Биографии Характеристики Анализ

Креационизм противостоит. Кто такие креационисты

КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ

(от лат. creatio - сотворение) , ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий - иудаизма, христианства, ислама.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КРЕАЦИОНИЗМ

(от лат. creare создавать)

религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – , согласно которой в результате зачатия возникает только , душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом (см. Традуциониэм).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

КРЕАЦИОНИЗМ

(в биологии) (от лат. сrеаtio – сотворение) – биологич. , трактующая многообразие форм органич. мира как божеств. творения. К. отрицает эволюцию и видов. В биологии креационистская церковной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени.

Наукообразную форму К. получил у . анатома и палеонтолога Ж. Кювье. До последовательно креационистской концепции множественности актов творения катастроф была доведена его учениками и последователями А. Д"Орбиньи и Ж. Агассисом. Хотя К. с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволюционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. с боями вытесняет К. из биологии. Особенно ожесточенно велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский биолог Агассис, живший в Америке). 20 в. – окончат. и полного торжества эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения становятся анахронизмом. Однако вплоть до наст. времени К. используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под доказательность эволюц. теории. Таковы утверждения об "исчерпанности" теории происхождения видов (В. Тролл), о "недействительности" естеств. отбора в создании значит. эволюционных преобразований, прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т.д. "Стыдливой" формой К. является , что дарвинизм – только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с др. направлением совр. К. – попытками "ассимилировать" эволюц. учение, подчинив его идее божеств. творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, "телефинализм" Леконта де Нюи, теория "первичной активности" Р. Рюйе, и мн. др. К. пользуется признанием в неотомизме. Будучи лишен всякого научного содержания, К. в наст. время имеет только отрицат. идеологич. орудия борьбы религии против научной биологии.

Лит.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.–Л., 1937; Давиташвили Л. Ш., История эволюц. палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.–Л., 1948; Πлатонов Г. В., Дарвин, дарвинизм и , М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Zimmerman W., Evolution. Die Geschichte ihrer Probleme und Erkenntnisse, Münch., 1953.

M. Левит. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КРЕАЦИОНИЗМ" в других словарях:

    Новолатинск., от лат. creare, творить, с греч, оконч. Древнегреческое мнение, что Бог создает человеческие души во времени и соединяет их с телами при рождении или 40 дней после зачатия. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского creatio сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама … Современная энциклопедия

    - (от лат. creatio сотворение) религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. creatio создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование К в биологии связано с переходом в кон. 18 нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии,… … Биологический энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 лженаука (34) учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Идеалистическое представление о сотворении организмов высшей творческой силой. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    - (лат. creatio – создание) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    креационизм - КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio создание, сотворение) религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) положено повествование о шестидневном творческом акте… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Креационизм - (лат.creatio жасау) адам мен бүкіл дүниені жаратушы Құдай деп мойындайтын көзқарас. Ол барлық дүниежүзілік діндерге тән. К.Линней, А.Кювье, Ж.Агассистердің жануарлар мен өсімдіктердің барлық түрлерінің табиғаттан тыс пайда болуы туралы… … Философиялық терминдердің сөздігі

    креационизм - Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его сотворения Богом … Словарь по географии

Книги

  • Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия? Происхождение Вселенной. Чудеса и законы науки. Креационизм и теория эволюции , Чарльз Хаммэль. `Дело Галилея` - уникальное исследование историка Чарльза Хаммеля о сложных судьбах взаимоотношений между наукой и религией. На примерах из жизни известных ученых автор развенчивает миф о…

КРЕАЦИОНИЗМ (от латинского creatio - творение), религиозное и философское учение о творении мира и человека Богом. Предпосылки для формирования креационизма возникли в процессе развития космогонических мифов благодаря терминологической фиксации отличия акта творения от других действий божества (биологического порождения, ремесленного изготовления, борьбы и т.п.), выступающих в качестве факторов космогонического процесса. В латентной форме креационистские элементы присутствуют уже в архаических мифологиях Древнего Востока (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской), однако наиболее явно тенденция к креационизму проявилась в Священном Писании евреев. Как своеобразный тип онтологии, креационизм выработался главным образом в рамках ветхозаветной и новозаветной традиций, первоначально - в ходе позднеантичной рецепции библейского повествования (в особенности в книге Бытие и в Евангелии от Иоанна) о Сотворении мира. Представления о творении были также своеобразно переработаны в арабо-мусульманской традиции, сформулировавшей свою версию креационизма.

Христианский креационизм получил развёрнутую формулировку в период патристики - сначала в рамках библейской экзегезы, а затем в ходе разработки основных принципов христианского систематического богословия. Понятийные средства для такой формулировки были выработаны на греческом языке в сочинениях Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена и каппадокийских отцов, на латыни - прежде всего в творениях блаженного Августина, установившего в качестве первичного онтологического различения вечного и неизменяемого Творца и временной и изменчивой твари, а также в сочинениях Иоанна Скота Эриугены, различавшего такие виды сущностей, как «творящее и несотворённое», «творящее и сотворённое», «нетворящее и сотворённое». Понятие креационизма нашло отражение в Символах веры, содержащих определение единого Бога как Творца.

В период становления в качестве учения креационизм противостоял как различным версиям неоплатонической теории эманации, так и натуралистическим представлениям о формообразовании и упорядочении вечно сущей материи (смотри Форма и материя). В ходе дискуссий вокруг понятия творения выявилось логическое затруднение - с одной стороны, творение должно мыслиться как акт, с другой стороны, его нельзя определить как событие во времени, - которое по-разному решалось различными философами и богословами. Терминологическое оформление креационизм получил в средневековой схоластике. В «Сентенциях» Петра Ломбардского впервые было закреплено строгое различие между «creare» («из ничего делать нечто») и «facere» («создавать из имеющегося материала»). Опираясь на него, Фома Аквинский обосновал отличие творения (creatio) от возникновения (generatio) с помощью аристотелевских понятий возможности и действительности. По мысли Фомы, generatio - это осуществление наличной возможности, creatio представляет собой чистый акт, которому никакая возможность не предшествует; поэтому первое может происходить постепенно, а второе мыслимо только как неделимое и абсолютно простое.

Различение творения и возникновения сыграло ключевую роль в теологических и философских дискуссиях о происхождении души: в противоположность традуционизму, согласно которому душа вместе с телом передаётся человеку от родителей, креационизм утверждает, что она сотворяется Богом и соединяется с телом младенца.

В рационалистической философии Нового времени креационизм стал постепенно принимать всё более ограниченные формы, от концепции Р. Декарта о вечном творении до различных версий деизма.

Лит.: Norris R.А. God and world in early Christian theology. L., 1966; Jonas Н. Materie, Geist und Schöpfung. Fr./М., 1988.

П. В. Резвых.

Креационизм в биологии. Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органических мира как результат Божественного творения. Сформировалась в конце 18 - начало 19 века в связи с переходом к систематической изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, постепенно вытеснившему представления трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении организмов в результате случайного сочетания отдельных органов (Эмпедокл, Лукреций, Альберт Великий и др.). Сторонники идеи постоянства видов (И. С. Паллас) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а диапазон их изменчивости имеет строгие пределы. К. Линней утверждал, что видов столько, сколько их было создано во время творения мира. Смену флор и фаун в палеонтологической летописи Ж. Кювье объяснял теорией катастроф, которая в трудах его последователей (Ж. Л. Р. Агассиса, А. Д’Орбиньи и др.) привела к постулированию десятков периодов полного обновления органического мира Земли. Многократные акты творения отдельных видов признавал Ч. Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию идеи эволюции под влиянием дарвинизма, число приверженцев креационизма в биологии уже в середине 1860-х годов сильно сократилось, однако идеи креационизма активно обсуждались в философских и религиозных доктринах. Неоднократно предпринимались попытки соединить идею эволюции с представлением о Боге как её изначальной причине и конечной цели (Н. Я. Данилевский, П. Тейяр де Шарден и др.). Начиная с 1960-х годов в США, а затем в Западной Европе сформировалось движение «научного креационизма», возникли многочисленные общества и академии, отстаивавшие тезис, что естествознание полностью подтверждает достоверность библейского повествования о сотворении Вселенной и человека, а теория эволюции - лишь одно из возможных объяснений развития органического мира. Большинство биологов, исходя из реальности эволюции в целом и естественного отбора в частности, отвергают «теорию разумного творения» и считают, что доказательства «научного креационизма» строятся на неправильном понимании современной теории эволюции.

Лит.: Данилевский Н. Я. Дарвинизм: Критическое исследование. СПб., 1885-1889. Т. 1-2; Gray А. Darwiniana: essays and reviews pertaining to Darwinism. Camb. (Mass.), 1963; Назаров В. И. Эволюционная теория во Франции после Дарвина. М., 1974; Morris Н. The scientific case for creation. 5th ed. San Diego, 1984; Татаринов Л. П. Эволюция и креационизм. М., 1988; Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. СПб., 1995; Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995; Creationism in twentieth-centure America. N.Y.; L., 1995. ; Smout К. The creation/evolution controversy: а battle for cultural power. Westport; L., 1998; Ruse М. Mystery of mysteries: is evolution а social construction? Camb. (Mass.); L., 1999; Numbers R. The creationists: from scientific creationism to intelligent design. Camb. (Mass.); L., 2006; Hayward J. The creation/evolution controversy: An annotated bibliography. Lantham; L., 1998.

