Биографии Характеристики Анализ

Как хорошо уметь читать.doc - мастер-класс "Как хорошо уметь читать".

Разработка внеклассного мероприятия

Цели:

Поддержать интерес к знаниям учащихся;

Воспитывать положительное отношение к чтению;

Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда - развивать мыслительные операции в ходе игры;

Оборудование: плакат с надписью «Прощай, Азбука!», воздушные шары, мультимедийный проектор, экран для проектора

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник- прощания с азбукой. Благодаря этой умной, и интересной книге наши первоклассники научились читать. За это время, которое ребята проучились в школе, они узнали много нового.

Разминка

  1. В какое время года и в каком месяце школьники начинают учиться?
  2. Школьный стол
  3. В чем школьники несут учебные принадлежности?
  4. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать,гонять мяч.
  5. Школьный урок, где позволяют громко петь.
  6. Перерыв между уроками.
  7. Сигнал на урок.
  8. Зачем ходят в школу?
  9. Какой отметке радуются ученики?
  10. Первая буква в алфавите.
  11. Последняя буква в алфавите

12. Сколько букв в русском алфавите.

13. Какая буква является первой во всех именах трех поросят?

Давайте послушаем, что нам расскажут первоклассники

Инсценировка стихотворения « Главные слова»

Вас приветствует сейчас

Первый класс

Мы о самом главном

Поведем теперь рассказ

Стены, крыша, окна в нем

Перед нами прочный ДОМ

В доме кто встает так рано?

Обо всех в заботах?- МАМА

Кто еще живет в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они?- СЕМЬЯ.

Отправляются с охотой

Папа с мамой на работу.

Взяв портфели. скоро – скоро

Побежали дети в школу.

Смотрит СОЛНЫШКО на нас,

Заливает светом класс.

Солнце светит на село

Назовем мы как его?

А в селе простой народ

ХЛЕБ растит, ТРУДом живет.

Продолжаем наш рассказ

Где-то далеко от нас

Ярко светит как звезда,

Главный город наш - МОСКВА

Москва столица всей страны.

Где живем все вместе мы.

Нет для нас страны красивей

Нашей Родины – РОССИИ.

Вспомним сорок первый год,

Как сражался наш народ,

Как узнала вся страна

Слово страшное –ВОЙНА

Дом фашисты разоряли,

Хлеб сожгли, людей убили

Солнце скрылось в дыме синем.

Вся в огне была Россия.

Враг хозяйничал в стране,

Подбирался и к Москве.

Люди встали тут стеною.

Воевали как герои.

Не пустив врага в Москву,

Отстояли всю страну,

От фашизма мир спасли

И ПОБЕДУ принесли!

Это было так давно

Но забыть нам не дано

Про сраженья и про беды,

Про великую Победу

Повторим-ка всё опять,

Мы должны об этом знать:

МАМА, ПАПА, ДОМ, СЕМЬЯ,

СОЛНЦЕ, ШКОЛА, ХЛЕБ, МОСКВА,

МИР, РОССИЯ – это, дети!

Главные слова на свете!

А войны мы не хотим,

Мир разрушить не дадим.

(разорвать табличку со словом ВОЙНА)

Ученики.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не с водим глаз,

А учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

С-с-с – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Р-р-р – моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма - и ша, а вместе Маша

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты – и ква, а вместе – тыква,

Со – и ва, итак, сова.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг.

К ней любой из нас привык!

Мы азбуке спасибо скажем

И песню для неё споем

(Первоклассники поют песню « Чему учат в школе»)

Если кто-то любопытен,

Хочет все на свете знать,

Тот не будет лениться,

Только чтобы на вопросы

Стали буквы отвечать,

Вам, ребята,(очень просим)

Надо буквы твердо знать.

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку-

Получился алфавит

33 веселых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим.

Сделать видимым, друзья .

На уроках чтения мы читали стихи, загадки, маленькие рассказы. Давайте послушаем, как первоклассники научились отгадывать загадки.

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все что, хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Черные, кривые.

От рождения немые,

Встанут в ряд –

Сейчас заговорят! (буквы)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка а сшита,

Не человек, а рассказывает! (книга).

Теперь поиграем в игру « Угадай букву».

Эта буква похожа на ракету? (А); на колесо? (О); на сучок (У); на полумесяц (С); на антенну (Т); на шалаш? (Л); на парус (Р); на лесенку, которая сломалась?(Е); на ворота (П); на кудри- завитушки? (З); на бочонок?(Б); на бочонок с краном? (Ц);на домик?

