Биографии Характеристики Анализ

Учимся учиться: как лучше усваивать знания? Визуальная информация усваивается лучше всего. Два дня на изучение, один на повторение

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:"Законы памяти"

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

Инструкция

Прежде всего, нужно создать необходимые условия для запоминания. Нужно найти спокойное место, где отсутствуют лишние шумы, полностью сконцентрироваться на изучаемом материале и не отвлекаться на посторонние мысли.

Пересказ – один из лучших способов надолго зафиксировать в памяти прочитанную или услышанную информацию. При этом стоит обратить внимание на то, какой вид памяти лучше развит. Если легче усваивается написанный текст, хорошо работает зрительная память, то пересказ можно выполнить в виде шпаргалки, записав на ней основные тезисы, по которым будет легко воспроизвести текст. Если материал лучше воспринимается на слух, то прочитанное можно рассказать, если же текст обсудить с кем-либо, то запоминание ускоряется и облегчается в разы.

Чтобы сконцентрировать внимание на том материале, который необходимо усвоить, во время прочтения не стоит проговаривать слова, а также переносить взгляд на уже прочитанное. Это сильно снижает восприятие и раздражает нервную систему. Если какая-то информация была , ей следует уделить внимание при повторном подробном прочтении текста, усвоив основные мысли при первом.

Как и любой навык, умение быстро усваивать материал развивается только путем постоянных тренировок. Тренировать необходимо все виды памяти: слуховую, зрительную, смысловую. Комплексное восприятие визуальных образов и звуковых, дополняющих друг друга и подкрепленных ассоциациями создают прочную основу для надежного запоминания информации. Также одним из немаловажных факторов для запоминания текста является периферийное зрение – возможность захватить взглядом больший объем текста.

«Повторение – мать ученья» - гласит народная мудрость. Действительно, тщательное повторение материала через некоторое время после его изучения способствует надежному его укоренению в долгосрочной памяти. При этом не следует повторять весь материал сразу, особенно непосредственно перед зачетом или экзаменом. Повторение необходимо разделить на несколько дней, можно выделить два-три основных тезиса и повторять по одному в день.

Главным аспектом для усвоения материала является применение его на практике. Решение задач и выполнение упражнений по данной теме способствует хорошему запоминанию основных принципов, по которым решаются данные задачи. Четко зная цель практического применения материала, воспроизвести его при необходимости не предоставляет труда.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Каждый человек в своей жизни проходил определенный этап, когда нужно было учиться чему-то. Начинается у всех с детского сада, потом школа, институт, курсы повышения квалификации и многое другое. Давайте разберем в этой статье, как правильно учить конспекты или любые другие задания.

Ни для кого не секрет, что во время учебы всем приходится учить какую-то информацию, а потом сдавать экзамены или зачеты. Но проблема в том, что далеко не всегда, получается, запомнить определенный материал. Давайте поговорим о том, как лучше учить. Ведь, как и в других областях, здесь тоже нужно знать некоторые правила. И не только знать, но и следовать им.

Способы заучивания

  • Прежде всего, создаете себе мотивацию. Вам нужно придумать себе какую-то награду, которая вас ждет в случае успешного завершения дела. Мысленно нарисуйте ситуацию, в которой вы стоите перед экзаменаторами и уверенным голосом отвечаете на все поставленные вопросы.
  • Выберите для учебы определенное время и старайтесь ни на что не отвлекаться. Пусть личная жизнь, проблемы и заботы отойдут на второй план. Сосредоточьтесь только на поставленной цели. Не поддавайтесь никаким искушениям.
  • После того, как все необходимые условия по подготовке будут приняты, можно приступать к учебе.
  • Для того чтобы запомнить информацию ее нужно осмыслить и понять. Запомните, зубрить не нужно. Лучше просто понять и переработать весь заданный материал. Если вы расскажите преподавателям весь материал своими словами, то он поймет, что вы не зубрили тему полночи, а действительно разбирали ее и поняли.
  • Учтите, что учить материал лучше всего в вечернее время или с утра. Но не забывайте о перерывах между учебой. Во время отдыха можно послушать музыку, посмотреть комедийный фильм, почитать журнал.
  • Помните о том, что чем ярче важная часть информации выделяется на фоне другой, тем лучше. Для удобства можете выделить все важные аспекты маркером другого цвета.
  • Многих школьников интересует, как правильно учить экзаменационные билеты. Прежде всего, нужно усвоить одну простую истину, не учите выборочно, а начинайте с первой страницы и идите до конца. Прочтите сначала вопрос, потом теорию и так несколько раз. Через день после того, как выучили определенный билет, попробуйте на него ответить по памяти. Если вы решили писать шпаргалки, то пишите. Так как на малюсеньких бумажках не поместиться весь материал, то вам нужно будет выделять самое основной. Таким образом, вы хотите или нет, но все равно запомните то, что писали.

