Биографии Характеристики Анализ

Новые возможности оценивания в классе. Оценивание для обучения

Изменение образовательной стратегии в развитых странах привело к тому, что пришлось пересмотреть подходы к оценке знаний учащихся. В зарубежных школах начали использовать формирующее оценивание (или оценивание для обучения).
Брошюра раскрывает некоторые теоретические аспекты данного подхода в первой части, а во второй - представляет различные оценочные техники. Описание конкретных примеров поможет педагогическому коллективу не просто задуматься о том, что учащиеся должны знать и уметь в конце того или иного курса, но и выстроить с детьми продуктивный диалог.

Как сделать оценивание оцениванием для обучения.
Продекларированный Дж. Дьюи и реализуемый в разнообразных инновационных формах - от Новой школы первых десятилетий прошлого века (Монтессори, Штейнера, Френе) до сегодняшней школы самоопределения, школы-парка, вальдорфской школы - коперниковский переворот в педагогике до сих пор не завершен. Педагогическое сознание уже приняло иные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного ученика и предложив педагогу занять позицию фасилитатора, тьютора, посредника либо сотрудника в учебной деятельности. Эти трансформации были укоренены и осмыслены настолько, что язык (к сожалению, пока не русский) зафиксировал их, разделив «обучение» на «преподавание» учителя и «учение» учащегося, которому отдан безусловный приоритет.

Ведущим вектором образовательной стратегии стало образование в течение всей жизни. Инициатором его является тот, кто учится. На первый план выходят вариативность и индивидуализация обучения, обеспечивающие запросы и возможности учащегося, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Как сделать оценивание оцениванием для обучения
Часть 2. Оценочные техники для формирующего оценивания
Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников
Рефлексивные оценочные техники
Опросник: установки и отношения
Оценочные техники для курсов по гуманитарным и общественно-историческим предметам. Оценочные рубрики
Оценочные техники для курсов по естественно-научным предметам. Оценивание по результату / Продуктивное оценивание.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Оценивание для обучения, Практическое руководство, Пинская М.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В этот раз один из модулей курса посвящён формирующему оцениванию. Автор курса - Пинская Марина Александровна (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Разработка программ помощи школам с низкими результатами» НИУ ВШЭ).

Часто мы осваиваем что-то новое для себя с помощью проб и ошибок, подчас не зная, что всему есть описание и дано название. Так оказалось, что некоторые формы работы, которые я использую уже давно на своих уроках, являются техниками формирующего оценивания.

Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях:

1) оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику;

2) оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

3) критерии оценивания алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке .

Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Это «оценивание для обучения».

Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов.

В начале урока мы выясняем потребности учеников, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, в ходе которой учитель наблюдает и оценивает, как происходит учение или таблицы «ЗИУ», о пользе использования которых я уже ранее.


Во время урока письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Мы это делаем, начиная с 1 класса, используя документ-камеру.


Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! – вот наш девиз.

Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания.


Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.


Данный вид работы для нас с детьми тоже не нов, но для себя открыла ещё один инструмент - «Опросник самодиагностики работы с партнёром». Он очень простой (дети сразу же поняли, как с ним работать), но позволяет решать много задач:

1. Работа с инструкцией. Именно с неё начинается работа с этим опросником.

2. Не только контроль со стороны учителя, но и проверка собственных знаний детьми.

3. Определение учениками степени своего знания/незнания и осознание необходимости дополнительной работы, повторения материала.

4. Развитие навыков сотрудничества.

5. Умение аргументировать свою точку зрения.

6. Умение прислушиваться к мнению своего партнёра.

7. Находить и исправлять ошибки.


Инструкция

1. Сначала работай индивидуально! При каждом ответе отметь знаком «галочка», верным или неверным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!

2. Объясни партнёру свой выбор. Слушай внимательно, когда он будет тебе объяснять свой выбор. Если ты обнаружишь ошибку, исправь её!

3. Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь.

Когда учебные цели становятся открытыми и понятными для детей

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Не случайно обучение этому методу все чаще включается в программы повышения квалификации. О том, в чем суть формирующего оценивания, какие проблемы могут встретиться на пути его освоения и как их можно решить, – наш разговор с кандидатом педагогических наук Мариной ПИНСКОЙ.

– Марина Александровна, поскольку в образовательных стандартах поставлена цель развития оценочной самостоятельности, у многих педагогов возник запрос на освоение новых педагогических средств. Но вы, насколько я знаю, начали всерьез изучать технологию формирующего оценивания задолго до принятия ФГОС. Что побудило вас заняться этой проблематикой?

– Дело в том, что формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения (Assessment for learning) с начала 2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. После того как эта связь была осознана, формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. К примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.
То есть тесты показали риски их тотального применения, и «маятник» качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в организации своей учебной деятельности и оценивании ее результатов.

– А что, если можно так сказать, формирует формирующее оценивание?

– Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

– Если вкратце описать суть процесса формирующего оценивания – какие здесь можно выделить основные принципы?

– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…

– То есть ребенок видит, как учитель использует критериальное оценивание, и постепенно учится оценивать себя самостоятельно?

– Да, с какого-то момента учитель уже дает ребятам задания, побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Например, предлагает обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища.

– Вырабатывать оценочные критерии вместе с детьми к каждому заданию нереально. Откуда можно взять критерии «в готовом виде»?

– Например, на сайтах школ международного бакалавриата. Скажем, на сайте Московской экономической школы www.mes.ru выложены критерии, которые приняты для оценки работ в области естественных наук, русского языка и математики. Кроме того, критерии есть в книгах, посвященных формирующему оцениванию. К примеру, в книге, которую мы написали совместно с Ириной Улановской, «Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС». А также в книгах психолога Галины Цукерман. Отмечу, что инструменты, развивающие оценочную самостоятельность, успешно применяются в классах развивающего обучения в системе Эльконина–Давыдова. Но при этом учителю необходим опыт самостоятельной выработки оценочных критериев, иначе он не сможет научить этому учеников.

– Можно ли описать формирующее оценивание как технологию с определенной последовательностью этапов: сначала учитель ставит и объясняет учебные цели, потом вводит критерии, затем ребята выполняют задания, где оценивают друг друга и себя по этим критериям…

– Конечно, но это слишком механистическое описание. Для раскрытия потенциала формирующего оценивания важно не только и даже не столько соблюдение последовательности этапов, а скорее другие вещи. Прежде всего – профессиональная позиция педагога. Мне вспоминается текст анкеты в бельгийском департаменте образования, разработанной для учителей, осваивающих новые образовательные инструменты. Знаете, с чего она начинается? С двух вопросов: вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался? Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я безусловно верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».
Кроме того, следует учитывать, что самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Например, любой эксперт скажет, что ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать. Кстати, недавно я проводила семинар, посвященный новым способам оценивания, и знаете какое задание оказалось самым трудным для учителей? Придумать вопрос, который был бы интересен участникам семинара, детям…

– Не секрет, что на практике само­оценка нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». Что это – недопонимание сути оценивания?

– Это типичная ошибка, через которую проходят все. Главная причина – сила привычек, складывающихся в процессе многолетнего следования одной и той же методике. И педагог выстраивает учебный процесс в рамках этого привычного алгоритма. Выйти за эти рамки даже при большом желании сразу не получается. Но со временем это происходит, главное – удерживать внутреннюю установку на восхождение вместе с учениками к следующей ступеньке самостоятельности. Можно провести своеобразную инвентаризацию того, что мы (в конкретном классе с конкретными учениками) имеем на сегодняшний день (какой путь прошли, чему научились), и подумать: куда мы можем продвинутся в ближайшей перспективе и что нам для этого надо сделать?

– А может ли следующей ступенькой быть, например, самостоятельный поиск путей преодоления учебных проблем?

– Здесь в качестве примера я могу рассказать историю, которая произошла в одном из 11-х классов, когда ребята готовились к сдаче ЕГЭ. Вначале подготовка проводилась по обычной методике – учитель говорил: сегодня повторяем такую-то тему, решаем такие-то задачи, завтра будет тема такая-то, задачи такие-то. Но поскольку продуктивность подобной подготовки не очень устраивала педагога, было принято решение апробировать новую методику, основанную на самонаблюдении учеников за тем, что у них получается, что – нет. В частности, с ребятами периодически проводилась письменная саморефлексия, во время которой они отвечали на вопросы: чего я хотел достичь? какие задачи перед собой ставил? что получилось в результате? совпало или не совпало это с моими ожиданиями? что я намерен изменить? И оказалось, что ребята довольно быстро начали выходить в режим «самонавигации» – самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему стоит уделить больше времени.

– Если говорить о вашем опыте проведения семинаров: какие концептуальные вещи в формирующем оценивании наиболее трудны для понимания?

Теоретические моменты практически никогда «не схватываются». В лучшем случае слушатели могут за что-то зацепиться, чтобы потом начать об этом думать. А что же убеждает учителей в том, что новый метод стоит попробовать применить? Убеждает практика (своя или чужая), которую можно показать: смотрите – вот учитель, вот фотография его работы на уроках, вот фото его детей, вот описание рефлексии педагога. И в этом рефлексивном тексте содержится описание опыта использования нового инструмента – методики самостоятельного создания тестов: во втором классе ребята придумывали проверочные вопросы друг для друга, из которых потом складывался проверочный тест. Помимо прочего в этом тексте отмечается следующий факт. В конце работы дети сказали: «Мы почувствовали, что учителя очень хотят нам помочь и очень о нас заботятся». Вот когда слушатели курсов знакомятся с подобной практикой, у них возникают вопросы, пробуждающие интерес: «А что, до этого учитель не заботился о детях? Конечно, заботился, но появился новый педагогический инструмент, и вдруг это стало всем понятно. Почему так? Наверное, вместе с освоением этого инструмента что-то изменилось в их отношениях…»

– Какой вопрос возникает на ваших семинарах чаще всего?

– Где взять время? Как заметил один учитель, рассказывая о своем опыте организации оценочной деятельности в группах: «Все хорошо, но мы не укладываемся в рамки урока. Уже звенит звонок, а они все продолжают обсуждать работы друг друга».

– Порекомендовать можно одно: начните, попробуйте применить инструменты формирующего оценивания, и вы поймете, как вам обходиться с временем. При этом важно понимать: есть инструменты, которые требуют много времени, но есть и другие, позволяющие время сэкономить. Скажем, как можно получить представление об уровне усвоения нового учебного материала? Можно провести контрольную, а можно воспользоваться инструментом «билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?» И: «Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться.

Формирующее оценивание школьников - педагогический метод, который сегодня успешно развивается в мире. Что это такое? Какими преимуществами обладает этот способ взаимодействия учителей с учениками? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказала в предверии: "Всероссийской выездной школы педагогов 2015", которая пройдет 23-27 марта, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Марина Пинская.

- Марина Александровна, что такое формирующее оценивание школьников?

— Каждый школьный учитель оценивает своих учеников, и для этого у него есть самые разные инструменты. Оценочная процедура может быть итоговой, с ее помощью учитель контролирует, куда пришли его ученики, достигли ли они цели, заданной образовательным стандартом.

Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос "как идут дела, что не так, и как сделать лучше?", называется формирующим.
Обычно в классе происходит и то, и другое. Итоговое оценивание помогает учителю понять, выполнил ли он свои обязательства, научен ребенок или нет, а формирующее оценивание помогает найти способ помочь каждому ученику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее.

- Как возник метод формирующего оценивания?

— Он существовал всегда, ведь это естественная часть отношений учителя с учеником. Мы все слышали, как педагог говорит ребенку: "Попробуй сделать не так, а иначе", "Сначала нарисуй линеечки в тетрадке, чтобы писать ровнее", "Прежде чем ты начнешь писать сочинение, попробуй определить самое важное, о чем ты хочешь рассказать".

Любые советы такого рода - уже часть формирующего оценивания. Учитель видит, чем можно помочь ученику, что ему нужно посоветовать. Например, одному ребенку необходимо сделать чертеж к задаче, потому что так он легче схватывает поле задачи, а другому это не нужно. Наши учителя так работали всегда. Несколько десятилетий назад в мире был сделан очень сильный акцент на тестировании школьников. А тесты всегда хочется стандартизировать, сделать все задания одинаковыми, а результаты - простыми для обработки, чтобы они позволяли контролировать уровень достижений учащихся. В конце 1990-х гг. педагоги из разных стран начали понимать негативные эффекты такого подхода. Конечно, тестирование необходимо, и никто от него не отказывается, но оно не универсально. Для решения других задач требуются другие инструменты.

