Биографии Характеристики Анализ

Краткая биография из жизни Абу Ханифы. Абу Бакр ас-Сыддик – первый праведный халиф

История жизни Абу Бакра ас-Сыддика, преемника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и первого праведного халифа – золотая страница исламской истории , рассказывающая о вере, самоотверженности и беззаветной преданности высоким идеалам.

Абу Бакр появился на свет спустя два года и несколько месяцев после рождения Пророка в уважаемой и благочестивой семье. Его мать и отец также приняли Ислам и относились к сподвижникам Аллаха, а его родословная в седьмом колене встречается с родословной Пророка. Абу Бакр относился к курайшитам, занимался торговлей и славился своим кротким и честным нравам. Даже во времена, когда среди арабских мужчин было распространено поклонение идолам и прелюбодейство, он вел благочестивую и честную жизнь.

Позже Пророк говорил о том, что все мужчины, которым было ниспослано откровение Аллаха, сначала терзались многочисленными сомнениями, однако Абу Бакр сразу же уверовал в Его слово. Он стал первым мужчиной, который сознательно принял ислам. Тогда ему исполнилось 38 лет, а в возрасте 51 года вместе с Посланником Аллаха он совершил хиджру и выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада, став к нему еще ближе. Кроткий и мягкий нрав Абу Бакра привлекал к нему людей и способствовал тому, что к исламу обратились множество его выдающих сподвижников.

Роль этого человека в распространении слова Аллаха воистину велика. Он поддерживал Посланника во времена сложного мединского периода и пожертвовал свое состояние, которое исчислялось 40 тысячами дирхемов, на поддержку правоверных и освобождение рабов. За свою преданность Аллаху и твердые убеждения Абу Бакр получил прозвище, данное ему самим Аллахом – ас-Сиддик, что в переводе с арабского означает «правдивый».

О том, что Посланник высоко ценил и доверял Абу Бакру, сказано во многих хадисах. Также там говорится о том, что этому человеку полагалось возглавить мусульманский мир после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), что и произошло в 632 году. Правил Абу Бакр немного более двумя годами, и за недолгое время смог погасить смуту, которая охватила Аравию после смерти Пророка. Тогда некоторые мусульмане отреклись от имени Аллаха, последовав за лжепророками, а другие отказались платить закят – обязательный для верующих налог в пользу нуждающихся.

В это трудное время Абу Бакр сумел проявить стойкость и мудрость, благодаря чему арабы объединились, а ислам окончательно укрепился во всей Аравии. Среди муфассиров и улемов нет разногласий относительно роли Абу Бакра в том, что этот великий человек был воистину лучшим среди мусульман после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!)

Абу Талиб

политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Краткая биография

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как (араб. علي بن أبي طالب‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком и представителем мужского пола принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар, Абу Бакр, Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров. Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка. Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду, но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти. При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари, аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать. Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана.

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман, Саад ибн Абу Ваккас, аз-Зубайр, Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры.

  • По версии аль-Мисвара ибн Махрама, племянника Абдуррахмана ибн Ауфа, избрание проходило следующим образом. Абдуррахман обратился к каждому из претендентов с вопросом, кого бы они выбрали, если не изберут их самих. Али, аз-Зубайр и Саад указали на Усмана, а Усман - на Али. Необходимо теперь было прийти к общему мнению. Абдуррахман, собрав всех претендентов, сказал: «Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане» . Взяв руку Али, он спросил его: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» . Али сделал оговорку: «О боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил» . Когда с этим же вопросом Абдуррахман обратился к Усману, то то ответил утвердительно без всяких оговорок. Затем Абдуррахман возгласил: «О боже. Слушай и свидетельствуй. О боже, возлагаю то, что лежало на моей шее, на шею Усмана!» .
  • Согласно сведениям, исходящих от Амра ибн Маймуна аль-Азди, переговоры проходили не столь успешно, как это было описано аль-Мисваром. Дядя пророка Мухаммеда и Али - Аббас в самом начале говорил Али, что Саад ибн Абу Ваккас не пойдёт против своего двоюродного брата Абдуррахмана ибн Ауфа, а последний - свояк Усмана. Он предрекал, что либо Усман выберет Абдуррахмана, либо наоборот, что сами выборщики подчинятся авторитету Абдуррахмана ибн Ауфа.
  • Иначе эти события изложены у Ибн Маймуна, пересказывающего со слов информатора-куфийца. По этой версии до Али и Усмана Абдуррахман ибн Ауф призвал аз-Зубайра и Саада ибн Абу Ваккаса и обратился к ним с вопросом, кого из потомком Абд-Манафа (то есть Али или Усмана) они выбирают. Аз-Зубайр высказался за Али. Саад ибн Абу Ваккас сказал, что он был бы за Абдуррахмана, но если делать выбор между теми двоими, то он за Али. На следующий день Абдуррахман ибн Ауф, собрав ансаров, мухаджиров и военачальников, обратился к ним за их мнением. Аммар ибн Ясир, один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада, высказался в поддержку Али. За ним эту точку зрения подхватили аль-Микдад, Ибн Абу Сарх и Абдуллах ибн Абу Рабиа. После того, как Абдуррахман ибн Ауф объявил халифом Усмана, Али обвинил его в пристрастности. Между аль-Микдадом и Абдуррахманом ибн Ауфом произошёл спор.

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов, который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Гражданская война в Халифате

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы. Отказался признать Али халифом также полководец Саад ибн Абу Ваккас.

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша, недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари, Аммар ибн Ясир, Кайс ибн Са"д. Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю. Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров.

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии. Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл. Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек.

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами.

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади; аль-Балазури; аль-Мубаррад; аль-Масуди; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы. Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных).

В ночь на 22 января 661 года три заговорщика, в том числе Ибн Мулджам, остались в соборной мечети Куфы среди множества остававшихся там до утренней молитвы. На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!» Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: «Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним» . Что касается Муавии и аль-Аса, то им удалось избежать смерти. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него.

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены, имя которой Ханафия. После этого он составил завещание и продолжал повторять шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Вечером 23 января, в ночь на 24-е рамадана халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Айша, узнав о смерти Али, откликнулась стихотворной строкой:

Посох брошен, и достигнута цель,
и рад возвращению путник.

На упрёк дочери Абу Салама, Зейнаб: «Как ты можешь говорить такое об Али при его превосходстве и достоинстве?» - Айша с усмешкой ответила: «Когда я забуду об этом - напомни мне» .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф.

После смерти

Мученичество Али ибн АбИ Талиб - Сопряжение: Юсеф Абдинежад - (Yousef Abdinejad)

Враги называли Али «Абу Тураб» («Отцом праха», или правильнее «пыльный», «обсыпанный пылью»). Происхождение этого прозвища связано с одним мусульманским преданием, согласно которому Али, чем-то сильно опечаленный, сидел в пыли. Это увидел пророк Мухаммед, который проходил мимо. Любя давать своим друзьями шутливые прозвища, он будто бы воскликнул «Вставай, о Абутураб!». Сторонники Омейядов называли шиитов презрительно абутураби «последователи обсыпанного пылью». Согласно одной версии, имя дано пророком Мухаммедом и имеет позитивное толкование. Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али. Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и Муавии. Есть известия, что омейядский халиф Умар II, правивший в 717-720 годах, запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:

Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али - одно и то же лицо.

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али»). На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 годах, Али восхвалялся:

Призови Али, проявителя чудес,

Ты найдёшь его себе опорой в печали.
Вся забота и горе исчезнут
С твоим покровительством, о Али, о Али, о Али!

Семья и потомки

Жёны и дети

  • 1-я жена, Фатима:
    • Хасан
    • Хусейн
    • Умм Кульсум бинт Али
    • Зайнаб бинт Али
  • 2-я жена, Хаула, дочь Кайса аль-Ханафи:
    • Мухаммад
  • 3-я жена, Умм аль-Бинайн, дочь аль-Махла аль-Килаби:
    • Аббас аль-Акбар
    • Абдуллах
    • Усман аль-Акбар
    • Джафар аль-Акбар
  • 4-я жена, ас-Сахба умм Хабиб, дочь Рабиа ат-Таглиби:
    • Амр ал-Акбар
  • 5-я жена, Лайла, дочь Масуда ат-Тамими:
    • Абу Бакр
    • Убайдаллах
  • 6-я жена, Асма, дочь Умайса аль-Хасамия:
  • 7-я жена, Умама, дочь Абуль-Аса ибн ар-Рабиа:
    • Мухаммад аль-Асгap
  • От других жен:
    • Джафар аль-Асгар
    • Мухаммад аль-Аусат
    • Аббас аль-Асгар
    • Умар аль-Асгар
    • Усман аль-Асгар

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали ), Джибриль - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай. В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб.

