Биографии Характеристики Анализ

Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы. Трудности адаптации первоклассников к школе

Добрый день, дорогие читатели! Первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Так много изменений в его жизни пришли к нему одним днем. Много нового и неизвестного вокруг. От того как пройдет адаптация к школе будет зависеть настроение ребенка, его отношение к школе, его желание учиться и даже его физическое самочувствие. Как помочь ребенку справится со всеми этими переживаниями, чтобы период адаптации прошел быстро и гладко. Ответим в этой статье.

Первого сентября с нетерпением ждут не только будущие первоклассники, но и родители. Нам кажется, что наш малыш уже совсем большой, и вот он совсем скоро переступит порог школы и начнется совсем другая жизнь. Он будет читать книги, с удовольствием делать уроки, заниматься.

Но, это может произойти не первого сентября, и даже не второго и не третьего. Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день.

Это перестройка организма ребенка, приспосабливание к совершенно новым условиям. Эта перестройка происходит как снаружи, так и внутри самого ребенка. Мы ведь помним, что этот период еще совпадает с . Поэтому малышу требуется еще больше сил, чтобы привыкнуть к таким мощным изменениям в его жизни.

Ребенок попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила, новый порядки, новые взрослые. Нужно оглядеться вокруг. Освоить правила поведения в школе. Малыш осваивает для себя новую социальную роль — «ученик».

Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников — класс. В которой нужно научиться общаться и взаимодействовать.

Виды адаптации к школе

Можно выделить психологическую адаптацию, социальную и физиологическую.

  • Психологическая адаптация связана со внутренними изменениями первоклассников. Формирование у них внутренней позиции школьника, перестройка организма в связи с возрастным кризисом, развитие новых уровней психических функций, общее эмоциональное состояние ребенка в этот период.
  • Социальная адаптация ребенка обучает его новой социальной роли. Малыш учится общаться со сверстниками, учителями. Меняются взаимоотношения и с родителями. Ведь он теперь «совсем большой», он уже первоклассник, а значит и отношение к нему другое.
  • Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане. Новый режим, усиленные нагрузки на организм, даже его личностные эмоциональные переживания могут сказаться и на здоровье.

Сколько длится адаптация к школе

Однозначно на этот вопрос вам никто не ответит. Все очень индивидуально. Это зависит от темперамента ребенка, от его психологической готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье, от первой учительницы. Помните, что данный период ещё совпадает с , что накладывает свои «опечатки».

Рассмотрим этапы адаптации


От чего зависит, как пройдет адаптация?

  • Уровень психологической готовности к школе (подробнее читайте в );
  • Уровень интеллектуальных способностей (читайте в статье );
  • Состояние физического здоровья;
  • Темперамент ребенка, его готовность к установлению новых социальных контактов, общительность;
  • Настроение в семье (напуганы родители — напуган и ребенок);
  • Профессионализм педагогического школьного состава.

Три уровня прохождения адаптационного периода


Что такое дезадаптация?

Если ребенок был не готов к школе, то в такой стрессовой для него ситуации у него могут появиться различные расстройства (личностные, поведенческие), проблемы со здоровьем.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо быть очень внимательным к малышу. Стоит обращать внимание на первые симптомы, которые могут говорить о повышенном стрессе у ребенка:

  • плохой сон
  • снижение аппетита
  • повышенная утомляемость
  • пассивность
  • поведенческие изменения

Если не среагировать на первые признаки, то в дальнейшем они могут перерасти в невротические состояния — появление тиков, заикания, энурезы/энкапрезы и т. д.

Как помочь своему ребенку адаптироваться в школе?

Соблюдайте режим

Летом у многих детей «расслабленный» режим дня. Можно попозже ложиться и попозже вставать. Если ваш малыш любит утром понежиться в своей постели, лучше заранее начать приучать его к более раннему подъему , чтобы первого сентября это не было для него дополнительным стрессом.

Так как нагрузка на нервную систему первоклассников увеличена, стоит, по возможности, исключить возможные дополнительные нагрузки. Уменьшить время за телевизором и компьютером . Уделить особенное внимание сну — как ночному, так и дневному. Если ваш малыш уже не спит днем, то это должно быть все равно временем «тихих игр», чтобы организм мог отдохнуть.

Прогулки на свежем воздухе . Созерцание природной красоты «золотой осени». Как бы ни банально избито звучало, свежий воздух, двигательная активность — все это улучшает состояние здоровья наших детей.

Особенно учитываем то, что процесс школьного обучения со стороны двигательной активности считается пассивным. Ребенок вынужден сидеть за партой большую часть времени. В идеале, помимо прогулок и двигательных игр, приучить ребенка к небольшой утренней зарядке.

Питание. Не смотря на то, что в школе детей будут кормить завтраком, обычно первоклассников кормят после второго урока, ориентировочно в начале 11-го. Поэтому, покормите малыша утром дома . Это придаст ему сил и энергии.

Тем более неспешные сборы в школу дают возможность ребенку проснуться и активизироваться.

Исключите дополнительные нагрузки

Сейчас для дошкольников и детей младшего школьного возраста существует огромное количество кружков, секций и дополнительных развивающих занятий. Конечно, очень хочется познакомить ребенка с разными направлениями.

Для более успешной адаптации, все-таки стоит немного повременить с посещением внеклассных занятий. Пусть ваш малыш сначала освоится в своем 1 классе. Это касается и введения любых других изменений в его жизнь.

Не торопите ребенка

Познавательная активность у малыша активизировалась, его заинтересовал процесс обучения, но даже для ребенка, который был готов к школе, игровая деятельность все еще остается актуальной. Чтобы ему было спокойнее в школе, разрешите первое время брать с собой любимую игрушку, в которую он сможет играть на переменах. Или посадит рядом с собой на первых уроках.

В 1 классе не должны задавать домашних заданий, но если какая-то домашняя работа требуется, не торопите малыша с ее выполнением, дайте ему время отдохнуть, поиграть и только потом сесть за выполнение задания.

Помогите наладить отношения с одноклассниками

Условием успешной адаптации является выстраивание вашим ребенком дружеских отношений в коллективе. Помогите ему в этом. Пригласите его новых товарищей на совместную прогулку или в гости.

Если он сможет общаться с ними и вне стен школы, это будет большим преимуществом и поможет быстрее адаптироваться к школе и даже быть более успешным в учебной деятельности.

Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Процесс обучения без ошибок не обходится. Не надо сразу делать выводы об интеллектуальной неготовности малыша. «Почему ты не понимаешь? Это же так просто! Ты что, глупый?» Услышав это, ребенок может поверить в то, что он неудачник и перестанет к чему-то стремиться дальше. А зачем? Из него же все равно ничего толкового не выйдет?

Помните, в данном случае важен не результат, а сам процесс! Если ваш малыш старается, он проявляет интерес к учебе — похвалите его за это! А если с заданием справиться самостоятельно не получилось, попробуйте сделать его вместе.

Мой дом — моя крепость

Создайте дома спокойную атмосферу. Это то безопасное место, где все знакомо и понятно, где ваш малыш может наконец-то расслабится и заняться любимым делом, где его принимают и поддерживают.

Помните, дорогие родители, как пройдет эта перестройка вашего малыша под новые условия, зависит и от вас самих. Если что-то в поведении вашего наследника настораживает, или у вас появляются вопросы — не стесняйтесь обращаться к педагогам и специалистам школы.

Посмотрите небольшое видео об адаптации первоклассников к школе:


Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребенка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.

Сегодня мы расскажем, каковы особенности адаптации первоклассников к школе, чем родители могут помочь своему чаду, вступившему в новый, безумно интересный этап социального развития.

Многие психологи, в том числе и Нина Иосифовна Гуткина, активно изучающая готовность выпускников детского сада к школе, указывают, что период привыкания может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: личностные особенности ребенка, багаж знаний и умений, специфика программы и др. Вот почему в этот непростой период так важна помощь родителей, бабушек и дедушек, других взрослых.

Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

  1. Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
  2. Психологическая готовность к обучению подразумевает личностную, интеллектуальную и мотивационную зрелость. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
  3. Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.

Степени адаптации ребенка к школе

Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.

Первая группа

Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Вторая группа

Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.

Третья группа

Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.

Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?

Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?

  1. Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.
  2. Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий. Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.
  3. Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников. Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!
  4. Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки. Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).
  5. Детская лень. За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:
  • низкая познавательная активность;
  • мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
  • природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
  • высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
  • обычная избалованность.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога


Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.

  1. Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса-час раньше.
  2. Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
  3. Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период. Рекомендую также почитать о буллинге в школе .
  4. Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат?
  5. Пусть малыш уже подрос, стал школьником, однако ему не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
  6. Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.

учитель

начальных классов

2011 – 2012 учебный год

Школа – это планета, на которой мы живём.

Школа – это страна, много знаний

и умений дарит нам она.

Школа – это город, и всё мы любим в нём.

Школа – это просторный светлый дом,

где много дней весёлых

мы вместе проведём.


Школа, в которой мы учимся

МОУ Чаргаринская ООШ

В нашей деревне красивой

Есть школа, в которую учиться идут

Есть она, в которой нам работать, друзья!

Есть она… но, впрочем, нам всего не учесть

Школа такая есть

О себе мы сейчас расскажем.

И, надеемся, ты поймешь.

Здесь детишек всегда ожидают

Невзирая на снег и дождь.

Уму – разуму здесь научат.

В жизни нам пропасть не дадут

Школу нашу всегда узнаешь

В ней надежность, тепло и уют.


Первый раз – в первый класс


С 1 сентября 2011 учебного года все образовательные учреждения России

перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО)

Школа призвана сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Школе предстоит сформировать у учащихся систему умений – учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Мы – теперь ученики

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации;
ценностно-смысловые установки:
личностные позиции
личностные качества
сформированность основ гражданской идентичности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
освоенные универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные

Как основа овладения ключевыми компетентностями, умением учиться, межпредметными понятиями.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
опыт получения, преобразования и применения новых знаний
система основополагающих элементов научных знаний.

На уроке физкультуры

Обучение в 1 классе ведётся на основе УМК «Школа России».

Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в поиск новой информации, учатся представлять свои проекты. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В работе учителя идёт опора на современные технологии в обучении и воспитании .


Работа в парах


Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио


Портфель достижений (портфолио) - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Посвящение в ученики

По результатам оценки, которая формируется на основе
материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1. Cформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2. Cформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3. Индивидуальном в прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационнопознавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



Формирование УУД
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий,
подведения под понятие,
оценка своих поступков.
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества

Фикультминутка на уроке

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период , организация которого должна помочь каждому первокласснику с учётом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.

Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радостей, переживаний, взлетов, мир красоты, игры, сказки, музыки, мир фантазий, творчества.

Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка – долг каждого учителя.

Приходя к нам учиться, дети должны почувствовать себя счастливыми. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий на новый успех.

Залогом успешного ученика должен стать учитель , который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.

Ученье – путь к уменью.

Поэтому в основу деятельности каждого учителя положены следующие ценности:

Люби детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди!

Ищи в детях позитив!

Научи детей думать и любить!

Ни дня без новизны!

Учи любить жизнь и быть здоровым!

Урок математики

« Поступление в школу » сложный этап

в жизни каждого ребенка , поскольку

происходит перестройка всего его

образа жизни и деятельности .

Правильно организованный

образовательный процесс облегчает и

сокращает период адаптации детей

к требованиям школьного обучения .

Кружок «Акварелька»

Что же такое «школьная адаптация»?

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Учимся писать

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной

для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую

для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь

к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью

и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто

замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт

с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что

все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются

в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве

школы, оно незнакомо для них;

Первоклассникам неизвестны правила поведения в школе, на уроках;

Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить

свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Мы играем

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.

Задачи адаптационного периода:

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7. Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.

. Планируемый результат:

создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Кружок «Здоровячок»

Деятельность педагогического коллектива нашей школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

    Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.

III. Организация оздоровительно - профилактической работы.

IV. Организация учебно-познавательной деятельности

первоклассников в адаптационный период.

V. Организация вне - учебной жизни первоклассников.

VI. Взаимодействие с участниками образовательного

сообщества.

VII. Изучение социально-психологической адаптации

детей к школе.

Кружок «Почемучка»

Готовность к обучению в начальной школе рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя как психологическую, так и физическую готовность к школе, а также готовность к овладению математикой, чтением и письмом.

Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребёнка, которое должно соответствовать возрастным нормам. Основой физической готовности детей к школе является состояние здоровья ребенка, его психофизический статус. Физически здоровых детей пришло 100% или 18 обучающихся.

Психологическая готовность детей к обучению также рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни и зоны развития качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормальной адаптации ребёнка в школе и для формирования учебной деятельности. Адаптационный период проходит безболезненно, формируются:

Личностная готовность, проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении принять новую социальную позицию – школьника,

Интеллектуальная готовность, основными параметрами которой являются: произвольность психической деятельности и сформированность предпосылок учебной деятельности, развитие наглядно-образного и логического мышления, памяти, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций.

Готовность к овладению математикой, чтением и письмом не заключается в наличии у будущего первоклассника некоторой суммы предметных знаний и умений, а определяется сформированностью предпосылок к овладению математикой, чтением и письмом, определенным уровнем развития тех

процессов, которые обеспечивают успешное усвоение данных предметов.

Кружок «Волшебный сундучок»

Подводя анализ диагностического обследования выяснилось, что в классе обучающихся с высоким уровнем подготовки - 3человека, средним уровнем – 4 человека, низким уровнем – 1 человек.

Кружок «Юный исследователь»

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс.

Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

Многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Индивидуальная работа

Формы индивидуальной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Работаем в группах

Информационная справка о классе

* Общие сведения о классе

1 класс – общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 8человек, из них 3 девочки и 5 мальчиков. Все дети с 2004 года рождения. Все дети посещали предшкольную подготовку.

* Социальный паспорт класса

Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 8 учащихся только 2 человека из неполных семей, 2 человека из многодетных семей, один ребёнок под опекунством бабушки.

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (3 человека).

* Характеристика успеваемости

Есть хороший потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей.

Работа в группах

Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

* Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают средний уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.

Нужно развивать в детях любознательность и прилежание.

* Уровень сплоченности и развития классного коллектива

В классе распределены поручения.

Можно выделить группу учащихся (2 мальчика и 1 девочка), которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся являются примером для всех. Совершенно равнодушных к делам класса тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).


Кушаем…

* Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

8 ребят, то есть 100% заняты в сфере дополнительного образования (кружки).

* Уровень физического развития и здоровья детей

8 учащихся прошли медицинский осмотр, все дети здоровы. В классе проводится кружок «Здоровяччок», программа кружка направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Любим выступать…

Мы вместе

Темы адаптационных занятий, проведенных в нашем классе:

1. Здравствуй, школа!

2. Давайте познакомимся!

3. Хочешь говорить – подними руку.

4. Школьные правила вежливости.

5. Экскурсия по школе.

6. Формы устного ответа.

7. Школьные принадлежности.

8. Умение выражать свои эмоции.

9. Правила поведения на перемене.

15. Обратная связь на уроке.

16. Организация рабочего места.

17. Выходы из спорных ситуаций.

18. Понятие содержательной оценки.

20. Памятка первокласснику.

Участвуем в конкурсах

Анкета по адаптации учащихся к школе

1.Тебе нравится в школе или не очень?

А) не очень

Б) нравится

В) не нравится.

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома

Б) бывает по-разному

В) иду с радостью.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

А) не знаю

Б) остался бы дома

В) пошёл бы в школу.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится

Б) бывает по-разному

В) нравится

5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю

Б) не хотел бы

В) хотел бы

6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто

Б) редко

В) не рассказываю

7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

А) точно не знаю

Б) хотел (а) бы

В) не хотел (а) бы

8. У тебя в классе много друзей?

А) мало

Б) много

В) нет друзей.

9.Тебе нравятся твои одноклассники?

А) нравятся

Б) не очень

В) не нравятся

Урок письма

По результатам проведенного анкетирования среди первоклассников выявлено следующее:

Учащимся нравится в школе;

Учащихся идут с радостью;

Учащихся пошли бы в школу;

Учащихся не нравится;

Учащихся не хотели бы и 1% не знаю;

Учащихся часто рассказывают о школе родителям и 5% - редко;

Учащихся не хотели бы;

Учащихся много друзей и 3% - мало друзей;

Учащихся нравятся одноклассники, 3% - не очень.

Мы отдыхаем

Динамика адаптационного периода первоклассников.

для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;

2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;

3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.

Наше творчество

4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по - школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями;

5 (заключительный) этап адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.

Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником "Посвящение в ученики"

Нашим самым юным,

Нашим первоклассникам

Праздник посвящается.

В большой и светлой школе,

Для вас открылась дверь!

Вы все пришли учиться!

Вы – школьники теперь!

ПРОЩАЙ, АЗБУКА!

Трудимся…

А теперь наказ для первоклассников:

Быть умней из класса в класс – это раз.

Бодренько вставать с утра –

В восемь в школе быть пора – это два!

Не бубни и не кричи,

Отвечай, а не молчи – это три.

И четыре не забудь!

Чист и аккуратен будь!

Школьник обязан знать:

Нужно медленно писать,

Чтобы не было помарок.

Это пять!

Быть здоровым, фрукты есть – это шесть!

Нужно добрым быть ко всем – это семь!

А еще дружить стараться,

Спортом больше заниматься.

Свою школу всем любить –

Вот таким ты должен быть!

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Работа с родителями

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности - первые трудности».

Задачи родительского собрания:

1. снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

3. выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;

4. определить трудности в общении родителей с ребенком, в его воспитании;

5. договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

Я часто взрослым и родителям своих учеников задаю один и тот же вопрос: «Зачем люди - дети приходят в школу?» Многие на этот вопрос отвечают, не задумываясь, - учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Вот некоторые родительские высказывания: «Школа нужна, чтобы научить детей всему»; «Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»; «Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»; «Заложить в ребенка основы всех предметов»; «Школа нужна, чтобы получить среднее образование». При этом каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения, школа должна развивать способности у детей; про, то, что человек в школу приходит общаться, говорит каждый четвертый.

Это мнение родителей. А многие мои коллеги говорят о том, что основная работа учителя учить. Порой я слышу: « Я – учитель. Моя задача учить». И, действительно, очень стараются вложить в детей как можно больше знаний и спросить с них как можно лучше.

А теперь представим, каково в школе ребенку? И что от школы ребенок ждет? Я работаю в начальной школе, и меня всегда волновал вопрос, насколько детям в школе комфортно? Особенно, если, учитывать, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра остается невероятно значимой.

После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок? Многие первоклашки и не учиться изначально ходят в школу. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Кому-то нравится школьная форма, а кто-то любит ранец носить. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.

Я считаю, что школа несет что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Только потом постепенно приходит интерес к учебе, но только в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребенку полюбить учиться. Большое значение играют отношения, которые складываются у ребенка с коллективом и учителем. Не зря говорят - ребенок любит не математику, а учителя, который математику ведет. Поэтому для ребенка важно общение и возможность устанавливать отношения. Это делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для будущей жизни ребят. « Мы, любим ходить в школу! – говорят ребята, когда им хорошо.- Мы все время узнаем что-то новое, общаемся с друзьями, участвуем в конкурсах, веселимся на праздниках».

«Чудесная жизнь!» - говорят родители и учителя, когда им приятно встречаться друг с другом и общаться вместе, интересно общаться с детьми и придумывать что-нибудь вместе. И, правда, какое чудо - наше повседневное общение.

Сегодня я хотела бы предложить пообщаться с родителями учеников 1-го класса. Главным итогом должно стать определение проблем адаптации ребенка в новых условиях обучения.

Прошли две недели учебы для ваших детей. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Я предлагаю вам в этом разобраться. Но сначала о понятии «школьная адаптация».

Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какую-то среду. Противоположностью этого понятия является дезодоптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.

Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН выделяют три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится довольно долго (2-3 недели). Несоответствие требований к ребенку и его возможностей ведет к неблагоприятным изменениям в состоянии нервной системы, к резкому падению учебной активности. Возникает « школьный стресс», под которым понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма не приходится рассчитывать: организм тратит все, что есть, а иногда и « в долг берет»; поэтому нам всем так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех сил. Какую бы работу ни выполнил школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую организм испытывает в вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в коллективе.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5- 6 недель. Этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложным являются первая и четвертая недели.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируются в течение первой четверти.

При нарушении адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пошел в первый класс. Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, влияя на состояние здоровья центральной нервной системы, являются из основных причин высокой утомляемости и, как следствие, низкой успеваемости.

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклашки учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть следующими правилами, если они будут обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и других детей их безупречное выполнение.

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

    В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

    Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

    Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

    Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.

    Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

    Спокойный тихий разговор – как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто это нарушается! Почему-то нам взрослым хочется получить всё сразу, а если ребёнок сразу не делает – то нужно крикнуть. Крик начинается в семье – и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе.

Преодолевайте трудности вместе с ребенком и не пускайте все на самотек. Этим вы покажите свою искреннюю заинтересованность

его жизнью, успехами и неудачами, а значит и свою любовь.

Адаптационный период проходит благоприятно и комфортно для первоклассников.

Первые результаты введения ФГОС:

Опыт первых двух месяцев внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело(для подготовленных детей). Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамическая пауза. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, ведут наблюдения, говорят об охране природы и способах ее сохранения. Я разучиваю с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадываем загадки, проводим фенологические наблюдения. Дети оживленно общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать свое мнение. В течение учебного времени проведен ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей. Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи, прописанные в материалах «Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения», актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Наша – дружная семья

Совет первый:

самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй:
ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни.

Любим мастерить…

В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий:
ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.
Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…
Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый:
помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый:
помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой:
мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.

Основной задачей федерального государственного образовательного стандарта для начальной школы (ФГОС) является воспитание ребенка, способного к смене социальных ролей и адаптации к изменениям в мире. Поэтому выдвинуты новые требования не только к предметным, но и к личностным, и метапредметным результатам.

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже - воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель - непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:


Основные вопросы для обсуждения:
  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адап­тации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум по проблеме.

(Слайд 1) Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
  6. Организация правильного питания ребенка.
  7. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
  8. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребенка со стороны всех членов семьи.
  2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  3. Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
  4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьно­му дню.
  5. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
  6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников).
  8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью.
  11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношение с ребёнком в семье.

1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 3)
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.


Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-тонеобходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в про­цессе Вашего общения с малышом.

2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 4)

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

3. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 5)
- Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 6)
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 7-8)

    Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

    Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

    Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

    Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

    Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

    После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

    Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

    Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

    В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

    Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .

    Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него .

    Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

    Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Итоги и выводы:

Помогать преодолевать детям адаптационный период.
-Оказывать детям поддержку.
-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Литература:

  • Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.
  • Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
  • Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростон-на-Дону. Феникс 2007 год.
  • Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.