(Д);на кочергу? (Г); на цифру 4 ? (Ч); на жука? (Ж); на раскрытую ножницу? (Х);на расческу, щетку? (Щ); на ковш? (ъ), мастер стул перевернул и стул стал похож на букву? (Ц)

А теперь разгадайте ребусы

Слайд 1

Слайд 2

Отгадайте какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться в веселых стихах

Жучка будку не доела: Забодал меня котел

Неохота. Надоело. На него я очень зол

На пожелтевшую траву Закричал охотник –Ой!

Роняет лев твою листву двери гоняться за мной

Тает снег. Течет ручей. Посмотрите –ка, ребятки.

На ветвях полно врачей. Раки выросли на грядке!

На виду у детворы Мы собрали васильки

Крысу красят маляры. На голове у нас- щенки.

Мама с бочками пошла У вратаря большой улов

По дороге вдоль села Влетело в сетку пять волов(голов)

На поляне весной Сели в ложку- и айда!

Вырос зуб (дуб) молодой По реке туда-сюда

В школе кроме уроков есть перемены. Сейчас предлагаю конкурс: кто быстрее выпьет сок через трубочку?

Слайд 3

Игра «Путаница».

На доске два столбика слов, которые надо соединить стрелками.

Собака квакает

Корова гавкает

Лягушка шипит

Змея мычит

Слайд 4

Игра « Оживи слово» (заменить первую букву другой буквой)

Мак-(рак), дом-(сом), капля- (цапля), котел-(козел), дверь-(зверь), лук (жук)

Жили -были буквы а Азбуке, разные – гласные, согласные. Ходили друг другу в гости. Согласные пошли к гласным. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Однажды они поссорились.

Игра «Защити свой шарик».

Выходят два участника. Каждому к ноге привязывают шарик. По сигналу они должны постараться наступить на шарик противника и раздавить его ногой. Кто сохранил свой шарик, тот победитель.

Игра «Это я».

Учитель. Друзья, я буду задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «это я, это я, это все мои друзья!», но если не согласны, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Кто из вас сюда принес

Песни, шутки, смех до слез?

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас своим трудом

Украшает дом и класс

Кто из вас приходит в школу

С опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас, скажите в слух

На уроке ловит мух?

Кто из вас не смотрит хмуро,

Любит спорт и физкультуру?

Давайте послушаем наших виновников торжества, которые еще хотят выступить.

Ученики.

Ты в азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без азбуки

Вся жизнь прошла бы зря!

Тридцать три богатыря

На страницах азбуки

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Смех и слезы,

Радость и печаль

Довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль:

Учитель. Вот сейчас мы и проверим, как вы научились читать. (Ученики читают по предложению)

Слайд 5

2 уч Не надо к маме приставать.

3 уч Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

4 уч Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу!»

Все Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

В.Берестов

Слайд 6

Игра « Расшифруй»

6-3=О 10-1=Р 5+1= З 9-5=Б

5+3= Щ 5-3=П 3-2=К

9-2= Й 8-3=А 6-6=У

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляем вас с окончанием изучения азбуки и желаю прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихотворений и сказок, рассказов и повестей. Пусть школьная азбука станет для вас сияющим маяком знаний, к которому вы будете без устали шагать всю свою жизнь! В память об этом событии хочу вручить вам дипломы. (Учитель вручает школьникам дипломы.)

Тем, кто любит приключенья.

Я открою свой секрет

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет

Слово для поздравления предоставляются родителям. (Родители поздравляют детей и дарят им подарки.)

На этом наш праздник подошел к концу. Большое спасибо всем, кто нашел время прийти сегодня сюда и разделить нашу радость. Особые слова благодарности родителям, которые приняли активное участие в организации и проведении праздника.


Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! Вологодская Ольга Павловна

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

В. Д. Берестов

Многие современные родители в панике: их дети не хотят читать ни за какие коврижки! Причем, естественно, тревогу это вызывает в основном у тех родителей, которые сами любят читать. Беспокоит их то, что ребенок может не поступить в вуз, вырасти ограниченным человеком, необразованным, иметь проблемы в общении. Есть еще один момент. Все мы помним, как зачитывались в детстве книгами А. Дюма, А. Линдгрен, Л. Кассиля, воображали себя героями описываемых приключений. Почему же дети сознательно лишают себя такого удовольствия, родителям не понять.

Что вызывает у детей такое равнодушие, а то и неприязнь к чтению? Почему возникают эти чувства?

Иногда это прямиком идет от родителей, которые не читают и считают, что и без этого неплохо можно прожить.

