Биографии Характеристики Анализ

Биологические и социальные черты человека таблица. Биологические факторы формирования личности

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение.Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей,проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Инстинкты, желание пить-есть, потребность в доме, укрытии, одежде

Одна из главных проблем, сразу же вставшая перед учеными, — это идентификация той линии приматов, которая дала начало гоминидам. На протяжении XIX в. по этому поводу выдвигалось несколько гипотез. Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий. Передвижение на двух ногах. Прямохождение — важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в пропорциях рук и ног, модификация стопы, крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника, а также соединения головы с позвоночным столбом. Увеличение мозга. Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, — это чрезвычайно увеличенный мозг.

По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. Однако величина — не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями. К сожалению, ископаемые остатки черепов не дают достаточного сравнительного материала для оценки многих из этих структурных изменений. В отличие от других признаков, отмеченных выше в качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и развитием мозга. Строение зубов. Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, — в отличие от U-образной зубной дуги обезьян. В ходе эволюции гоминид, увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и лица, и их пропорций. Различия на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны.

К числу используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е. сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того же белка (альбумина) — чем более сходна реакция, тем теснее родство; гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли произойти,

Лекция 3.

Человек и человечество как система. Потребности человека

Биологические и социальные основы человека.

Потребности человека: биологические, психологические, социальные, этнические, трудовые, экономические. Экологизация потребностей. Понятие о прогрессе. Иллюзии прогресса. Качество жизни.

Биологические и социальные основы человека

Человек — биосоциальная структура, не сводимая ни к биологическому, ни к социальному. Как биологическое существо человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов . В позднем миоцене (11–12 млн. лет назад) отделилась антропоидная линия, состоящая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант). Род Homo — лишь последнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокупности составляет семейство гоминидов , котороевключает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей.

Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. История возникновения человека и человеческого общества давно изучается биологами, антропологами (антропология — наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов), обществоведами-социологами, но пока нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках.

Некоторые биологи считают, что человек за последние 40 тыс. лет не изменился биологически, что генетически человечество однородно весь этот период, так как факторы отбора в человеческих популяциях не действуют. Основанием для этого служит морфофизиологическое сходство современных людей с предками, жившими 40 тыс. лет назад. Генетическое исследование современных человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) свидетельствует о единстве и однородности человечества, так как 97% генов у них идентичные.

Другое утверждение — на протяжении всего времени существования человека идет расовая и адаптивная дифференциация, эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остановится. Существует предположение, что сейчас идет формирование нового вида людей – Человека нового (Homo innovatus).

В ходе эволюции человек как биологическое существо был обречен на вымирание, так как его инстинкты были слабо развиты, он не был достаточно укоренён в природе, но обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению, труду. Постоянной стратегией жизни человека была независимость от среды обитания, что было продиктовано устремлением животного к самосохранению. В этом человеку помогла культурная эволюция.

Своеобразие человека — в его способности преодолеть собственную видовую ограниченность. Знания, опыт, передача их из поколения в поколение стало одним из решающих факторов социальной среды Homo sapiens в борьбе за существование. Таким образом, человек – биосоциальное существо, сочетающее в себе элементы природного и социального. В разных случаях то одно, то другое выходит на первый план.

В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного — культура. Человек — это существо, наделенное культурой (ни одно животное не создало своей «второй» природы). Согласно определению известного философа И.Т.Фролова, человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

В.И.Вернадский рассматривал человека как составную часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанную в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно человек — это личность, то есть элемент определенных социальных структур. Только он, человек, обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам.

Человечество – совокупность людей, сложная, иерархически построенная система. Объединение человека в социальные группы идет иерархически вплоть до человечества в целом. Сложная многоуровенная система человечества отражена в таблице 3.1.

Н.Ф. Реймерс называет следующие особенности человека и человеческих групп:

— человек имеет ряд анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм (так, например, нельзя механически поменять местами негров и эскимосов как популяции);

— достаточно заметны этолого-поведенческие варианты человека: тип южан отличается от типа северян;

— историко-эволюционно сложилась этническая специфика людей — например, скандинавский этнос отличается от германского или великобританского, и тем более от монгольского;

— существуют отличия таких социальных совокупностей людей, как например, рабочие, крестьяне, бизнесмены, интеллигенты и др., хотя они могут быть врéменными;

— различные социальные группы различаются по жизненным целям и др.

Все эти составляющие у современного человека играют важную роль, хотя исторически они возникали не одновременно — происходило постепенное усложнение социального мира. Наиболее древней была анатомо-физиологическая структура, которая была затем дополнена этолого-поведенческими характеристиками. Разнообразие форм труда шло параллельно с формированием рас, что приводило к формированию этнических группировок с разными системами взаимоотношений «человек – природа». Одновременно возникали первичные социальные устройства и механизмы. Позже возникли экономические устремления.

Таким образом, одной из характеристик человека и человечества является их многообразие — как известно, нет двух генетически идентичных людей и одинаковых личностей. Но при этом есть совокупности лю-дей одинакового типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, не сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному анализу. Среди закономерностей существования человеческого общества можно выделить наличие ряда потребностей, которые определяют характер поведения, направленность мышления, чувств и воли человека и т.п.

Таблица 3.1. Модель-матрица человечества как многоуровенной

системной совокупности (по Н.Ф.Реймерсу)

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Характерные признаки человека

Ранние этапы эволюции отр. Приматы

Примерно 40-60 млн.

лет назад появляются еще два семейства – Лемуры (Стрепсириновые) и Долгопяты (Гаплориновые). Лемуры – ведут древесный образ жизни; размер – с кошку, длинный хвост, удлиненная морда с глазами, обращенными вперед и в бок; хорошо развитое обоняние; характерна ночная активность; обитают в тропических лесах Мадагаскара и Южной Африки и Южной азии.

Уже на ранних этапах эволюции приматов можно выделить три основные тенденции:

· укрупнение мозга

· укорочение морды

· активное приспосабливание передних конечностей для хватательных движений и в дальнейшем замена когтей ногтями.

Примерно 38 млн. л. назад обособляется линия Гаплориновых обезьян, которое возможно, связано с переходом к дневной активности и, как следствие: усиление роли зрения, совершенствование строения головного мозга, развитие стадности и социальных форм поведения.

Широконосые и узконосые обезьяны разошлись примерно 35 млн.л.н.. В это время Америки отделяются от Евразии и Африки.

Низшие узконосые и Гоминоиды разошлись примерно 23 млн.л.н.. Возможно, Гоминоиды продолжили более активно приспосабливаться к наземному образу жизни. Происходит дальнейшее укрупнение размеров тела (гориллы – до 180 см и 200 кг). Туловище короткое, конечности длинные. Передвигаются по земле, опираясь на передние конечности. Кроме того, имеют более сложное поведение и происходит дальнейшее укрупнение головного мозга.

Гоминиды отделились от остальных гоминоидов примерно 6 млн.л.н.

Все палеонтологические находки ранних гоминид находят на Африканском континенте.

Характерные признаки человека.

Одна из главных проблем, сразу же вставшая перед учеными, – это идентификация той линии приматов, которая дала начало гоминидам.

Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.

Передвижение на двух ногах. Прямохождение – важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях. А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.

Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят:

  • изменения в пропорциях рук и ног,
  • модификация стопы,
  • крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника,
  • соединение головы с позвоночным столбом.

Увеличение мозга. Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis , первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. В отличие от других признаков, отмеченных выше в качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и развитием мозга.

Строение зубов. Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся:

  • уменьшение объема и длины клыков;
  • закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов;
  • изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов;
  • развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.

В ходе эволюции гоминид увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и лица и их пропорций.

Различия на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны. К числу используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е. сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того же белка (альбумина) – чем более сходна реакция, тем теснее родство; гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли произойти, а тем самым и оценить, какова степень родства сравниваемых видов и как давно они разделились.

Перечисленные методы показали очень близкое родство и, следовательно, относительно недавнее разделение в ходе эволюции таких видов, как горилла, шимпанзе и человек. Например, в одном из исследований по секвенированию белков было обнаружено, что различия в структуре ДНК шимпанзе и человека составляют всего 1%.

А1 Понятие характеризующее человека как отдельное, единичное существо и определяющее его принадлежность к человеческому роду, называется

1) организм 3) личность

2) объект 4) индивид

А2 Личность, для которой преобладающей чертой является направленность, на свой внутренний мир называют

1)экстраверт 3) конформист

2)интроверт 4) нонконформист

А3 Мотив-это

1) относительно устойчивая система представлений о себе

2)то. ради чего человек выполняет определённые действия

3)реализация отношений человека к другим людям и к самому себе

4)реально достигнутый результат

А4 Материалистический подход к истории основывался на том, что:

1. общество есть живой организм

2. общество есть простая сумма –живущих в нем людей

3. целостность и единство общества проявляется в духовной жизни

4. реальная материальная жизнь людей определяет их сознание

A5 Стадиальный подход американского социолога У.Ростоу характеризует «период сдвига» в истории человечества как стадию

1. преобладания аграрного сектора в экономике

2. начала индустриализации и промышленная революция

3. появления высокоразвиты/ в экономическом отношении стран

4. высокого уровня массового потребления

А6. К элементам духовной культуры относятся

1) правила поведения 3) средства передвижения

2) предметы домашнего обихода 4) военная техника

А7 Функция исторической преемственности культуры проявляется в

1) ценностных потребностях и ориентирах человека

2) обмене культурными достижениями между людьми и общностями

3) возможности адаптации человека и различным природным условиям

4) накоплении, хранении и передаче информации

A8 В социальной структуре общества выделяют социально-этнические общности

1. половозрастные группы

2. нетрудоспособное население

3. родоплеменные объединения

4. трудоспособное население

А9 Французский социолог П.Бурдьё. характеризуя общественное положение людей, выделял

1. способы получения и долю общественного богатства класса

2. сословные привилегии, обязанности, социальное богатство и власть

3. естественные причины неравенства в обществе

4. экономический и три вида общественного капитала

А10 К типичный искажениям восприятия конфликта относится "двойная этика", это

1) видят недостатки оппонентов, но не свои

2) оценивают по-разному поступи свои и оппонента

3) кажется что истина полостью на вашей стороне

4) дается однозначная негативная оценка намерений оппонента

А11. По характеру мотивации альтернативная самодеятельность молодежные групп

1) соответствует общепринятым нормам поведения

3) основана на сомнительных ценностных ориентирах

4) проявляется в действиях не соответствующих общепринятым нормам

А12 Императивное общение как директивная форма воздействия на человека характерно для

1) уставных отношении между военнослужащими

2) отношений между близкими друзьями

3) общение с помощью телефона или Интернета

А13. Достоинством называют таков нравственное отношение к самому себе, которое

1. исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности

2. предполагает обязательную заботу о людях

3. предполагает монологическое общение с другими людьми

4. обеспечивает объективную самооценку

А14 Укажите правильное утверждение

1) мотивы и поступки человека всегда соответствуют друг другу с точки зрения их нравственной основы

2) любой noступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами и последствиями

3)внешняя оценка поступка всегда должна совпадать с внутренней

4)определяющим моментом нравственного поведения человека является требовательность к себе

А 15 К мировым религиям относятся

1) Христианство, ислам, индуизм

2) буддизм, христианство, ислам

3) ислам конфуцианство. христианство

4)буддизм иудаизм христианство

А16. Специфика античной науки заключалась в

1) получении системного объективного. эмпирически подтвержденного знания о действительности

2)применении на практике точных намерений и математических методов

3)использовании научных достижений в повседневной жизни

4)редком использовании на практике результатов научных знаний

А17. Эстетическая сфера, характеризующая эстетику быта, включает

1)создайте орудий труда 3) украшение жилища и одежды

2)садово-парковое искусство 4) изготовление домашней утвари

А 18 Особенность средневековой философской мысли состояла в

1) обосновании возможностей людей в постижении истины

2)недоверии к разуму и переоценке всех ценностей

3)самостоятельном поиске истины

4)истолковании истин, открытых людям богом

А19. Процесс создания полезного продукта называется

1) производство 3) потребление

2) Распределение 4) обмен

А20. Ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный срок установленной в ней суммы денег, называется

1) завещание 3) облигация

2) акция 4) кассовый чек

А21. Деньги, которые используются в качестве посредника для оплаты за товары и услуги, выполняют функцию

1) средства платежа

2) средства обращения

3) средства накопления

4) меры стоимости

А22 Рынок, выполняя селективную функцию

1) регулирует объём и структуру производства

2)не допускает длительной нехватки или перепроизводства товаров

3)способствует сокращению затрат на производство товара

4)избавляет общественное производство от экономически слабых участников товарно-денежных отношений

А23. Прямое государственное регулирование экономики осуществляется через

1)налоговую систему

2)кредитно-финансовую систему

3)финансирование научных исследований

4)деятельность нормативной правовой базы

А24 Спрос и предложение наиболее мощными экономическими рычагами, которые все расставят на свои места, считал американский экономист

1) Аж Кейнс 3) Т веблен

2)П Сзмуэлисон 4) М Фридмен

А25 Согласно Государственной схеме комплексной территориальной организации Реслу6ли»и Беларусь для урбанизированных регионов страны характерна

1) высокая концентрация производства и рабочей силы

2) уникальная возможность для туризма и санаторного лечения

3) ускоренное развитие кормовой базы животноводства

4) ведущая роль производства и переработки сельскохозяйственной продукции

А26 Форма массовой активности граждан, которая отличается определенной социальной базой, слабой организованностью, называется

1) референтная группа

2) политическая партия

3) существенное движение

4) общественное объединение

А27 Позитивная теория права рассматривает права человека как:

1) дарованные ему государством

2) завоеванные в борьбе за власть

3) заработанные трудовой деятельностью

4) естественные, неотчуждаемые, не зависящие от государства

А28 Форма правления государства — это

1) совокупность политических институтов и организаций

2) обеспечение в государстве порядка и безопасности

3) административно-территориальное устройство государства

4) структура высших органов государственной власти, порядок их организации и функционирования

А29 Одной из особенностей демократической политической системы

1) определенный срок действия полномочий должностных лиц

2) равенство всех граждан перед законом и судом

3) осуществление государственной власти в соответствии с волей меньшинства населения

4) наличие в обществе партий, движений, которые выражают интересы различных групп населения

АЗО Венская система международных отношений

1) характеризовалась противостоянием капиталистических и социалистических

2) характеризовалась игнорированием интересов побежденных и вновь образованных стран после Первой мировой войны

3) базировалась на идее национального государства и принципе государственного суверенитета

4) сложилась после наполеоновских войн и основывалась на идее баланса сил между большими европейскими державами

А32. Функция права, направленная на защиту предусмотренных законом политических, экономических и других oотношений, пресечение действий, враждебных общественному строю, называется

1) коммуникативная 3) охранительная

2) регулятивная 4) воспитательная

Часть в

В1 Тип темперамента человека энергичного, активного, общительного, с резкими сменами настроения которого И П Павлов называл «боевым, задорным легко раздражающимся типом», называется______

В2 Путь урегулирования разногласий в конфликте через взаимны# уступка — это стратегия________

В3 Название «Местные повеет* XXI» получила стратегия __________ развития регионов Республики Беларусь

В4 Разделение людей о обществе на группы, занимающие разное социальное положение, называется социальная __________

В5 Политическая система, определяя стратегические направления общественного развития, выполняет функцию __________

В6 Санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически и закрепилось в поведении людей как устойчивая форма,

называется правовой _________

В7 Укажите две черты, характеризующие рабовладельческий строй как экономическую систему общества

1) Частная собственностью на средства производства

2) общественная собственность на средства производства

3) личная зависимость крестьян от земельных собственников

4) использование в производстве труда наемных работников

5) полная зависимость работающего человека от собственника средств производства

В8. В соответствии с законодательством Республики Беларусь укажите два положения, которые характеризуют избирательную систему Республики Беларусь

1)Выборы депутатов являются прямыми

2)участие в избирательном процессе является для граждан обязательным

3)все население страны принимает участие в выборах

В9 Укажите два отличи я норм права от морали

2)изложены в письменной форме

3)вырабатывают нормативно-ценностные установки для общества

4)закрепляют наиболее эффективные формы социального поведения

5) возникают с появлением государства

А1 Понятие характеризующее человека как отдельное, единичное существо и определяющее его принадлежность к человеческому роду, называется

1) организм 3) личность

2) объект 4) индивид

Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости-гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово-рят, что человек -- «самое живое из всех живых существ». Биология человека -- самая развитая и совершенная биология. Это выражает-ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за-нятию любой экологической ниши, любой среды обитания -- вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи-большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни-ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «…Практическая культура и состоит именно в при-вычке и потребности в занятии».

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз-никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма-ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично-сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова-ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров -- интеллектуальные, творческие спо-собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос-нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по-воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка-кой-нибудь Зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя-ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа-лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло-гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи-более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че-ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы-тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен-ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче-ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че-ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче-ским» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че-ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает-ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб-ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи-зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо-да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь-ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно-жество экономических и политических причин, однако логично по-ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель-ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони-мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че-ловека, биологическое -- основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме-сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес-няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества -- необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Эта недостаточно понятая совре-менным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в тече-ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь-ников по всей Российской Федера-ции явно связано с недостатком фи-зической активности. Согласно ис-следованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких рес-публиках СССР, школьники и сту-денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нор-мального состояния здоровья, -- 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи-ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор-му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»: С происходящим в современном обществе увеличе-нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла-бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно-весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак-терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова-нии был; обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е. . у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея-тельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека -- ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо-нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био-логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы-шечного и нервного напряжения -- с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, : кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз-никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло-гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но-вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований -- освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож-но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. -- это несовмести-мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор-ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво-дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от-дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про-тиворечие не может разрешиться само собой.

Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло-гическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз-личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса -- в социальном и медицинском обслужива-нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при-менении и обслуживании необходимых для них техники и обору-дования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био-логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма -- которое все-гда происходит в той или иной социально выработанной форме -- могут создать сферы применения для новых направлений и техноло-гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается неизменной. Она эво-люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений -- одно из условий эффективно-го функционирования системы сервиса.

«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа кᴏᴛᴏᴩого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в ϲʙᴏей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Стоит заметить, что он побудет на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, кᴏᴛᴏᴩые доразвиваются при его жизни в социуме. При всем этом наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими ϲʙᴏйствами и инстинктами. Стоит заметить, что он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в ϶ᴛᴏт мир вводит человека именно общество, кᴏᴛᴏᴩое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не будет нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат оϲʙᴏения культурных ценностей, кᴏᴛᴏᴩые имеются в конкретном обществе. Важно заметить, что одновременно ϶ᴛᴏ и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. При этом он будет и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к кᴏᴛᴏᴩому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его ϲʙᴏей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать ϲʙᴏи творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. При всем этом человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет ϲʙᴏю «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует ϲʙᴏю природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — ϶ᴛᴏ все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере пробудет взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение оϲʙᴏбодило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать данные орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, кᴏᴛᴏᴩые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи) Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в ϲʙᴏю очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, кᴏᴛᴏᴩые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание ϲʙᴏих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя ϲʙᴏдить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в ϶ᴛᴏт период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть кᴏᴛᴏᴩых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в т.ч. социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Отметим, что тейяра де Шардена (1881-1955) Согласно Отметим, что тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе ϲʙᴏего исторического развития получает ϲʙᴏй смысл в человеке. В нем она достигает как бы ϲʙᴏего высшего биологического развития и одновременно он же выступает ϲʙᴏеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

Сегодня в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При ϶ᴛᴏм социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об ϶ᴛᴏм уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Стоит сказать, что каждый человек уникален и ϶ᴛᴏ тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, кᴏᴛᴏᴩые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, кᴏᴛᴏᴩые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно данными факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на данные довольно фундаментальные различия по ϲʙᴏей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — ϶ᴛᴏ прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Уместно отметить, что описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, ɥᴛᴏбы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека будет социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на ϶ᴛᴏ — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.