Биографии Характеристики Анализ

Где находится кладбище космических кораблей. Кладбище космических кораблей в южной части Тихого океана: координаты

Кладбище космических кораблей October 29th, 2017

Самая удаленная от суши точка на Земле имеет множество названий, но чаще всего ее называют точкой Немо, или океаническим полюсом недоступности. Расположена она по координатам 48°52,6 южной широты и 123°23,6 западной долготы. Ближайший островок суши находится примерно в 2250 километрах отсюда. Благодаря своей удаленности, это место является идеальным для захоронения космических аппаратов, и поэтому космические агентства нередко называют его еще и «кладбищем космических кораблей».

Это место находится в Тихом океане и представляет собой самую удаленную от любой человеческой цивилизации точку на нашей планете.


Обломки станции "Мир"

Однако у Билла Айлора, аэрокосмического инженера и специалиста в вопросах возвращения космических аппаратов в атмосферу, имеется по поводу этого места другое определение:

«Это самое лучшее на планете место для того, чтобы что-то уронить с космоса, не принеся при этом стороннего ущерба».

Чтобы «похоронить» очередной космический аппарат на этом кладбище, космическим агентствам требуется некоторое время для проведения нужных расчетов. Как правило, более компактные спутники не заканчивают свою жизнь именно в точке Немо, так как, объясняет NASA, «тепло, создаваемое атмосферным трением, в большей степени уничтожает падающий со скоростью несколько тысяч километров в час спутник еще до того, как он упадет. Та-да! Это словно магия. Будто бы и не было никакого спутника!».

Совсем другое дело — более крупные объекты вроде Тяньгун-1, первой китайской орбитальной космической станции, запущенной в сентябре 2011 года, вес которой составляет порядка 8,5 тонны. Китай потерял управление 12-метровой орбитальной лабораторией в марте 2016 года. Прогнозы неутешительные. Станция должна упасть на Землю где-то в начале 2018 года. Где именно? Пока никто не знает. Тот же Айлор, работающий на некоммерческую организацию Aerospace Corporation, говорит, что его компания, скорее всего, не решится делать прогнозы ранее чем за пять дней до того, как станция ожидаемо разрушится в атмосфере Земли. Когда это произойдет, сотни килограммов различных металлических частей вроде титановой обшивки станции, топливных баков и много чего еще продолжат свое падение со скоростью свыше 300 километров в час, пока в конечном итоге не упадут на поверхность планеты.

Так как Китай потерял контроль над станцией Тяньгун-1, страна не может уверенно спрогнозировать, упадет ли она в точку Немо.

Свалка космических кораблей

Что интересно, астронавты, живущие на борту Международной космической станции, по факту находятся ближе всех к этой самой точке Немо. Все дело в том, что МКС кружит над Землей (и в частности над местом, о котором мы говорим) на высоте около 400 километров, в то время как ближайший к точке Немо клочок суши находится гораздо дальше.

Согласно Popular Science, с 1971-го по середину 2016-го космические агентства со всего мира похоронили здесь как минимум 260 космический аппаратов. При этом, как отмечает портал Gizmodo, количество утилизированных космических аппаратов резко возросло с 2015 года, когда их общее число составляло на тот момент всего 161.

Здесь, на глубине более трех километров, нашла свое последнее пристанище советская космическая станция «Мир», более 140 российских грузовых космических кораблей, несколько грузовиков Европейского космического агентства (например, первый автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» серии ATV) и даже одна из ракет SpaceX, если верить отчетам Smithsonian.com. Правда, космические аппараты здесь вряд ли можно назвать аккуратно сложенными в одну кучу. Айлор отмечает, что такие большие объекты, как станция Таньгун-1, могут при падении развалиться на части, покрыв площадь в 1600 километров вдоль и несколько десятков поперек. Сама же территория «отчуждения» точки Немо занимает площадь более 17 миллионов квадратных километров, поэтому найти конкретный упавший космический аппарат здесь не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.

Грузовой корабль «Жюль Верн» Европейского космического агентства разваливается на части при входе в атмосферу. 29 сентября 2008 года

Конечно, далеко не все космические аппараты заканчивают жизнь на этом кладбище космической техники, но шансы на то, что часть разрушающегося космического аппарата упадет на кого-то из людей, вне зависимости от того, где этот космический аппарат будет падать на Землю, очень малы, отмечает Айлор.

«Разумеется, нет ничего невозможного. Однако с момента начала космической эры последний случай, который приходит на память, произошел аж в 1997 году. Тогда в Оклахоме на женщину упала недогоревшая часть ракеты», — поясняет Айлор.

Тот самый недогоревший кусок ракеты и женщина, на которую он упал

Гораздо большую опасность мертвый космический аппарат может создавать именно на орбите.

Реальная угроза космического мусора

На данный момент на различных высотах вокруг Земли кружат около 4000 искусственных спутников. А в ближайшем будущем должно появиться еще больше. Другими словами, на орбите и сейчас полно различных космических аппаратов, а вскоре вообще будет не протолкнуться.

Согласно статистике сайта Space-Track.org, помимо спутников на орбите находятся тысячи неконтролируемых останков ракет, а также более 12 000 других искусственных объектов размером больше человеческого кулака. И это если еще опустить бесчисленное число различных шурупов, болтов, кусков засохшей краски (с обшивки ракет) и множества металлических частиц.


«Со временем страны начали понимать, что в буквальном смысле захламляют космос и это создает серьезную угрозу не только для их систем, но вообще для всех» , — добавляет Айлор.

Самое худшее, по мнению специалистов того же Европейского космического агентства, может произойти тогда, когда два куска космического мусора сталкиваются друг с другом, особенно когда эти объекты большого размера.

Случайные столкновения тех же спутников хоть и происходят очень редко, но происходят. Последние такие инциденты были в 1996-м, 2009-м и два в 2013-м. В результате подобных событий, а также в результате намеренного уничтожения спутников появляется огромное число космического мусора, создающего угрозу другим рабочим спутникам и опасность цепного эффета.

«Мы выяснили, что этот мусор может оставаться на орбите в течение сотен лет», — комментирует Айлор.

Для предотвращения появления нового космического мусора стареющие космические аппараты нужно со временем сводить с орбиты. Многие космические агентства, а также частные космические компании сейчас рассматривают возможность создания специального космического аппарата-мусорщика, который мог бы производить захват отживших свое спутников и других космических аппаратов и направлять их прямиком в подводное кладбище космических кораблей на Земле.

Однако тот же Айлор, как и некоторые другие эксперты, настаивает на разработке новых технологий и методов, с помощью которых можно будет захватывать, тащить и убирать старый неконтролируемый космический мусор, накопившийся на орбите и представляющий настоящую угрозу.

«Я предложил что-то вроде XPRIZE и Grand Challenge, где можно было бы отобрать концепты трех наиболее подходящих космических аппаратов и дать гранты на их разработку и последующее использование при очистке орбиты планеты», — говорит Айлор.

К сожалению, технические трудности в реализации подобных планов стоят далеко не на первом месте среди проблем, когда есть такое понятие, как бюрократия.

«Технические сложности здесь далеко не самое основное. Основную проблему здесь создает идея частной собственности. Например, ни одна другая нация не имеет право прикасаться к тем же американским спутникам. Произойди такое — и это может быть рассчитано как акт военной агрессии», — объясняет Айлор.

По мнению Айлора, перед лицом общей угрозы нации всего мира должны объединиться, потому что только так можно будет эффективно решать подобные проблемы.

В отдаленном регионе Тихого океана к юго-востоку от Новой Зеландии глубина достигает 4000 метров. До ближайшей земли отсюда тысячи километров, нет даже мелких островов, сюда редко заплывают корабли.

В этом пустынном регионе океана расположен Океанский полюс недоступности или Точка Немо, названная так в честь героя фантастического романа Жюля Верна. Координаты точки 48⁰52′ южной широты и 123⁰23′ западной долготы. Ближайшая земля – атолл Дюси, расположенный в 2688 км севернее.

Где-то здесь под толщей океанских волн нашли свое последнее пристанище 145 российских Прогрессов, 4 японских космических грузовика HTV и 5 автоматических грузовых кораблей ATV Европейского космического агентства. «Рядом» с ними покоятся останки космической станции «Мир» и 6-ти «Салютов».

Слово «рядом» не случайно в кавычках. Ни один из космических кораблей не сохранился в виде более-менее значительных фрагментов. Соприкосновение с атмосферой губительно для космических аппаратов, если только на них не установлена эффективная температурная защита, как в случаях с пилотируемыми спускаемыми модулями.

Никто никогда не планировал возвращать на Землю космические грузовики и орбитальные станции для повторного использования. Оказавшись в плотных слоях атмосферы, подобные космические объекты разрушаются и сгорают.

Как объяснил в 2013 году один из руководителей Европейского космического агентства Холгер Крэг (Holger Krag), при таких условиях даже в случае контролируемого приземления отслужившего свой срок объекта его фрагменты рассеиваются на очень большой площади.

Участок океана, где затоплены уцелевшие обломки космических кораблей, тянется на 3000 км с севера на юг и на 5000 км с запада на восток.

Самый крупный объект кладбища – 143-тонная станция «Мир», останки которой погрузились на океанское дно в марте 2001 года после 15 лет орбитальной службы. По оценкам специалистов дна достигли шесть основных фрагментов «Мира» и множество мелких обломков общим весом 20-25 тонн.

«Мир» начал разрушаться на высоте 95 километров. Фрагменты станции разбросаны по обширной области длиной около 3000 км и шириной около 100 км.

Несмотря на то, что «кладбище» расположено вдали от загруженных морских магистралей, здесь могут оказаться суда и самолёты. Ответственность за мореплавание в регионе несут власти Чили и Новой Зеландии. Поэтому в случае плановых затоплений владельцы космических кораблей предупреждают эти страны за несколько дней, и передают им данные о предполагаемом времени и месте падения обломков. Получив извещение, уполномоченные службы уведомляют об опасности воздушные и морские суда.

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

В Тихом океане находится уникальное природное образование - лагуна Трук (или Чуук). Около 10 млн назад здесь был большой остров, но со временем он погрузился под воду.

В годы Второй мировой войны на островах вокруг лагуны располагалась крупная морская военная база Японии, а также аэродром. В 1944 году в лагуне Трук находились корабли 4-го императорского флота и командование 6-го подводного флота, но 17 февраля 1944 года американцы начали осуществление военной операции «Хилстон», в результате которой было потоплено более 30 крупных и много небольших японских судов.

Спускаемся на глубину, чтобы посмотреть на подводное кладбище кораблей в Тихом океане.

Так выглядел наш отель «Blue Lagoon Resort», который расположен он на острове Дублон. Домики, в которых мы живем, очень напоминают стандартные дома из первого «Far Cry». Так и кажется. что вот-вот из-за пальм выскочит чувак в красной гавайской рубашке и начнет тут всех мочить. А где-то тут, поблизости должен находится остов японского авианосца, тогда сходство будет полным:

Остров Фефан. Его ни с кем не перепутаешь:

Идем на место погружение:

Остатки корабля . Ходовая рубка и машинный телеграф:

В машинном отделении:

Надпись на борту:

Глубина 36 метров. Противотанковые орудия на палубе «Nippo Maru», их тут 3 штуки:

Глубина 37 метров. Легкий японский танк на дне Тихого океана:

Глубина 25 метров. Грузо-пассажирский пароход Rio de Janeiro Maru. лежит на правом борту. Это левый винт:

Глубина 12 метров. Вид с пилотского места бомбардировщика-торпедоносца Императорского флота Японии Накадзима B6N «Джилл»:

Глубина 36 метров. Еще один самолет «Джилл»:

Затонувший японский корабль Shinkoku Maru, На ходовом мостике:

Грузовик Исудзу трюме корабля Shinkoku Maru. От судна осталась только передняя половина, задняя часть разрушилась от взрыва американской бомбы:

Грузовая стрела корабля Shinkoku Maru покрыта мягкими кораллами:

Фюзеляж истребителя «Клод» - предшественник знаменитого «Зеро» в трюме затонувшего японского судна Fujikawa Maru:

Корабль Fujikawa Maru. Визитная карточка лагуны Трук - жутковатый воздушный компрессор в токарной мастерской:

Вот и завершилась неделя погружения под воду в лагуне Трук. Обследовано около 10 затонувших кораблей, два самолета. Это закат последнего вечера на острове Дублон, лагуны Трук.

Объемы космического мусора на околоземной орбите достигли критического порога, говорят специалисты. Он уже становится опасным не только для орбитальных космических аппаратов, но и для всех нас. В околоземном пространстве вращаются более 20 тысяч обломков. В NASA заговорили о необходимости запустить в космос специального уборщика.

Можно ли провести в космосе генеральную уборку и как это можно сделать? Об этом в эфире "Утра России" рассказал главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.

Эксперт отметил, что для Земли падение этого космического мусора практически не опасно. По его словам, панику, которая связана, в частности, с падением американского спутника UARS, спровоцировали некомпетентные люди. Вопреки опасениям, спутник упал не кому-то на голову, а благополучно затонул в Тихом океане вдали от суши. "Вероятность того, что обломки упадут на какой-то населенный пункт, ничтожно мала - меньше одной десятитысячной процента", - отметил Маринин.

По словам эксперта, нельзя сказать, что проблемой космического мусора раньше не занимались. Этот вопрос не раз поднимался в ООН и международных космических организациях. "В 1997 году было принято рекомендательное решение, чтобы каждая страна, которая занимается космической деятельностью, за собой убирала. Например, со станции "Мир" просто выбрасывали помойные ведра. Сейчас с Международной космической станции уже ничего не выбрасывают", - рассказал он.

Однако сбор того мусора, который уже есть на орбите, составляет большую проблему. Магнитом эти обломки не соберешь - магнит притягивает стальные сплавы, а мусор, в основном, дюралюминиевый. Японские эксперты предлагали ловить космический мусор сетью, но это тоже неподходящий вариант - обломки движутся в разных направлениях и с разными скоростями.

В России этот вопрос пока вообще не считается актуальным и средства в его решение не вкладываются. Однако и непосредственной угрозы для Земли этот мусор не представляет. "Большинство космических обломков медленно, но верно падают и сгорают в атмосфере. Если сейчас принять международные законы и декларации, чтобы каждая страна, занимающаяся космической деятельностью, взяла на себя обязательства бороться с этим мусором, то эта проблема не будет такой актуальной. Весь мусор будет самоликвидироваться, а новый будет возникать все меньше", - заключил Маринин.

Кладбище космических кораблей — распространённое название закрытого для судоходства южного района Тихого океана глубиной 4 км, куда попадают остатки космических аппаратов после выведения их из эксплуатации. Оно расположено близ острова Рождества ,

в 3900 км от новозеландского города Веллингтон. Большая часть космических аппаратов сгорает в плотных слоях атмосферы, однако часть обшивки кораблей и другие части, не сгоревшие при выводе их с орбиты, падают именно в этот район. Затоплению подлежат выработавшие свой ресурс станции и корабли с загруженным в их отсеки различного рода мусором и отходами жизнедеятельности космических экспедиций. Как правило, поверхности воды достигают лишь тугоплавкие элементы конструкций. В частности, данный участок используется Центром управления полётами (ЦУП) для затопления космических грузовиков «Прогресс». В данном районе были затоплены остатки космической станции «Мир» в 2001 году. История «кладбища» насчитывает и два чрезвычайных происшествия, когда в 1979 г. остатки американской станции «Скайлэб» упали на западе Австралии, а в 1991 г. обломки российской станции «Салют-7» частично рассыпались на территории Аргентины. Оба случая обошлись без жертв и разрушений. В марте 2001 г., во время вывода с орбиты комплекса «Мир», власти Австралии, Японии и островов Фиджи, находящихся на весьма внушительном расстоянии от «кладбища», рекомендовали своим гражданам не выходить на улицу, а находиться исключительно в жилых домах, учреждениях и прочих укрытиях. Ежегодно на океанском «кладбище» находят свой последний приют по нескольку десятков космических аппаратов. По словам представителей Центра управления полетами Федерального космического агентства, «принятая практика уничтожения космического мусора с помощью „грузовиков“ не наносит вреда экологии Земли». Район полностью закрыт для судоходства.

Район затопления выведенных с околоземной орбиты космических станций и грузовых кораблей одноразового использования, известный в качестве "кладбища космических кораблей", находится в Тихом океане на 40 параллели Южного полушария близ острова Рождества вдали от судоходных путей и населенных территорий. Вместе с тем, история "кладбища" насчитывает и два чрезвычайных происшествия, когда в 1979 г. остатки американской станции "Скайлэб" упали на западе Австралии, а в 1991 г. обломки российской станции "Салют-7" частично рассыпались на территории Аргентины. Оба случая обошлись без жертв и разрушений. В марте 2001 г., во время вывода с орбиты комплекса "Мир", власти Австралии, Японии и островов Фиджи, находящихся на весьма внушительном расстоянии от "кладбища", рекомендовали своим гражданам не выходить на улицу, а находиться исключительно в жилых домах, учреждениях и прочих укрытиях.

