Биографии Характеристики Анализ

Три неожиданных последствия начала уроков в девять утра у белорусских школьников. Евгения пастернак, писательница

Министерство образования Беларуси всерьез рассматривает вопрос о переносе начала уроков в школах на 9 часов утра. Дети в восторге: им хотят предоставить возможность поспать лишний час. А вот родители слегка озабочены предстоящими нововведениями…

Во сколько начнутся уроки?

В первую очередь, их волнуют два вопроса: возможность отводить детей в школу на час позже обычного (а далеко не все предприятия и организации начинают рабочий день после 9.00) и время начала и окончания второй смены в школе при таком графике.

В Минобразования уже объявили, что решением проблемы видят создание возможности приводить детей в школы и к 8 утра для тех, у кого рано начинается рабочий день. Тот «лишний» час в школе дети смогут провести под присмотром кого-то из педагогов, занимаясь дополнительными занятиями либо, например, зарядкой.

Что касается второй смены, то здесь во многих школах – особенно в старых, где не хватает помещений для всех учащихся – сложно будет изменить и без того напряженный график учеников и учителей. Но и в таких учебных заведениях пересматривают расписания уроков и определяют возможность сдвинуть начало учебного дня хотя бы на полчаса.

Если вопрос начала учебного дня в школах с одной сменой можно считать практически решенным – он с сентября 2017 года наверняка будет начинаться в 9.00, – то режим работы школ и гимназий, где учатся и в первую, и во вторую смены, будет рассматриваться отдельно.

Министерство образования: школы сами решат, когда начинать уроки

В министерстве образования Республики Беларусь стараются успокоить родителей, учеников и педагогов. Решение по времени начала уроков будут принимать сами школы после того, как администрация оценит все плюсы и минусы нового графика, убеждают в Минобразования.

«Школам, которые работают в две смены, трудно будет перестроиться на 9 утра - затянется учебный процесс. Поэтому они рассматривают возможность начинать занятия, например, в 8.30», - отметила, отвечая на вопросы журналистов, пресс-секретарь министерства образования Республики Беларусь Людмила Новицкая.

Специалист министерства заверила, что те дети, которые будут приходить в школу рано, к 8 утра, как и прежде, будут под присмотром.

«Школы будут открыты, и с этими детьми будут заниматься. Это может быть физическая разминка или творчество, рисование, например, конкретно уже будет решать администрация школы», - заверила она.

Врачи: лучше в 9, чем в 8

К слову, согласно санитарно-эпидемиологическим нормам («Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные министерством образования 27 декабря 2012 года, № 206), занятия в школах должны начинаться не ранее 9 утра. Именно это время белорусские доктора и ученые считают оптимальным для лучшего здоровья наших детей.

Они утверждают: учащиеся школ, в которых уроки начинаются раньше, менее внимательны, хуже учатся, чаще попадают в ДТП и в целом имеют больше проблем со здоровьем. Особенно хорошо возможное изменение времени начала уроков может сказаться на подростках, которым, в отличие от учеников младшей школы, тяжело заснуть в 21.00 и которые не высыпаются по утрам.

Любопытно, что того же мнения, что и наш Республиканский центр гигиены и эпидемиологии, придерживается также Американская ассоциация педиатров.

Учителя: можно и с 9, почему нет?

Ольга Владимировна, учитель начальных классов:

Плюсы начала уроков в 9 часов очевидны: дети будут меньше опаздывать и будут бодрее на первом уроке. Это обрадует любого учителя! Ну и большинство преподавателей тоже не откажутся приходить по времени, как "ко второму уроку".

Из минусов: поздние завтраки у малышей, да и изменение всего расписания питания детей. И очень сложно, конечно, будет второй смене. Она просто не укладывается в систему. Мне очень претит позднее начало учебного дня. Уже предвкушаю, что, как всегда, литературу поставят последним уроком, дети будут сидеть на ней совершенно уставшими и ничего не воспринимающими. А дома их будет ждать поздний ужин и позднее укладывание. Даже я, преподаватель, поздно вечером туго соображаю уже, что говорить о детях. Со второй сменой надо что-то придумывать, изворачиваться. Хотя что ни придумывай, несколько дней в неделю все равно будет позднее окончание уроков. Думаю, медики это не оценят, говоря о здоровье детей.

