Биографии Характеристики Анализ

Презентация по биологии "Учение Ч. Дарвина о естественном отборе"


Цель: показать учащимся логику построения эволюционной теории Ч.Дарвина. Задачи: Задачи: раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. Развивать некоторые личностные качества школьников (умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.) Развивать некоторые личностные качества школьников (умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.)


Тип урока: комбинированный Содержание: Содержание: 1.Проверка качества знаний учащихся. 1.Проверка качества знаний учащихся. Проверочные задания (2 варианта). Проверочные задания (2 варианта). 2.Изучение нового материала. 2.Изучение нового материала. Логика теории Ч.Дарвина. Логика теории Ч.Дарвина. Типы борьбы за существования. Типы борьбы за существования. Формы естественного отбора. Формы естественного отбора. 3.Закрепление изученного материала. 3.Закрепление изученного материала. Сравнительная таблица. Сравнительная таблица. 4.Домашнее задание. 4.Домашнее задание.


Проверочные задания. Наследственность. 1 вариант 1 вариант Вставьте в текст пропущенные слова. Вставьте в текст пропущенные слова. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. 2 вариант Найдите в тексте предложения, в которых есть биологические ошибки. 1.Передача наследственных признаков организма происходит только при половом размножении.2.Носителями наследственной информации обычно служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.3.Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма.4.Материальной основой наследственности является ген – участок молекулы ДНК.


Логика теории Ч.Дарвина. Наблюдаемые природные факторы. Наблюдаемые природные факторы.ВыводМеханизмыэволюции Все организмы стремятся размножатся в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида.(Пр.) Следовательно, организмам что-то мешает выжить. Это – ограниченность жизненных ресурсов и неравномерность их распределения. Борьба за существование. В природе не встречаются две одинаковые особи одного вида.(Пр.) Следовательно организмы обладают способностью приобретать новые признаки. Изменчивость Особи находятся в постоянной борьбе за существование и выживают наиболее приспособленные. Следовательно, в природе происходит отбор. Естественный отбор.




Естественный отбор Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов.



Движущий (направленный) естественный отбор. Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.). Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.).


Стабилизирующий естественный отбор. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды.


Половой естественный отбор. Проявляется у раздельнополых животных. Проявляется у раздельнополых животных. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного). Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного).


Дизруптивный естественный отбор Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений. Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений.


Вывод. Результатом естественного отбора является: Результатом естественного отбора является: приспособленность организмов, приспособленность организмов, образование подвидов и видов, образование подвидов и видов, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, вымирают менее приспособленные. вымирают менее приспособленные.


Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов. Характеристики Характеристики для сравнения для сравнения Искусственный отбор Искусственный отбор Естественный отбор Естественный отбор Кем проводится отбор? Что служит материалом для отбора? По скольким признакам происходит? Как долго длится? Почему? Кому приносит пользу? Что является результатом отбора?


Домашнее задание. Обязательное: стр.24 – 34. Обязательное: стр.24 – 34. Творческое: Творческое: Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке. Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке.