Еще один важный момент – неправильный подход к обучению чтению. Помните, как всех нас учили в детстве читать по слогам, называть правильно буквы? Весело было? Не очень. Не один ребенок прошел через брошенную в угол книгу, раздражение родителей «тупостью» чада, слезы и тех и других. Естественно, что ребенок, когда только начинает учиться читать, делает множество ошибок. Не злитесь, не ругайте его за них, наберитесь терпения. Не насилуйте его, если он не расположен в данный момент читать, а наоборот – хочет погулять или поиграть. Толку от такого чтения не будет.

Помню, как учила читать своего четырехлетнего сына. Он никак не хотел осваивать эту науку. Поскольку он был (и остается) непоседой, то ему интереснее было поиграть или побегать, но не сидеть над букварем, осваивая премудрости чтения. И тогда я решила отложить обучение. Через какое-то время воспитатель в детском саду мне сказала: «А вы знаете, он у вас умеет читать!» Сказать, что я удивилась, – не сказать ничего, но факт остается фактом. Те небольшие знания, что мы осваивали с ним с таким трудом, не выветрились из его головы, а прочно осели там, чтобы в один прекрасный момент выйти наружу в упорядоченном виде. Надо сказать, что читают в нашей семье все и много, читали много и ему. Поэтому те начальные знания, которые он получил, осваивая букварь, легли на подготовленную почву.

Большое значение имеет и выбор книг. Что вы читаете ребенку? Не гонитесь за новомодной детской литературой, как правило, от нее очень мало толку, да и ошибок там зачастую много. Обратитесь к уже признанным образцам классической литературы – русской, советской, зарубежной. Если вы воспитывались на «Карлсоне» и «Винни-Пухе», то почему бы и вашего ребенка не приобщить к этим книгам?

Для начинающего читать ребенка подбирайте книги с большими буквами, яркими красивыми картинками. Уже очень много лет пользуются заслуженным успехом книги с иллюстрациями В. Сутеева. Если решили обратиться к современной детской литературе, не поленитесь сами прочитать, хотя бы начало, и обратите внимание на повествование, героев, не сложна ли будет книга для восприятия вашего малыша.

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Я хотел бы уметь - Подойти на вечеринке к незнакомому человеку и представиться ему.- Чувствовать, что я владею ситуацией и не завишу от чужих прихотей.- Знакомиться с людьми, когда захочу.- Рисковать.Многие люди недооценивают свои успехи и придают слишком большое

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Как важно уметь гипнотизировать из записок доктора КстоноваСпортивный крутой мужчина Вольдемар Игнатьевич Головешкин повсюду появляется не иначе как с рюкзаком. С рюкзаком на работу. В театр тоже с рюкзаком - заядлый турист. Уже чего-то за спиной не хватает, если без

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

ХОРОШО ЖИТЬ, ХОРОШО УМЕРЕТЬ Один великий святой сказал: «Цель жизни состоит в подготовке к моменту смерти. Готовясь к смерти, человек узнает, как следует жить».Когда ученики спросили Конфуция, как следует почитать духов, тот ответил: «Вы даже не знаете, как следует

Из книги Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смерти автора Дасс Рам

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ Вот основные моменты, которые помогут вам правильно сориентироваться в той или иной ситуации. Ваша цель - свести к минимуму страхи и неуверенность у детей, остающихся дома, оказать им эмоциональную поддержку. С другой стороны, вы должны

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ? Тема этой главы - основные действия ведущего в процессе подготовки к работе группы и во время ее проведения. Ведущий должен понимать, что он может работать как на группу в целом, так и на отдельных ее участников. И эта деятельность часто

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Миф № 3. Раз мысли – хорошо, то и думать – хорошо Я сказал, что мысли возникают естественно, однако не рекомендую намеренно предаваться размышлениям во время каждой медитации. Есть большая разница между понятиями «иметь мысли» и «мыслить». Во время медитации лучше

Из книги Приданое для дочери. Всё, что ты узнаешь, когда станешь совсем взрослой… автора Денисова Ятка

Все будет хорошо. Все уже хорошо О знаках, надежде и умении быть оптимистом Первое предложение заголовка – это расшифровка одного из ключевых понятий жизни: надежда. Я не согласна, что ее надо вычеркнуть из песни по той причине, что будущего по сути не существует. Что «есть

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Очень важно уметь хорошо заканчивать свое выступление, и обучение этому требует упорства Если вы думаете, что достаточно проинструктировать людей, и они сразу же перестанут делать ошибки, то вы заблуждаетесь. Необходимы десятки упражнений, а в некоторых случаях и весь

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Учитесь читать быстрее, чтобы читать больше Если вы читаете медленнее, чем хотелось бы, можно пойти на курсы скорочтения, где вас научат быстрее не только читать, но и усваивать информацию. Лучший ресурс, который нашел я, – курс фоточтения, разработанный Паулем Шееле. Он

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Взрослый – знать и уметь Что может дать взрослый растущему ребенку? За чем он должен следить, чтобы процесс образования и развития шел успешно? Некоторые ответы мы уже обсуждали, опираясь на наблюдения за жизнью детей и психологические знания.Обратимся к

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Не обязательно уметь всё Не устаю повторять: не нужно уметь всё.Я работал с большим числом людей, обладающих лишь одной-двумя сильными сторонами и целым рядом слабых сторон с точки зрения выполняемой ими работы. Это совсем не значит, что им обязательно нужно менять сферу

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Чтобы читать мысли других, нам приходится читать свои собственные так же, как другие читают наши Предвидение поведения других людей и влияние на него требуют от нас создания модели их сознания. Но для этого нам надо хорошо понимать, что другие думают о том,

Из книги Финансовая мудрость Эбенезера Скруджа автора Калер Рик

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

Мастер­класс «Как хорошо уметь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Итак, я начинаю мастер­класс «Как хорошо уметь читать!»
Кто не помнит эти замечательные строки Валентина Берестова.
Восклицание.
что значит хорошо уметь читать? И КАК этому научить?
В программе «Чтение и начальное литературное образование» образовательной системы
«Школа 2100» в пояснительной записке говориться:
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу,
подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и
заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая
привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве
познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами
понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же
сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно­художественной

значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их
вкусами, интересами, потребностями?
Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь
к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье – это когда тебя понимают", на Ученическое
счастье – это когда ты понимаешь.
Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного
произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают читательскими умениями.
При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного
чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение
актом сотворчества с создателем текста. Ведь истинное чтение ­ это чтение, которое, по
словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Наиболее трудным является анализ стихотворений.
Обратимся к стихотворению С. А. Есенина «С добрым утром!» (по программе 3 класс, 1
семестр), и на его примере я попытаюсь вам показать применение метода творческого и
объяснительного чтения, а результат вы увидите в конце мастер­класса.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра.
Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая

конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских
образах.
«Задремали звезды золотые...» - метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а
к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.
Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их
ценность, эмоционально окрашивает первую строку.
Затон - вдавшийся в берег речной залив.
«...Задрожало зеркало затона...» - метафора: затон в этом стихотворении
представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое
смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот
подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Брезжит - рассветает, чуть светиться.
«...Брезжит свет на заводи речные...» - рассвет только начинается, небо едва
окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает этот свет, умножая его. Обратим
внимание на точное употребление глагола.
«...И румянит сетку небосклона» - глагол румянит словно бы намекает нам на то, что
заря - прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в
строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ можно представить? Есенин
рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые
звезды - как узелки, между которыми натянуты нити­лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю
зарю.
Прочитать 1 строфу.
Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег,
где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
«Улыбнулись сонные березки...» - олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный
при помощи глагола образ.

«...Растрепали шелковые косы» - широко распространенная в устном народном творчестве
метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек.
«Шелковые» - устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы
шелковые.
«Шелестят зеленые сережки...» - поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы
видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно
все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета.
С другой стороны, сережки - слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти
мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам
укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ
огнем.
драгоценных
горящих
камней,
на

солнце

«...И горят серебряные росы» - кто видел, как переливается роса в момент восхода
солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет
«серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной,
унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими
шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.
Прочитывается 2 строфа.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую
никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту
ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек
сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:

Плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый
внутренний слой некоторых раковин.
«...Обрядилась ярким перламутром...» - метафора (поэт сравнивает капли росы с
перламутром).

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Что даёт ребёнку чтение? Чтение даёт новые знания, развивает творческое воображение, фантазию, память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность, расширяет кругозор. Самостоятельное чтение улучшает словарный запас, лексикон ребёнка. Из всех доступных ребёнку источников информации, только чтение книг помогает зрительному восприятию правописания. Ребёнок может не знать некоторых правил, не иметь представления о значении некоторых слов, но он научиться правильно писать и говорить, если будет достаточно много читать.

Говорят дети:

Я научилась читать в 4 года.
Сейчас в садике книги учусь читать, читаю. Мне нравится читать книжки по слогам, люблю читать слоги, сказки «По щучьему велению», «Три котёнка». Я читаю для того, чтобы узнавать много нового, цифры, буквы и много всего интересного.

Я научился читать, когда мне было почти 5 лет. Чтение мне пригодилось везде: дома, в садике, в магазине, пригодится в школе. Я люблю читать всё! Сейчас, например, дочитываю книгу «Всё о Дедморозовке». Я читаю, чтобы всё знать!

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.