Биографии Характеристики Анализ

Римская поэзия. Поэзия и проза древнего рима

Римская литература возникла под греческим влиянием ещё в III веке до нашей эры. А прославил её величайший оратор, писатель и философ Цицерон. Стоит отметить, что он был не только выдающимся оратором и писателем, но и видным государственным деятелем. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н.э. Современниками Цицерона в то время были такие великие римские поэты как Лукреций и Катулл.


Лукреций был автором философской поэмы«О природе вещей», которая полностью раскрывала понятие теории эволюции. Полное имя поэта– Тит Лукреций Кар. Родился он в 98 году, но подробности его жизни не известны. Возвращаясь к поэме, хочется отметить, что она является не только философским трактатом, «приправленным» поэзией, но и подлинным художественным произведением, открывающим своим чётким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе.


1. Обращение к богине Венере «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судьбоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят» 2. Вселенная – безграничное пространство, по которому носятся атомы. …Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем…


3. Когда мы есть- смерти нет, и наоборот. …И потому вещество, состоя из плотного тела, Может быть вечным, хотя разлагается всё остальное. Далее, если б нигде никакой пустоты не встречалось, Плотным являлось бы всё; и напротив, коль тел бы известных Не было, чтобы заполнить места, что они занимают, Всё б оказалось тогда и пустым, и порожним пространством, Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство. 4. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. …Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.


5. О происхождении мира. 6. Объясняет явления природы Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери. Твердой рукою никто не работал изогнутым плугом, И не умели тогда ни возделывать поле железом, Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких Острым серпом отрезать отсохшие старые ветки. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает В силу того, что, летя высоко в пространствах эфира, Тучи сшибаются там под натиском ветров противных. Ведь не доносится звук из части безоблачной неба, Там же, где тучи, толпой собравшись, сплотятся, оттуда Чаще всего раздаются раскаты громовых ударов…


Гай Валерий Катулл- родился в 57 году, а умер примерно в 54 году. Родился поэт в Вероне. О жизни поэта также ничего не известно, но кое что можно узнать из его произведений. Например, он был любовником замужней женщины по имени Лесбия, по- крайнее мере так он называл её в своих лирических произведениях. Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей: 1)Большие произведения в «ученом» стиле; 2)Мелкие стихотворения, «шутки; 3)Стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии).


Стихи: лирическая сила; простота, простонародность; использовал ругательства; Искренность; сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям; обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах. Поэмы: хорошо знал литературу греков Был последователем Каллимаха, противником классического искусства


Альбий Тибулл (1-й век до н.э.) – считался одним из наиболее известных поэтов периода расцвета Римской литературы. О жизни поэта можно узнать из его художественных произведений. Исходя из описания деревенской жизни в его художественных произведениях, можно сделать вывод, что он родился в сельской местности. Семья поэта жила в достатке, но при распределении земли ветеранам ничего не получила. (41 г.до н.э.)


Большинство произведений Тибулла были на тему любви. Содержание этих произведений легче понять т.к. оно построено на чувствах, эмоциях и желаниях поэта. Некоторые из них посвящены девушке по имени Немезида, которую Альбий любил до самой смерти. Поэт ушёл из жизни совсем молодым, но его художественные произведения сохранились до наших дней и выпускаются под названием Элегии.


Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) Вергилий Марон Публий – был одним из самых значительных поэтов Древнего Рима, так как именно он открыл новый вид эпической поэмы. Родился поэт в небогатой семье. Уже с 16-ти летнего возраста он начал создавать маленькие стихотворения, наиболее достоверное из которых – Culet.


Гай Луцилий (родился около 180 г. до н. э) Луцилий Гай – римский поэт и сын крупного рабовладельца. Родился в области Кампань, недалеко от Неаполя. Любовь к поэзии появилась ещё с самых ранних лет. В своих произведениях Луцилий затрагивал тему религии, политики и философии. Умер поэт в 102 г. до н. э.


