Биографии Характеристики Анализ

Голландские художники 17 века натюрморты символы. Натюрморт в Голландии XVII века

Виллем Клас Хедда. Натюрморт с пирогом, 1627

«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Первые «stilleven» были сюжетно просты, но уже тогда изображенные на них предметы несли и смысловую нагрузку: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении.

Хеда был мастером таких классных серых или теплых загар. Здесь золото, серебро, оловянная посуда и венецианское стекло играют против нейтральной обстановки и белой скатерти. Садоводство и разведение прекрасных гибридов удовлетворяли голландский интерес к искусству и науке. Экзотические цветы также указывали на их обширные исследования и их опыт в ботанике.

Тридцать один вид растений в этой вазе не может расцветать в том же сезоне. Многие из этих цветов имеют символические значения. Верхние цветы процветают в солнечном свете, который течет через оконные окна Де Хейма, которые мы видим, отраженные в хрустальной вазе. Нижние растения, подальше от небесного света, падают и увядают.

Постепенно символический язык картины обогащался.


Францискус Гейсбрехтс, XVII в.

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти.

Рядом с дном саламандра жадно смотрит на паука, а на мраморной полке ползают улитки, мотыльки и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и распад. На белом маке наверху гусеница и бабочка вызывают идею возрождения из кокона или гробницы. Де Хем провел большую часть своей карьеры в Антверпене во Фландрии. Красочная экстравагантность, типичная для фламандского вкуса, наполняет его натюрморты, и Де Хейм передал это богатство своим последователям, в том числе Аврааму Миньону.

Ван дер Хейден специализировался на архитектурных сценах, часто записывая точные виды в Голландии, Фландрии и Германии или перестраивая реальные здания в фантастические группы. Классический особняк показывает влияние Италии, но населен голландскими фигурами. Оставив лепные ворота со своей пачкой охотничьих собак, джентльмен неожиданно встречает нищего с ребенком.

Гнилые фрукты — символ старения.

Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.

Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

В солнечных формальных садах можно предположить, что все это сон; реальность скрывается за ее затененными стенами. Блокируя свои композиции в широких массах зажженных или заштрихованных форм, Ван дер Хейден тщательно изображал текстуры. При внимательном осмотре можно заметить, что каждый кирпич можно считать!

Также городской планировщик и изобретатель Ван дер Хейден понимал практическую сторону архитектуры, а также ее красоту. Он спроектировал первое уличное освещение в Амстердаме, был начальником пожарной охраны в мегаполисе, и ему приписывают изобретение пожарного шланга.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность.

Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.

Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Многие голландские художники-натюрморты нарисовали свои тщательно оформленные объекты переднего плана против нейтральных, пустых фонов. Точно так же лесной фон здесь настолько темный, что он почти скрывает каменную арку. Обилие моря и земли предлагается удочкой, коробкой для приманки и уловом рыбы, которая окружает плетенную корзину, переполненную фруктами и овощами.

Работа формирует аллегорию в циклах жизни. «Яйцо птиц» подразумевает рождение. Полный цвет и зрелые плоды свидетельствуют о зрелости. Когтистый пень характеризует старость. В конечном итоге смерть появляется с рыбой и ящерицей, съеденной муравьями. Пшеница и виноград предлагают спасение, символизируя Иисуса Благословение хлеба и вина на Тайной Вечере.

Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Ранний биограф отметил, что Миньон был «особенно прилежным», качество, которое, несомненно, доказывает этот потрясающий массив текстур. После обучения в родной Германии Миньон переехал в Утрехт. Хотя там он, вероятно, работал в студии Яна Дэвидса де Хейма, который ненадолго вернулся из Антверпена. Таким образом, Миньон приобрел фламандский вкус Де Хейма для насыщенного цвета и сложного дизайна.

Певцы и бездельники из таверны часто появляются в жанрах жанра повседневной жизни в Нидерландах, но изображения рабочих, пополняющих гостиницу, очень необычны. Двое рабочих здесь собрались вместе, чтобы вытащить пивные бочонки с саней. Их переутомленный, подкормленный конь несет шрамы тяжелого существования. В дверях подвала маленький мальчик носит кувшин эля, а улица изобилует нищими, торговцами и боевыми собаками.

