Биографии Характеристики Анализ

Годфруа что такое психология краткое содержание. Жо Годфруа, "Что такое психология?"

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ
.... 24
Глава 1. Что такое поведение? ................ 24
Врожденное и приобретенное............. 26
Эволюционная теория................ 30
Эволюция поведения................ 30
Таксисы.................... 31
Рефлексы.................. 32
Инстинктивное поведение............. 33
Импринтинг................. 34
Научение................... 36
Способность к умозаключениям.......... 37
Эволюция человека................ 37
От деревьев до первых поселений.......... 41
Развитие речи................. 42
Социальная и культурная эволюция......... 44
Агрессивность человека............. 46
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция..... 47
Документ 1.2. Миграция лососей -инстинктивное поведение или результат научения? ............. 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки..... 48
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? . . . 49
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям.................. 50
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид.......... 52
Резюме..................... 53
Литература................... 53
Материал для самопроверки............... 56
Ответы на вопросы ...............
Глава 2. Что такое психология? ................
Введение....................
Развитие психологии................
Первые шаги.................
Донаучная психология..............
Рождение научной психологии...........
Психология в XX столетии............
Документ 2.1. Культ черепа............
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» ....
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1+1=1?. . .
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году....
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. . . .
Документ 2.7. Структуры и функции..........
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение.....
Документ 2.10. Младенцы и гештальт........
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» . . .
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению.......
Документ 2.14. Покорность и пытка........
Резюме.....................
Литература...................
Материал для самопроверки.............
Ответы на вопросы ...............
Глава 3. Чем занимаются психологи? ..............
Введение....................
Психология и ее разделы..............
Прикладные области...............
Область научных поисков.............
Методы психологии................
Описательные методы..............
Экспериментальный метод............
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми............
Документ 3.3. Эксперименты на животных......
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение......
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3,7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме.....................
Литература..................
Материал для самопроверки............
Ответы на вопросы.............

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи-ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ-ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс-ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо-вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми-ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа - профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз-ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб-ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос-приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство-вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за-кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен-ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ-ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин-ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Жан Марсенак

Предисловие

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство -несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе-лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро-вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото-рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен-тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно-временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про-явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи-вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель-скую деятельность.

Настоящее руководство-плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопеди-ческим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа - приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специа-листам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают резуль-татом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психоло-гия больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию - это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллекту-альной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека -биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполня-ет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисци-плину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочет-ся продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали - иногда под тем

предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вло-жил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

Эта книга обращена ко всем, кто желает войти в курс основных течений в западной психологии и ее подходов к изучению различных аспектов поведения человека. Автор хотел, чтобы она служила учебным пособием в науках о человеке, которое позволило бы каждому выработать собственные методы и критерии для анализа поведения в свете данных всех этих наук. Хотелось сделать содержание книги как можно более доступным и привлекательным как по характеру изложения материала, так и по стилю, который будет далеко -да простят автору великие ученые -от строгого языка научных трудов, способного сразу отпугнуть начинающих.

Книга отличается, однако, от американских учебников, где очень часто изложение сводится к наполнению глав фактами, из которых иногда бывает трудно извлечь основную идею. Автор пытался по возможности придерживаться в своей книге некой путеводной нити, с тем чтобы логически переходить от одной главы к другой; главы сгруппированы в четыре части, соответствующие различным уровням переработки информации головным мозгом.

Это, однако, не означает, что автор, стремясь сохранять объектив-ность, остается нейтральным (возможно ли это вообще?). Он вынужден делать выбор и становиться на какую-то точку зрения, которая не всегда совпадает с ясными представлениями торжествующей науки, обычно излагаемыми в начальных курсах. Таким образом, можно не считать книгу неприкосновенным текстом и вместилищем истины, а рассматри-вать ее скорее лишь как одну из возможных попыток найти некий смысл в фактах, обнаруженных в результате исследований, и оценить теории, созданные на основе этих фактов и объясняющие их. Тем самым автор предоставляет лектору, преподавателю или студенту широкие возмож-ности для обсуждения или для иного истолкования базовых данных.

Многочисленные приложения к главам -«документы» и «досье» -тоже помещены главным образом для того, чтобы порождать вопросы, а не для того, чтобы давать ответы. Многие из них представляют собой синтез статей, опубликованных в специальных обзорах или же в таких журналах, как La Recherche, Quebec Science или Science et Vie. Многие другие взяты из популярных психологических журналов, таких как Psychologie или Psychology today, на которые авторы начальных курсов, исполненные заботы о «научной строгости», никогда не ссылаются. Однако именно такие источники, гораздо более доступные, способны вызвать у читателя желание продолжить ознакомление с предметом,

начатое с этой книги, и таким образом проверить эффективность тех новых средств анализа поведения, которыми он овладел.

Кроме того, в одном из досье, а также в некоторых документах описаны нетрадиционные модели или поиски новых путей исследования. Наше мнение по этому вопросу существенно отличается от взглядов популяризатора науки Мишеля де Праконталя, автора недавно вышед-шей книги «Научный обман в десяти уроках» 2 . В этой книге Праконталь клеймит позором ученых-физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в итоге длительных исследований и размышлений выдви-нули ряд гипотез, не укладывающихся в рамки рационального научного объяснения.

С нашей же точки зрения, наилучший способ развития критического мышления состоит не в том, чтобы выступать в роли цензоров, а в том, чтобы как можно объективнее излагать состояние исследований, теорий и моделей, которые теснят друг друга, стремясь пробиться в узкую дверцу гуманитарных наук.

Важно помнить, что Декарт со своими концепциями «мыслящей души» и «животного разума» или Фрейд с его представлениями о «под-сознательном» и о «либидо», а также большая часть психологов, цитируемых в этой книге (в том числе психофизиологи, взгляды которых на нервную систему непрестанно изменяются в связи с новыми научными открытиями),-тоже в какой-то мере «обманщики» в науке или же их концепции еще ждут своего подтверждения 2 . Нет никаких причин отка-зываться от того, чтобы расширить поле зрения психологии, включив в нее, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома или гипотезу «в глубь собственного я» Лилли 3 .

Психология не может ждать, когда появится некая окончательная теория о функционировании головного мозга, и только тогда перехо-дить к попыткам понимать и действовать. Как и другим гуманитарным наукам, ей нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать. Это очень своевременно сейчас, когда вновь стали заботиться о накоплении знаний, которые позволят отделить зерна от плевел и проложить новые пути, все больше приближающиеся к реальной жизни человека. Недавний период в истории психологии показал, что стремление навязать слишком быстро редукционистское и «научное» представление о поведении человека приводит в лучшем случае лишь к карикатуре.

Беда не столько в изложении представлений, на первый взгляд кажущихся «ложью», сколько в стремлении выдать их за истину, за

1 Michel de Pracontal, L"imposture scientifique en dix lecons, editions La Decouverte, Paris, 1986.

2 Эволюционная теория Дарвина, которую мы излагаем в главе 1, продол-жает испытывать сильные потрясения (см. М. Denton, Evolution: „Theory in Crisis", а также статью S. Ortoli, Science et Vie, № 834, 1987).

3 См. документы к гл. 5.

единственный возможный путь, или же, напротив, во имя научной ортодоксальности высмеять их (а заодно и всех, кто хотел бы к ним приблизиться) и окончательно изъять из области возможного. Автор старался на протяжении всех последующих страниц избегать как одного, так и другого из этих подводных камней. Если ему не везде это удалось, он смиренно примет критику.

Представление книги

Настоящая книга была задумана как попытка в максимальной степени удовлетворить любознательность студентов независимо от того, какой области знаний, связанной с человеком, они собираются себя посвятить: научным исследованиям, клинической медицине, педагогике, криминалистике или праву, административной работе или врачебной практике и вообще любой деятельности, требующей знания основ человеческого поведения.

Структура книги

Первые девять глав составляют содержание курса «Введение в психо-логию». Что касается трех последних глав, то их можно использовать как дополнение к вводному курсу, представив, например, в форме резюме или приложенных к ним документов; они составлены, однако, так, что могут служить канвой для таких курсов, как «Развитие личности», «Социальная психология» или «Введение в психопатологию», в случае если преподаватель и его слушатели не собираются обратиться к специальным руководствам по тому или другому из этих предметов. В этом качестве настоящая книга могла бы служить справочником по психологии в течение всего периода обучения студентов, специали-зирующихся в различных областях науки, непосредственно касающихся человека.

Приложение «Психофизиологические основы поведения» изложено относительно углубленно, с тем чтобы дать представление о состоянии проблемы или подкрепить знания, полученные в разных главах. В от-личие от этого приложение, в котором очень конкретно рассмотрены «Статистика и анализ данных», содержит сведения, необходимые для того, чтобы облегчить изучение этой области математики, столь полез-ной в науках о человеке. Резюме, завершающие каждое приложение, дают достаточно широкое общее представление об основных понятиях этих двух областей науки.

дополнительной информации, то они сгруппированы в «документы» и «досье», помещенные в конце каждой главы.

Все главы завершаются довольно подробными резюме и вопросни-ками, позволяющими проверить усвоение материала.

Возможны различные подходы.

Прежде всего классический подход: преподаватель более или менее углубленно излагает содержание какого-то раздела книги, расставляя акценты в соответствии с собственными взглядами, и приводит соб-ственные примеры или использует материалы из документов.

Студенты могли бы при этом заранее готовиться к каждой лекции, внимательно читая текст и проверяя степень усвоения материала по специальному приложению, помещенному в конце каждой главы. В этом случае преподаватель может сделать лишь краткий обзор проблемы, опираясь на резюме, а главное внимание уделить разъяснению или углублению моментов, оставшихся неясными, а также чтению и об-суждению одного или нескольких «документов».

Можно также уделять в аудитории основное время обсуждению некоторых документов, рассматривая текст данной главы как синтез различных моментов, выявленных в процессе предшествующего обсужде-ния, а усвоение материала проверять по приложению в конце главы.

Вместо этого можно поручить изложение части материала группе студентов, которых особенно заинтересовали некоторые «документы» или «досье» и которые проработали этот материал более глубоко по обзорам или оригинальным работам, приведенным в библиографии; они могли бы сопроводить изложение демонстрацией видеофильмов.

Наконец, студенты могли бы прорабатывать книгу в одиночку или, объединившись с одним-двумя сокурсниками, контролировать успеш-ность своих занятий по проверочным материалам в конце глав. В этом им помогут многочисленные иллюстрации и словарь терминов, поме-щенный в конце книги. Такие самостоятельные занятия можно было бы дополнить просмотром документальных видеофильмов. Личные встречи с преподавателем позволили бы заполнить некоторые пробелы и обме-няться мнениями по вопросам, имеющим особое значение.

Во всех случаях для проверки приобретенных знаний могут служить многочисленные вопросы, помещенные в конце глав. Эти вопросы можно использовать в том виде, в каком они сформулированы, или видоизменять для более строгой оценки знаний.

Благодарности

Эту книгу я писал в одиночку на протяжении трех лет в разных местах западного Квебека в свободное от преподавания время и в пери-оды возвращения в Прованс. Она, однако, не могла бы получиться такой, какая она есть, без разумных замечаний и предложений моих

квебекских коллег. Я горячо благодарю Annick Beve, Louise Bergeron, Michele Beaudry, Leandre Boufiard, Serge Levesque, Paul Potters, Frederic Legault, Fran9ois Berthiaume, Lise Matteau, Pierre Cloutier, Jacynthe Thiboutot, а также Francois Cauchy, координатора по психологии про-винции Квебек; все они, каждый по-своему, указали мне на те или иные аспекты отдельных глав, которые, по их мнению, следовало бы изло-жить как-то иначе.

Я весьма обязан моему собрату Claude Gelinas из колледжа в Аби-тиби-Темисками за составление досье 5.1 по проблеме «наука и паранормальные явления», большую часть которого он отредактировал, и моему другу Louis Belanger, который прочитал и пополнил данные и библиографию, относящиеся к изучению пси-феноменов.

Я выражаю также блогадарность проф. Marc Richelle (лаборатория экспериментальной психологии Льежского университета), который сделал из меня экспериментатора, а также впервые приобщил меня к этногра-фической антропологии и психолингвистике, за любезно высказанные критические замечания по разным частом книги, относящимся к сферам его интересов.

Я пользуюсь также случаем, чтобы поблагодарить других своих учителей, которые обнаружат на этих страницах, что во всех своих рассуждениях я постоянно опирался на заложенные ими основы; это профессора Jean Paulus, который в свое время ввел меня в лабиринты психологии, Francois Duyckaerts, вложивший в меня основы динами-ческой психологии, Andre Husquinet, обучавший меня основам клини-ческой психологии, Maurice Dongier, пробудивший во мне понимание невротических расстройств, Adele Dubuisson-Brouha и Jacques Faidherbe, которым я обязан своими знаниями в области психофизиологии, Jean-Claude Ruwet, сформировавший меня как этолога, Michel Chardon, передавший мне часть своих зоологических знаний, и многие другие, участвовавшие в формировании моих представлений о поведении чело-века. Я надеюсь, что этой книгой я не слишком сильно обманул их ожидания и что они признают преемственность, которую я им навязы-ваю по прошествии столь многих лет.

Бихевиористская подготовка, полученная от одних, и психоанали-тический взгляд на личность, переданный мне другими, обогатились мало популярным в Европе в последние 20 лет гуманистическим подходом, которым меня одарили мои квебекские коллеги сразу после мая 1968 года. Именно такой подход, более соответствующий моим оптимистическим и прогрессивным взглядам на человека и его эволю-цию, особенно помог мне создать педагогические принципы, положен-ные в основу моих методов преподавания.

И все-таки постоянным углублением и переосмыслением своих знаний и педагогики я обязан любознательности и заинтересованности, неиз-менно проявляемой множеством студентов в Абитиби-Темисками, ко-торым я преподавал в колледже на отделении для взрослых, и в Кве-бекском университете. Я надеюсь, что они воспримут мою книгу как выражение моей признательности за те радости, которыми они меня

непрерывно одаривали, и как отпечаток нашего общего вклада в интел-лектуальный взлет этого обширного края западного Квебека.

В заключение я должен поблагодарить всех тех, без кого эта книга никогда не могла бы выйти в свет, и в особенности двух моих верных сотрудниц Raymonde Milesi в Провансе и Use Cadorette в Квебеке, неизменно обеспечивавших тщательную перепечатку рукописи, а также всех сотрудников издательства и типографии за их серьезный подход и качество работы и, самое главное, за их бесконечное терпение.

В 1965 году, будучи еще студентом, я имел возможность побывать в Москве и Ленинграде и соприкоснуться с советской психологической наукой. Знакомство с проф. Леонтьевым, его рассказы о состоянии психологических исследований в СССР, посещение разных лабораторий, где велись исследования, внесшие столь много в развитие рефлексоло-гии, а также работы Васильева в области «паранормальных» явлений, волнение, охватившее меня при входе в кабинет, бывший свидетелем развития гениальных идей Павлова, теплые встречи со студентами-психологами, многие из которых, по всей вероятности, стали в дальней-шем моими коллегами, - все эти знаменательные картины встают передо мной в тот момент, когда благодаря моей книге возобновляются контакты, прерванные четверть века назад.

Мне особенно приятно, что перевод моего учебника, предпринятый издательством «Мир», происходит в момент сотрясающих наш конти-нент грандиозных политических событий, сквозь которые благодаря свободному обмену идеями проступает надежда на возрождение евро-пейского мышления, и в особенности психологических концепций. Можно в сущности предвидеть, что ознакомление западных ученых с глубоко оригинальными трудами Выготского, Лурия и Леонтьева, а также с новыми направлениями, порожденными этими работами или возник-шими позднее, будет способствовать расширению наших знаний и соз-данию новых перспектив в анализе поведения человека. Вероятностные представления о Вселенной, высказанные, в частности, профессором Московского университета Владимиром Налимовым, не могут не при-вести к глубочайшему пересмотру наших концепций относительно чело-века и его деятельности, что откроет новые пути исследований.

Что касается самой этой книги, то ее единственная цель - представить в простой, как можно более доступной форме высказывания психологов нашего столетия, приведшие к попытке показать, что любая концепция человека-это чаще всего отражение того общества, в котором она была создана. Этот труд, однако, не сводится к простому обозрению суще-ствующих теорий. На протяжении всех его страниц я старался систе-матизировать фактические данные и пропустить их с максимальной объективностью сквозь сито давно усвоенного мною прогрессистского и гуманистического взгляда на общество, с тем чтобы осветить разного рода политические уловки, совершавшиеся именем науки. Удалось ли мне этого достигнуть, я предоставляю решать читателю.

Каким бы ни оказалось отношение к моей книге, я, воспользовавшись

ее публикацией, хотел бы выразить наилучшие пожелания советским читателям-коллегам, учащимся и широкой публике, а через них -всем людям, пытающимся в конце нынешнего века найти наилучшие пути сочетания социальных завоеваний революции с возможностями для расцвета отдельной личности в условиях свободы. Успех такой попытки мог бы послужить моделью для мира, занятого поисками гуманисти-ческих ценностей на пороге третьего тысячелетия.

Жо Годфруа

1. Изучение поведения - история и методы

Введение

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один (рис. 1.1)

Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеоб-разны; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малей-шей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматри-вал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

В начале XIX века известный психиатр Пинель (Pinel) обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Моло-дой врач Итар (Itard), специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обуче-ния он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя.

Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому

Введение к части 1

Рис. 1.1. Виктор - «дикий ребенок» - как он представлен в фильме Франсуа Трюффо, в котором рассказана его история. Можно ли признать в этом устремленном на нас взгляде взгляд человека?

возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу:

он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

История Виктора порождает серьезные вопросы о том, что состав-ляет основу человеческой природы.

Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или же приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал» и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции и его мотивации тоже были иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный багаж, необходи-мый для того, чтобы вести себя как подобает человеку?

Тем не менее он относительно быстро научился передвигаться на

Введение к части 1 21

двух ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное, овладел, хотя и в зача-точной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна.

Какова же роль врожденного и приобретенного в развитии индиви-дуума? Это один из вопросов, лежащих в основе понимания нашего поведения.

При рассмотрении истории Виктора встает еще один вопрос, выте-кающий из первого: если мальчик был наделен признаками человека, то почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Был ли он идиотом от рождения, как это считал Пинель, или аутистическим ребенком, который не смог бы адаптироваться в любом случае, даже если бы воспитывался среди себе подобных? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего «маленького Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается при этом впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.

Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нем известно? Был ли он нормальным или нет?

Безусловно, да -до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел выжить на протяжении стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации к этому образу жизни. Но люди, ежедневно соприкасавшиеся с Виктором после того, как тот был найден, утвер-ждали обратное, поскольку он жил и реагировал не так, как они. Вот еще одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать поведение: на какие критерии следует опираться при определении нормы? Нередко мы обращаемся к своим собственным схемам мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В этом случае мы легко можем посчитать сумасшедшим того, кто ведет себя в соответствии с обычаями, присущими другим культурам, как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы перестаем его понимать. Но существуют ли абсолютные критерии?

Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания психологии, когда речь идет о развитии любого человека. Цель данной книги -дать ответы, пусть пока частичные, на эти вопросы.

В первой части книги мы намерены определить, что такое поведение человека, и показать, как его объясняют психологи, принадлежащие к различным школам; затем будут рассмотрены методы, которыми они для этого пользуются.

В главе 1 мы попытаемся установить, что в поведении зависит от врожденного, а что -от приобретенного, подойдя к этому вопросу со

Введение к части 1

стороны теории эволюции, особенно гипотез относительно эволюции человека.

История возникновения психологии и изучения поведения будет рассмотрена в главе 2. Мы проследим за развитием основных концепций вплоть до XX века и увидим, как в конце этого века различные течения, противостоявшие друг другу, становятся взаимодополняющими и при-ходят к более широким представлениям об индивидууме.

Название : Что такое психология. В двух томах. Том 1. 2-е изд.
Автор : Жо Годфруа
Издательство: М.: Мир
Год: 1996
Страниц: 496
Формат: DjVu
Размер: 13,3 Мб
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский

Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество.
Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода 5
Предисловие 8
Предисловие автора 11
Представление книги 13
Благодарности 14
Предисловие автора к русскому изданию 17

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ-ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ

Введение 19
Глава 1. Что такое поведение? 24
Врожденное и приобретенное 24
Эволюционная теория 26
Эволюция поведения 30
Таксисы 30
Рефлексы 31
Инстинктивное поведение 32
Импринтинг 33
Научение 34
Способность к умозаключениям 36
Эволюция человека 37
От деревьев до первых поселений 37
Развитие речи 41
Социальная и культурная эволюция 42
Агрессивность человека 44
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция 46
Документ 1.2. Миграция лососей-инстинктивное поведение
или результат научения? 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки 47
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? ... 48
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к
умозаключениям 49
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и
гоминид,. 50
Резюме 52
Литература 53
Материал для самопроверки 53
Ответы на вопросы 56
Глава 2. Что такое психология? 57
Введение 57
Развитие психологии 57
Первые шаги 57
Донаучная психология 59
Рождение научной психологии 64
Психология в XX столетии 66
Документ 2.1. Культ черепа 82
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» . 83
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1=2 или 1 + 1 = 1?. . . 84
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод 85
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году. 85
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. 86
Документ 2.7. Структуры и функции 86
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона 87
Документ 2.9. Социобиология и размножение 88
Документ 2.10. Младенцы и гештальт 88
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» ... 89
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное» 90
Документ 2.13. Путь к самовыражению 91
Документ 2.14. Покорность и пытка 92
Резюме 93
Литература 95
Материал для самопроверки 96
Ответы на вопросы 100
Глава 3. Чем занимаются психологи? 101
Введение 101
Психология и ее разделы 102
Прикладные области 102
Область научных поисков 107
Методы психологии ПО
Описательные методы ПО
Экспериментальный метод 113
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия 117
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия
между родителями и детьми 119
Документ 3.3. Эксперименты на животных 120
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения 121
Документ 3.5. Наследственность и научение 122
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними
артефакты 125
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод 126
Резюме 127
Литература 129
Материал для самопроверки 129
Ответы на вопросы 132

ЧАСТЬ 2. СОЗНАНИЕ И АКТИВАЦИЯ

Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 137
Сознание и активное бодрствование 137
Измененные состояния сознания 139
Сон 139
Медитация 142
Разнообразие измененных состояний 144
Употребление наркотических средств и патологические состояния 144
Возбуждающие средства 145
Нейродепрессанты 147
Наркотики _ 148
Галлюциногены и психоделитики 149
Использование психотропных препаратов и болезненное
пристрастие к ним 152
Наркотики и внутренний мир человека 153
Документ 4.1. Электрическая активность мозга 154
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства. . 155
Документ 4.3. Биологические часы 158
Документ 4.4. Внешняя обратная связь 160
Документ 4.5. Общедоступная медитация 161
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта
личности? : 162
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью. ... 164
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ... 165
Документ 4.9. Память, связанная с определенным
состоянием сознания 167
Резюме 168
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? . 169
Литература 176
Материал для самопроверки 178
Ответы на вопросы 180
Глава 5. Наше восприятие мира 181
Введение 181
Ограничения, связанные с органами чувств 182
Роль предшествующего опыта 182
Организация наших восприятий 186
Наши восприятия остаются постоянными (константными) ... 188
Восприятие мира в трех измерениях 191
Адаптация и привыкание 192
Внимание и восприятие 194
Факторы, определяющие внимание 194
Избирательное внимание 195
Физиологический порог и порог восприятия 196
Перцептивная защита 198
Подпороговое восприятие 199
Экстрасенсорное восприятие 200
Сенсорная изоляция 202
Документ 5.1. Мир клеща 204
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейро-
наукой и психологией 205
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию 208
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт. 210
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного. . 212
Документ 5.6. Движение и время 215
Документ 5.7. Зрительные иллюзии 216
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии
обнаженного человека 218
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и
внутреннее пространство 219
Резюме 222
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления 224
Литература 233
Материал для самопроверки 234
Ответы на вопросы 238
Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 239
Введение 239
Мотивация и эмоции 240
Мотивация 240
Теория биологических побуждений 240
Теория оптимальной активации 242
Когнитивные теории мотивации 244
Иерархия потребностей 245
Эмоции 257
Аспекты эмоций 257
Факторы, определяющие эмоции 258
Стресс 261
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации. . 264
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации. . . 265
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация 267
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие 268
Документ 6.5. Оргазм: все в голове 270
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен 275
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца. 276
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь? 280
Документ 6.9. Когда сама информация несет
эмоциональный заряд 281
Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка. 282
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы 284
Резюме 287
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная
мотивация? 289
Литература 293
Материал для самопроверки 296
Ответы на вопросы 299

ЧАСТЬ 3. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Введение 300
Глава 7. Научение 302
Адаптация и научение 302
Виды научения 302
Научение реактивным формам поведения 304
Привыкание и сенсибилизация 304
Импринтинг 304
Условные рефлексы. 305
Научение в результате оперантного обусловливания 306
Научение методом проб и ошибок 307
Формирование реакций 309
Научение путем наблюдения (подражания модели) . 316
Когнитивные формы научения 318
Латентное научение 319
Обучение сложным психомоторным навыкам 320
Научение путем инсайта 321
Научение путем рассуждений 322
Научение и созревание 324
Научение и его результаты 325
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое
обусловливание 326
Документ 7.2. Законы обусловливания 329
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру. . . 329
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды 331
Резюме 334
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении 336
Литература 342
Материал для самопроверки 343
Ответы на вопросы 347
Глава 8. Память, мышление и общение 348
Память 348
Структура памяти 348
Процессы, связанные с памятью 353
Забывание 356
Память и мышление 358
Мышление 361
Процессы мышления 361
Стратегии мышления 363
Теории развития когнитивных процессов 365
Мышление и речь 370
Речь 371
Общение и язык 371
Теории развития речи 372
Документ 8.1. Сенсорная память 377
Документ 8.2. Образы и память 378
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы 381
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия,
действия или слова 384
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто
«недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью? ... 387
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389
Документ 8.7. Дети и психолингвистика 391
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393
Резюме 397
Досье 8.1. Исследования памяти 398
Литература 405
Материал для самопроверки 407
Ответы на вопросы 413
Глава 9. Адаптация и творчество 414
Интеллект 414
Природа интеллекта 414
Структура интеллекта 416
Истоки интеллекта 419
Оценка интеллекта 427
Интеллект, решение проблем и творчество 435
Творческое мышление 436
Особенности творческого мышления 437
Творчество и адаптация 438
Особенности творческих личностей 440
Документ 9.1. IQ: два ребенка-это хорошо, а девять-это,
наверное, многовато! 442
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? 444
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на
умственное развитие? 447
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект 451
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок,
особенности его личности и его семья 455
Резюме 458
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или
приобретенным 460
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека. . 470

Литература 478

Материал для самопроверки 480
Ответы на вопросы 485

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Редакции lumepamypbi no биологии

© 1988 Pierre Mardaga, editeur

© перевод на русский язык, Алипов Н Н. Пегелау А. В., Эстрина Т. Я, 1992

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ­ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо­вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми­ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз­ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб­ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос­приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство­вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за­кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен­ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ­ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин­ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство –несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе­лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро­вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото­рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен­тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно­временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про­явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи­вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель­скую деятельность.

Книга Годфруа, приверженца коммуникационного стиля в психологии, является плодом его деятельности, передачей живого опыта. Она написана в такой форме, что у читателя возникает ощущение лёгкости усвоения материала. Книга хоть и является учебным пособием, однако, настолько увлекает, что её непременно хочется скорее прочитать до конца. Более того, возникает желание возвращаться к данному материалу не один раз. Жо не признаёт преподавания в бесплотной форме, когда ученику просто передаются знания в подавляющем объёме энциклопедического материала, так что у студентов возникает ощущение Сизифова труда. Книга ориентирована для изучения психологии будущими медиками, педагогами, психологами и просто интересующимися этой темой.

Читательская аудитория

Автор обращается к желающим обрести не просто совокупность сведений по психологии, но и знания о том, как эта наука важна для решения кардинальных проблем современности. Труд Годфруа «Что такое психология» направлен на то, чтобы возбудить в учащемся любознательность, выходящую за пределы данного курса лекций.

Поэтому он без каких-либо сомнений рассказывает аудитории о спорах, возникающих в современной науке, динамике психологических дисциплин и резуль-татах этого развития. Годфруа не боится показаться несведущим в каком-либо вопросе, говорить о собственных затруднениях и не создаёт ложное впечатление о том, что как наука психология может дать ответы для решения всех проблем.

Как педагог он предпочитает раскрыть динамику психологии как развивающегося научного движения, постоянно испытывающего сомнения, и максимально показать, чем занимаются психологи, если они хотят быть честными в своей профессиональной деятельности.

По мнению учёного, для того чтобы развиваться и идти вперёд, необходимо пересматривать свои суждения и представления. Он стремится показать читателю, что психоло-гия больше, чем иные научные предметы, за исключением социологии, может быть зависима от превалирующей социальной политики. Исследовать психологию - это обучаться видеть погрешности общества. При этом Годфруа, говоря открыто о сомнениях, чётко разъясняет каким образом эти данные были почерпнуты и как необходимо их трактовать.

Будучи противником беспринципности, психолог не отдаёт предпочтения ни одной школе. Он обладал крайне независимым мышлением и интеллектуальной смелостью. Жо черпает информацию из разных источников и делает акцент на двояком корне поведения человека - биологическом и культурном. Штудируя книгу Годфруа «Что такое психология», читатель познакомится со многими крупными учёными, их рассуждениями и теоретическими выкладками.

Эта книга заинтересует каждого, кто возьмёт её в руки. Этим она обязана убеждённости автора в том, что психология - увлекательная дисциплина. И прежде чем он начал её преподавать квебекским студентам, Жо Годфруа обучал африканских детишек, а после объединял под своим крылом однокурсников и играл в любительском театре, который, вполне мог бы профессиональным.

Данный труд является введением в психологию. Он заполня-ет пробелы во многих публикациях об этой науке. Книга стала и будет настольной для большого числа учёных и преподавателей, желающих дать студентам основательные знания и пробудить интерес к дисци-плине. Путь читателя полон увлекательных приключений, которые непременно хочется продолжить! Книга Годфруа «Что такое психология» имела большой успех в Канаде.

Она показывает всем, кто не раз пытался убрать психологию из общего образовательного процесса как узконаправленную дисциплину, что её границы гораздо шире и она необходима для изучения.

Цель исследования психологии

Эту науку всегда интересовал сам человек, его глубина мысли, движений сердца, ума и сознания, его воображение, его память, мышление и общение, другими словами - внутренний мир.

Для учёных важно понимать причины и закономерности происхождения тех или иных человеческих поступков, законы социального поведения. Крайне интересно понять механизмы возникновения мысленных образов, как работает сознание и что это такое, где источники вдохновения и творчества в человеке. На изучение данных вопросов и направлена психология, которая позиционирует себя как наука, но при этом и по сей день балансирует на грани с верой, искусством и научным подходом.

Такое неопределённое положение психологии связано с тем, что она всегда находилась под мощным давлением общественной идеологии. Нередко развитие той или иной области было определено государственной политикой. В каждом государстве есть свои каноны. Именно они оказывают сильнейшее влияние на развитие научной ветви. Как пример:

· отрицание психоанализа;

· восприятие воспитания и формирования личности однобоко;

· взгляд на существующие человеческих потребностей…

Основные моменты книги

Нередко наука переживала кризис, который углублялся различием во взглядах и неприятии иных достижений в мировой практике, нежеланием использовать результаты естественных дисциплин, в области познания природы человека. В связи с этим книга Годфруа «Что такое психология» очень важна. Это богатый лекторский опыт профессора, позволяющий использовать данное пособие в качестве учебного начиная от колледжа до университета.

Эта книга энциклопедична. Она затрагивает все существующие научные направления психологии и последние достижения в её различных областях. Автор рассматривает консервативные взгляды на восприятие, память, мышление. Он показывает, чем занимаются психологи, какую основную задачу они должны решать, как развиваться, смело опирается на социобиологические данные, когда объясняет поведенческие мотивы людей в обществе.

Изложение материала

Труд неординарного психолога привлекает не только научность изложения, но и интерпретацией результатов. Автор постарался максимально уйти от политики. Он убеждён, что наука становится истинной, когда философская дискуссия уступит место регулярному и чёткому эксперименту. На протяжении всего курса прослеживается идея однозначной зависимости закономерностей психологии от механизмов деятельности мозга.

Наконец, материал книги изложен планомерно и дидактически правильно — по уровням сложности. Письменный труд Годфруа - это общая психология, учебник для вузов, в котором каждая глава начинается с изложения основного материала. Затем раздел расширяется дополнительными данными «Документы». Отдельные приложения показывают более широкое представление (о мозговой деятельности и статистическом анализе).

Значимую роль играют вопросники в конце каждой главы и возможность самоконтроля. Опрос можно провести с помощью компьютеров, что существенно облегчит задачу усвоения и контроля.

Немного истории

Когда автор был учеником Марка Ришеля, с ним приключился забавный случай, который впоследствии повлиял на его профессиональное направление деятельности. Преподаватель прогнал его с одного из первых экзаменов, который он должен был сдавать.

Годфруа собрался заняться преподаванием в Центральной Африке. Но ему предстояло экзаменоваться по этнографической антропологии, и имелись некоторые существенные пробелы в знаниях данного предмета. Марк Ришель решил, что это недопустимо для человека, желающего вскоре работать в местах, где эта дисциплина очень актуальна. Этот предмет редко встречался в то время при изучении обязательной программы начального курса психологии. Жо Годфруа согласился с преподавателем и принял вызов. Он быстро изучил упущенный материал и вплотную занялся исследованием данного предмета. Это направление стало для молодого учёного приоритетным - он посвятил себя в чём сильно преуспел.

Жо доказал всем, что можно быть одновременно человеком действия, обладающим пылким, страстным темпераментом, и подчиняться неукоснительно жёсткому лабораторному режиму. Учёный проявил творческое воображение и первый провёл исследование, сочетающее перспективы этологии и экспериментальной психологии животных. Другие пришли к этому, спустя лишь десятилетие.

Проводя ночи напролёт возле хомячков, Годфруа снял кинофильм, который теперь показывают студентам. Спустя 12 лет хомяки были заменены на канадских белок, которым профессор обязан блестящей докторской диссертацией. При этом он работал один в Квебеке, где все время вёл преподавательскую деятельность.

Различия во взглядах

Произведение Годфруа, где подробно рассмотрена общая психология, — учебник для вузов, содержащий некоторые документы, показывающие нетрадиционные пути исследования.

Его мнение имеет существенные различия со взглядами популяризатора Мишеля де Праконталя, автора книги «Научный обман в десяти уроках». По мнению Годфруа, Мишель позорит учёных из областей таких наук: физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в результате долгих исследований пришли к ряду гипотез, выходящих за рамки рациональной науки.

Жо считает, что лучший способ, который может использовать отдельный человек и другие люди для развития критического мышления, заключается в том, чтобы максимально объективно излагать ход исследований, формирования теорий и моделей, теснящих друг друга и стремящихся занять хоть какое-либо место среди гуманитарных наук.

Прошлое и современность

Автор обращает внимание на то, что концепции «мыслящей души» и «животного разума» Декарта, представления Фрейда о «либидо» и «подсознательном» и другие цитируемые в книге психологи, не должны претендовать на абсолютную истину и являются в какой-то мере «обманщиками». Их теория ещё нуждается в подтверждении. В связи с этим нельзя отказываться от расширения взглядов и принимать во внимание, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома, гипотезу «в глубь собственного Я» Лилли и другие.

Учёный обращает внимание в своём глубоком труде на то, что психология не может и не должна ждать появления окончательной теории функционирования мозга, и тогда уже пытаться понять и действовать. Психологии требуется ещё сформировать свою систему моделей, научиться эффективно помогать людям любить, жить и умирать.

Сегодня это крайне актуально, так как человечеств заботиться о накоплении знаний, которые дадут возможность отделить зерно от плевел и не останавливаться на пути.