Учитель биологии МБОУ Лицей « технико – экономический» г.Новороссийск Вдовиченко О.Н. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация. Цель: показать учащимся логику построения эволюционной теории Ч.Дарвина. Задачи: раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. Развивать некоторые личностные качества школьников (умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.) Тип урока: комбинированный Содержание: 1.Проверка качества знаний учащихся. Проверочные задания (2 варианта). 2.Изучение нового материала. Логика теории Ч.Дарвина. Типы борьбы за существования. Формы естественного отбора. 3.Закрепление изученного материала. Сравнительная таблица. 4.Домашнее задание. Проверочные задания. Наследственность. 1 вариант Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня. Наследственность – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - … Его основой является молекула … . Совокупность всего наследственного материала организма - … , а совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его… . 2 вариант Найдите в тексте предложения, в которых есть биологические ошибки. 1.Передача наследственных признаков организма происходит только при половом размножении.2.Носителями наследственной информации обычно служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.3.Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма.4.Материальной основой наследственности является ген – участок молекулы ДНК. Логика теории Ч.Дарвина. Наблюдаемые природные факторы. Вывод Механизмы эволюции Все организмы стремятся размножатся в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида.(Пр.) Следовательно, организмам что - то мешает выжить. Это – ограниченность жизненных ресурсов и неравномерность их распределения. Борьба за существование. В природе не встречаются две одинаковые особи одного вида.(Пр.) Следовательно организмы обладают способностью приобретать новые признаки. Изменчивость Особи находятся в постоянной борьбе за существование и выживают наиболее приспособленные. Следовательно, в природе происходит отбор. Естественный отбор. Типы борьбы за существование Внутривидовая Межвидовая С неблагоприятными условиями Естественный отбор Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов. Движущий (направленный) естественный отбор. Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.). Стабилизирующий естественный отбор. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определнных признаков, характерных для конкретной среды. Формы естественного отбор а Могут проявляется у раздельнополых животных, основываясь на соперничестве между особями одного пола за спаривание, И приводить к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного). Дизруптивный естественный отбор Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений. Вывод. Результатом естественного отбора является: приспособленность организмов, образование подвидов и видов, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, вымирают менее приспособленные. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов. Характеристики для сравнения Искусственный отбор Естественный отбор Кем проводится отбор? Что служит материалом для отбора? По скольким признакам происходит? Как долго длится? Почему? Кому приносит пользу? Что является результатом отбора? Домашнее задание.

Поурочный план Дата Класс ____ 11 «А»

Уроки 16- 17 биологии

Учитель

Тема урока: Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (флипчарт, страница 1 или слайд 1).

Вид урока стандартный

Цель: углубить знания учащихся о естественном отборе как важнейшим факторе эволюции, раскрыть роль Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения

Ч. Дарвина;

Развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: продолжить формировать научное мировоззрение, понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории.

Оборудование : флипчарт, презентация, слайд - шоу «Борьба за существование», «Естественный отбор».

Ход урока

«Чем больше мы познаём неизменные законы

для нас чудеса»

Этап урока

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг. момент

Организационно-психологический настрой.

– Здравствуйте! Присаживайтесь!

II .

Мотивация

Свою работу на уроке вы будете оценивать согласно критериям (флипчарт, страница 2 или слайд 2).

Оценка «2»

«Сегодня просто не мой день».

Оценка «3»

Оценка «4»

«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше»

Оценка «5»

«Всё что мог, я сделал для нашей группы».

III . Проверка д/з:

А). Устно (флипчарт, страница 3 или слайд 3).

5. Каковы результаты искусственного отбора? Покажите на примере вредног влияние искусственного отбора на организм.

Б). Отчеты групп по творческому заданию (флипчарт, страница 4 или слайд 4).

Вы голубевод.

(Примерный ответ:

Из стаи выбираю несколько особей с наиболее выраженным признаком - черной окраски в оперенье.

Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку.

Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем )

В). Работа в группах по заданиям (флипчарт, страница 5 или слайд 5).

1 группа:

«… Я могу здесь сообщить, что обратив внимание на собак всего земного шара и тщательно сопоставив все о них известное, я пришел к заключению, что приручено было несколько видов из рода Canis … . Я разводил почти все английские куриные породы, производил между ними скрещивания и исследовал их скелеты» (Ч,Дарвин «Происхождение видов»).

2 группа (флипчарт, страница 6 или слайд 6):

3 группа (флипчарт, страница 7 или слайд 7):

О какой форме отбора говорится в данном примере?

Работа в группах

Работа в группах

IV .

Введение в тему:

(Флипчарт, страница 8 или слайд 8).

«… Особи, обладающие хотя бы самым маловажным преимуществом перед остальными,

будут иметь более шансов на сохранение и размножение своего рода. С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько- нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться истреблению. Сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживание наиболее приспособленных»

Ч.Дарвин.

1.В чем заключается, по мнению Дарвина, сущность естественного отбора?

2. Что является причиной естественного отбора?

3. Чем определяется «судьба» особи (выживание или гибель) в природе?

В ходе изучение новой темы, мы с вами должны ответить на данные проблемные вопросы.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе» (флипчарт, страница 9 или слайд 9).

V. Изучение н/м:

А). Работа с понятиями (флипчарт, страница 10 или слайд 10):

Наследственная изменчивость

признаков у потомства.

Борьба за существование

Естественный отбор

Б). Какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов? (флипчарт, страница 11 или слайд 11).

(Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко).

В). А был ли Дарвин первым и единственным? (флипчарт, страница 12 или слайд 12).

Идеи изменяемости природы в середине XIX века прочно укоренились в научном сознании и оформились в ряд научных теорий. Ч.Дарвину принадлежит заслуга в объяснении механизмов эволюции вообще и видообразования в частности с материалистической точки зрения.

Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтверждаемых огромном количеством фактических положений. В 1858 году молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи “О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа”. Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора.

1858 г – письмо Альфреда Уоллеса

1859г – первое издание книги «Происхождение видов путем естественного отбора».

Г). Основные положения

Ч.Дарвин в своем научном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» отметил, что главной движущей силой эволюции является естественный отбор , основанный на наследственной изменчивости.

Ч.Дарвин впервые ввел в науку термин «естественный отбор».

Искусственный отбор , т.е. сохранение особей с полезными для размножения признаками и устранение всех остальных, проводит человек, ставящий перед собой определенные задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.

Дарвин высказал предположение , что в природе сходным путем накапливаются признаки, полезные только для организмов и вида в целом, в результате чего образуются виды и разновидности. В этом случае требовалось установить наличие неопределенной индивидуальной изменчивости у диких животных и растений. Кроме того, необходимо было доказать существование в природе какого-то направляющего фактора, действующего аналогично воле человека в процессе искусственного отбора.

(Флипчарт, страницы 13 - 14 или слайды 13- 14).

    Каждый вид организма способен к неограниченному размножению.

Дарвин показал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость представлена очень широко. Индивидуальные отклонения могут быть полезными, нейтральными или вредными для организма.

    Все ли особи оставляют потомство?

    Если нет, то, какие факторы сохраняют особей с полезными признаками и устраняют всех остальных?

Дарвин обратил внимание на то, что все живые организмы отличаются способностью к размножению и плодовитостью.

Живые организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство.

Например:

    аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц;

    одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр - 2 млн, лягушки - до 10 тыс. икринок;

    одна пара мышей может производить по 10 – 12 мышат до 3- 4 раз за лето;

    на одном растении мака ежегодно созревает до 30-40 тыс. семян;

    самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят, то через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн особей.

Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии . В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным.

(наследственность).

(наследственная изменчивость).

борьбе за существование.

Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их может дожить до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов, следовательно, гибнет, не достигнув половой зрелости. Причины гибели разнообразны: недостаток корма из-за конкуренции с представителями своего же вида, нападение врагов, действие неблагоприятных физических факторов среды - засухи, сильных морозов, высокой температуры и пр.

В природе происходит непрерывная борьба за существование.

Таким образом, борьба за существование - это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Главная причина борьбы за существование (по Дарвину) – несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов.

Формы борьбы за существование и естественный отбор (флипчарт, страницы 15 - 17 или слайды 15 - 17).

Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: межвидовую , внутривидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды

Используя материал параграфа 16 на страницах 68- 69 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, приложение № 1 и страницы 15- 17 флипчарта или слайды 15- 17 презентации, дайте характеристику формам борьбы за существование.

1 группа:

Внутривидовая борьба (между особями одного вида) флипчарт, страница 15 или слайд 15).

2 группа:

Межвидовая борьба (между особями одного вида (флипчарт, страница 16 или слайд 16).

3 группа:

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды (флипчарт, страница 17 или слайд 17).

Проблемные вопросы :

    Как, по вашему мнению, какую форму борьбы за существование Ч.Дарвин считал наиболее острой и почему?

    В результате этого отбора выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные. Какой это отбор? (флипчарт, страница 18 или слайд 18).

4. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи (естественный отбор ). (флипчарт, страница 19 или слайд 19) :

Естественный отбор –

Следствием борьбы за существование является естественный отбор – выживание наиболее приспособленных особей. Естественный отбор сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений. В результате особи, обладающие полезными наследственными изменениями, оставляют потомство и их численность возрастает.

Кто же выживает в этой постоянно происходящей борьбе за существование? Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков, свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей (за исключением монозиготных близнецов). В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими особями.

Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других - явление, названное Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных . При изменении условий внешней среды полезными для выживания могут оказаться какие-то иные, чем прежде, признаки. В результате меняется направление давления отбора, перестраивается генетическая структура вида, благодаря размножению широко распространяются новые признаки - появляется новый вид .

Следовательно, виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды . Движущей силой изменения видов, т. е. эволюции, является естественный отбор . Материалом для отбора служит наследственная (неопределенная, индивидуальная, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организмы (групповая, модификационная), не имеет значения для эволюции, поскольку по наследству не передается.

Д). Механизм эволюции (согласно теории Ч.Дарвина) (флипчарт, страница 20 или слайд 20).

Е). Значение учения Ч.Дарвина (флипчарт, страница 21 или слайд 21).

    объяснил возникновение приспособленности живых организмов к окружающей среде и её относительный характер.

Работа в парах

Работа в группах

Работа в парах

VI . Закрепление

А). Исправьте ошибки и объясните их (флипчарт, страница 22 или слайд 22).

    Виды, по Дарвину, в результате упражнения адаптируются к условиям среды, и все

благоприобретенные признаки наследуются.

(флипчарт, страница 23 или слайд 23).

В). Работа в группах? (флипчарт, страница 24 или слайд 24).

Г). При помощи ручки перетащи рисунки к соответствующему виду борьбы за существование? (флипчарт, страница 25 или слайд 25).

ЧП
НО
ПП

Работа в парах

Работа в группах

VII .

Подведение итогов

Выводы урока (флипчарт, страница 26 или слайд 26).

Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии;

    в борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими;

    виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды;

Оценивание работы каждого учащегося в группах по критериям.

VIII.

(Флипчарт, страница 27 или слайд 27).

Напишите эссе на тему:

IX . Рефлексия

(Флипчарт, страница 28 или слайд 28).

Оказывается …..

Меня удивило то, что…

Мне понравилось то, что…

Я задумался над тем….

Литература и Интернет – ресурсы:

    Р.Сатимбеков. Биология. Учебник для 11 класса ЕМН. Аматы, Мектеп, 2015.

    Т.Л.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва, 2014.

    Ю.И.Полянский. Общая биология. Москва, 1977.

    А.В.Пименев. Уроки биологии в 10- 11 классах. II часть. Ярославль, 2006.

    А.О.Рувинский. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов с углубленным изучением биологии. Москва, 1993.

    Г.М.Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, 1072.

    i nfourok.ru Презентация

    videouroki .net Лазебник Н.К., ГУ средняя школа № 1 города Актобе Республика Казахстан

    nashol .com ›Разработка урока›Page -14.html

    docme.ru›doc…uchenie…darvina…estestvennom-otbore…

    tvorilife.com›darvinizm.html

    uchportal .ru ›Методические разработки› Презентация Соколова Е.М., учитель биологии МОУ «Осинская гимназия»

    myshared .ru ›Дарвин и происхождение видов

    yandex.kz/images › рисунки по теме

Приложение № 1:

Межвидовая борьба (Слайд №5).

Внутривидовая борьба (Слайд №6).

В приведенных примерах межвидовых взаимоотношений напряженность борьбы между видами ослабляется тем, что, как правило, организмы имеют не один, а несколько источников питания. Например, лиса питается не только зайцами, но и мышами и птицами. У особей же одного вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Поэтому конкуренция между ними наиболее острая. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной. Например, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за право обзавестись семьей (половой отбор).

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды (Слайд №7).

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве (кроты, дождевые черви). Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся ветром в неблагоприятные местообитания и не прорастают.

Все формы борьбы за существование сопровождаются истреблением огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Просмотр содержимого презентации
«Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 11 класс.»