«Сотворение Адама» (фрагмент фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. (англ. creationism) – вера в то, что мир, человек и различные формы жизни на Земле созданы высшей, сверхъестественной силой. Креационизм не является целостной доктриной – существует много разновидностей креационизма с различными представление о времени акта творения и разным отношением к современным научным взглядам на биологическую и геологическую эволюцию.
История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник недавно. Термин «креационизм» стал популярным лишь примерно с конца 19 – начала 20 века, когда научные теории, которые противоречили каноническим религиозным текстам (по крайней мере в их буквальном смысле), стали существенно влиять не только на взгляды научного сообщества, но и на массовое сознание. Это было реакцией защитников традиционного религиозного мировоззрения на новую научную картину мира, и прежде всего на теорию эволюции, предложенную Чарльзом Дарвином. Термин был распространен христианскими фундаменталистами, резко противостояли научном влияния. Этим группам удалось добиться временного запрета на преподавание еволцийнои биологии в публичных школах некоторых юрисдикций США, а с середины 1960-х годов активисты течения креационизма молодой Земли начали активно добиваться преподавания «научного креационизма» в публичных школах, в поддержку буквального трактовка Ветхого Завета. В 1975 году постановлением суда в процессе Дэниэл против Уотерса преподавания креационизма был признан неконституционным в США, вызвало изменение названия креационизма на «науку создания», а после и ее запрета в 1987 году (процесс Эдвардс против Агилларда), на «дизайне», вновь был запрещен уже в 2005 году (процесс Кицмиллер против Довера).
Концепция творения в раннем и средневековом христианстве
Создание мира, Кафедральный собор в Монреале, мозаика, XII в. Раннехристианские Отцы Церкви преимущественно рассматривали историю творения как аллегорию, с более духовным значением, чем буквальным, хотя прямо не отметая и буквальное значение. В первом веке апостол Павел описывал строфу 2:24 Книги бытия как аллегорию, означавшую Христа и Церквей. Филон Александрийский описывал творение как мгновенный процесс, утверждая, что указанные в Библии 6 дней были необходимы для порядка и создание счастливого числа. Еврейские авторы, такие как Авраам ибн Эзра, которые были относительно близкими к концепции креационизма, также отказывались от литературного толкования Книги бытия. Рамбам прямо указывал, что разделы 1-3 Книги бытия не могут толковаться буквально.
В ответ на веру гностиков, Книга бытия была вполне аллегорией, ортодоксальные христиане отмели это толкование, хотя опять не перешли на буквальное толкование текста. В частности Ориген верил, что физический мир действительно является своринням бога, но не хронология или отдельные события творения. Подобно ему и Святой Василий, живший уже в 4 веке, описывал творение как внезапное и неделимое, хотя и воспринимал много библейских утверждений буквально.
Августин Аврелий в своей работе «Буквальное значение Книги Бытия» настаивал, что эта книга верно описывает творение физического мира, но соглашался с предшественниками, что творение было внезапным, с днями введенными с дидактических причин, для логической классификации. Для него свет был аллегорией ангелов, а не видимым светом, духовным, а не физическим. Августин подчеркивал сложность понимания текста и необходимость переосмысления его с новыми знаниями. В частности, согласно ему, христиане не должны создавать абсурдных догматических интерпретаций, противоречащих физическим свидетельствам.
В 13 веке Фома Аквинский, как и Августин, отмечал необходимость верить Писанию, но помнить, «что Священное Писание может быть объяснено многочисленными путями, не следует становиться поклонникам одного из них, только чтобы потом не иметь возможности отказаться от него, если будет доказано его ошибочность; Священное Писание не следует описывать неверным в смешном виде и ставить преграды на их пути к вере ».
Естественная теология
С 1517 года Реформация принесла новый взгляд на толкование Книги бытия, в частности Мартин Лютер отстаивал идею, что творение действительно заняло 6 дней, и даже указывал на дату этого события у 6000 поэтому, ссылаясь на Моисея, хотя и отмечал, что немцы, читая перевод черед несколько тысячелетий, имели иное понимание, чем евреи, жившие в другое время, поэтому во многих случаях, таких как история о змие, и Лютер склонялся к аллегорических объяснений. Жан Кальвин также отметал мгновенное творение, но критиковал тех, кто, противореча пониманию физического мира, действительно представлял «воды над небом».
Открытие новых земель принесли знания о новых разнообразные формы жизни, что привело к распространению идеи, что каждая из этих животных был индивидуально создана богом. В 1605 году Фрэнсис Бэкон пидкрелював, что работа бога в природе учит нас интерпретировать мир бога в Библии, а его метод Бэкона ввел эмпирический подход, центральный в современной науке. В результате возникла так называемая Естественная теология, предлагала изучать природу с целью нахождения свидетельств в пользу христианству, также осуществляла многочисленные попытки согласовать знания при природу с концепцией Всемирного потопа.
В 1650 году архиепископ Армський, Джеймс Ашшер, опубликовал Хронологию Ашшера, основанную на Библии версию истории, которая указывала годом творение 4004 год до н. э Эта дата была обычно принято, однако развитие геологии в 18 и 19 веках указал на существование пластов и зкамьянилостей, указывающие на существование древней Земли. В результате в Англии распространилась концепция катастрофизма, предлагавшая объяснения этих данных с помощью Всемирного попопу, однако она оказалась нежизнеспособной и уже в 1850 году большинство Евангелистской церквей приняли различные формы креационизма старой Земли (но не срок), хотя и не спийнялы эволюцию.
Эволюция
Примерно с начала 19 века начали распространяться идеи, подобные идеям Ламарка о трансмутацию видов, хотя они не получили большого сведения и рассматривались почти исключительно в среде парижских и эдинбургских анатомистив. Великобритания в то время находилась в состоянии войны с республиканской Францией, и опасения идей Американской и Французской революций привело к жестким репрессиям любых идей, которые могли угрожать оправданию монархии божественным происхождением. Работы Чарльза Дарвина над своей теорией естественного отбора велись в строжайшей тайне. С окончанием войны репрессии уменьшились, и анонимная публикация работы «Следы творения» в 1844 роки была воспринята с интересом и поддержкой со стороны квакеров и унитарианцив, но критикой со стороны научного общества, подчеркнуло необходимость дополнительных доказательств. Работа Дарвина 1859 года «О происхождении видов» обеспечила свидетельства из авторитетных и уважаемых источников, и постепенно ученые убедились в концепции эволюции. Однако теория встречала сопротивление со стороны консервативных евангелистов и Англиканской церкви, но их внимание скоро переключилась на больший шум, поднятый работой «Исследование и обзоры» (Essays and Reviews) либеральных англиканских теологов, на тему спора о «высшем критику», начатую еще Эразмом несколько веков раньше. Книга переосмысливала Библию и с сомнением рассматривала ее буквальную интерпретацию. До 1875 года большинство американских натуралистов поддерживали идею теистической эволюции, часто с введением отдельного сотворения человека.
В начале 20 века эволюция была преимущественно принятой и начала преподаваться в школах. Однако после Первой мировой войны распространилась идея, что немецкая агрессия была следствием дарвиновской доктрины «выживание наиболее приспособленными», что подтолкнуло американца Уильяма Дженнингса Брайана начать кампанию против преподавания идей эволюции человека. В 1920-ых годах Фундаменталистской-модернистская спор привел к росту религиозного пыли фундаменталистов, начали призывать против преподавания эволюции в публичных школах. Им удалось добиться такого запрета в Теннесси в 1925 году Актом Батлера и удаление раздела о эволюция из популярных учебников биологии в других штатах. Именно этого времени термин «креационизм» начал использоваться как антоним эволюции.
Наука творения и разумный замысел
Судебные решения и официальные резолюции по преподавание эволюционной теории и креационизма
«Обезьяний процесс» 1925 г. в штате Теннесси
В 1925 г., школьного учителя Джона Скоупса был обвинен в нарушении «Акта Батлера» – закона штата Теннесси, запрещавший преподавать в учебных заведениях, финансируемых штатом, «любую теорию, которая отрицает историю Божественного Создание человека согласно Библии, и вместо этого учит, что человек произошел от животных низшего сорта ». Скоупс сознательно нарушал Акт Батлера, надеясь с помощью Американской Союза за гражданские свободы (ACLU) придать делу широкую огласку и привлечь общественное внимание к этой проблеме.
Дело Скоупса действительно вызвала большой резонанс в США (освещать суд прибыло более двухсот американских корреспондентов, а также двое английских) и стала широко известной в мире под названием «обезьяньего процесса». Позже на основе этих событий было написана пьеса «Inherit the Wind» («пожнет бурю») (1955), которая шла на сценах Бродвея, а также снят кинофильм в 1960 г. и телевизионные фильмы в 1965, 1988 and 1999
Окружной суд в г. Дейтон признал Скоупса виновным и приговорил к штрафу в размере 100 долларов. Апелляцию адвокатов Скоупса в Верховный Суд штата Теннесси было отклонено, однако одновременно судья отметил процедурные нарушения в решении о наложении штрафа и рекомендовал прокурору ради общественного спокойствия отказаться от продолжения «этого странного дела», учитывая, что обвиняемый больше не находится на государственной службе. Прокурор заявил, что не будет настаивать на продолжении дела.
Отмена закона штата Арканзас о запрете преподавания эволюционной теории в государственных школах (1968)
В 1928 г. в Арканзасе был принят закон, аналогичный теннессийському «Акта Батлера». Закон действовал в течение 40 лет, но за все время никто не был обвинен в его нарушении. В 1968 г. этот закон обжаловала Сюзан Эпперсон, учительница из г. Литтл Рок.
Верховный Суд США отменил законодательные акты штата Арканзас, запрещавшие преподавание эволюционной теории в государственных школах. Суд признал, что, согласно Первой Поправкой к Конституции США, штаты не могут требовать приспособления учебного процесса «с принципами или запретов любой религиозной секты или догмы».
После этого решения, сторонники креационизма несколько раз выдвигали в разных штатах США иски против преподавания эволюционной теории, но эти иски каждый раз отклонялись.
Отмена актов о «сбалансированное преподавания» (1987, 2005)
В начале 1980-х годов в штате Луизиана был принят законодательный акт о «сбалансированное преподавания» эволюционной теории и креационизма. В случае преподавания в государственных школах эволюционной теории, этот закон требовал преподавать также и креационизм.
В 1987 г., Верховный Суд США признал «акт о сбалансированном преподавания» неконституционным, поскольку законодательные акты не должны быть направлены на поддержку религии со стороны государства. Одновременно суд отметил, что нет оснований запрещать преподавание альтернативных научных теорий, в том числе и о происхождении человечества.
Это решение стимулировало развитие новых направлений креационизма, которые дистанцировала себя от конкретной религиозной доктрины и претендовали на статус научной теории, должна преподаваться как альтернатива эволюционной. В частности, в 2004 г. руководящий совет школьного округа Давер (шт. Пенсильвания) приняла решение, согласно которому учителя должны указывать школьникам на нерешенные проблемы в теории Дарвина, и обязательно рассказывать о концепции «Разумного замысла» как альтернативную теорию. В 2005 г. окружной суд признал это решение незаконным, квалифицировав концепцию «разумного замысла» не как научную теорию, а как разновидность креационизма, связанный с христианской религиозной доктриной.
Дело Марии Шрайбер (2006)
В 2006 году в г. Санкт-Петербурге (Россия) школьница Мария Шрайбер вместе со своим отцом Кириллом Шрайбером подала иск к Министерству образования Российской Федерации за нарушение прав человека путем «безальтернативного навязывания теории Дарвина» в общеобразовательных школах. Рассмотрев дело, суд отклонил этот иск.
Резолюция Совета ЕС против креационизма (2007)
В 2007 году ПАСЕ приняла резолюцию, в которой осуждаются попытки введения в школьные программы преподавания креационизма. Правительствам стран рекомендуется решительно не допускать преподавания креационизма в образовательных учреждениях на всех занятиях, не связанных с преподаванием религии. Креационисты опубликовали свой ответ на эту резолюцию.
«Рыбка Дарвина», выходящий из воды на сушу – пародия на ИХТИС, аллегорический христианский символ
Поскольку в священных книгах разных религий есть описания сотворения мира, человека и других живых существ Богом, богами или другими понадприроднимы силами, традиционные религиозные представления о происхождении жизни и человека остаются в основном креационистской. Хотя общая и центральной для них является идея о сотворении жизни высшей силой, однако представление о времени этого акта творения, а также о возможности и характер эволюции созданных форм жизни существенно отличными. Одни направления креационизма признают макроэволюции, когда другие считают ее возможной только в узких пределах или полностью отрицают: одни признают современные научные концепции о возрасте Земли, небесных тел и живых существ, – другие настаивают на буквальном толковании библейской хронологии или придерживаются компромиссных взглядов.
Креационизм «молодой Земли»
«Музей сотворения» в штате Кентукки (США), в экспозиции которого представлены точку зрения сторонников креационизма «молодой Земли» Креационизм «молодой Земли» (англ. Young Earth Creationism) опирается на буквальное понимание исторической хронологии мира, Земли и человечества, изложенной в Библии. Согласно Книге Бытия, Бог создал Землю и живые существа на ней в течение шести дней. Время, прошедшее с этого акта творения до сегодняшнего дня, также вычисляется через буквальное толкование священных текстов (например, в 1650 г. англиканский архиепископ Джеймс Ашер подсчитал, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до Р. Х.). Другие методики подсчетов дают несколько другие цифры, но в целом промежуток времени от сотворения мира до сегодняшнего дня, описанный Библией, не выходит за пределы десяти тысяч лет.
Сторонники этого направления не признают эволюции и отрицают данные современной науки о датировке геологических структур и ископаемых биологических объектов, найденных на Земле. Ископаемые остатки вымерших биологических видов, следы динозавров т.п. могут интерпретироваться как остатки от животных, уничтоженных Всемирным Потопом. Современные наземные позвоночные животные считаются потомками животных, спасенных от Потопа в Ноевом ковчеге. Их современное многообразие были заложены еще во время акта творения, впоследствии животные могли несколько меняться в процессе приспособления к различным природным условиям, смешивание между собой и мутаций.
«Бараминология»

