Биографии Характеристики Анализ

Самый большой в мире линкор. Самый большой линкор Второй мировой войны

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

Длина 251 м

Легендарный немецкий корабль «» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

Корабль 253,6 м

На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

Длина 263 м

» - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

Длина 263 м

К самым большим линкорам в мире относится «» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

Длина 269 м

Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

Длина 270 м

Американский линкор «» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

Длина 270 м

» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

Длина 270,53 м

Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

Длина 271 м

Американский линейный корабль «» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах.

На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспорядочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями.

Многие морские сражения XVI – XVII веков выигрывались с помощью брандеров – парусных суденышек, до отказа начиненных взрывчатыми веществами или представлявших собой гигантские факелы. Пущенные по ветру в сторону сгрудившихся судов, брандеры легко находили себе жертвы, все поджигая и взрывая на своем пути. Даже большие, хорошо вооруженные корабли нередко шли на дно, настигнутые «парусными торпедами».

Самым действенным средством защиты от брандеров оказался кильватерный строй, когда корабли выстраиваются в ряд один за другим и могут свободно маневрировать.

Неписаная тактическая заповедь той поры гласила: каждый корабль занимает строго отведенную позицию и должен сохранять ее до конца боя. Однако (как бывает всегда, когда теория начинает противоречить практике) нередко случалось, что слабо вооруженным кораблям приходилось сражаться с огромными плавучими крепостями. «Боевая линия должна состоять из одинаковых по силе и скорости хода кораблей», – решили морские стратеги. Так появились линейные корабли. Тогда же, во времена первой англо-голландской войны (1652 – 1654 гг.), началось разделение военных судов на классы.

Прототипом первого линейного корабля историки военно-морского искусства обычно называют линкор «Принц Роял», построенный в Вулвиче выдающимся английским корабелом Финеасом Петтом в 1610 году.

Рис. 41 Первый линейный корабль Англии "Принц Роял"

«Принц Роял» представлял собой весьма прочное трехпалубное судно водоизмещением 1400 т, по килю 35 м и шириной 13 м. Корабль был вооружен 64 пушками, расположенными по бортам, на двух закрытых палубах. Три мачты и бушприт несли прямые паруса. Нос и корма корабля были диковинно изукрашены скульптурными изображениями и инкрустациями, над которыми работали лучшие мастера Англии. Достаточно сказать, что резьба по дереву обошлась английскому адмиралтейству в 441 фунт стерлингов, а позолота аллегорических фигур и гербов – в 868 фунтов стерлингов, что составило 1/5 затрат на постройку всего судна! Сейчас это кажется нелепым и парадоксальным, но в те далекие времена позлащенные идолы и истуканы считались необходимыми для поднятия боевого духа моряков.

К концу XVII столетия окончательно сформировался некий канон линейного корабля, некий эталон, от коего старались не отступать на верфях всей Европы до конца периода деревянного судостроения. Практические требования при этом сводились к следующему:

1. Длина линейного корабля по килю должна втрое превышать ширину, а ширина – втрое превосходить осадку (максимальная осадка не должна превышать пяти метров).

2. Тяжелые кормовые надстройки, как ухудшающие маневренность, нужно сокращать до минимума.

3. На крупных кораблях надобно возводить три сплошные палубы, так чтобы нижняя была на 0,6 м выше ватерлинии (тогда и при сильном волнении нижняя батарея пушек была боеспособной).

4. Палубы должны быть сплошными, не прерываться каютными переборками, – при соблюдении этого условия прочность судна существенно возрастала.

Следуя канону, тот же Финеас Петт в 1637 году спустил со стапелей «Роял Соверн» – линейный корабль водоизмещением около 2 тыс. т. Его главные размерения: длина по батарейной палубе – 53 (по килю – 42,7); ширина – 15,3; глубина трюма – 6,1 м. На нижней и средней палубах корабль имел по 30 пушек, на верхней – 26 пушек; кроме того, под полубаком было установлено 14 пушек и под полуютом – 12.

Нет сомнения, что за всю историю английского кораблестроения «Роял Соверн» был самый роскошный корабль. Множество резных позолоченных аллегорических фигур, геральдических знаков, королевских монограмм испещряли его борта. Носовая фигура изображала английского короля Эдуарда. Его величество восседал на лошади, которая копытами топчет семерых владык – поверженных врагов «туманного Альбиона». Кормовые балконы корабля венчали позолоченные фигуры Нептуна, Юпитера, Геркулеса и Язона. Архитектурные украшения «Роял Соверна» делались по эскизам знаменитого Ван-Дейка.

Этот корабль участвовал во многих сражениях, не проиграв ни одного боя. По странной прихоти судьбы участь его решила одна случайно упавшая свечка: в 1696 году флагман английского флота сгорел. В свое время голландцы величали этого исполина «Золотым дьяволом». До сих пор англичане шутят, что «Роял Соверн» стоил Карлу I его головы (чтобы обеспечить выполнение морской программы, король увеличил налоги, которые привели к недовольству среди населения страны, и в результате переворота Карл I был казнен).

