Биографии Характеристики Анализ

Чудо в крещенскую ночь. Иван Бунин — Крещенская ночь (Темный ельник снегами, как мехом)

В народном календаре дату 18 января называют Крещенский сочельник, Голодный вечер или Голодная кутья. 19 января православные отмечают . Считается, что с этого дня начинаются Крещенские морозы.

Крещенский сочельник – это вечер-приготовление накануне большого церковного праздника. В это время проводят обряды, связанные с освящением воды.

В народе 18 января ещё называли Голодная кутья или Голодный вечер. В этот период прекращались обильные застолья и веселье. Люди готовились к посту, варили пресное сочиво без масла и творога.

Крещенский вечер: гадания

Крещение – последняя ночь для проведения святочных гаданий. Порой девушки выходили гадать за ворота на первого встречного:

  • повстречать молодого парня – к замужеству;
  • старика – к неприятностям.

Было принято гадать на урожай. По народному поверью, в эту ночь иней падает на хлеба, которым суждено родиться летом. Хлеба, оставшиеся сухими, не принесут урожая. С этой целью на ночь на улицу выставляли разный хлеб в чашках, а утром смотрели, на какой пал иней.

Распространенными были и гадания на суженого. Чтобы узнать, в какой стороне живет будущий супруг, девушка снимала сапог или туфлю и бросала обувь через забор или преграду. Смотрела, в какую сторону носок покажет, оттуда жениха и жди.

Чтобы узнать, кому суждено в этом году замуж выйти, девушки собирались в доме. Незамужние садились в круг посредине комнаты. Замужняя женщина снимала с пальца обручальное кольцо, привязывала к нему шерстяную нитку и начинала медленно обходить присутствующих. Подходя к каждой девушке, называя её имя. Если кольцо после этого начинало сильно крутиться, то в этом году девица замуж пойдёт.

Девушки перед сном причёсывались чистым гребнем, обвязанным лентой. Потом его клали под подушку со словами: «Кто придёт меня причесать?». Во сне должен был суженый явиться.

Крещенский вечер: обычаи и традиции

«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. Считалось, что черти особенно опасны в определенное время с 12 до 3 часов ночи (дьявольский час), а также на и накануне . В эти периоды есть вероятность общения с иным миром и нечистой силой, которая норовит попасть в дом оборотнем. Принять она может любое обличье: кошки, свиньи, собаки, змеи. Нередки случаи, когда оборотни проникают в жилище в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца. Иногда они могут принимать облик знакомого – мужа, соседа.

Крещенский вечер – день строгого поста и покаяния, подготавливающий верующих к великому празднику Крещение Господне, который отличается пышностью и торжественностью. Совершается два обряда освящения воды:

  • накануне Крещения – внутри церкви;
  • в день Крещения – на ближайшем озере или речке.

Крещенская вода освящает, даёт благословение, очищение, здоровье. В полночь на Крещение шли за водой на реку. Согласно поверью, вода в эту пору в реках колышется. Вечером в чашу наливали воду. Если в полночь она сама колыхнётся – это добрый признак, человек увидел явление Господне.

Согласно поверью, снег, собранный в вечером накануне Крещения, помогает исцелять болезни. Люди умывались снегом, а талую воду долго хранили, используя её для хозяйственных нужд и для умывания. Девушки, чтобы их кожа была белой и гладкой, брали снег и обтирали им лицо.

Чистый снег добавляли в еду домашней скотине, чтобы она не замерзла и здоровой была, собирали для бани: «Баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит». Верили, что если собранный в Крещенский сочельник снег бросить в колодец, вода в нём на протяжении всего года не испортится и не пересохнет. Ещё набирали снег в банки для беления холстов.

В канун Крещения соблюдали строгий пост. Обязательными блюдами были кутья, овсяный кисель и блинчики. На Крещение блины ставили в хлев, чтобы домового задобрить и обеспечить благополучие для домашней скотины. За вечерней трапезой ели сочиво.

До начала XX века на Руси сочиво готовили из зерна ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Традиция готовить сочиво из зерна пшеницы или ржи сохранилась только в сельской местности, где у людей имелась возможность приобретать это зерно. По этой причине городским жителям больше знакомо блюдо, приготовленное из риса.

Крещенский сочельник: что нельзя делать?

В этот день нельзя убирать в доме, стирать белье в реке, ругаться и обижаться на кого-то. Постарайтесь простить обидчиков и мыслить позитивно.