Гораций (65 8 до н. э.) Гораций Квинт Флакк в 42 году был поклонником Брута, ярого республиканца. Это побудило его войти в сражение при грандиозной филиппинской битве. После проигранного сражения он возвращается в Италию. Потеряв всё свое состояние и полностью разорившись, Гораций решает стать писателем. Его творчество начинается с «Сатиров» и «Эподов». Первая книга посвящена любимым философским беседам Горация. Вторая книга содержит занимательные письма в литературном жанре. Также Гораций писал лирические произведения, которые ещё называл одами. В некоторых поэт рассказывает о своих любовных романах, а в некоторых восхваляет Августа и его подвиги.


Петроний Арбитр (родился примерно в 14 году– умер в 66 г.) Петроний Арбитр - древнеримский писатель, а также автор романа «Сатирикон». Его имя «звучит» во всех частях романа. О нём отзывались и писали изречения многие деятели. Все эти отзывы подтверждали существование писателя, но не давали подробностей его жизни.



Литературное творчество поэтов, создание образцов латинской прозы оказали самое благоприятное влияние на разработку римского права. Юристы использовали достижения римской прозы, и именно в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, которым написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. Вашему вниманию предлагаются сведения лишь о некоторых римских писателях и поэтах.

Вергилий Марон, Публий (70 -19 до н. э.) Литературная деятельность началась в Риме. Он пишет эпиграммы и эпические поэмы. В Риме Вергилий знакомится с Меценатом, сподвижником и дипломатом императора Октавиана Августа (63 до н. э. – 14 н. э.). В честь Мецената Вергилий сочинил дидактическую поэму о земледелии, о мирной сельской жизни. Вершиной его поэтического творчества была «Энеида» , в которой он прославлял мощь римской империи и Августа. Поэма оказала глубокое влияние на всю последующую римскую и западноевропейскую литературу.

Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) Император Август – одна из наиболее значительных фигур в истории Древнего Рима. Его законодательная деятельность была направлена на совершенствование государственной и судебной систем, укрепление института римской семьи и нравственных устоев римского общества. Август вступил на политическую арену в качестве приемного сына и наследника Цезаря. Он был единоличным правителем государства, в его руках была сосредоточена высшая военная власть. Международная политика Августа была направлена на укрепление авторитета Рима, на отказ от новых завоеваний. Это способствовало стабилизации, столь желанной после эпохи гражданских войн. Время правления Августа было ознаменовано также расцветом искусств.

Гай Цильний Меценат (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Гораций Флакк, Квинт (65 -8 до н. э.) Получил блестящее образование в школах Рима. Поэзия Горация – образец классического изящества словесного выражения. Влияние его на последующее развитие культуры было огромно. Его творчеством в России интересовались Державин, Батюшков, Дельвиг, Аполлон Майков, другие русские поэты.

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 -96) Теоретик красноречия, первый из риторов, принятый на государственную службу, гордость Рима. К старости был назначен наследником престола. Автор трактата «Воспитание оратора» (12 книг - самый большой из сохранившихся античных трудов по риторике). Квинтилиан утверждал, что основные цели воспитания оратора – нравственность и вкус. О нравственности надо заботиться с младенчества, а вкус развивать на классических образцах. Главный образец – Цицерон: «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах» .

Писчим материалом в античности были папирус, пергамент, и навощенные таблички, буквы на которых процарапывались так называемым стилем – заостренной тростниковой палочкой. Для кратких официальных надписей использовался твердый материал. (см. на следующем слайде) Все римские литературные памятники дошли до нас в средневековых рукописях, причем значительное количество сочинений римских авторов безвозвратно погибло.

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 – папирусный свиток; 4 – чернильницы и перьевая ручка

Ливий Тит (59 до н. э. – 17 н. э.) Писатель-историк. Написал 142 книги, но сохранились только некоторые «декады» (десятикнижия и более поздние краткие обзоры его истории «от основания города» (Рима). Тит Ливий рассматривал историю как «учительницу жизни» (magistra vitae). Он замечательный рассказчик и великолепный оратор. Если его современник Вергилий был творцом «Энеиды» - римской истории в стихах, то всю историю Ливия можно назвать живописной эпопеей Древнего Рима в прозе.

