Полногласие и неполногласие, чередование в корнях как способы проверки безударных гласных в корне. Определение термина "неполногласные сочетания"
Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».
Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.
Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».
Чередование
Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.
В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции , поэтому для правильного написания существует два пути:
- Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
- Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.
Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи .
Урок по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»
Цели и задачи: Познакомить учеников с теорией по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний». Закрепить теоретические знания на практике. Научить обнаруживать полногласные и неполногласные чередования в словах.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний традиционной структуры
Ход урока:
1. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.
2. Сообщение новых знаний.
Предлагаю нашу работу на сегодняшнем уроке начать со сказки:
Решил как-то Город навестить свое брата, которого звали Град.
Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься о обществе, о тебе стали уже забывать.
Да, моя слава в последнее время пошатнулась. – Ответил Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе: в любой книге, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: план города, население города, любимый город. Всюду только и слышно: город, город.
А разве тебе плохо живется в слове Ленинград? «Ленинград – один из самых красивых городов в России! – парировал Город.
Да, но названия Ленинград больше не существует, теперь это Санкт- Петербург!
А градостроительство, а градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете. На страницах газет пишут о градостроительстве, об успехах градостроителей. – воодушевленно говорил Город.
Под напором таких красноречивых аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт. Но в душе он завидовал Городу, который живет самостоятельно…
Ребята, вы, наверное, согласитесь, что сетования града на свое неравноправное положение в языке вполне справедливы.
Хотите узнать,почему так произошло?
Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.
Давайте понаблюдаем с вами над парами слов: Холод – хлад Берег – брег Ворота – врата Голова – глава
Каково их положение в языке? Слова холод, берег, ворота, употребляются гораздо чаще. Давайте вспомним уроки развития речи, в частности наш с вами урок о разговорном стиле языка. Согласитесь, что при встрече с другом, вы вряд ли скажете: «Какой сегодня хлад!». Слова типа: град, брег и другие скорее могут встретиться в героической поэзии, прозе. Но и это еще не все. Посмотрите опять на эти слова. Давайте выделим в них корни.
3. Практическая часть.
Выполнение упражнения 568
Решение загадки. (Загадка дается под запись)
Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.- Голова велика, только шея тонка. (Дыня)
Найдите в этом тексте слова с полногласными сочетаниями, подчеркните их, подберите варианты с неполногласными сочетаниями.
Выполнение упражнения 569.
4. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока. Задание на дом.
Урок составлен на основе учебного комплекса Бабайцевой
Здравствуйте!
Здоровье
Поздравлять
- Здравствуйте –
- поздравлять –
- здоровье.
- Здрав ствуйте –
- по здравл ять –
- здоров ье.
Чередование …… и ……
сочетаний в корне.
- Чередование
- полногласных и неполногласных
- сочетаний
Сочетания, характерные Сочетания, характерные для старославянского для русского языка языка
- -РЕ- Б РЕ Г
- -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ
- -РА- В РА ТА
- -ЛА- П ЛА ТЬЕ
- РА- РА ВНЫЙ
- ЛА- ЛА ДЬЯ
- -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г
- -ОЛО- М ОЛО КО
- -ОРО- В ОРО ТА
- -ОЛО- П ОЛО ТНО
- РО- РО ВНЫЙ
- ЛО- ЛО ДКА
А теперь проверьте себя…
Ог оро д – ог ра да
П оло тно – п ла тье
М оло ко – м ле копитающее
С ере дина - с ре да
Г оло с – сог ла сный (звук)
М оло дежь – м ла денец
Об оло чка – об ла ко
Ст оро на – ст ра на
Зд оро вье – зд ра вствуйте.
Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.
Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .
- 1.Упр.546 (устно), 547 (письменно)
- 2. Найдите в «Прологе» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
- слова с неполногласием, подберите к ним слова – братья с полногласием, запишите их. Сделайте вывод об их роли в художественном тексте.
- 3. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь . Свяжите эту информацию с новой темой.
Урок полезен , все понятно,
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Зд оро вья
Отчего, обжигая горло,
разбираю часами подряд
Сочетания «оло» и «оро»,
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына».
Я прислушиваюсь к словам –
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян.
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык.
С. Крыжановский
Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Вот, именно в этом языке и начали встречаться множество слов с неполногласными сочетаниями. Например, такие как: глас, град, врата, глава. Эти слова, можно сказать, «прижились» в современной русской речи и объединились в пары со следующими словами наших времён: голос, город, ворота, голова. Вот так и появились в русской морфологии неполногласные и полногласные сочетания.
