Биографии Характеристики Анализ

Что такое эмоции? Положительные эмоции и негативные эмоции. Какие бывают эмоции у человека

В течение дня человек переживает массу эмоций, которые перемешиваясь между собой, создают причудливый букет. Этот букет окрашивает восприятие человека, делая «плохим» или «хорошим» прожитый день.

Наверняка любому человеку хочется просыпаться каждое утро с улыбкой и провожать прожитый день в позитивном настроении. Проживать каждый день счастливо, наполнять свою жизнь радостными эмоциями – эта задача может оказаться невыполнимой, пока человек не научиться управлять своими эмоциями.

Свое настроение можно менять, так как нам хочется, необязательно быть зависимым от обстоятельств. Для того, чтобы почувствовать эмоцию радости, необязательно ждать подходящего момента, когда нас кто-то или что-то рассмешит.

Для того, чтобы радоваться, нужно просто радоваться. Для счастья не обязательно искать повод: деньги, здоровье, вторую половинку, признание и так далее. Быть счастливым можно просто так. Ведь все что нам необходимо уже есть – это наши эмоции.

Только осталось разобраться в искусстве управления своими эмоциями. Для этого, в первую очередь, надо знать виды эмоций человека, чтобы научиться различать, отделять эмоции друг от друга, ведь они редко проявляются в чистом виде.

Каждый человек обладает четырьмя чистыми эмоциями:
  • гнев
  • страх
  • радость
  • уныние

Эти виды эмоций создают комбинацию остальных чувств и эмоций, которые каждый из нас может переживать ежедневно.

Посмотрите это короткое видео, на нем показаны лица различных людей, переживающие одинаковые эмоции: от радости до страха.

Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Перечень основных эмоций и чувств человека

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость.

3. Ликование.

4. Восторг.

5. Гордость.

6. Уверенность.

7. Доверие.

8. Симпатия.

9. Восхищение.

10. Любовь (половая).

11. Любовь (привязанность).

12. Уважение.

13. Умиление.

14. Благодарность (признательность).

15. Нежность.

16. Самодовольство.

17. Блаженство

18. Злорадство.

19. Чувство удовлетворённой мести.

20. Спокойная совесть.

21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворённости собою.

23. Чувство безопасности.

24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.

26. Удивление.

27. Изумление.

28. Безразличие.

29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.

31. Горе (скорбь).

33. Печаль (грусть).

34. Отчаяние.

35. Огорчение.

36. Тревога.

38. Боязнь.

41. Жалость.

42. Сочувствие (сострадание).

43. Сожаление.

44. Досада.

46. Чувство оскорбления.

47. Возмущение (негодование).

48. Ненависть.

49. Неприязнь.

50. Зависть.

52. Злость.

53. Уныние.

55. Ревность.

57. Неуверенность (сомнение).

58. Недоверие.

60. Растерянность.

61. Ярость.

62. Презрение.

63. Отвращение.

64. Разочарование.

65. Омерзение.

66. Неудовлетворённость собою.

67. Раскаяние.

68. Угрызения совести.

69. Нетерпение.

70. Горечь.

Возможно, кто-то из читателей не согласится с таким разделением чувств. Чувства разделены не с позиции этики, а с позиции доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Человек вкладывает в свои эмоции колоссальный объем энергии. По сути эта энергия нейтральная, только эмоция может придать ей положительный или отрицательный характер, направить ее в русло созидания или разрушения.

Присмотритесь к этому списку, определите для себя, в какие эмоции вы больше вкладываете свои силы, в эмоции разрушения или созидания?

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья « Виды эмоций человека» подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Корни и относительность эмоций

Жизнь прекрасна, но между объективной возможностью наслаждаться ею и нашей готовностью делать это стоят барьеры – негативные эмоции . Да, есть и другие помехи. О самом грустном – неизбежном финале – не будем (ну разве что в примере), как не будем и об очевидных жизненных препятствиях, но мы сотканы из чувств, и постоянно нас сопровождают лишь они. Эмоция – это реакция организма на обстоятельства, выраженная определённым переживанием. Отрицательные эмоции имеют неприятный окрас и, в отличие от положительных, вынуждают нас бежать от них.

Жизнь не только прекрасна, но и во многом относительна. То, что одному негативно, другому вполне себе заряжено плюсом. Можно быть на вершине успеха в той форме, в которой он привычен обществу, и быть или стать глубоко несчастным. Поразительный этому пример – Лев Толстой. Будучи на гребне мирового общественного признания, не страдая отсутствием жизненных благ, за довольно короткое время он превратился в страдальца, ищущего покоя в удавке.

Психология привязана к философии, в конечном итоге наши эмоции формируются мировосприятием. Осознают это немногие, глубоко понимают – единицы. Толстой, как человек большого ума, не смог принять необходимость жить, памятуя о неизбежном конце. «Как можно находиться в ауре позитива, если вся жизнь – сплошной фарс, издевательство с плачевным финалом?», — рассуждал писатель. В конце концов, Толстой нашёл выход и утешение в вере. Пример иллюстрирует зависимость рядовых проявлений эмоционального негатива от крупных мировоззренческих блоков и относительность реакций. Согласитесь, большинство из нас, будучи в социальном и финансовом положении автора «Анны Карениной», упивались бы успехом.

Негативные эмоции: какие они бывают

Отрицательных эмоций очень много, вот некоторые из них:

  • обида;
  • гнев;
  • зависть;
  • ненависть;
  • беспокойство;
  • отвращение;
  • страх;
  • злость;
  • агрессия;
  • раздражение;
  • чувство вины;
  • ревность;
  • ярость;

Все они связаны с соответствующей чертой характера: агрессия – агрессивность, обида – обидчивость. Вот почему так важно стараться не допускать в свой внутренний мир отдельных проявлений негатива – он легко пускает корни, перерастая в часть нашей сущности.

Негативные эмоции: функциональность

Отрицательные, как и положительные, эмоции выполняют ряд функций, которые делятся на несколько категорий: оценочную, мотивирующую, защитную. Рассмотрим функциональность на примерах.

Раздражение

Каждой эмоцией мы оцениваем людей и обстоятельства. Раздражение можно сравнить с «троечкой» — человек нам явно неприятен, но до более низких оценок он не дотягивает. Благодаря естественной реакции у нас складывается представление об объекте или субъекте.

Раздражение мотивирует. Вы и сами знаете, насколько бывает легче справиться с задачей, поддавшись негативу. Наконец, с помощью раздражения мы защищаемся. Робкому стеснительному человеку бывает сложно ответить отказом на неприятную просьбу, а вот робкому и раздражённому сделать это намного легче.

Беспокойство

Имея некую картину мира, мы определяем, всё ли в ней в порядке, реагируя тем или иным образом на обстоятельства. Беспокойство – явный признак, что что-то пошло не так, и нужно принимать соответствующие меры. Без беспокойства родители бы пускали на самотёк судьбу детей, а врачи – здоровье пациентов.
Мотивация, вызванная беспокойством, огромна. Щуплая женщина, потерявшая ребёнка, горы сдвинет в поисках. Непримечательный серый человек, опасаясь за неприглядное будущее, преодолеет тысячи неприятностей в стремлении к более красивой картинке, чем та, которая уготована ему, согласно сухой статистике.

Беспокойство оберегает. Переживая за завтрашний день, мы запасаемся пищей, укрепляем крышу над головой, откладываем сбережения… Все негативные эмоции так или иначе помогают в чём-то. Но почему же тогда они негативные? Они не только помогают, но и вредят, причём вреда в итоге гораздо больше, чем пользы. Иногда от бессилия, иногда по глупости, мы «подменяем понятия» — ищем выход в негативе, вместо того, чтобы искать его в положительном настрое, в созидании конструктивного, а не разрушающего, характера.

Негативные эмоции: причины

Исходя из сказанного, легко определить основные причины возникновения отрицательных эмоций:

  • убеждения (мировосприятие);
  • страх перед будущим;
  • физическое состояние;

Мировосприятие

Толстому для превращения своей жизни в кошмар хватило смены убеждений: красивая картинка постепенно, одними лишь умственными усилиями, сменилась безобразной. Безобразие заключалось в реакции, невозможности повлиять на ситуацию. Негативные эмоции могут стать частью нашей жизни незаметно, в результате ежедневного опыта и размышлений, меняющих восприятие реальности. Важно стараться верить в счастливый конец любой ситуации – это даёт силы преодолевать неприятности, не разрушая свою психику.

Страх

Мы знаем только то, что ничего не знаем… И всё же того, что нам известно, хватает для страха перед окружающим миром. Нас пугает неопределённость, боязнь порождает остальные отрицательные эмоции. Страх перед будущим тесно связан с мировоззрением: вера в отсутствие хэппи-энда гонит прочь положительные эмоции, ну а свято место пусто не бывает.

Физическое состояние

Недомогание, тяжелая болезнь, боль вызывают злость и раздражение. И фактом нарушения наших планов, и самой сутью. Только крепкие духом, высокодуховные люди, которые, условно говоря, видят свет в конце тоннеля, способны выдерживать удар за ударом, не реагируя на них негативно.

Преодоление негативных эмоций

Чтобы преодолеть негативные переживания, нужно работать и с объективными причинами, и с собственной психикой – менять точку зрения на различные ситуации и, в конечном итоге, на окружающую реальность. От объективных причин невозможно убежать всегда, но нужно стараться по мере сил.

Работа с психикой, какой бы трудной она ни была, намного легче. По крайней мере, она поддаётся изменениям. Помимо поиска надёжного жизненного якоря, выраженного в вере в светлое будущее, следует:

  • контролировать эмоции;
  • искать и пускать в ход триггеры;

Мы обладаем силой воли и зачастую контроль над негативными реакциями нам по зубам. Он не даёт пламени нехороших эмоций распространяться дальше. Негатив, получивший отпор, согласно закону сохранения энергии, никуда не девается – он обязательно найдёт выход в чём-то другом. Поэтому работа должна быть комплексной.

Триггер – это раздражитель, импульс, запускающий то или иное чувство. Негативные эмоции гасятся изучением своих слабых и сильных сторон и искусным лавированием между обстоятельствами и нажатием на правильные «кнопки». Почувствовав обиду, «нажмите» на анализ ситуации, оказавшись в состоянии раздражения – «кликайте» на позитивное мышление.

Работа над собой сложна, но неизменно приносит плоды. Не давайте огню негатива разгораться, тушите его всеми возможными способами.

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций -- активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Простейшая форма эмоций -- эмоциональный тон ощущений -- врожденные гедонические переживания (от греч. hedone -- наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

1. Чувственный или эмоциональный тон -- это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п.

2. Собственно эмоции -- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида. Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, какгнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и еще чаще -- с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и, наряду со стыдом, способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка.

Популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей -- биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, -- контактные и дистантные.

3. Аффект -- стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте-- это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или

полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции -- ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты.

Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть -- интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны -- начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Настроение -- сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны -- от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта. Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности.

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Согласно традиции отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Итак, чувства -- это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых, длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней) и хронических. В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.

Переживание как положительных, так и отрицательных эмоций создает интересную динамику и дает пищу для размышлений.

Профессиональные и академические исследования положительных и отрицательных эмоций показывают, что переживание позитивных и негативных чувств в соотношении 3 к 1 приводит людей к переломному моменту, после которого они становятся более устойчивыми к неблагоприятным факторам и легко добиваются того, что только могут себе представить.

С позитивным настроем мы учимся видеть новые возможности, легче оправляемся от неудач, общаемся с другими людьми, и становимся более совершенными.

Мы постоянно испытываем эмоции в нашей повседневной жизни, связанные с людьми, жизненным опытом или событиями. Мы позволяем вовлекать себя в позитивные и негативные эмоции, а значит необходимо рассмотреть эти эмоции в том аспекте, который действительно важен для нас.

Баланс чувств

Все мусульмане знают, что необходимо проявлять умеренность во всем, стремиться к балансу и миру с собой и тем, что Аллах дал нам на короткое время жизни.

Мы должны избегать крайностей во всех вещах, в том числе и эмоциях: любые чрезмерные эмоции могут быть разрушительными, будь то положительные или отрицательные.

Положительные эмоции — это такие позитивные чувства, как любовь, надежда, энтузиазм, решительность, благодарность, оптимизм, ликование, и уверенность. Негативные эмоции — это раздражение, скука, смущение, печаль, страх, недовольство, подавленность.

Пророк Мухаммад, мир и благословения ему, сказал слова, которые были переданы в достоверном хадисе, рассказанном Бухари:

«Никто из вас не уверует по-настоящему, пока не возлюбит своего брата так же, как самого себя».

Итак, вы находитесь в позитивном настрое, испытываете положительные эмоции, когда вы смотрите на благословения, которые вы получаете в жизни. Помните, что у вас есть гораздо больше, чем у многих других людей. Поэтому, уделите несколько минут и помолитесь за своих братьев и сестер во всем мире, которые не имеют того, что есть у вас. Сделайте это, пока вы находитесь в позитивном состоянии ума.

Когда мы благодарим кого-либо мы оцениваем вклад человека в нас и чем больше степень нашей благодарности — тем больше положительного мы будем видеть в окружающих и нас самих.

Чем больше мы замечаем, как Аллах благословил нас, видим Его присутствие в нашей жизни, тем больше наше сердце будет в покое.

«Вот возвестил Господь: «Если возблагодарите, Я умножу вам…» Коран (Сура Ибpaxим 14:07).

Возьмите небольшой перерыв в то время, когда вы заняты и поблагодарите Аллаха. Вы никогда не будете в состоянии отблагодарить Аллаха за все, что Он дал вам, но вы по-настоящему оцените присутствие Аллаха в вашей жизни.

Теперь, давайте кратко рассмотрим негативные эмоции, которые мы можем чувствовать: возможно мы разочарованы, потому что не реализовали наши возможности, или мы чувствуем беспокойство, депрессию или зависть. Только мы знаем, когда мы чувствуем эти эмоции, но что действительно имеет значение — так это то, как мы обращаемся с этими эмоциями.

Так как месяц Рамадан оставил нас, мы иногда чувствуем вину за то, что не успели сделалать достаточно много в этот месяц, но пусть это не останавливает нас на пути дальнейшего совершенствования. Даже если мы допустили ошибку, когда-нибудь признаем это сразу перед Аллахом или теми, кого мы обидели.

Никогда не будем высокомерными, так как высокомерие стало причиной падения Шайтана.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждое действие основано на своем намерении» (Бухари)

а в другом хадисе передано:

«Лучшими действиями являются те, которые малы и последовательны» (Бухари и Муслим).

Давайте решим, какие последовательные положительные изменения могут стать частью нашей жизни навсегда. Это может помочь принять любые тревоги и негативные мысли и использовать их в качестве мотивации, чтобы помочь проявиться позитивным изменениям в наших поступках и действиях в этой жизни и в жизни будущей.

Наконец, будем стараться не чувствовать себя подавленными и никогда не будем терять надежду. Когда мы ищем счастье в этой жизни, мы испытываем потребности во многих сферах: красивая одежда, вкусная еда, прекрасный дом, отличная жена или муж и т.д. Однако, если человек выражает благодарность Аллаху он получит то, в чем он действительно нуждается — истинное счастье!

Статья создана с целью познакомить родителей с ролью положительных и отрицательных эмоций в развитии ребёнка, определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся, дать некоторые рекомендации в отношении формирования положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Эмоции положительные и отрицательные

Задачи:

Познакомить с ролью положительных и отрицательных эмоций в развитии ребёнка. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Значения эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром.

Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.

Благодаря чему ребёнок может быть счастлив? Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.

Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.

Эмоции влияют на ход разных психических процессов

  1. восприятия,
  2. памяти,
  3. воображения,
  4. мышления,
  5. предопределяют формирование определенных черт характера личности.

Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания. Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). Негативные эмоции: - эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия

  1. эмоции страдания - боль, страх, обида.

Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? 1. Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно - страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.

Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.

Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:

  1. ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;
  2. ребенок находится в постоянном конфликте с одноклассниками.

Способы формирования у детей положительных эмоций

  1. Признанием и поощрением ребенка:
  1. выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод;
  2. устная похвала, публичное признание положительных изменений;
  3. забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.
  1. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
  1. Я тысячу раз говорил тебе, что...
  2. Сколько раз надо повторять...
  3. О чем ты только думаешь...
  4. Неужели тебе трудно запомнить, что...
  5. Ты становишься...
  6. Ты такой же, как...
  7. Отстань, некогда мне...
  8. Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты - нет...
  1. При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
  1. Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
  2. Как хорошо, что у меня есть ты.
  3. Ты у меня молодец.
  1. Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи меня.

  1. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  2. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

  1. Советы родителям.
  1. Безусловно принимайте своего ребенка.
  2. Активно слушайте его переживания, мнения.
  3. Не разговаривайте с ним с равнодушным и безразличным лицом,
  4. Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу,
  5. Помогайте, когда просит.
  6. Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  7. Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
  8. Разрешайте конфликты мирно.
  9. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
  10. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке, я - хороший»,
  11. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и

надеждой,

  1. Наказывая, оставайтесь рядом с ребёнком, не избегайте общения с ним, но не гладьте по голове после серьёзного разговора,
  2. Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести,
  3. Станьте для своего ребёнка примером для подражания,
  4. Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте,
  5. Заводите красивые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее.

5. Ритуалы, которые нравятся детям.

  1. Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  2. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия.
  3. В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
  4. На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
  5. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи
  6. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
  7. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.