Биографии Характеристики Анализ

Немецкая подземная система укреплений. Немецкие фортификации времен великой отечественной

Город Мендзыжеч ведет свою славную историю от начала становления польского государства. Изначально он являлся западным форпостом королевства. Символом славной и богатой истории тех времен служит внушительный средневековый замок, возведенный во времена Казимира Великого на валах старой крепости. Главными достоинствами старинного города являются роскошные леса, богатые всевозможными животными, грибами и ягодами. В лесах притаилось Глубокое озеро – одно из красивейших среди множества водоемов Любушского воеводства. Любители байдарочного спорта получат массу эмоций и впечатлений от сплавов по реке Обра по одному из самых живописных и интересных байдарочных маршрутов. Мендзыжеч располагает центрами конного спорта, и массой других достопримечательностей, делающих эти места заманчивыми для туристов.

Но наиболее интересным с познавательной точки зрения будет посещение Мендзыжецкого района укреплений. Это построенная еще в тридцатые годы прошлого века немецкая система укреплений на немецко-польской границе. Она является одним из ценнейших памятников архитектурной фортификационной мысли XX века. Эту необыкновенную оборонительную позицию часто сравнивают с построенной немцами во Франции линией Мажжино. Сооружен этот укрепрайон был в период с 1934 по 1938 годы для прикрытия восточных границ Рейха от возможных атак армии поляков. В состав комплекса включено свыше ста гидротехнических и военных сооружений. Наиболее интересным и познавательным элементом Мендзыжецкого района укреплений, является уникальная система туннелей, проходящих под землей, длинной свыше 30 км, объединяющая более двадцати боевых сооружений.

Несмотря на то, что согласно Версальскому договору, количество военной мощи для Германии, проигравшей войну, было ограничено, в 1925 году немецкое командование начинает строительство укреплений на своих восточных границах. Международная комиссия это обнаруживает спустя пару лет, и заставляет ликвидировать постройки. Однако строительство возобновляется снова. В 1935 году на стройку приезжает сам Гитлер, что дает новый толчок и ускоряет строительство. Сооружение планировалось закончить в 1944 году. Под землей находилась электростанция, работала узкоколейка, находились казармы и склады. Для работ из трудовых лагерей пригонялись узники. Работали они и на построенном позже подземном заводе авиадвигателей. Были построены и оборудованы подступы к укрепленному району: выстроен пояс железобетонных противотанковых заграждений. Возводилась система водных препятствий, противопехотные засеки и т.д.

Но вся эта подготовка не принесла успеха. Танковая бригада полковника Гусаковского под прикрытием ночи практически беспрепятственно проехала мимо орудий и застала врасплох гарнизон. На месте прорыва был поставлен обелиск, сооруженный из обломков взорванного бункера.

Нельзя не вспомнить о еще одной необычной достопримечательности укрепленного района: здесь очень подходящий климат для... летучих мышей. Их тридцатитысячная колония ежегодно проводит здесь зиму. Это самое большое поселение летучих мышей в Европе. Они поселились в пустующих подземных помещениях еще после войны и со временем количество этих млекопитающих значительно возросло. Прилетают сюда для зимовки они иногда за сотни километров. Для туристов открыта специальная выставка, посвященная этим необычным животным.

Перед началом Великой отечественной войны был принят указ о создании вокруг Москвы "Зоны Тотальной Обороны". В нее вошли различные укрепления, которые должны были на некоторое время задержать фашистов, на подходе к границам столицы. В кратчайшие сроки были возведены внушающие сооружения, доты. танковые пушки и множество окопов. Держать оборону должны были заключенные. На тот случай, если в строю произойдет бунт или укрепления захват фашисты, вся территория была усыпана зарядами. К счастью обороняться не потребовалось. Вражеская армия была остановлена буквально "На подступях" к укреп- району, не дойдя нескольких километров. В этом обзоре речь пойдет о системе укреплений, расположенной в недалеко от города Нахабино (Ново- Рижское направление).

1. Территория позиций огорожена и на первый взгляд пуста.

2. Но если тщательно приглядеться, в некоторых зарослях можно разглядеть "Торчащие" Танковые пушки

3. Из под каждой пушки есть эвакуационный выход, находящийся немного поодаль.

4. Внутри две небольших комнатки. Первая, где располагается непосредственно сама пушка

5. Вторая - комнатка со шкафом для хранения боеприпасов

6. Помимо многочисленных пушек, можно обнаружить два огромных холма, скрывающих под собой громаду бункера для автотранспорта.

7. Здесь может поместиться до 6 грузовых автомобилей

8. Второй "холм" намертво закрыт.

9. Также можно найти небольшие жилые землянки, скрывающиеся в зарослях или полу- обвалившегося окопа.

10. Внутри как правило помещение цилиндрической формы, разделенное перегородкой.

11. Так это помещение выглядит снаружи (Макет из музейной части).

12. Еще один тип землянки (В качестве распора используется металлические стержни, накрытые тканью).

Вблизи Мендзыжеча, к северу от Зеленой – Гуры, находится самая большая в Европе подземная система укреплений. Здесь сохранились тысячи немецких бункеров, соединенных системой тоннелей и коридоров.
Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды – одна мрачнее другой.
Рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб, полковник Александр Лискин: «Вблизи Лесного озера в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако могло быть и так, что ток давала скрытая под землей автономная электростанция, возможно, ее турбины вращала вода, падавшая в колодец… Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало…
Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Рассказывали, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели...»
Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Верта – Обра – Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения «третьего рейха» вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки (!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» – «Reqenwurmlaqer» – «Лагерь дождевого червя».
Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрифицированных железных дорог?! И еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?».
Лишь в восьмидесятые годы была проведена углубленная инженерно-саперная разведка лагеря силами советских войск, которые располагались в этом районе Польши.

Маленький остров Шумшу Курильской гряды известен как место самой кровопролитной битвы в русско-японской войне. Будоражат кровь легенды о подземных самураях, которые, не услышав приказа генерала о капитуляции, так и остались в своих подземных укреплениях. Остров Шумшу известен в русской истории с XVIII столетия. За несколько веков его население несколько раз сменило подданство. Сегодня остров необитаем. Здесь никого нет, кроме исследователей ежегодных экспедиций, которые на некоторое время приезжают работать в суровых климатических условиях, и 7-8 смотрителей маяков. Мы расскажем самые интересные факты из истории острова и его военного прошлого. Вы узнаете, что представляет собой сейчас это удивительное место.

Расположение, климат и природные особенности

Площадь острова составляет чуть меньше 400 км 2 . Он относится к группе Северных Курильских островов. Шумшу и Камчатку разделяет Первый Камчатский пролив протяженностью 11 км. Второй Камчатский пролив меньше (2 км), он отделяет Шумшу от Парамушира. Вулканов на острове нет, что очень удивительно. Из водоемов стоит отметить пресное озеро, небольшие речки, болота.

Климат здесь арктический, суровый. Флора и фауна выражены очень слабо: на берегах хорошо растёт морская капуста, плавают нерпы, каланы и сивучи. На самом острове водятся мелкие грызуны и лисицы, довольно часто приплывают белые медведи с Камчатки.

О том, как бедные айны оказались на Шикатау

Изначально здесь жило древнее племя айнов. Этот малочисленный народ пришел на остров Шумшу (на фото ниже можно увидеть представителей этнической группы) после их вытеснения с японских островов. Айны жили в юртах, занимались рыбалкой и охотой. В состав Российской империи народность вошла в XVIII веке, после того как на их землю высадился отряд якутского казака. Подданство они приняли не сразу, были неподвластны и самобытны. Позже Екатерина Вторая писала в наказах, чтобы русские не обижали айнов и не брали с них подати, а торговали обменным путём с ними мехами и другим промысловым товаром.

Во времена правления Николая I Япония объявила суверенным Сахалин и все Курильские острова. Начавшаяся немного позднее Крымская война заставила российского императора подписать Симодский трактат в 1855 году. Согласно этому русско-японскому договору, граница между странами стала проходить межу островами Итуруп и Уруп. Шумшу оставался российским еще 20 лет, до подписания Петербургского договора (в 1875 году), а затем перешел к Японии.

