Биографии Характеристики Анализ

Жанровое и композиционное своеобразие поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо- вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее "своим любимым детищем". Своей поэме отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, "по словечкув течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает "Пролог- самая насыщенная фольклорными элементами глава.

Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: "кому живется весело, вольготно на Руси". Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут "Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села". Семеро мужиков, заспоривших в "Прологе", наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых "счастливых", к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора - мотив странничества.

Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще - счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием. Первая глава "Попоткрывается образом "широкой дороженьки".

Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека. Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье.

Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. "Покой, богатство, честь- вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься.

За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хоро шо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.

В следующей главе, "Сельская ярмарка", главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии - народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и В следующей главе, "Пьяная ночь", праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой.

Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: "У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле". Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян.

"Хлеб духовный - выше хлеба земного". В главе "Счастливыевсе мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем.

Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.

В пятой главе первой части "Помещикстранники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская "честьнемногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса "Кому на Руси жить хорошо?". Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение.

Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.

В главе "Крестьянкапредстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер - независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Тема духовного рабства - центральная в главе "Последыш". Страшную "комедьразыгрывают персонажи этой главы.

Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми. Глава "Пир на весь мирявляется продолжением "Последыша". Здесь изображается принципиально иное состояние мира.

Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ "Про холопа примерного - Якова верногои легенда "О двух великих грешниках".

Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея - пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними. По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно.

Но он появился в жизни - "новый герой новой эпохи", разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо - народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной ("Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь"), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за "Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село". Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.

Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»

Художественные особенности. Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой», а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог». Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом», ска­зочные речевые обороты («шли долго ли, коротко ли», «по вашему хо­тению, по моему велению»), символика числа семь («семь мужиков»). Подготавливая материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески, производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке» поэт исполь­зует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой (причитание Матрены Тимофеевны над телом Демушки). Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир - на весь мир» звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле («Барщинная», «Голодная», «Солдатская»), В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике («Русь»), Использует Некрасов и другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках» лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа. Например: «Высоко Бог, далеко царь», «И гнется, да не ломится»; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»; «Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»; «Всю жизнь свою ты кланялся» - топор; «Он смирен до поры» - снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной», «В рот яблока до Спаса не беру». Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры». У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры / Лежали до поры». Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи («доведать», «смеючись»), а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы («Клейменый, да не раб», «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь - колом ее оттудова не выбьешь»). Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты («ветры буйные», «очи ясные», «добрый молодец»", «горе лютое»); повторы («полным-полно», «рад-радешенек», «ругательски ругается»); отрицательные сравнения («Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется - шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»). Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями - повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки. В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ - ре­волюционной публицистикой, - но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме». Вся поэма - великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.
Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог». Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом», ска­зочные речевые обороты («шли долго ли, коротко ли», «по вашему хо­тению, по моему велению»), символика числа семь («семь мужиков»). Подготавливая материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески, производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке» поэт исполь­зует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой (причитание Матрены Тимофеевны над телом Демушки). Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир - на весь мир» звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле («Барщинная», «Голодная», «Солдатская»), В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике («Русь»), Использует Некрасов и другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках» лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа. Например: «Высоко Бог, далеко царь», «И гнется, да не ломится»; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»; «Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»; «Всю жизнь свою ты кланялся» - топор; «Он смирен до поры» - снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной», «В рот яблока до Спаса не беру». Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры». У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры / Лежали до поры». Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи («доведать», «смеючись»), а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы («Клейменый, да не раб», «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь - колом ее оттудова не выбьешь»). Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты («ветры буйные», «очи ясные», «добрый молодец»", «горе лютое»); повторы («полным-полно», «рад-радешенек», «ругательски ругается»); отрицательные сравнения («Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется - шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»). Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями - повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки. В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ - ре­волюционной публицистикой, - но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме». Вся поэма - великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в твор-честве Некрасова. Она стала своеоб-разным художественным итогом бо-лее чем тридцатилетней работы ав-тора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие автора проблемы, использованы высшие его художест-венные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской по-эмы. Он подчинил его своей сверхза-даче — показать прошлое, настоящее и будущее России. Начав писать сра-зу после реформы 1861 года поэму об освобождающемся, возрождающем-ся народе, Некрасов бесконечно рас-ширил первоначальный замысел. По-иски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только резуль-таты отмены крепостного права, но и саму философскую природу поня-тий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть буду-щее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-симво-лом дороги, поэма распадается на от-дельные истории, представляющие судьбы многих людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или ро-мана. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского наро-да, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в по-следней главе появляется образ «на-родного заступника» Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.

Авторский замысел потребовал не только жанрового новаторства, но оп-ределил и своеобразие поэтики про-изведения в целом. Некрасов много-кратно обращался в лирике к фольк-лорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени задействованы все основные жанры фольклора: сказка, песня, бы-лина, сказание.

У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная систе-ма, свои законы и художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной лите-ратуры — отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. Авторская литература обращается к фольклору, когда необ-ходимо глубже проникнуть в суть об-щенародной морали; когда само про-изведение обращено не только к ин-теллигенции, но и к народу. Обе эти задачи и решал Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма написана свободным языком, максимально приближенным к просто-народной речи. Стих поэмы исследо-ватели называют гениальной находкой Некрасова. Свободный и гибкий сти-хотворный размер, независимость от рифмы позволили полно передать своеобразие народного языка, сохра-нив всю его меткость, афористич-ность; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказ-ки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); искусно вос-произвести и задорные речи подвы-пивших на ярмарке мужиков, и выра-зительные монологи крестьянских ораторов, и вздорные рассуждения самодура-помещика.

Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество харак-терных лиц и фигур — в с е это создает неповторимое многоголосие некра-совской поэмы, в которой как бы ис-чезает голос самого автора, а вместо него слышны" голоса бесчисленных его персонажей.

Служить народу, в котором сосредо-точена вся сила России, ее духовное богатство, — такую судьбу избрал се-бе Некрасов. В этом его гражданская позиция. В отличие от авторов, только оплакивавших долю русского народа, Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в си-лу народа:

Рать подымается

Неисчислимая ,

Сила в ней скажется

Несокрушимая !

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова . Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы . Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем . Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе , Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий счастье, свобода, честь, покой , ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа , его исторический путь от рабства к свободе . Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам . Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В “Кому на Руси жить хорошо” в той или иной степени “задействованы” все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание

Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий . Проблема народного счастья - идейный центр произведения !!!. Образы семи мужиков-странников - символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение критического реализма :

А) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в поре Форменной России (см. выше),

Б) Изображение типических характеров в типических обстоя Тельствах (собирательный образ семи мужиков, типические обра Зы попа, помещика, крестьян),

В) Самобытные черты реализма Некрасова - использование Фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

Жанровое своеобразие : Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир - семь мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог)

б) Былина (традиции) - Савелий, богатырь святорусский,

в) Песня - обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая,

г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период :

а) Классовые противоречия (гл. «Помещик» , «Последыш»),

б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ - великий труженик, с другой - пьяная невежественная масса),

в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»),

г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия - богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова . Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова . Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур - все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

Сказочные мотивы : в Прологе: соц-бытовые (герои, сказочный зачин «В каком году – рассчитывай, в каком году –угадывай, чпор о счастье, бытовые элементы), волшебные(волшебные предметы), об Иване-дураке , о животных(говорящая птичка, сказка о птичьем царстве)

Песни : лирические, соц-бытовые, обрядовые, авторские Плачи

Поверия языческие и христианские : обряд свадьбы – расплетение кос, обряд после свадьбы – катание в санях итд.

Крестьянские образы делятся на 2 типа :

Работали на усадьбе (Ипат, Яков, Прошка)

Кто на полях

По психологическому признаку:

Холопы в душе (Клим, Ипат, Яков верный, Егорка Шутов)

Стремятся к свободе