Биографии Характеристики Анализ

Как не бояться говорить: секреты публичного выступления от мастеров ораторского искусства.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.

1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.

2. Учитесь владеть телом:

  • не теребите руками пуговицы;
  • не переминайтесь с ноги на ногу;
  • не трогайте волосы.

Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.

3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.

5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.

6. Поработайте над артикуляцией.

7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.

8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.

10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.

11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.

12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.

13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.

14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.

15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.

1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:

  • информативной (передача фактической информации);
  • убедительной (убеждение аудитории путём использования эмоций, логики, личного опыта и переживаний, фактов);
  • развлекательной (удовлетворение потребностей собравшихся).

В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.

2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.

3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.

4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.

5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.

Выступление

1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.

  • Перед выходом к аудитории несколько раз сожмите и разожмите ладони;
  • Медленно и глубоко подышите;
  • Встаньте перед зеркалом и повторите себе, что у вас всё получится, вы спокойны и в себе уверены.

2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.

3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.

4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.

5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.

6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.

7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.

8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.

9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.

публичного выступления от мастеров ораторского искусства" data-essbishovercontainer="">

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Любое публичное выступление начинается с усердной подготовки: и не важно, каким уровнем «ораторского искусства» вы обладаете. Во-первых, выберите тему вашего спича. Во-вторых, оцените, перед кем вам предстоит говорить. Кто ваша аудитория?

Если эти вопросы вызывают у вас затруднение, читайте наши рекомендации в статье. Они помогут вам не только подготовиться к публичному сообщению, но и избежать ошибок, которые превратят ваше выступление в скучную лекцию.

Разберитесь в теме выступления

Чтобы стать успешным оратором (даже для единичного случая), необходимо обладать широким кругозором и хорошо разобраться в вашей профессиональной области. Изучите тему вдоль и поперек: станьте экспертом в данном вопросе.

Что для этого нужно делать?
  • приобретайте новые знания (изучайте специальную литературу, кино, пообщайтесь с профессионалами данной сферы),
  • постоянно читайте СМИ, изучайте тематические группы, страницы профессионалов в вашей сфере. Так ваша речь всегда будет актуальной. Будьте уверены в том, что говорите. У публики не должно возникнуть ни малейшего сомнения: вы — эксперт. А эксперту хочется доверять.
  • отмечайте для себя факты и мнения, записывайте полезные тезисы на смартфон или в блокнот. Это сделает вашу речь более интересной и менее сухой. А интересного оратора всегда хочется слушать.

Говорите много везде и постоянно

Не упускайте возможности говорить: говорите на работе, в продуктовом магазине, на школьных собраниях. Участвуйте в дискуссиях, давайте и принимайте советы: так вы сможете побороть страх перед публикой, а привычка “отмалчиваться” со временем исчезнет. Кроме того, вы узнаете мнение людей по любому вопросу и сможете использовать это в будущем.

Научитесь слушать окружающих

Невозможно быть хорошим борцом, не умея обороняться - так и в ораторском искусстве. Не зная, как говорят другие, вряд ли получится самому вещать на весь мир и привлечь при этом должное внимание. Слушайте радио, смотрите видео в Интернете. Изучайте любой источник, где люди говорят действительно хорошо. Возьмите за привычку слушать “профи”: вдохновляйтесь и отмечайте полезные для себя вещи. Черпайте идеи, обращайте внимание на мелочи и недочеты, обдумайте, как бы вы сказали ту или иную фразу.

Создайте личный бренд

У вас должна появиться здоровая привычка следить за деятельностью “экспертов” . Но копировать манеру другого человека — дурной тон, это не добавит вам индивидуальности. Слушатель должен увидеть в вас личность. Найдите свои сильные стороны и используйте их по максимуму.

Будьте естественным

В Интернете существует множество риторических правил как говорить, жестикулировать, вести себя на публике. Но сухое поведение никогда не будет привлекать зрителя, даже если вы действуете по риторическим «канонам».

Главное — выработать свой внутренний принцип: аудитория должна получить максимум пользы от вашего выступления, хорошо провести время. Уважайте свою публику, и она ответит вам тем же.

Если дрожит голос, дёргается глаз, если вам хочется почесать нос — ничего страшного, так наше тело пытается нас успокоить и поддержать. Преподаватель ораторского искусства Марина Коваль советует относиться спокойнее к своей внутренней поддержке.

Не пытайтесь сковывать свои движения. Чем легче вы себя чувствуете, тем более свободны ваши жесты и поведение и тем меньше внимания обращает на него аудитория. Публику интересует только ваша речь.

