Биографии Характеристики Анализ

Латеральный способ торга. Латеральное мышление: как научиться мыслить нестандартно? Кому это пригодится

Здравствуйте, дорогие читатели! Когда перед нами стоит какая-либо задача, мы привыкли решать ее уже по знакомому алгоритму, так как это дает нам ощущение уверенности в результате. Но не всегда привычное решение – правильное. Иногда необходим творческий подход к делу. Вот здесь нам и может помочь латеральное мышление. Что это? Латеральное мышление – это способ мыслить нестандартно , максимально задействовав творческий потенциал.

Зачастую мы боимся давать волю латеральному мышлению, ведь нам неизвестен итог, к которому оно может нас привести. Но, если научиться им пользоваться, и включать его по мере необходимости, то можно выйти на абсолютно новый уровень жизни и профессиональной деятельности. О методах латерального мышления и советах по его развитию читайте далее.

Как развивать латеральное мышление?

Прежде чем рассматривать методы, изучите следующие 5 советов , которые как памятка помогут вам отказаться от догм в момент принятия решения или работой над сложными задачами.

Применяйте творческий подход в стандартных ситуациях

Даже если это нечто элементарное, стремитесь придумать что-то неординарное, экспериментируйте. Например, если вы часто ругаетесь с супругой, в следующий раз вместо активной агрессии напишите ей письмо, можете даже зарифмовать ваши проблемы в стих. Смена угла обзора и восприятия одной и той же ситуации может изменить ее в корне.

Не сдаваться раньше времени

Если вы сделали попытку, но у вас не получилось, это не значит, что пора опускать руки. Ищите новые решения и возможности.

Абстрагируйтесь от очевидного

Чтобы вам было максимально понятно, приведу пример:

«Жил на свете один ростовщик. Был он старый, немощный и злой. Приглянулась ему дочь купца, который денег был ему должен. Пришел ростовщик к ним в дом и говорит: «Отдашь мне дочь, прощу долг. А если не отдашь, в тюрьму брошу». Купец отказался, но ростовщик решил не сдаваться. «В пустой мешочек положу я 2 камня: черный и белый» — говорит ростовщик. «Если дочка твоя вынет черный, то долг прощаю, а ее себе забираю. А если белый, то с тобой она останется, и долг прощен будет». Согласились они на сделку. Но девушка заметила, что с земли ростовщик два камня поднял и оба черные, и в мешочек их положил».

Что бы вы предприняли на месте дочери купца? Поступок девушки – пример латерального мышления.

«Девушка вынула камень, не показав никому, сделала вид, что сразу уронила, и затерялся он на земле среди других камней. «Ой! Выронила камень! Ну не страшно, чтобы понять, какой я уронила, посмотрите, какой остался в мешочке».

Изучайте новое

Анализируйте поступающую информацию, не проходите мимо. Зачастую люди настолько убеждены в непоколебимости собственных суждений, что отказываются открыться для новых идей.

Подвергайте идеи сомнению

Так вы можете отсеять нерелевантные, оставив только продуктивные. Ваша задача нацелиться на результат. Если какая-то идея сомнительна и недостижима, то пробуйте подбирать другие.

Методы латерального мышления

Представленные методы помогут вам научиться нестандартному мышлению, если вы регулярно будете выполнять данные упражнения:

  • Обобщение. Пробуйте решать проблему, совместив несколько возможных развитий события, или сочетая мнения.
  1. Как решают эту проблему все? Самый простой и стандартный способ.
  2. Чтобы предпринял я на месте… (кого-то)?
  3. Как эту проблему решил бы тот, кому вы доверяете (авторитет)?
  4. Как не стоит решать эту задачу?
  • Творческая пауза. В ходе спора или обсуждения какого-либо вопроса мы не останавливаемся, чтобы обдумать и взвесить решения и суждения. Вам знакомо ощущение, когда вы, уже успокоившись, думаете, что не стоило делать или говорить что-то, а можно было поступить по-другому? Если вы будете применять метод творческой паузы, это даст вам возможность обдумать все за и против сразу и не сожалеть потом о своей поспешности.
  • Поиск альтернативных идей. Вы выдвигаете идею и сразу к ней альтернативу, т.е. как можно максимально изменить идею, при этом практически не снизив выгоду и результативность для себя? Этот метод поможет вам создать целую систему идей, которые в итоге можно будет сплотить в одну цельную.
  • Провокационные идеи. Поиск решений и идей, которые на первый взгляд могут звучать нелепо, глупо, нереально или смешно. Смысл в том, чтобы оттолкнувшись от провокации, перейти к реальной идее, которая сможет решить вашу задачу.

