Биографии Характеристики Анализ

Вопрос почему поступок отрока можно назвать подвигом. Народное - подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями - пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Юлия Сергеевна Гудзик
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича ». Герои летописного сказания .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».

Планируемые результаты.

Предметные Метапредметные

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .

(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

Что такое летопись ? (Летопись – описание событий по годам лето 997 )

3. Работа по теме урока .

Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?

(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

А что такое подвиг ? (Доблестный, героический поступок , важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг ?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Перед нами отрывок из летописи , которую обычно называют «Повестью временных лет» . Вспомните, что такое летопись ? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца ?

Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказа :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой : было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить : стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 , от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии , разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какого государства является сегодня Киев?

Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :

Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

И сказал один отрок :

Я проберусь.

И ответили ему :

Что означает слово тужить (горевать) .

Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :

Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же Воевода их , по имени Претич :

Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом ? Чем рисковал отрок ?

4. Чтение четвертого отрывка.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

Кто это пришел?

А тот ответил ему :

Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил :

А ты не князь ли?

Претич же ответил :

Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем : бесчисленное их множество.

Так сказал он , чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :

Будь мне другом.

Тот ответил :

Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня , саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

Почему побежали печенеги от города?

Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу ?

В чем хитрость Претича ? В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И послали киевляне к Святославу со словами :

Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)

Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)

Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)

В чём киевляне обвиняют князя Святослава?

Что сделал князь?

III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Подвиг его не забыт» «Подвиг его не забыт» АрдинцевЯков Спиридоныч Задачи: 1. Познакомить детей с героями, рассказать, почему мы помним о них. 2. Закрепить.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Пионеры – герои Великой Отечественной войны» Цель: познакомить детей с событиями.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профильный Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока "Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. " Л. Толстой Учитель: Егорова Н. М.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса «Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Дата 03.02.2010 Предмет: литературное чтение Урок № 4 Тема урока: Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» Цели урока: - образовательные:.

Повесть временных лет - это летописный свод, что знакомит нас с подвигом отрока киевлянина, а именно, об этом пересказе нам и нужно написать сочинение. Чтобы написать , мы прочитали летопись Повесть временных лет и узнали о подвиге отрока киевлянина, при этом не только о подвиг отрока киевлянина мы узнали, но и хитрости воеводы.

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы переносит нас в древние времена в 968 год, во времена, когда правил Святослав, а на русскую землю впервые напали печенеги.
В то давнее время Святослав - киевский князь, часто совершает походы и вот был он походом в Пареяславце, далеко от Киева. А в это время под Киевом собрались печенеги. Княгиня закрыла ворота города, но люди голодали и нужно было что-то делать. Вот здесь древнерусская литература и повествует о подвиге отрока-киевлянина.

Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключался подвиг отрока киевлянина?
Отрок киевлянин - это тот мужественный человек, который вызвался выйти из города, пробраться через печенегов и призвать помощь. И ему это удалось. Так как он знал язык печенегов, его принимали за своего, а когда раскусили, отрок уже плыл по реке и стрелы печенегов его не доставали.

Далее мы узнаем о хитрости воеводы Претича. Она заключалась в том, что воевода затрубил, пришел к печенегам и рассказал, что это только часть войск Святослава, сам князь идет с большим войском сзади. Испугались печенеги и отступили. Повесть временных лет, знакомя с подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы, заканчивается тем, что князь все-таки возвращается в Киев и прогоняет печенегов в степи. Но здесь мы видим, что автор рассказа не поддерживает Святослава, осуждает его и тому подтверждением являются слова повести, где автор говорит о том, что князь ищет чужие земли, в то время как свои земли не защищает.

Отрок и воевода изображены мужественными, храбрыми героями, которые смогли защитить город в отсутствие князя, хоть и пришлось им воспользоваться хитростью и притворством.

Сочинение на тему: осенние зарисовки Сочинение на тему: НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ, НЕ ЖИТЬ Сочинение на тему: Белоствольная красавица Сочинение на тему: как я понимаю патриотизм (сочинение-размышление на актуальную тему) Сочинение на тему: благородство

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека - это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул". Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич - воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав - русский князь, княгиня Ольга - его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

В "Повесть временных лет" включены также народные предания - рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В "Сказании о кожемяке" ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира - победил могучего печенежского воина. "Сказание о белгородском киселе" - история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи.

Герои этих преданий - не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; О «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Талантливейшее произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей воинственных кочевников: Сказал брат брату:"Это мое, и то мое же".И стали князья про малое"это великое" говоритьИ сами на себя крамолу ковать. Новгород-Северский князь Игорь Святославич очертя голову ринулся в дальний поход на половцев: ... Наострил отвагой храброй сердце,Распалился славным ратным духомИ
    23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его - Владимир Путивльский, племянник - князь Святослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Результаты этого похода оказались плачевными для Руси. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья - Игорь и его брат Всеволод, оказались
    Главный герой "Слова о полку Игореве" - князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, "не сдержав юности", без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода - стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование - солнечное
    Идеал автора - князь мужественный и Сильный, способный побеждать врагов И оборонять Русскую землю. Д. С. Лихачев "Слово о полку Игореве", несмотря на небольшой объем, - произведение густонаселенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети - с одной стороны, а с другой - половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это - живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев. На
    Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын - Владимир Путивльский, племянник - князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святославом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше. Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно
    Один из памятников древнерусской литературы "Повесть временных лет" охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые слова этого произведения: "Вот повести временных лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля". "Повесть..." - обширная летопись, рассказывающая о возникновении и становлении русского государства. Территория, где жили славянские племена, занимала очень выгодное географическое положение. По рекам, протекающим здесь, можно было добраться до Рима,
    "Слово про похід Ігорів" Літературний диктант І варіант 1. Хто "розтікався мислю по древу, як хотів кому пісню творити?" 2. Ім"я якого першого старого князя, який жив ще до Ігоря, згадується у поемі? 3. Куди повів князь Ігор свої полки? 4.Чиїм внуком був віщий Боян? 5. Який епітет використано до образу князя Всеволода? 6.З якої річки князь Ігор мав бажання "шоломом пити воду"? 7. Що кричало на верху дерева, коли Ігор вирушив у похід, передвіщаючи невдачу? 8. Який результат

Урок 10 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»

05.05.2015 14931 0

Цели : дать представление о древнерусской литературе; познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»

Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.

«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. Беседа по вопросам:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение? (Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.)

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный)

1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»

2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»

3. «Осадили печенеги город…»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)

10. «…послали киевляне к Святославу…»

11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).

X. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»

Домашнее задание: на усмотрение учителя.