Создателем военного линейного флота Франции по праву считается кардинал Ришелье. По его повелению был построен огромный корабль «Сан-Луи» – в 1626 году в Голландии; и спустя десять лет – «Куронь».

В 1653 году британское адмиралтейство особым указом разделило корабли своего военного флота на 6 рангов: I – более 90 пушек; II – более 80 пушек; III – более 50 пушек. К IV рангу относились суда, имевшие более 38 пушек; к V рангу – более 18 пушек; к VI – более 6 пушек.

Был ли смысл столь скрупулезно классифицировать военные корабли? Был. К этому времени оружейники наладили выпуск мощных пушек промышленными методами, притом однообразного калибра. Появилась возможность упорядочить корабельное хозяйство по принципу боевой мощи. Тем более что подобное разделение по рангам определило и число палуб, и величину самих судов.

Рис. 42 Русский двухдечный линейный корабль конца XVIII века (с гравюры 1789 г.)

Рис. 43 Французский трехдечный линейный корабль середины XVIII века

До середины прошлого века все морские державы придерживались старой классификации, по которой парусные корабли первых трех рангов именовались линейными.

Из книги Парусники мира автора Скрягин Лев Николаевич

КОРАБЛИ ГАНЗЫ Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы

Из книги Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли автора Апальков Юрий Валентинович

КОРАБЛИ ВОСТОКА Морские пути, которые в начале XVII века европейцы прокладывали в Индийский и Тихий океаны, были задолго до того освоены арабами китайцами, индийцами, малайцами и полинезийцами.Удивительны и разнообразны по конструкции парусные суда восточных

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 4. Его величество стандарт автора Паркс Оскар

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ Создание в СССР авианесущих кораблей началось почти на 50 лет позже, чем в иностранных флотах. До начала 1960-х годов все предложения об их строительстве, невзирая на мировой опыт, неизменно отвергались военно- политическим руководством страны или

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Глава 61. Французские линейные корабли того периода Франция оставалась основным морским конкурентом Британии, поэтому следует сказать несколько слов о тогдашних французских линкорах, выделив их принципиальные особенности. По внешнему облику тяжёлые единицы флота

Из книги Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Дмитрий Витальевич

Из книги Соколиная охота (Малые противолодочные корабли проектов 1141 и 11451) автора Дмитриев Г. С.

ЛЮДИ И КОРАБЛИ Первой в списке преобразований Фишера стоит реформа обучения и подготовки морских офицеров. Критики адмирала часто упрекали его в чрезмерном увлечении чисто техническими вопросами и пренебрежении к проблемам личного состава флота. Между тем, Фишер

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

УНИКАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ Л.Е.ШараповКнига посвящена самым «большим» в мире и в то же время «малым» противолодочным кораблям на подводных крыльях, построенным в XX веке, путь к созданию которых занял около 20 лет. При их создании Зеленодольское ПКБ столкнулось с огромным

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Корабли-миноносцы Когда появилась самодвижущаяся мина-торпеда, для пес пришлось создать специальный корабль – такой корабль, который наилучшим образом мог бы использовать новое оружие. Чтобы быстро подвозить мину на близкое расстояние к противнику, а затем так же

Из книги Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4–750 кВ автора Узелков Борис

Глава VI Корабли в бою Подвиг «Славы» Летом 1915 года немцы наступали вдоль побережья Балтики по территории нынешней Латвии, подошли к начальным, южным излучинам Рижского залива и… остановились. До сих пор их балтийский флот, свободно получавший крупные силы из Северного

Из книги автора

Корабли артиллеристы

Из книги автора

Корабли-десантники Пока пушки и ракеты «обрабатывают» берег, зенитные Пулеметы судов Поддержки стерегут небо на тот случай, если появятся самолеты противника.До сих пор корабли первого броска задерживались в море. Теперь они на полном ходу идут на берег – именно на

Из книги автора

Корабли минеры

Из книги автора

Корабли-конвоиры Патрульные скоростные корабли, миноносцы, охотники за подводными лодками, катера, самолеты и дирижабли непрерывно снуют по морю и над ним в прибрежных водах и районах оживленных морских коммуникаций, не оставляют ни одного необследованного пятнышка,

Из книги автора

Корабли-тральщики Пока мы узнали только общее название тех кораблей, которые ведут «тихую» войну против мин, – «тральщик». Но название это объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и но величине, и по Боевому назначению.Тральщики почти всегда находятся в норе,

Из книги автора

Корабли на колесах Говорят, однажды на наш автозавод приехала японская делегация. Ее члены внимательно осмотрели новый вездеход высотой с двухэтажный дом, с огромными колесами и мощнейшим мотором. «Зачем нужна такая машина?» – поинтересовались гости. «Она преодолеет

Из книги автора

1.5. ЛИНЕЙНЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ Линейные изоляторы предназначаются для подвески проводов и грозозащитных тросов к опорам линий электропередачи. В зависимости от напряжения линий электропередачи применяются штыревые или подвесные изоляторы, изготовленные из стекла, фарфора или

«Севастополь» - линейный корабль военно-морского флота России, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь города Севастополь, расположенного на Черноморском побережье. Корабль участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. После Кронштадтского мятежа 31 марта 1921 г линкор был переименован в «Парижская Коммуна» .