Заключение

Применять латеральное мышление – это не значит отказаться от других видов мышления. С помощью него вы сможете создать собственный подход к достижению целей. Способность нестандартно мыслить поможет вам увидеть выход там, где, казалось, был тупик.

Снова повторюсь, существуют и другие виды мышления, изучению которых стоит посвятить свое время. Для начала, изучите , с помощью него вы даже можете научиться справляться с заболеваниями.

Развивайте свое мышление. Подписывайтесь на обновление, а также не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях. До встречи!

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.

И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.

Предисловие автора.

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.

ГЛАВА 1
ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Немного теории

Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»


Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
    Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
    Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
    Черный – критика, недочёты и слабые места.
    Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
    Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.


Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Подвергайте сомнению любую информацию


Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление» . А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.

Мы привыкли к шаблонному, логическому, так называемому «вертикальному» мышлению, и это неплохо. Оно позволяет нам решать текущие задачи, опираясь на полученные ранее знания и опыт. Оно стройно, логично, предсказуемо и почти безотказно. Правда, в случае допущения ошибки на любом этапе вся стройная система даёт сбой и заводит в тупик. Тогда возникают вопросы, на которые не так просто ответить и проблемы, которые привычным путём не решить. И тогда на помощь приходит нешаблонное или, если использовать введённый Эдвардом де Боно термин, латеральное мышление. Эдвард де Боно – выдающийся, признанный во всём мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и базирующихся на ней методик, успешно применяемых в работе, в обучении, в бизнесе.

Слово латеральный (lateralis) в переводе с латыни означает боковой, смещённый. Это путь ломки стереотипов, свободного полёта мысли, проявления креативности и решения, казалось бы, неразрешимых задач. Этот новый тип мышления позволяет создавать нечто совершенно новое из того, что уже существует, то есть новую концепцию из существующих идей путём разрыва шаблона, взглянув на задачу в неожиданном ракурсе, с неожиданной стороны. Латеральное и логическое мышление не следует противопоставлять друг другу: у них просто разные цели. Латеральное мышление позволяет найти идею, а логическое – развить её.

Эдвард де Боно хотел создать новую информационную систему, способную самоорганизовываться. В процессе моделирования такой системы он ввёл понятие паттерна, т.е. модели, формы, образца, выкройки. Это понятие на сегодняшний день широко используется и в психологии, и в социологии. Паттерн – это некая структура, соединяющая в себе изменчивость и целостность процессов и стимулов, происходящих в пространстве и времени. Анализируя паттерны, учёный нашёл способы их реструктурировать, избегая ограничивающих и создавая благоприятствующие. Это и есть сутью латерального мышления.

Существуют методы, помогающие мыслить нестандартно, получать удовольствие от мыслительного процесса и воспринимать трудности как любимую головоломку. Это методы, вооружающие инструментарием для решения проблем в ситуациях, когда логика «буксует».

Методы латерального мышления

Метод 1. Шесть шляп мышления

Не знакома ли Вам такая ситуация: принимая участие в обсуждении путей решения проблемы, Вы озвучивали идею, которая могла бы быть полезной, но Вас словно бы и не слышали? А потом оказывалось, что мысль была дельной и своевременной, но то ли Вам не хватило настойчивости, то ли идея показалась не стоящей внимания, то ли Вас не расслышали как следует или не дали объяснить как следует?..

Метод использования 6 шляп мышления, придуманный Эдвардом де Боно, позволяет избежать потери идей. Он даёт возможность каждому высказаться и быть услышанным, плюс к тому – посмотреть на проблему с разных позиций.. Скажем сразу: шляпу можно вручить кому-то конкретно, их можно надевать всем по очереди или поочередно использовать одним человеком, ими можно меняться. Это даёт возможность каждому из участников обсуждения выступить в каждой из ролей, взглянуть на идею с разных сторон, сообща найти конструктивное решение.

Вам понадобятся шляпы (или условные шляпы) разных цветов, каждый из которых предопределяет выражение определенных ракурсов взгляда на предложенный способ решения проблемы:

1.Белая шляпа – информационная: тот, кто её наденет, озвучивает информацию: что у нас есть, чего нам не хватает: факты, цифры, возможности.

2.Зелёная – творческая: надев её, следует сосредоточиться на выдаче (генерировании) новых идей и на поиске альтернативных решений.

