Биографии Характеристики Анализ

Полногласие и неполногласие, чередование в корнях как способы проверки безударных гласных в корне. Определение термина "неполногласные сочетания"

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции , поэтому для правильного написания существует два пути:

  • Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
  • Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи .

Урок по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»

Цели и задачи: Познакомить учеников с теорией по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний». Закрепить теоретические знания на практике. Научить обнаруживать полногласные и неполногласные чередования в словах.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний традиционной структуры

Ход урока:

1. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.

2. Сообщение новых знаний.

Предлагаю нашу работу на сегодняшнем уроке начать со сказки:

Решил как-то Город навестить свое брата, которого звали Град.

Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься о обществе, о тебе стали уже забывать.

Да, моя слава в последнее время пошатнулась. – Ответил Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе: в любой книге, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: план города, население города, любимый город. Всюду только и слышно: город, город.

А разве тебе плохо живется в слове Ленинград? «Ленинград – один из самых красивых городов в России! – парировал Город.

Да, но названия Ленинград больше не существует, теперь это Санкт- Петербург!

А градостроительство, а градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете. На страницах газет пишут о градостроительстве, об успехах градостроителей. – воодушевленно говорил Город.

Под напором таких красноречивых аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт. Но в душе он завидовал Городу, который живет самостоятельно…

Ребята, вы, наверное, согласитесь, что сетования града на свое неравноправное положение в языке вполне справедливы.

Хотите узнать,почему так произошло?

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Давайте понаблюдаем с вами над парами слов: Холод – хлад Берег – брег Ворота – врата Голова – глава

Каково их положение в языке? Слова холод, берег, ворота, употребляются гораздо чаще. Давайте вспомним уроки развития речи, в частности наш с вами урок о разговорном стиле языка. Согласитесь, что при встрече с другом, вы вряд ли скажете: «Какой сегодня хлад!». Слова типа: град, брег и другие скорее могут встретиться в героической поэзии, прозе. Но и это еще не все. Посмотрите опять на эти слова. Давайте выделим в них корни.

3. Практическая часть.

Выполнение упражнения 568

Решение загадки. (Загадка дается под запись)

Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.- Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Найдите в этом тексте слова с полногласными сочетаниями, подчеркните их, подберите варианты с неполногласными сочетаниями.

Выполнение упражнения 569.

4. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока. Задание на дом.

Урок составлен на основе учебного комплекса Бабайцевой

Здравствуйте!

Здоровье

Поздравлять


  • Здравствуйте –
  • поздравлять –
  • здоровье.

  • Здрав ствуйте –
  • по здравл ять –
  • здоров ье.

Чередование …… и ……

сочетаний в корне.


  • Чередование
  • полногласных и неполногласных
  • сочетаний

Сочетания, характерные Сочетания, характерные для старославянского для русского языка языка

  • -РЕ- Б РЕ Г
  • -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ
  • -РА- В РА ТА
  • -ЛА- П ЛА ТЬЕ
  • РА- РА ВНЫЙ
  • ЛА- ЛА ДЬЯ
  • -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г
  • -ОЛО- М ОЛО КО
  • -ОРО- В ОРО ТА
  • -ОЛО- П ОЛО ТНО
  • РО- РО ВНЫЙ
  • ЛО- ЛО ДКА

А теперь проверьте себя…

Ог оро д – ог ра да

П оло тно – п ла тье

М оло ко – м ле копитающее

С ере дина - с ре да

Г оло с – сог ла сный (звук)

М оло дежь – м ла денец

Об оло чка – об ла ко

Ст оро на – ст ра на

Зд оро вье – зд ра вствуйте.


Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.

Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .


  • 1.Упр.546 (устно), 547 (письменно)
  • 2. Найдите в «Прологе» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
  • слова с неполногласием, подберите к ним слова – братья с полногласием, запишите их. Сделайте вывод об их роли в художественном тексте.
  • 3. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь . Свяжите эту информацию с новой темой.

Урок полезен , все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Зд оро вья


Отчего, обжигая горло,

разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро»,

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

С. Крыжановский

Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Вот, именно в этом языке и начали встречаться множество слов с неполногласными сочетаниями. Например, такие как: глас, град, врата, глава. Эти слова, можно сказать, «прижились» в современной русской речи и объединились в пары со следующими словами наших времён: голос, город, ворота, голова. Вот так и появились в русской морфологии неполногласные и полногласные сочетания.

Итак, если у слова есть пара, то можно говорить о неполногласии или полногласии. Полногласные пришли из древнерусского языка – оро, ере, оло. Неполногласные из старославянского – ла, ле, ра, ре.

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Такие полногласные сочетания, как ере, оло, оро, которые находятся между согласными (бережливый, золото, короткий), можно чередовать с такими неполногласными сочетаниями как ре, ла, ра (небрежный, злато, краткий). Ещё сочетание оло, кроме предыдущего можно чередовать с таким сочетанием как ле, то есть полон – плен. В основном, слова с полногласным сочетанием – это русские народные: дерево, волочить, ворота. А слова с неполногласным сочетанием имеют древнеболгарское (старославянское) происхождение: древо, влачить, врата. Данные слова появились в русском языке, благодаря древнеболгарскому. Так как после введения христианства из Болгарии привозились церковные книги, которые в следствие переводились на тот язык, которые был понятен русским людям. Именно поэтому слова с неполногласным сочетанием носят книжный характер и это очень заметно: древо – дерево, влачить – волочить.

Сейчас мы рассмотрим слова с вышеперечисленными сочетаниями:

  1. оло – ле: молочные – млечный (путь), волоку - влеку
  2. оро – ра: сторож – стража, ворота – привратник, здоровый – здравствуй, здравие
  3. оло – ла: молодой – младенец, холод – охладить, голова – глава, голос – гласный
  4. ере –ре: дерево – древесный, берег – безбрежный, через - чрезвычайно

В нынешнем русском языке существует три основные группы слов с неполногласными и полногласными словосочетаниями:

1.Исторически однокоренные неполногласные и полногласные формы. Особенностью данной группы слов является:

а) разнородное стилистическое употребление;

б) семантический распад схожих по происхождению корней.

2.Этой группе характерны слова, имеющие только полногласное сочетание, так как неполногласное здесь полностью утрачено (ворон, ворона; голод, голодать; молот, молоток; колодец, колодезный; ожерелье, ожерельице и др.).

ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Блок 1.Виды безударных гласных

Безударные гласные в корне слова
Прове­ряемые Непроверяемые Чередующиеся
Проверяются подбором проверочного слова, где на сомни-тельную гласную падает ударение. Встречаются в словарных словах, и их нужно запомнить А- О ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ(РАЩ)-РОС, РАВН-РОВН, МОК(МОЧ)-МАК, ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР, ЗАР-ЗОР, КОС-КАС, ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ Е- И БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСГ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ, ЖЕГ-ЖИГ, ЧЕТ-ЧИТ ИМ/ИН // А/Я 1. ОЛО – ЛА Голо ва – гла ва Голо с - гла с 2. ОРО – РА Воро та - вра та 3. ЕРЕ – РЕ жере бьёвка – жре бий 4. ОЛО – ЛЕ Моло ко - мле чный

КОММЕНТАРИЙ:

Проверяемые безударные гласные

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стала ударной.

Внимание!

Помните о том, что корень – носитель основного значения слова. Подбирая однокоренное слово, задумайтесь, какое значение оно имеет? Если между значениями проверяемого и проверочного слова нет ничего общего, они неродственные. К примеру, слова «носовой» (платок) и «носитель» (языка) – неродственные. Хотя они имеют одинаковый корень, их лексические значения различны. Если же слово с безударной гласной (и любое другое) вам незнакомо, не фантазируйте, а загляните в словарь.

А вот в цепочке белый → белить → выбелить → выбеленный один и тот же корень –бел – , и все слова связаны со словом белый: белить – делать белым , выбелить – сделать белым (завершенное действие), выбеленный – тот, который выбелили , то есть сделали белым .

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, следует определять по орфографическому словарю.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Догадываюсь, что не все вам знакомы. Погуглите, что они значат, это интересно:)

Чередующиеся гласные

Полногласные и неполногласные сочетания

а) ОЛО-ЛА



Например: голо ва - гла ва, холо д - охла дить, голо с - гла сный

б) ОРО-РА

Например: воро та - привра тник, здоро вый - здра вствуй, сторо ж - стра жа

в) ЕРЕ-РЕ

Например: бере г - безбре жный, дере во - дре весный

г) ОЛО-ЛЕ

Например: воло ку - вле ку, моло чный - мле чный

Безударные гласные в словах с сочетаниями ОЛО и ОРО следует проверять словами с соответствующими полногласными сочетаниями.

Например: борода - бороды, бородка; колокольчик - колокол.

Безударные гласные в словах с сочетаниями ЛА и РА следует проверять словами с соответствующими неполногласными сочетаниями.

Например: оградить - ограда, охладить - прохлада