Проектирование

После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми - девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.

В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм - 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.

В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.

9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь» , « » , « » и « » .

Конструкция

Линкоры класса «Севастополь» имели корпус “мониторной” формы с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Количество надстроек было минимизировано. Отличительной особенностью данного проекта было почти полное бронирование надводного борта. Орудия главного калибра размещались в четырех трех-орудийных башнях главного калибра размещенных в линейной плоскости. В отличие от итальянских линкоров класса « », они не были линейно возвышены.

Длина корабля по ватерлинии составляла 180,1 м, а общая - 181,2 м. Ширина корпуса составляла 26,9 м, а осадка - 9,1 м. Стандартное водоизмещение составляло 23 300 т, а полное - 26 400 т. Экипаж корабля состоял из 1 125 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкоров состояла из десяти паровых турбин системы «Parsons» суммарной мощностью 32 000 л.с. Турбины приводили во вращение четыре гребных вала и располагались в трех машинных отделениях. Два отделения были бортовыми и в них, размещалось по две турбины работающих на один вал. Третье отделение было среднее, смещенное в корму от башни главного калибра №3, в нем размешались шесть турбин работающих на два вала.

Пар для турбин вырабатывали двадцать пять паровых котла системы «Yarrow», размещенные в четырех котельных отделениях. Шестнадцать из них работали на смешенном отоплении, а девять - нефтяном отоплении. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т нефти, а максимальный - 1500 т. угля и 700 т нефти. Дальность плавания составляла 3 500 миль при 13 уз. Максимальная скорость хода составляла 21,75 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда - 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.

Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.

Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах « » и « » было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и « » - два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 - 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.

Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.

Бронирование

Главный броне пояс имел высоту 5,06 м, во время проектирования предполагалось, что над водой он должен был возвышаться на 3,06 м, но из-за перегрузки корабля броневой пояс уходил под воду на лишний метр, что стало причиной снижения его эффективности. В районе цитадели на участке между концевыми башнями его толщина составляла 225-мм. На этом участке броне пояс заканчивался траверзами. Носовой траверз имел толщину 50-мм, а кормовой - 125-мм. От траверзов в оконечностях, доходивших до самого носа и почти до кормы, толщина уменьшалась до 125-мм.

Выше проходил верхний броне пояс высотой 2,26 м и простирался от траверза башни главного калибра №4 до носа корабля. На участке между носовыми и кормовыми траверзами его толщина составляла 125-мм. В носовой оконечности толщина пояса уменьшалась до 75-мм, в районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал.

Кроме этого вертикальная защита линкоров включала в себя продольные броневые переборки, проходившие по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 м от борта и предназначавшиеся для защиты внутренних помещений от осколков снаряд пробивших главный или верхний броне пояс. Между нижней и средней палубами переборки имели толщину 50-мм, а между средней и верхней палубами - 37,5-мм.

Горизонтальное бронирование линкоров состояло из трех броне палуб. Верхняя броне палуба в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 37,5-мм, а в кормовой оконечности - 6-мм. Ниже шла средняя броне палуба, которая в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 25-мм, а в пространстве между бортами и продольными переборками ее толщина составляла 19-мм. В кормовой оконечности толщина средней палубы составляла 37,5-мм, за исключением участка над румпельным отделением, где толщина уменьшалась до 19-мм. Последней шла нижняя броне палуба, которая в районе цитадели имела толщину 12-мм, а в межбортовом пространстве переходила в 50-мм скосы. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса с толщиной 25-мм.

Толщина лобовых и боковых плит башен главного калибра составляла 203-мм, а задней стенки выполнявшей роль противовеса - 305-мм. Крыша башни имела бронирование толщиной 76-мм. Барбеты башен имели разное бронирование, так часть над верхней палубой имела толщину 150-мм, а нижняя часть, доходившая до средней палубы, имела толщину 75-мм. Исключение составляли концевые башни, у которых барбеты служили частью броневых траверзов. Нижняя часть барбетов башен главного калибра №1 и №4 имели толщину 125-мм, вместо 75-мм.

Бронирование стен основной и вспомогательной боевой рубки составляло 254-мм, крыши - 100-мм. Так же 70-мм кожухами защищались приводы управления. Дымовые трубы в основании защищались 75-мм бронированием, а в остальной части - 22-мм бронированием. Румпельное бронирование заключалось в броневой кожух толщиной от 30 до 125-мм.

Специальной противоминной защиты линкоры не имели, ее роль частично восполнялось двойным дном и бортом, доходивших до кромки главного броне пояса и продольными 9-мм переборками из стали повышенного сопротивления.

Модернизации

Как мы уже писали выше, точной информации о наличии зенитного вооружения линкоров нет. Согласно одним источникам на момент входа линкоров в строй на них уже были размешены зенитные орудия на крышах концевых башен главного калибра. Однако сохранившиеся фотографии периода 1914-1916 гг не подтверждают ее, так как на них зенитное вооружение в указанных местах отсутствует. Согласно журналу “Все линкоры Второй Мировой” известно, что во время кардинальной модернизации на линкорах зенитное вооружение состояло из шести 76,2-мм зенитных орудий Лендера расположенных по три на крышах концевых башен, но данных когда их установили, нет. Самые ранние фотографии, на которых видно зенитное вооружение в указанных местах, датированы мартом 1917 г и исходя из этого, мы сделали вывод, что зенитное вооружение было установлено во время Первой Мировой Войны. Однако точно сказать, какие орудия были установлены нельзя из-за противоречивой информации.