В это время в Англии появилась группа педагогов, выступающая за реформирование оценивания. Члены этой группы заявили, что главное в работе учителя - не просто замерить достижения ученика, а улучшить их, и для этого нужно пользоваться другими подходами и инструментами. По их мнению, оценивание - это все, что происходит между учителем и учеником и помогает каждому из них улучшить свою деятельность. Спустя некоторое время, около 10-15 лет назад, в образовательных стандартах и профессиональных стандартах учителей разных стран стало появляться требование формирующего оценивания.

- Что формирующее оценивание дает ученикам, учителям и родителям?

— Родители - наиболее слабое звено в восприятии этого метода. Учителя как-то быстро понимают, что у них возникают новые, более доверительные отношения с детьми, появляется возможность сотрудничать. И не потому, что учителя вдруг стали "хорошими", а потому, что сам метод к этому располагает.

Например, я, учитель, проверила работу ученика и вместо того, чтобы написать в тетради "3", "4", или "5" говорю ему: "Давай-ка ты попробуешь теперь делать вот это по-другому" или: "Смотри, еще вчера у тебя этого не было, а сегодня уже получилось. Это здорово!". Понимаете, это другой характер отношений. Учителя и дети его видят и понимают. А вот что видят родители? Это вопрос.

Обычно ребенок дома слышит: "Покажи тетрадь, покажи дневник. Все ясно". А процесс сотрудничества учителя с учеником иногда не виден. Поэтому формирующее оценивание предполагает письменную обратную связь с учеником, когда рекомендации даются не только на словах, но и в тетради. Родители должны видеть, что там не просто стоит "см", а учитель советует ученику, как выполнить задание, и потом реагирует на результат.. Сделал ли ученик, что его просили? Начал ли чертить линеечки, чтобы писать ровно? Делает ли он теперь рисунки к задаче, выстраивает схемы на орфограмму?

То есть должны быть письменные свидетельства того, что между учителем и учеником идет осмысленная целенаправленная работа по улучшению результатов учебы. Это очень серьезный и ценный аргумент для родителей, поскольку все хотят, чтобы с их детьми занимались индивидуально. Но если этого нет, то и цена заявления учителя "у меня теперь формирующее оценивание" невысока, потому что следы этого оценивания должны быть очень наглядными.

- Кто обучает российских учителей работе по этому методу?

— В Московской высшей школе социально-экономических наук есть магистерские программы по управлению в сфере образования, и в них уже несколько лет входит курс формирующего оценивания. К этой теме проявляют интерес и региональные институты повышения квалификации. Постепенно этот метод входит в обиход.

- Происходит ли внедрение этого метода в российских школах?

— Здесь скорее надо говорить о том, в каких педагогических системах оно уже действует и распространяется. В системе развивающего обучения есть много приемов и инструментов такого оценивания, поскольку эта система предполагает, что учитель строит оценивание учеников как формирующее. Такая привычка становится частью ментальности педагогов, работающих по системам развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова.

Формирующее оценивание обязательно есть в школах, включенных в систему Международного бакалавриата. Сейчас таких школ довольно много, в Москве их уже больше десятка. Кроме того, в любом классе, где учитель полагается на здравый смысл, понимает детей и ищет способ им помочь можно обнаружить формирующее оценивание.

- Можно ли оценить опыт такого внедрения?

— Никакого официального внедрения, "по команде", не было. Даже само название метода не звучало. Но в последние несколько лет можно наблюдать, как учителя начинают сами интересоваться этим методом. Можно ли его внедрять? Да. Когда школа заявляет о том, что начнет работать по программе Международного бакалавриата, формирующее оценивание немедленно прекрасным образом начинает внедряться. В другой школе учителей обучили работать по системе Эльконина-Давыдова - и там все замечательно внедряется. Есть ещё замечательные программы INTEL, которые очень хорошо и массово обучают учителей, в том числе, формирующему оцениванию.




Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения Итоговое оценивание summativ Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период


Признаки зрелости системы оценивания Имеются политические основы, финансирование, подготовленные сотрудники, чёткие институциональные структуры, прозрачность для общества - среда Оценивание соответствует целям учёбы, оценивание реформируется параллельно реформированию других частей системы образования – системная интеграция Стандарты обеспечивают качество - инструменты + Акцент на формирующем оценивании/для улучшения обучения: оценка в классе, роль учителя, инновационные практики


Что ты делаешь на уроках чаще всего? 2000г.% 2002г.% Списываю с доски Участвую в дискуссии Слушаю учителя Записываю рассказ учителя Работаю в группе Думаю о своём Обсуждаю мою работу Работаю на комп-е Изучаю то, что связано с жизнью










Формы оценивания Выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации: интегральная оценка, в том числе, портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.


Источниками информации для оценивания работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).


Базовые принципы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.


Формирующее оценивание Процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Assessment Reform Group (2002)








Общая рамка естественнонаучной грамотности (Канада) Идеи и понимания, вырабатывающиеся у учащихся, постепенно расширяются и перестраиваются по мере роста их опыта и способности к концептуализации. Обучение включает в себя процесс установления связи между новым пониманием и предыдущим знанием, процесс добавления нового контекста и опыта к текущему пониманию.




Оценка уровня достижений Таксономия Б.Блума Уровень компетентностиОписание уровня Пример измеряемых учебных результатов 1. Знание Воспроизводит термины, идеи, процедуры, теоремы. Когда наступает первый день весны? 2. Понимание Интерпретирует знания, но не видит всех возможностей переноса на другие близкие ситуации. Что представляет собой летнее солнцестояние? 3. Применение Применяет абстрактные общие принципы к специфическим конкретным ситуациям. Какими бы стали времена года, если бы орбита Земли приняла форму правильной окружности? 4. Анализ Выделяет в комплексной идее отдельные составляющие и определяет их внутренние взаимосвязи. Почему в южном полушарии сезоны противоположны нашим? 5. Синтез Конструирует идеи, взятые из разнообразных источников, для формиро- вания новых интегрированных комплексов, отвечающих поставленным условиям Если самый длинный день года в июне, почему самое жаркое время в северном полушарии август? 6. Суждение Способен выносить суждение на основе заданных или самостоятельно установленных критериев, которые подтверждаются наблюдениями или осмыслением полученной информации. Какими будут наиболее существенные переменные, на основании которых можно спрогнозировать сезонность на вновь открытой планете?


Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий А. Знание и понимание Что оцениваетсяПри помощи чего оценивается Знание и понимание хронологии. Описание исторических и прочих событий Знание и применение фактов, терминов и понятий. Тесты, экзамены, письменные работы, устные ответы и презентации, проекты, выставки


Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий В. Понимание и использование элементов научного познания Что оценивается При помощи чего оценивается Умение устанавливать связи между событиями. Понимание событий в связи с их исторической эпохой. Выявление причин и следствий. Выявление общего, частного и различий в процессах и явлениях. Понимание динамики исторических и прочих процессов. Устные презентации, исследовательск ие проекты, эссе, расширенные письменные работы


Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий D. Презентация и организация информации Оцениваются уменияПрименяемые в Отбирать нужный материал. Организовывать информацию в логической последовательности. Выражать идеи четко и тщательно. Четко документировать источники. Правильно оформлять работу. Использовать различные материалы и технологии. Долгосроч- ных проектах


Самооценка работы с данными Полнота Мои данные представлены подробно, полно и тщательно Мои данные полны.Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны. Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют Органи- зация Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию. Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно. Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу Внеш- ний вид Мой записи аккуратны, красивы, их легко читать. Мои записи аккуратны, их легко читать Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать Мои записи хаотичны, их трудно читать. Общая оценка






Опросник для самодиагностики Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно УверенноДовольно уверенно Неуверенно 1. Я могу высчитать площадь квадрата и прямоугольника 2. Я могу объяснить, почему две плоскости с одинаковой площадью выглядят не одинаково. 3. Я могу вычислить, сколько квадратных метров ковра необходимо для конкретной комнаты.


Функции оценивания Оценивание – это обратная связь. Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать обратную связь ученикам..




Стандарт преподавательских умений (New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007) Компетентность в планировании и подготовке уроков – высокий темп работы – концентрация и переключение внимания учеников – многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом – максимальная включённость всех учеников – разнообразие форм работы и заданий – сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников – максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся – дифференциация заданий по сложности и объёму – использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах – эмоциональная вовлечённость учеников – построение коммуникации между учениками – индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания – разнообразие инструментов оценивания – оценивание для управления учебным процессом – партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание «Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу. … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет». А.А.Каспржак Оценивание на уровне школы как инструмент управления достижениями учащихся