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара.

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I. Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Праправнук Али от Хасана - Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомками Мухаммада от его дочери Фатимы и Али считали себя династия Фатимидов, правившая в Египте.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима, приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна.

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар.
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет, одноимённая станция метро и шоссе
  • В Тегеране существует Музей имама Али.
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али.
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али.
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али». Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан)

Мечеть имама Али, Гамбург (Германия)

Энциклопедия имама Али



Фото: Ropi / Zuma / Globallookpress.com

Будущий халиф Ибрагим Аввад Ибрагим аль-Бадри родился в иракском городе Самарра, к северу от Багдада, в 1971 году. Власть в стране тогда принадлежала панарабской секуляристской партии левого толка «Баас».

Отец Ибрагима, Аввад, активно участвовал в религиозной жизни общины и преподавал в местной мечети. Именно там его сын сделал первые шаги в качестве богослова: он собирал соседских мальчишек, и они вместе читали Коран.

Баасисты не поощряли активное распространение религии, но и не боролись с ней. Некоторые родственники Ибрагима даже вступили в ряды правящей партии. Два дяди будущего халифа работали в спецслужбах президента Саддама Хусейна; один из его братьев был офицером саддамовской армии, а другой брат погиб на ирако-иранской войне. Сам Ибрагим к началу конфликта был слишком молод, чтобы принять в нем участие.

С 1993 года иракский лидер начал «кампанию по возврату к вере»: в стране закрывались ночные клубы, запрещалось публичное употребление алкоголя, ограниченно вводились нормы шариата (например, за воровство стали рубить руки).

Когда пришло время определяться с высшим образованием, Ибрагим аль-Бадри попытался поступить в Багдадский университет на юридический факультет, но его подвели плохое знание английского и неважные оценки. В результате он пошел на богословский факультет, а потом поступил в Университет исламских наук, где получил степень магистра по кираатам (школам публичной декламации Корана).

Во время обучения в магистратуре по настоянию дяди Ибрагим вступил в ряды «Братьев-мусульман». Эта наднациональная исламистская организация выступала за создание религиозных исламских государств, однако в большинстве стран ее последователи избрали осторожную тактику и не поддерживали вооруженную борьбу с властями. Аль-Бадри такие идеи казались слишком мягкими - он называл их последователей людьми слов, а не дела, и будущий халиф быстро примкнул к наиболее радикальным членам организации.

Получив степень магистра в 2000 году, аль-Бадри поселился в маленькой квартире в бедном районе Багдада, рядом с мечетью. За четыре года он успел сменить двух жен и стать отцом шестерых детей.

В 2004 году аль-Бадри арестовали американцы - он зашел в гости к другу, находившемуся в розыске. Будущий халиф попал в фильтрационный лагерь «Кэмп Букка», где оккупационная администрация содержала подозрительных иракцев. Им не запрещали отправлять религиозные ритуалы, и этим будущий халиф умело пользовался: читал лекции о религии, проводил пятничные молитвы и давал пленникам наставления в соответствии со своим толкованием ислама.

Заключенные рассказывали, что «Кэмп Букка» превратился в настоящую академию джихадизма. «Обучи его, внуши идеологию и укажи дальнейший путь, чтобы на момент освобождения он стал полыхающим пламенем», - так описал один из бывших зэков стратегию исламских богословов внутри фильтрационного лагеря по отношению к каждому новоприбывшему.

После выхода на свободу аль-Бадри связался с людьми «Аль-Каиды в Ираке», которые посоветовали ему перебираться в Дамаск. В сирийской столице у него была возможность, помимо работы на террористов, закончить диссертацию. Тогда в рядах джихадистов начался конфликт, который привел к трансформации иракской ветви «Аль-Каиды» в жестокое «Исламское государство Ирак». Аль-Бадри назначили руководителем религиозного направления в иракских «провинциях» организации. Территории у халифата тогда не было, поэтому в основном Ибрагим занимался разработкой пропагандистской стратегии и следил, чтобы боевики четко исполняли религиозные предписания.

В марте 2007 года он вернулся в Багдад, где защитил диссертацию и стал доктором корановедения. Его научный успех привлек внимание тогдашнего лидера «Исламского государства Ирак» Абу Айюба аль-Масри, и тот сделал аль-Бадри главой Шариатского комитета - то есть ответственным за всю религиозную работу террористической организации.

В 2013-м группировка начала участвовать в боевых действиях на территории Сирии и изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а после блицкрига лета 2014-го сократила его до «Исламского государства». Тогда же Аввад Ибрагим аль-Бадри объявил себя халифом, окончательно превратившись в Абу Бакра аль-Багдади.

За голову Абу Бакра аль-Багдади американские власти обещают 10 миллионов долларов: на принадлежащем Госдепартаменту сайте rewardsforjustice он назван псевдонимом Абу Дуа. Несмотря на то что в денежном эквиваленте лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири оценен почти в два раза дороже, после смерти Осамы бен Ладена именно самопровозглашенный халиф и главарь ИГ Абу Бакр считается сегодня «террористом номер один».

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов. Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд и почтенный хазрат Абу Хурайра .

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, начал посещать собрания имама Хаммада, рахимахуллах, — ученика Анаса , покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада, рахимахуллах. Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад, рахимахуллах, внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу, рахимахуллах, продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, оставался учеником имама Хаммада, рахимахуллах, еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа , рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы , рахимахуллах

«Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Аль-Фикх аль-Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы , рахимахуллах :

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры
Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность
Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).
Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан , Тамин Дари , Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Абу Бакр ас-Сиддик

(ум. в 13/634)
ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать - Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным). Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие. После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны. Поэтому он отказался от его покровительства. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40). После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман. В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады. Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще раз напомнили ему о том, что именно его пророк назначил руководить коллективной молитвой в тот момент, когда сам он был не в состоянии это сделать. Сказав это, Омар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие. Таким образом, 12 Раби (I) 11 года хиджры Абу Бакр был избран первым Праведным халифом. На второй день после своего избрания, халиф Абу Бакр принял присягу со стороны народа в мечети Медины. Что же касается Саада Убады, то, чуть позже, и он присягнул халифу, а затем отправился в Сирию, где погиб в одном из сражений. Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления религии и мусульманской государственности, что значение и роль этого человека в истории Ислама невозможно переоценить. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа, было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Сразу после его избрания халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном эти действия исходили от различных лидеров племен, которые хотели вернуть Аравию в то состояние племенной раздробленности, которое было в доисламский период. Они также не желали подчиняться центральной власти и платить в казну государства налоги, отказавшись от уплаты закята. Однако уплата закята была одной из основ исламской веры, исполнение которой обязательно для всех мусульман. Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были расценены как вероотступничество (ридда). Более того, в различных областях Аравии активизировалась деятельность таких лжепророков, как Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Несмотря на всю сложность политической обстановки в государстве, халиф Абу Бакр с самого начала своего правления занял самую решительную позицию в борьбе с вероотступниками. Отказавшись даже от самых малейших уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий, все вероотступники были разгромлены. Халифат снова стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. С этого времени начались первые мусульманские завоевания. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В самом конце правления Абу Бакра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась крупная и судьбоносная для всей дальнейшей истории битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы пророка Мухаммада. Перед смертью, он завещал пост главы государства Омару ибн Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом. Будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Он поручил Зейду ибн Сабиту - одному из секретарей пророка Мухаммада, проделать эту работу. Собранный экземпляр Корана был отправлен к жене пророка Хафсе, где хранился до периода правления третьего Праведного халифа Османа, который создал комиссию, во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом, для окончательной редакции Корана и размножению его экземпляров.