В середине 1920-х г встал вопрос о коренной модернизации линкоров класса «Севастополь» в связи с их устареванием. 10 марта 1927 г состоялось “Особое совещание”, на котором были обоснованы основные причины устаревания линкоров и раскрыты перспективные направления их модернизации. В конце этого года конструкторское бюро Балтийского завода разработало техническую документацию по модернизации линкоров.

В связи с передислокацией линкора «Севастополь» на Черное море, корабль подвергся внеплановой частичной модернизации. Она проходила с октября 1928 г по май 1929 г. В результате работ на линкоре были изменены обводы носовой части корпуса, для повышения мореходных качеств корабля в штормовых условиях. Носовая дымовая труба получила незначительный отгиб в корму, что бы уменьшить задымление носовой надстройки. Каждая башня главного калибра была оборудована автономным дальномерным постом. В ходе эксплуатации корабля в суровых условиях перехода с Балтийского на Черное море, выявила непригодность реализованного проекта по повышению мореходных качеств.

В 1930 г на линкоре «Севастополь» установили пневматическую катапульту для запуска самолетов на башне главного калибра №3.

С ноября 1933 г по январь 1938 г линкор проходил коренную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В ходе работ старые котлы были заменены двенадцатью новыми паровыми котлами с нефтяным отоплением, предназначавшихся для линейных крейсеров класса «Измаил» . Теперь котлы по два размещались в шести котельных отделениях. Турбины крейсерского хода из среднего машинного отделения были демонтированы. Мощность энергетической установки возросла до 57 500 л.с. Запас топлива составлял 2 115 т нефти, дальность плавания составляла 2 500 миль при скорости хода 14,2 уз.

Средняя палуба получила усиление в районе цитадели, толщину увеличили до 75-мм. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, что увеличило максимальную дальность стрельбы 29 800 м. Толщину брони крыш башен довели до 152-мм. Так же была увеличена скорострельность орудий главного калибра, примерно на 25%.

Линкор получил новые дальномеры. Старые 76,2-мм зенитные орудия Лендера демонтировали, заменив новыми 76-мм орудиями 34-К расположенными по три на площадках над боевыми рубками. Зенитное вооружение усилили установкой шести 45-мм полуавтоматов 21-К размещенных по три на крышах концевых башен главного калибра. Так же установили двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК расположенных по шесть на площадках мачт. Торпедное вооружение демонтировали. Катапульту, установленную в 1930 г, сняли, в дальнейшем ее установили на крейсер «Красный Кавказ» .

Для сохранения остойчивости корабля, было принято решение в ходе второго этапа модернизации оснастить корпус бортовыми булями, которые так же должны были улучшить противоторпедную защиту.

С ноября 1939 г по февраль 1941 г линкор проходил второй этап модернизации. Во время модернизации установили бортовые були, что увеличило ширину линкора до 32,5 м. Стенки буля составляли 50-мм и поднимались до уровня верхней палубы, повышая суммарную толщину брони до 275 - 175-мм. Глубина противоторпедной защиты увеличилась до 6,1 м. По расчетам противоторпедная защита должна была противостоять взрыву торпеды с боевой частью 170 кг ТНТ. В результате модернизации стандартное водоизмещение возросло до 27 060 т, а полное - 30 395 т.

В апреле 1941 г 45-мм полуавтоматы 21-К демонтировали, вместо них установили двенадцать 37-мм автоматов 70-К установленных по три на крышах башен главного калибра.

В период с апреля по июль 1942 г линкор проходил ремонт в Поти, в ходе которого были установлены четыре 37-мм автомата. В августе 1944 г на линкор «Севастополь» установили английскую радиолокационную систему.

Служба

В декабре 1914 г линкор «Севастополь» вступил в строй и входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, находился на внутреннем рейде Гельсингфорса. Линкор в составе 1-й бригады должен был не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринял. Поэтому в октябре 1914 г 1-я бригада получила приказ, готовится к встречному бою. Однако новым линкорам запрещалось действовать дальше Финского залива.

Весной 1915 г. линкоры: «Севастополь» , « » , « » и « » приступили к интенсивной боевой подготовке. Согласно плану боя силы флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Севастополь» и « » входили во 2-ю маневренную группу усиленную крейсером «Россия» . Линкоры должны были вести огонь орудиями главного калибра по главным силам неприятеля, а противоминным калибром - по тральщикам.

В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море.

В апреле линкор выходил в открытое море для прикрытия эсминцев восстанавливающих минное заграждение Ирбенского пролива. По возвращении на базу, во время сильного шторма, линкор трижды ударился о грунт, получив значительные повреждения. В результате корабль встал в сухой док, на полтора месяца, в Кронштадт.

17 октября во время погрузки боезапаса металлический футляр с 305-мм полу-зарядом упал на палубу погреба и воспламенился. Пожар быстро ликвидировали, но из-за инцидента погиб один человек и четыре получило ранения.

Весь 1916-1917 г корабли бездействовали и стояли на рейде Гельсингфорса. В конце февраля 1917 г на линкорах класса «Севастополь» были подняты красные флаги. Во время захвата Германией Моонзундских островов линкоры 1-й бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась.

По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», « », « », « », крейсеры: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» . Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец» . В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал.

Осенью 1919 г линкор был включен в состав Действующего отряда Морских Сил Балтийского моря. При отражении наступления белых на Петроград, линкор «Севастополь» находился на огневой позиции в районе Гутуевского острова, а 20 октября 1919 г обстреливал орудиями главного калибра части белогвардейцев на линии Красное Село - Детское Село - Павловск. При поддержке корабельной артиллерии красные войска начали 21 октября успешное наступление.

В дальнейшем линкор находился в Кронштадте, не привлекая к себе внимания до конца февраля 1921 г. 28 февраля на линкоре начался Кронштадтский мятеж. В ходе подавления мятежа с 7 по 17 марта, линкоры «Севастополь» и « » обстреливались орудиями фортов «Краснофлотский» и «Передовой», а так же полевой артиллерией. Отвечая на огонь, «Севастополь» израсходовал 375 305-мм снарядов и 875 120-мм снарядов. После штурма города, 17 марта экипажи линкоров капитулировали, а к полудню следующего дня мятеж был подавлен.31 марта 1921 г линкор «Севастополь» был переименован в «Парижская Коммуна» .

После подавления мятежа линкор получил ряд повреждений, которые были начаты устраняться силами команды весной 1921 г, а уже в 1922 г был включен в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря. В 1923 г уже участвовал в маневрах. 17 сентября 1924 г после ремонта судовыми средствами встал в строй. 5 ноября корабль был переведен в Ленинград для ремонта и по его окончанию 4 апреля 1925 г вернулся в Кронштадт и был зачислен в состав полубригады линейных кораблей.

С 20 по 27 июня 1925 г линкоры « » (линкор « » ) и «Парижская Коммуна» совместно с шестью эсминцами совершили Большой поход до Кильской бухты. А 20 сентября принимали участие в маневрах Морских сил Балтийского моря в Финском заливе и у Моонзундских островов.

Во второй половине 1920-х г в летний период линкор занимался интенсивной боевой подготовкой, а в зимнее время на корабле проводились ремонтные работы, совмещенные с ограниченной модернизацией. С октября 1928 г по май 1929 г линкор проходил частичную модернизацию перед передислокацией на Черное море.

22 ноября 1929 г линкор «Парижская Коммуна» вместе с крейсером «Профинтерн» покинул Кронштадт. Во время перехода отряд попал в сильный шторм, из-за которого корабли получили повреждения. Установленная на линкор наделка была почти полностью разрушена, были выведены из строя башни главного калибра №1 и №2, почти вся противоминная артиллерия и один из котлов. Были затоплены часть помещений и погреба 76-мм артиллерии. Из-за полученных повреждений отряд был вынужден 10 декабря вернуться в Брест. Часть повреждений были критическими, без устранения которых отряд не мог выйти в море. За ремонтные работы Французскому правительству было уплачено 5 800 долларов.

После устранения неисправностей, отряд вышел в моря 26 ноября 1929 г и направился в Средиземное море. 1 января 1930 г отряд встал на якорь у острова Сардиния, затем корабли посетили Неаполь и 18 января прибыли в Севастополь, после чего встали в сухой док для ремонта.

Как мы уже писали выше, в этом же году корабль оснастили пневматической катапультой Heinkel, для приема на борт двух гидросамолетов-разведчиков «КР-1».

В ноябре 1933 г линкор «Парижская коммуна» встал на кардинальную модернизацию в сухой док Севастопольского морского завода. Работы продлились до января 1938 г. Во время летних компаний 1938-1939-х г линкор проводил активную боевую подготовку, а 3 ноября 1939 г корабль снова встал в сухой док для проведения второй фазы работ по модернизации.

3 июля 1941 г линкор вышел из сухого дока, однако проток по его приемке был подписан только 3 февраля 1941 г. В результате работ по установке булей на корабль, скорость хода уменьшилась в среднем на 0,48 уз. Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его экипажа, численность которого в 1941 г составила 1 730 человек.

Несмотря на проведенную модернизацию линкоры класса «Севастополь» по-прежнему оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для ведения морского боя с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны или германскими линкорами класса «Deutschland» на Балтике, а на Черном море - с турецким линейным крейсером «Yavuz» .

Начало Второй Мировой Войны линкор «Парижская коммуна» встретил в Севастополе, где 14 июля 1941 г провел свою первую боевую стрельбу по самолету Ju-88, израсходовав 12 76-мм снарядов. С июля по сентябрь линкор еще четыре раза открывал огонь по самолетам противника, израсходовав при этом 40 76-мм снарядов. В октябре 1941 г. стоявший линкор в главной базе Черноморского флота, был накрыт маскировочной сетью изготовленной экипажем корабля. После чего, линкор с высоты стал походить на выступ береговой черты.

В ночь с 30 на 31 октября линкор вместе с крейсером «Молотов» , лидером «Ташкент» и эсминцем «Сообразительный» покинули главную базу и отправились в Поти. Спустя 12 часов после ухода соединения авиация противника нанесла массированный авианалет на Севастополь. После пополнения боезапасов и приняв на борт 400 бойцов, 9 ноября линкор направился в Новороссийск. Где 11 ноября отразил налет авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик He-111. Во время воздушного боя израсходовал 189 76-мм и 320 37-мм снарядов. В ночь на 13 ноября, из-за высокой активности авиации противника над Новороссийском покинул его. Днем этого же дня авиация противника нанесла массированный удар по району портов, где стоял линкор.

28 ноября 1941 г линкор «Парижская коммуна» совместно с эсминцем «Смышлёный» прибыл в район мыса Фиолент и обстрелял из орудий главного калибра скопления сил противника в селении Байдары, Павловка и Тыловое. Кроме этого нанес артиллерийский удар орудиями противоминного калибра по целям приморского фланга фронта. Во время перехода из-за сильной вибрации треснул лист наружной обшивки, что привело к затоплению двух дифферентных отсеков. 29 ноября линкор отдал якорь на внутреннем рейде Поти.

27 декабря 1941 г линкор в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый» вышел из Поти для оказания артиллерийской поддержки защитникам Севастополя. 29 декабря прибыл в Южную бухту и в течении 14 часов вел огонь по позициям противника в Бельбекской долине. За время обстрела подавил артиллерийскую батарею противника, открывшую огонь по кораблю. Линкор повреждений не получил и приняв на борт более тысячи раненых ушел в Новороссийск вместе с крейсером «Молотов» . Куда корабли прибыли 30 декабря. Находясь на рейде в Новороссийске, 4 и 5 января 1942 г трижды открывал огонь по авиации противника.

5 января 1942 г линкор совместно с эсминцем «Бойкий» прибыли в район Керченского полуострова для оказания артиллерийской поддержки. 6 января линкор нанес артиллерийский удар по скоплениям техники и живой силы противника в районе Старого Крыма. За 27 минут линкор выпустил 165 305-мм снарядов. Вернувшись в Новороссийск, 6 и 7 января отразил две атаки германской авиации, после чего ушел в Поти.

В периоды с 10 по 13 января и с 15 по 17 января открывал огонь по позициям противника в районе Старого Крыма. А в период, с 17 января по 25 февраля находясь в Поти и в Новороссийске, семь раз открывал огонь по авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик Ju-88.

26 февраля линкор «Парижская коммуна» в охранении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» , оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта. Снова орудия главного калибра линкора обрушили всю свою мощь по району Старого Крыма и причалам Феодосийского порта, выпустив по 50 305-мм снарядов. 28 февраля отряд кораблей отправился в Новороссийск. Находясь в порту 18 марта, линкор отразил групповую атаку авиации, сбив один и повредив другой немецкий самолет.

20 марта 1942 г линкор «Парижская коммуна» в сопровождении лидера «Ташкент» , эсминцев: «Бойкий» , «Безупречный» и «Бдительный» прибыла к берегам Крыма для нанесения артиллерийского удара по немецким позициям в районе Владиславовка - Ново-Михайловка. Несмотря на сильное обледенение, линкор выпустил около 300 305-мм снарядов по позициям противника и 23 марта вернулся в Поти.

После возвращения в Поти, линкор нуждался в срочном ремонте. На шести орудиях главного калибра треснули стволы у дульных срезов, ресурс лейнеров оказался полностью израсходован. На их замену по нормам мирного времени отводилось шесть-восемь месяцев, а в 1942 г на эту операцию дали 30 суток, а закончили ее за 16 суток. После замены стволов, линкор встал на ремонт, его деятельность сводилась к отражению воздушных атак. Так за период с 30 апреля 1942 г по 29 марта 1943 г было отражено десять атак авиации противника, при этом был сбит один самолет Ju-88.

После окончания ремонта с линкора перевели 540 человек в морскую пехоту. 31 мая 1943 линкору «Парижская коммуна» возвратили прежнее имя «Севастополь» . 9 августа, накануне решающих боев за Новороссийск с корабля сняли 120-мм орудия, которые образовали 120-мм батарею, выпустившую во время штурма города 1700 снарядов. После чего орудия были возвращены на линкор. В августе 1944 г на корабле установили новую радиолокационную станцию английского образца. 5 ноября 1944 г линкор «Севастополь» вместе с другими кораблями вернулся на Главную базу Черноморского флота. 8 июля 1945 г линкор был награжден орденом Красного Знамени.

Уже летом 1945 г линкор начал проводить интенсивную боевую подготовку. В 1948 г линкор «Севастополь» внесли в списки кораблей, не подлежащих капитальному ремонту. В основном на кораблях проводили регулярные ремонты. В ходе, которых в основном обновлялись радиолокационные станции и зенитное вооружение. 15 мая 1954 г линкор был включен в состав 46-й дивизии учебных кораблей Черноморского флота, а 24 июля переквалифицирован в учебный корабль.

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.
Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. ...



Многие эксперты называют линкоры типа «Айова» самыми совершенными кораблями, которые создавались в эпоху брони и артиллерии. Американским проектировщикам и инженерам удалось добиться гармоничного сочетания главных боевых характеристик – скорости хода, защиты и вооружения.
Проектирование этих лайнеров началось в 1938 году. Их основное предназначение – сопровождать быстроходные авианосные соединения и защищать их от японских линейных и тяжелых крейсеров. Поэтому основным условием был 30-узловой ход. В это время окончилось действие ограничений Лондонской морской конференции 1936 года из-за отказа Японии подписывать итоговый документ. В процессе работы стандартное водоизмещение выросло с 35 до 45 тысяч тонн, а артиллерия получила калибр 406 мм вместо 356 мм. Это дало возможность разработать корабль, защита и вооружение которого превосходило имеющиеся на уже построенных кораблях такого типа, использовав прирост водоизмещения, чтобы установить более мощные машины. ...


История линкорного флота России, строительство, сражения и гибель "Императрицы Марии" и линкора "Новороссийск".

Линейный корабль "Новороссийск"

ТТД:
Водоизмещение: 25 000т.
Размеры: длина - 179,1 м, ширина - 28 м, осадка - 9,4 м.

Дальность плавания: 4800 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 4 винта, 30700 л.с.
Бронирование: палуба - 110 мм, башни - 240-280 мм, барбеты - 220-240 мм, рубка - 280 мм.
Вооружение: 13 305-мм орудий в башнях, 18 120-мм, 19 76-мм орудий, 3 подводных 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1000 чел.

История:
27 июня 1909 года Италия приняла Морской Закон, предусматривавший постройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных лодок, 12 эсминцев и 34 миноносцев. ...

История линкорного флота России, строительство, сражения и гибель "Императрицы Марии" и линкорна "Новороссийск".

Линейный корабль "Императрица Мария"

ТТД:
Водоизмещение: 23 413 т.
Размеры: длина - 168 м, ширина - 27,43 м, осадка - 9 м.
Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.
Дальность плавания: 2960 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 4 винта, 33 200 л.с.
Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы 100 мм, рубка - 250-300 мм.
Вооружение: 4х3 305-мм башни, 20 130-мм, 5 75-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1386 чел.

История корабля:
Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линкора типа Дредноут, что сразу бы обеспечило им подавляющее превосходство на Черном море. ...

«Кавати» (яп. 河内, англ. Kawachi, в некоторых русскоязычных источниках «Кавачи») - японский линкор, головной линкор типа «Кавати». Построен на верфи Курэ в префектуре Хиросима, спущен на воду в 1910, введен в строй в 1912. Назван в честь исторической провинции Кавати (часть территории современной префектуры Осака). Отличался от однотипного «Сэтцу» по силуэту корпуса: у «Кавати» вертикальный штевень, у «Сэтцу» - атлантический (наклонный). «Кавати» был частью кораблестроительной программы 1907 года; Япония собиралась построить в общей сумме восемь новых дредноутов на случай конфликта с Россией или США (см. программа «восемь-восемь»). Орудия для носовой и кормовой башни (305 мм/50 калибров) были заказаны у английской фирмы Armstrong Whitworth, а паровые турбины Curtis американского образца были построены в Японии по лицензии. В Первой мировой войне «Кавати» патрулировал Жёлтое и Южно-Китайское море, вместе с однотипным «Сэтцу» принял участие в осаде Циндао. ...

«Кавати» (яп. 河内, англ. Kawachi, в некоторых русскоязычных источниках «Кавачи») - тип линкоров Императорского флота Японии. Всего было построено два корабля этого типа - «Кавати» (河内, Kawachi) и «Сэтцу» (摂津, Settsu). Конструкция Конструкция линкоров типа «Кавати» опиралась на конструкцию турбинного полудредноута «Аки», который в свою очередь был усовершенствованным вариантом полудредноута «Сацума». Главный калибр состоял из орудий двух типов. В носовой и кормовой башне было установлено по два 305-мм орудия длиной в 50 калибров которые были заказаны у английской фирмы Armstrong Whitworth. На каждом борту были установлены две башни с более короткими (45 калибров) 305-мм орудиями японского производства. Такой состав и расположение главного калибра считается неудачным. Во-первых, из-за расположения бортовых башен, на одну цель можно было навести максимум 8 из 12 орудий главного калибра. ...

«Фусо» - тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы - «Фусо» (Fuso) и «Ямасиро» (Yamashiro). История создания Проект линейного корабля основывался на проекте линейных крейсеров типа «Конго». За счет снижения скорости количество 14-дюймовых пушек увеличилось с 8 до 12, а толщину броневого пояса удалось довести до 12 дюймов. Служба «Фусо» - заложен 11 марта 1912 г., спущен 28 марта 1914 г., вошёл в строй в ноябре 1915 г. «Ямасиро» - заложен 20 ноября 1913 г., спущен 30 ноября 1915 г., вошёл в строй в марте 1917 г. Оба корабля были потоплены в ночном бою с шестью американскими линкорами в проливе Суригао 25 октября 1944 года. ...

