Биографии Характеристики Анализ

Полногласные и неполногласные сочетания в корне. Определение термина "неполногласные сочетания"

В русском языке много слов, где гласные в кор­не нельзя проверить сильной позицией, т.е. невоз­можно подобрать пример, в котором гласный сто­ял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.

В школьной практике подобные слова называ­ются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узна­ем из словарей. В этом случае «работает» традици­онный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь - запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные сло­ва: архитектор, концепция, периферия, эскалатор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласи­ем - -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют ис­конно русские (древнерусские) полногласные со­четания - -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-:

град (старослав.) - город (русск.), здравие (старослав.) - здоровье (русск.);

брег (старослав.) - берег (русск.), пред (ста­рослав.) - перед (русск.);

шлем (старослав.) - шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) - молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полно­гласных и неполногласных сочетаний не вызыва­ет трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз - мраз, корова - крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (ста­рослав.), но слово с полногласием белого не со­хранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское про­исхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. - высокие. Они были принадлеж­ностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, лите­ратурно-книжный язык всех славян IX-XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослуже­ние, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянс­кими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое зна­чение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава". 1 - руководитель чего-либо; 2 - часть книги, статьи.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Упражнения

Упражнения расставьте ударения иконопись искра исчерпать камбала ката лог квартал.. тест.. в каком слове ударение падает на первый слог..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Расставьте ударения
Асимметрия, балованный, банты, благо­вест, бомбардировать, браковщик, вероиспо­ведание, газопровод, гофрированный, грен­ки, диспансер, досыта, договор, добыча, древ­ко, догмат, дремота, жалюзи, зна

Выпишите слова, в которых со­гласный перед буквой е произносится твердо
Антитеза, баронесса, академия, бандероль, брюнет, бенефис, бартер, бифштекс, бутер­брод, декада, детектив, декорация, демобили­зация, дефект, дефис, индексация, инерт­ный, интеллект, кларнет, каре,

Образуйте от указанных суще­ствительных форму род. п. мн. числа
Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, по­мидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, тур

Подберите проверочные слова и вставьте про­пущенные буквы
Прогл_тить, преподаватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение; ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_ви-тельный, под_лить. При подборе однокоренных слов следует п

Вставьте пропущенные буквы, подобрав прове­рочные слова
Разв_вается флаг; разв_вается промышлен­ность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, п

Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях; Взрывая к небу черный прах, Под ними борзы кони бьются. (А. Пушкин) б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомне­ний нет! (А.К.Толстой) Словарны

Упражнения
1. Вставьте безударные гласные: инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет; ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_го-низм, к_нфликт, прогн_

Орфограммы в корнях слов»
1. После ц в корнях слов пишу и: цирк, цифра, панцирь; кроме: Цыган на цыпоч­ках цыпленку цыкнул: «Цыц!» 2. Шепот - шептать, бечевка - бечева, но шоколад - шоколадный. (В к

О или A?
Дог..рает з..ря, поклониться до земли, предпол..гать что-то, выр..щенное причудливое р..сте-ние, нерентабельная отр..сль промышленности, заг.рает на песчаном берегу, легкое прик..сновение, необходи

Зрительный диктант
1) Заря мало-помалу разгорается, коснется по-осеннему оголенных верхушек деревьев, располагается где-то неподалеку, простираются к юго-востоку от Нью-Йорка, зарастают в течение десятилетий.

Запишите словосочетания (по темам 1-2) под диктовку
Обмакнуть в грушевое варенье, выскочить из-за поворота, занимать превосходную по­зицию, обровнять неровный край, посвящаются предъюбилейные торжества, с бесстрашным циркачом, не прекословить превра

Проверочный диктант по темам
«Орфограммы в приставках и корнях слов». Путь к озеру. Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснется по-осеннему оголен­ных верхушек деревьев и позолотит блестящее зерка

Какими звуками различаются слова?
лук - люк - стол - стал - луг - лук – томный - тёмный - 8. Подчеркните слово, где все согласные звуки - звонкие.

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

Оро – ра

Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

Оло – ла

В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

Ере – ре

Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

Оло – ле

И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

Слова с чередованием, у которых разное значение

Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный, например), имеют разное лексическое значение.

Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

В словах порох и прах, кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

Короткий/краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

Слова устаревшие

Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

Работа с текстом

Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «…дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.

Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.

Урок по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»

Цели и задачи: Познакомить учеников с теорией по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний». Закрепить теоретические знания на практике. Научить обнаруживать полногласные и неполногласные чередования в словах.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний традиционной структуры

Ход урока:

1. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.

2. Сообщение новых знаний.

Предлагаю нашу работу на сегодняшнем уроке начать со сказки:

Решил как-то Город навестить свое брата, которого звали Град.

Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься о обществе, о тебе стали уже забывать.

Да, моя слава в последнее время пошатнулась. – Ответил Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе: в любой книге, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: план города, население города, любимый город. Всюду только и слышно: город, город.

А разве тебе плохо живется в слове Ленинград? «Ленинград – один из самых красивых городов в России! – парировал Город.

Да, но названия Ленинград больше не существует, теперь это Санкт- Петербург!

А градостроительство, а градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете. На страницах газет пишут о градостроительстве, об успехах градостроителей. – воодушевленно говорил Город.

Под напором таких красноречивых аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт. Но в душе он завидовал Городу, который живет самостоятельно…

Ребята, вы, наверное, согласитесь, что сетования града на свое неравноправное положение в языке вполне справедливы.

Хотите узнать,почему так произошло?

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Давайте понаблюдаем с вами над парами слов: Холод – хлад Берег – брег Ворота – врата Голова – глава

Каково их положение в языке? Слова холод, берег, ворота, употребляются гораздо чаще. Давайте вспомним уроки развития речи, в частности наш с вами урок о разговорном стиле языка. Согласитесь, что при встрече с другом, вы вряд ли скажете: «Какой сегодня хлад!». Слова типа: град, брег и другие скорее могут встретиться в героической поэзии, прозе. Но и это еще не все. Посмотрите опять на эти слова. Давайте выделим в них корни.

3. Практическая часть.

Выполнение упражнения 568

Решение загадки. (Загадка дается под запись)

Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.- Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Найдите в этом тексте слова с полногласными сочетаниями, подчеркните их, подберите варианты с неполногласными сочетаниями.

Выполнение упражнения 569.

4. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока. Задание на дом.

Урок составлен на основе учебного комплекса Бабайцевой

Здравствуйте!

Здоровье

Поздравлять


  • Здравствуйте –
  • поздравлять –
  • здоровье.

  • Здрав ствуйте –
  • по здравл ять –
  • здоров ье.

Чередование …… и ……

сочетаний в корне.


  • Чередование
  • полногласных и неполногласных
  • сочетаний

Сочетания, характерные Сочетания, характерные для старославянского для русского языка языка

  • -РЕ- Б РЕ Г
  • -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ
  • -РА- В РА ТА
  • -ЛА- П ЛА ТЬЕ
  • РА- РА ВНЫЙ
  • ЛА- ЛА ДЬЯ
  • -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г
  • -ОЛО- М ОЛО КО
  • -ОРО- В ОРО ТА
  • -ОЛО- П ОЛО ТНО
  • РО- РО ВНЫЙ
  • ЛО- ЛО ДКА

А теперь проверьте себя…

Ог оро д – ог ра да

П оло тно – п ла тье

М оло ко – м ле копитающее

С ере дина - с ре да

Г оло с – сог ла сный (звук)

М оло дежь – м ла денец

Об оло чка – об ла ко

Ст оро на – ст ра на

Зд оро вье – зд ра вствуйте.


Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.

Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .


  • 1.Упр.546 (устно), 547 (письменно)
  • 2. Найдите в «Прологе» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
  • слова с неполногласием, подберите к ним слова – братья с полногласием, запишите их. Сделайте вывод об их роли в художественном тексте.
  • 3. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь . Свяжите эту информацию с новой темой.

Урок полезен , все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Зд оро вья


Отчего, обжигая горло,

разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро»,

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

С. Крыжановский

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции , поэтому для правильного написания существует два пути:

  • Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
  • Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи .