Биографии Характеристики Анализ

Трептов парк мемориал советским солдатам в берлине. Чтобы помнили

В популярнейшем Трептов-парке, расположенном в восточном Берлине, стоит один из самых знаменитых монументов мира, хранящих память о Второй мировой войне. Это статуя Воина-освободителя, являющаяся центром одного из трёх воинских мемориалов германской столицы, напоминающих о победе СССР в Великой Отечественной войне и освобождении Европы от фашизма.

История создания монумента

Идея создания мемориала возникла сразу после войны. В 1946 году Военный совет группы советских войск в Германии объявил конкурс на лучший проект памятника воинам-освободителям. Из 33 проектов победил проект, разработанный архитектором Я. Б. Белопольским и скульптором Е. В. Вучетичем. Интересно, что Вучетич представил два эскиза центрального монумента. Первый должен был изображать Сталина с глобусом в руке, однако сам генералиссимус утвердил второй вариант. Есть сведения, что Сталин внёс ещё одно предложение – заменить автомат в руках солдата на меч. Конечно, была принята и эта корректива. При этом некоторые историки утверждают, что идея с мечом принадлежала самому скульптору.














Сюжет памятника был навеян реальным событием. Правда, неизвестно, кто точно послужил прототипом. Историки называют два имени – Николая Масалова, вынесшего из-под огня немецкую девочку, и Трифона Лукьяновича, повторившего тот же подвиг. Позировать же скульптору могли разные люди. Так, по воспоминаниям полковника В.М. Гуназы, именно он позировал Вучетичу в 1945 году, когда служил в Австрии. Как утверждал в мемуарах В.М. Гуназа, именно он посоветовал скульптору изобразить в руках у солдата девочку, а не мальчика, как тот изначально планировал.

Уже во время работы в Берлине Вучетичу позировал рядовой И.С. Одарченко, которого скульптор увидел на праздновании Дня физкультурника. Интересно, что Одарченко позировал также для мозаичного панно, которое находится внутри постамента памятника. Автор, художник А.А. Горпенко, изобразил его на панно дважды. Впоследствии Одарченко проходил службу в Берлине, в том числе нёс караул у памятника Воину-освободителю. К нему неоднократно подходили люди и спрашивали, случайно ли его поразительное сходство с памятником, но он так и не сознался.

В качестве модели для фигуры девочки сначала выступила Марлен, дочь немецкого архитектора Феликса Краузе, помогавшего Вучетичу. Однако позже решили, что она не подходит по возрасту, после чего остановились на кандидатуре 3-летней Светланы, дочери советского коменданта Берлина генерал-майора Котикова.

Интересна история меча. Вучетич изобразил не абстрактный меч, а совершенно конкретный клинок князя Новгорода и Пскова Всеволода, в крещении Гавриила (1095-1138), причисленного к лику святых в 1549 году.

Работа над огромным монументом была сопряжена с большими сложностями. Сначала Вучетич вылепил скульптуру из глины в одну пятую натуральной величины, затем для отливки были подготовлены гипсовые фрагменты, которые были отправлены в Ленинград, на завод «Монумент-скульптура». Уже здесь статуя была воплощена в бронзе и по частям морем переправлена в Берлин.

Изначально предполагалось, что монумент будет отлит в Германии, однако германские фирмы требовали не менее полугода срока. Советские власти планировали открыть монумент к 4-летию Победы, поэтому заказ был передан Ленинграду. Ленинградские литейщики управились за семь недель. К указанной дате памятник был готов, открытие его состоялось 8 мая 1949 года.

Мемориал Трептов-парка

В настоящее время памятник Воину-освободителю является центральным элементом мемориального комплекса «Трептов-парка», в котором захоронено более 7000 советских солдат, погибших при штурме Берлина. Монумент представляет собой фигуру воина, держащего в правой руке опущенный меч, в левой – прильнувшую к нему немецкую девочку. Ногами солдат попирает разрубленную нацистскую свастику. Высота памятника около 13 метров, вес – 72 тонны. Труд создателей монумента был высоко оценён – творческому коллективу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

Монумент установлен на гранитном пьедестале, который в свою очередь стоит на высоком насыпном холме. Внутри пьедестала создан мемориальный зал, стены которого украшены мозаикой, изображающей представителей народов СССР, возлагающих цветы к могилам павших. Посреди зала на чёрном полированном каменном кубе стоит золотой ларец, в котором хранится книга с именами всех погибших при взятии Берлина. Очень впечатляет люстра диаметром 2,5 м. под куполом зала, сделанная из рубинов и хрусталя в виде ордена Победы.

Именно на этих мозаиках дважды изображён Иван Одарченко, позировавший Вучетичу для монумента.

Сам мемориальный ансамбль Трептов-парка занимает площадь около 200 тысяч кв. м. В нём посажено несколько десятков тысяч деревьев и кустарников, проложено 5 километров дорожек, обрамлённых гранитным бордюром. Помимо центрального монумента, в парке установлена вырубленная из гранитного монолита скульптура «Родина-Мать», а перед Солдатом-освободителем простирается мемориальное поле с саркофагами, братскими могилами, склонёнными знамёнами из красного гранита и двумя бронзовыми статуями коленопреклонённых солдат. И сейчас, десятилетия спустя после войны, мемориал взывает сильнейший эмоциональный отклик у многочисленных посетителей.

Интересно, что гранит, из которого выстроен мемориал, был вывезен фашистами из оккупированной Голландии и предназначался для строительства памятника после победы в войне с СССР. В конце концов, именно этой цели камень и послужил, вот только победитель оказался другим. Всего на строительство ушло около 40 тысяч кв. м. гранитных плит.

Статус мемориала закреплён договором, подписанным четырьмя державами-победительницами, ФРГ и ГДР. По условиям соглашения, мемориал обладает вечным статусом, а его сохранность гарантируется германским правительством. Ремонт осуществляется также за счёт Германии. И немцы неукоснительно соблюдают свои обязательства. Так, в 2003-2004 гг. монумент Освободителя был разобран и вывезен на реставрацию, профинансированную Германией.

Уместно будет упомянуть о судьбе макета-прототипа Вучетича. Он хранился в Германии до 1964 года, когда был перевезён в Россию. В настоящее время скульптура установлена в мемориальном комплексе Серпухова «Соборная гора».

Воинский мемориал в , ; крупнейший в Европе памятник советскому солдату. В нем захоронено более 7000 советских воинов. Высота сооружение составляет 12 м, а вес - примерно 70 тонн. Этот монументальный памятник включен в по версии нашего сайта.

Территориально он расположен в одном из крупнейших парков германской столицы, в Трептов-парке. Добраться до него из центра можно на городской электричке S-Bahn. Сойти нужно на остановке Treptower Park. После выхода из метро нужно немного пройти пешком в сторону Пушкинской аллеи.

Мемориал воину-освободителю был воздвигнут в 1947-49 гг. как символ победы советского народа над фашизмом. Центральным элементом комплекса является массивная фигура солдата с ребенком на руках. Известно, что прототипом скульптуры был солдат по фамилии Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина.

Над созданием скульптуры работали выдающиеся советские мастера. Еще один акцент в композиции сделан на громадный меч в другой руке солдата. Считается, что это тот же меч, который Родина-мать поднимает над собой в Волгограде. Перед бронзовой скульптурой солдата располагается мемориальное поле с братскими могилами.

У самого входа в памятный зал возвышается Родина-мать, скорбящая о своих погибших сыновьях. По бокам монумент окружают российские березки. В 2003 году скульптура воина была всецело отреставрирована, и теперь она обновленная встречает своих посетителей.

Фото достопримечательности: Монумент Воину-освободителю

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным. Давайте узнаем про него подробности...

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они - документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч - это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков - более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке - один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал - пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах - это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Монумент Воину-освободителю в Берлине, история May 8th, 2009

Воин-освободитель — монумент в берлинском Трептов-парке . Скульптор Е. В. Вучетич , архитектор Я. Б. Белопольский . Открыт 8 мая 1949 года . Высота — 12 метров.

Бронзовая скульптура воина установлена на зеленом холме - стилизованном кургане. На нем на круглом пьедестале возвышается фигура солдата с опущенным мечом и маленькой девочкой на руках. Под ногами у воина - разрубленная им фашистская свастика. Общая высота памятника - 28,6 метра, высота самой скульптуры - 12 метров.

Считается, что прототипом фигуры солдата с ребенком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребенка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: "В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребенка".

Пишет Иван ГАПОНЕНКО:

В 1990 году с группой туристов я побывал в ГДР. Берлинский экскурсовод Альбина Швайгель показала нам Книжную улицу, которая в апреле 1945 года была передовой в битве за Берлин. “С левой стороны в домах находились советские воины, с правой — отборные эсэсовские части”, — объяснила Альбина.

Мы подошли к памятному знаку из красного кирпича. Альбина перевела нам надпись, сделанную по-немецки: “Трофим Андреевич Лукьяно--вич, старший сержант Советской Армии, 29 апреля 1945 года здесь спас от пуль эсэсовцев немецкого ребенка. Через пять дней после своего героического подвига умер от тяжелых ран. Честь и слава его памяти”.

Альбина рассказала, что произошло в тот день.

Гремела битва за Берлин, а в бомбоубежище прятались мирные жители — старики, женщины, дети. Когда между боями наступило затишье, пятилетняя девочка, не послушавшись маму, выбралась на улицу. Заметив отсутствие дочери, мать бросилась на улицу. И вдруг из окна дома, где засели эсэсовцы, протрещала автоматная очередь — женщина, истекая кровью, замертво рухнула на мостовую. Дочурка, увидев мертвую маму, разрыдалась. Услышав плач ребенка, Лукьянович бросился спасать девочку. Дополз, взял на руки, пополз обратно. Когда уже добрался до своих и передал ребенка товарищам, с немецкой стороны прогремел выстрел. Пуля эсэсовского снайпера смертельно ранила героя. В медсанбате он пришел в себя. Рассказал товарищам, что родился в 1919 году в Белоруссии, в рабочей семье. Работал мастером-наладчиком на Минском часовом заводе. В начале войны немецкая авиабомба попала в дом, где жила семья Лукьяновича. Погибли мать, жена, две дочери и теща.

Врачи долго и упорно боролись за жизнь героя, но спасти не смогли...

А спасенную советским бойцом немецкую де-вочку взяла на воспитание фрау Зилке, муж которой погиб под Сталинградом.

— А как сложилась судьба девочки? — спросили мы Альбину. Она улыбнулась и ответила: “Это я...”

Она рассказала, что в Берлинском колледже закончила факультет иностранных языков и работает экскурсоводом-инструктором при городском отделе “Интуриста”.

А в берлинском Трептов-парке спят вечным сном 5000 советских воинов, погибших при освобождении города. На могильных плитах лежат красные гвоздики, а рядом шумят на ветру белые русские березы, напоминая о далекой Родине. На постаменте из бронзы высится 13-метровая фигура советского воина-освободителя с девочкой на руках, им спасенной.

Мемориальный комплекс

Мемориал находится в парке на территории бывшего Восточного Берлина. Общая площадь величественного сооружения - 280 тысяч квадратных метров.

Мемориал был создан по приказу СВАГ (Главнокомандующего Советской Военной Администрации) номер 139 от 3/4 июня 1947 года "О строительстве памятников в Трептовском и Панковском парках города Берлина павшим советским воинам".

Авторы комплекса - скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский, инженер Сарра Варелиус и художник Александр Горпенко. Работы по созданию мемориала с июня 1947 года по май 1949 года вели 7 тысяч строителей. В это же время производились перезахоронения останков воинов из других районов Берлина.

Комплекс имеет два входа в виде арок с надписями на русском и немецком языках. Надпись гласит: "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины". Аллеи от входов ведут к трехметровой каменной скульптуре "Родина-мать". А уже от скульптуры открывается вид на весь мемориал и 12-метровый памятник.

Гранит, из которого создан мемориал, был взят из развалин рейхсканцелярии.

Вход на мемориальное кладбище справа и слева обрамляют 13-метровые гранитные знамена. По обе стороны возле знамен изваяны коленопреклоненные воины. От входа террасами лестница спускается к центральной части архитектурного комплекса. По его главной оси расположены пять братских могил, а по обе стороны от главной оси - 16 саркофагов (по восемь справа и слева) с барельефами.

Из 7,2 тысячи известны имена 2,77 тысяч человек.

Реставрация скульптуры

Масштабная реставрация скульптуры, длившаяся больше года, завершилась в 2004 году. Бронзового солдата демонтировали и перевезли на остров Рюген. Там у 45-тонной скульптуры укрепили опорную конструкцию, а металл очистили. Работы проводила фирма Metallbau. Также были отреставрированы и другие части мемориала.

Памятник находится в ведении отдела городского развития берлинского сената. Реставрация обошлась ведомству в 5,3 миллиона евро, на работы, непосредственно связанные со скульптурой, было потрачено 1,35 миллиона евро.

Вечная слава нашим героям! С праздником Победы!