Немногочисленные айны были недовольны, им нравились больше русские, которые вели с ними взаимовыгодную торговлю и не лезли в их многовековой уклад. Японцы, придя на Шумшу, через некоторое время снова выселили оставшихся айнов на остров Шикатау. Бедный народ начал гибнуть из-за резко изменившихся условий жизни. Некоторые учёные даже ведут речь об осознанном геноциде айнов жителями Страны восходящего солнца.

Как изобретательные японцы увеличили полезную площадь острова и создали систему подземных укреплений

Шумшу был японским 70 лет. Самураев характеризуют как жестоких и бесчувственных воинов, лишенных страха перед смертью. Испокон веков их военачальники отличались большим умом и хитростью, умением вести изощрённые казни. Их солдаты "прославились" зверствами над детьми и женщинами, циничностью и чёрствостью, отсутствием всякой жалости во время русско-японской войны.

Начиная с 30-х гг. XX века и до 1945 года эти люди превратили участок территории площадью 30 х 20 км в невероятный военный гарнизон. Больше всего впечатляет система подземных укреплений острова Шумшу. На глубине до 70 м были построены военные госпитали, казармы, складские помещения с большими запасами провизии, проведено электричество. На поверхности развернули бетонные артиллерийские и пулеметные ДОТы, создали укрытия для солдат и боевой техники.

В строительстве принимали участие пленные китайцы и корейцы, которых японцы сгоняли на остров как рабочую силу. После того как гарнизон был готов, несчастных строителей (более 1000 человек) утопили в море. Остров Шумшу был готов противостоять Советской Армии и держать оборону до конца.

События августа 1945 года

Одними из главнокомандующих японским войском были сыновья императора Хирокито, и проиграть сражение для них означало великий позор всей империи. Им в помощь были танки, крепости с артиллерийцами, противовоздушная оборона и вся военно-морская база Катаоко. Численность самураев составляла больше 10000 человек.

Советская Армия направила морскую пехоту и десант без тяжелой бронетехники, которую доставить на остров не было возможности. 17 августа начались первые бомбардировки нашими войсками острова. Грамотная маскировка японцев не дала ожидаемых результатов. Затем наши десантные суда натолкнулись на бетонные заторы, военные прыгали в ледяную воду и шли на дно под тяжелым грузом боеприпасов. Некоторые смогли пешком под водой дойти до берега с глубины более двух метров. Японцы в страхе разбегались. Немного помогала советским военным авиация из Петропавловска-Камчатского, наносившая бомбовые удары. Постепенно японцев оттеснили к югу острова.

19 августа противник капитулировал, но 20 августа, когда наши суда приблизились к берегу, их обнесли огнем японские батареи. 23 августа штурм острова Шумшу был закончен, японский генерал подписал условия капитуляции. За это короткое, но очень жестокое и кровопролитное сражение Советская Армия потеряла 418 человек, больше ста пропали без вести.

После войны жизнь начала постепенно восстанавливаться. Многие люди сюда приезжали на заработки промыслом целыми семьями, а потом оставались жить на острове. Население восстанавливало консервный завод, построенный еще японцами. Прежнее название Катаоко сменилось на Байково. Поселок постепенно расстраивался, появлялись другие рыбацкие населённые пункты возле военных баз.

Страшное цунами

Это случилось летом 1952 года. Волна высотой примерно 20 м просто смыла поселок. Погибло очень много людей. Исчезли населённые пункты, рыболовно-промысловая база, напором морской стихии смыло даже тяжелые танки, которые остались с войны.

Учёные признали, что эта природная катастрофа была самой большой за всю историю России. Более того, наши люди были не готовы к опасности такого рода. Просто не знали, что здесь может быть цунами. Не прислушивались к немногочисленным коренным жителям, которые строили свои юрты "почему-то" на возвышенностях. Устраивали свои дома ближе к морю или в низинах, где было комфортнее. Число жертв и масштаб катастрофы сознательно умалчивался партией. По официальным данным, погибло более 2000 человек, по неофициальным - больше 50 000.

Постепенное опустение острова Шумшу

В другие годы остров переживал землетрясения, которые были отголоском происходящих природных катаклизмов на соседнем острове Парамушир. Люди жили, как на вулкане, в небольших двухэтажных домах, в прихожей всегда стояла готовая сумка с самыми необходимыми вещами и документами на случай несчастья.

После цунами люди боялись ехать на остров работать, а уже тем более оставаться здесь жить. Постепенно населения совсем не осталось. В начале нашего века остров официально признан необитаемым.

Два маяка и 7 человек

Сегодня это закрытая территория, которая контролируется военной базой Российской Федерации. На севере, на мысе Курбатова, находится маяк, и еще один на западе острова Шумшу - Чибуйный маяк.

Оба они не играют существенной роли для навигации, ведь сейчас существуют более совершенные радиосистемы координирования судов, электронные навигаторы. Однако маяки не списывают со службы, как и семерых человек, которые на них трудятся.

С какой целью проводятся ежегодные экспедиции на многострадальный остров?

После войны здесь остались не только неразорвавшиеся снаряды и бомбы, укрепления, ржавая военная техника, но и останки солдат, которые официально "пропали без вести".

В начале XXI под прикрытием "научных исследователей" приезжали те, кто хотел нажиться на военных трофеях, особенно японских. Подземные укрепления так и остались с засыпанными входами и выходами. Ходили слухи, что там остались самураи - японские солдаты, которые не услышали приказа своего генерала о капитуляции и остались в своем подземном укрытии с огромными консервными и питьевыми запасами. Эти слухи возникали в разное время. Например, в 40-х годах прошлого века несколько молодых женщин в посёлке пропали без вести. В нашем столетии команда искателей спустилась в подземелье, но так и не вернулась. Фактических доказательств нет, но эксперты утверждают, что японцы действительно могли остаться под землей в страшном 1945 году.

Экспедиции в последние годы, согласно закону, должны носить истинно военно-исторический характер. В последнее время были найдены останки как японских, так и советских солдат, которые были переданы на родину воинов. Поисковые работы ведутся на Шумшу каждый год. Власти Сахалинской области планируют организацию на острове военного мемориала. Сегодня слава наших воинов-освободителей увековечена в памятнике, который виден на самой высокой точке острова.

Если не собираешься делать из хода тайну, можно копать «берлинским» способом: роется траншея, в ней строятся стены и крыша будущего хода, после все засыпается. Но соседи придут посмотреть, каждый захочет такой же, только побольше, в итоге кто-то случайно выкопает ад. Лучше копай незаметно, по «парижскому» методу: роется вертикальный колодец, а из него ведут штольню вбок.


Где копать

Песчаные почвы - идеальный вариант. В свое время они позволили нарыть ходов под Берлинской стеной, в том числе знаменитый «Туннель 29» длиной 140 метров. Глину тяжело копать, к тому же выше шанс наткнуться на межпластовые воды. Полезно заранее пробурить скважины по всей траектории хода и выяснить, с чем будешь иметь дело.


Как укрепить

Если роешь штольню, не укрепляя стены и потолок, положи сверху плиту с датами жизни. Когда тебя завалит, родные смогут ограничиться фуршетом. Но лучше укрепляй ход каждые полметра крепью - рамой из просмоленных досок. Когда он будет готов, надо основательно обшить досками стены и потолок или даже забетонировать их, как делают палестинцы в тайных туннелях из сектора Газа в Израиль.


Как обустроить

Чтобы в туннеле было сухо, его надо делать под уклон. Желательно устроить и принудительную вентиляцию: вентилятор у входа и трубы с отверстиями по всей длине сооружения. Одной из проблем «туннеля жизни» в Сараеве, по которому люди выбирались из осажденного города, было отсутствие вентиляции. В итоге пришлось добывать кислородные маски.


Как не засыпаться

Копать подземный ход можно только в своей земле. Иначе в случае обнаружения его засыплют, а оплачивать мероприятие будешь ты. Перед началом процесса выясни, нет ли на пути кабелей, нефтепроводов и ракетных шахт. В этом поможет глубинный сканер. А под землей не повредят газоанализаторы на углекислый газ и метан, иначе туннель будет другой - с полетом к яркому свету и чувством благодати.