в единстве характеров автора и героя. Очевидно, Грибоедов, предвидя поражение декабристов, не одобрял их мечты о перевороте; в отношении же Чацкого мы можем быть уверены: найди он друзей среди декабристов-он вышел бы 14 декабря на Сенатскую площадь. Но все же эти различия не так уж велики. Прежде всего нужно оправдать Чацкого: не так глупо он себя ведет. Он защищает свои взгляды, он не может иначе. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.

Но его поведению можно найти другое объяснение. Как всякое искусство, драматургия несколько условна. Чтобы зритель мог понять героя, писатель в драматическом произведении в большей степени, чем в эпическом, использует слово героя и в меньшей - его поступки. В комедии Грибоедов не может показать дело Чацкого, но он дает нам возможность услышать его слово, а живое, острое слово Чацкого «тоже есть дело». Декабристы на Сенатской площади защищали те же идеи, что защищает Чацкий в доме Фамусова. Декабристы и Чацкий не только единомышленники, они и товарищи по борьбе, они соратники.

Да, дело декабристов было обречено на провал. Да, слово Чацкого не нашло и не могло найти отклика в фамусовском обществе. Но дело декабристов «не пропало». И, предсказывая неудачу «сотне прапорщиков», Грибоедов не утверждает бессмысленности их бунта. Так уже не бессмыслен и протест Чацкого против фамусовского общества. Другой на месте Чацкого мог и помолчать, Чацкий не может. Людям, подобным Чацкому, их идеи дороже личного счастья у покоя.

Дело Чацкого часто терпит поражение в жизни, но оно побеждает исторически. Чацкие защищают свои идеи везде, где могут. Декабристы - на Сенатской площади, Грибоедов - на страницах «Горя от ума». Каждый из таких людей - Чацкий, и в этом смысле Грибоедов тоже близок Чацкому. Грибоедовский же Чацкий - «всего лишь» литературный герой, и он может в комедии бороться за свои идеи только в доме Фамусова. О том, как Грибоедов относился к своему герою, говорит уже название комедии. Более того, почти каждый персонаж пьесы отмечает ум Чацкого.

В пьесе Чацкий унижен и побежден, но от его появления и до последней сцены пьесы ощущается сочувствие автора своему герою, Никогда Чацкий не будет объектом смеха для зрителя. Он - тот, чьим словам смеются, Он может вызывать сострадание, но не жалость, улыбку, но не насмешку. Даже в своих ошибках он выше всех прочих лиц в пьесе, - и все это свидетельствует о сочувствии автора своему герою.

Грибоедов не идеализирует Чацкого, показывая его заблуждения и слабые стороны, иначе Чацкий превратился бы в персонаж, подобный мольеровским, в олицетворение одной черты человека (вольного ума). Слабости Чацкого - и непонимание бессмысленности его слов в фамусовской гостиной, и излишняя вспыльчивость, и ошибочное мнение, о Софье - это черты живого, реального человека. Но, индивидуализируя образ Чацкого, Грибоедов в то же время придал ему черты, свойственные многим молодым людям, которые были рождены временем..

Чацкий - образ типический и социально обусловленный, и это, пожалуй, главное, что отличает его от Грибоедова. Те черты, которые мы видим у Чацкого, присущи сотням других лиц. Грибоедов же - уникальная, неповторимая личность, величайший, единственный талант. Чацкий - характер не только социально обусловленный, но и общечеловеческий. Дело Чацкого не только исторически прогрессивно, оно вечно. В мире вечна борьба старого и нового, умного и пошлого, бездарности и гения, и первым борцом за новое, прекрасное, страдающим в настоящем, но побеждающим в будущем, всегда выступает Чацкий. Он вечен не только как символ борьбы за новое, но и как живой человеческий характер, способный многому научить даже отдаленных потомков. Чацкий учит бороться и защищать свои идеи, учит мужеству и искренней, открытой любви, учит критически мыслить. Но за Чацким стоит Грибоедов, и грибоедовский ум, грибоедов-ское мужество и грибоедовская любовь слышны в словах Чацкого.

Грибоедова давно нет, история его времени все менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своем герое, чем как историческое лицо. Как человек Грибоедов многограннее и шире Чацкого, но для нас Чацкий - более яркая, более выпуклая фигура, потому что в нем сконцентрировано все то лучшее, что ценит в человеке Грибоедов, потому что он необычайно выразительно нарисован.

Обличение светского общества в комедии обеспечило ей шумный успех среди передовых людей того времени, но только общечеловеческие черты героев комедии создали ей славу на века, и только всё сильное, живое, молодое в ее главном герое Чацком делают бессмертным ее автора. Ушла из жизни фамусовская Москва, наверное, когда-нибудь уйдут из жизни молчалины и загорецкие, но вечен Чацкий, а с ним жив и его создатель. Поняв Чацкого или хотя бы почувствовав главное в нем, мы можем во многом понять и Грибоедова, так как только Грибоедов мог создать Чацкого.

Страницы: (сочинение разбито на страницы)