Учение Ч.Дарвина

о естественном отборе

« Чем больше мы познаём неизменные законы

природы, тем всё более невероятными становятся

для нас чудеса»


Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Оценка « » - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

«Сегодня просто не мой день».

Оценка « » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».

Оценка « » - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.

«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше».

Оценка « » - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.

«Всё что мог, я сделал для нашей группы»


Фронтальный опрос

1. Как вы думаете, какие достижения сельского хозяйства Англии 19 века, послужили Дарвину в качестве модели процессов, происходящих в природе?

2. Как вы понимаете понятие искусственный отбор, и какие его виды вы знаете?

3. Сравните сознательный и бессознательный отбор. В чем их сходства и различия? Ответ дополните примерами.

4. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.

5. Каковы результаты искусственного отбора? Покажите на примере вредное влияние искусственного отбора на организм.

6. Что лежит в основе работы по выведению новых сортов или пород?


Отчеты групп по творческому заданию

Вы голубевод.

В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые. Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем. Как вы решите эту проблему, руководствуясь учением Дарвина?

  • Из стаи выбираем несколько особей с наиболее выраженным

признаком - черной окраски в оперенье;

  • допускаем их к размножению и среди потомства снова провожу

отбор по желаемому признаку;

  • из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к

образованию голубей с черным опереньем.


1 группа:

«… Я могу здесь сообщить, что обратив внимание на собак всего земного шара и тщательно сопоставив все о них известное, я пришел к заключению, что приручено было несколько видов из рода Canis … . Я разводил почти все английские куриные породы, производил между ними скрещивания и исследовал их скелеты» (Ч.Дарвин «Происхождение видов»).

  • На основе данной цитаты назовите научные методы, которыми пользовался Ч.Дарвин при изучении происхождения культурных пород животных.
  • О какой форме отбора говорится в данном примере?
  • Какую роль играла изменчивость и наследственность в улучшении пород животных?

Работа в группах по заданиям:

2 группа:

Дарвин приводит пример из практики фермеров – овцеводов в Германии. В Саксонии, когда ягнята отнимались от матери, каждого ягненка по очереди ставят на стол, чтобы тщательно осмотреть его руно и форму тела. Лучшие отбираются на племя и получают первое клеймо, остальных обрекают на убой. Так поступают несколько раз, после чего лишь наилучшие по качеству шерсти бараны и овцы получают окончательное клеймо.

О какой форме искусственного отбора говорится в данном примере?

Какую роль играла изменчивость и наследственность в улучшении тонкорунной породы овец?


Работа в группах по заданиям:

3 группа:

Ч.Дарвин во время кругосветного путешествия изучил в Южной Америке тяжелую жизнь полудиких коренных жителей – индейцев, вытесненных белыми колонизаторами на о. Огненная Земля и поэтому отставших в своем культурном развитии. Дарвин про них пишет, что «дикари» во время любого голода сохраняют на племя хотя бы несколько своих лучших собак.

О какой форме отбора говорится в данном примере?

К какому результату приводил такой многолетний отбор среди собак? Почему?

Какую роль играли изменчивость и наследственность собак в сохранении и улучшении их качеств, полезных человеку?


«… Особи, обладающие хотя бы самым маловажным преимуществом перед остальными, будут иметь более шансов на сохранение и размножение своего рода. С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько- нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться истреблению. Сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживание наиболее приспособленных»

Ч.Дарвин.

  • В чем заключается, по мнению Дарвина, сущность

естественного отбора?

  • Что является причиной естественного отбора?
  • Чем определяется «судьба» особи (выживание или гибель) в

Учение Ч.Дарвина

о естественном отборе

Цель: расширить знания о естественном отборе как важнейшем факторе эволюции, раскрыть роль Ч.Дарвина в становлении эволюционной теории.


Основные понятия

Наследственная изменчивость – свойство организмов, выражающееся в появлении новых

признаков у потомства.

Борьба за существование – стремление выжить в данных условиях.

Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных к данным условиям организмов,

возможность оставить потомство и передать ему свои полезные признаки.


Какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов?

Наблюдения, сделанные Ч.Дарвином во время кругосветного путешествия.

Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко.


Эволюционная теория Ч.Дарвина

1842г – начало работы над книгой «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».

1858 г – письмо Уоллеса

1859г – первое издание книги «Происхождение видов путем естественного отбора»


Основные положения

эволюционной теории Ч.Дарвина:

1. Каждый вид организма способен к неограниченному размножению.

При этом признаки от родителей передаются потомкам (наследственность).

2. Потомки одних и тех же родителей разные (наследственная изменчивость) .


Основные положения

эволюционной теории Ч.Дарвина:

3. Нехватка жизненных ресурсов приводит к борьбе за существование.


Внутривидовая борьба

взаимоотношения между особями одного вида


Межвидовая борьба

взаимоотношения между особями разных видов




Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.

Результат – повышение приспособленности особей к условиям жизни

и образование новых видов.


Основная логика эволюционного учения Ч.Дарвина

Наследственность

Организмы отличаются друг от друга и могут передавать свои характерные особенности потомкам

Выживают наиболее приспособленные

Изменчивость

Способность организмов к неограниченному размножению

Естественный отбор

Борьба за существование

Ограниченность условий среды


Значение учения Ч.Дарвина

  • раскрыл движущие силы эволюции;
  • объяснил возникновение приспособленности

живых организмов к окружающей среде и её

относительный характер.

«Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, «Богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними».

В.И. Ульянов


Исправьте ошибки и объясните их.

  • Ч.Дарвин – выдающий русский ученый, выдвинувший теорию происхождения жизни на Земле.
  • Виды, по Дарвину, в результате упражнения адаптируются

к условиям среды, и все благоприобретенные признаки

наследуются.


Какая форма борьбы за существование

и объясните почему?


Работа в группах по заданиям

Многие сорняки, например, пырей, осот, бодяк, овсюг, угнетают пшеницу, овес и другие культурные растения. Какой отбор происходит при вмешательстве человека в жизнь сорняков?

Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, происходит ли в настоящее время отбор среди крыс и мышей, какой отбор? (Приведите примеры).

Происходит ли в настоящее время отбор среди зайцев? Если да, то какой отбор? (Приведите примеры изменчивости, полезной для зайца в его борьбе за существование).


При помощи ручки перетащи рисунки к соответствующему виду борьбы за существование?

Внутривидовая

Межвидовая


Выводы урока

Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе:

  • любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в

геометрической прогрессии;

  • в природе происходит непрерывная борьба за существование;
  • в борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи,

обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет

наиболее успешно конкурировать с другими;

  • виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды.
  • движущей силой изменения видов является естественный отбор.

Домашнее задание:

Параграф 16

Напишите эссе на тему:

«Существует ли естественный отбор у человека?»


Рефлексия

Допишите фразы и по желанию зачитайте их.

Оказывается …..

Меня удивило то, что…

Мне понравилось то, что…

Я задумался над тем….



  • Р.Сатимбеков. Биология. Учебник для 11 класса ЕМН. Аматы, Мектеп, 2015.
  • Т.Л.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва, 2014.
  • Ю.И.Полянский. Общая биология. Москва, 1977.
  • А.В.Пименев. Уроки биологии в 10- 11 классах. II часть. Ярославль, 2006.
  • Ю.И.Полянский. Общая биология. учебник. Москва, 1977
  • А.О.Рувинский. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов с углубленным изучением биологии. Москва, 1993.
  • Г.М.Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, 1072.
  • infourok . Ru Презентация
  • Videouroki.net Лазебник Н.К., ГУ средняя школа № 1 города Актобе РК
  • nashol . com ›Разработка урока› Page -14. html
  • docme.ru›doc…uchenie…darvina…estestvennom-otbore…
  • tvorilife.com›darvinizm.html
  • uchportal . ru ›Методические разработки› Презентация Соколова Е.М., учитель биологии МОУ «Осинская гимназия»
  • myshared . ru ›Дарвин и происхождение видов
  • yandex.kz/images›рисунки по теме