Лукреций Кар (ок. 96 -55 до н. э.) Римский поэт-философ эпохи гражданских войн. Поклонник философии Эпикура, Лукреций в дидактической поэме «О природе вещей» популяризирует его идеи. В первых трех книгах излагается учение об атомах. Четвертая посвящена теории познания, пятая – астрономии, геологии и истории человеческой культуры. В шестой книге объясняются различные явления природы, а заканчивается поэма описанием эпидемии в Афинах V в. до н. э. В Лукреции современному читателю созвучно живое ощущение природы, вера в человека, в его разум в прогресс человечества

Овидий Назон, Публий (43 до н. э. – 18 н. э.) Для потомства Овидий остался третьим членом великого поэтического триумвирата античности: Вергилий, Гораций, Овидий. Он был певцом человечности и человечества. Каждая эпоха училась у него гуманизму на свой лад. Для средних веков он был наставником практики куртуазного вежества и теории мирового сродства. В феодально- рыцарской поэзии трубадуров Овидий – образец певца любви. Для Возрождения и классицизма творчество Овидия – источник норм галантного поведения и неисчерпаемый источник занимательных историй.

Плиний Младший, Гай Цецилий Секунд (ок. 61 – ок. 114) Был учеником теоретика красноречия Квинтилиана. Отличаясь ораторскими способностями, он прошел всю лестницу государственных должностей. При императоре Траяне он стал консулом. «Панегирик Траяну» - единственная сохранившаяся речь Плиния Младшего. Его идеалом в образе жизни и в литературных занятиях был Цицероновскими были оба жанра, которым Плиний Младший посвятил свою жизнь, - судебные речи и письма (10 книг).

Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Прозаические сочинения Сенеки включают 12 книг небольших философских трактатов и большой сборник писем на моральные темы к молодому другу – философу Луцилию. Здесь он выказал виртуозное словесное мастерство. Кроме философской прозы, из сочинений Сенеки сохранились девять трагедий: «Безумный Геркулес» , «Медея» , «Эдип» и др. Его трагедии – это произведения для чтения, а не для постановки. Сенеку почитали наравне с Сократом. Он овладевал душами и заставлял себе подражать вольно или невольно от «Исповеди» Августина до драм Шекспира.

Тацит Публий Корнелий (ок. 54 – ок. 123) Получил очень хорошее литературное образование и стал видным судебным оратором. Две основные работы Тацита («История» и «Анналы») проникнуты обвинением против тиранического режима империи. Его исторические сочинения отличаются глубиной психологического анализа, красотой описаний и характеристик. Тацит был именно римским историком: Рим, римский сенат и народ – вот объекты его внимания. Тацит получил высокую оценку своих современников.

Федр (ок. 15 до н. э. – 70 н. э.) По происхождению был рабом. Основной жанр его творчества – басня. Он перелагает в латинские стихи греческие басни легендарного Эзопа и сочиняет новые по их образцу. Сохранилось 120 басен Федра. Он ценил в басне не изложение, а мораль. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном. В России некоторые сюжеты его басен использовал Крылов.

Цезарь Гай Юлий (100 -44 до н. э.) Политический деятель, полководец, писатель. Он находил время для теоретических проблем латинского языка. Основные труды – «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» (события 49 -43 гг. до н. э.). В «Записках» речи персонажей передаются Цезарем преимущественно в косвенной форме, о себе он пишет в третьем лице, чтобы произвести впечатление большей объективности повествования. Простота, четкость, ясность стиля, ограниченный до минимума запас слов способствовали тому, что в Новое время Юлий Цезарь стал первым «гимназическим» автором.