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

В обеих сценах церковные шпионы поднимаются над деревнями. Здесь, кроме того, дымоход гостиницы поддерживает гнездо аиста, традиционный признак удачи. Кирстейн, в честь 50-летия Национальной галереи искусств, 1. До эпохи Возрождения элементы натюрмортов, часто проникнутые символическим или ритуальным значением, оказались подчиненными предметами в религиозных или аллегорических картинах. Эллинистические фрески и мозаики из Пергама, Александрии, Рима и Помпеи включали в себя изображения растений и пищи, в которых иллюзия иллюзии иллюзионизма в искусстве, своего рода визуальный обман, в котором окрашенные формы кажутся реальными, иногда называют тромпе л.


Бейерен. Натюрморт с омаром, 1667

Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть.

Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту.

Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности.

В ранних христианских и византийских религиозных картинах элементы натюрморта были обработаны схематизированным и символическим образом до конца средневековья. В начале итальянского Возрождения такие детали были обработаны гораздо более формально и полностью доминировали в религиозной теме произведения, как в картинах Джотто. К 15 в. объекты натюрморта использовались для усиления иллюзии научной перспективной перспективы, в искусстве, любого метода, используемого для представления трехмерного пространства на плоской поверхности или в рельефной скульптуре.

Бутылка — символ греха пьянства.

Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

Песочные и механические часы — быстротечность времени.

Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.

В то время натюрморт стал отдельным жанром в Италии; он был широко использован мастерами маркетри-маркетри, ветвью сателлита, в которой декоративная поверхность дерева или другого вещества приклеивается к объекту на одном плане. Именно в религиозных произведениях североевропейских мастеров наиболее полно проявилось возрождение изучения природы.

Считается, что он учился у Роберта Кампина. Появились специалисты по обработке специфических текстур или эффектов, таких как стекло, мех, растения и прозрачность винограда. Там, где итальянские художники общались с северными мастерами, их работы отражали северный интерес к предметам натюрмортов. Направление этого влияния было отменено ко времени Караваджо. Специальными фотографиями были первые крупные отдельные натюрморты. Они включали работы на тему ванитас ванитатум с изображением черепа, песочных часов, свечей, книг и цветов в их иконографии, а также куски банкета, которые стали популярными у коллекционеров.

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

Письма символизируют человеческие отношения.

Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

Натюрморт в семнадцатом-девятнадцатом веках

Он был крупной фигурой живописи 18-го века.

Натюрморт в двадцатом веке

Художники во многих школах абстрактной живописи, начиная с Сезанна и продолжая по сей день, оставили объективное представление натюрморта и разработали множество разновидностей лечения предмета, концентрируясь на цвете, форме и композиции. Иногда они рисовали другие предметы, применяя эти стилистические приемы натюрморта.

Они выбрали объекты популярной культуры, относящиеся к их тезису, таким как суп-банки и комиксы. В Восточной Азии предметы натюрморта были изображены уже в 11 веке. Китайские произведения отличались блестящей мазкой и быстрым исполнением. Объекты часто снабжались символическим импортом в китайских произведениях, а японские композиции часто получали от них. Важность иллюзорного представления объекта была сведена к минимуму в восточноазиатском искусстве, и в целом его обращение с натюрморт не соответствует таковому западного искусства.

Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

Шейкфорд, Импрессионистский натюрморт. Жанр в изобразительном искусстве, прежде всего в станковой живописи, состоящий из представления объектов, расположенных на фоне общего фона. Специальная организация или формулировка мотива является одной из основных составляющих жанра. Помимо изображающих такие неодушевленные предметы, как домашняя утварь, натюрморты включают объекты из природы, которые были удалены из их естественной среды - например, рыба на столе или букет цветов. Живые, движущиеся существа - насекомые, птицы, животные и даже люди - иногда могут появляться в натюрморт, но они служат только в подчиненной способности.

Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.


В отличие от других жанров, натюрморт имеет дело с маленькими предметами из повседневной жизни. Это требует, чтобы художник и зритель уделяли особое внимание структуре и деталям предметов, текстуре и пространственным отношениям. Следует также обратить внимание на чисто пластические проблемы живописи.

Натюрморт как жанр не просто стремится к символическому выражению, к решению декоративных проблем, либо к точному определению объективного мира с точки зрения естествоиспытателя, хотя такие тенденции способствовали развитию жанра. Его образы часто отмечены множеством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной тщательностью в воспроизводящей природе. Представление объектов в живописи натюрморт имеет существенное художественное значение. Художник может создать комплексное многомерное изображение со сложным скрытым смыслом.