Вода, собранная на Крещение, обладает сильной энергетикой. Смешивать крещенскую воду с обычной не рекомендуется, иначе она потеряет свои лечебные свойства. Во время сбора воды запрещено ругаться и думать о чем-то плохом.

Считается, что крещенская вода может простоять много лет и не испортиться. Но если в доме постоянно происходят ссоры и скандалы, то она придёт в негодность уже через месяц.

В канун праздника и на Крещение нельзя брать или давать в долг. В противном случае весь год бедствовать человек будет.

18 января: приметы и поверья

  1. Если на Крещенский сочельник метель, то через три месяца тоже будет метель.
  2. Снегопад 18 января – добрый знак. Пчёлы хорошо роиться будут.
  3. Снег, выпавший рано утром, обещает хороший урожай ранней гречихи, в полдень – средней, вечером – поздней.
  4. Чистое небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.
  5. Сияющие звезды на небе – к хорошему хлебу.
  6. Собаки часто лают – будет дичи много.

Люди, родившиеся 18 января, отличаются спокойным и тихим нравом. Они кроткие и незаметные. В качестве талисмана им стоит носить опал или изумруд.

Видео: Крещенский сочельник

5 293

Каждый год в Крещенскую ночь с 18 на 19 января по всей земле происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на воды, и они становятся целительными.

Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхэ воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17).

Святитель Кирилл Иерусалимский

Освящение воды – это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезней или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны.

Вода освящается с целью возвращения водной стихии первобытной чистоты и святости, утраченной после грехопадения человека, и нисхождения на нее силой молитвы благословения и благодати Святого Духа. Через это священнодействие, по учению Церкви, вода приобретает ряд благодатных свойств: она очищает людей от духовной и телесной скверны, освящает предметы и укрепляет в духовных трудах.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святого Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святого, сподобились освящения.

Крещение Иисуса Христа в водах Иордана освятило естество воды. И освященная в этот день в Церкви крещенская вода содержит залог благодати.

  • Считать, что Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают 18 января и19 января разная – ошибочное поверье. И в сам праздник Крещения, и в сочельник (накануне) вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.
  • Категорически возбраняется, набирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
  • Хранить святую воду, как и любую святыню, надо с благоговением, в Красном углу. Не стоит хранить воду в холодильнике, рядом с продуктами. В случае «зацветания» святой воды из-за неблагоговейного к ней отношения она может быть использована для окропления жилища или должна быть вылита в непопираемое место.
  • Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки крещенскую воду можно разлить по емкостям и добавить обычной – «капля святой воды море освящает».
  • Что делать тем, кто не смог 18 и 19 января прийти в храм за святой водой? Во-первых, за ней можно прийти и позднее – в церкви святая вода есть всегда. Если же ее не окажется в одном храме – надо просто пойти в другой. Во-вторых, не обязательно запасать ее целую цистерну – небольшое количество крещенской воды можно попросить у знакомых.

Как пить святую воду?

Пьют крещенскую воду натощак, вместе с кусочком просфоры. С этого и утренних молитв должен начинаться каждый день христианина. Даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты.

Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Святой водой также окропляют жилище.

Поскольку крещенская вода является святыней, женщинам в критические дни нельзя к ней, как и к другим святыням в этот период, прикасаться. Но это в том случае, если она здорова в остальном. Если у женщины какие-то проблемы со здоровьем, то может быть благословлено потребление святой воды и в эти дни.

Пьют крещенскую воду по чуть-чуть: 1-2-3 глотка. Можно ее добавить в обыкновенную, неосвященную воду, тогда и она вся освятится. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой.

Например, Серафим Саровский приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

При этом читается молитва.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Обязательно ли купаться на Крещение?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с Небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому церковному празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ, и тем более не делают человека «крещеным».

Что говорят атеисты?

Впервые упоминает о целебных свойствах крещенской воды святой Иоанн Златоуст в IV веке. И вот уже более 17 веков противники христианства пытаются доказать, что феномена крещенской воды не существует. Но он существует!

Священники освящают воду в серебряных чашах и опускают туда серебряные кресты, а ионы серебра, как известно, губительно действуют на микроорганизмы – поэтому крещенская вода долго не портится.

Все серебро было в советское время украдено из храмов, и сейчас все церковные предметы в большинстве храмов в лучшем случае из латуни. А латунь, как известно, ничего не обеззараживает. Да и до революции, серебряная церковная утварь была далеко не во всех храмах. Кроме того, особенно нелепо выглядит этот аргумент, когда речь идет о «иорданях» – освящении воды в крещенской проруби. Никакого серебра не хватит для «обеззараживания» реки, озера или тем более – моря.

Вода для водосвятия набирается из проруби или освящается в ней в зимнее время, когда количество микроорганизмов в водоемах минимально. Этому способствуют и «крещенские морозы». Поэтому такая вода долго хранится.

Это объяснение атеистов также не выдерживает никакой критики. В большинстве храмов, особенно городских, давно не ходят на «иордань», а освящают обычную водопроводную воду. Более того, говорить про «крещенские морозы» можно в Сибири. В центральных же областях России, а тем более – в южных республиках никаких морозов в это время нет. Что касается православных стран, например, Ближнего Востока и Африки, то там вообще почти всегда – лето.

Православная газета, №3

Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное

Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

Замело чащи леса метелью, -

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека - одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, - даже ветка не хрустнет!

А быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, - а быть может, он близко…

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека - не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки

Осторожно и робко мерцает,

Точно он притаился под лесом

И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек - точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким,

То зеленым, то синим играя,

На востоке, у трона господня,

Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок - символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, - и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом - к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» - символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает». Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это - безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

Иван Бунин - стихи

Крещенская ночь


Опушили седые морозы,

Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, -
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам

Тишина, - а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше

Замирает морозная полночь
Я хрустальное царство лесное!

Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году.

Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное
Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

Замело чащи леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека - одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, - даже ветка не хрустнет!
А быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, - а быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека - не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек - точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок - символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, - и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом - к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» - символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает». Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это - безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Иван Бунин
«Собака»

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение , написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке . Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносит серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гамму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» - вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиком возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина. Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и за границей, где провел остаток своей жизни. Однако стихотворение «Одиночество», созданное летом 1903 года, лишь отчасти является автобиографичным. Его Иван Бунин посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи».

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества. Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными .

Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла. Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение , тоску и опустошенность персонажа этого произведения. Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.

Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел. Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес. Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.

Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», - таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина. Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует . А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», - эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», - отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Крещенская ночь"

Иван Алексеевич Бунин — известный русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в дворянской семье, учился в гимназии. Первые стихотворения начал писать в 8 лет. В 1887 году впервые напечатал свои произведения. Был дважды удостоен Пушкинской премии. Позже эмигрировал за границу. И самые свои известные произведения он написал именно там. Бунин впервые в России был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Многие поэты писали про зиму и зимние праздники. К примеру, «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, «Чародейкою зимою» Тютчева, «Идет волшебница зима» Пушкина... Все лирике в ворохе снежинок и блестящих зеркалах водоемов видели что-то волшебное, неповторимое, магическое.

Крещение — очень важный праздник для христианина. В этот день хочется верить, что случится какое-то необыкновенное чудо. По настроению стихотворение можно разделить на две части. В первой части поэт описывает таинственную, загадочную зимнюю природу. Причем лес существует как бы сам по себе. Только в четвертой строфе мы замечаем присутствие в этом лесу человека:

Замело чащи леса метелью, —

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

В первой части стихотворения природа представляет собой какое-то живое существо. Эта цель достигнута благодаря олицетворениям: «задремали березы», «ветки застыли», «месяц глядит», «следы убегают», «спят чащи». Помимо этого, первая часть богата яркими эпитетами: «темный ельник», лес «сквозной, неподвижный и белый», «дикая песня» вьюги. Эти эпитеты создают мрачную атмосферу и немного нагнетают обстановку, готовят нас к чему-то опасному. Вторая часть стихотворения наполнена тревогой и беспокойством, благоговейным страхом перед диким зверем, который может наблюдать из чащи.

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, — а, быть может, он близко...

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

Настроение тревожности подчеркивает аллитерация — все чаще в строфах появляется звук «р». Словно этот зверь рычит, затаившись в кустах. Опасения героя подчеркивает антитеза «Тишина, - а, быть может, он близко...». Он боится того волка. Боится, но восхищается лесом, в котором очутился, что подчеркнуто в последней строфе с помощью восклицания:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, — и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Стихотворение по-своему музыкально. Оно написано трехстопным анапестом, который придает произведению плавность, даже какую-то музыкальность. Природа оказывается сильнее и мудрее одинокого человека. И человек это признает. Именно такую мысль Бунин подчеркивает в своем стихотворении.

Произведение мне понравилось. В воображении возникли яркие картины зимнего леса, благодаря средствам выразительности автор заставил почувствовать то, что чувствовал его герой. В целом в своих произведениях Бунин дает нам представление о жизни, быте, тревогах и заботах людей своего времени. Этот человек был настоящим мастером своего дела.