Биографии Характеристики Анализ

Древние ассирийцы. Ассирия становится одной из ведущих держав региона

Как возникла и погибла первая империя? История Ассирийского государства

Ассирия - одно только это название наводило ужас на жителей Древнего Востока. Именно ассирийская держава, обладая сильной боеспособной армией, первой из государств вступила на путь широкой завоевательной политики, а библиотека глиняных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, стала ценнейшим источником для изучения науки, культуры, истории, древнего Междуречья. Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274-1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244-1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745-727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721-705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701-681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668-631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица - Сузы.

Во время правления трех царей (631-612 до н.э.) - после Ашшурбанипала - в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии - давнему сопернику Ассирии - приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала - Сарак - был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616-615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Каким было ассирийское государство?

Армия. Отношение к покоренным народам.

Ассирийское государство (примерно XXIV до н. э.- 605 до н.э.) в наивысший пик своего могущества владела по тогдашним меркам огромными территориям (современный Ирак, Сирия, Израиль, Ливан, Армения, часть Ирана, Египет). Для захвата этих территорий Ассирия располагала сильной боеспособной армией, не имевшей аналогов в тогдашнем древнем мире.

Ассирийская армия делилась на конницу, которая в свою очередь подразделялась на колесничью и простую конницу и на пехоту - легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов, например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа) стали широко применять простую конницу что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен.

Помимо данных родов войск, впервые в истории, в ассирийской армии применялись инженерные вспомогательные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак.

Также, довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или были опасны для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой.

Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоном 2 государства Израиль, 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошедшие в новозаветную притчу о «добром самаритянине».

Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считалось для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья.

Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако, постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукультининуртом 1 (1244-1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.

Главным основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накоплении богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога.

Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» - рубашки с коротким рукавом, широко распространенная в древнем ближнем востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи.

До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся наряду с «законами Хаммурапи» древнейшими юридическими памятниками.

В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.

Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.

Кто такие ассирийцы?

Современные ассирийцы - христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории.

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее - за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Спасаясь от различных преследований, многие ассирийцы были вынуждены бежать с Ближнего Востока и рассеялись по всему миру. На сегодняшний день точную численность всех ассирийцев, проживающих в разных странах, установить не удается.

По некоторым данным их количество составляет от 3 до 4.2 млн. человек. Половина из них проживает в их традиционном месте обитания - в странах Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция, но больше всего в Ираке). Остальная половина расселилась по всему остальному миру. США занимают второе место после Ирака по численности ассирийского населения в мире (здесь больше всего ассирийцев проживают в Чикаго, где даже существует улица, названная в честь древнеассирийского царя Саргона). Проживают ассирийцы и в России.

Впервые ассирийцы появились на территории Российской империи после русско-персидской войны (1826-1828) и подписания Туркманчайского мирного договора. По этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в Российскую империю. Более многочисленная волна эмиграции в Россию приходится на уже упомянутые трагические события Первой мировой войны. Тогда многие ассирийцы нашли спасение в Российской империи, а затем в Советской России и Закавказье, как, например, группа ассирийских беженцев, шедших вместе с отступающими из Ирана русскими солдатами. Приток ассирийцев в советскую Россию продолжался и дальше.

Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении - там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием и скотоводством. То же и на юге России. На Кубани, например, ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, и национальная музыка, и танцы.

Труднее было ассирийцам, осевшим в городах. Бывшим горцам-земледельцам, к тому же в большинстве своем неграмотным и не знающим русского языка (у многих ассирийцев вплоть до 1960 годов не было советских паспортов), трудно было найти себе занятие в условиях городской жизни. Московские ассирийцы нашли выход из этой ситуации, занявшись чисткой обуви, не требующей специальных навыков, и практически монополизировали эту область в Москве. Московские ассирийцы селились компактно, по племенному и односельному признаку, в центральных районах Москвы. Самым знаменитым ассирийским местом Москвы был дом в 3-м Самотечном переулке, населенный исключительно ассирийцами.

В 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Однако не только в футбол играли ассирийцы, но и в волейбол, о чем напомнил нам Юрий Визбор в песне «Волейбол на Сретенке» («Сын ассирийца ассириец Лев Уран»). Московская ассирийская диаспора продолжает существовать и сегодня. В Москве действует ассирийская церковь, а до недавних пор существовал ассирийский ресторан.

Несмотря на большую неграмотность ассирийцев, в 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев «Хаятд-Атур», также в СССР действовали национальные ассирийские школы, издавалась ассирийская газета «Звезда Востока».

Тяжелые времена для советских ассирийцев настали во второй половине 30 годов, когда упразднили все ассирийские школы и клубы, а немногочисленное ассирийское духовенство и интеллигенция были репрессированы. Следующая волна репрессий обрушилась на советских ассирийцев после войны. Многие были сосланы в Сибирь и в Казахстан по сфабрикованному обвинению в шпионаже и вредительстве, несмотря на то что многие ассирийцы воевали вместе с русскими на полях Великой Отечественной войны.

Сегодня общая численность российских ассирийцев насчитывает от 14 000 до 70 000 человек. Больше всего их проживает в Краснодарском крае и в Москве. Достаточно много ассирийцев проживает в бывших республиках СССР. В Тбилиси, например, есть квартал Кукия, где живут ассирийцы.

Сегодня рассеянные по всему миру ассирийцы (хотя в тридцатые годы на заседании Лиги Наций обсуждался план переселения всех ассирийцев в Бразилию) сохранили свою культурную и языковую самобытность. У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление (по ассирийскому календарю сейчас 6763 год). Есть у них и свои национальные блюда - например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

Ассирийцы - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Рождение Ашшура

Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат - уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.

Новоассирийская держава

Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

Гибель империи

Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица - Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.

Краткая история. Огромная Ассирия выросла из небольшого нома (административные округа) Ашшур в Северной . Долгое время «страна Ашшур» не играет значительной роли в судьбах Междуречья и отстаёт в развитии от свои южных соседей. Расцвет Ассирии приходится на XIII-XII вв. до нэ и неожиданно обрывается в результате нашествия арамеев. Полтора века население «страны Ашшур» испытывает тяготы иноземной владычества, разоряется, страдает от голода.

Но в IX в. до н. э. Ассирия восстанавливает силы. Начинается эпоха масштабных завоеваний. Ассирийские цари создают совершенную военную машину и превращают своё государство в мощнейшую державу мира. Огромные пространства Западной Азии покоряются ассирийцам . Лишь к началу VII в. до н. э. их энергия и сила иссякают. Бунт покорённых вавилонян, заключивших союз с племенами мидийцев, приводит к гибели колоссальной ассирийской империи. Народ торговцев и солдат, державший её тяжесть на своих плечах, героически сопротивляется на протяжении нескольких лет. В 609 г. до н. э. происходит падение города Харрана, последнего оплота «страны Ашшур».

История древнего царства Ассирии

Шло время, и уже с XIV в. до н. э. в ашшурских документах правитель стал именоваться царём, подобно правителям Вавилонии, Митанни или хеттской державы, а египетский фараон - его братом. С этого времени ассирийская территория то расширялась на запад и на восток, то вновь сжималась до размеров исторической древней Ассирии - узкой полоски суши по берегам Тигра в его верховьях. В середине ХIII в. до н. э. ассирийские армии вторгались даже в пределы Хеттской державы - одной из сильнейших в то время, регулярно совершали походы - не столько ради увеличения территории, сколько ради грабежа - на север, в земли племён наири; на юг, не раз проходя по улицам Вавилона; на запад - до цветущих городов Сирии и .

Следующего периода расцвета Ассирийской цивилизации достигла в начале XI в. до н. э. при Тиглатпаласаре I (около 1114 - около 1076 гг. до н. а). Его армии совершили более 30 походов на запад, захватили Северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Большинство торговых путей, связывающих запад с востоком, в очередной раз оказались в руках ассирийских купцов. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I предпринял демонстративный выход на финикийских военных кораблях в Средиземное море, показывая всё ещё грозному сопернику - , кто на деле является великой державой.

Карта древней Ассирии

Новый, третий этап ассирийского наступления приходится уже на IХ-VII вв. до н. э. После двухсотлетнего перерыва, бывшего временем упадка державы и вынужденной обороны от орд кочевников с юга, севера и востока, Ассирийское царство вновь заявила о себе как о могучей империи. Первое серьёзное наступление она предприняла на юг - на Вавилон, который потерпел поражение. Затем в результате нескольких походов на запад вся область Верхней Месопотамии перешла под власть древней Ассирии. Открылся путь для дальней- шего продвижения в Сирию. Древняя Ассирия в течение нескольких последующих десятилетий практически не знала поражений и неуклонно двигалась к своей цели: взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии.

В ходе нескольких успешных походов ассирийские армии разгромили северных соседей, после изнурительной и безжалостной борьбы привели к покорности государства Сирию и Палестину, и, наконец, при царе Саргоне II в 710 г. до н. э. был окончательно завоёван Вавилон. Саргон короновался как царь Вавилонии. Его преемник - Синахериб - ещё долго боролся с непокорностью вавилонян и их союзников, но к этому времени Ассирия стала самой сильной державой .

Однако триумф Ассирийской цивилизации продолжался недолго. Восстания покорённых народов потрясали разные области империи - от Южной Месопотамии до Сирии.

Наконец, в 626 г. до н. э. вождь племени халдеев из Южной Месопотамии Набопаласар захватил царский трон в Вавилонии. Ещё раньше к востоку от царства Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Время культуры Ассирии прошло. Уже в 615 г. до н. э. мидийцы появились у стен столицы державы - Ниневии. В том же году Набопаласар осадил древний центр страны - Ашшур. В 614 г. до н. э. в Ассирию вновь вторглись мидяне и тоже подступили к Ашшуру. Набопаласар немедленно двинул свои войска на соединение с ними. Ашшур пал до прихода вавилонян, и у его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз, скреплённый династическим браком. В 612 г. до н. э. союзные войска осадили Ниневию и взяли её всего через три месяца. Город был разрушен и разграблен, мидяне с долей добычи вернулись в свои земли, а вавилоняне продолжили завоевание ассирийского наследства. В 610 г. до н. э. остатки ассирийской армии, усиленные египетскими подкреплениями, были разбиты и отброшены за Евфрат. Через пять лет потерпели поражение последние ассирийские отряды. Так закончила своё существование первая в истории человечества «мировая» держава. При этом не произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь «верхушка» ассирийского общества. Огромное многовековое наследство царство Ассирии перешло к Вавилону.

Древняя Ассирия

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, которую в северной части пересекали горы Синджара. На этой небольшой территории в разное время возникали такие ассирийские города, как Ашшур, Ниневия, Арбела, Калах и Дур-Шаррукин.

В конце XXII в. до н. э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура. В следующем веке они уже устанавливают свой контроль и в Северной Месопотамии.

Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. Лишь в XIX в. до н. э. ассирийцы делают свои первые военные успехи и устремляются далеко за пределы занимаемой ими территории, которая по мере роста военного могущества Ассирии постепенно расширяется. Так, в период своего наибольшего развития Ассирия простиралась на 350 миль в длину, а в ширину (между Тигром и Евфратом) от 170 до 300 миль. По словам английского исследователя Г. Роулинсона, вся площадь, занимаемая Ассирией,

«равнялась не менее как 7500 квадратным милям, т. е. покрывала пространство больше того, которое занимают… Австрия или Пруссия, вдвое с лишним больше Португалии и немногим меньше Великобритании».

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Ассирия Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АССИРИЯ А теперь снова вернемся на страницы безымянного интернет-сайта. Процитирую одно из утверждений его авторов: «Современные историки не могут увязать высокоразвитую Арабскую Цивилизацию раннего средневековья с жалким видом, который представляет арабский мир в

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

1. Ассирия и Россия Ассирия на страницах Библии.В «Библейской энциклопедии» читаем: «Ассирия (от Ассура)… - это могущественнейшая империя в Азии… По всей вероятности, Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XIV. Ассирия Природа Ашшурбанипал пирует в беседке. Рельеф из Куюнджика Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Ассирия и Вавилон С XIII в. до н. э. начинается длительное противоборство Вавилона с быстро набирающей силу Ассирией. Бесконечные войны и столкновения этих двух государств – излюбленная тема клинописных глиняных табличек, хранившихся в дворцовых архивах ассирийских и

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э. Еще в первой половине III тыс. до н. э. в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче - Ассирия). Уже

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирия - Элам Внутренними проблемами Ассирии, начавшимися еще при жизни Тукульти-Нинурты, не преминули воспользоваться эламиты. Согласно хроникам, эламитский правитель Кидин-Хутран II напал на третьего ассирийского ставленника на касситском троне - Адад-Шума-Иддина,

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Ассирия. Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным соседям, вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Древняя Ассирия Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь,

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1. Ассирия и Россия 1.1. Ассирия-Россия на страницах Библии Библейская Энциклопедия говорит: «АССИРИЯ (от Ассура)… - МОГУЩЕСТВЕННЕЙШАЯ ИМПЕРИЯ В АЗИИ… По всей вероятности, Ассирия была основана АССУРОМ, построившим НИНЕВИЮ и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.3. АССИРИЯ В XV – XI ВВ. ДО Н. Э. Ассирия, область на верхнем Тигре, была населена семитами и хурритами, еще в III тысячелетии до н. э. воспринявшими шумерскую культуру. Ашшур, главный город Ассирии, прежде входил в состав «Царства Шумера и Аккада». В эпоху волны варварских

автора Бадак Александр Николаевич

1. Ассирия в X–VIII в.в. до н. э В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирия при Ашшурбанапале В конце своего правления Асархаддон решил передать престол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. Еще при жизни Асархаддона с этой целью населения Ассирии было приведено к присяге

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Pyсколань и Ассирия В XII веке до с.л. под влиянием Ассирии и Нового Вавилона в Иране укореняется имперская идеология. После вытеснения из Ирана русов и ариев (кисейцев) парсы и мидяне-иезды возвратились в местности, которые занимали более 500 лет назад. Однако вскоре между

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Вавилон и Ассирия Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов

Ассирия – одна из первых империй в мире, цивилизация, которая зародилась на территории Месопотамии. Ассирия берет свое начало с XXIV века и существует почти два тысячелетия.

Ассирия в древности

Ассирия представляла собой одну из самых сильных империй в I тыс. до н. э., ее расцвет и золотой век приходиться как раз на этот период. До этого времени она была простым государством на севере

Междуречья, которое занималось в основном торговлей, поскольку располагалось на важных торговых путях.

Ассирия тогда подвергалась нападениям кочевников, например арамеев, которые привели к упадку государства в XI веке до н. э.

Всего историки делят условно на три периода:

  • староассирийский;
  • среднеассирийский;
  • новоассирийский.

В последнем Ассирия стает первой в мире империей. В VIII веке начинается золотой век империи, тогда ей правит царь Тиглатпаласар ІІІ. Ассирия сокрушает государство Урарту. В конце VIII века она подчиняет Израиль, в VII захватывает и Египет. Когда царем становиться Ашшурбанапал, Ассирия подчиняет Мидию, Фивы, Лидию.
После смерти Ашшурбанапала Ассирия не смогла устоять под натиском Вавилона и Мидии, приходит конец империи.

Где находится древняя Ассирия сейчас

Сейчас Ассирии как государства не существует, в XXI веке на территории бывшей империи расположились страны: Ирак, Иран и другие. На ее территории живут народы семитской группы: арабы, евреи и некоторые другие. Главенствующей религией на территории былой Ассирии является мусульманство. Наибольшую территорию принадлежащей Ассирии, теперь занимает Ирак. Сейчас Ирак находиться на гране гражданской войны. На территории Ирака имеется диаспора тех древних ассирийцев, которые основали первую в мире империю, покорившую почти весь Аравийский полуостров (Междуречье).


Как выглядит территория Ассирии в современности

Сейчас мир, по некоторым данным, которые не подтверждены, населяют около миллиона ассирийцев. В современном мире у них нету собственного государства, они населяют Иран, Ирак, США, Сирию, небольшие диаспоры также есть в России и Украине. Современные ассирийцы в основном говорят на арабском и турецком языках. А их древний, родной язык находиться на грани исчезновения.
Современная Ассирия представляет собой не государство, а лишь один миллион потомков древних ассирийцев, которые несут в себе уникальную ассирийскую культуру и фольклор.