3.Красная шляпа – эмоциональная. Надевая её, следует сосредоточиться на предчувствиях, чувствах и эмоциях. Она хороша, чтобы дать выход эмоциям, выплеснуть чувства, связанные с предложенной идеей.

4.Желтая – оптимистическая: надев её, следует думать и говорить только о преимуществах идеи.

5.Чёрная – шляпа критика. Надевший её должен проявлять осторожность, выражать сомнения. Следует рассматривать и озвучивать все трудности и побочные эффекты, связанные с реализацией идеи.

6.Синяя – организационная. Это шляпа руководителя, резюмирующего, чего удалось добиться и что делать дальше. Тот, кто наденет эту шляпу, должен позаботиться о том, чтобы не упустить ни одной возникающей идеи, ведь они могут пригодиться позже.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика – сочетание разнородных и, казалось бы, несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Этот метод, по мнению Эдуарда де Боно, помогает избежать стереотипного мышления, он стимулирует движение мысли, приводя к рождению новых идей. Метод предполагает использование следующих аналогий:

  • Прямой (при этом мы используем опыт, наработанный ранее при решении подобных проблем).
  • Личный (при этом мы ставим себя на место субъекта, пытаемся почувствовать проблему его глазами).
  • Обобщающей (при этом мы «концентрируем» задачу, описывая её двух словах).
  • Символической (при этом мы рассматриваем, как бы данную задачу решил определённый исторический персонаж. Неважно, реальный или вымышленный.

Метод 3. Метод случайного слова.

Он может пригодиться при использовании метода мозгового штурма, в том числе если обсуждение «забуксовало», зашло в тупик, а решение так и не найдено. В этом случае попросите каждого из участников назвать по одному произвольному слову. Затем попробуйте связать каждое из них с темой обсуждения. Все новые идеи и свежие мысли, которые наверняка появятся, могут пригодиться, натолкнув на интересное решение. Этот метод хорош и в том случае, если штурмовать приходится в одиночку, просто следует записывать на бумаге все слова и ассоциации к ним.

Метод 4. Метод выхода за рамки.

Если возможности и бюджет ограничены, не стоит опускать руки, ведь мысль одет вырваться за пределы любых рамок. Расширяя круг идей, мы расширяем круг возможностей найти самую подходящую.

Как развить латеральное мышление?

Итак, как развить латеральное мышление?

Методические советы для развития латерального мышления от Эдварда де Боно:

  • Отойдите от установившейся модели мышления и клише.
  • Выражайте сомнение в допускаемом варианте.
  • Обобщайте альтернативные варианты.
  • Не пропустите ни одной новой идеи и проследите, что из этого получится.
  • Ищите и находите новые точки входа, которые могут послужить отправными.

Латеральное мышление позволяет отходить от шаблонов, многократно подходя к вопросу с разных сторон, рассматривая его под разными углами. При этом можно не бояться ошибки, принимая её как допустимое промежуточное звено.

Разорвать шаблон помогают некоторые упражнения. Например, с использованием эффекта Струпа. Речь идёт о некоторой задержке реакции при прочтении, когда слово и цвет, которым оно написано, не совпадают. На Битрейнике Вы можете потренироваться, занимаясь на игровом тренажёре «Битва полушарий» и еще 13 тренажерах программы .

Модель смещения мышления предложил известный маркетолог Филипп Котлер:

  • Следует сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней, постоянно думать о ней, ведь ответы приходят только на заданные вопросы, а не на мелькнувшие мысли.
  • Необходимо «сместить» логическое решение идеи, совершить нестандартный разрыв, сформулировав новую идею с нарушением её логики. Высказывание получилось абсурдным? Это нормально!
  • Создать логическую связь. Извлеките рациональное зерно из полученного изменённого выражения.

Стоит уделить внимание развитию воображения и фантазии. В этом очень помогают некоторые игры и занятия:

  • Решение головоломок и логических задач.
  • Игра в Данетки.
  • Поиск нового, неожиданного применения старых, привычных, сломанных предметов и вещей. Чем больше вариантов, тем лучше.

Развить латеральное мышление означает научиться находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях, научиться не бояться ошибки, превращая её в ступеньку для опоры, это означает получать удовольствие от поиска решений, поскольку ответ всегда есть, его просто нужно найти, и ещё – это путь, впускающий в Вашу жизнь творчество.

Пусть решение любой задачи будет Вам под силу, принося радость, победу и чувство предвкушения нового и интересного!