Марина Коваль, профессиональный оратор

После того, как вы разобрались в теме вашего выступления, научились слушать и приучили себя постоянно говорить, необходимо перейти непосредственно к написанию текста для спича.

Концентрируйтесь на аудитории

Эксперт в области публичных выступлений Марина Коваль считает самой распространенной ошибкой новичка — проблему излишней концентрации и напряженности. Начинающий спикер стремится сделать свою речь настолько хорошей и яркой, что слишком большое значение придает каждому слову. Это грозит полным погружением в свою речь или презентацию, то есть мешает взаимодействию с аудиторией.

Еще одна типичная ошибка — отсутствие зрительного контакта спикера с аудиторией. Если вы не смотрите на своих зрителей, не удивляйтесь, что вас перестанут слушать. А если недостаточно внимания уделять людям, что сидят дальше первых рядов - точно получите неожиданные и каверзные вопросы.

Существуют два варианта зрительного контакта с аудиторией:

  1. «Пройдитесь» взглядом по каждому в зале, но не слишком быстро: переводите взгляд медленно от человека к человеку - так вы вызовете доверие у каждого слушателя;
  2. Мысленно разделите аудиторию и «контактируйте» визуально с каждой частью. Не переводите взгляд слишком быстро, чтобы люди не подумали, будто вы боитесь и не уверены в себе.

Как подготовить текст для срочного выступления: 7 эффективных советов

  • Вспомните свою истинную цель: для чего вам нужно научиться говорить мастерски. Сфокусируйтесь на главной цели и не забывайте ее даже когда вам будет тяжело и трудно.
  • Создайте план, “скелет” будущего текста выступления. От введения зависит много: необходимо сразу заинтриговать слушателей. В основную часть включите поставленный вопрос, аргументы, различные мнения по теме. Закончите выводом - попробуйте оставить слушателям какие-то мысли и вопросы для дальнейшего обдумывания.
  • Чтобы текст выступления не был слишком серьезным, добавьте эмоции, интересные вопросы, шутки. Импровизация не допускается, если вы хотите выступить действительно хорошо, поэтому все нюансы необходимо включить в план будущего выступления.
  • Хороший способ заинтересовать - примеры из своей личной жизни. Так добавьте их в речь! До вас слушателям этого никто не рассказывал, к тому же такая информация запоминается в разы лучше строгих фактов.
  • Поиграйте над интонацией и общим эмоциональным посылом - порепетируйте текст, читая его по-разному. Попробуйте расставить логические ударения и интригующие паузы для необходимых вам акцентов.
  • Не забудьте включить в ваше выступление интерактив, то есть взаимодействие с аудиторией: вопросы, шутки, интригующие паузы. Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Сделайте ваши «энтертейменты» гармоничными.
  • Заучите текст наизусть. Если вы все еще волнуетесь - попробуйте вашу речь на знакомых: пускай вас покритикуют. Такая репетиция добавит уверенности в себе, и вы сможете увидеть первую реакцию на ваше выступление

Как добиться успешного выступления — 5 важных правил для спикера

  • Настройтесь на удачу. Не нужно лишний раз переживать и прокручивать все в голове. Верьте в свой успех.
  • Если волнения избежать не получается, лучше сразу признайтесь публике - вы моментально почувствуете облегчение и начнете говорить спокойнее.
  • Избегайте монотонности: вас должно быть интересно слушать. Выделяйте голосом слова, делайте интригующие паузы, шутите. Так вы стопроцентно привлечете внимание и установите контакт с публикой.
  • Не нужно показывать свое актерское мастерство . Излишняя жестикуляция покажется не только смешной, но и вызовет раздражение зрителя. Также не стоит ходить из угла в угол, чтобы люди не устали на вас смотреть. Не переигрывайте.
  • Не отступайте от плана: ваше выступление уже заранее прописано. Не нужно напряженно “идти” от пункта к пункту, расставляя в голове “галочки”, но все же необходимо уверенно и спокойно следовать плану. Такая строгость нужна, чтобы вы не забыли исполнить все задуманное и не сбились при выступлении.

Занимайтесь с профессионалами

Задумайтесь о . В первую очередь, нужно найти хорошего преподавателя. Успешный оратор Марина Коваль считает, что важно найти человека, с которого хочешь брать пример.

И главное. Даже самые правильные советы мертвы без практики и повторения. Говорите. Говорите везде. Используйте любую возможность для тренировки и со временем вы научитесь выступать перед любой аудиторией.

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление - несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

© Подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006