Грамотность населения земли. Грамотность и население
Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.
Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.
В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine
Уровень грамотности в мире стабильно растет
Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .
: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.
Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов
(доля грамотных и неграмотных в мире)
Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.
Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения
Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.
Что называется грамотностью?
Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).
Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.
Определение
Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.
Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.
Информационная осведомлённость
Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.
Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.
Разновидности
Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:
- Грамотность чтения и письма.
- Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
- Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
- Медиаграмотность.
- Информационная.
Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.
Владение навыками работы на компьютере
Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.
Сетевая грамотность
Культурный уровень
Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.
Психологическая грамотность
Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.
Как повысить орфографическую грамотность
Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.
Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.
Причины безграмотности
В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.
Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:
- Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
- Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
- Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.
Интеллектуальные игры и развлечения для детей
Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:
- Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
- Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
- Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
- Настольные и русская версия "Эрудит".
- Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
- "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
- "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
- "уж замуж невтерпёж". - Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.
Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.
Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.
Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.
Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.
Значение литературы
Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.
Интуитивная грамотность
Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.
Роль грамотности в жизни общества
Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.
Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.
А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)
Статистические очерки
ГЛАВА 11
ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX вв
Настоящая глава ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг.
Развивающиеся капиталистическая промышленность и сельское хозяйство предъявляли требования на грамотного работника. Поэтому в послереформенный период можно отметить некоторый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким.
Для более конкретного представления о культурной революции, происшедшей в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, весьма важно сопоставить современное состояние народного образования с уровнем его в царской России. Известна исключительная необеспеченность населения царской России школами. В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» на основании анализа официальных данных за 1908 г. писал: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти, впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!!
Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и десятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть » .
В царской России основная масса населения оставалась неграмотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобладали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании мы сосредоточиваем на характеристике начального образования в стране.
Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу мы не располагали сплошными сопоставимыми динамическими показателями за длительный период.
Соответствующие исчисления были нами произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны дефекты правительственной статистики народного образования. Наряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для характеристики состояния начального образования в России за пре i-революционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством статистика В. И. Покровского.
ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
В этой главе сгруппированы основные показатели, характеризующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности городского и сельского населения, то мы считаем целесообразным привести раздельно соответствующие показатели.
Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до начала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населения за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Вологодскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.
Таблица 236
В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные отхожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.
Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамотных среди сельского населения был различен. Так, среди мужского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского-23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском - 9,2% и Ветлужском - 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных волостях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населении 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского. В текстовом обзоре материалов переписи 1867 г. В. Пирогов писал: «Как общий вывод, может быть принято заключение, что грамотность в Костромской губернии наиболее распространена в настоящее время в местностях с промышленным отхожим населением и промышленно-торговыми центрами» .
Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам подворной переписи 1869 г. по Московской губернии .
Таблица 237
Грамотность сельского населения Московской губернии в 1869 г. по полу
В среднем по Московской губернии грамотных среди крестьянского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Костромской губернии. Различия в показателях грамотности по отдельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломенском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная.
Несмотря на существенное значение первых массовых статистических данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, эти показатели не могут быть приняты как типичные для характеристики грамотности всего сельского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превышали соответствующие средние данные по всей России. В частности, укажем, что по данным за 1867-1868 гг. грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%.
В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5% .
По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г. составлена следующая таблица о грамотности населения:
Таблица 238
Грамотность населения Области Войска Донского в 1873 г.
Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамотность сельского населения была близка к этим показателям.
На еще более низком уровне находилась грамотность сельского населения некоторых-других губерний. В Псковской губернии по данным М. Семевского в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди временнообязанных.
М.Семевский писал, что в Псковской губернии «число грамотных казенных крестьян особенно должно показаться ничтожным, если мы заметим, что едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разобрать писанное, а еще реже сами написать письмо. О печальном состоянии грамотности в среде казенных крестьян можно судить и из того, что в числе 30 волостных голов и 2-х сельских старост только 13 могут подписать свое имя»
В отношении Вятской губернии мы располагаем интересными сведениями о числе грамотных среди вступивших в брак за 1870-1872гг. На основании так называемых «обыскных книг», в которых расписывались грамотные при вступлении в брак, С.Нурминским были составлены соответствующие ведомости по всем приходам Вятской губернии. По итоговым данным для сельского населения Вятской губернии в среднем за 1870-1872 г. грамотных среди в ступивших в брак оказалось 4,59%, в том числе среди мужчин-8,40%, женщин-0,78%. Но и эти показатели, несомненно,были выше средних показателей грамотности для всего населения Вятской губернии, так как относились к молодым возрастным группам!.
Г.Данилевский писал, что к 1января 1864 г. в Харьковской губернии на 1300 тыс. крестьян было 285 народных школ; всего учащихся в этих 285 школах 2790 человек обоего пола, следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия. И далее он приводил следующие свои примерные подсчеты о грамотности крестьянского населения, основанные на посещениях им до ста сел и деревень Харьковской губернии: «Оказывается, что где бы я ни был, на расспросы мои волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях южных поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2- х и редко-редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного» .
О грамотности сельского населения Симбирской губернии в середине 60-х годов М. Суперанский писал: «В общем грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любви к книгам, которые при том было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» .
Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов составляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения отдельных губерний за рассматриваемые годы была весьма различна.
В статье «Суеверие и правила логики» , опубликованной в 1859 г., Н. Г. Чернышевский отмечал: «По самым щедрым расчетам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Большинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов».
Таким образом, по этим «самым щедрым расчетам» число грамотных составило около 6% общей численности населения России.
Сельское население составляло преобладающую массу населения России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны.
Для характеристики изменений в грамотности сельского населения, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).
Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского.
Таблица 240
Грамотность крестьянского населения по уездам Московской губернии в 1883 г.
