Биографии Характеристики Анализ

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. Противостояние народа и правительства

Образ Кирибеевича в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова — образ отрицательного героя. Кирибеевич — любимый опричник царя. Вот как описывает его в поэме М.Ю. Лермонтов: «удалой боец, буйный молодец», «младой голубь сизокрылый». Он сидит на пиру у царя, но «в золотом ковше не мочил усов; опустил он в землю очи темные, опустил головушку на широку грудь, а в груди его была дума крепкая».
И на вопрос царя: «Али думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь?» отвечает его любимый опричник, что сердце не дает ему радоваться царскому застолью:

Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную не запотчевать!

Отвечает царю Кирибеевич смело, что, если прогневал он царя своей кручиною, может он рубить ему буйну голову:

А прогневал я тебя — воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится.

Однако в ответе царю слышна не только смелость — Кирибеевич похваляется перед царем, что «не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом», которая смогла бы его победить. Да и, кроме того, он говорит:

Аргамак мой степной ходит весело,
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоей милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Все же любимый опричник царя Кирибеевич хитрит в ответе царю — не говорит он царю всей правды о том, что волнует его сердце, ведь приглянувшаяся ему молодушка, которая на него «не глядит, не любуется, полосатой фатой закрывается», — замужняя женщина. Кирибеевич же представляет ее царю только, что «родилась она в семье купеческой, прозывается Аленой Дмитриевной». Потому автор и говорит такие слова:

Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом,
По закону нашему христианскому…

Кирибеевич, который вначале «добрый молодец», становится теперь «лукавым рабом», утаивая правду от царя.
Образ Кирибеевича — это образ любимого опричника царя, который считает, что ему все дозволено. Он позарился на жену другого человека — купца Калашникова. Когда он встречает Алену Дмитриевну, то говорит ей:

Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной.

Хоть он и говорит, что он не вор и душегуб, но мы видим, что он даже хуже: он опозорил честную женщину перед всеми людьми. — замужняя женщина и верна была своему мужу, а Кирибеевич стал ее «цаловать-ласкать» на глазах у всех — «смотрели в калитку соседушки», которые смеялись над ней и показывали на нее пальцем.
Вот и меркнет после этого образ «доброго молодца» Кирибеевича, и мы видим совсем другую картину: Кирибеевич не только «лукавый раб» царя, но уже и «злой опричник», «опозоривший, осрамивший» невинную женщину.
Когда Кирибеевич выходит на кулачный бой биться, автор говорит о нем только, что он «удалой Кирибеевич». Посмотрим, как разительно отличается его поведение от поведения его противника — купца Калашникова.

Царю в пояс молча кланяется
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подперши в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника…

Купец же Калашников, выходя на бой, кланяется царю грозному, потом белому Кремлю, святым церквам и всему народу русскому. В поведении Кирибеевича сквозит бахвальство.
В ответ на его поведение купец Калашников говорит, что он вышел «не шутку шутить, не людей смешить», а вышел он на «страшный бой, на последний бой».
Кирибеевич, слыша такие слова купца Калашникова, который, кроме того, разоблачает его, говоря, что «он не позорил чужой жены» в отличие от своего противника, бледнеет:

Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.

В этом бою купец Калашников победил Кирибеевича еще до удара. Победу над ним одержал он силой духа своего, ведь не за правое дело боролся Кирибеевич, потому-то и упал опричник молодой «будто сосенка, во сыром бору под смолистый корень подрубленная». И хоть победил его купец Калашников в честном бою, но царь не простил тому смерти своего любимца — повелел он казнить его.
В заключение я хочу сказать, что, хоть Кирибеевич и отрицательный герой, но мне его жалко. Он умер молодым из-за своей любви. Конечно, если бы он не позволил себе вольностей, то такой смерти у него, наверное, не было бы. В ней он виноват сам, но тут есть и вина царя, который очень любил своих опричников и во всем потакал им.
Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович — один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.
Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.
Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».
А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.
По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «… перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калашников — созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».
Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.
Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ — образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».
Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного…»
Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.
Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.
И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.
Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».
Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

В основе поэмы М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов. Кирибеевич и Калашников — два совершенно разных представителя русской знати. Первый из них — Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортилиего, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь: «Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать…» Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине. Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю. Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает: «Ты поведай мне, добрый молодец, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения. Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей. Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что — не скажет, а скажет только богу единому». Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести. Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

Схожесть и различия характеров героев поэмы Лермонтова - опричника Кирибеевича и купца Калашникова

В основе поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.

Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.

Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:

«Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать…»

Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.

Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.

Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:

«Ты поведай мне, добрый молодец,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.

Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:

«Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквям,

А потом всему народу русскому…»

На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:

«И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.

Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе «удалого купца» Калашникова.

В произведении рассказывается, как в жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Ослепленный страстью, он схватил ее за руки прямо на улице, на глазах у соседей, стал обнимать и целовать. Недостойное поведение опричника бросило тень на честь молодой женщины. Узнав про позор, Калашников решил биться с обидчиком в кулачном бою. Автор показывает нам двух совершенно разных людей, которые имеют разные точки зрения на жизнь, на моральные ценности. Купец Калашников - честный и достойный человек, верный и любящий муж. На кулачном бою он говорит о себе:

* А родился я от честнова отца,
* И жил я по закону Господнему:
* Не позорил я чужой жены,
* Не разбойничал ночью темною,
* Не таился от свету небесного…

Совсем другим предстает перед нами царский любимец Кирибеевич. Он - «удалой боец, буйный молодец», «верный слуга» царя. Но душа у него темная. Думая лишь о своих страстях и желаниях, он готов поломать чужое счастье и жизнь, разрушить семью, опозорить женщину. Такой человек не способен на высокие чувства, на чистые помыслы. Но за честь любимой жены вступается Степан и вызывает обидчика на смертный бой «за святую правду-матушку». Калашников побеждает хвастливого опричника, но победой навлекает на себя гнев царя. Даже перед лицом смерти храбрый купец не раскрывает царю своей тайны, чтобы позор не запятнал честь жены.

М. Ю. Лермонтов не говорит прямо о своем отношении к героям поэмы. Лишь в конце произведения пишет он о могиле доблестного купца, что

* … Пройдет стар человек - перекрестится,
* Пройдет молодец - приосанится,
* Пройдет девица - пригорюнится,
* А пройдут гусляры - споют песенку.

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается...

    Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно...

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен...

    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие...

    Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а...

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  • Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  • Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  • Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  • Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  • Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  • Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  • Почему «Песня про царя Ивана Васильеви-ча…» обычно называют поэмой?
  • Поэма — один из жанров лиро-эпиче-ского рода литературы, стихотворное сю-жетное повествование. В основе лириче-ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови-ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  • Как вы объясните такое длинное и обсто-ятельное название этого произведения?
  • В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока-зывает влияние этих персонажей на судь-бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз-ни, характерные для российского купече-ства.

  • В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  • Иван Грозный воплощает идею деспо-тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве-щенным» государем Николаем I. Столк-новение Кирибеевича и Калашникова вы-ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част-ного человека и всей государственной ма-шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид-чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво-ленности приближенных царя.

  • Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи-лог?
  • Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Своеобразной экспозицией можно на-звать зачин поэмы.

  • Как проявилась в поэме связь с фолькло-ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую-щие художественные приемы фольклора.
  • Произведение написано в особом жан-ре — песни. Лермонтов стремился при-близить поэму к эпическим фольклор-ным сказаниям. Гусляры играют важней-шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен-ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ-ные.

    Художественная структура поэмы при-ближает ее к произведениям устного на-родного творчества: традиционные эпите-ты (вино сладкое заморское, очи зор-кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру-сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо-дит плавно — будто лебедушка, мол-вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак-сических повторов и прямого и отрица-тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

  • Сравните образ Ивана Грозного в историче-ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  • В народных песнях образ Ивана Грозно-го идеализируется, в них воплотилась ве-ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста-ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер-монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи-талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст-вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа-лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  • Подготовьте чтение наизусть одного из важ-нейших эпизодов поэмы.
  • Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз-говор Калашникова с Иваном Грозным.

  • Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ-но передал атмосферу поэмы?
  • Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро-вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают-ся выразительностью характеристик пер-сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху-дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю-страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре-пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на-чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били-бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов-ке образов произведения Лермонтова.

  • На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру-бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  • Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов-ливают такой выбор.

  • События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
  • Вы знаете, что события этих произведе-ний относятся примерно к одному време-ни — XVI-XVII векам. Но это обсто-ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос-тается общее представление о средневе-ковье с его бытом, нравами, системой от-ношений. Однако ощущение встречи с ге-роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче-ские судьбы и сильные характеры.

  • В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс-того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со-здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  • В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко-торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч-нине, в «Василии Шибанове» — жесто-кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по-казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  • Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  • Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  • Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  • Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  • Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  • Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  • Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе-ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.