В частности, существуют попытки выделить группы родственных видов живых существ, которые могут происходить от общих предков, при этом предки существ из другой группы были созданы отдельно. Классификационные группы в рамках такой системы называют «бараминамы», а «голобарамином» – группу видов или высших таксонов, которые имеют общее происхождение. Таким образом, «бараминология» признает возможность определенной макроэволюции, но считает ее ограниченной, неспособной перейти барьеры между различными «голобараминамы» (в терминах биологической классификации, выйти за пределы биологического рода или, скорее, семьи). При этом человек зачисляется в отдельный «голобарамину» и не может иметь общих предков с любыми животными.
Проблема сосуществования динозавров с людьми
Фрагмент экспозиции «Музея Создать" в штате Кентукки, где человека изображен рядом с динозаврами В младоземельный креационизм, динозавры и другие вымершие животные до Потопа были сосуществовать с человечеством. Некоторые сторонники этой точки зрения именно так толкуют библейские стихи «И сотворил Бог больших чудовищ» (Бытие 1:21, перевод с оригинала), «привел всех зверей перед Адама, чтобы тот назвал их имена» (Бытие 2:19) и 28 других мест, где принимаются евр. слова «Таннин», «бегемот», «ливйатан». Это противоречит данным современной биологии и палеонтологии, но креационисты интерпретируют некоторые последние палеонтологические открытия и исследования в свою пользу. Так, с 1997 г. в костях динозавров и окаменелых остатках других животных возрастом десятки млн. лет постоянно находят незотлилу органику – гемоглобин, эластичные сосуды, белок, костный мозг и т.д. Сюда же относят и существование около десяти разной степени мумифицированных динозавров (креационисты верят, что анализ кожи мумий подтвердит ее органический, неминерализований склад).
Вторая группа аргументов за сосуществование людей с динозаврами объединяет открытия «каменных библиотек» перуанской местности Ики и мексиканского города Акамбаро. Первая коллекция была собрана доктором Кабрера 40 лет назад и содержит десятки тыс. округлых базальтовых камней (средним размером 10-30 см.) с вырезанными на них изображениями. Примерно треть этих изображений посвящена динозаврам: люди на них охотятся, ездят как на домашних животных, летают (!), Показаны их стадии размножения, сцены жизни и т.д. Чаще камни изображают трицератопсов, стегозавров, различные виды зауроподових (диплодок, брахиозавр), птерозавров, игуанодонов и различные виды хищных ящеров, – и в большинстве случаев в тесном взаимодействии с человеком. Весомым аргументом в пользу подлинности коллекции является то, что некоторые изображения содержали следующие типы динозавров, которые на тот момент еще не были известны, но впоследствии были открыты (например, диплодоки со спинными пластинами). Вторая коллекция () содержит десятки тысяч глиняных фигурок животных, во многом неизвестных, но в значительной части из них (10-15%) легко узнаются уже известные на сегодня виды динозавров.
Третья группа аргументов состоит в том, что у большинства народов Земли от древних времен сохранилось понятие «дракон», которое является чрезвычайно близким к понятию «динозавр». Этот факт легко объясняется сосуществованием предков этих народов с ящерами, и очень трудно объяснить другим путем. Наиболее детальные описания живых драконов (динозавров) были сделаны древними англосаксами, кельтами и римлянами. Характер рассказов чрезвычайно похожим на описание реально существующих живых существ, а не на продукт фольклорной мифотворчества или т.п. Замечено, что чем древнее и лучше сохранившиеся традиции определенного народа, тем больше вероятность того, что в его национальной символике будет дракон (китайцы, шотландцы и т.д.)
Четвертая группа аргументов за сосуществование людей с динозаврами объединяет многочисленные странные находки и открытия. Например, на дне пересохшего русла реки Пелакси в Техасе 1980-е годы было найдено многочисленные следы древнейшего человека, которые в некоторых местах граничащих или пересекаются со следами триподов (трехпалых) динозавров. Пример «новозеландской туши»: в 1977 г. японский траулер «Зуйо Мару» у побережья Новой Зеландии поднял с глубины 300 м огромную прогнившую тушу. Ее пришлось выбросить за опасности заражения остальных вылова. Но на судне был квалифицирован биолог Мичихико Яна, который успел тщательно осмотреть находку, сделать пять снимков, зарисовки и взять куски передних плавников. Впоследствии он подготовил статью, но через год, когда вышел первый (и последний) официальный коллективный отчет спец. комиссии об этой находке, в отчет не включили статью М. Яно – главного свидетеля. Наверное, потому, что его выводом было то, что туша принадлежала плезеозавру или плезеозавро-образном млекопитающему, но никак не рыбе, тогда как авторы большинства статей заключали, что туша принадлежала гигантской акуле. Еще пять японских профессоров склонялись к версии Яно (один из них был соавтором упомянутого коллективной доклада). К этой же группе относятся примеры нахождения человеческих изделий и отпечатков человека в древних горных породах.
Проблема согласования с данными современной астрономии
Креационизм «молодой Земли» противоречит данным современной астрономии о возрасте космических объектов и расстояния между ними. Например, в случае создания Вселенной несколько тысяч лет назад до Земли еще не успело бы дойти свет от звезд, удаленных значительно больше чем на несколько тысяч световых лет. В связи с этой проблемой, было выдвинуто несколько идей. По одной из них, Бог создал не только планеты и звезды, но и свет в пространстве между ними, сразу можно было видеть. (Критики отмечают, что в этом варианте вспышки сверхновых звезд на значительном расстоянии от Земли и некоторые другие астрономические явления превращаются из реальных событий в давно прошедшем времени на оптические эффекты, созданные как «специально для зрителя») По другой версии, несколько тысяч лет назад скорость света была значительно большей, чем сейчас. Существуют также идеи о «молодую» Землю, окруженную «старым» Вселенной.
Креационизм «старой Земли»
Креационизм «старой Земли» (англ. Old Earth Creationism) толкует библейские тексты о создании мира не в буквальном, а в метафорическом смысле. Например, каждый из шести «дней», за которые был сотворен мир, может быть «днем» для Господа, а по человеческим меркам отвечать миллионам или миллиардам лет.
«Сутки» творения и «рамочная» интерпретация
Еврейское слово, переводится в книге Бытия как «день», может употребляться и в более широком смысле, обозначая промежуток времени, не обязательно равна 24 часам (сравните с украинским словом сутки). Существуют попытки интерпретировать события с каждой «эпохи» творения как соответствующие определенных событий в космологической, геологической и биологической истории по данным науки: например, до Большого Взрыва, возникновения звезд, планет, океанов и континентов, выхода живых существ с моря на сушу и т.п. (так называемый Day-Age Creationism).
Согласно «Рамочной» интерпретацией (Framework interpretation), шесть «дней» творения рассматриваются не в хронологическом порядке, а в логическом: дни 1, 2 и 3 описывают создание «царств», а дни 4, 5 и 6 – создание «властителей» этих трех царств (см. таблицу).
Идея о «скрытом» промежуток земной истории
Существует также толкование Книги Бытия, по которому между моментом, когда «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1) и когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Бытие 1:2) существовал значительный промежуток времени. За этот период Земля подверглась упадка и запустения (возможно, вследствие восстания Сатаны против Господа), и затем была переформирована актом Божьего творения. Таким образом можно объяснить данные современной геологии, по которым возраст Земли составляет не несколько тысяч, а несколько миллиардов лет. Это направление креационизма называют Gap Creationism.
«Прогрессивный» креационизм и «теистической эволюция»
«Прогрессивный» креационизм – это разновидность креационизма «старой Земли», который признает оценки возраста Земли по данным современной геологии и космологии, но считает, что возникновение новых видов растений и животных в ходе земной истории каждый раз было связано с вмешательством божественной силы. Возможность естественного происхождения всех живых существ от общего предка преимущественно отрицается. Зато сторонники идеи «теистической эволюции» (или «эволюционного креационизма») признают биологическую макроэволюции, рассматривая ее как инструмент, с помощью которого Бог творит новые виды живых существ.
Креационизм в некоторых нехристианских религиях
Индуизм
Обычно индуисты рассматривают вселенную как вечный и циклический. В священных текстах описаны возникновения Земли, человека и других живых существ, за ними они постоянно проходят циклы создания и уничтожения (пралая).
Однако индуисты обычно признают эволюцию в той или иной форме, хотя и рассматривают бога Брахму как творца. Однако некоторые религиозные объединения индуистов и политические организации призывают к новым исследованиям вопроса.
Ислам
Ислам, как и христианство, считает мир и человека созданы Богом, но в Коране, в отличие от Библии, нет детального описания акта творения, и поэтому в исламском мире менее распространенный буквалистской креационизм, подобный христианского креационизма «молодой Земли». Эволюционные идеи критикуются за то, что они способствуют формированию материалистического и атеистического мировоззрения. Также отрицается возможность эволюции на основе «случайных» событий, поскольку все происходит только по воле Божьей. Либеральные направления исламского креационизма близки к эволюционному креационизма.
Иудаизм
Большинство направлений современного иудаизма, за исключением части ортодоксальных, не отрицают современных научных концепций космологии и эволюции, и близкие по взглядам к идеям эволюционного креационизма или теистического эволюционизма.
Неокреационизм и концепция «разумного замысла»
Неокреационизм – попытка создать такую форму креационизма, которая не была бы непосредственно привязанной к толкованию конкретных священных текстов. Развитие неокреационизму в США стимулировался судебными решениями, которые признавали неконстуцийнимы законы, которые в случае преподавания в государственных школах эволюционной теории обязывали одновременно преподавать и креационистскую. Решение мотивировалось тем, что закон не должен предоставлять преимущество ни одной конкретной религии. Если же превратить креационизм с религиозной концепции на научную, тогда можно будет требовать рассмотрения его на равных правах с теорией эволюции и другими научными теориями. Указывая на отдельные нерешенные проблемы и противоречия, сторонники неокреационизму стремятся создать впечатление о глубоком кризисе современной эволюционной теории, и требуют преподавания в школах альтернативной точки зрения (англ. "Teach the controversy"). Самой известной формой неокреационизму в США является концепция «разумного замысла» (англ. Intelligent design), развитие которой связано преимущественно с деятельностью Discovery Institute в г. Сиэтле (шт. Вашингтон). Сторонники этого направления утверждают, что «определенные характерные черты Вселенной и живых существ можно наилучшим образом объяснить действием разумного фактора, а не через ненаправленный процесс, такой как естественный отбор», и потому наука должна не ограничиваться поиском исключительно естественных причин, а учитывать также и возможность действия понадприродних факторов. Однако до сих пор попытки достичь для «разумного замысла» статуса научной теории, которая должна преподаваться в школах наравне с эволюционной теорией, не имели большого успеха. В частности, в 2005 г. один из окружных судов в шт. Пенсильвания (США) квалифицировал концепцию «разумного замысла» не как научную теорию, а как разновидность креационизма, связанный с христианской религиозной доктриной, и не нашел оснований для преподавания его в школах как обязательного альтернативы эволюционной теории.
Сравнительная таблица
Ниже приведена таблица, в которой сравниваются взгляды основных направлений креационизма на проблемы создания и эволюции человека, жизни, Земли и Вселенной (по материалам англоязычной Википедии)
Креационизм и христианские конфессии
Автомобиль, раскрашенный лозунгами «Эволюция? Ископаемые останки говорят "НЕТ"! »И« Эволюция – сказка для взрослых! " (Сфотографировано в шт. Джорджия (США)) буквалистской «младоземельный» креационизм является наиболее влиятельным и активным среди сторонников «молодых» протестанскими церквей в США. По данным опроса службы Гэллапа в 2007 г., около 43% американцев верят, что «Бог создал человеческие существа примерно в их нынешнем виде в определенный момент где не более 10 тысяч лет назад», и только 14% считают, что «человечество развилось за миллионы лет из низших форм жизни без участия Бога в этом процессе ».
Католическая церковь и «старые» протестантские церкви в странах Европы преимущественно не отрицают данные современной науки и поддерживают идеи, близкие к теистического эволюционизма, отвергая материалистически-атеистические толкование эволюции и подчеркивая, что Бог создал человека по своему подобию и дал ей бессмертную душу.
Некоторые группы среди верных православной церкви резко выступают против «теистического эволюционизма», называя его «зверем философией», которая несовместима с православной верой и вызывает «смех сатаны и плач ангелов Христовых». Известный православный публицист диакон Андрей Кураев, напротив, считает, что слишком буквалистично толкование Библии не соответствует настоящему духа Православия, а в распространении «младоземельные» версий креационизма видит влияние американской протестантской идеологии.
Критика морального воздействия эволюционной теории
http://сайт/uploads/posts/2011-02/1298655003_8%281871%29.jpeg Карикатура 1871 г. на Ч. Дарвина Часто критика эволюционной биологии поклонникам креационизма заключается не в научности и доказанности, а в моральных последствиях использования той или иной теории. В частности, по утверждениям некоторых сторонников креационизма (от времен Дарвина до современности,), эволюционная теория приводит к упадку моральных ценностей в обществе, поскольку:
Креационистская критика научных аспектов эволюционной теории
Печально иллюстрация с работы Эрнста Геккеля, на которой различия между эмбрионами искусственно занижены, ради большего соответствия теории рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Эта иллюстрация часто подается как пример сфальсифицированных доказательств теории эволюции Часто креационисты пользуются теми же аргументами, что и ученые, которые противостоят им, в попытке выглядеть ровными и наводить похожие аргументы. В частности они используют следующие аргументы:

Фактологическая критика теории эволюции и аргументация в пользу креационизма:

Несоответствие креационизма принципам научной теории
С точки зрения общепринятого определения философии науки критериям научной теории являются:
Анализ соответствия креационизма этим критериям дает следующие результаты:
Аргументы ученых в ответ на креационистскую критику
Подавляющее большинство исследователей, работающих в официальных научных учреждениях, не соглашаются с критикой эволюционной биологии со стороны креационистов. В частности они отмечают, что современные научные концепции эволюции Вселенной, Земли и жизни на ней базируются не на отдельных находках, а на огромном массиве данных, полученных разными науками – астрофизикой, геологией, палеонтологией, биологией, генетикой и т.д., и эти данные согласуются между собой и с общими физическими законами. Биологическая эволюция тесно связанной с геологическим эволюцией Земли и существенно влияла на изменение состава земной атмосферы, на образование месторождений полезных ископаемых и на формирование современного земного ландшафта. Эволюционная биология является теорией, доказанной неоднократно и с многих сторон:
Критика «компромиссных» направлений креационизма со стороны буквалистской
Представители многих течений в креационизм не отрицают современных научных теорий о возрасте Земли и жизни на ней, предполагая, что библейские тексты о сотворении мира и живых существ можно толковать в метафорическом смысле. Такая точка зрения подвергается критике со стороны «младоземельные» направлений креационизма, которые настаивают на буквальном толковании; «если же наука противоречит Библии, то тем хуже для науки, а не для Библии». Например, если бы возраст ископаемых остатков живых существ составлял миллионы лет, как это предполагают «прогрессивные креационисты», то это бы значило, что смерть и страдания существовали раньше библейское Грехопадение; по мнению «младоземельные» креационистов, это противоречит основам христианского учения. Их оппоненты отрицают такие обвинения, утверждая, что категории смерти и страдания как наказания за грех должны рассматриваться только применительно к человеку, наделенного бессмертной душой, но не к животным.
Критика «научного» креационизма с христианской точки зрения
С христианской точки зрения, «научный» креационизм критикуют за попытки превратить идею об акте Божьего творения по религиозной концепции на научную, которая должна приходиться или спростовуватися на равных правах с другими научными теориями. В частности, в 2006 г. Роуэн Уильямс, Архиепископ Кентерберийский, выразил негативное отношение к преподаванию креационизма в школах. По его мнению, отношение к креационизма как к одной из научных теорий, должно рассматриваться наравне с другими, может привести не к возвеличиванию акта творения, а наоборот, к его умаления. Аналогичные мысли высказывали и деятели американской Епископальной церкви: «Как Сын Божий ограничил себя тем, что принял человеческий облик и умер на кресте, так же и Бог ограничивает свои божественные действия в этом мире рамками установленных Богом рациональных законов. Это позволяет нам понимать мир согласно его собственным законам, но это также значит, что природные процессы делают Бога недоступным для научного наблюдения … ».

Image: 4tuneQkie, flickr.com

В наши дни многие считают, что «эволюция всего» в течение миллиардов лет – неоспоримый факт, и что наука доказала ошибочность Библии. И это неудивительно – средства массовой информации, образовательная система, художественные и научно-популярные книги и фильмы постоянно бомбардируют нас идеями об эволюции, миллионах лет, большом взрыве, общем предке с обезьянами и т.п. А люди, верящие в сотворение, в частности, библейское сотворение, считаются необразованными и глупыми фанатиками, отвергающими современную науку.

Нас убеждают, что эволюция признаётся всем без исключения научным сообществом. Однако есть учёные, которые не признают эволюцию, более того, многие из них верят в правдивость библейской истории . Неужели они - тоже необразованные фанатики, которые отказываются смотреть правде в глаза? Или всё-таки вера в сотворение, Библию, Творца не противоречит здравому смыслу и науке?

Здесь очень важно понимать отличие между практическими и историческими науками.

Практические (или экспериментальные) науки исследуют происходящие в настоящее время, наблюдаемые и повторяемые процессы и явления. Это, например, физика, химия, биология, инженерные науки, электроника и др. Они достигли невероятного успеха в понимании устройства нашего мира, и именно благодаря их достижениям мы сегодня пользуемся благами научно-технического прогресса. Ключевую роль здесь играют повторяемые и проверяемые эксперименты. Исследуемые процессы можно воспроизвести, повторить и провести измерения, таким образом экспериментально подтвердить выдвинутые объяснения, гипотезы и теории, либо наоборот - опровергнуть их.

Исторические науки (или науки о происхождении) имеют дело с событиями, произошедшими однажды в прошлом. Невозможно вернуться в прошлое и провести измерение, поставить контрольный эксперимент или непосредственно наблюдать за протекавшими когда-то процессами. Поэтому для того, чтобы восстановить предполагаемый ход событий, учёному неизбежно приходится делать массу предположений о прошлом, которые невозможно проверить, но которые могут кардинально повлиять на его выводы. Очень часто эти предположения предопределены и ограничены мировоззрением и предубеждениями исследователя. Наше мировоззрение играет ключевую роль в формировании наших взглядов на прошлое. Обычно это упускается из виду, и создаётся ложное впечатление беспристрастности и однозначности выводов исторической науки. Вот как об этом высказался Джеймс Конант, бывший президент Гарвардского университета:

Науки, которые изучают прошлое, предстоят перед судом здравого смысла на других основаниях. Поэтому нелепое описание периода скажем, несколько тысяч лет назад, воспринимается всерьёз, хоть оно и построено путём наслоения предположений на предположения, ad hoc гипотез на ad hoc гипотезы, и разрывая целостность научного метода везде, где это кажется удобным. В результате получаем фантазию, которая не является ни историей, ни наукой.

Факты одинаковы для всех – ископаемые, геологические данные, результаты физических измерений, астрономические наблюдения и т.д. Это те данные, которые нам предоставляют практические науки, и в целом в них нет причин сомневаться (могут быть намеренные или ненамеренные ошибки, но их можно проверить путём повторного исследования или эксперимента).

Отличаются наши интерпретации этих фактов при попытке восстановить события прошлого.

Сторонники эволюционной теории рассматривают все факты и научные данные сквозь очки натурализма – концепции, априори исключающей участие Творца. И в свете этого предубеждения эволюция в течение миллионов лет считается единственным возможным объяснением происхождения и разнообразия жизни или даже научным фактом. Налицо круговая аргументация. В качестве доказательств эволюции часто приводятся аргументы, которые сами подразумевают истинность эволюции - эта логическая ошибка называется «предвосхищение основания» (лат. petitio principii ). Они не замечают этой ошибки, потому что не видят альтернативы, ведь единственная альтернатива была исключена ими изначально. Известный эволюционист, профессор Ричард Левонтин однажды сказал:

Наше желание принимать научные идеи, противоречащие здравому смыслу, - ключ к пониманию настоящей борьбы между наукой и сверхъестественным. Мы принимаем сторону науки вопреки очевидной абсурдности некоторых её концепций, вопреки её неспособности выполнить многие экстравагантные обещания улучшить жизнь и здоровье, вопреки терпимости научного сообщества к необоснованным псевдонаучным рассказам, потому что у нас есть изначальная приверженность - приверженность материализму. Дело не в том, что научные методы и институты каким-то образом вынудили нас принять материалистическое объяснение мира явлений, но наоборот, наша априорная приверженность материалистическим причинам определяет наш исследовательский аппарат и набор понятий, которые производят материалистические объяснения, какими бы неестественными или озадачивающими они ни казались непосвящённым. Более того, этот материализм - абсолютен, потому что мы не можем пустить Бога в храм науки.

Они называют эволюцию теорией. Но научная теория должна делать определённые чёткие предсказания. На деле же предсказания теории эволюции либо слишком расплывчаты, что делает их бесполезными, либо то и дело оказываются неверными, и это неудивительно, ведь мы говорим о ненаблюдаемом прошлом, где огромную роль играют предположения и домыслы. Могут быть опровергнуты доводы или предполагаемые эволюционные механизмы, но сама концепция эволюции - никогда. Сталкиваясь с фактами, противоречащими теории, они попытаются дискредитировать факты, придумают различные необоснованные рассказы или ad hoc гипотезы, призванные объяснить данные, не предсказанные теорией, либо просто закроют глаза как на необъяснимый феномен... Но эволюция и миллионы лет неприкосновенны, как священная корова. Натуралистическое эволюционное мировоззрение настолько сильно укоренилось в их разуме, что они и не подумают подвергнуть его сомнению, даже перед лицом сильных контраргументов. Это подтверждают многие учёные-креационисты, которые в прошлом также были убеждёнными эволюционистами.

Фактически, эволюция - это не фальсифицируемая теория, которую можно проверить или опровергнуть. Это интерпретационная платформа , в рамках которой фактам и данным придумываются объяснения и истории в рамках концепции натурализма («всё из ничего само собой за миллионы лет»). На самом деле несложно придумать историю, постфактум объясняющие совершенно любые данные, даже те, которые ранее считались противоречащими теории. Вряд ли можно назвать полноценной теорию, которая может объяснить любые, даже прямо противоположные. Её предсказательная сила, а значит, и практическая ценность, близка к нулю. Вот что пишет об этом член Академии наук США доктор Филип Скелл:

«Дарвиновские объяснения для подобных явлений часто слишком гибки: естественный отбор делает людей эгоцентричными и агрессивными, кроме тех случаев, когда он же делает их альтруистами и миротворцами. Или процесс естественного отбора производит мужественных мужчин, готовых как можно шире распространять свое семя, кроме тех случаев, когда этот же процесс предпочитает мужчин - верных защитников и добытчиков. Когда объяснения настолько эластичны, что они могут объяснить любое поведение, их очень трудно проверить экспериментально, не говоря уже о том, чтобы использовать их в качестве катализатора научных открытий».

Эволюционные предположения и объяснения неоднократно опровергались новооткрытыми фактами, но вместо них просто выдвигались новые предположения, которые снова преподносятся как окончательные и однозначные доказательства в пользу эволюции и против сотворения. Прежняя «железобетонная» история перекраивается как удобно, ненужное вырезается, где нужно - латается, где не получается - остаётся белое пятно, одни белые пятна заменяются на другие, и вот - новая сказка готова. И все кричат «да здравствует теория эволюция!». Но не голый ли король? Есть ли уверенность, что завтра не рушатся сегодняшние «истины»?

Сотворение - альтернативная интерпретация

Креационисты исходят из тех же научных данных, но, признавая авторитет Библии, приходят к совершенно иным выводам о нашем происхождении и истории. Все известные данные прекрасно вписываются и интерпретируются в рамках библейской картины мира и библейской истории, если, конечно не исключать заранее такую возможность. Мы - не противники науки и не отвергаем реальные факты, но мы против эволюционной трактовки этих фактов, основанной на догме материализма. Кроме того, это не просто критика, мы предлагаем альтернативную интерпретацию. Какая из версий лучше объясняет тот бесспорно удивительный, потрясающе сложно устроенный мир, который все мы наблюдаем? Мы призываем вас искренне и непредвзято исследовать этот вопрос, ведь ответ на него влияет на многое в нашей жизни. [Почему это важно?]

В то время, как методологический натурализм (поиск естественных объяснений, без участия чудес) должен применяться в практической науке, он совершенно не применим в исторической. Креационист , химик, доктор наук, приводит такую аналогию:

Законы и принципы, согласно которым работает компьютер, совершенно не объясняют, как этот компьютер был спроектирован и создан инженерами. И наоборот, предполагать, что компьютер работает просто по желанию разумного существа, которое двигает электроны в его недрах - не поможет нам в реальном понимании его работы. Точно так же, можно считать, что генетический код был разумно создан, при этом исследовать повторяемые законы химии, по которым он оперирует сегодня. И наоборот, то, что генетический код работает согласно неизменным законам химии, не значит, что этих законов было достаточно для самопроизвольного создания этого кода.

Учёные-креационисты успешно применяют принцип методологического натурализма при исследовании наблюдаемых процессов в своих областях практической науки (и это верно со времён ). Но это не мешает иметь другую точку зрения в вопросе истоков. Мы признаем естественный отбор, мутации, видообразование (в определённых пределах). Это те процессы, которые мы можем наблюдать. Но мы считаем и аргументируем, что они не могут объяснить происхождение и разнообразие жизни. Большой взрыв, самоорганизация молекул в простейшую форму жизни и её эволюция к высшим растениям, животным и человеку - всё это не наблюдаемая экспериментальная наука, а воображаемые объяснения, основанные на вере в материализм. Каждый имеет предубеждения, и креационисты не скрывают - наше мировоззрение основано на Библии - неизменном Божьем Слове. Неискренне со стороны эволюционистов утвеждать обратное. Нет конфликта между практической наукой и креационизмом. Это конфликт мировоззрений в рамках интерпретации прошлого. [Почему натурализм неприменим в вопросе истоков]

Большинство людей мало и поверхностно знают об эволюции и верят в неё, потому что все вокруг верят, потому что СМИ создают впечатление безальтернативности, и потому что научное сообщество признаёт её фактом (будто оно не может ошибаться или истина определяется подсчётом голосов). О креационизме обычно знают ещё меньше. Чаще всего представление о креационистах складывается на основании карикатурного искажённого представления, создаваемого эволюционистами. Нас изображают как противников науки или сравнивают с людьми, верящими в плоскую землю и другой нонсенс. Однако мы уверены, что если бы люди больше знали об аргументах креационистов, о нашей позиции из первых рук, многие бы изменили своё мнение, или хотя бы подвергли сомнению догму эволюции. Аргументы в пользу сотворения очень сильны, но большинство людей никогда о них не слышали, потому что повсюду слышно только одну сторону этого спора.

Мы предлагаем вам узнать больше о фактах и доводах в пользу сотворения, о том, как имеющиеся научные данные подтверждают библейскую историю, а также о потрясающей сложности и устройстве, которые раскрываются во всей Вселенной и в каждом живом создании. Различные геологические и палеонтологические данные указывают на масштабную глобальную водную катастрофу - Ноев потоп. Тонкая настройка Вселенной для жизни, различных живых организмов вплоть до микроскопических клеток и биомеханизмов внутри них - демонстрируют необыкновенный замысел и порядок, смысл, вложенный Великим Архитектором . Это становится очевидно, если рассматривать всё искренне, отбросив предубеждение о самопроизвольном происхождении всего без участия Творца.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

/К Римлянам 1:20/

Итак, сотворение или эволюция? Миллионы или тысячи лет? Случайность или замысел?
Это важные вопросы, влияющее на наше мировоззрение и отношение ко многим вещам в жизни. Помочь разобраться с ними и призван этот сайт. Верящим в эволюцию мы предлагаем услышать другую точку зрения, и, надеемся, изменить свои взгляды и прийти к вере в Бога и Христа . Христианам он может помочь укрепить свою веру в точность и достоверность Библии, а также увидеть новые потрясающие свидетельства мудрости и креативности нашего Бога. Надеемся, что наши материалы помогут вам чувствовать себя увереннее в общении со скептиками и более горячо и твёрдо проповедовать Евангелие.

Божье Слово не противоречит науке или фактам. Ему противоречат человеческие интерпретации, ошибочные и меняющиеся.

Сайт . Права на изображения, использованные в статье, могут принадлежать их владельцам.


Что такое «креационизм»?

Ни для кого не секрет, что любое дело лучше всего начинать «от печки». В моем случае (как мне показалось) неплохо было бы в первой же заметке обсудить, что, собственно, называется «креационизмом», по одной простой причине — это же просто уму не постижимо, что только не объявляется «креационизмом»! Особенно в этом преуспевают его оппоненты и критики: многим он видится то наукой, то теорией, а то и самой религией.

Давайте разберемся в этом вопросе как следует, а начинать я предлагаю с поисков формальных определений в Интернете. Не могу сказать, что исходил всю Сеть вдоль и поперек но того, что обнаружилось за пару дней, должно хватить для точной и достаточно «широкой» формулировки.

Кстати, много любопытного можно узнать о том, кто дает свой вариант такого определения — в частности, было очень интересно сравнить статьи о креационизме — в англо- и русскоязычной «Википедиях». С удовольствием поделюсь с вами результатами этого сравнения.

Итак, соответствующая страница русскоязычной «Вики» гласила (в марте 2009):

Креациони́зм (от лат. creare — создавать) — теологическая или метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее, общим для этой совокупности концепций является то, что эти концепции отвергаются современным официальным академическим научным сообществом.

Оставим пока в стороне общий тон статьи и обратим наше внимание на некоторые языковые особенности этого определения.

В той же «Википедии» читаем:

Конце́пция , или конце́пт , (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

«Креационизм» — идея? Нет, конечно. Если рассуждать в этом ключе, то «идеей» надо будет назвать теизм. «Определенный способ понимания»? Тоже мимо, на мой взгляд. Это, скорее, определенный взгляд на мир, чем «способ понимания», или (что будет еще точнее) часть мировоззрения — религиозного мировоззрения.

Не могу не обратить вашего внимания на расхождение в количестве «концепций» в первом и втором абзацах, и просто замечательную фразу «претендующих на научность» (ох, люблю я русскую «Википедию»…). Теперь самое время поговорить о «теологической концепции»:

Богосло́вие , или теоло́гия (калька греч. θεολογία ), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

Понятное дело, что без веры в хоть какое-нибудь божество будет трудно себе представить, кто и зачем мог бы сотворить наш мир. Несомненно, креационизм неотделим от веры в Бога (или богов, если говорить обо всех возможных версиях), он имеет своими корнями теизм, но в то же самое время креационизм не ограничивается рамками теологии, поскольку направлен он вовне — на этот мир и его обитателей. Почему креационизм получает столько негативной прессы в «научных» изданиях? Потому что в наше время он является одним из наиболее эффективных каналов «доставки» Истины в умы нашего избалованного технологическим прогрессом поколения. Не литургия или Богосоловие, а именно креационизм сеет сомнения в сердцах и заставляет размышлять над тем, что мы видим вокруг!

Метафи́зика (др. греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Философское учение, отрицающее развитие в мире, обществе и человеке

В настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном («ноуменальном»), то есть лежащем за пределами физических явлений. В качестве примера можно привести устоявшееся словосочетание «метафизическая литература», то есть книги о «привидениях», «исцелении души», «оккультизме» и т.д.

В широком смысле слова «метафизический» означает идеальную сторону предмета, его смысл.

Опять та же картина — вроде бы где-то, как-то близко к правде, но все равно «холодно». То есть, согласно этому уточнению, «креационизм» — это что-то из разряда упражнений в абстрактном мышлении, вероятно, никакого отношения к реальности не имеющих, в то время как он именно об этом нашем с вами физическом мире!

Интересной особенностью именно русскоязычной страницы о креационизме является заявление фактически с порога о том, что «современное официальное научное сообщество» ничего о нем знать не хочет. Вот так вот, чтобы, значит, знали что, где и по чем…

Перед тем, как я начну рассматривать англоязычный вариант определения «креационизма», хотелось бы отметить вот какой момент: как я уже говорил, «креационизм» в общем смысле этого слова может происходить из любой веры. Но признайтесь, вам доводилось слышать о синтоистах или австралийских аборигенах, финансирующих научные экспедиции и институты для того, чтобы иметь возможность подтвердить свои «теологические концепции »? Давайте будем называть вещи своими именами и, чтобы далеко не ходить, взглянем, наконец, на английский вариант статьи о «креационизме» (последующий перевод — мой):

Creationism is the religious belief that humanity, life, the Earth, and the universe were created in their original form by a deity (often the Abrahamic God of Judaism, Christianity and Islam) or deities. In relation to the creation-evolution controversy the term creationism is commonly used to refer to religiously motivated rejection of evolution as an explanation of origins.

Креационизм — основанная на религиозных учениях вера в то, что человечество, жизнь, Земля и вселенная были созданы божеством (обычно подразумевается Бог абрамических религий — Иудаизма, Христианства и Ислама) или божествами. В отношении противоречий между сторонниками теории эволюции и Творения, термин «креационизм» используется главным образом для религиозно мотивированного отрицания эволюции в качестве объяснения происхождения и развития жизни на Земле.

Заметьте — ни слова о том, что «академическая» научная общественность в целом отвергает все, что хоть как-то связано со словом «креационизм». Здесь, по крайней мере, на словах выдержана нейтральность науки, как института.

Что я могу сказать? Мне английский вариант определения нравился гораздо больше за свой лаконичный, уравновешенный тон и упоминание той веры, которая действительно вдохновляет людей на поиски Истины. Почему «нравился»? Просто потому, что совсем недавно я наткнулся на вот это (очень удачное, на мой взгляд) определение «креационизма»:

Креационизм — мировоззрение, согласно которому весь существующий наблюдаемый нами материальный мир был сотворен (создан) нематериальным Творцом некоторое определенное время тому назад.

Теперь я попробую составить из всего того, что мы уже обсудили, свое собственное определение. Вам судить о том, насколько хорошо у меня получилось:):

Креационизм (от лат. creare — создавать) — часть религиозного мировоззрения, согласно которому весь существующий материальный мир (наша Вселенная, включая Землю), жизнь и человек (человечество) рассматриваются, как непосредственно созданные Богом-Творцом (как правило, Богом абрамических религий).

Итак, еще раз повторю, что

  • креационизм — это не теория,
  • креационизм — это не идея,
  • креационизм — это не наука,
  • креационизм — это не религия, как таковая,
  • креационизм — это мировоззрение. То, что в английском называется framework — ментальный «каркас» в котором размещаются по своим местам факты, где логика связывает их воедино в одну стройную и непротиворечивую картину мира. Того самого мира, который не престает удивлять нас своей продуманностью даже в этом, далеком от идеального, состоянии. Боюсь, что наше воображение не в состоянии представить себе, насколько прекрасным он был до падения…