Несколько условий успешного запоминания

  • Много людей говорят, что у них просто плохая память и поэтому они не могут запомнить тот или иной материал, но это не так. Просто нужно проявлять интерес к тому, что вам нужно выучить.
  • Если в материале «сквозят» чувства, то он очень легко запоминается. Например, стихи о несчастной и неразделенной любви, смешная баллада и т. д.
  • Очень важным условием успешного запоминания является, безусловно, понимание той информации, которую нужно усвоить. Если вам не ясна мысль, которую несет материал, то вы не усвоите его, а зазубрите. В результате вы не выучите что-то новое, которое отложится в памяти, а забудете все, что зазубрили буквально через пару дней.
  • Нужно поставить себе цель выучить данный материал. Убедите самого себя, что это важно для вас, и пригодиться вам в жизни. Тогда все выученное непременно запомнится. Если же вы учите только для того, чтобы не получить двойку, то и информация не усваивается.
  • Для того чтобы лучше запоминать правила, нужно самостоятельно их разобрать и придумать примеры. Когда человек соединяет запоминание с деятельностью, то и результат намного лучше.
  • Очень важна так же и настойчивость. Проявив упорство и доведя начатое до конца, вы добьетесь прочного и полного запоминания.
  • При подготовке к экзамену нужно избегать зубрежки. Лучше все знания систематизировать. Прежде всего, постарайтесь пересказать своими словами прочитанный текст и запомнить самые основные моменты. На экзамене именно за них и будет «цепляться» ваша память. Ведь вспомнив какую-то дату, вы расскажите и про все сопутствующие события, которые она за собой влечет.
  • Не стоит пропускать ни одной предэкзаменационной консультации.
  • Очень важную роль играет и сбалансированное и полноценное питание. Надвигающиеся экзамены не помеха сытному обеду. Очень даже наоборот. Чувствуя голод, вы не сможете полностью сосредоточиться на учебе и будете постоянно на что-то отвлекаться. Не стоит так же во время экзаменов сидеть на диете. Экзамены и без того стресс для вашего организма, а тут еще и диета. Специалисты так же рекомендуют исключить употребление энергетиков. Они не только не эффективны, но и очень вредные для желудка. Тем более, что после них наступает упадок сил.
  • Не стоит вести сидячий образ жизни. Лучше займитесь спортом. Делайте каждое утро зарядку, сходите в бассейн или на пробежку. Таким образом, вы снимите напряжение. Специалисты установили, что физическая активность очень влияет на душевное состояние в целом.
  • Перед экзаменами не нужно себя настраивать на плохое. Если вы волнуетесь, то не спрашивайте у уже сдавших однокурсников, как все прошло. Так вы только больше будете нервничать. Лучше повторите выученный материал. Заходите в аудиторию с уверенностью в своих силах. Вытянув билет, не паникуйте даже тогда, когда вы что-то забыли. Просто сядьте и подготовьтесь к работе. Перепишите вопросы и постарайтесь на них ответить по памяти. Начинайте отвечать на тот вопрос, который вам кажется самым легким. Набросайте схему ответа. Затем переходите к следующим вопросам.

Теперь вы знаете, как лучше выучить любой материал. Будь то экзаменационные билеты или просто стихотворение о любви. Это позволит вам овладевать знаниями, не затрачивая на это много врмени. Желаем вам удачи!