Цицерон Марк Туллий (106 -43 до н. э.) Получил общее и риторическое образование. Блестящие ораторские способности помогли ему добиться государственных должностей. Цицерон был просвещеннейшим человеком эпохи, гениальным оратором и талантливым писателем. Сохранилось 58 его речей, 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем. Наиболее известны «Письма к Аттику» . В Теории красноречия Цицерон отстаивает идею гармонии словесного выражения и содержания. Отличительные черты ораторского искусства самого Цицерона – не только глубина знания, но и музыкальная периодичность, ритмичность; тщательный отбор стилистически нейтральных слов. Для Европы он стал воплощением гуманизма республиканской античности. В Риме его читали в школах, писали комментарии к его речам.

Общеизвестны цитаты Цицерона: История - свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. В трактате «Об ораторе» (De Oratore II). Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. - В трактате «Об ораторе» Письмо ведь не краснеет. - В письме Луцию Лукцею. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. - Из речи в защиту Клуенция.

Таким образом, литературный латинский язык развивался благодаря творчеству римских писателей и поэтов и на протяжении нескольких столетий оставался языком науки, юриспруденции, богослужения, дипломатии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Развитие лирической поэзии Древнего Рима тесно связано с общественными процессами, а именно с падением римской республики и установлением империи. В середине I в. до н.э. появилась новая литературная школанеотерики . Литературным образцом для нее была поэзия расцвета греческой классической лирики и александрийская поэзия. Определяющим в художественном миросознании неотериков было неприятие окружающего мира, официального общества и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений. Новым в их поэзии было то, что личные переживания поднимались до высот гражданской жизни. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в разрозненных фрагментах или упоминаниях. Единственное исключение – сборник стихов Гая Валерия Катулла . В нем содержится 116 стихотворений. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта. Утверждается особая ценность человеческой личности, и герой поэзии Катулла предстает и человеком и гражданином одновременно в равной мере. При этом утверждение нового идеала идет через отрицание ранее существующего. Любовь у Катулла представлена в том же ракурсе, и для его героев она означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Любовь Катулла совмещает чувственные радости и духовное общение, нежность и долг. В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

Красота, и прежде всего женская, - особая тема произведений Катулла. Впервые в римской литературе компонентами идеала красоты становятся «привлекательность», «утонченность», «изящество».

Единственное сохранившееся застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин. Поэт оставил без перевода одну строчку стихотворения, в котором Постумия сравнивалась с пьяной виноградной ягодой. Это сравнение показалось, по-видимому, поэту труднопереводимым.

Таким образом, в творчестве Катулла совершаются три величайших для римской литературы события: появление качественно нового героя, сочетающего в себе человека и гражданина; познание и исследование частной жизни, быта, отношений; открытие сложного мира человеческих чувств в их противоречии и единстве. С поэзией Катулла в римскую литературу вошли все метры греческой лирики, при чем многие были применены впервые.

Октавиан Август в позе Юпитера

Дальнейшее развитие поэзии в Риме было связано с утверждением власти Октавиана Августа, провозглашением принципата (начальная стадия империи I в. до н. э. – I в. н. э.) и формированием литературных кружков. В них блистали Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций и другие поэты.

Гораций . Первыми произведениями поэта были эподы - ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией. Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде. В течение 30-х годов Гораций опубликовал два сборника сатир. Свои сатиры он сам называл беседами (sermones), как бы подчеркивая, что основным в них является изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости. В сатирах обсуждаются различные моральные вопросы: вред честолюбия и невежества, глупость тщеславия, тщетность алчности, выдвигается требование снисходительности к недостаткам друга, прославляется скромный и умеренный образ жизни.

Памятник я воздвиг, меди прочнее он,

Выше, чем гордый столп царственных пирамид.

Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь

Не разрушат его. Неисчислимый ряд

Лет над ним пролетит и пробегут века.

Нет! Не весь я умру. Лучшая часть меня

Похорон избежит. Слава моя цвести

Будет вечно, пока в Капитолийский храм

Жрец восходит и с ним дева молчащая.

Скажут я родился там, где Ауфид 10 шумит,

Там, где некогда Давн 11 в бедных водой полях

Правил сельской страной - царь из ничтожества!

Первый я перевел песнь эолийскую

На италийский лад. Будь же мною горда!

Лавром торжественным, о Мельпомена, мне

Ты увенчай главу с лаской заслуженной.

В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами. Гораций следует за древнегреческими поэтами - Алкеем, Сапфо, Анакреонтом. Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами. Он пишет об этом в знаменитой оде к Мельпомене, вдохновившей Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Оды разнообразны по темам. Среди них - любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры. В отличие от лирики Катулла, бедной образами, но богатой эмоциональным содержанием, поэзия Горация блещет искусно нарисованными картинами, отточенными мыслями, тонкой иронией и глубокими обобщениями. Автор при этом сохраняет позу наблюдателя, фиксирующего настроения действующих лиц и дающего свои заключения. Образы и мотивы древнегреческой лирики: пир, перипетии любви, призыв к наслаждению перед лицом грозящей смерти и другие - служат созданию стилизованного поэтического мира с несколько условными персонажами и чувствами.

В 17 г. до н.э. в Риме торжественно справлялось празднество "обновления века", которое знаменовало окончание гражданских войн и начало новой, счастливой эры. Горацию было поручено составление праздничного гимна. В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает начало нового века. Гимн написан в торжественном стиле культовой песни. В это время Гораций становится признанным поэтом, и Октавиан Август настаивает на том, чтобы он прославил в своих стихотворениях его государственную деятельность.

В "Науке о поэзии" Гораций предстает как теоретик римского классицизма. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь с практическими советами к своим читателям, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами. Гораций требует от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призывает выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.

Творческая деятельность Горация имела большое значение для истории римской литературы. Однако его слава в античные времена не могла сравниться с популярностью Вергилия. В средние века его усиленно читали. Однако интерес к нему как к лирическому поэту принял широкие размеры лишь в эпоху Возрождения. Его поэзия сыграла большую роль в становлении лирики нового времени. Отдельные положения своеобразной горацианской философии (так называемая "горацианская мудрость") часто встречаются во французской лирике XVIII - начала XIX вв., проникают они и в русскую поэзию. Горацианские мотивы используют Ломоносов, Державин, Дельвиг и Пушкин.

В то же время, когда развертывается поэтическая деятельность Вергилия и Горация, возникает и развивается в Риме своеобразный жанр любовной элегии. Представителями этого жанра были Галл, Тибулл, Проперций и Овидий. Центральной темой их поэзии становится любовь. Именно в мире любовных переживаний находят они главное содержание жизни. К принципату римские элегики относятся критически. Проперций и Овидий высмеивают изданные Октавианом Августом законы о браке, выражают презрение к государственной деятельности и военной службе. Тибулл игнорирует политические события, не упоминает даже имени Октавиана. В своих элегиях эти поэты создают особый мир, противопоставленный официальному миру. Они требуют уважения и внимания к чувствам, которые до сих пор не играли центральной роли в творчестве римских поэтов. Они используют при этом мотивы и образы античной любовной поэзии, видоизменяя их и как бы пропуская сквозь призму авторского восприятия. В центре элегии - личность самого автора, всегда описывающего собственные переживания, события своей жизни. Субъективный характер римской элегии отличает ее от повествовательной любовной элегии на мифологические темы, которую культивировали древнегреческие и эллинистические поэты.

От Тибулла до нас дошло несколько элегий, которые трогают искренностью чувств, нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека. Тибулл прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Проперций оставил четыре книги элегий. Он певец страстной любви, видящий в ней цель жизни. В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". В творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.

Овидий был одаренным оратором, хотя и не любил речей, в которых требовались строгая логика и юридическая аргументация. Овидия привлекали речи, в которых можно было дать психологические характеристики действующих лиц, поставленных в какое-нибудь необычное положение. Речь Овидия, по мнению Сенеки, напоминала стихотворения в прозе (solutum carmen). Блестящий поэтический талант и влечение к литературному творчеству очень рано проявились у этого выдающегося поэта.

Первым литературным трудом Овидия был сборник любовных элегий. Опираясь на поэзию своих предшественников, используя традиционные мотивы римских элегических поэтов, Овидий создает элегию нового типа, далекую от романтически приподнятой элегии своих предшественников. Овидий прочно стоит на почве реальности, с живым интересом относится к окружающему, наделен меткой наблюдательностью и остроумием. Ему представляются достойными поэтического изображения те стороны жизни, которых избегали прежние элегические поэты. Он смело ведет своих читателей в римский цирк, где во время представления юноши знакомятся с девушками.

Поэт поучает ревнивого супруга и дает советы влюбленному, как лучше обмануть мужа своей любимой. Овидий подтрунивает над брачными законами Октавиана Августа, смеется над богатым и тупым претором, который имеет успех у его Коринны. Обыденные чувства человека и картины окружающей жизни становятся в поэзии Овидия объектами изображения. Шутка, смех, ирония впервые так широко проникают с его элегиями в римскую лирическую поэзию, определяя основной тон любовных стихотворений молодого поэта.

Представитель младшего поколения периода принципата, не прошедшего через огонь гражданских войн, Овидий с готовностью принимает те блага мира и культуры, которыми характеризуется начальный период римской империи. Ему чужды мучительная борьба, поиски жизненной позиции, которые были характерны для поэтов предшествующего поколения. Внимание Овидия привлекает внутренний мир человека. Однако он не строит сложной системы взаимоотношения человека с окружающей действительностью, как это делали поэты предшествующего периода (Вергилий и Гораций). Но в традиционном жанре любовной элегии этот новый подход Овидия к своим героям не получил полного воплощения. Лишившись главного - глубоко серьезного отношения к своей теме, элегия Овидия превратилась в остроумную шутку, изящную лирическую миниатюру. Бытовая реальность, повседневная жизнь в этом жанре могла, естественно, найти лишь ироническое, шутливое воплощение. От любовных элегий поэт переходит к жанру лирического послания на мифологические темы. "Героини" (или "Послания героинь") - это стихотворные письма героинь мифа к покинувшим их мужьям и возлюбленным. С посланиями обращаются Пенелопа, Брисеида, Деянира, Медея, Федра, Ариадна, Дидона и др. Рисуя образы, широко известные римскому читателю и имеющие многовековую традицию в античной художественной литературе, Овидий по-новому освещает душевную жизнь своих персонажей. Послания напоминают риторические свасории, речи, вложенные в уста исторических или мифологических персонажей, которые произносились в риторических школах. Героини Овидия владеют всеми приемами ораторского искусства, сочетая в своих письмах риторические фигуры с лирическими излияниями. Послания однообразны по теме, так как все героини находятся в одинаковом положении - в разлуке со своими возлюбленными. Одни и те же мотивы встречаются в письмах разных героинь (жалобы на одиночество, ревнивые подозрения, воспоминания. о прошлом, просьба о возвращении и т.д.). Искусство поэта проявляется в умении варьировать сходные мотивы, в стремлении придать каждому образу своеобразные черты, отличающие его от других. Вместе с тем Овидий как бы сводит свои персонажи с мифологических пьедесталов, приближая их к обыденному облику современных ему римских женщин. Для этого он вводит в послания ряд штрихов и метких деталей, свидетельствующих о глубоком интересе поэта к окружающей жизни.

Первый период творчества Овидия заканчивается двумя шутливо дидактическими поэмами: "Искусство любви" (Ars amatoria) и "Средства от любви" (Remedia amoris) , 1 г. до н.э.- 1 г. н.э. Поэма "Искусство любви" - одно из самых блестящих по остроумию и формальному совершенству произведений молодого Овидия. Поэт пародирует в ней ученые руководства, в частности руководства по риторике. Он составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюбленный юноша в своих взаимоотношенях с любимой женщиной. Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела: "Нахождение предмета любви", давая советы, как и где найти подходящую возлюбленную. Вторая часть поэмы посвящена тому, как завоевать любовь, третья как ее сохранить. В произведение вводятся многочисленные бытовые зарисовки, изящные мифологические рассказы, шутливые рассуждения на моральные темы.

Поэма вызвала недовольство блюстителей нравственности вольностью тона и откровенной смелостью отдельных картин. Тогда Овидий составил другое произведение на прямо противоположную тему - "Средства от любви". В этом небольшом по объему произведении он советует заниматься сельским хозяйством или государственной деятельностью, отправиться в далекое путешествие и т. п., для того чтобы исцелиться от любовного чувства. Поэма также носит шутливый характер и полна остроумия.

В период расцвета своего поэтического дарования Овидий переходит к созданию больших произведений на мифологические темы. Он одновременно пишет две поэмы: "Метаморфозы" и "Фасты". "Метаморфозы " - эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни, источники, светила и т.д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Римский поэт использовал многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства. Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили поэме Овидия широкую популярность в древнее и новое время. С античной мифологией в увлекательном изложении Овидия читатель нового времени знакомился обычно по этой широко известной и любимой уже в средние века поэме. Многие рассказы дали материал для многочисленных литературных произведений, опер, балетов и картин.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий пишет и другую поэму, "Фасты" (Календарь). В поэме "Фасты", написанной элегическим дистихом, рассказывается о происхождении отдельных римских обрядов, празднеств и церемоний. Здесь несколько иной стиль повествования (хотя мифологии также уделено много места), больше бытовых подробностей, и самый тон повествования проще, лиричнее и эмоционально насыщеннее, чем в "Метаморфозах".

Овидий посвятил свою поэму Октавиану Августу и уделил особое внимание в ней празднествам, связанным с императорским домом. Совершенно неожиданным явилось для него грозное распоряжение Октавиана о высылке его из Рима на побережье Черного моря в город Томы (близ нынешней Констанцы в Румынии) в 8 г. н.э. Овидий жалуется в своих "Скорбных элегиях" на тяжелые условия жизни в этих местах, на отсутствие книг, на изнуряющие его болезни. В изгнании им было написано 5 книг "Скорбных элегий ", 4 книги "Посланий с Понта" . Только поэзия скрашивает жизнь изгнанника.

Овидий гордился созданными им произведениями и не раз подчеркивал в "Скорбных элегиях", что они будут жить века и читаться всеми народами. Действительно, он был одним из самых популярных поэтов Рима в средние века и в новое время. "Искусство любви" вдохновляло многих поэтов средневековья и Возрождения. "Метаморфозы" стали неисчерпаемой сокровищницей мифологических преданий для многих поколений. Овидий глубоко оригинален, его создания блещут поэтической выдумкой и вместе с тем полны интереса к жизни, которую он умел изображать щедро и красочно. Произведения этого крупнейшего художника Древнего Рима не утратили своего значения и в наши дни.

В начале нашей эры лирическая поэзия не пользуется популярностью, в произведениях господствует практическая мораль, пропаганда философских идей, стремление сблизить ритмическую прозу с ритмической поэзией. У поэтов наибольшую популярность получают эпиграммы (Марциал) и сатиры (Ювенал). Марциал известен эпиграммами, которые он посвятил изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Он во многом следовал Катуллу, используя его размеры. Сатиры Ювенала первоначально имели резко обличительный характер, критикуя распущенность, развращенность нравов империи. Автор сосредоточился на вырождении некогда знатных родов, моральном падении семьи, на безграничной власти денег, беспутстве одних и нищенской жизни других. Позднее Ювенал уже не столь критичен, но оценивает жизнь в более спокойном тоне, тон поздних сатир – примиренческий.

Таким образом, достижения поэтов Древней Греции и Рима заложили основу для развития европейского лирического творчества.

Древний Рим

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.


Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал плавтовским пьесам долгий успех у римской публики.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима Вергилий читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники; среди них щегольски одетый, осанистый Меценат, покровитель и друг Вергилия. Остальные присутствующие - поэты, ораторы, ученые, любители искусств. Между ними друг Вергилия поэт Гораций - плотный, бодрый, раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий - тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл, молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций, «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

Вергилий высок, крепок, у него грубое, загорелое крестьянское лицо. Слегка жестикулируя, медленно произносит он стих за стихом. Иногда он смущенно обрывает чтение на середине фразы: поэма еще не отделана, в ней есть начатые и неоконченные строки.

Что же это за поэма и почему с таким вниманием и восхищением встречают ее собравшиеся?

Рим был мировой державой, его власти подчинялось все Средиземноморье. Но литературы, достойной своего могущества, он еще не имел. Римлянам некем было гордиться так, как греки гордились Гомером и Эсхилом. У римлян были лишь старинные комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», замечательные по страстности и силе чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это были только подступы к великому делу - созданию классической национальной римской поэзии. Свершение этого дела выпало на долю поколения Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций были свидетелями того, как погибала в Риме республика и утверждалась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Они не были придворными льстецами. Прославляя в своих произведениях Августа, они славили в его лице величие Рима.

Лучшим из классических произведений римской поэзии была «Энеида» Вергилия.

Когда-то римляне сложили миф о том, что их предком был троянец Эней, сын богини Венеры, приплывший в Италию после падения Трои. Они хотели показать, что история их народа восходит к той же глубокой древности, что и история греков. Этот миф и положил Вергилий в основу «Энеиды».

В поэме повествуется о том, как корабли Энея, спасшись от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская царица Дидона возводит свой город Карфаген. Ласково принятый Дидоной, Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами сел на суда, чтобы плыть к неизвестной земле, где, по велению оракула, они должны были основать новый город, и о том, какие бедствия пришлось испытать им в далеком пути.

Дидона и Эней полюбили друг друга.

Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов Меркурий. Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает от Карфагена. Не в силах вынести разлуку, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и, наконец, достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пещеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам еще придется выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем будет заложен заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги

родится Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий будет прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август.

Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и прославление Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем. Вот что вещает Энею тень его отца Анхиза:

Будут другие ковать оживленную медь совершенней,

- Верю, - и будут ваять из мрамора лики живые,

Лучше защиту вести на суде, и движения неба

Вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут.

Твой же, Римлянин, долг - полновластно народами править;

В этом искусства твои: предписывать мира законы,

Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных.

(Перевод Ф. Петровского.)

«Энеида» стала национальным эпосом римского народа. Император Август мог считать, что главное в поэме - восхваление его мифических предков, но простой народ любил «Энеиду» за ее высокий патриотический пафос, понятный и близкий каждому. «Энеиду» изучали в школах, отрывки из нее помнили наизусть всю жизнь. Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо, полюбившимися некогда случайному прохожему. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя поэты Возрождения (см. ст. «Возрождение») и эпохи классицизма (см. ст. «Классицизм во Франции» и «Русская литература XVIII в») подражали творению Вергилия в своих «Лузиадах», «Франсиадах» и «Россиадах».

Вергилий создал классический римский эпос, его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков и призывал современников быть достойными отцов; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Его лирику брали за образец поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания-поэзии. Среди них заключительное стихотворение его «Од» - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид.

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не сокрушит…

(Перевод А. А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Произведения Вергилия написаны торжественным, высоким слогом. С первого раза он может показаться непривычно тяжелым; но чем больше вы будете вчитываться в эти стихи, тем больше красот откроете в них.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию.

Наиболее значительное произведение Овидия - большая поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось богатейшее собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Низвергается с солнечной колесницы сын бога солнца Фаэтон, не совладав с конями своего отца; обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность потерявшая всех своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса, который не сумел оценить искусства бога Аполлона; скульптор Пигмалион, изваяв статую прекрасной девушки, воспламеняется любовью к ней, и статуя оживает… Все эти рассказы сплетаются в единое связное повествование. Для последующих поколений «Метаморфозы» стали неисчерпаемым источником мифологических сюжетов.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Добродушный и легкомысленный, он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город. Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании, создав на чужбине свой последний сборник «Печальные элегии».

Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов об античном поэте» вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Имел он песен дивный дар

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .