Биографии Характеристики Анализ

Успешный лидер пример. Хочу быть лидером: как воспитать в себе лидерские качества

Структурированные продукты (СП) — комплексные финансовые инструменты, основанные на более простых (базовых) финансовых активах. По своей сути структурные продукты - это «упакованные» инвестиционные стратегии. Они часто являются комбинациями традиционных инвестиций в акции, облигации и производные финансовые инструменты.

Традиционные инвестиции и производные инструменты объединяются в единый финансовый актив и секьюритизируются. Структурирование позволяет получать инвестиционные продукты с параметрами риск-доходности, соответствующими конкретным потребностям и ожиданиям инвесторов. Структурные продукты имеют различную форму (юридическую оболочку) и выпускаются инвестиционными компаниями и банками.

Преимущества и актуальность

Согласно исследованиям Европейской ассоциации структурированных инвестиционных продуктов (EUSIP, www.eusipa.org), они все больше завоевывают доверие среди инвесторов. Причины успеха структурных продуктов кроются в их основных свойствах: определенный (заранее известный) уровень доходности, защита от неблагоприятной рыночной конъюнктуры и фиксированные сроки инвестирования.

Также нужно отметить, что сроки запуска новых структурированных продуктов достаточно короткие, что позволяет им быстро реагировать на новые тенденции на финансовых рынках.

Возросшая волатильность на валютных рынках, рынках акций и облигаций создает благоприятные условия для инвестирования в структурированные продукты. Низкие процентные ставки на развитых рынках капитала также заставляют инвесторов искать новые финансовые инструменты.

По данным отчета EUSIP, в первом квартале 2015 года оборот по сделкам со структурированными продуктами, торгуемыми на бирже, вырос на 30% по отношению к последнему кварталу 2014-го и составил €39,2 млрд, рост к первому кварталу 2014-го составил 17%. За первые три месяца 2015 года европейские банки выпустили более 980 тысячновых структурированных продуктов. Этона 30% превышает аналогичный показательпредыдущего квартала и на 46% - предыдущего года.

Объем выпущенных в первом квартале структурных продуктов составил более €260 млрд.На российском финансовом рынке нет организации, централизованно учитывающейсделки со структурированными продуктами,поэтому оценить его объем и его динамикунельзя. По данным Управления продаж структурированных продуктов и финансированиякомпании «Ай Ти Инвест», сотрудником которого является автор, в четвертом квартале2014 года среди частных инвесторов пользовались спросом продукты, связанные с курсом национальной валюты, в первом и втором кварталах 2015‑ го повышенный спросна них сохранился.

Основные типы структурных (структурированных) продуктов

Существует множество различных типов структурированных продуктов. Большинство из них имеет в своей основе простые инструменты, свободно обращающиеся на бирже. Тем не менее инвесторы зачастую не могут самостоятельно «собрать качественный СП» по причине отсутствия доступа к широкому спектру инструментов рынка капитала, ограничениям по минимальным суммам сделок, размеру комиссий и биржевых сборов, а также недостаточной экспертизы в области структурирования, оценки стоимости деривативов и хеджирования.

Как отмечалось ранее, в России не существует организации, систематизирующей информацию, связанную с выпуском и обращением структурированных продуктов. Поэтому не существует и официальной классификации СП. В качестве условного классификатора в таком случае может выступать карта структурированных продуктов, разработанная EUSIP для европейского рынка (есть на сайте организации). Давайте ее разберем более подробно.

Инвестиционные продукты - широкий класс структурных продуктов, включающий продукты с различной природой риска и доходности, но объединенные общим отношением к принципам инвестирования. Каждый из продуктов этого класса может рассматриваться как инвестиция в ценную бумагу или стратегию, при этом риск, доходность и участие в росте или падении базисного актива структурированного продукта являются элементами системы упаковки и трансформирования риска инвестирования.

Леверидж-продукты имеют совершенно иную природу отношения к риску и доходности. Структурированные продукты этого класса подразумевают потерю всей инвестированной суммы в случае неблагоприятного для выбранной стратегии сценария. С другой стороны, леверидж предполагает также высокую потенциальную доходность в случае благоприятного исхода. Львиную долю в начинке этих СП занимают опционные контракты, в том числе экзотические. К слову, в России леверидж-продукты не получили популярности, наибольший интерес российские инвесторы проявляют к структурным продуктам инвестиционной группы: с защитой капитала и повышенной доходностью.

Защита капитала (структурный продукт)

Продукты с защитой капитала предоставляют гарантию возврата номинальной суммы инвестирования - полную или частичную (на выбор инвестора). Вдобавок они предлагают участие в доходе от роста или падения цены на выбранный базисный актив.

Продукты с защитой капитала подходят инвесторам, избегающим риска. Они могут быть структурированы на получение дохода как от роста, так и от падения рынка в период жизни продукта согласно ожиданиям инвестора относительно его поведения.

Основные параметры продуктов с защитой капитала - уровень защиты, базисный актив, срок инвестирования, участие в росте или падении, пороговые цены, - позволяют производить гибкую настройку продуктов под текущие рыночные условия.

Структурный продукт с защитой капитала, популярные на российском рынке:

Неограниченное участие

Ограниченное участие

Бинарные

Неограниченное участие (структурный продукт)

Данные продукты предполагают полную либо частичную защиту капитала (на выбор инвестора) плюс участие в доходности базисного актива.

Рыночные ожидания:

Рост базисного актива;

Рост волатильности;

Характеристики:

Неограниченный потенциальный доход;

Доходность определяется параметром, характеризующим уровень участия, и ценой базисного актива на дату погашения продукта.

Профиль доходности


Структура - инструменты с фиксированной доходностью и купленные опционы типа Call.

Ограниченное участие (структурный продукт)

Данные продукты предполагают полную либо частичную защиту капитала (на выбор инвестора) плюс участие в доходности базисного актива до определенного уровня.

Рыночные ожидания:

Рост базисного актива;

Возможность резкого падения базисного актива.

Характеристики:

Выплата в конце срока будет как минимум равна уровню защиты;

Защита капитала определяется в качестве процента от первоначальной суммы инвестирования (например, 100%);

Стоимость продукта может быть ниже уровня защиты капитала до даты погашения;

Доходность определяется параметром, характеризующим уровень участия, ценой базисного актива на дату погашения продукта и максимально возможным уровнем доходности.

Профиль доходности


Структура - инструменты с фиксированной доходностью и вертикальные Call-спреды.

Бинарные структурные продукты

Данные продукты предполагают полную либо частичную защиту капитала (на выбор инвестора) плюс повышенную доходность в случае роста базисного актива до определенного уровня.

Рыночные ожидания:

Рост базисного актива;

Возможность резкого падения базисного актива.

Характеристики:

Выплата в конце срока будет как минимум равна уровню защиты;

Защита капитала определяется в качестве процента от первоначальной суммы инвестирования (например, 100%);

Стоимость продукта может быть ниже уровня защиты капитала до даты погашения;

Доходность определяется ценой базисного актива на дату погашения продукта и максимально возможным уровнем доходности.

Профиль доходности


Структура - инструменты с фиксированной доходностью и бинарные опционы Call.

Повышение доходности (структурный продукт)

Структурированные продукты предлагают доход в виде фиксированного купона или нескольких купонов. Инвесторы отказываются от участия в росте или падении базисного актива в пользу единовременной или серии выплат. Продукты с повышением доходности подходят инвесторам, готовым принять умеренный или повышенный риск своих вложений и ожидающим боковое движение базисного актива в период действия продукта. Потенциальная доходность ограничена, при этом риск продукта ниже прямой инвестиции в базисный актив.

Сроки продуктов, как правило, короткие и составляют 1–6 месяцев, если продукт серийный - до 2 лет. Чем выше текущая волатильность базисного актива, тем большим будет фиксированный купон. Ожидаемая снижающаяся волатильность формирует благоприятные условия для покупки продуктов с повышением доходности.

Структурированные продукты с повышением доходности, популярные на российском рынке:

Реверс-конвертируемые;

Автовыкуп («Феникс»).

Реверс-конвертируемые структурные продукты

Эти продукты предлагают инвесторам повышенную доходность в виде фиксированного купона. При завершении продукта клиенту возвращается 100% первоначально инвестированных средств, если цена базисного актива будет выше заранее установленной цены-страйк. В противном случае инвестор получает заранее определенное количество базисного актива. Купон выплачивается в обоих случаях.

Рыночные ожидания:

Нейтральная либо слабая позитивная динамика базисного актива;

Снижение волатильности.

Характеристики:

Если цена базисного актива окажется ниже цены-страйк на дату погашения продукта, на инвестированные средства будет куплен базисный актив по заранее определенной цене;

Если цена базисного актива окажется выше цены-страйк на дату погашения структурированного продукта, инвестору возвращается первоначально инвестированная сумма плюс заранее определенный купон;

Купон выплачивается в любом случае, независимо от положения цены базисного актива на дату погашения относительно цены-страйк;

Продукт позволяет получить базисный актив по более низкой цене;

Потенциальные убытки меньше, чем при непосредственном инвестировании в базисный актив, но сравнимы по абсолютному размеру;

Ограниченная доходность реверс-конвертируемых продуктов.

Профиль доходности


Структура - инструменты с фиксированной доходностью и проданные опционы Put.

Автовыкуп (структурный продукт «Феникс»)

Продукты вида «Автовыкуп» - многопериодные продукты на один или несколько базисных активов с начальными ценами и барьерами, а также возможностью раннего отзыва (досрочного погашения) со стороны эмитента продукта (не со стороны инвестора – покупателя продукта). Существуют различные вариации условий погашения таких продуктов, в общем случае они аналогичны описанным ниже:

1. Если в конце любого периода цены всех базисных активов будут выше установленных начальных цен, продукт будет погашен досрочно (событие autocall) с выплатой 100% первоначально инвестированной суммы плюс купоны всех прошедших периодов;

2. Если в конце любого не последнего периода (расчетная дата периода не совпадает с датой окончания продукта) цена хотя бы одного из активов окажется ниже своего установленного барьера, то купон за данный период не выплачивается, но действие продукта продолжается. Если в последующий период цены вырастут и превысят установленные барьеры на расчетную дату, клиент получит купон за этот период, а также все купоны, не выплаченные в предыдущие периоды;

3. Исполнение продукта в конце последнего периода будет зависеть от взаимного положения цен базисных активов относительно установленных барьеров: если хотя бы один актив упал ниже своей барьерной цены к дате погашения, продукт будет конвертирован в определенное заранее количество лотов наиболее упавшего базисного актива.

Рыночные ожидания:

Нейтральная либо слабая положительная динамика базисного актива (корзины);

Базисный актив не достигнет барьера до конца срока продукта.

Характеристики:

Ранний выкуп по 100% плюс купон, если базисный актив (корзина) торгуется выше барьерной цены к концу периода;

Возможный ранний выкуп совместно с привлекательной повышенной доходностью;

Меньший риск, чем при прямом инвестировании;

Ограниченная потенциальная доходность.

Профиль доходности


Выплаты по данному продукту соответствуют проданным опционам Put и Call, плюс (иногда) вертикальные Call-спреды на базисные активы со страйками, соответствующими барьерным и начальным уровням, открытыми в определенной последовательности. Однако на практике для хеджирования выплат эмитент продукта зачастую не совершает сделок с опционами, а использует репликацию их стоимости с помощью дельта-хеджа. При этом для снижения ошибки в оценке стоимости продукта (выплат) выбираются активы с низкой корреляцией.

Продукты с участием (структурные продукты)

Отдельная группа продуктов в инвестиционном классе, не предоставляющая защиту первоначально вложенных средств. Этим они отличаются от продуктов группы с защитой капитала. Риск инвестирования в СП с участием, как правило, такой же, как риск вложений в базисный актив. Однако их доходность может опережать доходность прямой инвестиции в базисный актив, а также иметь зону с нелинейной доходностью.

Стоит отметить, что продукты данной группы не пользуются популярностью в России.

Экзотические структурные продукты

Базисными активами описанных выше структурированных продуктов зачастую выступают акции и валюты. Это в определенной степени ограничивает их «область действия». Например, фондам, корпорациям и крупным частным инвесторам (high-net-worth individuals) зачастую необходимы продукты, хеджирующие их инвестиции и / или результаты их бизнес-деятельности. Для них существует класс так называемых экзотических продуктов, базисными активами которых помимо акций, фондовых индексов и валюты являются: кредитные дефолтные свопы (CDS), процентные ставки, товарные активы (нефть, золото, промышленные металлы, с / х товары) и волатильность.

Хорошим примером подобного продукта являются структурированные ноты, привязанные к доходности индекса HFRG Russian Guardian Index. Индекс HFRG Russian Guardian построен таким образом, чтобы демонстрировать значительный рост в периоды финансового стресса российских активов.

Для того чтобы этого достичь, индекс состоит из компонентов, представляющих собой цены производных финансовых активов, способных показывать значительный рост в периоды финансовых неурядиц в стране. Веса компонентов соответствуют премиям, инвестируемым в эти компоненты. Премии являются максимальной возможной потерей, связанной с каждой из компонентов индекса. Веса компонентов меняются динамически для того, чтобы достичь максимально возможную доходность при заданном фиксированном уровне риска. Информация по индексу HFRG Russian Guardian доступна на сайте www.hedgefundresearch.com.

Динамика HFRG Russian Guardian Index


Добавление структурированной ноты, привязанной к HFRG Russian Guardian Index, к портфелям акций, облигаций и рублевым депозитам, может существенно улучшить их показатели доходности и риска в стрессовые периоды российской экономики, один из которых, к слову, наблюдается сейчас.

Принципы выбора структурированного продукта

Для выбора структурированного продукта инвестору нужно определиться со следующими параметрами своей будущей инвестиции:

1. Риски - какая часть инвестиций будет находиться под риском и какова будет природа этого риска.

2. Сроки - на какой срок будут отвлекаться средства для инвестирования, возможно ли будет забрать средства назад до даты завершения продукта.

3. Базисный актив - инвестор должен выбрать финансовый актив, который будет определять доходность произведенных инвестиций.

1. Цена базисного актива будет расти, падать или двигаться в боковом канале.

2. Волатильность базисного актива будет расти, снижаться или останется без изменений.

И последнее, но очень важное: инвестор должен сделать предположение о будущих процентных ставках в экономике - ставки будут расти, снижаться или останутся неизменными.

Как правило, неискушенному инвестору трудно сразу дать ответы на все вышеуказанные вопросы. Также ему будет нелегко ориентироваться среди богатства форм и типов структурированных продуктов. Все это усложняет процесс выбора. Именно поэтому индустрия структурированных продуктов предлагает своим клиентам не продукты как таковые, а упакованные в них стратегии.

Как уже отмечалось выше, благодаря коротким срокам выпуска и многообразию типов СП хорошо реагируют на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Возможно, это одна из главных причин, почему структурные продукты завоевывают все большую популярность среди инвесторов в последнее время.

Предлагаем изучить особенности такого вида инвестирования, как структурные продукты . Данный вид инвестиций имеет второе название – структурированные финансовые продукты. Они появились в Америке в середине 20 века. Большое количество брокеров сегодня используют структурные продукты. Рассмотрим их подробнее.

Структурные продукты предполагают разделение инвестиционного портфеля на две базовые части: рисковую и безрисковую. При этом портфель строится таким образом, чтобы даже в случае худшего варианта развития событий безрисковая часть портфеля компенсировала убытки, понесенные рисковой частью. Далее мы рассмотрим такие моменты:

    Что такое структурные продукты?

    Как выполняется расчет доходности структурного продукта?

    Классификация структурных продуктов по уровню рисков

    Банковские структурные продукты

    Достоинства и недостатки структурных продуктов

Что такое структурированные финансовые продукты?

На простом языке понятие структурного продукта можно объяснить следующим образом: это обыкновенный инвестиционный портфель, состоящий из двух частей, одна из которых (защитная) всегда больше чем другая (рисковая). Инвестиционная стратегия определяет уровень диверсификации в вашем конкретном случае. На текущий момент существует множество программ, которые позволяют восстановить капитал даже при крупных убытках.

Однако ни одно программное решение не избавит вас от скачков курса валют и инфляции. Например, структурным продуктом можно назвать актив, который на 10% состоит из акций, опционов, индексов, и на 90% из депозита или облигаций с фиксированный доходностью на уровне 10% годовых. Как мы с вами понимаем, таких комбинаций можно сформировать огромное количество.

Структурные продукты, как и банковские депозиты, имеют свой срок службы, следовательно, этот вид вложений можно смело отнести к категории "диванных инвестиций". Прибыль по таким продуктам выплачивается в конце срока инвестирования. Если клиент принимает решение о досрочном расторжении инвестиционного контракта, он может потерять не только прибыль, но и часть депозита. При нормальном ходе событий структурные продукты могут приносить прибыль более 40% годовых.

Как выполняется расчет доходности структурного продукта

При инвестировании в структурные продукты важно учесть две главные составляющие: степень защищенности капитала и коэффициент участия в прибыли (КУ). Эти два параметра взаимосвязаны, то бишь при росте коэффициента участия растут и риски. Коэффициент участия определяет сколько процентов прибыли получит клиент по окончании инвестиционного срока. При росте базового актива клиент получает доход, в противном случае возвращает он свой начальный капитал.

При полной защите рисковой части депозита коэффициент участия обычно является невысоким. Конечно же, существуют стратегии с более высокими КУ, но в основе большого дохода лежат, как мы знаем, повышенные риски.

Давайте рассмотрим процесс получения прибыли на примере. Предположим, что клиент приобретает структурный продукт с опционным контрактом на инвестиционный период в 1 год. Коэффициент участия устанавливается на уровне 40%, клиенту даётся 100-процентная гарантия возврата средств по истечении инвестиционного периода. Прошёл год. Опцион вырос в цене на 60%. Согласно договору, клиент получает свой начальный депозит и 24% прибыли. Почему только 24%? Чтобы ответить на этот вопрос приведем формулу, по которой вычисляется прибыль клиента: 40% доходности от 60% прибыли по опциону => получаем те самые 24%. Условия контракта необходимо максимально внимательно изучать во избежание неприятных ситуаций со скрытыми комиссиями продавцов СП или коридоров доходности.

Ещё один пример. В контракте прописан коридор доходности в пределах 60-100%. В случае, если цена опциона вырастет на 59%, клиент не получит прибыли. Доход получается только когда рост базового актива находится в пределах установленного диапазона.

КУ может быть установлен на уровне 150%. Доход при таком раскладе будет существенно больше, но и риски также чрезвычайно высоки. Сегодня на рынке представлена другая разновидность структурных продуктов: клиенту предлагается создать два портфеля и держать их в течение, к примеру, 3 лет - в конце этого срока клиент получает прибыль от того портфеля, который оказался наиболее доходным.

Классификация структурных продуктов по уровню рисков

По критерию возможного риска структурные продукты разделяются на:

    СП со 100-процентной защитой капитала.

    СП с частичной защитой капитала.

    СП с условной защитой или её полным отсутствием.

СП дают возможность получения более высокой прибыли по сравнению с банковскими депозитами. Однако риски в СП тоже более высокие. Нужно понимать, что риск возникает в результате большого количества внешних факторов, которые различны для каждого отдельного вида структурных продуктов. Вот основные факторы риска при инвестировании в СП:

    Объявление дефолта эмитента безрисковой части инвестиционного портфеля. В этом случае можно потерять все деньги

    Высокая рыночная волатильность

    Истечение срока действия структурного продукта - при росте базового актива нет возможности фиксировать прибыль

    Недополученная прибыль. Если базовый актив упадёт в цене, в конце срока действия СП инвестор получает только начальные средства, что делает инвестиции убыточными

    Снижение ликвидности активов.

Если говорить о неторговых рисках, то они в любом случае должны быть минимальными. Это возможно в том числе при оформлении структурных продуктов в рамках договора о брокерском и банковском обслуживании.

Структурные продукты Сбербанка


В основной своей массе предложения Сбербанка по части структурных продуктов не интересны для рядовых инвесторов и направлены преимущественно на корпоративный сектор. Тем не менее, для физических лиц структурные финансовые решения доступны в рамках доверительного управления ПИФами. Основной недостаток этого способа инвестирования - высокий порог вхождения.

Традиционной стратегией для структурированных продуктов является "Защита капитала". На основе средств клиента формируется инвестиционный портфель, состоящий из депозитов, облигаций, акций, опционов и т.п.. В зависимости от личных пожеланий клиента ему предоставляется или не предоставляется 100% гарантия возврата денежных средств по истечении инвестиционного периода. Величина КУ определяется на основе данных о допустимых рисках, сроке инвестирования, типе базового актива и других параметров. Минимальная сумма средств для инвестирования в структурный продукт по стратегии "Защита капитала" составляет 3 миллиона рублей. Другие продукты имеют порог в 7 миллионов рублей.

Структурные продукты Альфа-банка


Далеко не все структурные продукты банков имеют корпоративную направленность. Альфа-банк предлагает совсем клиентам структурированные финансовые продукты с порогом вхождения от 100 тысяч рублей.

Обратите внимание! На изображении выше участие в росте является вышерассмотренным коэффициентом участия в прибыли. На случай отрицательной динамики базового актива уровень защиты инвесторских средств оговаривается отдельно.

Доля базового актива в составе инвестиционного портфеля составляет, как правило, не более половины. Остальная часть портфеля состоит из инструментов с фиксированной доходностью.

Структурные продукты брокера "Открытие"

На текущий момент ситуация на рынке структурных продуктов весьма неоднозначна. Год назад я принимал решение о том, куда вложить свободные денежные средства. Инвестиционный консультант предложил мне два неплохих варианта с порогом вхождения в 250 тысяч рублей и защитой инвестиционного капитала на уровне 100%. Было предложено индекс РТС и SRDR Gold Shares (см. Российская Торговая Система (РТС, RTS): история, организация торговли РТС, рынки, фондовый индекс РТС). Я выбрал второй вариант, поскольку на тот момент опцион был перепродан, присутствовал потенциал к росту.

При оформлении договора на брокерское обслуживание прилагается соответствующая информация о приобретаемом финансовом продукте. Эта информация включает поручение на сделку и формулу расчета прибыли по заключенному контракту. На счет прибыли питать иллюзий не стоит, её величина вряд ли превысит 25%.

Достоинства и недостатки структурных продуктов

Никто не может предугадать величину прибыли, которую получит инвестор по окончании срока действия структурного продукта. Статистические данные доходности, указанные в описании - это история, которая никоим образом не отражает картину будущего.

Достоинства СП:

    СП – это комплексное финансовое решение, не зависящее от каких-то посторонних факторов

    Наличие минимальных торговых рисков

    Возможность получения дохода более 100%.

Недостатки СП:

Подводя итог, хочется отметить, что структурные продукты можно формировать самостоятельно, но только в случае наличия выхода на необходимые финансовые инструменты. Главным плюсом СП является отсутствие скрытых комиссий. Кроме того, активы без срока исполнения можно закрывать в любое время.

Вообще тема структурных инвестиций является чрезвычайно обширной. В данной статье мы попытались раскрыть лишь основные моменты финансового регулирования СП. Для понимания масштабности и полезности структурных продуктов предлагаю посмотреть запись эфира радио Финам FM.

Структурные продукты: общие понятия