Затоплению подлежат выработавшие свой ресурс станции и корабли с загруженным в их отсеки различного рода мусором и отходами жизнедеятельности космических экспедиций. Как правило, поверхности воды достигают лишь тугоплавкие элементы конструкций, которые затем опускаются на глубину около 4 километров (большая же часть фрагментов сгорает в плотных слоях атмосферы). Ежегодно на океанском "кладбище" находят свой последний приют по нескольку десятков космических аппаратов. По словам представителей Центра управления полетами Федерального космического агентства, "принятая практика уничтожения космического мусора с помощью "грузовиков" не наносит вреда экологии Земли. Источник: http://kvazar.org/showthread.php?t=18136 Заключительный виток станции Мир. Обломки станции Мир над Тихим океаном Источник: http://www.mir.avia.ru/

Заключительный виток станции Мир.

Обломки станции Мир над Тихим океаном




Источник: http://www.mir.avia.ru/

Первый европейский грузовой космический корабль "Жюль Верн" также был затоплен в южной части Тихого океана, на так называемом кладбище космических кораблей в заданном районе с координатами 40 градусов Ю.Ш. и 145 граудсов З.Д. В 2500 км к востоку от Новой Зеландии, 6000 км от к западу Чили и 2500 км к югу от Французской Полинезии, 29 сентября 2008 примерно в 17:53 по московскому времени. Часть конструкций корабля сгорела в плотных слоях атмосферы во время вывода космического аппарата с орбиты. Корабль отстыковался от МКС 6 сентября, после чего был направлен в заданный участок океана для затопления. Источник: http://www.cybersecurity.ru/space/56091.html Фотография падения корабля "Жюль Верн": Источник изображения и информация о нём: http://www.astronet.ru/db/msg/1231393


*

Завершается автономный полет грузового космического корабля "Прогресс М-66", в понедельник вечером корабль будет сведен с орбиты затоплен в несудоходном районе Тихого океана, сообщил РИА Новости представитель ЦУП. Корабль был отстыкован от станции 6 мая и отправлен в контролируемый автономный полет с научным целями. В 14:28:30 UTS двигатели "Прогресса" получат команду на торможение, после чего корабль войдет в плотные слои атмосферы Земли, где и сгорит. Фрагменты "Прогресса" приводнятся в расчетном районе Тихого океана в 15:14:45 UTS. Координаты центра группировки падения несгоревших элементов конструкции – 42°34" южной широты и 139°24" западной долготы. Источник: ЦУП

В Тихом океане затоплен "Прогресс М-67" - последний космический грузовик с аналоговой системой управления. Об этом агентству "Интерфакс" сообщили в Центре управления полетами. Обломки корабля, не сгоревшие в атмосфере, упали вдалеке от судоходных путей, примерно в трех тысячах километров восточнее Веллингтона, столицы Новой Зеландии. 21 сентября грузовик отстыковался от МКС и отправился в автономный полет, во время которого принял участие в эксперименте "Плазма-Прогресс". В рамках этого эксперимента изучались характеристики облаков плазмы, возникающих вокруг комического аппарата при работе его двигателей на низкой околоземной орбите. На МКС с "Прогресса" сняли дорогостоящую аппаратуру стыковки "Курс". На борт корабля загрузили скопившийся на станции мусор и отслужившее свой срок оборудование. Вместо аналоговых "Прогрессов" старой серии будут использоваться грузовики с цифровой системой управления - более надежные и вместительные. Два таких корабля уже были отправлены на орбиту. Первый из них доставил груз на МКС в ноябре прошлого года.

К востоку от побережья Новой Зеландии, в нескольких тысячах км от суши в водах Тихого океана находится одна из самых невероятных свалок в мире. Сокрытую от глаз людей мусорку окружают только неспокойные течения океана, а по близости нет ни одного острова. На дне на глубине 4 км таится целое поле разбитых фрагментов старых спутников, давно вышедших из строя. Это и есть «Кладбище космических кораблей», куда космические агентства со всего света отправляют в последний путь свои списанные спутники и летательные аппараты.

Когда срок эксплуатации спутника или орбитальной станции истекает, есть два разных пути развития сценария вывода отработавшей техники с места ее работы. Если у спутника слишком высокая орбита, как в случае с геосинхронными аппаратами, инженеры отправляют космический металлолом дальше в небо на орбиту захоронения мусора, куда отправляются все слишком массивные конструкции. Эта орбита находится в нескольких сотнях км от самой дальней траектории управляемых спутников. Такое расстояние выбрано для того, чтобы свести к нулю вероятность столкновения списанных космических аппаратов со все еще функционирующей техникой.

В случае спутников, которые работают слишком близко к Земле, намного проще поступить противоположным образом. Если спутник достаточно маленький, он самостоятельно сгорит в земной атмосфере, как происходит с сотнями метеоров каждый день. Но если станция довольно большая, и существует шанс, что она не до конца сгорит в земной атмосфере во время падения, ее списание подразумевает тщательное планирование.

Старый спутник приходится сопровождать до самой воды, направляя в строго заданную зону во избежание столкновения с сушей и особенно с местами обитания людей. Космические агентства обязаны проследить, чтобы устаревшая техника не стала причиной несчастных случаев и травм среди гражданских лиц.

Известное под названием «Точка Немо», кладбище космических кораблей – это место в океане, наиболее удаленное от любой существующей вокруг суши. Свое имя эта локация получила в честь небезызвестного героя книги Жуля Верна про Капитана Немо. С латинского языка это имя переводится как «никто», что отлично подходит для столь удаленного и изолированного места. Точка Немо лежит примерно в 2688 км от трех ближайших к ней островов – атолла Дюси на севере, острова Пасхи (или Моту-Нуи) на северо-востоке, и острова Махер на юге. Другое название этого места – океанский полюс недоступности. Этот статус Точка Немо получила за свою максимальную удаленность от всех морских путей в Тихом океане. Курсирование морских кораблей здесь попросту запрещено.

Кроме того, что космическая свалка находится на приличном расстоянии от людей, она еще и практически безопасна для морских обитателей региона. И это замечательно, ведь никому бы не хотелось, чтобы списанные «железяки» погубили местную экосистему. Как же это возможно в океане? Все просто – Точка Немо расположена в южных водах великого тихоокеанского круговорота, представляющего собой крупное кольцевое морское течение. Мощный круговорот затягивает весь бытовой мусор с ближайших прибрежных вод в округе. По этой причине Точка Немо практически необитаема морской живностью и стала своеобразной океанической пустыней, которую еще называют Большим тихоокеанским мусорным пятном. Естественно, ученые в свое время сочли этот район идеальным местом для космической и утилизации отработавших спутников и отходов жизнедеятельности космических экспедиций.

С 1971 по 2016 годы в Точке Немо было проведено более 263 официальных захоронений космического мусора. Чаще всего здесь топят беспилотные грузовики с Международной космической станции. МКС и сама в итоге будет похоронена именно на этой свалке, когда срок ее эксплуатации подойдет к концу. Приблизительная дата – 2028 год, но есть вероятность продления жизни этого космического объекта.


МКС. Фото: NASA

Самые грандиозные похороны в Точке Немо состоялись 23 марта 2001 года, когда спустя 15 лет службы в воды Тихого океана была погружена 135-тонная российская космическая станция Мир. Во время вывода с орбиты Мир вошел в нашу атмосферу на расстоянии 100 км от Земли. Даже в таком разряженном воздухе станция лишилась некоторых ее фрагментов еще в начале своего предсмертного пути. Например, от Мира почти сразу же отвалились солнечные панели. А в 90 км от поверхности океана космический корабль развалился на несколько частей, и сгорающие в атмосфере фрагменты были видны в вечернем небе даже с островов Фиджи. К моменту вхождения в воду от Мира оставалось всего 20-25 тонн конструкций.

Так что если вы представляли себе космическое кладбище площадкой, устланной грациозно возвышающимися над дном спутниками и орбитальными станциями, вы будете разочарованы. Останки этих высокотехнологичных аппаратов разбросало на сотни и тысячи км по мелким частям. Когда Мир распался в атмосфере на фрагменты, он оставил след из мусора длиной в 1500 км и шириной в 100 км.

Даже при самом спланированном контроле за утоплением космических станций, это никогда не будет целостное приземление, как рассказал Холгер Крэг (Holger Krag), глава офиса Европейского космического агентства (ЕКА), занимающегося вопросами космических отходов. Природа разрушения подобных конструкций требует от экспертов, чтобы для захоронения спутника была подготовлена довольно обширная территория. Фрагменты никогда не упадут в одно и то же место.

Вот почему Точка Немо – лучший выбор. Расположенная в 2688 км от любой ближайшей земли, она позволяет космическим инженерам-конструкторам рассчитывать на достаточно широкую площадку для подстраховки. Это очень актуально в случае погрешностей в расчетах возможных траекторий падения останков.


Космическая станция Мир


Автоматический грузовой космический корабль (АГК) по имени Жуль Верн (Jules Verne), разработанный ЕКА, распадается в земной атмосфере 29 сентября 2008 года над необитаемой зоной Тихого океана к юго-западу от Таити. Фото: NASA.