Биографии Характеристики Анализ

Анализ наблюдения за небом и облаками. Архив

Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды Регул при видимости на севере и востоке России,
7 февраля — Луна в фазе последней четверти,
7 февраля — Луна (Ф= 0,48-) близ Юпитера,
9 февраля — Луна (Ф= 0,35) близ Марса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) близ Сатурна,
11 февраля — Марс проходит в 5 гр. севернее Антареса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,15-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20гр.),
14 февраля — Луна (Ф= 0,01-) в нисходящем узле орбиты,
15 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Меркурий (не видно из-за близости к Солнцу),
15 февраля — новолуние,
15 февраля — частное солнечное затмение (видимость в Антарктиде и южной Америке),
15 февраля — покрытие астероидом (189) Phthia на 4 секунды звезды HIP42917 (5,6m) из созвездия Рака при видимости на Европейской части России,
16 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,01+) планеты Венера при видимости в Южной Америке и Африке,
17 февраля — Луна (Ф= 0,02+) близ Нептуна,
17 февраля — Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы (6,5m),
20 февраля — Луна (Ф= 0,2+) близ Урана,
21 февраля — Венера проходит в 0,5 гр. к югу от Нептуна,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Близнецов 6m,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Волопаса (6m),
22 февраля — покрытие астероидом (1032) Pafuri на 9 секунд звезды HIP73007 (7,6m) из созвездия Весов при видимости на Европейской части России и в Средней Азии,
23 февраля — Луна в фазе первой четверти,
23 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,54+) звезды Альдебаран при видимости почти на всей территории России и СНГ (кроме южных и восточных районов),
25 февраля — Меркурий проходит в 0,4 гр. к югу от Нептуна,
25 февраля — Луна (Ф= 0,77+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора (+20 гр,),
26 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда V Змееносца (6,5m),
27 февраля — Луна (Ф= 0,92+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363935 км от центра Земли,
28 февраля — Луна (Ф= 0,95+) в восходящем узле орбиты,
28 февраля — покрытие астероидом (451) Patientia на 18 секунд звезды HIP22949 (6,2m)
из созвездия Тельца при видимости на севере и востоке страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль — не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru db msg 1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при полной фазе в созвездии Льва, покрыв в первый день месяца Регул при фазе 0,98- при видимости на севере и востоке России. В этом созвездии Луна пробудет до 3 февраля, перейдя затем в созвездие Девы при фазе 0,9-. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, уменьшающийся овал Луны пересечет созвездие Девы за три дня, 5 февраля пройдя севернее звезды Спики. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). 13 февраля тонкий серп (Ф= 0,05-) Луны покинет созвездие Стрельца, перейдя в созвездие Козерога, 15 февраля в этом созвездии Луна примет фазу новолуния (близ нисходящего узла своей орбиты). В это новолуние произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться в Южной Америке и Антарктиде. Перейдя в созвездие Водолея, молодой месяц появится на вечернем небе близ Венеры 16 февраля. В этот день произойдет покрытие планеты Луной (Ф= 0,01+) при видимости в Южной Америке и Африке. На следующий день растущий месяц сблизится с Нептуном при фазе 0,02+. Покрытия планеты не произойдет, т.к. серия покрытий Нептуна закончилась, а следующая серия начнется в 2023 году. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, Луна 18 февраля посетит созвездие Рыб при фазе около 0,1+, 19 февраля зайдет в созвездие Кита, а 20 февраля снова пройдет по созвездию Рыб, увеличив фазу до 0,2+ и пройдя южнее Урана. 21 февраля растущий серп еще раз зайдет в созвездие Кита, и в этот же день перейдет в созвездие Овна при фазе около 0,3+. В созвездии Овна Луна пробудет недолго и 22 февраля перейдет в созвездие Тельца при фазе близкой к 0,4+. Здесь 23 февраля Луна близ фазы первой четверти совершит покрытия звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на большей части территории страны (кроме южных и восточных районов). На следующий день лунный овал посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6+, а 25 февраля перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Наблюдаясь большую часть ночи, Луна (Ф= 0,88+) 27 февраля перейдет в созвездие Рака, где пройдет перигей своей орбиты (пройдя южнее звездного скопления Ясли — М44) близ восходящего узла своей орбиты. 28 февраля яркая Луна перейдет во владения созвездия Льва, и закончит путь по зимнему небу близ Регула при фазе 0,98+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 16 февраля, когда перейдет в созвездие Водолея. В начале месяца быстрая планета находится на утреннем небе, но близко к Солнцу, поэтому не видна. Постепенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий 17 февраля пройдет верхнее соединение с Солнцем, а затем перейдет на вечернее небо. Но возможность увидеть планету на фоне вечерней зари появится лишь в конце месяца (элонгация 8 градусов). Видимый диаметр быстрой планеты сохраняется весь месяц на уровне 5 угловых секунд, а блеск увеличивается от -0,5т до -1,5т. Фаза Меркурия весь описываемый период близка к 1. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и во второй декаде месяца ее можно будет найти в лучах восходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1,0 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Планета наблюдается в утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,2т до +0,8т, а видимый диаметр увеличивается от 4,7” до 6,6”. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается на утреннем и ночном небе более шести часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 36” до 39” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в утренние часы над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на вечернем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, заканчивая видимость во второй декаде месяца. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет , видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRN (С/2016 R2) и Heinze (С/2017 Т1). Первая при блеске около 11т движется по созвездию Тельца (близ Плеяд). Блеск второй кометы составляет также около 11т, а перемещается она по созвездию Пегаса. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений — на http://195.209.248.207 .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (6,9т) — в созвездии Рака и Веста (7,4т) — в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RR Андромеды 9,1m — 1 февраля, R Лисички 8,1т — 7 февраля, Т Зайца 8,3т — 12 февраля, S Весов 8,4т — 12 февраля, U Девы 8,2т — 15 февраля, X Жирафа 8,1т — 16 февраля, Т Большой Медведицы 7,7т — 17 февраля, R Микроскопа 9,2т — 20 февраля, R Близнецов 7,1т — 21 февраля, R Волопаса — 7,2т 21 февраля, V Змееносца 7,5т — 26 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Ясного неба и успешных наблюдений!

Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вмести с ним.

Мы часто обращаем свой взор в ночное звездное небо, но знаем ли мы, какие созвездия можно увидеть в разное время года в нашем регионе?

Этот вопрос меня заинтересовал. После посещения всем классом Омского планетария я стала проводить собственные наблюдения. В течение года я следила за изменениями на звездном небе, поставив перед собой цель.

Астрономия – наука о Вселенной и населяющих ее объектах: планетах, звездах и гигантских звездных системах – галактиках.

Название этой древнейшей науки, изучающей небесные тела, образованно от греческих слов «астрон» - звезда и «номос» - закон.

Главный предмет астрономии - звезды – огромные газовые шары, излучающие энергию. Эта энергия вырабатывается в недрах звезд в основном при ядерных реакциях.

Вместе с облаками водорода звезды образуют гигантские системы – галактики.

Ближайшая к нам звезда – Солнце. Вокруг него кроме 9 больших планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, нашей Земли – вращаются несколько тысяч астероидов, комет, метеорной пыли.

Когда солнце исчезает за горизонт и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо.

Все мы любим, наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды. Так же, как днем не видно света лампочки или фонаря, а в темноте они хорошо различимы, звезды ярко сверкают в темноте ночи и не видны днем, поскольку их затмевает солнечный свет. И по этому же их плохо видно при ясной луне.

Обращая свой взор, в ночное небо видишь, как Луна светится отраженным светом Солнца. Она перемещается на фоне звезд вокруг земли.

Глядя невооруженным взглядом, в ночном небе звезды нам кажутся точками, потому что даже ближайшая из них в миллионы раз дальше Солнца.

Солнце – одна из звезд, а звезды – это очень далекие от нас солнца.

Большинство галактик с земли выглядят как туманные пятна. Они состоят из миллионов звезд, как, например светлая полоска Млечного Пути – наиболее плотная часть нашей Галактики, на окраине которой находится Солнце.

Звезды похожи на огромные шары огня, они излучают огромное количество света – и с Земли мы воспринимаем этот свет как серебристый блеск. Это происходит потому, что звезды образованы горящими водородом и гелием, а эти газы при горении выделяют свет и тепло. У самых сияющих звезд яркость во много миллионов раз больше, чем у Солнца, хотя встречаются звезды, чье свечение в миллионы раз меньше.

Все сведения о Вселенной и звездных системах, о природе звезд и планет астрономы получают, анализируя электромагнитное излучение, исходящее от небесных тел.

2. 2. Элементарные астрономические сведения.

Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта. Тысячи лет назад астрономы Древней Греции и Китая рассматривали созвездия и дали им имена в честь героев мифов и легенд. Названия некоторых созвездий дошли до наших дней: созвездия Льва, Большой Медведицы, Кентавра, Пегаса, Кассиопии и т. д3.

Чтобы лучше различать звезды, в древнем мире тысячи лет назад астрономы группировали их между собой, как если бы они были точками воображаемой фигуры: льва, весов, змеи или других предметов и мифологических существ. Эти группы звезд они назвали созвездиями Южного полушария и созвездиями Северного полушария. 7.

В древности созвездия помогали путникам ориентироваться и находить дорогу, особенно на море. Уже тогда люди заметили, что все звезды как будто вращаются вокруг Полярной звезды. Полярная звезда кажется неподвижной.

Она расположена почти прямо над Северным полюсом, поэтому по ней моряки могли ориентироваться и определять, где находится юг, запад и восток. В Южном полушарии удобно ориентироваться по созвездию Южного Креста. Оно изображено на флаге Австралии и Новой Зеландии.

Когда я смотрю в ночное небо, то вижу, на его черном бархате мерцают и переливаются тысячи огоньков. Некоторые из них – планеты, в том числе наша Земля. Все яркие, видимые с Земли звезды ученые объединили в условные фигуры – созвездия. Астрономы насчитывают восемьдесят восемь созвездий. Каждое из них имеет свое название. Названия многих созвездий взяты из древних легенд. С земли, кажется, что звезды в созвездии расположены близко, но это не так. Во Вселенной звезды одного и того же созвездия, как правило, находятся друг от друга очень далеко. Говоря о звездах, люди обычно имеют в виду все светящие тела, которые можно увидеть в ночном небе.

Рассмотрим, как происходит рождение звезд. Почти все они развивались небольшими группами из относительно холодной массы, состоящей из газа и звездной пыли. Эта масса сконцентрировалась, то есть частицы космической материи объединились, образовав своего рода облако, называемое туманностью.

Возможно, эта туманность начала вращаться и достигла высочайших температур, приблизительно около миллиона высочайших температур, приблизительно около миллиона градусов по стоградусной шкале. Туманность, загоревшись, уже становится звездой. Многие из них, однако, являются не звездами, а планетами или просто облаками газа.

Звезда – газовый шар, раскаленный до такой температуры, что он светится. Температура звезд колеблется от 2100 градусов Цельсия до 50 000 градусов Цельсия.

Когда мы смотрим на звезды, нам кажется, что все они одного и того же цвета: бело-голубоватого.

Но несомненно, что все они имеют разные цвета, которые зависят от их температуры. Звезды, выделяющие большее количество тепла, - белые и голубые. Температура их поверхности доходит до 100000 градусов. Желтые и оранжевые звезды имеют среднюю температуру. Самые холодные звезды – красные. Их температура 2000 градусов. Солнце – желтая звезда. Ее температура 6000 градусов.

3. Практическая часть.

Наблюдения за звездным небом.

Наблюдая за звездным небом в разное время года, можно увидеть некоторые созвездия зодиака. Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта. За это весну особенно любят астрономы, изучающие другие галактики. Они окружают нас повсюду, но лучше всего видны именно в это время года.

3. 1. Главные созвездия весеннего неба.

Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта.

По моим наблюдениям весной хорошо видны некоторые созвездия, а именно созвездия Льва, Волопаса, Девы, Рака, Гидры и Чаши. .

3. 2. Главные созвездия летнего неба.

Конец лета – лучшее время для изучения созвездий. Ещё тепло, темнеет не слишком поздно, и в ясные вечера, пока не появилась Луна, можно видеть прекрасную картину звездной ночи.

Перед нами открывается небеса, сияющие множеством звезд. Через все небо наискосок протянулась туманная обтрепанная лента Млечного Пути. К нему прислонился правым углом Летний треугольник. Летний треугольник образуют три главные звезды разных созвездий: Вега - Лиры, Денеб - Лебедя и Альтаир - Орла. .

3. 3. Главные созвездия осеннего неба.

Если летом в ночном небе взгляд мгновенно притягивает Летний треугольник, то при взгляде на осеннее небо сразу бросается в глаза почти правильный четырёхугольник ярких звёзд, так называемый Квадрат Пегаса.

В древности созвездие просто называлось Конём. У этого крылатого коня, как, впрочем, и у Тельца, на небе показана только передняя часть. Он виден нам опрокинутым.

На осеннем небе можно увидеть такие созвездия как – Пегас, Андромеда, Рыбы, Водолей, Козерог. .

3. 4. Главные созвездия зимнего неба.

Зима в наших широтах – наиболее благоприятный сезон для наблюдения Луны и планет, поскольку Млечный путь в это время года поднимается высоко над горизонтом. Богато зимнее небо и яркими звёздами, и заметными, легко находимыми созвездиями. А кроме того, зимой рано темнеет и поздно светает, так что время для наблюдения звёздного неба увеличивается.

В середине Млечного Пути сверкает огромное и, пожалуй, самое яркое созвездие нашего неба – Орион. Его легко узнать – это четырехугольник ярких звезд, отмечающих колени и плечи великого охотника. Между ними сияют три звезды пояса героя, идущие вверх слева направо. Пояс Ориона – настоящее украшение зимнего неба наших широт.

Даже я слабо ориентирующая в звездах, легко найду этот ряд из трех ярких звезд и, взяв его за ориентир, без труда смогу увидеть другие звезды Ориона и окружающие звездного охотника – великана созвездия как Большей и Малый пёс, Единорог, Заяц, Эридан.

Неудивительно, что и астрономы довольно долго, более 200 лет, наряду с изучением свойств отдельных небесных тел стремятся изучить свойство Вселенной в целом. Они изучают звезды и планеты, наблюдают за их движением и описывают их особенности. Благодаря Астрономам мы знаем, что такое Млечный путь, сколько планет в Солнечной системе и каковы фазы Луны. Астрологи же считают, что положение звезд и планет влияет на жизнь человека. Согласно мнению астрологов существуют двенадцать созвездий на небосводе, влияющих на жизнь и судьбу людей. Астрологи называют их знаками зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Каждый знак зодиака соответствует определенному времени месяца. Так согласно астрологам факт рождения под определенным знаком оказывает влияние на личность каждого человека.

На старинной схеме, изображающей движение планет вокруг солнца, представлен и пояс эклиптики с изображением 12 фигур зодиакальных созвездий.

Мне при помощи анализа энциклопедической литературы и моих наблюдений удалось составить перечень созвездий, которые видны невооруженным глазом в разное время года.

Причина смены созвездий на небосводе связана с вращением земли вокруг солнца и поэтому в разных полушариях в разное время года видны разные созвездия.

В нашем регионе мы, к большому сожалению, не можем увидеть созвездие Южный крест, Корабль Арго (состоящий из созвездий Паруса, Кормы, Киль), Золотая рыбка и многие другие, потому что они находятся на южном полушарие и при вращении земли нам их не видно.

Интерес к астрономии у меня не угас, а лишь укрепился. И я уверена, что в скором будущем, наблюдение за звездами преподнесет человечеству еще не мало сюрпризов, будет сделано еще не мало мировых открытий: ведь сегодня астрономия – одна из самых динамично развивающихся наук.

Прогулка Средняя группа.

Наблюдение за летним небом.

Цель: обратить внимание детей на красоту летнего неба, воспитывать любовь к природе, развивать у детей любознательность, творческое воображение.

Воспитатель: Дети посмотрите на небо, какое оно ярко-голубое. А зимой небо серое, тёмное. Летом на улице светло, светло, и небо кажется высоко, высоко, птички носятся друг за другом, радуются теплу, хорошей погоде. По небу плывут белые облака. Посмотрите, какой формы, на что похожи? А какое небо было с утра, когда мы пришли в детский сад? Белые облака поменяли свои очертания?

Хочу рассказать о некоторых приметах: направление ветра и движение облаков неодинаковое – к дождю; если мы видим облака черные, тёмные, низкие, быстро движущиеся- ненастье сохранится.

А вот некоторые поговорки и пословицы, запомните: в июне день-с год; в июне всякий кустик ночевать пустит.

Стихотворение о лете.

И. Суриков

Ярко солнце светит,

На дворе тепло,

И куда ни взглянешь.

Всё вокруг светло.

А теперь ребятки загадка:

Выше леса. Выше гор

Расстилается ковер,

Он всегда- всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий

То он нежно-голубой.

Ну, догадайтесь – небо, правильно. Молодцы!

Опытно-экспериментальная деятельность «Весёлые кораблики» (Плавучесть предметов)

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Наливаем в таз воду и опускаем предметы, сделанные из различных материалов.(Пробки, крышки, пластмассовые. деревянные детали)Наблюдаем вместе с детьми какие тонут, а какие остаются плавать.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

Предлагаю немного поиграть, «Бездомный заяц»

Молодцы, вам понравилась наша прогулка?

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, а не птица.
(Ветер)

Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
(Ветер)

Дидактические игры

"Какое небо" - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

"Сосчитай" - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать выносной материал.
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

"Тише едешь - дальше будешь". Цель - развить быстроту реакции. Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!" Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего "Замри!". Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

"Челнок". Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.


Смотрите также: Весна: Наблюдаем за снегом

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.