«Ямато» (яп. 大和) - линкор японского императорского флота времен Второй мировой войны типа «Ямато». Строительство «Ямато», первый из линкоров своей серии, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Он был спущен на воду 8 августа 1939 года, и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. Боевая карьера в 1942-1944 годах В качестве флагмана Объединённого флота «Ямато» формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев. 28 мая 1942 года «Ямато» перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота. 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ «Скейт» (Skate) и принял в пробоину около 3000 тонн воды. ...

Мусаси (яп. 武蔵) - второй линкор в серии типа «Ямато» японского императорского флота времён Второй мировой войны. Флагман Объединённого флота Японии. Получил название в честь древней японской провинции Мусаси. «Мусаси» и его систершип «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линейными кораблями в мире, имели водоизмещение 74,000 тонн, главный калибр - 460 мм орудия. Строительство «Мусаси» был заложен 29 марта 1938 года, спущен на воду 1 ноября 1940 года, и вступил в строй в августе 1942 года. Карьера До конца 1942 года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. 22 января 1943 года он прибыл на Трук и стал новым флагманом Объединённого флота. В мае 1943 года был включен в состав соединения, предназначенного для срыва Алеутской десантной операции флота США, но японцы промедлили с развёртыванием своих сил, и операцию пришлось отменить. ...

«Ямато» - тип линейного корабля японского императорского флота времен Второй мировой войны. Построено два корабля этого типа - «Ямато» и «Мусаси», а заложенный корпус третьего корабля переделан в авианосец «Синано». Крупнейшие линкоры в истории. Проектирование Численность линейных флотов США, Великобритании и Японии была закреплена на уровне 15:15:9 единиц соответственно Вашингтонским договором 1922 года, что лишало японский флот перспективы добиться численного превосходства над флотами вероятных противников; выход из этого положения японские адмиралы видели в организации качественного превосходства своих кораблей. Первые проекты новых линкоров были выполнены в инициативном порядке в конце 1920-х годов контр-адмиралом Хирага и капитаном I ранга Фудзимото. Все представленные проекты превышали договорное водоизмещение, имели мощное бронирование, а калибр артиллерии колебался от 410 до 510 мм. ...

«Муцу» - линкор японского императорского флота. Второй корабль типа «Нагато». История службы «Муцу» заложен 1 июня 1918 года, спущен 31 мая 1920 года, вошёл в строй в октябре 1921 года. В 1927 и в 1933 годах на корабле во время военных учений находился император Хирохито. С 1933 по 1936 год «Муцу» проходил модернизацию, как и однотипный «Нагато». С декабря 1941 года и до июня 1942 года на линкоре постоянно проводились учения. В битве у атолла Мидуэй «Муцу» входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал. Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов. Гибель 8 июня 1943 года в 12.13 в Хиросимском заливе, между Хасирадзимой и островами Суо-Осима на «Муцу» произошёл взрыв погре­бов кормовых башен. Первыми его заметили на линкоре «Нагато», который в тот день направлялся в Хасирадзиму. Первыми к месту взрыва были направлены два катера с линкора «Фусо», которые приняли на борт большую часть спасшихся моряков. ...

«Нагато» - тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы - «Нагато» (Nagato) и «Муцу» (Mutsu). История создания Корабли типа «Нагато» являются первыми полностью спроектированными и построенными в Японии линкорами. Они создавались на основе концепции быстроходных линкоров (как английские корабли типа «Куин Элизабет»). Конструкция Длина корпуса - 213,4 м, ширина - 29 м. Полное водоизмещение до модернизации - 38500 тонн. Артиллерия главного калибра - 8 409-мм пушек в четырёх башнях (по два орудия в башне). Две башни на носу корабля и две - на корме. Вспомогательный калибр - 20 140-мм орудий. Характерной чертой линкоров этого типа была пагодообразная надстройка. В 1920 году один из кораблей «Нагато» на испытаниях легко показал ход в 26,7 узла - как у линейного крейсера. Таким образом, эти суда стали первыми представителями класса современных быстроходных линейных кораблей. ...

«Исэ» (яп. 伊勢, в некоторых русскоязычных источниках «Исе») - японский линкор, головной линкор типа «Исэ». Спущен на воду в 1916 году, введён в строй в 1917 году. Назван в честь исторической провинции в южной части острова Хонсю (префектура Миядзаки). История создания «Исэ» строился по программе 1912 года. После выполнения программы «8 - 8» линкоры «Исе» и однотипный «Хюга», как и их предшественников, предполагалось вывести из состава флота, но решения Вашингтонской конференции (1922) изменили эти планы. Линкор остался в строю. С 1930 года он проходил многочисленные модернизации. В 1943 году «Исэ» прошёл модернизацию, превратившую корабль в линкор-авианосец. Появление столь необычного проекта объясняется тяжелыми потерями в авианосцах, понесенным Японией в битве за Мидуэй. В соответствии с проектом в кормовой части корпус удлинили на 7,6 м и уширили. ...