Жак Андре Жозеф Авед. Около 1670 года.

Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.

Историческое развитие натюрморта с содержанием, которое изменилось в разные эпохи, в определенной мере отражает социальную направленность искусства в целом. Натюрмортные мотивы как композиционные детали и как декоративные и символические элементы проявляются в древнем восточном, древнегреческом и римском, и в средневековом искусстве. Элементы, в которых можно различать композиционные и тематические прототипы поздних натюрмортов, появляются в древнеримских фресках и мозаиках, датируемых первым веком.

Трудно говорить о натюрмортах в контексте классического восточного, особенно китайского и японского, искусства. В восточных странах художественное восприятие и система жанров по существу отличались от жанров Европы. Сопоставимые с натюрмортами, хотя бы частично, являются произведениями школы цветков и птиц и различными изображениями фруктов.

Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы.

Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.

Появление натюрморта как независимого жанра связано с общим характером европейского искусства в наше время, с ростом станковой живописи и с формированием разветвленной системы жанров. В работах итальянских и, особенно, голландских мастеров эпохи Возрождения очевидны беспрецедентный интерес к материальному миру и любовь к чувственной красоте вещей. В то же время символическое значение, которое характеризовало живописное изображение объектов в средние века, часто сохранялось.

История натюрморта, в частности типа тромпелевых, как форма станковой живописи, началась с произведений итальянского художника Якопо де Барбари, в которых объекты так верно передаются, что они кажутся реальными. Живопись натюрморта не стала популярной до конца 16-го и начала 17-го веков. Его популярность была вызвана интересом к естественной истории, характерной для эпохи, интересом художников к повседневной и личной жизни людей, а также развитием художественных методов представления мира. В картинах нидерландца Питера Аерцена и его последователей важное место было уделено изображению кухонь и магазинов, в которых складывается еда и утварь; это делалось иногда даже в работах, посвященных религиозным предметам.

Портрет сангиной. В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.

Золотая бахрома — тщета роскоши.

Череп — в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама. Колос, обвивающий череп, — символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» — Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.

Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия


Адриан ван Утрехт."Vanitas". 1642.

ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;

крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;

осыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности;

увядший цветок - намек на исчезновение чувства;

ирисы - знак Богородицы;

белые розы - платоническая любовь и символ чистоты;

красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы;

красные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

голубые и синие цветы - напоминание о небесной лазури;

чертополох - символ зла;

гвоздика - символ пролитой крови Христа;

мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;

анемон - помощь в болезни;

тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;белый тюльпан - ложная любовь,красный тюльпан - страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Натюрморт в Голландии XVII века

Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. 1530. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и поступил, написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты. Они появились около 1600 года - это время и принято считать датой рождения жанра.

Мартин ван Хемскерк. Семейный портрет. Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.

В тот момент сло ва для его определения еще не существовало. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, а до этого времени картины называли по сюжету изображения: b lumentopf - ваза с цветами, banketje - накрытый стол, fruytage - фрукты, toebackje - натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd - картины с изображением черепа. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Действительно, на картины голландских художников, казалось, выплеснулся весь окружавший их предметный мир.

Абрахам ван Бейрен. Натюрморт с омарами. XVII век.Кунстхауз, Цюрих

В искусстве это означало революцию не меньшую, чем та, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Контраст с остальной Европой был разительный.

Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей - из тех, что побогаче. Позднее, в XVIII и XIX столетиях, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности, картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах.

Ян Веникс. Натюрморт с белым павлином. 1692. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте.

Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта - «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы - скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни.

В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще большей степени подчинен тоновому единству, в нем господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».

Абрахам ван Бейрен. Завтрак. XVII век. ГМИИ им. Пушкина, Москва

В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители - Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.

В Гааге, центре морского промысла, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, колорит их картин отливает блеском чешуи, в которой вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.

В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.

Виллем Калф. Натюрморт с кубком - наутилусом и чашей китайского фарфора. Музей Тиссен - Борнемисца, Мадрид

Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Этот тип натюрморта получил особое распространение во второй половине - конце столетия в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой. Живопись двух последних художников показывает усиление декоративности, цветности, стремление к внешним эффектам.

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв., они видели в натюрмортах прежде всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.