Уезды |
Процент грамотных и учащихся к населению |
||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
|
Коломенский. |
|||
Сериуховский. |
|||
Бронницкий. |
|||
Московский. |
|||
Клинский. |
|||
Подольский. |
|||
Богородский. |
|||
Волоколамский. |
|||
Звенигородский. |
|||
Рузский. |
|||
Дмитровский. |
|||
Верейский. |
|||
Можайский. |
|||
Следует отметить, что в 42% крестьянских дворов Московской губернии в 1883 г. не было ни грамотных, ни учащихся; среди сельских старост грамотных оказалось лишь 58,6%.
Приведем некоторые данные об отдельных губерниях, где грамотность сельского населения отставала от средней. В Курской губернии по материалам подворной переписи первой половины 80-х годов на 1000 крестьян обоего пола приходилось 47 грамотных (считая полуграмотных) и 15 учащихся. «Во всей губернии, - писал И. Вернер, - на 1000 семей приходится 222 семьи с грамотными членами и 773 семей, в которых нет ни одного грамотного. Подворная перепись обнаружила 823 общины, в которых нет ни одного грамотного. Число грамотных мужчин гораздо больше числа грамотных женщин: на 100 грамотных обоего пола приходится 96 мужчин и 4 женщины. Из 1000 учащихся - 970 мальчиков и 30 девочек».
Для характеристики грамотности крестьянского населения в начале 80-х годов представляют значительный интерес также расчеты В. В. Покровского в отношении крестьянского населения Тверской губернии, где были весьма развиты отхожие промыслы и где грамотность населения была более высокой по сравнению с другими губерниями.
«Все же громадное большинство крестьянского населения Тверской губернии до сих пор остается безграмотным, что легко можно видеть из следующего расчета: крестьян в Тверской губернии, кроме детей до семилетнего возраста, 1 200 000; из них учится в школах 35 000, кроме того выучившихся грамоте, в школах и дома, по сведениям 1881 г.- 115 500; следовательно, общее число грамотных и учащихся лишь немного превышает 150 000, неграмотных же и неучащихся в школах оказывается около 1 050 000 человек. Если допустить, что кроме 35 000 учащихся, о которых имеются сведения, еще столько же учится дома (предположение весьма преувеличенное), то и в таком случае число неучащихся, неучившихся и безграмотных крестьян Тверской губернии более миллиона»
Обратимся теперь к основным показателям грамотности сельского населения по полу и возрасту за 1897 г.
Таблица 241
Возрастные группы (в годах) |
Общая численность (в тыс.) |
Процент грамотных |
||||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
мужчин |
женщин |
обоего пола |
|
Все население. |
||||||
В том числе в возрасте: |
||||||
60 и старше |
Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных мужчин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для отдельных возрастных групп также в значительной степени различны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше.
При очень низком среднем проценте грамотных среди женщин в сельских местностях (9,8%) различия этого показателя по отдельным губерниям были в 1897 г. весьма значительными. Так, среди сельского женского населения Ярославской губернии грамотных было 21,6%, Московской-14,4%, Воронежской - 4,4 %, Курской - 4,3 %, Орловской - 3,9 %, Пензенской - 4,3%, Полтавской - 4,1% и Харьковской - 4,0%, а в сельских местностях большинства губерний Средней Азии грамотных насчитывалось менее 1 %.
Для третьего периода (1910--1913 гг.) мы располагаем материалами подворных переписей, а также специального обследования по Олонецкой губернии. Эти данные о грамотности сельского населения относятся к населению с общей численностью около 11 млн. чел.
Таблица 242
Губернии |
Число уездов |
Период обследования (годы) |
Грамотные, полуграмотные и учащиеся (в процентах к численности населения) |
||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
|||
Московская. |
4 (частично) |
||||
Тверская. |
|||||
Олонецкая. |
|||||
Тульская. |
|||||
Харьковская. |
|||||
Полтавская. |
|||||
Вологодская. |
|||||
Новгородская. |
|||||
Калужская. |
|||||
Самарская. |
|||||
Симбирская. |
|||||
Пензенская. |
В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населения, причем по отдельным губерниям этот показатель колебался от 14,8% (Пензенская) до 41,7% (Московская).
Расхождение в показателях грамотности среди мужчин и женщин к 1908-1913 гг. несколько уменьшилось, но для сельского населения оно продолжало оставаться исключительно большим: в среднем по рассматриваемой группе губерний грамотных насчитывалось среди мужчин 38%, а среди женщин - в четыре раза меньше - 9%. Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделяются в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в семь раз меньше, чем среди мужчин.
Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908- 1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.
Изменения в грамотности городского населения России за Пореформенную эпоху представляется возможным проследить на ряде материалов по различным годам и периодам.
На основании материалов переписей городского населения, произведенных в отдельных городах за 1863-1879 гг., нами составлена сводная таблица о грамотности населения ряда городов.
Таблица 243
Города |
Годы переписи |
Процент грамотных |
||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
||
Петербург. |
||||
Новочеркасск |
||||
Харьков. |
||||
Новгород. |
||||
Города Костромской губернии |
||||
Екатеринбург. |
||||
Николаев. |
||||
Ядрино Казанской губернии. |
В приведенной таблице представлены города, в которых грамотность населения была относительно более высокой.
Колебания процента грамотных среди населения отдельных городов оказались довольно значительными. Сравнительно высокие показатели грамотности можно отметить в Петербурге, Москве и Киеве. В среднем же по России на основании приведенных показателей можно считать, что в первой половине 1870-х годов грамотные составляли лишь несколько более трети всего городского населения.
Обратимся к сплошным данным о грамотности всего городского населения по материалам переписи 1897 г.
