Биографии Характеристики Анализ

Сигнал тревоги над страной подкрался враг автор. План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Стихи А.Л.Барто о войне

Дело в том, что знакомить детей с понятием войны, повествуя при этом о ее кровавом смысле и ужасающей политической подоплеке, о ее жертвах и героях, причинах и последствиях – очень тяжело и сложно. Маленьким детям нередко бывает тяжело понять, что заставляет людей убивать друг друга, ведь их постоянно учат гуманности и добру, сочувствию и сопереживанию не только своим близким людям, но и вообще всем, кто живет на этой земле. И вдруг – война... Защита своего Отечества от оккупантов, борьба против противника не на жизнь, а на смерть, уничтожение сотен тысяч солдат – эти зловещие картины предстают перед ребенком, который знакомится с войной по учебникам и фильмам. Несколько иначе подходят к процессу изображения ужасов военного времени – поэты и писатели, они акцентируют внимание лишь на некоторых эпизодах этого масштабного явления, создавая рассказы и стихи о войне для детей. Но то, как четко и сильно они это делают, позволяет в небольших и, казалось бы, незначительных случаях и моментах увидеть огромное зарево войны. Мне в этом отношении нравятся стихи Агнии Барто

МОЙ БРАТ УХОДИТ НА ВОЙНУ

Мой брат уходит на войну.
Что мне сказать ему?
Ему я руку протяну,
Его я обниму.
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих.
1941
(А. Барто)

Сигнал тревоги Над страной:
Подкрался враг, Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

В дни войны

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)

Стихи о войне для детей – прекрасные и поучительные образцы поэтического творчества, которые не только демонстрируют войну без прикрас, но и заставляют читателей искренне ценить мир, который у них есть, ведь в свое время именно их прадеды завоевали право на счастливое будущее ценой своих жизней и здоровья.

По материалам из интернета

65 лет со дня Великой Победы

Урок внеклассного чтения

в 3 классе

по теме «Стихи А. Л. Барто о войне»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ Степной СОШ Таловского района

Воронежской области

Устинова Белла Анатольевна

Тема: Стихи А. Л. Барто о войне.

Цели: I. Познакомить с творчеством А. Л. Барто, её стихотворениями о

Войне.

II. Воспитывать патриотизм, уважение к героям и участникам Великой Отечественной войны; гордость за героическое прошлое нашей Родины.

III. Развивать познавательный интерес, речь, творческое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Введение в тему

III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя.

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. С началом Великой Отечественной войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород". В этой поэме нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, бережная защита народом и государством детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражены в стихах этого раздела 2. Чтение учащимися стихов А. Барто о войне.

В дни войны 1

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет. (1942)

Учитель: Как вы поняли выражение «Глаза, как два померкших огонька»?

Почему у семилетней девочки были такие глаза?

Мы врага отбросим 8

Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

Учитель: С кем сравнивает автор врагов? Как вы понимаете выражение «фашистов черная орда»?

Это стихотворение Агнии Львовны напечатано в газете «Комсомольская правда» 25 июня 1941 года, в самом начале войны. Страна переживала самые тяжелые дни. Какие слова выражают глубокую веру в победу над ненавистным врагом?

Воевали не только мужчины. Юные девушки добровольцами уходили на фронт. Многие были санитарками. Выносили, рискуя своей жизнью, с поля боя раненых бойцов. Родные с большим волнением ждали вестей с передовой.

Наташа 2

Почтальон проходит мимо

И стучит не в нашу дверь.

Почтальон проходит мимо,

Мы не ждем его теперь.

Наш учитель от танкиста

Получил письмо вчера.

Только нам не пишет с фронта

Наша старшая сестра.

Но сегодня на рассвете

Вдруг соседи будят нас

И читают нам в газете

Напечатанный указ.

Там написано, в указе,

Кто получит ордена,

Там сестра моя Наташа.

Может, это не она?

Говорят соседи маме:

Ну конечно, ваша дочь.

Тут не может быть ошибки,

И фамилия точь-в-точь.

Вслух сама читает мама:

- «В марте, первого числа,

Молодая санитарка

Двадцать раненых спасла».

Мама плачет отчего-то,

Младший брат кричит: - Ура!-

Молодец сестра Наташа,

Наша старшая сестра!

Вдруг я вижу почтальона.

Я кричу ему в окно:

Вы не в пятую квартиру?

Писем не было давно!

На звонок выходит мама,

Отворяет дверь сама.

Почтальон дает ей сразу

От Наташи три письма.

Учитель: Тяжелые испытания пришлось пережить тем, кто оставался в захваченных фашистами селах и городах. Жестокость гитлеровцев не знала предела. Они сжигали дома, не щадили и самих жителей. Вот какую жизненную историю рассказала нам А. Л. Барто.

Какие чувства испытывает герой стихотворения «Мне не забыть», вспоминая гибель своей матери?

Мне не забыть 3

Приехал издалека я,

Приехал я с войны...

Теперь учусь на токаря,

Нам токари нужны.

Теперь стою я

За станком

И вспоминаю мать,

Она звала меня

Сынком

И теплым,

Клетчатым платком

Любила укрывать.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Учитель:

Я слышал крик ее

Вдали...

Братишка был

Еще живой,

Он бился,

Звал отца,

Штыком

Фашистский часовой

Столкнул его

С крыльца.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Мелькнул платок ее

Вдали…

Стихотворение «У памятника Зое» посвящено партизанке Зое Космодемьянской, которая была жестоко казнена фашистами. Перед казнью Зою пытали, босой выводили в лютый мороз на улицу, но девушка не выдала своих товарищей, даже своего имени не сказала. Она назвалась Таней. Не сразу узнала страна настоящее имя героини.

У памятника Зое 4

Заворковали в городе

Голуби, голуби...

На улице жара,

Сады, недавно голые,

Цветут - пришла пора!

В цветах Ново-Девичье,

Тут слышно пенье птичье

С утра и до темна -

Весной везде весна.

Вот холмик, обложенный дерном,

Пришла сюда женщина в черном.

Она посадила левкои,

Пылинки с надгробия стерла.

Идут сюда к сыну-солдату,

Идут на могилу отца,

И, горько оплакав утрату,

Сажают весной деревца.

Однажды девчонка-москвичка

Пришла сюда ранней весной -

Открытое, ясное личико,

Две светлых косы за спиной.

Ей горе знакомо?

Нет, что вы!

К ней в дом не входила беда,

И папа и мама здоровы,

Они не умрут никогда...

Холодный мрамор и венки -

Мир вечного покоя,

Но, будто смерти вопреки,

С надгробья смотрит Зоя.

Сюда живые к ней идут,

Чтоб вспомнить подвиг Зоин.

Седой подходит воин.

И вот стоит девчонка тут.

Со лба откинув завиток,

Она на камень гладкий

Кладет исписанный листок,

Он вырван из тетрадки,-

Кладет слова присяги

На клетчатой бумаге.

Слова наивны и просты:

«Я тоже буду смелою!

Я тоже, Зоечка, как ты,

Для Родины все сделаю!»

Здесь не один листок такой

Положен детскою рукой.

Листки, листки, еще листки

Белеют словно лепестки.

Листки, листки, еще листки

И в рамке и в конверте...

Вот так у гробовой доски

Живет само бессмертье.

Учитель: С нетерпением ждали люди сводки с фронтов. После того, как наша армия перешла в наступление, в честь освобождения городов в Москве проводился салют. Столица салютовала героям-освободителям.

Первый салют в Москве 5

Когда впервые над столицей

Салют раздался громовой,

Неслись испуганные птицы

Над освещенною Москвой.

Со всех сторон -

С Тверской, с Неглинной,

Над площадями, над Арбатом

Они метались стаей длинной

И в темноту неслись куда-то.

К Москве суровой, затемненной

Давно привыкли и они.

И вдруг огни над Малой Бронной,

И над бульварами огни.

Впервые небо разгоралось,

Река сияла серебром...

Наверно, птицам показалось:

Весна в Москве! Весенний гром!

Учитель: Радостные и горькие минуты переживал советский народ, узнав о долгожданной Победе. Стояла весна. Оживала природа. Возвращались с войны фронтовики. Но не было времени отдыхать: страна стояла в руинах. Предстояло восстанавливать разрушенное войной.

Нет, не в этом городе… 6

Нет, не в этом городе

Я, ребята, рос.

Не по этим улицам

Я знамёна нес.

По знакомой площади

В городе родном

Проходил недавно я

Со своим звеном.

Здесь в апреле месяце

Только сходит лед,

А у нас на праздниках

Все вокруг цветет.

Клены распускаются

В парке городском.

Можно днем по улице

Бегать босиком.

Облака весенние

Ходят над рекой.

Здесь у вас, товарищи,

Нет весны такой.

Только в нашем городе

Теперь не до весны -

Улицы разрушены,

Клены сожжены.

Молодые кустики

Зацветут в саду.

По знакомой улице

Я еще пройду!

По знакомым улицам

Родного городка

С песнями победными

Двинутся войска.

Я до самой пристани

Добегу бегом,

Обнимусь с танкистами,

Оглянусь кругом.

Вот она, знакомая,

Шумная река,

А над ней весенние

Ходят облака.

Учитель: Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война. Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей.

Послушайте стихотворение «Вернулся…». Почему мальчик не узнал отца?

Вернулся… 7

Мы папу не видели

Очень давно,

С тех пор

Как на улицах

Стало темно...

Маме работать

Вечернюю смену,

Мама ушла,

Поручила мне Лену.

Мы с Ленкой одни

Остаемся в квартире.

Вдруг входит военный

В зеленом мундире.

К кому вы пришли? -

Я спросил у майора.-

Мама с работы

Вернется не скоро.

Вдруг - я смотрю-

Он бросается к Ленке,

Поднял ее,

Посадил на коленки.

Он и меня тормошит

Без конца:

Что ж ты, сынок,

Не узнаешь отца?

Я майора обнимаю,

Ничего не понимаю:

Вы на папу не похожи!

Посмотрите - он моложе! -

Вынул я портрет из шкапа -

Посмотрите - вот мой папа!

Он смеется надо мной:

Ах ты, Петька, мой родной!

Потом он как начал

Подкидывать Ленку -

Я испугался:

Ударит об стенку.

Учитель:

В 1965 году радиостанция "Маяк" начала транслировать передачу "Ищу человека". Поиск пропавших людей при помощи средств массовой информации не был изобретением Агнии Барто - такая практика существовала во многих странах. В основе поиска лежали детские воспоминания. "Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, - писала Барто. - Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?" Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.

IV.Итог урока

Вы с самого раннего детства знакомы со стихотворениями Агнии Львовны Барто. Но сегодня мы для себя открыли новую страницу в ее творчестве. Я надеюсь, что стихи поэтессы о войне останутся в вашей памяти и в ваших сердцах.

Литература

Библиотека мировой литературы для детей

Барто А. Л. Стихи - детям (683 с.), Москва, «Детская литература», 1981,

т. 22, кн. 4

1 «В дни войны» - с.257

2 «Наташа» – с.262

3 «Мне не забыть» – с.269

4 «У памятника Зое» – с. 290

5 «Первый салют в Москве» – с. 276

6 «Нет, не в этом городе» – с. 260

7 «Вернулся…» - с. 289

8 «Мы врага отбросим» - «Комсомольская правда», 25 июня 1941 года,

№ 147 (4933), с. 1









Брестская крепость На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противника. За массовый героизм и мужество его защитников. Бресту была присвоена высшая степень отличия – звание Город - герой


Оборона Москвы Кратчайший путь к Москве пролегал вдоль Минского шоссе. В результате ожесточенных боев, длившихся почти две недели, гитлеровцам удалось только вытеснить войска РККА из Можайского укрепрайона, но все их попытки развить этот успех оказались тщетными. В этой ситуации главнокомандующий группой армий « Центр » генерал - фельдмаршал Ф. фон Бок решает нанести главный удар по Москве не строго с запада, а с северо - запада. Он отдаёт приказ 4- й танковой группе перегруппироваться для удара с целью выхода на старое Волоколамское шоссе и двигаться по нему. 10- й танковой дивизии немецко - фашистских войск удалось захватить Рузу. Но в тот же день по приказу Г. К. Жукова 5- я армия нанесла контрудар и блокировала дорожную развязку у села Дорохово и удерживала ее 10 суток, сорвав замыслы противника. А части 16- й армии вели тяжёлые бои у деревень Спасс и Рюховское. 29 октября на северо - западе нацисты перешли к обороне. Операция " Тайфун " провалилась.


Оборона Сталинграда Битва является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция « Уран »), в результате которого 6- я армия вермахта и другие силы союзников фашистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен


Курская дуга Курская битва (5 июля августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно - политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла « Операцией Цитадель ». Битва продолжалась 49 дней с 5 июля по 23 августа После завершения битвы стратегическая инициатива в войне перешла на сторону Красной Армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как вермахт оборонялся.




Освобождение Советского Союза Сражаясь против немецко - фашистских захватчиков, советский народ и его Вооруженные Силы отстаивали не только свою социалистическую Родину, но и мировую цивилизацию, право всех народов на самостоятельное государственное существование, свободный выбор путей своего социального развития. На советско - германском фронте, с первых дней войны перемалывались одна фашистская дивизия за другой, что непрерывно и весьма чувствительно ослабляло германскую военную машину, создавало для всех антифашистских сил порабощенных стран Европы более благоприятные условия для развертывания их освободительной борьбы за свою национальную независимость и социальный прогресс.


Взятие Берлина 29 апреля начались бои за рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. После нескольких атак подразделениям 171- й (полковник А. И. Негода) и 150- й (генерал - майор В. М. Шатилов) стрелковых дивизий удалось занять здание уже ночью. Рано утром 1 мая лейтенант Алексей Берест и сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над рейхстагом Знамя Победы.





9 мая 2018 года все граждане Российской Федерации будут отмечать 73-летие Победы Великой Отечественной Войны. Подвиг, совершенный больше полувека назад, никогда не забудется. Каждый год вся страна в этот день вспоминает и поздравляет всех ветеранов и участников боевых действий. Особенно грандиозно празднование проходит в столице. Традиционный парад с участием техники поражает своей мощью.

На военную тему написано не одно произведение, как в прозе, так и в стихах. Есть строки, имеющие автора, а есть и такие, которые дошли до нашего времени безымянные. А есть и такие, на которые была написана музыка и к сегодняшнему времени исполняются в песнях.

Стихи о войне 1941-1945 пробирают до слез: строки, имеющие автора

Верим в Победу
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

22 июня
Ликует утро… И яснЫ,
Прозрачны солнечные дали.
Сегодня – первый день войны…
Хоть мы о том ещё не знали.

Но скоро мир волшебных снов
Уйдёт в туман воспоминаний.
Уже приподнят тайный кров
Над бездной горя и страданий.

И мы пошли сквозь вихрь смертей,
Через огонь, разор и беды…
И много-много долгих дней
Нас отделяло от победы.
(Е. Груданов)

Мы врага отбросим
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

Стихи о войне 1941-1945 пробирают до слез: безымянные строки

Я знаю, никакой моей вины

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…

СЛАВА

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать. 1942г.

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943г.

Стихи о войне 1941-1945 пробирают до слез: строки, ставшие песнями

Ветеранам

Ты представь, что однажды
Ветераны уйдут.
Кто под громкий салют, кто под песни друзей,
Кто всего лишь под шорох озябших ветвей.
Ты представь, что однажды
И на все времена,
Станут их имена только шелком знамен
Да березкой,что шлет им прощальный поклон.

Припев: Не спешите уйти ветераны войны,
Оставайтесь до новой весны.
Не спешите уйти ветераны войны,
Оставайтесь до новой весны.

Ты представь, что однажды
На просторах земли
Нам не хватит любви, чтоб вернуть всех солдат,
Возвратить всех ушедших солдат.
Ты представь, что однажды в предрассветный туман
Белых птиц караван улетит навсегда.
Что ж так редко им нежность мы дарим тогда!

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Главное богатство каждой страны – это история, память о предках. Они отдали свою жизнь за будущее своих детей. Героизм победителей Второй Отечественной Войны бесценен.