Итак, если у слова есть пара, то можно говорить о неполногласии или полногласии. Полногласные пришли из древнерусского языка – оро, ере, оло. Неполногласные из старославянского – ла, ле, ра, ре.
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
Такие полногласные сочетания, как ере, оло, оро, которые находятся между согласными (бережливый, золото, короткий), можно чередовать с такими неполногласными сочетаниями как ре, ла, ра (небрежный, злато, краткий). Ещё сочетание оло, кроме предыдущего можно чередовать с таким сочетанием как ле, то есть полон – плен. В основном, слова с полногласным сочетанием – это русские народные: дерево, волочить, ворота. А слова с неполногласным сочетанием имеют древнеболгарское (старославянское) происхождение: древо, влачить, врата. Данные слова появились в русском языке, благодаря древнеболгарскому. Так как после введения христианства из Болгарии привозились церковные книги, которые в следствие переводились на тот язык, которые был понятен русским людям. Именно поэтому слова с неполногласным сочетанием носят книжный характер и это очень заметно: древо – дерево, влачить – волочить.
Сейчас мы рассмотрим слова с вышеперечисленными сочетаниями:
- оло – ле: молочные – млечный (путь), волоку - влеку
- оро – ра: сторож – стража, ворота – привратник, здоровый – здравствуй, здравие
- оло – ла: молодой – младенец, холод – охладить, голова – глава, голос – гласный
- ере –ре: дерево – древесный, берег – безбрежный, через - чрезвычайно
В нынешнем русском языке существует три основные группы слов с неполногласными и полногласными словосочетаниями:
1.Исторически однокоренные неполногласные и полногласные формы. Особенностью данной группы слов является:
а) разнородное стилистическое употребление;
б) семантический распад схожих по происхождению корней.
2.Этой группе характерны слова, имеющие только полногласное сочетание, так как неполногласное здесь полностью утрачено (ворон, ворона; голод, голодать; молот, молоток; колодец, колодезный; ожерелье, ожерельице и др.).
ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Блок 1.Виды безударных гласных
Безударные гласные в корне слова | |||
Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | |
Проверяются подбором проверочного слова, где на сомни-тельную гласную падает ударение. | Встречаются в словарных словах, и их нужно запомнить | А- О ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ(РАЩ)-РОС, РАВН-РОВН, МОК(МОЧ)-МАК, ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР, ЗАР-ЗОР, КОС-КАС, ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ Е- И БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСГ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ, ЖЕГ-ЖИГ, ЧЕТ-ЧИТ ИМ/ИН // А/Я | 1. ОЛО – ЛА Голо ва – гла ва Голо с - гла с 2. ОРО – РА Воро та - вра та 3. ЕРЕ – РЕ жере бьёвка – жре бий 4. ОЛО – ЛЕ Моло ко - мле чный |
КОММЕНТАРИЙ:
Проверяемые безударные гласные
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стала ударной.
Внимание!
Помните о том, что корень – носитель основного значения слова. Подбирая однокоренное слово, задумайтесь, какое значение оно имеет? Если между значениями проверяемого и проверочного слова нет ничего общего, они неродственные. К примеру, слова «носовой» (платок) и «носитель» (языка) – неродственные. Хотя они имеют одинаковый корень, их лексические значения различны. Если же слово с безударной гласной (и любое другое) вам незнакомо, не фантазируйте, а загляните в словарь.
А вот в цепочке белый → белить → выбелить → выбеленный один и тот же корень –бел – , и все слова связаны со словом белый: белить – делать белым , выбелить – сделать белым (завершенное действие), выбеленный – тот, который выбелили , то есть сделали белым .
Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, следует определять по орфографическому словарю.
Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.
Догадываюсь, что не все вам знакомы. Погуглите, что они значат, это интересно:)
Чередующиеся гласные
Полногласные и неполногласные сочетания
а) ОЛО-ЛА
Например: голо ва - гла ва, холо д - охла дить, голо с - гла сный
б) ОРО-РА
Например: воро та - привра тник, здоро вый - здра вствуй, сторо ж - стра жа
в) ЕРЕ-РЕ
Например: бере г - безбре жный, дере во - дре весный
г) ОЛО-ЛЕ
Например: воло ку - вле ку, моло чный - мле чный
Безударные гласные в словах с сочетаниями ОЛО и ОРО следует проверять словами с соответствующими полногласными сочетаниями.
Например: борода - бороды, бородка; колокольчик - колокол.
Безударные гласные в словах с сочетаниями ЛА и РА следует проверять словами с соответствующими неполногласными сочетаниями.
Например: оградить - ограда, охладить - прохлада