Биографии Характеристики Анализ

Линейный корабль линкор гигант морских сражений. Взлет и падение линкоров (и почему они уже не вернутся)

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

Историки флота сходятся во мнении, что первый линейный корабль (чертежи и проект Д. Бейкера) был построен в Англии в 1514 году. Он представлял собой четырехмачтовый неф (высокобортное деревянное судно), оборудованный двумя деками - крытыми орудийными палубами.

Из каракк и галеонов

Линейная тактика морских сражений стала применяться флотами европейских стран вслед за инициаторами нововведения - Англией и Испанией - в начале XVII века. На смену абордажным дуэлям пришли артиллерийские. Согласно этой стратегии, максимальный урон вражескому флоту наносился судами, выстроенными в линию и ведущими прицельный залповый огонь бортовыми орудиями. Возникла необходимость в кораблях, максимально адаптированных к таким сражениям. Первое время для этих целей перестраивали большие парусные корабли - каракки. Оборудовали палубы для установки пушек и прорезали отверстия в бортах - орудийные порты.

Первые линкоры

Создание судов, способных нести мощное, функциональное артиллерийское вооружение, требовало пересмотра и изменения многих устоявшихся технологий судостроения, создания новых методов расчета. Так, например, флагманский парусный линейный корабль "Мэри Роуз", переоборудованный из каракки, затонул в 1545 году в морском сражении при Соленте не под огнем вражеских орудий, а из-за захлестывания волнами неверно рассчитанных орудийных портов.

Новый метод определения уровня ватерлинии и расчета водоизмещения, предложенный англичанином Э. Дином, позволял без спуска судна на воду вычислить высоту нижних портов (соответственно, и орудийной палубы) от морской поверхности. Первые настоящие пушечные линейные корабли были трехпалубными. Росло количество установленных орудий крупного калибра. Созданный в 1637 году на верфях Англии "Повелитель морей" имел на вооружении сто пушек и долгое время считался самым большим и дорогим военным кораблем. К середине века линкоры имели от 2 до 4 деков с размещенными на них от 50 до 150 крупнокалиберными орудиями. Дальнейшее совершенствование сводилось к повышению могущества артиллерии и улучшению мореходных качеств судов.

По проекту Петра I

В России первый корабль (линейный) был спущен на воду при Петре I, весной 1700 года. Двухпалубное судно "Божье предзнаменование", ставшее флагманом Азовской флотилии, имело на вооружении 58 орудий, отлитых на заводах промышленника Демидова, калибром 16 и 8 футов. Модель линейного корабля, отнесенного, по европейской классификации, к судам 4 ранга, была разработана лично российским императором. Мало того, Петр принимал непосредственное активное участие в строительстве "Предзнаменования" на верфях Воронежского адмиралтейства.

В связи с угрозой шведского морского вторжения, по утвержденной императором программе развития кораблестроения состав Балтийского флота в ближайшее десятилетие должны усилить линейные корабли типа азовского флагмана. Полномасштабное строительство судов было налажено в Новой Ладоге, и к середине 1712 года на воду было спущено несколько пятидесятипушечных линкоров - "Рига", "Выборг", "Пернов" и гордость императорского флота - "Полтава".

На смену парусам

Начало XIX века ознаменовалось рядом изобретений, положивших конец славной истории боевого парусного флота. Среди них осколочно-фугасный снаряд (изобретатель - французский артиллерийский офицер Анри-Жозеф Пексан, 1819 г.) и корабельный паровой двигатель, впервые приспособленный для вращения судового ходового винта американским инженером Р. Фултоном в 1807 году. Деревянным бортам трудно было противостоять новому типу снарядов. Для повышения пробивной устойчивости дерево стали покрывать металлическими листами. С 1855 года, после освоения серийного производства мощной судовой паровой машины, парусники стали быстро сдавать позиции. Некоторые из них были переоборудованы - снабжены силовой установкой и облицованы броневой обшивкой. В качестве площадок для установки орудий крупного калибра стали использоваться вращающиеся станки, что позволило сделать сектор обстрела круговым. Установки стали защищать барбетами - броневыми колпаками, в дальнейшем трансформировавшимися в артиллерийские башни.

Символ абсолютной мощи

К окончанию века мощность паровых машин существенно возросла, что позволило строить гораздо большие суда. Обычный корабль линейный того времени имел водоизмещение от 9 до 16 тыс. тонн. Крейсерская скорость достигала 18 узлов. Корпус судна, поделенный переборками на герметичные отсеки, защищала броня толщиной не менее 200 мм (в районе ватерлинии). Артвооружение состояло из двух башен с четырьмя 305-мм орудиями.

Развитие скорострельности и дальнобойности морской артиллерии, усовершенствование техники наведения орудий и централизованного управления огнем за счет электроприводов и радиосвязи заставили военных специалистов ведущих морских держав задуматься о создании линкоров нового типа. Первый такой корабль в рекордно короткие сроки построила Англия в 1906 году. Его название - HMC Dreadnought - стало нарицательным для всех судов подобного класса.

Российские дредноуты

Военно-морские чиновники сделали неверные выводы по итогам русско-японской войны, и заложенный в конце 1905 года линейный корабль "Апостол Андрей Первозванный", без учета тенденций развития мирового судостроения, морально устарел еще до спуска на воду.

К сожалению, и конструкцию последующих русских дредноутов нельзя назвать совершенной. Если по могуществу и качеству артиллерии, площади бронированной поверхности отечественные корабли не уступали английским и германским судам, то толщина бронирования была явно недостаточной. Создаваемый для Балтийского флота корабль (линейный) "Севастополь" получился быстроходным, хорошо вооруженным (12 орудий 305-го калибра), но слишком уязвимым для вражеских снарядов. Четыре судна такого класса были спущены на воду в 1911 году, но вошли в состав Военно-морских сил только во время Первой мировой войны (1914 г.).

Черноморские линкоры "Императрица Мария" и "Екатерина Великая" имели еще более мощное вооружение и усовершенствованную систему крепления броневых плит. Самым совершенным линейным кораблем мог стать "Император Николай I", получивший 262-мм монолитную броню, но Октябрьский переворот не позволил завершить строительство, и в 1928 году судно, переименованное в "Демократию", было разобрано на металл.

Конец эпохи линкоров

По Вашингтонскому соглашению 1922 года, максимальное водоизмещение линейных кораблей не должно превышать 35 560 тонн, а калибр орудий - 406 мм. Эти условия выполнялись морскими державами до 1936 года, после чего борьба за военное морское превосходство возобновилась.

Грянувший пожар Второй мировой войны послужил началом заката линейных кораблей. Лучшие линкоры - немецкие "Бисмарк" и "Тирпиц", американский "Принц Уэльский", японские "Мусаси" и "Ямато", - несмотря на мощное зенитное вооружение, были потоплены вражеской авиацией, сила которой возрастала с каждым годом. К середине XX века почти во всех странах строительство линейных кораблей прекратилось, а оставшиеся были выведены в резерв. Единственной державой, оставившей линкоры в строю до конца столетия, были Соединенные Штаты.

Несколько фактов

Легендарному линкору "Бисмарк" понадобилось всего пять залпов, чтобы уничтожить гордость британского флота - линейный крейсер HMS Hood. Чтобы пустить ко дну немецкий корабль, англичанами была задействована эскадра из 47 судов и 6 субмарин. Для достижения результата было выпущено 8 торпед и 2876 артиллерийских снарядов.

Самое большое судно Второй мировой - корабль линейный "Ямато" (Япония) - имел водоизмещение 70 тыс. тонн, бронепояс в 400 мм (лобовая броня орудийных башен - 650 мм, боевой рубки - полметра) и главный калибр в 460 мм.

В рамках "Проекта 23" в 40-х годах прошлого столетия в СССР были построены три суперлинкора класса "Советский Союз", по техническим характеристикам незначительно уступавшие японскому "гиганту".

Самые известные американские линкоры класса "Айова" последний раз модернизировались в 1980 году, получив на вооружение по 32 баллистические ракеты "Томагавк" и современное электронное оборудование. Последний корабль был выведен в резерв в 2012 году. Сегодня на всех четырех судах функционируют военно-морские музеи США.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

К моменту окончания Второй мировой класс быстроходных линейный кораблей достиг предела в своем развитии, выгодно объединив в себе разрушительную мощь и защищенность дредноутов с высокой скоростью линейных крейсеров, эти образцы морского совершили немало удивительных подвигов под флагами всех воевавших государств.


Составить какой-либо «рейтинг» линкоров тех лет не представляется возможным – на первое место претендуют сразу четыре фаворита, и у каждого из них на то имеются самые серьезные основания. Что касается остальных мест почетного пьедестала, здесь вообще невозможно сделать какой-либо осознанный выбор. Только индивидуальные вкусы и субъективные предпочтения. Каждый линкор отличается своей неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения и, зачастую, трагической гибели.

Каждый из них создавался под свои, конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и в соответствии с выбранной концепцией применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали разные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, наоборот, чрезвычайная удаленность баз. Классические эскадренные бои с такими же монстрами или кровавая каша с отражением бесконечных воздушных атак и обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической ситуации, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств – все это оставляло немалый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение между каким-либо итальянским «Литторио» и американским «Норт Кэролайн» совершенно исключено.

Тем не менее, претенденты на звание лучшего линкора видны невооруженным глазом. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых слышали даже те, кто никогда не интересовался флотом.

Жизнь по заветам Сунь Цзы

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации.

Только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц».
Результаты операции «Вольфрам» оцениваются как спорные – палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.

Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

…Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно.

Спрятавшись за противоторпедной сетью, корабль был неуязвим для торпедного оружия союзников. В то же время, авиационные бомбы оказались неэффективны против столь хорошо защищенной цели; можно было бесконечно долго громить броневую цитадель линкора, но разрушение надстроек не могло критическим образом повлиять на боеспособность «Тирпица».

Тем временем, бритты упрямо рвались к месту стоянки тевтонского зверя: мини-субмарины и человеко-торпеды; налеты палубной и стратегической авиации. Агенты-информаторы из местных, регулярное слежение за базой с воздуха…

«Тирпиц» стал уникальным воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он на три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если
«Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17. На него охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Ради него «Ланкастеры» из Королевских ВВС обосновались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Но все оказалось бесполезно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».


Tallboy ("Верзила")


Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, что бы разделаться с британским «джентльменом».


"Бисмарк" и "Принц Ойген" в боевом походе


А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!


Какой крепыш!

Иероглиф «верность». Линкоры типа «Ямато»

На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»…Неужели?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» произошла вот какая история: они были незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился устойчивый образ «неудачников», бесполезных «вендервафель» позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но по фактам мы имеем следующее:

Корабли были спроектированы и построены в заданный срок, успели повоевать и, наконец, приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника.

Что еще от них требуется?

Ярких побед? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже сам морской царь Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем линкоры «Мусаси» и «Ямато».

Недостатки супер-линкоров?

Да, в первую очередь слабая ПВО – ни чудовищные фейерверки «сансики 3» (зенитные снаряды калибра 460 мм), ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием не могли заменить современные зенитки и системы управления с корректировкой огня по данным радара.

Слабая ПТЗ?
Я вас умоляю! «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед – столько бы не выдержал ни один линкор на планете (для сравнения, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед, по расчетам самих же американцев, оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал фразе «самый, самый»

Самый большой линкор в истории и, по совместительству, самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне.
70 тысяч тонн полного водоизмещения.
Главный калибр – 460 мм.
Бронепояс – 40 сантиметров сплошного металла.
Стены боевой рубки – полметра брони.
Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты.

Грандиозное зрелище!

Главный просчет японцев – завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что было связано с линкорами типа «Ямато». На сегодняшний день существуют лишь считанные фотографии этих монстров - в основном сделанные с борта американских самолетов.

Такими кораблями стоило гордиться и не на шутку пугать ими врага – ведь янки до последнего момента были уверены, что имеют дело с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм.

При грамотной пиар-политике, само известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» могло вызвать панический страх среди командующих ВМС США и их союзников – так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить аналогичные корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм – в общем, было бы весело. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог быть гораздо большим.


Музей "Ямато" в Куре. Японцы бережно хранят память о своем "Варяге"

Как погибли левиафаны?

«Мусаси» шел весь день в море Сибуян под шквальными атаками самолетов с пяти американских авианосцев. Шел весь день, а к вечеру погиб, получив по разным оценкам 11-19 торпед и 10-17 авиационных бомб…
Как вы полагаете, велики ли были защищенность и боевая устойчивость японского линкора? И кто из его ровесников смог бы повторить подобное?

«Ямато»… смерть с высоты была его судьбой. Следы торпед, черно от самолетов небо…
Говоря откровенно, «Ямато» совершил почетную сэппуку, выйдя в составе маленькой эскадры против восьми авианосцев 58-го оперативного соединения. Результат предсказуем – две сотни самолетов растерзали линкор и его немногочисленный эскорт за два часа.

Эра высоких технологий. Линкоры типа «Айова»

Что если бы?
Что если бы вместо «Ямато», навстречу 58-му оперативному соединению адмирала Митшера вышел линкор, идентичный американской «Айове»? Что если бы японской промышленности удалось создать системы ПВО, аналогичные тем, что имелись в то время на кораблях ВМС США?

Чем бы окончился бой между линкором и американскими авианосцами, будь у японских моряков системы, аналогичные Mk.37, Ford Mk.I Gunfire Control Computer, SK, SK-2, SP, SR, Mk.14, Mk.51, Mk.53… ?

За сухими индексами скрываются шедевры технического прогресса – аналоговые компьютеры и автоматические системы управления огнем, радары, радиовысотомеры и снаряды с радиолокационным взрывателем – благодаря всем этим «фишкам» зенитный огонь «Айов» был как минимум в пять раз точнее и результативнее, чем выстрелы японских зенитчиков.

А еще если учесть ужасающую скорострельность зениток Mk.12, чрезвычайно эффективные 40 мм «Бофорсы» и автоматы «Эрликон» с ленточным питанием… Существует немалый шанс, что атака американской авиации могла захлебнуться в крови, а поврежденный нео-Ямато смог бы доковылять до Окинавы и выброситься на мель, превратившись в непобедимую артиллерийскую батарею (согласно плану операции Тен-Ити-Го).

Все могло быть… увы, «Ямато» отправился на морское дно, а впечатляющий комплекс зенитных средств стал прерогативой американских «Айов».

Смириться с мыслью, что лучший корабль – опять у американцев, совершенно невозможно. Ненавистники США в один миг найдут дюжину причин, по которым «Айова» не может считаться самым совершенным линкором.

«Айовы» жестко критикуют за отсутствие среднего калибра (150…155 мм) – в отличие от любых немецких, японских, французских или итальянских линкоров, американские корабли были вынуждены отбиваться от атак вражеских эсминцев только универсальными зенитками (5 дюймов, 127 мм).

Также, среди недостатков «Айов» называют отсутствие перегрузочных отделений в башнях ГК, худшую мореходность и «всходимость на волну» (по сравнению с тем же британским «Вэнгардом»), относительную слабость их ПТЗ перед японскими «лонг лэнсами», «мухлеж» с заявленной максимальной скоростью (на мерной миле линкоры с трудом разгонялись до 31 узла – вместо заявленных 33-х!).

Но, пожалуй, наиболее серьезное из всех обвинений – слабость бронирования по сравнению с любым из их ровесников – особенно много вопросов вызывают траверзные переборки «Айов».

Конечно, защитники американского кораблестроения сейчас изойдут паром, доказывая, что все перечисленные недостатки «Айовы» - всего лишь иллюзия, корабль проектировался под конкретную ситуацию и идеально соответствовал условиям Тихоокеанского театра военных действий.

Отсутствие среднего калибра стало преимуществом американских линкоров: для борьбы с надводными и воздушными целями хватало универсальных «пятидюймовок» - брать на борт 150 мм орудия в качестве «балласта» не имело смысла. А наличие "продвинутых" систем управления огнем окончательно нивелировало фактор отсутствия «среднего калибра».

Упреки в плохой мореходности – чисто субъективное мнение: «Айова» всегда считалась чрезвычайно устойчивой артиллерийской платформой. Что касается сильного «захлестывания» носовой части линкора в штормовую погоду – этот миф был рожден уже в наше время. Современнее моряки были удивлены повадкам бронированного монстра: вместо того чтобы спокойно покачиваться на волнах, тяжелая «Айова» резала волны, словно нож.

Повышенные износ стволов ГК объясняется очень тяжелыми снарядами (что есть неплохо) – бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг являлся самым тяжелым в мире боеприпасом своего калибра.

С ассортиментом снарядов у «Айовы» вообще не было проблем: на корабле имелся целый набор бронебойных и фугасных боеприпасов и зарядов различной мощности; после войны появились «кассетные» Mk.144 и Mk.146, начиненные разрывными гранатами в количества 400 и, соответственно, 666 штук. Чуть позже был разработан спецбоеприпас Mk.23 с ядерной боеголовкой мощностью 1 кт.

Что касается «недобора» проектной скорости на мерной миле, то испытания «Айов» проводились при ограниченной мощности ГЭУ – просто так, без веского повода, форсировать машины до проектных 254 000 л.с. бережливые янки отказались.

Общее впечатление от «Айов» может испортить лишь их относительно низкая защищеннность… впрочем, данный недостаток с лихвой компенсируется множеством других достоинств линкора.

«Айовы» имеют выслугу поболее, чем все остальные линкоры ВМВ вместе взятые – Вторая мировая, Корея, Вьетнам, Ливан, Ирак… Линкоры этого типа пережили всех - модернизация середины 1980-х позволила продлить срок службы ветеранов до начала XXI века – линкоры лишились части артиллерийского вооружения, взамен получив 32 КРМБ «Томагавк», 16 противокорабельных ракет «Гарпун», ЗРК «СиСпэрроу», современные радары и системы ближнего боя «Фаланкс».


У берегов Ирака


Однако, физический износ механизмов и окончание Холодной войны сыграли не последнюю роль в судьбе самых известных американских линкоров – все четыре монстра досрочно покинули состав ВМС США и превратились в крупные военно-морские музеи.

Чтож, фавориты определены. Теперь настало время упомянуть ряд других бронированных чудовищ – ведь каждый из них достоин своей порции удивления и восхищения.

Вот, например, «Jean Bart» - один из двух построенных линкоров типа «Ришелье». Элегантный французский корабль с неповторимым силуэтом: две четырехорудийные башни в носовой части, стильная надстройка, лихо загнутая назад дымовая труба…

Линкоры типа «Ришелье» считаются одними из наиболее совершенных кораблей в своем классе: имея меньшее на 5-10 тысяч тонн водоизмещение, чем любой «Бисмарк» или «Литторио», «французы» практически не уступали им по мощности вооружения, а по параметру «защищенность» - схема и толщина бронирования «Ришелье» была даже лучше, чем у многих из его более крупных сверстников. И все это успешно сочеталось со скоростью более 30 узлов – «француз» был самым быстрым из европейских линейных кораблей!

Необычная судьба этих линкоров: бегство недостроенных кораблей с верфи, во избежание захвата немцами, морской бой с британским и американским флотами в Касабланке и Дакаре, ремонт в США, а затем долгая счастливая служба под флагом Франции до второй половины 1960-х годов.

А вот великолепная троица с Аппенинского полуострова – итальянские линкоры типа «Литторио».

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.

В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком.
Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».


"Рома"


Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения.

Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе.

Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном…
А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?

В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Взамен, головной «Литторио» был потоплены прямо на своей якорной стоянке, во время британского налета на на ВМБ Таранто (жизнерадостные разгильдяи поленились натянуть противоторпедную сеть).

Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярчее и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).

Эпилог.

Линкоры бывали разные. Были среди них грозные и эффективные. Встречались не менее грозные, но малоэффективные. Но всякий раз, факт наличия у противника таких кораблей доставлял противоположной стороне немало хлопот и тревог.
Линкоры всегда остаются линкорами. Мощные и разрушительные корабли с высочайшей боевой устойчивостью.

По материалам:
http://wunderwaffe.narod.ru/
http://korabley.net/
http://www.navy.mil.nz/
http://navycollection.narod.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://navsource.org/

Броненосец — тяжёлый боевой корабль с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой, существовавший в первой половине XX века. Он предназначался для уничтожения кораблей всех типов, в т.ч. бронированных и действий против приморских крепостей. Различали эскадренные броненосцы (для боя в открытом море) и броненосцы береговой обороны (для действий в прибрежных районах).

Из многочисленных флотов броненосцев оставшихся после Первой мировой войны только в 7 странах они использовались во Второй мировой. Все они были построены еще до начала Первой мировой войны, а в период между войнами многие прошли модернизацию. И только броненосцы береговой обороны Дании, Таиланда и Финляндии были построены в 1923-1938 гг.

Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Получили заметное развитие в Германии, Великобритании, Нидерландах, России и Франции.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тыс.т., способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала. Главный калибр орудий 280-330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229-450 мм, реже более 500 мм.

Ориентировочное количество линкоров и броненосцев, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей

Страны Виды кораблей (всего/погибло) Всего
Броненосцы Линкоры
1 2 3 4
Аргентина 2 2
Бразилия 2 2
Великобритания 17/3 17/3
Германия 3/3 4/3 7/6
Греция 3/2 3/2
Дания 2/1 2/1
Италия 7/2 7/2
Норвегия 4/2 4/2
СССР 3 3
США 25/2 25/2
Таиланд 2/1 2/1
Финляндия 2/1 2/1
Франция 7/5 7/5
Чили 1 1
Швеция 8/1 8/1
Япония 12/11 12/11
ИТОГО 24/11 80/26 104/37

Линейный корабль (линкор) – класс самых крупных бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тыс. т., длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500 — 2800 человек. Линкоры применялись для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Они являлись эволюционным развитием броненосцев.

Основная масса линкоров, принимавших участие во Второй мировой войне была построена до начала Первой мировой. На протяжении 1936 — 1945 годов было построено лишь 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики и продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.

Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Yamato» и «Musashi» были потоплены авиацией, так и не встретившись с аналогичными кораблями противника. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации.

ТТХ лучших образцов линкоров

ТТХ корабля/Страна

и тип корабля

Англия

George V

Герм. Bismarck Италия

Littorio

США Франция

Richelieu

Япония Yamato

Водоизмещение стандартное, тыс. т. 36,7 41,7 40,9 49,5 37,8 63.2
Водоизмещение полное, тыс.т. 42,1 50,9 45,5 58,1 44,7 72.8
Длина, м. 213-227 251 224 262 242 243-260
Ширина, м. 31 36 33 33 33 37
Осадка, м 10 8,6 9,7 11 9,2 10,9
Бронирование борта, мм. 356 -381 320 70 + 280 330 330 410
Бронирование палуб, мм. 127 -152 50 — 80 + 80 -95 45 + 37 + 153-179 150-170 + 40 35-50 + 200-230
Бронирование башен главного калибра, мм. 324 -149 360-130 350-280 496-242 430-195 650
Бронирование боевой рубки, мм. 76 — 114 220-350 260 440 340 500
Мощность энергетических установок, тыс. л.с. 110 138 128 212 150 150
Максимальная скорость хода, узл. 28,5 29 30 33 31 27,5
Максимальная дальность хода, тыс. миль 6 8,5 4,7 15 10 7,2
Запас топлива, тыс.т. нефти 3,8 7,4 4,1 7,6 6,9 6,3
Артиллерия главного калибра 2х4 и 1х2 356-мм 4×2 — 380-мм 3×3 381-мм 3×3 — 406-мм 2×4- 380-мм 3×3 -460-мм
Артиллерия вспомогательного калибра 8х2 — 133-мм 6×2 — 150-мм и 8×2 — 105-мм 4×3 — 152-мм и 12×1 — 90-мм 10×2 — 127-мм 3×3- 152-мь и 6×2 100-мм 4×3- 155-мм и 6×2 -127-мм
Зенитная артиллерия 4х8 — 40-мм 8×2 –

37-мм и 12×1 — 20-мм

8×2 и 4×1 –

37-мм и 8×2 –

15×4 — 40-мм, 60×1 — 20-мм 4×2 — 37-мм

4х2 и 2х2 – 13,2мм

43×3 -25-мм и

2х2 – 13,2мм

Дальность стрельбы ГК, км 35,3 36,5 42,3 38,7 41,7 42
Количество катапульт, шт. 1 2 1 2 2 2
Количество гидросамолетов, шт. 2 4 2 3 3 7
Численность экипажа, чел. 1420 2100 1950 1900 1550 2500

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Они поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.

Скорострельность орудий линкора составляла два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Yamato» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Точность стрельбы обеспечивалась РЛС управления артиллерийским огнем, что давало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.

Линкор имел радар обнаружения воздушных целей и два обнаружения надвод­ных целей. Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту, а управление осуществлялось с помощью РЛС. Корабль был оборудо­ван комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой», а также системами радиоразведки и радиопротиводействия.

ТТХ основных видов броненосцев и линкоров в разрезе стран изложено ниже.