Таблица 244
Возрастные группы (в годах) |
Общая численность населения в тыс. |
Процент грамотных |
||||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
.мужчин |
женщин |
обоего пола |
|
Все население. |
||||||
В том числе в возрасте: менее 10. |
||||||
60 и старше. |
Расхождение показателей грамотности мужчин (54,0%) и женщин (35,6%) в городах менее значительно, чем среди сельского населения. Сравнительно более высокий процент грамотности как у мужчин, так и у женщин наблюдается в возрастных группах 10-19 и 20-29лет.
Если сопоставить эти данные с данными за период первой половины 70-х годов, то мы увидим, что за 25 лет рост грамотности оказался небольшим. При этом необходимо учесть тот существенный факт, что за рассматриваемые годы в России происходил значительный рост городского населения, главным образом, за счет выходцев из сельских местностей, т.е. людей со сравнительно низким уровнем грамотности. Это обстоятельство сказывалось на показателях общего уровня грамотности в городах.
За последующие годы, после проведения переписи 1897г., отсутствуют сплошные данные о грамотности городского населения, а имеются лишь материалы переписей населения отдельных городов. Чтобы попытаться ответить на вопрос, какова же была грамотность населения в 1910-1913 гг. приходится сгруппировать имеющиеся данные в отношении отдельных городов и проследить, какие произошли изменения по этим городам по сравнению с 1897 г. К сожалению, таких городов оказалось немного. Соответствующее сопоставление произведено в приводимой ниже таблице
Таблица 245
Города |
Годы переписей |
Процент грамотных |
||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
||
Петербург |
||||
Наряду с Петербургом и Москвой, в которых грамотность населения являлась относительно высокой, в таблице представлены только Баку, Харьков и Воронеж. Таким образом, эти данные не могут считаться достаточно типичными для характеристики грамотности всего городского населения в предреволюционный период. Но некоторые изменения в грамотности городского населения они в общем все же отражают. Грамотность городского населения этих городов с 1897 по 1913 г. увеличилась примерно на 20%.
Дополним приведенные показатели о грамотности городского населения России более подробными данными по отдельным крупным городам.
На основании сводных данных, полученных в результате разработки материалов ряда переписей населения Москвы, приводим основные показатели изменений грамотности населения Москвы за период 1871--1912 гг.
Таблица 246
Рассмотрим соответствующие показатели по Петербургу.
В статье В. И. Бинштока «Грамотность петроградского населения по переписи 28 августа 1920 г.» приведены данные о грамотности населения Петербурга за 1869-1910 гг.
Таблица 247
Из данных таблицы видно, что грамотность женщин в течение всего периода отстает.
На основании материалов переписи 1910 г. нами исчислены следующие показатели грамотности населения:
Таблица 248
Возрастные группы (в годах) |
Процент грамотных |
Возрастные группы (в годах) |
Процент грамотных среди населения в возрасте от 6 лет и старше |
||||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
мужчин |
женщин |
обоего пола |
||
В среднем. |
|||||||
В том числе в возрасте: |
|||||||
70 и старше |
В среднем для всего населения указанных возрастов процент грамотных был равен 75,6, при соответствующих показателях для мужчин - 85,2% и для женщин - 64,3%. Таким образом, даже в 1910 г. около четверти петербургского населения в возрасте старше 6 лет были неграмотны.
Мы располагаем также данными об изменении грамотности среди детского населения Москвы и Петербурга за 1881 - 1910 гг. Приводим соответствующую таблицу, опубликованную П. Бычковым.
Таблица 249
Грамотность детского населения Петербурга и Москвы за 1881-1910 гг.
Города и годы переписей |
Всего детей в возрасте 8-11 лет (в тыс.) |
Из них неграмотных |
|
в тыс. |
в процентах |
||
Петербург |
|||
1881 без пригородов |
|||
1897 с пригородами |
|||
1900 с пригородами |
|||
Как показывает эта таблица, в 1900 г. 22-23% московских и петербургских детей в возрасте 8-11 лет были неграмотными.
По весьма существенному вопросу о различиях в грамотности коренного и пришлого населения столиц ограничимся отдельными характерными данными.
Пользуясь материалами переписей населения столиц, произведенных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы» опубликовал интересные данные о различиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основании анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу : «Коренное московское население, родившееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамотность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасающая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности коренного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы.
Еще более значительной оказалась разница в количестве неграмотных среди коренного и пришлого населения в Петербурге по данным переписи 1900 г. .
Таблица 250
Грамотность среди родившихся в Петербурге и пришлого населения в 1900 г.
Процент неграмотных среди пришлого населения Петербурга был примерно в три раза выше, чем среди группы родившихся в Петербурге.
Имеются данные об изменении грамотности населения по г. Харькову.
Таблица 251
Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди женского населения повышался в более интенсивном темпе. Несмотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди женщин-58,6%.
Далее приводим показатели грамотности отдельных групп населения России. При исследовании изменений в состоянии грамотности населения существенное значение имеют данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу.
В «Военно-статистическом сборнике» были приведены сведения о грамотности примерно 100 тыс. принятых рекрутов.
Таблица 252
Процент грамотных среди принятых рекрутов по отдельным губерниям в 1867-1868 гг.
В среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867-1869 гг. насчитывалось 9-10% со значительными различиями в проценте грамотных по отдельным губерниям. Очень показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки (первая группа в таблице) выделяются сравнительно более высоким процентом грамотных. Во второй же группе губерний процент грамотных колебался в пределах 2,8-4,7.
Мы располагаем сопоставимыми массовыми данными о динамике процента грамотных групп среди принятых па военную службу за 40 лет (1874-1913 гг.). Приводим эти данные:
Таблица 253
Годы |
Процент грамотных среди принятых на военную службу |
Годы |
Процент грамотных среди принятых на военную службу |
Годы |
Процент грамотных среди принятых на военную службу |
Следует оговорить, что эти показатели не являлись характерными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамотность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывавшихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии» были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губернии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько уменьшилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамотных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения.
Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.
Рассмотрим данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу по губерниям Европейской России на три даты за период 1874-1883 гг. до 1904 г.
Таблица 254
Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.
Процент грамотных |
Губернии |
Процент грамотных |
|||||
1874 -1883 гг. |
1894 г. |
1904 г. |
1874-1883 гг. |
1894 г. |
1904 г. |
||
Лифляндская. |
Новгородская |
||||||
Эстляндская. |
Костромская. |
||||||
Курляндская. |
Рязанская. |
||||||
Ярославская. |
Тульская. |
||||||
Петербургская |
Калужская. |
||||||
Московская. |
Архангельская |
||||||
Тверская. |
Олонецкая. |
||||||
Владимирская. |
Смоленская |
||||||
Нижегородская |
Гродненская. |
||||||
Таврическая. |
Воронежская. |
||||||
Вологодская. |
Могилевская. |
||||||
Область Войска Донского. |
Минская. |
||||||
Вятская. |
Харьковская. |
||||||
Орловская. |
Пензенская. |
||||||
Черниговская. |
Витебская. |
||||||
Астраханская. |
Киевская. |
||||||
Симбирская. |
Самарская. |
||||||
Херсонская. |
Казанская. |
||||||
Полтавская. |
Оренбургская |
||||||
Тамбовская. |
Ковенская. |
||||||
Пермская. |
Подольская. |
||||||
Виленская. |
|||||||
Псковская. |
Волынская -. |
||||||
Екатеринославская. |
Бессарабская |
||||||
Саратовская. |
Уфимская. |
Колебания в показателях за рассматриваемый период оказались весьма значительными. В общем относительно высокие показатели наблюдаются в прибалтийских губерниях, а также в группе более промышленных губерний, в частности в Ярославской, Петербургской, Московской, Тверской и Владимирской. Процент грамотных среди принятых на военную службу отставал от среднего по стране в группе украинских и восточных губерний.
И в 1904-1913 гг. процент неграмотных среди рассматриваемой группы все еще продолжал оставаться значительным. Часть неграмотных обучалась грамоте во время службы, причем обучение солдат грамоте стало обязательным лишь с начала XX в. Характерно, что одним из основных мотивов введения обязательного обучения грамоте в армии явилось стремление комплектовать унтер-офицерский состав из среды темных и наиболее забитых элементов деревни. Это стремление достаточно ярко отражено в «Объяснительной записке к проектам положений об обучении нижних чинов». В записке сказано: «По общим отзывам компетентных практиков дела, надежнейшие и наиболее желательные унтер-офицеры - это бывшие землепашцы, сохранившие еще в себе зачатки семенной дисциплины, постепенно исчезающей уже в городах и фабричных районах. Но так как большинство таких новобранцев, происходящих обыкновенно из глухих уездов, неграмотны, то на помощь, для открытия им дальнейшего служебного движения, должны придти войсковые школы, значение которой окажется тогда громадным»
При общем низком уровне народного образования в царской России наиболее отставали по степени развития народного образования нерусские национальности. Царизм упразднял местную школу, чтобы держать массы в темноте.
Исключительно резкое отставание грамотности необходимо отметить для нерусских национальностей Средней Азии. Так, по данным переписи 1897 г. показатели грамотности для 7,7 млн. населения Средней Азии были следующие :
Таблица 255
Показатели грамотности населения Средней Азии в 1897 г.
В заключение приведем дополнительные данные о грамотности всего населения дореволюционной России. Имеются сплошные показатели грамотности всего населения России лишь по данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. По этим показателям можно судить об уровне грамотности всего населения России к концу XIX в. Основные показатели грамотности всего населения России приведены в следующей таблице :
Таблица 256
Грамотность населения России в 1897 г.
Всего грамотных в стране было в 1897 г. 21,1%. Исключительно резко выступает различие в грамотности мужчин и женщин, городского и сельского населения. Так, среди мужчин грамотных насчитывалось в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Показатели грамотности населения Кавказа, Сибири и особенно Средней Азии в значительной степени отставали от соответствующих показателей по Европейской России.
В следующей таблице рассматриваемый показатель по губерниям колебался в весьма значительных размерах:
Таблица 257
Грамотность населения Европейской России в 1897 г. по губерниям
Губернии |
Процент грамотных |
Губернии |
Процент грамотных |
Эстляндская |
Владимирская |
||
Лифляндская |
Херсонская |
||
Курляндская |
Олонецкая |
||
Петербургская. |
Витебская |
||
Ковенская |
Тверская |
||
Московская |
Костромская |
||
Ярославская. |
Саратовская |
||
Гродненская |
Архангельская. |
||
Виленская |
Новгородская |
||
Таврическая. |
Область Войска Донского |
||
Самарская. |
Волынская |
||
Нижегородская. |
Могилевская |
||
Екатеринославская. |
Полтавская |
||
Тульская. |
Харьковская |
||
Оренбургская. |
Уфимская |
||
Рязанская. |
Тамбовская |
||
Калужская. |
Воронежская |
||
Пермская. |
|||
Вологодская. |
|||
Черниговская. |
Бессарабская |
||
Киевская. |
Симбирская |
||
Казанская. |
Астраханская. |
||
Подольская |
|||
Орловская. |
Пензенская |
||
Смоленская. |
Псковская |
Так, процент грамотных в первых трех губерниях (70-78%) почти в пять раз превышал процент грамотных в четырех последних губерниях (14,6-15,5%). Из губерний со сравнительно высокими показателями, помимо трех прибалтийских, отметим также Петербургскую, Московскую, Ярославскую. По данным за 1897 г. в шести губерниях - Бессарабской, Симбирской, Астраханской, Подольской, Пензенской и Псковской - процент грамотных колебался в пределах 14,6-15,6%.
Основные показатели грамотности всего населения России по полу и возрасту даны в следующей таблице:
Таблица 258
Грамотность населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам
Возрастные группы (в годах) |
Общая численность населения (в тыс.) |
Процент грамотных |
||||
мужчин |
женщин |
обоего пола |
мужчин |
женщин |
обоего пола |
|
Все население. |
||||||
В том числе в возрасте: |
||||||
60 и старше. |
Если не принимать во внимание первую возрастную группу (менее 10 лет), в которой значительная часть не обучалась еще грамоте, то в остальных группах по мере перехода к более старшим мы наблюдаем падение процента грамотности: с 33,5% в возрасте 10-19 лет до 14,8% -в группе 60 лет и старше.
Весьма характерными являются значительные различия процента грамотных среди населения различных возрастных групп у мужчин и женщин.
Представляет интерес исчисление грамотности населения России в годы, непосредственно предшествующие Великой Октябрьской социалистической революции . Так как за этот период мы не располагаем материалами о грамотности населения, то соответствующие показатели о грамотности нам пришлось исчислить, в основном используя для этого имеющиеся массовые данные в отношении грамотности сельского и городского населения. Если полученные нами показатели и не абсолютно точны, то все же они дают общее представление о прошедших за 16-17 лет сдвигах.
По данным подворных переписей 12 губерний, произведенных преимущественно в 1910-1913 гг., грамотных среди сельского населения оказалось 24,0%. В этих же губерниях среди сельского населения в 1897 г. было учтено 17,8% грамотных (рост по сравнению с 1897 г. на 3.8,2%). Процент грамотных среди городского населения за эти же годы увеличился примерно на 20%. Общий процент роста грамотности определяется в 34,8%. Принимая во внимание, что грамотность всего населения России в 1897 г. составляла 21,1%, мы исчисляем грамотность населения для 1910-1913 гг. примерно в 28,4%. Но данные подворных переписей относились главным образом к 1910-1913 гг., а частью даже к 1908-1909 гг. Поэтому процент грамотности для 1913 г. следует повысить примерно до 30%, а для населения России в возрасте от 8 лет и старше он может быть исчислен в 38-39 %.
Все эти данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России успехи в области роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамотность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции была ликвидирована эта исключительная культурная отсталость страны.
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
За ряд лет пореформенного периода первые сводные данные о числе школ и учащихся были опубликованы за 1863 г. , согласно которым численность учащихся в 1863 г. превышала 1 млн. чел. (1 155,8 тыс.), в том числе в народных школах (без частных школ) обучалось 928 тыс. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. было сказано: «…более половины названных училищ принадлежит к категории школ, содержимых при церквах православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще ничем не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».
Ниже мы приводим официальные данные о числе низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.
Таблица 259
Помимо безусловно значительного преувеличения числа школ и учащихся в них, следует также принять во внимание и то обстоятельство, что вновь созданные школы не имели хороших преподавательских кадров и обслуживались преимущественно учителями весьма невысокой квалификации.
Нельзя не отметить также широкое развитие в 60-х годах крестьянских школ грамоты.
Важнейшим источником при исследовании динамики численности начальных школ и учащихся в них в течении пореформенной эпохи являются ежегодные отчеты министра народного просвещения, которые неоднократно подвергались критике в печати.
Так, Г. Фальборг и В. Чарнолусский писали: «Способ составления отчетов министра -исключительно бюрократический: инспектора народных училищ представляют свои годовые отчеты директорам, директора- попечителям, а попечители министерству.
Каждая из этих инстанций ограничивается простой механической сводкой получаемых отчетов, без всякого критического к ним отношения. Ни у попечителей, ни у министерства нет точных данных о классификации»народных» училищ, отчеты о которых они получают» .
В общем сопоставимыми данными о динамике числа начальных школ мы располагаем по отчетам Министерства народного просвещения с 1871 г.
Таблица 260
Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг.
Число учащихся в этот период увеличилось на 130,7%, а среднегодовой прирост численности учащихся составил 63 тыс. Однако качество обучения в начальных народных школах находилось на очень низком уровне. Даже в официальных отчетах министра народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока…полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения ».
Народное образование в последующие годы характеризуется следующими данными:
Таблица 261
Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1885-1900 гг.
Годы |
Число школ |
Число учащихся (в тыс.) |
Годы |
Число школ |
Число учащихся (в тыс.) |
Как видно из таблицы, число начальных школ увеличилось на 11 635, а численность учащихся в них возросла на 1035 тыс., или на 66,4%. Средний годовой прирост учащихся составил 67 тыс. человек и почти совпадал с соответствующими показателями за предыдущие 1871 - 1885 гг.
Усиленное насаждение царским правительством церковноприходской школы в 80-90-е годы XIX в. в значительной степени повлияло на то, что за все десятилетие 1885-1895 гг. число учащихся в школах Министерства народного просвещения увеличилось лишь на 420 тыс., или на 27%. Но во второй половине 90-х годов рост численности учащихся был более значительным.
На основании данных, опубликованных в издании «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи» , составлена следующая таблица о сравнительной динамике численности учащихся в начальных городских и сельских школах за 1885 и 1898 гг.:
Таблица 262
Характерно, что число учащихся в городских школах за эти годы увеличилось па 43,5%, в сельских школах - на 99,3%. Но несмотря на это отсталость народного образования в дореволюционной России оставалась печальным фактом.
Так, по исчислению В. И. Фармаковского, в 1898 г. учащиеся в начальных школах составляли 3,2% численности всего населения страны, причем для мальчиков - 4,8% и для девочек - 1,6%. Численность неучащихся детей в 1898 г. Фармаковский определял в 7486,5 тыс. чел., или в 64,5% общей численности детей школьного возраста (8-11 лет).
Особый интерес представляют данные о развитии народного образования в России за 1900-1914 гг.
Важными показателями в этом отношении являются образовательный индекс, соотношение грамотности мужчин и женщин, количество учеников в средних школах, студентов в колледжах и университетах. Важно также количество университетов, школ, библиотек и посещающих их читателей. На основании этих параметров и был составлен список самых образованных стран мира.
Нидерланды
Экспресс-инфо по стране
Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.
Возраст – 4,54 млрд лет
Средний радиус – 6 378,2 км
Средняя окружность – 40 030,2 км
Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)
Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида
Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый
Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)
Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)
Количество стран : всего 252, независимых 195
Количество языков в мире – около 6 000
Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)
Количество национальностей – около 2 000
Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)
Нидерланды — замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Неудивительно, что она входит в список 10-и самых образованных стран мира с уровнем грамотности 72%. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с пятилетнего возраста образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.
Новая Зеландия
Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но и одной из самых грамотных стран. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии базируется прежде всего на функциональных исследованиях, а не на простом заучивании материалов. Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93%.
Австрия
Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия — одна из самых сильных экономических систем мира. 98% австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Неудивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются правительством, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23-и известных государственных университета и 11 частных университетов, 8 из которых входят в список лучших в мире.
Франция
Франция — одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию лишь в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающие основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.
Канада
Североамериканская страна Канада не только вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран, канадцы наслаждаются здоровым образом жизни с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310 тыс. учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40 тыс. преподавателей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.
Швеция
Эта скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53-и общественных университета и 290 библиотек.
Дания
Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также одна из самых счастливых стран на планете с уровнем грамотности 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.
Исландия
Республика Исландия — красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с 6 до 16 лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.
Норвегия
Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек — в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.
Финляндия
Финляндия — красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия много лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от 7 до 16 лет и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.
Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе . Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.
Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут
✪ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.#1
✪ Как освоить компьютер и ноутбук быстро и легко
✪ Компьютер для начинающих. Все о компьютере за 1 час
✪ Нужны ли государству финансово грамотные люди | Уроки финансовой грамотности в школе
Субтитры
История распространения грамотности (с древних времён по XIX век)
Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность» и «Начальное народное образование» Энциклопедии Брокгауза и Ефрона .
История грамотности начинается с истории азбуки . При господстве идеографического письма, когда письмена сводились к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи , была доступна всем, - никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена прибретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием всех, достоянием народа .
- невозможность слишком глубокой детализации опросника :
Валовый показатель, когда к числу неграмотных относят и детей дошкольного возраста , завышает показатели неграмотности в степени тем большей, чем больше среднее количество детей в том или ином регионе. Впрочем, всеобщая перепись обычно позволяет выделить из общего числа грамотных детей школьного возраста, а в их числе учащихся .
- недостоверность ответов респондентов в переписных листах :
русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губернию , нашли, что на полуграмотных приходилось от 27,3 % до 50,9 % общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение ещё менее благоприятно .
В конце XIX века в России и за рубежом в оценках грамотности использовалось число начальных школ и учащихся в них , с разбивкой по полу и возрасту. Н. Рубакин относится к этому методу критически: грамотность приходит не с постройкой школы, а при условии её успешного окончания:
однако из начальных школ не все выходят грамотными; значительный процент не оканчивает курса
И в России, и в Европе дети крестьян, даже если и ходили в церковно-приходскую школу, то нередко отвлекались от учёбы по хозяйственно-домашним нуждам на протяжении учебного года. Незавершённость начального образования, отмечает Н. Рубакин, особенно сильна в странах, где нет обязательного обучения. Автор указывает и на несопоставимость показателей между странами: школьный возраст «считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д.»
Другим распространённым способом оценки уровня грамотности в стране является статистика комиссий по призыву новобранцев , которая позволяет установить долю грамотных. В России, где была введена всеобщая воинская повинность , этот способ Н. Рубакин находит удобным: «новобранцы выходят из разных слоёв населения и из разных областей государства; кроме того, призывы новобранцев совершаются периодически, из года в год». В то же время он указывает и на недостатки:
- неприменимость к оценке грамотности женского населения;
- исследованию подвергается лишь часть мужского населения (мужчины призывного возраста, не имеющие освобождения от призыва).
Ещё один существенный недостаток оценки грамотности по новобранцам - зависимость от структуры армии (доля высших классов, вступающих на офицерскую службу) и от условий призыва (мирное или военное время).
В странах, где всеобщая воинская повинность не введена, демографы изучали грамотность лиц, вступающих в брак . Здесь в поле зрения попадают лица обоего пола, разных сословий, разных возрастов и исповеданий и т. д. К этой статистике Н. Рубакин также подходит осторожно, констатируя, что помимо всеобщей переписи ни одна из методик косвенных не имеет значения абсолютного: «чем грамотнее страна, тем больше грамотных мы встретим и среди призывных, и среди вступающих в брак» .
Факторы распространения грамотности
Географические условия
Распространение грамотности крайне неравномерно как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами. Оно зависит от географических условий , в которых живёт данный народ. Внешний вид поверхности , климат , характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны, делающая народ то кочевником -пастухом , то охотником , то земледельцем , создаёт условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности, а также оказывает сильное влияние и на развитие потребности в ней. Статистик В. Григорьев в своём исследовании Иркутской губернии ( г.) показал (), что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство .
На развитие грамотности действует и климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Длинные зимы и долгие вечера в Финляндии , Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассёра , вероятно, отражаются благоприятно на развитии грамотности, хотя связь между климатом и ею ещё не разрабатывалась статистически.
Этнографический состав населения
Политический строй и экономический уклад
Зависимость грамотности от экономических условий относительно легко поддаётся исследованию. Если эти условия слишком тяжелы, то погоня за насущным хлебом не оставляет даже столько времени, сколько нужно для обучения грамоте. Перед великой французской революцией 1789 года бедность народа, несомненно, поддерживала его невежество, которое, в свою очередь, влияло на его бедность.
Громадное влияние на развитие грамотности имеют такие факторы, как распределение землевладения в стране, распределение налогов и податей, и т. п. Всякая неправильность, всякая несправедливость в этом отношении, отражаясь на обеднении народа, отрицательно отражается и на развитии в нём грамотности, и нужны другие, более могущественные для данного момента влияния, чтобы компенсировать вред, причиняемый экономическими факторами.
Гражданские свободы
"Безграмотный человек стоит вне политики , … его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" – отмечал В. И. Ленин .Политический строй государства также оказывает могущественное влияние на распространение грамотности. Рабство искони было одним из самых существенных препятствий к распространению грамотности в массах народа, хотя древние римляне и ценили образованных рабов и даже поручали им воспитание и обучение грамоте своих детей.
Развитие грамотности в Западной Европе шло параллельно с развитием конституционных начал, не столько предшествуя ему, сколько следуя за ним.
«При прочих равных условиях, - говорит Левассёр, - в тех странах, где народ принимает известное участие в управлении, мы встречаем сравнительно больше забот о распространении образования (значит и грамотности). Таковы, например, Швейцария, английские колонии в Австралии и Канаде , Соединённые Штаты Северной Америки и т. д.»
При самоуправлении распространение грамотности является естественной необходимостью, которую понимает каждый. В Америке после освобождения негров и дарования им политических и гражданских прав грамотность начала чрезвычайно быстро распространяться между ними. До какой степени отсутствие этих прав отразилось на степени образования негров, видно из того, что ещё в г. неграмотных негров считалось в Соединённых Штатах (по переписи) 67,63 %, тогда как неграмотных белых - всего 9,49 %. Успехи образования низших классов в Швеции Лавеле объясняет тем, что на Скандинавском полуострове эти классы были наименее угнетены феодальной системой.
Крепостное право
Говоря об отрицательном влиянии общественного строя на развитие грамотности, не следует, однако, забывать, что оно может уравновешиваться другими факторами, действующими в противоположную сторону: грамотность начала развиваться в Швеции ещё во времена абсолютной монархии благодаря влиянию протестантизма. С другой стороны, южноамериканские республики не отличаются большим распространением грамотности: расслабляющий климат, малоподвижность индейской расы, часто повторяющиеся революции, глубокая рознь между различными классами общества и прочее - всё это действует в направлении, неблагоприятном для грамотности. Вообще государственный строй, касаясь самых различных областей жизни, влияет на распространение грамотности (положительно - в одних случаях, отрицательно - в других) множеством путей, которые невозможно даже вкратце перечислить.
Религия и грамотность
Некоторое влияние на распространение грамотности оказывала религия . Духовенство было первым устроителем школ и распространителем грамотности. [где? ]
Правительственные инициативы
Правительствам принадлежит видная заслуга в деле распространения грамотности.
Но вмешательство правительства в дело народного образования не всегда благотворно отражалось на распространении грамотности. Несоответствие правительственных начинаний с потребностями общества, непонимание народных нужд, невозможность исполнить предписания правительства и т. д. иногда оказывали обратное влияние. Так, например, в половине XVIII века многие школы к Малороссии , существовавшие при церквах (школы грамоты , школы домашние и церковно-приходские), закрылись, и вследствие этого распространение грамотности замедлилось. Факт закрытия 370 школ в одной Черниговской губернии проф. Сухомлинов ставит в причинную связь с благими начинаниями Екатерины II в области народного образования.
Решительные меры, принятые во 2-й половине XVIII века к учреждению официальных училищ, были вместе с тем мерами против народных школ. Предписано было учить по таким-то книгам, в такие-то часы, подчиняться таким-то начальникам и т. д. Учитель должен был при содействии полиции настаивать на посещении официальных школ
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин .
По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX века грамотность сельского населения росла на 1,8 % в год .
Оценки на второе десятилетие XX века достаточно сильно разнятся, от минимальной 30 % к началу Первой мировой войны . Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38 % до 43 % в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) .
При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.
Грамотность среди военнослужащих
Статистика военного ведомства фиксирует данные о грамотности узкой возрастной группы мужской части населения, причём уже отфильтрованной (сначала в крестьянской семье или сельской общиной) на стадии призыва. Многодетные крестьянские семьи (а до 1874 года, при рекрутской повинности - сельская община) предпочитали отдавать в армию наименее ценных членов общества , в том числе, уже в XX веке и по признаку неграмотности (так как знали, что через 4 года сын вернется из армии грамотным). По данным Дж. Бушнелла, на военную службу в царской России принималось лишь 25-30 % мужчин призывного возраста . По другим данным, грамотность среди принятых на военную службу была примерно в два раза выше, чем для всего населения в целом .
Несмотря на то, что помимо земских и церковно-приходских школ в некоторых деревнях находились грамотные и свободные от другой работы лица, учившие детей азбуке по собственной инициативе , общий уровень грамотности, фиксируемый призывными комиссиями, оставался низким [источник=? ]. Указав, что долгое время (до реформы 1861г)"царская армия была [зачастую] единственным и важнейшим источником обретения грамотности русскими крестьянами" , Дж. Бушнелл отметил, что в 1880-х от обучения солдат грамоте отошли, а затем даже когда обучение грамоте требовалось (после этой даты)… то часто, а возможно и в обычных случаях это требование оставалось лишь «мёртвой буквой» (См. примечание ). Так, в пехоте обязательное обучение грамоте вновь ввели лишь в 1902 году . Однако в кавалерии и артиллерии, - констатировала вновь созданная при Главном штабе Комиссия по вопросу об образовании войск, - грамоте солдат не обучали, «ввиду того, что занятия грамотностью с молодыми солдатами этого рода оружия совершенно невыполнимы по недостатку для сего времени» .
Обучение шло по двум эшелонам, при минимальных квалификационных требованиях к признанию обучаемого грамотным. В низшем, где вместе обучали неграмотных и малограмотных, по окончании учёбы от солдата требовалось только: читать печатное, списывать с книги, знать сложение и вычитание целых чисел . В высшем, более продвинутом, куда направляли грамотных, требовалось: читать печатный текст и понимать прочитанное; списывать с книги и писать под диктовку фразы; выполнять 4 арифметических действия не выше третьего порядка и решать в уме несложные задачи на сложение и вычитание .
БСЭ дает следующие данные по грамотности новобранцев в РИ (процент грамотных среди новобранцев):
1875г - 21 %, 1880г - 22 %, 1885г - 26 %, 1890г - 31 %, 1895г - 40 %, 1900г - 49 %, 1905г - 58 %, 1913г - 73 %
Но, как отмечают авторы БСЭ далее, по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию» . И даже по таким низким критериям грамотности каждый четвёртый новобранец оставался неграмотным. . - однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован - «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным.
Данные дореволюционного «Нового Энциклопедического Словаря» сильно расходятся с данными из «Большой Советской энциклопедии». Согласно ему количество неграмотных рекрутов (на 1000) в разных армиях мира изменялось следующим образом :
1875 | 1894 | 1911 | |
---|---|---|---|
Германия | 24,0 | 3,8 | 0,2 |
Дания | – | 5,4 | 2,0 |
Швеция | 9,0 | 1,2 | 3,7 |
Швейцария | 46,0 | 38.0 | 5,0 |
Нидерланды | 123,0 | 65,0 | 14,0 |
Франция | 161,0 | 87,0 | 33,0 |
Бельгия | 250,0 | 148,0 | 85,0 |
Греция | 0 | 300 | 300,0 |
Италия | 520 | 403,0 | 306,0 |
Сербия | – | 793 | 496,0 |
Россия | 784,0 | 708 | 617 |
Детальный обзор грамотности новобранцев даёт «Военно-статистический ежегодник», в котором отдельно рассматриваются все три категории грамотности: грамотные, малограмотные и неграмотные.
По данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 г.» всего в 1912 году из низших чинов до поступления на службу было :
- грамотных - 604 737;
- малограмотных - 301 878;
- неграмотных - 353 544.
Соответственно, в 1912 году процент грамотных солдат в русской армии составлял 47,41 %. Таким образом уровень грамотности рядовой солдатской массы по сравнению с рубежом веков, по сути, не изменился .
Помимо грамотности важно отметить уровень образовательного ценза. Так в 1912 году из нижних чинов армии имели :
- высшее образование - 1480;
- среднее образование - 6087;
- низшее (начальное) - 125,494;
- без образовательного ценза - 1 127 098.
В последнем предвоенном 1913 году 27 % призванных на военную службу были неграмотными . Когда же с началом Первой мировой войны мобилизация стала всеобщей, этот процент более чем удвоился, достигнув 61 % (в то же время в Германии - 0,04 %, в Англии - 1 %, во Франции - 3,4 %, в США - 3,8 % и в Италии 30 %) .(см. Примечание ).
Меры по развитию начального образования в России, начало XX века
1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет .
В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех уже существующих начальных школ . Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил . - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года (в том числе и во время Первой мировой войны) .
В 1912 году на нужды Министерства народного просвещения было выделено 117 млн.руб., а в 1914 году предполагалось отпустить 142,7 млн.руб . В 1915-16 годах разработкой новых законодательных предложений занимался министр просвещения Павел Игнатьев . В 1909 году план введения в городе всеобщего начального образования, рассчитанный до 1919 года приняла Барнаульская городская дума . В 1911 году о введении всеобщего начального образования было объявлено в Омске , в 1913 в Новониколаевске . Однако в целом к 1915 году всеобщее бесплатное начальное обучение было введено лишь в 3 % земств (15 из 440) .
Однодневная школьная перепись, проведённая Министерством народного просвещения в январе 1911 года, показала, что лишь около 43 % детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) посещало начальную школу . С этими цифрами коррелируют данные того же источника , по которым охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %). С этой оценкой сильно расходятся данные в книге Д. Л. Сапрыкина : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».
В отчёте Министерства народного просвещения на 1911 год практически полный охват начальным образованием в 34 губерниях (46 % населения) планировался в среднем через 9,4 лет (в 40 уездах через 12-17 лет) . По оценкам авторов статьи «Нового энциклопедического словаря » за 1916 год, при условии сохранения темпов увеличения числа школ на уровне 1911-1914 годов всеобщее обучение могло бы быть достигнуто через 16 лет . При этом в планах МНП охват планировался начальными школами с 4-летним курсом обучения .
При количественном росте начальной школы освоить её полный курс удавалось лишь меньшинству : лишь 10 % из зачисленных в начальную школу заканчивали все 4 класса