Биографии Характеристики Анализ

Столица Каракалпакии - город Нукус. Автономная республика Каракалпакстан в составе Узбекистана

В качестве подтверждения своего субъективного мнения о близости кара-калпаков к казахам, приведу сообщение с одного из узбекских сайтов.

Каракалпаки хотят жить в Казахстане

Все больше жителей Каракалпакстана отваживаются на любые ухищрения, включая подлог документов, чтобы выехать в Казахстан, где уровень жизни значительно выше и всегда есть работа.

На днях в Нукусе - столице Республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана, - арестован начальник паспортного стола небольшого каракалпакского провинциального городка. Он за взятку переделывал в паспортах каракалпаков графу «национальность», превращая их в казахов.

Сотрудники правоохранительных органов говорят, что все чаще встречаются с такого рода преступлениями, хотя точное число людей, поменявших гражданство таким способом, не известно.

По данным Агентства по демографии и миграции, с 1991 года по настоящее время в Казахстан из Каракалпакстана переехало около 63-х тысяч человек, однако неофициальные источники утверждают, что переселенцев не менее 100 тысяч.

Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировало почти 250 тысяч человек, а это практически шестая часть полуторамиллионного населения Каракалпакстана.

В 1924-1930 годах – в первые годы существования СССР - Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году она получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику.

Однако в 1936 году Узбекистану удалось уговорить Москву отдать Каракалпакию под его опеку, и таким образом она превратилась в узбекскую автономию. С тех пор идеи воссоединения Каракалпакии с Казахстаном жестко пресекались узбекским правительством.

Каракалпаки и казахи говорят практически на одном языке, имеют схожую культуру и традиции. Этнически каракалпаки ближе к казахам, чем к узбекам.

Ташкент мало волнуют проблемы жителей Каракалпакстана, но вот территорию республики он хотел бы оставить за собой. Каракалпакстан занимает почти треть Узбекистана и имеет важное стратегическое значение.

Через Каракалпакстан проходят важнейшие стратегические автодороги и железнодорожные магистрали с юга на север. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, очень важно держать свою автономию в полном подчинении, а сделать это легче, если подавляющее большинство местного населения будут составлять не каракалпаки и казахи, а узбеки.

Источник в местной администрации Каракалпакстана сообщил контрибьютору IWPR, что у центрального правительства уже имеются планы «узбекизации» автономии, поэтому и массовый выезд неузбекского населения служит интересам Ташкента.

Но простым жителям Каракалпакстана безразличны политические интриги Ташкента и Астаны. Они хотят иметь возможность зарабатывать на хлеб, и эту возможность они видят для себя в Казахстане.

34-летний Ертай Жуманов - житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана - вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша, и готовится к переезду в Казахстан. Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки. Это – единственный способ вернуть вложенные в дом деньги. Желающих купить целый дом в Каракалпакстане нет.

По словам Жуманова, причина его переезда в Казахстан - «ужасающая нищета и отсутствие перспектив найти работу, невозможность содержать жену и троих детей, помогать родителям и близким, оставаясь в Каракалпакстане».

Уверенность в том, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан. Если пройтись по кривым пыльным улочкам этого поселка, то можно увидеть немало домов, чей вид красноречиво говорит о том, что их владельцы снимаются с насиженных мест: где-то нет крыш, где-то разбирают стены.

В Казахстан из Каракалпакстана люди уезжают в огромном количестве уже несколько лет. Массовый отток жителей наблюдался в 2000-2001 годы, когда Каракалпакстан, живущий за счет сельского хозяйства, страдал от засухи. Урожай сгорел под испепеляющим солнцем. Людям пришлось резать домашнюю скотину, которую нечем стало поить и кормить.

Особенно тяжело пришлось северным районам Каракалпакстана, до которых вода по руслам каналов практически не доходила, и ее приходилось завозить сюда цистернами. Уровень жизни, который и без того в этих местах всегда был очень низким, упал до состояния вопиющей нищеты.

В этом году вода в Каракалпакстан пришла, но люди все равно уезжают отсюда. Во время засухи хозяйству был нанесен огромный ущерб, восполнять который у местного населения нет ни желания, ни сил. К тому же никто не может дать гарантии, что и следующий год не окажется засушливым.

Вдобавок - у людей не осталось никакого доверия к государству, которое никогда не желало честно расплачиваться с фермерами за их продукцию и не оказывало существенной помощи в засушливые годы.

«Жизнь в Казахстане несравнимо лучше. Если ты работаешь, то твой труд всегда будет достойно оплачен, а к переселенцам – казахам - там относятся с особым вниманием. Государство помогает им обустроиться на новом месте и найти работу», - говорит односельчанин Жуманова, пожелавший сохранить анонимность.

Народ в Средней Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакстане. Язык - каракалпакский кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.

Каракалпаки в Узбекистане:

1939 г. - 181 400
1979 г. - 297 788
1989 г. - 411878
2000 г. - 504 301

Каракалпаки - один из древних коренных тюркоязычных народов Средней Азии. Древнейшие их предки - сако-массагетские племена (апасиаки, аугасии и др.), жившие с середины I тыс. до н. э. на южном берегу Аральского моря. Во II-IV вв. н. э. в приаральские степи нахлынули с востока и частично смешались с местными племенами гунны, а в VI-VIII вв. - тюрки. На этой этнической базе происходило формирование раннесредневековых народов Приаралья - печенегов и огузов, в среде которых с VIII в. началось формирование каракалпаков. В начале X в. часть печенегов ушла на запад, в южнорусские степи. Поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «черными клобуками» (тюрк, каракалпак - черная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом часть печенегов постепенна сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кипчаками, воспринимая их язык. В составе кипчакского родоплеменного союза источниками засвидетельствовано племя кара-боркли - этноним, идентичный названию «каракалпак». В XIV-XV вв. на этногенез каракалпаков существенное влияние оказали связи с ногайцами. С конца XVI в. каракалпаки уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием.

Большая часть каракалпаков в XVI - середине XVIII в. занимала территорию в среднем и нижнем течении Сырдарьи, однако район их расселения распространялся до верховьев Яика и Эмбы. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казахских ханов Младшего Жуза.

В 1742 г. из-за постоянных нападений соседних племен они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой принять их в русское подданство. Просьба была удовлетворена. Это вызвало нападение на них в 1743 г. казахского хана Абулхаира, в результате чего основная масса каракалпаков во второй половине XVIII в. переместилась с Сырдарьи на западный проток ее дельты - Жанадарью. В конце XVIII в. начались активные попытки хивинских ханов завоевать каракалпаков, которые в 1811 г. завершились их покорением и переселением основной массы в дельту Амударьи.

Помимо амударьинской этнографической группы, появляются ферганские и зарафшанские группы. За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. В 1873 г. каракалпаки правобережья Амударьи были присоединены к России. Здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 г. вошедший в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. Меньшая часть каракалпаков, жившая на левобережье, осталась в Хивинском ханстве. В декабре 1917 г. в Каракалпакстане была установлена Советская власть, левобережье в 1920-1924 гг. вошло в состав ХНСР, возникшей на территории бывшего Хивинского ханства.

В эти годы в целях привлечения нацменьшинств в советское строительство был создан Казах-Каракалпакский район, с населением 42,3% казахов и 26,2% каракалпаков, расселившихся в Бухарском оазисе еще с XVIII в. Кроме того, было выделено 15 каракалпакских сельских советов и несколько разнонациональных. Создание национальных сельских советов повысило авторитет власти в кишлаке. Административный аппарат был переведен на родной язык населения. Судопроизводство также велось на каракалпакском языке.

На 1927 г. числилось 1100 учащихся-каракалпаков. Первая каракалпачка получила высшее образование в 1933 г. На производстве к этому времени работало 110 каракалпаков.

В результате последующих административных перестроек в феврале 1925 г. была образована Каракалпакская автономная область (с включением Каракалпакского округа Хорезмской республики), которая вошла сначала в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 г. - в РСФСР. 20 марта 1932 г. автономная область была преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской республики.

Динамика численности каракалпаков в Средней Азии на протяжении XX в. была следующей: в 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 75 334 каракалпака; в результате национально-государственного размежевания на территории вновь образованной Каракалпакской автономной области в 1926 г. - 85 782, в 1933 г. - 142 306; по данным переписи населения 1939 г., численность каракалпаков, проживающих в Узбекистане, составила 181 400 чел.; по переписи 1959 г. - 168 300 чел.

Население расселено по Республике Каракалпакстан неравномерно. Основная масса каракалпаков занимает северные территории и район дельты Амударьи. В южных районах каракалпаки составляют меньшинство. Значительные их группы живут в разных областях Узбекистана: в Бухарской (Канимехский район) и Хорезмской, в Ферганской долине (Алтынкульский район Андижанской области) и небольшое число - в долине Зарафшана (Самаркандская область).

В Ферганской долине и Самаркандской области каракалпаки в большинстве своем утратили национальное самосознание и постепенно ассимилировались с узбеками. Более устойчиво национальные черты культуры и быта сохранились у каракалпаков Бухарской области.

У каракалпаков сохранились пережитки прежнего деления на племена и роды. Родоплеменная система характеризуется делением на два основных разветвления - арыс: арыс он торт уруу (14 родов) и арыс конырат. Арыс он торт уруу располагались на правом берегу Амударьи на территории нынешних Чимбайского и Кегейлийского районов. Эта группа племен издавна занималась земледелием и скотоводством. Племена и роды арыса конырат сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (Муйнакский, Тахтакупырский, Кунградский районы). Основными их занятиями были скотоводство и рыболовство, сочетавшиеся с земледелием.

Хорезмские каракалпаки (в XIX в.), помимо традиционной работы, занимались ковроделием и кошмовалянием (узорным). В этот же период каракалпаки, селившиеся в Андижанском и Кокандском уездах, хорошо владели искусством изготовления ворсовых ковров.

Каракалпаки Бухарского региона, кроме скотоводства, под влиянием оседлого населения активно занимались земледелием, хлопко- и шелкоткачеством, кошмовал янием, изготовлением изделий из верблюжьей шерсти.

У каракалпаков преобладает малая семья, однако она существует не обособленно, а в составе семейно-родственных групп - коше. Эти группы близких родственников являются пережиточной формой патриархальной болыпесемейной общины. Коше представляет собой мельчайшее родовое подразделение, объединяющее близких кровных родственников, потомство одного человека, состоящее из трех-четырех поколений. Оно имеет территориальную общность. Члены одного коше селятся компактно, в непосредственной близости друг от друга, их юрты и дома входят в один аул или занимают определенный участок большого аула, состоящего из нескольких коше одного и того же рода. В связи со строительством городов и поселков частично меняется и характер семьи, и жилище, приобретая современные стандартные формы. Однако и в этих условиях одежда, обряды, обычаи остаются традиционными. Отголоском старых брачных обычаев является имевший ранее широкое распространение левират - вступление вдовы в брак с братом или другим близким родственником ее умершего мужа.

Каракалпаки, являясь в прошлом младописьменным народом, не обладали богатой письменной историей и литературой. Наибольшей популярностью у каракалпаков пользуется богатырский эпос «Кырк кыз», «Алпамыс», «Колбан», «Маспатша», «Ер-шора», «Едиге» и др. Побывавший в 40-х гг. XIX в. среди каракалпаков казахский этнограф Ч. Валиханов писал: «Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенника ми». Жырау И баксы, бережно сохранившие до наших дней произведения устного народного творчества, и в настоящее время пользуются большой любовью и популярностью у народа. Жырау (-казн гели каракалпакского эпоса, героических поэм, исторических поостт (толгау) выступают под аккомпанемент смычкового музыкального инструмента кобыза. Ваксы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая свое выступление игрой на двухструнном инструменте - дутаре. Вез выступления жырау и баксы в Каракалиакстане не обходится ни одно праздничное гулянье и той.

Классики каракалпакской поэзии - Жиен-Жырау, Кунхожи, Ажинияз, Бердах, Отеш, Гулмурат, Сарыбай и др. Одним из первых собирателей каракалпакского фольклора был Каллы Аимбетов.

Основоположники современной каракалпакской литературы - А. Мусаев, С. Маджидов, А. Дабылов, С. Нурымбетов; современной фольклористики - К. Аимбетов. Выдающийся исполнитель памятников эпического творчества каракалпаков - Курбанбай Шибаев. Первая театральная актриса - Айимхан Шамуратова.

В.В. Германова

Литература:

  1. Алламуратов А. Каракалпакское народное искусство (К вопросу формирования и развития до начала XX в.) // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по проблемам искусства народов Закавказья, Средней Азии, Казахстана и восточных республик РСФСР. М., 1970.
  2. Амитин-Шапиро 3. Л., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935. С. 17, 83, 104-110.
  3. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент: Изд-во мед. лит-ры, 1998. С. 62, 66.
  4. Масальский В. И. Туркестанский край//Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга / Под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. СПб.: Изд-во А. Ф. Девриена, 1913. Т. 19. С. 391.
  5. Машкова В. Г. Ковры народов Средней Азии. Ташкент, 1990. С. 104-105.
  6. Народное хозяйство Каракалпакской АССР за 1971 - 1975 гг. Стат. сб. Нукус: Каракалпакия, 1976. С. 8.
  7. Народное хозяйство Каракалпакской АССР за 1976-1980 гг. Стат. сб. Нукус: Каракалпакия, 1981. С. 8.
  8. Народы Средней Азии и Казахстана: В 2-х т. / Под ред. чл.-корр. АН СССР С. П. Толстова. М., 1962. Т. 1. С. 408, 409.
  9. Салимов X.С. Население Средней Азии. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 103. Татыбаев С. У. Исторический опыт построения социализма в Каракалпакии (1917- 1941 гг.). Нукус: Каракалпакия, 1971. С. 89.
  10. Файзиев А.Ф. Ремесло Хивы в первой половине XIX в. // Позднефеодальный город Средней Азии. Ташкент, 1990. С. 171

Этнический атлас Узбекистана.

© Институт «Открытое Общество» - Фонд содействия - Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС - Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

Каракалпаки, нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные - в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке . Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов - европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7-2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. - 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6-8 вв.- тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8-10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак - чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли - этноним, идентичный названию К. В 14-15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 - начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР .

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. - Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - начале XX вв., М. - Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX - начале XX в., Нукус - Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова каракалпаки

каракалпаки в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

каракалпаки

каракалпаков, ед. каракалпак, каракалпака, м. Одна из тюркских народностей в Средней Азии.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

каракалпаки

    Народ тюркской этноязыковой группы.

    Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

каракалпаки

народ в Ср. Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакии (412 тыс. жителей, 1992). 5 тыс. человек живут также в Афганистане (1992). В Российской Федерации 6 тыс. человек. Язык каракалпакский. Верующие каракалпаки - мусульмане-сунниты.

Каракалпаки

нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные ≈ в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке. Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов ≈ европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7≈2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. ≈ 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6≈8 вв.≈ тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8≈10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак ≈ чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли ≈ этноним, идентичный названию К. В 14≈15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 ≈ начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР.

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. ≈ Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX ≈ начале XX вв., М. ≈ Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX ≈ начале XX в., Нукус ≈ Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

КАРАКАЛПАКИ - тюр-кo-языч-ный на-род на се-ве-ро-за-па-де Уз-бе-ки-ста-на.

Жи-вут в основном в ниж-нем пра-во-бе-ре-жье и дель-те Аму-да-рьи (Рес-пуб-ли-ка Ка-ра-кал-па-к-стан). Все-го в Уз-бе-ки-ста-не свыше 500 тысяч человек (2008 год, оцен-ка). Про-жи-ва-ют так-же на се-ве-ре и вос-то-ке Аф-га-ни-ста-на (к югу от Ма-за-ри-Ша-ри-фа и к се-ве-ру от Дже-ла-ла-ба-да; 2,3 тысяч человек), в Турк-ме-нии, Кир-ги-зии, Ка-зах-ста-не, Рос-сии (1,6 тысяч человек; 2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на ка-ра-кал-пак-ском язы-ке , а так-же на узбекском и русском язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

В фор-ми-ро-ва-нии каракалпаков при-ня-ли уча-стие ме-ст-ные ира-но-языч-ные (арал-лы-лар - мас-са-ге-ты бо-лот и остро-вов) и тюр-ко-языч-ные на-ро-ды. Пред-по-ло-жи-тель-но вы-де-ли-лись из Но-гай-ской Ор-ды в XVI веке. В начале XVII века в дель-те Аму-да-рьи воз-ник-ло Араль-ское вла-де-ние с це-нт-ром в Кун-гра-де, за-тем - Чим-бае. С началом XIX века араль-ские каракалпаки за-ви-си-мы от Хи-вин-ско-го хан-ст-ва. Часть каракалпаков жи-ла в рай-оне сред-ней Сыр-дарьи и хреб-та Ка-ра-тау, под-чи-ня-лась Бу-хар-ско-му хан-ст-ву, за-тем - ка-захскому Млад-ше-му жу-зу. По-сле джун-гар-ско-го на-ше-ст-вия 1723 года часть сыр-дарь-ин-ских каракалпаков бе-жа-ла на се-ве-ро-за-пад, в вер-хо-вья Ура-ла и Эм-бы, вы-тес-нив от-ту-да кал-мы-ков ; часть (верх-ние каракалпаки) миг-ри-ро-ва-ла вверх по Сыр-да-рье и ока-за-лась в под-чи-не-нии у джун-гар; дру-гие (ниж-ние каракалпаки) по-се-ли-лись в дель-те Сыр-да-рьи и вме-сте с ка-за-ха-ми Млад-ше-го жу-за при-ня-ли в 1731 году русское под-дан-ст-во. В 1743 году они сде-ла-ли по-пыт-ку не-по-сред-ст-вен-но при-нять под-дан-ст-во Рос-сии, ми-нуя ка-за-хов, за что под-верг-лись ка-ра-тель-ным ак-ци-ям со сто-ро-ны Абул-хай-ра. Спа-са-ясь от при-тес-не-ний ка-зах-ских ха-нов, основная часть ниж-них каракалпаков пе-ре-шла в под-дан-ст-во к Хи-вин-ско-му хан-ст-ву и бы-ла по-се-ле-на в дель-те Аму-да-рьи. По-сле Хи-вин-ско-го по-хо-да 1873 года земли пра-во-бе-реж-ных каракалпаков ото-шли к Рос-сии и бы-ли вклю-че-ны в Аму-дарь-ин-ский округ (с 1874 года от-дел, с 1886 года в со-ста-ве Сыр-дарь-ин-ской области Тур-ке-стан-ско-го ге-не-рал-гу-бер-на-тор-ст-ва).

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Средней Азии. По пе-ре-пи-си 1897 года, 87% каракалпаки Аму-дарь-ин-ско-го от-де-ла за-ни-ма-лись оро-сительным зем-ле-де-ли-ем, 10% - ско-то-вод-ст-вом. Час-тая сме-на реч-ных ру-сел за-став-ля-ла ме-нять ме-сто-по-ло-же-ние ау-лов. На Араль-ском море основным за-ня-ти-ем бы-ло ры-бо-лов-ст-во. С середины XX века раз-ви-вал-ся про-мы-сел акк-ли-ма-ти-зи-ро-ван-ной в дель-те Аму-да-рьи он-дат-ры. Основные куль-ту-ры - пше-ни-ца, яч-мень, рис, про-со, джу-га-ра (вид сор-го), а так-же кун-жут, бо-бы маш, бах-че-вые. С при-сое-ди-не-ни-ем к Рос-сии раз-ви-ва-лось то-вар-ное хлоп-ко-вод-ст-во. Раз-во-ди-ли в основном ра-бо-чий скот - бы-ков и ло-ша-дей, бо-га-тые дер-жа-ли ота-ры мел-ко-го ро-га-то-го ско-та (пре-имущественно кур-дюч-ных овец). В XX веке основное зна-че-ние при-об-ре-ло ов-це-вод-ст-во, осо-бен-но ка-ра-ку-ле-вод-ст-во. Зи-мой скот со-дер-жа-ли в за-го-нах (ко-ра), хле-вах, зем-лян-ках. На зи-му за-го-тав-ли-ва-ли корм. Ле-том пе-ре-ко-чё-вы-ва-ли на па-ст-би-ща (жаз-лау).

Из ре-мё-сел раз-ви-ты юве-лир-ное, ткац-кое (из хлоп-ка, шер-сти, кен-ды-ря). На уз-ко-на-вой-ном стан-ке (ор-мек) тка-ли сук-но из верб-люжь-ей шер-сти (шал), узор-ные ков-ры (ала-ша), сум-ки (кар-шын; ха-рак-те-рен мо-тив 8-уголь-но-го ме-даль-о-на), де-та-ли юрт. Из-го-тов-ля-ли узор-ные кош-мы (те-ки-мет; ха-рак-те-рен мо-тив бе-гу-щей спи-ра-ли). Из тро-ст-ни-ка и тра-вы пле-ли ци-нов-ки (ший, бой-ра, шып-та). Де-та-ли оде-ж-ды (го-лов-ной убор ки-ме-шек, ха-лат-на-кид-ка же-где, на-ру-кав-ни-ки женг-се и другое) от-де-лы-ва-лись вы-шив-кой кре-стом. Де-ревянные две-ри юрт, по-суд-ные шкаф-чи-ки (сан-дык) и другие ук-ра-ша-лись резь-бой и рос-пи-сью (гео-мет-рические и рас-тительные мо-ти-вы).

Ау-лы де-ли-лись на груп-пы уса-деб, на-се-ляе-мых ро-до-вым под-раз-де-ле-ни-ем (ко-ше); к ним при-мы-ка-ли ро-до-вые клад-би-ща с гроб-ни-цей (ма-за-ром) по-кро-ви-те-ля ро-да. Зна-ме-ни-ты мав-зо-лей Ток-мак-Ата и Ха-ким-Ата на ост-ро-ве на юге Араль-ско-го моря, Сул-тан-Ба-ба в го-рах Сул-тан-Уиздаг, Шыл-пык в Аму-дарь-ин-ском, Ша-мун-На-би и Маз-лум-хан-Су-лу в Ход-жей-лин-ском районе и другие. На се-ве-ре за-строй-ка ау-ла бы-ла бо-лее ком-пакт-ной. Для за-щи-ты от на-бе-гов со-ору-жа-ли кре-по-сти (ка-ла). Усадь-ба (хау-ли) об-но-си-лась гли-но-бит-ной сте-ной. Основное тра-диционное жи-ли-ще - юр-та (ка-ра уй); ха-рак-те-рен ко-нический свод. По-сто-ян-ное жи-ли-ще (там) гли-но-бит-ное. От вхо-да внутрь до-ма идёт ко-ри-дор (да-лиз), ку-да вы-хо-дят жи-лые по-ме-ще-ния (ожи-ре), кла-до-вая, кры-тый двор (уй-жай) с юр-той и рас-по-ло-жен-ный сза-ди хлев (сей-ис-ха-на).

Муж-ская и жен-ская оде-ж-да в основном близ-ка к ка-зах-ской - шта-ны, ру-ба-ха (кой-лек), беш-мет (беш-пент), ха-лат (ша-пан), шер-стя-ной каф-тан (шек-пен). На жен-ский ха-лат на-ши-ва-лись на-ру-кав-ни-ки (женг-се) из крас-но-го сук-на с по-пе-реч-ны-ми чёр-ны-ми по-ло-са-ми, у кис-ти ото-ро-чен-ные ме-хом (сход-ный эле-мент встре-ча-ет-ся у но-гай-цев). В оде-ж-де мо-ло-дой жен-щи-ны пре-об-ла-да-ет крас-ный цвет, по-жи-лой - бе-лый; цвет трау-ра - си-ний. Убор за-муж-ней жен-щи-ны (ки-йме-шек) со-сто-ял из пе-ред-не-го тре-уголь-ни-ка из крас-но-го сук-на (с по-пе-реч-ны-ми чёр-ны-ми по-ло-са-ми) и на-кид-ки (куй-рык-ша, буквально - хвост) из бу-хар-ско-го шёл-ка; не-вес-та пе-ред свадь-бой вы-ши-ва-ла крас-ный ки-ме-шек для се-бя и бе-лый - для бу-ду-щей свек-ро-ви. Го-лов-ной убор не-вес-ты (сау-ке-ле) - шап-ка-шлем с на-уш-ни-ка-ми (близ-кая по фор-ме го-лов-ным убо-рам на-ро-дов По-вол-жья), рас-ши-тая ко-рал-ла-ми, кам-ня-ми, ме-тал-лическими бля-ха-ми; свер-ху на-де-ва-ли ци-лин-д-рический ме-тал-лический кол-пак (то-бе-лик). По буд-ням но-си-ли тю-бе-тей-ку с по-вя-зан-ным по-верх неё тюр-ба-ном (бас орау). По-верх го-лов-но-го убо-ра на-де-вал-ся ха-лат-на-кид-ка (же-где) с лож-ны-ми, очень длин-ны-ми ру-ка-ва-ми, свя-зан-ны-ми за спи-ной; для про-де-ва-ния рук в по-лах де-ла-лись вер-ти-каль-ные про-ре-зи. В от-ли-чие от уз-бе-чек, ка-ра-кал-пач-ки ни-ко-гда не за-кры-ва-ли ли-ца.

Де-лят-ся на 2 основных вет-ви (арыс, буквально - ог-лоб-ля): он-торт уру (в основном Ну-кус-ский и Ке-гей-лин-ский рай-оны; ро-ды кы-тай, кып-шак, ке-не-гес и ман-гыт) и кон-грат (северная часть дель-ты Аму-да-рьи - Муй-нак-ский, Тах-та-ку-пыр-ский и Кун-град-ский рай-оны, а так-же ост-ро-ва Араль-ско-го моря; де-ли-лись на под-раз-де-ле-ния жа-ун-гыр и шул-лик с ро-да-ми аша-май-лы, кол-дау-лы, кос-там-га-лы, бал-га-лы, кан-дек-ли, ка-ра-мойын, кы-ят, муй-тен). Ро-ды (уру) вклю-ча-ли круп-ные (ти-ре) и мел-кие (ко-ше; 3-4 по-ко-ле-ния) под-раз-де-ле-ния. Ро-ды воз-глав-ля-лись бия-ми, вла-де-ли тер-ри-то-ри-ей и оро-сительными ка-на-ла-ми, име-ли там-ги для клей-ме-ния ско-та и бое-вой клич (уран). Бы-ли рас-про-стра-не-ны со-ро-рат и осо-бен-но ле-ви-рат; обы-чай усы-нов-ле-ния (обыч-но пер-вен-ца усы-нов-ля-ли ро-ди-те-ли му-жа), авун-ку-лат, ми-но-рат. Стро-го со-блю-да-лась ро-до-вая эк-зо-га-мия, обы-чай из-бе-га-ния ме-ж-ду же-ной и род-нёй му-жа. Де-вуш-ку осо-бые от-но-ше-ния свя-зы-ва-ли со стар-шей не-вест-кой (жен-ге). Тер-ми-но-ло-гия род-ст-ва раз-ли-ча-лась в от-но-ше-нии род-ст-вен-ни-ков от-ца и ма-те-ри, му-жа и же-ны.

Для уст-ной куль-ту-ры ха-рак-тер-но соль-ное во-каль-ное и ин-ст-ру-мен-таль-ное му-зи-ци-ро-ва-ние, пред-став-лен-ное твор-че-ст-вом бах-сы (соз-да-те-ли и ис-пол-ни-те-ли ли-рических пе-сен, эпических ска-за-ний под ак-ком-па-не-мент ду-та-ра), жы-рау (ска-зи-те-ли ге-ро-ического эпо-са под ак-ком-па-не-мент ко-бу-за), са-зен-де (ин-ст-ру-мен-та-ли-сты). Сре-ди ге-ро-ических пе-сен - «Ал-па-мыс», «Кырк кыз», «Коб-лан», «Ер-Шо-ра», «Мас-пат-ша», «Еди-ге», «Шарь-яр». Рас-про-стра-не-ны шуточные пе-сен-ные со-стя-за-ния (ай-тыс, жу-ап), сва-деб-ные пес-ни (той бас-лау; про-щаль-ные - хау-жар и сын-сыу), по-хо-рон-ные пла-чи (жок-лау), за-кли-на-ния (бэ-дик). Сре-ди ге-ро-ев ска-зок - не-ка-зи-стый си-ро-та Таз-ши, на-ход-чи-вый Ал-дар-ко-се; рас-про-стра-не-ны сказ-ки о жи-вот-ных, вол-шеб-ные сказ-ки, рас-ска-зы о Ход-же Нас-ред-ди-не. Музыкальные ин-ст-ру-мен-ты: струн-ные - щип-ко-вые ду-тар, тан-бур (оба 2-струн-ные), смыч-ко-вые гыр-жак (3-струн-ный), ко-буз (2-струн-ный); ду-хо-вые - по-пе-реч-ная флей-та най, языч-ко-вые ба-ла-ман, сур-най; бу-бен дой-ра; ме-тал-лический вар-ган (шын-ко-буз). Раз-ви-ва-ют-ся профессиональные ка-ра-кал-пак-ская литература, те-атр, изо-бра-зительное искусство (смотрите в статье Уз-бе-ки-стан).

Иллюстрации:

Ка-ра-кал-пак-ские ков-ры: 1 - де-таль сум-ки кар-шын для ук-ра-ше-ния по-чёт-но-го мес-та (тор) юр-ты; 2 - ков-ро-вая до-рож-ка (есик-кас).

Ка-ра-кал-па-ки. Гли-но-бит-ное жи-ли-ще (там; 1959 год): 1 - об-щий вид; 2 - раз-рез; 3 - план; а - коридор (да-лиз),б - жи-лые по-ме-ще-ния (ожи-ре), в - внут-рен-ний двор (уй-жай) с юр-той,г - хлев (сей-ис-ха-на).

Ка-ра-кал-пачка, го-то-вя-щая в хлеб-ной пе-чи. 2005 год.