Татьяна Александровна, учитель математики в гимназии:

Идея учиться с 9 часов утра не так уж плоха, как может показаться. Дети могут быть более спокойными и восприимчивыми к информации. На первых уроках в 8 часов всегда им сложно сконцентрироваться, особенно на контрольных и самостоятельных – это заметно. Да и учителя не откажутся, думаю, приходить на работу на час позже. Что касается родителей и их возможностей приводить детей в школу, то я как мама будущего первоклассника, совсем не против, чтобы он учился с 9, а не с 8. Подстроюсь. И другие родители подстроятся, что, в принципе, всегда они и делают, учитывая время работы сада, школы, кружков и секций. И когда в 8 утра начинались занятия, были те, кто сдвигал время начала своего рабочего дня на полчаса-час, привлекали бабушек или приводили детей в школу чуть раньше.

Из негативных моментов отмечу позднее окончание уроков у старшеклассников. Если сейчас они освобождаются в 14.30, то теперь будут в 15.30, а то и в 16.30, если брать в расчет факультативные и прочие дополнительные занятия. Пока дойдут домой, покушают. А кружки, домашние задания? Может получиться, что у них просто не будет времени на отдых. Или они будут отодвигать время сна на час. И вторая смена, да, тоже сложный вопрос. Как правильно составить расписание, чтобы очень поздно дети не задерживались в школе? При переходе на начало уроков с 9 часов утра при увеличении длительности уроков первой смены и отсутствии дополнительных кабинетов «второсменникам» придется очень несладко….

Родители: оставили бы все как есть…

Самыми большими консерваторами в вопросах любых школьных изменений являются родители. Именно им бывает сложнее всего принять новшества, они же являются их основными критиками…

Екатерина, мама 5-классника:

Опять все расписание будет набекрень. Ну как так? Дети в школе и так находятся в постоянном стрессе. Уроки, контрольные, разные учителя с различными требованиями, экзамены уже после начальной школы, меняющиеся учебники. И тут – очередное новшество, меняют расписание уроков. Может, оно и хорошо влияло бы на учеников, только начинающих учиться. Для нас же это – еще один стресс, потому как все жизненное расписание, и родителей, и детей, подстроено под начало уроков в 8 часов и их окончание в 13.30. А дальше идут спортивные секции, музыкальная школа и прочие дополнительные занятия. Если нам с 6 класса сделают уроки с 9 утра, менять придется абсолютно все! Этот час утром нам никак не изменит жизнь, а вот дополнительные час-полтора учебы после уроков сверх расписания очень даже… Как они надоели со своими изменениями в образовании! Оставили бы уже все как есть! Хоть лет 5 не трогали эти несчастные школы…

Валентина, мама 2-классника и 9-классницы:

Сложный вопрос, не знаю, чего в нем больше, плюсов или минусов, честно. Мои дети с трудом встают по утрам, и я знаю, что для них, конечно, будет легче проснуться в 7.30, чем в 6.30. Я подстроюсь и буду водить в школу младшего хоть к 9, хоть к 10 – на то я и мама, это моя обязанность. Если ребенку будет комфортно, я только за. По поводу старшеклассников все сложнее, мне кажется. У них очень много уроков, факультативы, подготовка к экзаменам. Получится, что им практически надо будет жить в школе и отказаться от кружков или секций, у кого они есть. Сегодня уроки и факультативы у моей дочки заканчиваются около 15.30-16.00, и она почти не кушает все это время, т.к. еда в школьной столовой ей не нравится, а бутерброды и пирожки – та еще пища! А что будет, если режим сдвинуть на час позже? И это еще прибавьте около 3 часов дома за домашним заданием. С этой точки зрения получается, что утром такой режим школьникам, может, и прибавит немного здоровья, но вечером его точно отнимет. Так что тут еще хорошо посчитать надо, чего тут больше, плюсов или минусов.

Школы меняют начало времени занятий на 9 утра. И делается это по желанию администрации, а не по велению Минобразования, настаивают в ведомстве.

Журналист Naviny.by была вынуждена звонить в администрации школ как родитель первоклассника, так как с журналистом говорить опасаются и отправляют в Комитет по образованию.

Итак, вшколе в Острошицком городке, где учится Коля Лукашенко , занятия будут начинаться в 9 утра.

«Школа переходит на работу с 9 утра», - сказала работник школы. На замечание, что непонятно, что делать, если на работу надо идти раньше, она сказала: «Если бы мы сами что-то понимали… Не мы это придумали, мы только исполняем. Думаю, какая-то ясность будет к 1 сентября. У нас городские дети в 7.20 на автобусе едут, мы сами не знаем, что это будет. Поверьте, для всех нас это очень непросто».

Отметим, что когда глава государства заговорил о переносе начала занятий с 8 на 9 утра, особое внимание обращал на то, что учащиеся сельских школ слишком рано приходят на занятия. Меж тем Острошицкая школа отличается от других сельских школ не только тем, что здесь есть два (!) бассейна, но и временем начала занятий. В большинстве сельских школ дети начинали учиться как раз в 8.30-9:00 , а здесь в 8:00!

Младший сын Александра Лукашенко Колянегативно оценил идею отца перенести начало уроков в школе с 8 на 9 часов утра. О реакции своего младшего сына на нововведение рассказал 26 мая, Лукашенко на встрече с учащимися «Молодежь. Взгляд в будущее», которая прошла в столичной средней школе № 61.

«Утром одно мнение [о переносе начала уроков] я уже получил: ты не то делаешь, не надо в 9 часов. Как родители детей повезут? Это же не сын президента едет», - поведал глава государства.

Продолжая тему, он отметил, что власть должна понять, какого именно эффекта хочет добиться от этого переноса.

Возможно, чиновники что-то поняли. Несколько раз они заявляли, что примут согласованное решение о времени начала занятий в минских школах. Отметив, что это случится до конца июня, начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марина Юркевич сообщила 25 мая: «Этот вопрос обсуждается с родительской общественностью, поскольку у нас есть учреждения образования, которые работают и в первую, и во вторую смены. Поручение президента всеми услышано. Думаю, уже в конце июня будет принято какое-то согласованное решение между попечительскими советами, родительскими комитетами, администрациями учреждений и управлениями образования, спорта и туризма».

Меж тем чтобы вписаться в санитарные нормы, уже 17 мая Министерство здравоохранения внесло изменения в Санитарные правила и нормы в части «Требования для учреждений общего среднего образования», сократив время для переменок в школе . И стало очевидно - обсуждения не будет, вопрос решен.

18 августа Марина Юркевич не стала обсуждать эту тему с журналистом Naviny .by, отметив, что не руководит Комитетом по образованию и посоветовала звонить выше. Но там не отвечали.

Зато сразу в нескольких минских школах ответили, что занятия будут начинаться в 9 утра.

В 4-й школе пояснили, что вопрос с маленькими детьми решается. В 43-й, где дети занимаются в две смены, в первом классе занятия будут начинаться в 8:30, а в остальных- в 9:00.

В школе №129 Минска успокоили по поводу того, куда деть маленького ребенка, если работа начинается с 9:00 и занятия в школе в это же время: «Сложностей у вас это не вызовет, не будет проблем оставить ребенка с 8 утра. Будут педагоги, занятия с ними будут проводиться. Каждый день будет кто-то заниматься».

Таким образом, в школах обещают, что будут дежурить учителя, то есть их рабочий день увеличится. С учетом того, что для классных руководителей в школе почти все субботы рабочие, вводимые дежурства по утрам означают одно - больше работы за те же деньги.

И все эти перемены происходят по желанию администраций школ. Каждая школа сама решает, в какое время начинать занятия, сказала Naviny . by пресс-секретарь Минобразования Людмила Высоцкая. По ее словам, не существует документа, который определял бы единое время начала занятий в школах. За администрациями учреждений образования остается право не менять время начала занятий.

На вопрос, почему же в минских школах занятия будут начинаться, как по команде, в 9 утра, Людмила Высоцкая сказала, что это не так: «В школах, где есть занятия в две смены будут начинать занятия в 8 утра. Если директор школы сможет так организовать учебный процесс так, что не удлинить время, это ее право».

На этой неделе во многих столичных школах родителям сообщили, что начало уроков все-таки перенесут на 9 утра. Именно об этом в последнее время несколько раз говорил Александр Лукашенко . Президент уверен, что на первом уроке дети еще спят, даже его младший сын Николай засыпает. В этом учебном году осталось учиться всего пару недель, поэтому нововведение заработает уже со следующего года. Хотя в Министерстве образования признались, что окончательного решения о начале первого урока еще не принято.

«Комсомолка» отправилась к школе в спальном районе, где сейчас уроки начинаются в 8 утра, чтобы узнать, как родителям такая новость.

Видимо, придется просить бабушек отводить сына в школу, - рассуждает папа третьеклассника. - Одного его отпускать еще рано. Если можно будет привести ребенка в школу раньше, получается, он на час будет дольше в школе? Для такого возраста это немалая разница.

А вот если родители не спешат утром на работу, нововведение их радует:

Я за! - рассказывает мама второклассницы Елена. - Мы встаем в 6.45 - каждое утро для всей семьи это небольшая трагедия. Если бы начинали в 9, можно было бы на час позже просыпаться... Но это у меня так, я в декретном отпуске, работающим родителям сложнее.

Пока официального документа о новом времени начала уроков еще нет, школы работают по старому расписанию.

Пока нет никакого нормативного документа, мы работаем, как и работали, с 8 утра, - говорит директор школы в Сухарево. - Родителей больше всего пугает, во сколько же будут заканчиваться уроки, если будем начинать в 9 утра.

В Министерстве образования объясняют, что нововведение коснется тех школ, где есть только первая смена. В школах, где учатся в две смены, администрация сама будет решать: переносить ли начало занятий на 9 утра, или же начинать учебу в 8.30. Если решат перенести на 9, расписание придется составлять так, чтобы уроки заканчивались не позже обычного.

Мы пробовали разные варианты начала уроков, - рассказывают в гимназии Витебской области. - Самым удачным остался такой: во все дни, кроме понедельника, уроки начинаются в 8.30. По понедельникам, когда есть классный час, начинаем в 9 утра.

В некоторых школах и гимназиях уроки и раньше начинались в 9.

У нас нет второй смены, поэтому позднее возвращение домой детям не грозит, - рассказывают в школе в Серебрянке. - Зато все успевают добраться к первому уроку.

КОМПЕТЕНТНО

«С 8 утра в школе будет педагог, который присмотрит за детьми»

Те родители, которые идут рано на работу, смогут приводить детей в школу к 8 часам, проблем никаких не будет, школы будут открыты, - объясняет пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая . - Но это не значит, что все учителя должны будут выходить на работу в 8 утра - будет дежурный учитель. Возможно, это будет психолог. Или педагог, который будет присматривать за детьми: будут делать какие-то упражнения, заниматься музыкой, рисовать. Дети будут заняты и под присмотром, а непосредственно уроки начнутся в 9 утра. СанПИН советует начинать уроки не раньше 9, и мы этой нормы будем придерживаться.

Но тогда получается, что самыми невезучими окажутся как раз те школьники, у которых родители работают. Причем именно малыши, которым еще не доверяют добираться до учебы самостоятельно. Именно им придется провести в школе на час больше.

А КАК У НИХ?

Американские школьники могут приезжать на учебу к 6 утра, а британские - к 10

В США нет единого времени начала занятий. По данным Национального центра образовательной статистики, в среднем уроки начинаются в 7.59. На сайте quora.com американцы обсуждают расписание. Так, жительница Луизианы была за партой уже в 7.05 (школьный автобус приезжал за ней в 6.25). В штате Вирджиния все зависело от возраста: младшая школа училась с 9.00, средняя - с 8.30, старшая - с 8.00. Чаще всего уроки начинаются от 8.00 до 8.30, но перед ними нередко ставят факультативы. Поэтому участники школьной спортивной команды или оркестра должны быть в школе в 7.00, а то и в 6.15!

В Британии расписание чаще всего выглядит так: начальная школа приходит к 9.00, средняя и старшая - к 8.30. Кстати, в 2014 году в Британии начался эксперимент: для 30 тысяч учеников звонок звенит аж в 10.00. Четыре года специалисты будут проверять, как это сказывается на самочувствии и успеваемости. Завершится все госэкзаменом. Специалисты предполагают, что результаты окажутся лучше у тех, кто приходил к 10.00, а не к 8.30.

В Германии учиться начинают в промежутке между 7.30 и 8.15 утра. В Италии школьники отправляются на учебу в среднем в 8.00, в Швеции - в 8.15, а во Франции - в 8.30.

ВОПРОС ДНЯ

Как вас коснутся изменения в школьном расписании?

Евгения ПАСТЕРНАК, писательница:

У меня дочка с 5-го класса учится с 9.00, у них так в гимназии принято. Если надо, им нулевые уроки ставят, факультативы всякие нулевыми, классные часы и прочее… Я думаю, все так и будет продолжаться. А вот для детей-спортсменов это серьезный минус. Шестой урок заканчивается в 14.45, и зайти домой между школой и тренировкой уже вряд ли будет получаться.

Виктория ШУВАЛОВА, фотограф:

Я не против к 9.00 возить детей в школу. По-моему, для них это хорошо - можно подольше поспать, собраться не торопясь. Нам до школы ехать 30 - 40 минут, на машине дорога занимает 20 - 30 минут, в зависимости от пробок. Поэтому для нас начало уроков в 9.00 - это действительно удобно.

Мария ЛАВРОВИЧ, дефектолог:

Нам о переносе времени еще не говорили, но, чувствую, никого сия участь не минует. Утренние сборы пока представляю с трудом - кого когда будить, когда самой собираться на работу… Больше всего меня волнует, что будет с музыкальной школой и курсами английского у сына-восьмиклассника и гимнастикой у дочки-третьеклассницы? Обычно все кружки-секции начинаются в четыре - сдвинется ли их время тоже?

Ольга МАРИНИНА, логист:

У моего сына-пятиклассника уроки в гимназии начинаются в 8.30. Вот, например, сегодня их 6. Плюс информационный час. Освобождается в 14.55. В 16.00 у него уже английский, в 18.20 - бассейн. Дома в 20.00. Если график сдвинут, домой будет попадать еще позже. Уроки до 12 ночи делать? И высыпается он сейчас, кстати. Ложится около десяти вечера, утром сам по будильнику встает, душ принимает. В школах есть другие, более серьезные проблемы. Учителя меняются часто, пособий на белорусском языке мало, контурных карт - просто нет в природе на белорусском… Пусть бы их и решали.

Андрей РАЙКЕВИЧ, предприниматель:

Не вижу ничего плохого в этих изменениях. Мой сын обрадовался, а если бы разрешили к 10 или 11 ходить в школу, был бы просто счастлив. Родители слишком много анализируют и придираются. Ни одно решение не принимается без толпы недовольных.

Татьяна МЕТЛА, инженер:

Я работаю с 8 утра, муж - посменно. Придется отводить дочку в школу к 8 часам утра... Но после уроков она идет в продленку! Получается, ребенок будет в школе больше 10 часов.

Елена ГРАЕВА, медсестра:

Ни года без нововведений! Разве эти полчаса-час что-то изменят? Дети начнут высыпаться? Я думаю, что это коррективы для галочки.

Равнодушных в этом вопросе нет: оказалось, время начала школьных занятий влияет на режим дня всей страны.

Вопрос, который зрел в образовании несколько последних лет, созрел и сорвался с ветки решительным жестом главы государства: президент Беларуси Александр Лукашенко поручил пересмотреть график работы школ.

Теперь занятия в школах будут начинаться с девяти : в администрации учебных заведений начали поступать письма и инструкции из отделов образования.

При необходимости детей можно будет приводить в школы и к 08:00, но занятия будут начинаться с девяти утра - так прокомментировала новость пресс-секретарь Министерства образования Беларуси Людмила Высоцкая.

Вовлеченными в дискуссию о свершившемся факте оказались все. У кого-то дети - школьники, у кого-то - целый отдел сотрудников, которым нужно с утра отправить в школу детей, кто-то сам работает в школе, а кто-то - не в самой школе, а в центре кружковой работы, любительском театре, «художке» или «музыкалке», и его график самым непосредственным образом связан с графиком работы средней школы.

Одни возят этих детей на занятия из деревень и поселков, а другие их кормят и лечат… Словом, как ни крути, а это коснется всех - смена школьного расписания.

Форумы кипят. Обсуждение, как это часто бывает - постфактум, просто чтобы сбросить эмоции. Мнения родителей, учителей и учеников не спрашивали, видимо, в уверенности, что единого быть не может и не будет.

Решение было принято «сверху»: школы, которые учатся в одну смену, с 1 сентября будут учиться с девяти; школы, в которых есть вторая смена - с половины девятого, причем начало уроков «не в девять» нужно будет подробно аргументировать.

Многие видят в нововведении серьезные плюсы : разбудить детей с утра - задачка та еще. Одно дело - поднять школяра в семь. Совсем другое дело - сделать это в восемь. Поначалу дети, привыкшие вставать раньше, будут просыпаться гораздо раньше нового срока - так что пару недель мамы и бабушки насладятся утренними подъемами без стресса.

Плюс и в том, что дети-жаворонки получат с утра целый час дополнительного времени: теперь можно без спешки позавтракать, повторить уроки, да и выучить их, если с вечера не вышло - подаренный час можно использовать с большой пользой.

Некоторые учебные заведения столицы и так начинали занятия с девяти: в гимназии и лицеи, входящие в топ-десять минских учреждений образования, дети едут со всего города, им нужно дать время добраться. Разумеется, здесь дети учатся только в одну смену - поэтому возвращаться домой затемно им не грозит.

Но есть и минусы . Первый - для тех школ, в которых есть вторая смена. Даже полчаса, на которые сдвинется вторая - серьезный кусок времени. Заканчивать учебу в шесть вечера - уже тяжело, а в полседьмого? Полчаса осенью и ранней весной влияют и на то, как ты будешь идти из школы: в темноте или по свету.

Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок шел из школы засветло. Сдвиг времени начала занятий отодвинет этот момент на несколько недель.

Фото: b-g.by

Второй минус - утренние сборы в школу. Родители, чей рабочий день начинается с восьми, должны теперь изворачиваться, чтобы организовать уход ребенка в школу.

Есть дети, которые запросто позавтракают сами, выключат все электроприборы, правильно закроют дверь и уйдут в школу без эксцессов.

Но есть дети, которые этого сделать не смогут. А есть и те, кто - не станет. Мне знакомы подростки, вполне замечательные и умные, которые просто не встанут к девяти, если их не станут будить надоедливые и настойчивые родители.

Вышеназванные плюсы и минусы обглоданы на форумах до косточек: проблема общая, радостные последствия решения - общие, но и негативные моменты широко распространены.

Министерство на самые острые «камни преткновения» отреагировало оперативно: те родители, которые не найдут возможности отводить детей к девяти, смогут привести их по-прежнему к восьми. И этот час с восьми до девяти неприкаянными школьниками будут заниматься учителя. Как пообещали в Министерстве, небесплатно.

Как обычно, настоящие проблемы начнут проявляться тогда, когда дело от теоретических обсуждений в соцсетях дойдет до практической реализации. Пока видятся три неожиданных, не учтенных пока еще, последствия начала уроков с девяти.

Во-первых, как известно, самое продуктивное время в школьной первой смене - с 8 до 12, с условием, что ребенок соблюдает режим дня и спит не меньше восьми-девяти часов. Потом продуктивность резко падает и возрастает только после 16.

У детей, которые пришли в школу к восьми, предварительно выспавшись (для этого нужно ложиться не в одиннадцать-двенадцать, а в девять-десять вечера), есть четыре с половиной урока на продуктивную деятельность.

Если первым уроком поставить что-то очевидно интересное и не слишком сложное - географию, рисование, медицинскую подготовку, труды, а вторым-третьим всякие школьные сложности вроде математики, химии, физики и языков - получаем оптимальное распределение нагрузки в зависимости от биоритмов.

Отбрасывая первый урок, мы получаем сокращение продуктивного школьного времени на треть. Сегодня школьникам очень тяжело даются седьмые, восьмые уроки, тем более - факультативы, которые ставятся после основной сетки.

Как они будут заниматься на последних уроках в следующем году? Ведь седьмой урок теперь станет фактически восьмым, восьмой - девятым.

А те, кто после уроков идут заниматься в художественные и музыкальные школы? Когда они будут заканчивать свой рабочий день?

Второй момент касается детей, которые все равно придут к восьми, потому что у родителей нет другого выхода. То, что для них обычный школьный день начнется все равно в восемь, а закончится на час позже - очевидно. То, что занять их чем-то равноценным нахождению дома не выйдет - тоже понятно.

Ни удобно поваляться на диване, ни уютно посидеть в кресле в нашей школе негде - будут целый час все равно сидеть за партами и что-то решать или писать. Ну, или целый час делать зарядку, а потом переодевать потное тело в школьную форму. Вот уж кого жалко!

А вот третий момент приятный - если только учителя и администрации школ решат им воспользоваться. Теперь на восемь часов можно ставить факультативы. Как факультативы вообще, так и занятия для одаренных и высокомотивированных детей. Таким несложно встать к восьми - и они вместе с педагогами воспользуются нововведением с наибольшей отдачей.

Кстати, в разных странах по-разному решается вопрос начала занятий. В США это время устанавливает сама школа, и, согласно статистике, в среднем американские ученики начинают школьный день в 7:59. Большинство школ работает с 8, но есть варианты и с 8:30, и с 9, и даже с 6:15: так бывает в колледжах, где очень много дополнительных занятий и факультативов, которые как раз и ставят раньше основной сетки (а не позже, как у нас).

Английские звонки начинают звенеть в восемь тридцать для старшеклассников и в девять - для младшей школы. В Германии уроки начинаются в промежутке с 7:30 до 8:15 по решению школы. Японские ученики раскладывают тетради на парте к 8:45. И тут нет единообразия.

Так, может быть, оно и не нужно? Пусть бы каждая школа самостоятельно решала, во сколько начинать учиться. И никаких отчетов и аргументации. Так решили - и все тут.

VELVET: Анна Северинец

Несмотря на неоднократные требования, задачи упростить школьную программу и приблизить ее к жизни, улучшить качество учебников и не перегружать школьников в полной мере не решены, заявил Лукашенко, обращаясь к народу и парламенту.


Читать полностью в источнике с фото:

От недавно назначенного министра Игоря Карпенко Лукашенко потребовал вдвое сократить сроки подготовки новой программы для средней школы. «Иначе зачем министра меняли. Сделайте это все за лето, к новому учебному году. Главное — дать учителю эту программу. Он уже по программе должен найти эти знания, эти учебники, хрестоматии и прочее… Но мы можем и книжки написать быстро и оперативно. Надо выделить эти средства, небольшие, и попросить, чтобы написали новые учебники», — заявил глава государства.

«Думал, что мы не то сотворили в гуманитарной сфере, — продолжал он. — Но мы наломали дров в математике и физике в школе столько, что страшно смотреть на учебники. Кого вы готовите?»

Лукашенко уверен, что, усложняя процесс обучения и подбрасывая сложные учебники в школе, «мы отталкиваем детей получать знания», особенно в физике, математике, других точных науках. «Что-то пропустил, и произошло отторжение в силу сложности материала. Потом не наверстаешь. Почему на физмат днем с огнем не найти ребят? Мы угробили их в школе!» — подчеркнул президент.

В итоге предмет по силам только небольшому числу «яйцеголовых». «А средних и выше среднего мы угробили и оттолкнули сложностью материала. Это же кошмар. Александр Михайлович (Радьков. — Прим. TUT.BY), займитесь немедленно, вы же здоровый человек, человек президента — напишите эти учебники, соберите людей! Мы же издеваемся над детьми! Почему они у нас стали горбатыми — сколиоз, склероз и прочее», — возмутился Лукашенко.

Президент привел пример из собственной жизни, посетовав, что в среду у сына Николая было семь уроков, «ребенок просыпается в полседьмого…» «Надо еще разобраться Карпенко: с 9 часов надо начинать учебу! И не смотреть на то, что родителям сложно в школу отправить ребенка, потому что они раньше идут на работу. Час утром ребенку поспать — это что стоит!» — аргументировал Лукашенко.

«Безобразие в школе в элементарных вещах! В школе нельзя над детьми издеваться, мы же инвалидов готовим!» — резюмировал он.

Все проблемы президент потребовал решить уже в нынешней пятилетке.

Президент: необходима тесная интеграция учебы и производства

— Готовим специалистов, а на предприятии они востребованы не всегда. В итоге пополняются ряды безработных. Вторая проблема — уровень знаний и навыков молодой смены, порой, невысокий. Выпускникам приходится заново учиться на производстве.

По словам Лукашенко, нужно связать образование и производство.

— Студентов последних курсов нужно включать в процессы производства. И не только последних курсов. Надо со второго, может, с конца первого курса тащить их на поле, к станку и так далее. Если он почувствует, что не туда пришел, он уйдет после первого и второго курса… Два часа в аудитории — и поехали в поле к станку, два часа, три часа там. Интереснее будет учиться.

Президент поинтересовался, решен ли вопрос с рабочими местами 80 тысяч студентов, которые выпустятся в этом году.

— Нельзя идти на поводу у вузов и позволять им набирать студентов в погоне за какой-то численностью и прибылью. Диплом — удостоверение профессионала, а не проходной билет на всякий случай. Не является ли излишним для Беларуси сегодняшнее число вузов?

Лукашенко раскритиковал массовый выпуск юристов, социологов и политологов.

— Я уже этих политологов по именам знаю, и тех, что в оппозиционных СМИ и в разной направленности. Ну мы же их сотнями выпускаем. Чем они занимаются?