Биографии Характеристики Анализ

Весь школьный курс по истории. Учебный план

Перечень учебных дисциплин всего периода обучения;

Распределение этих дисциплин по годам обучения;

Определяет недельное и годовое количество часов на каждый предмет;

Определяет время каникул, экзаменов, практики;

Определяет темы факультативов.

Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю

Количество часов в неделю

Основы государства и права

Обществознание

По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).

Конец 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных планов.

    Введение общей дисциплины – обществознание.

1997/1998 гг. – базовый учебный план с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).

Количество часов в неделю

Обществознание

Школьная программа определяет:

    Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);

    Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

Принципы структуры курса

    Концентрический (с сер. XIXв. До 1914 г., с 1996/1997)

    Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)

    Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

У

Элементарный характер курса

Систематический характер (курс всемирнойистории)

словия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):
2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

VIIIНовейшая ист.XII

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

Изучали одно и то же I–IIкласс – элементарный курс (2 часа)

IV–VIкласс – основной курс (3 часа)

VII–VIIIкласс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов разрыв между теорией и практикой

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XXвв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

Преимущества линейного курса: 1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курсамеханически поддерживает интерес учащихся к предмету.

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.

Линейно-ступенчатый курс.

7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).

Vкласс – ИДМ элементарный

VIкласс – ИСВ курс

VII-VIIIкласс – история СССР и введение – элементарный курс

в иностранную историю

IX,X,XIклассы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории

Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об изменении порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).

Наличие предмета в программе

История отечества

Зарубежная история

1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку

НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V,VI,VIIклассы – элементарные курсы,VIII,IX,X– системные курсы (отличие от программы 1934 года).

Трудности линейно-ступенчатого курса: 1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается полностью принцип синхронности; 3)VIII,IX,X, классы перегружены.

28 декабря 1994 года – постановление «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в России вообще, и в самарском образовании в частности). Но ряд школ сохранили линейный принцип.

Iэтап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.

IIэтап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс всемирной истории + информация по истории отечества.

IIIэтап - 10, 11 классы. Курсы могут быть по выбору.

На практике – нарушение принципов концентризма.

Недостатки: 1) неопределённость содержания курсов для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки наIIIконцентре и высокий уровень перегрузки наII(в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала наIIиIIIконцентрах; 4) наIIконцентре нарушается синхронность и непрерывность; 5) необходимость перехода на концентры учебниками.

Предложения: 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение учебниками, состыковка программы учебников дляIIиIIIконцентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 19997

Алена Бальцева 18.01.2016 19997


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры – это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность – необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа – это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа – важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) – здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы

Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:

1. Объяснительная записка (прил.1). В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научные идеи. Здесь авторы определяют образовательные воспитательные и развивающие цели в изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Как правило, в этой части говорится о том, что программа составлена на основе обязательного минимума Содержания. Учебное содержание организуется на 2-ух уровнях: основном и вариативном материале (на основе базисного учебного плана в 5-12 классах насчитывается не менее 23 часа инвариативной части)

2. Основная часть . Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам и историческим курсам. Здесь авторы могут использовать разные способы формулирования учебного материала (прил. 2)

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

1.4. Структура содержания учебной программы

Учебная программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет по структуре курса методы обучения и критерии оценивания. Программа курса истории может быть построена с применением конкретизированного, линейного, спирального и смешанного способов структурирования его содержания.

Концентрированный способ – неоднократное возвращение к одной и той же теме, которая будет обрастать новыми фактами, событиями, связанными зависимостью от других тем.

Линейная структура – это непрерывная последовательность логически связанных тем (часто в хронологическом порядке), каждая из которых в процессе изучения отрабатывается лишь один раз.

Спиральный способ имеет исходную тему изучения, с которой связаны другие темы; количество их постоянно увеличивается. Этот способ непрерывный и не исключает многократное обращение, к одной и той же схеме.

Смешанная структура – это комбинация трех способов структурирования, названных выше. К некоторым темам имеет многократное обращение, некоторые рассматриваются лишь поверхностно, но, не теряя связи.

Выбор той или иной структуры содержания курса истории полностью зависит от взглядов на процессы обучения авторов учебной программы.

1.5. Задачи, цели, функции учебных программ по истории

По мнению Сластенина В.А., учебная программа выполняет ряд основных функций:

1. Описательная – программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая – организуя деятельность учителя о подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Целью авторов учебных программ кроме общеобязательных: общеобразовательной, воспитательной и развивающей – должен быть выбор оптимального содержания исторического образования, в ходе изучения которого будет необходимо привлечение таких видов учебной деятельности школьника, как познавательная, практическая, творческо-поисковая, ценностно-смысловая (эмоционально-оценочная). То есть, по мнению Турянской О. содержание исторического образования должно быть представлено в виде комплекса следующих компонентов:

2. Операционный – состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса (по этому компоненту необходимо в программу ввести уроки формирования умений и навыков);

3. Творческо-поисковый – содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы (список их предоставляется в программе), которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой – является базой для формирования аксеологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д.

Турянская О. говорит о том, что школьная программа по истории должна определять те понятия и события о прошлом общественной жизни, которые имели и имеет сегодня большое познавательное или негативное значение для жизни человечества (рабство; раб; хозяин человеческой судьбы). Учащиеся должны осознавать эти явления не только в их социально-историческом смысле, но и в моральном и даже психологическом.

Особое внимание необходимо уделять развитию практических умений учащихся определенных в программе: выработка навыков творческой обработки информации, критическое мышление, анализ информации. При этом учитель не должен навязывать свое мнение.

Итак, история является уникальной учебной дисциплиной, которая имеет особенные способы влияния на личность. И именно эти способы должны быть учтены при составлении школьных программ по изучению истории. Содержание их должно соответствовать информационным возможностям, техническому обеспечению и современному общественному состоянию. Поэтому, большое внимание необходимо уделять наиболее тщательной разработке учебных программ, позволяющей ученику не только успешно усваивать материал, но и уметь с помощью полученных навыков применять свои знания на практике в решении важных жизненных проблем.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381

2. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.158.

4. Сборник постановлений правительства Украины. – 1999. - №4. – С.76-77.

5. История Украины. – 2004. - №35. – С.2-3.

6. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

7. История Украины. – 2004. - №37. – С.12.

История — одна из наиболее увлекательных дисциплин в школьном общеобразовательном курсе. Она интересна по своему содержанию и всегда актуальна, так как позволяет проследить причинно-следственную связь между самыми различными на первый взгляд событиями, причем разделенными между собой веками.

История наглядно показывает, как создавались и распадались великие державы, примером чего могут служить Древнеримская или Российская империя. Как предмет — это многоплановая дисциплина и по событийным процессам, и по их трактовкам. Она очень объёмна, если брать во внимание источники информации, и при этом системна по своему изложению. Понять этот предмет, усвоить всю огромную базу информации, сопутствующую его изучению, помогает обширный видеоматериал, представленный на общеобразовательном портале сайт и сформированный как группа видеоуроков по отдельным темам и курсам.

Восстание декабристов и Крымская война

Достаточно сложной для понимания школьниками считается период начала 19 века, когда Российская империя стала ареной для нового политического движения, во главе которого оказалось прогрессивное молодое дворянство. Этот исторический этап более известен как восстание декабристов.

Разобраться в причинах,побудивших элиту общества выступить с протестом против политики Александра I за радикальные перемены в стране, без внимательного и глубокого изучения довольно сложно.Восстание декабристов, имевшее своей целью подготовку и осуществление вооруженного выступления, захват монархии и Сената для того, чтобы ввести в стране конституционный строй, стало первым серьезным сигналом для властных структур Российской империи. Видеоуроки, представленные на сайте, содержат в себе тщательно проработанную и систематизированную информацию, связанную с темой восстание декабристов , и значительно облегчают задачу усвоения программы по истории.

Серьезный интерес вызывает и такой этап жизни страны как Крымская война. Причинами ее стало неразрешимое мирным путем столкновение политических интересов России, Турции, Австрии, Франции и Англии, а также расширение сферы влияния и рынков сбыта.

Окончательным поводом, в результате которого в 1853 году началась Крымская война, стал, как не удивительно, религиозный спор о принадлежности «палестинских святынь», которые находились на тот момент на земле Османской империи. Противостоять в этом конфликте между Турцией и Россией на стороне османов сочли для себя необходимым Англия и Франция, начав дипломатическую блокаду по отношению к российской империи.

В итоге Крымская война стала серьезным поражением для России, в результате которого империя утратила свои военно-морские базы на Черном море и частично флот, потеряла влияние на Балканы. Но в то же время Крымская война стала причиной проведения целого ряда серьезных реформ в период последующего правления Александра II.

сайт — лучший помощник для глубокого понимания истории

Огромный объем сложного материала становится серьезным препятствием для глубокого понимания уроков по этим темам. Возможность еще раз в спокойной домашней обстановке выслушать изложение информации из уст высококвалифицированного преподавателя — отличная возможность понять и разобраться, в чем была сложность исторического пути, которым шла Российская империя в этот исторический период.

Оптимальным решением проблемы станут , представленные на портале и для детей, которые вынуждены по ряду причин проходить домашнее обучение. Не менее интересны они будут и для учителей, как возможность заочного присутствия на открытых уроках и обмена опытом их проведения.

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Программа краткое изложение основного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения.

Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

1.2. Типы учебных программ

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы