Биографии Характеристики Анализ

Искусство прощения. Простить

Обиды бывают мелкими, пустячными - а бывают глубокими и серьёзными. В любом случае, мы должны трудиться над прощением. Как узнать, простил ли ты обидчика, или только тешишь себя иллюзией? Что такое истинное прощение?

Непременное условие прощения от всего сердца - чувство, что в прощении нуждаемся мы сами. Добродетель прощения не были способны вместить в себя даже ветхозаветные праведники. Пророк Иона, например, «был раздражён», что Господь оставляет без наказания грехи ниневийцев, хотя совсем недавно сам согрешил, убегая «от лица Господня». Он побоялся исполнить волю Божию, которая призывала его проповедовать язычникам. Перед Господом он оказывается таким же слабым, отчаянным грешником, как и ниневийцы. И укором для него было милосердие Господне, ещё так недавно извлёкшее его из пучины морской: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Ион. 4, 11). Возможно, опытное переживание своей немощи в глубине морской стихии пошатнуло уверенность Ионы в собственной правоте и смягчило его сердце. «Чувствовать свои грехи надо, - говорил святитель Иоанн Златоуст, - чтобы удобнее прощать другим».

Апостол Пётр, который был первый в предстоянии перед Христом, стал первым и в падении. По мысли святителя Василия Великого, он, трижды отрёкшись от Христа, пал, «научаемый щадить немощных сознанием своей собственной немощи». Не зная себя, не понимая своей немощи, он не смог бы простить, сердцем принять и поддержать разбежавшихся от опасности учеников. Именно в этом благодатном переживании своей немощи возможно опытно ощутить помощь Божию.

В нашей повседневной практике общения получается точно так же: мы не прощаем ближних, так как не видим себя. Мы ожесточаемся именно потому, что не принимаем факта своей собственной наготы и беспомощности перед Богом. «А если не борют нас страсти, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - то станем, может быть, осуждать боримых ими, потому что сами не испытали борения и впадаем в высокоумие».

Прощение - это дар Божий. Это горькая вспомогательная пилюля, которая исцеляет прежде всего тех, кто обижен. Ведь совсем не обстоятельства и не люди унижают человека - человек унижен своим собственным самолюбием. В евангельской притче царь, который был богат и самодостаточен, милостиво простил своего должника. Но тот, кому было прощено очень многое, не смог простить своему должнику меньшего. Так как он был зависим от царя и боялся его, то вынужден был лицемерно покаяться в том, что задержал долг. Но внутренняя нераскаянная озлобленность на царя всё же должна была найти свой выход. И немилосердный заимодавец обрекает на страдания более слабого, того, кто был должен ему. Он делает это, чтобы «чувство правды, оскорблённое и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми», - пишет святитель Феофан Затворник.

Когда мы просим прощения или прощаем только внешне, следуя предписаниям этикета, внутренне при этом не меняясь, грех остаётся в своих пределах. Возрастая в сердце человека, он доставляет страдания тем, кто зависим от нас. Любая мелкая ошибка ближнего становится просто «законным» поводом излить это дурное настроение души. И вот наши ближние становятся безответными жертвами тех внутренних грехов, в которых мы не хотим дать ответ перед Богом. По слову святителя Николая Сербского, «все внешние раздоры, ссоры и войны происходят изнутри, из разделившихся человеческих душ - из внутренней вражды человека с самим собой и с Богом». Лишь всем сердцем прощая недостатки ближнего, мы можем искренне покаяться перед Богом в своих грехах.

Простить - не значит забыть, не значит просто изменить своё мнение о ситуации или пытаться загладить негативную эмоцию более позитивной. Прощая, человек меняется сам. Именно искреннее покаяние проявляет себя вовне как истинное прощение. Ведь простить - это значит исцелить в себе то, что необходимо простить в другом. И это благодатное таинственное действо прощения начинается в тот момент, когда жертва жестокости, несправедливости, клеветы принимает обидчика таким, каков он есть. Ведь тот, кто несправедлив, и тот, кто терпит несправедливость, равны перед Богом.

Мы судим об окружающем мире, опираясь на собственный опыт, характер, способности. Господь попускает скорбям разрушить эту надуманную шкалу ценностей, чтобы единственной меркой, определяющей добро и зло в этом мире, оставалась только воплощённая Любовь. Прощая, человек делает очень нелёгкий выбор. Он либо остаётся один со своей правдой о мире, и эта мёртвая буква осудит его же немощь, - или принимает немощь ближнего и несовершенство мира как истину, и тогда милосердием исцеляет свою же природу.

Настояв на своём в тот момент, когда надо было бы простить, человек теряет сам себя. Лишь простив миру его несправедливость, а ближнему его грех, человек может обрести свой подлинный образ, стать тем, что он есть перед Богом. В акте прощения проявляются лучшие черты человеческой природы.

Во грехе родила меня мать моя, - эти слова псалмопевца касаются каждого из нас. Человек не может жить сам по себе. А значит, каждое соприкосновение с другим человеком может стать актом прощения, снисхождения, переживания греха в себе. «Тот разумно любит, - писал Достоевский, - кто кается в чужих грехах, как в своих». Так Господь, воплотившись, простил человека: Он страдал нашим страданием, но не согрешил при этом нашим грехом. Вот норма взаимоотношений между людьми, единственно возможная практика достижения любви: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Все мы зависим друг от друга. Нам часто приходится просить прощения, чтобы восстановить утраченное равновесие во взаимоотношениях. Иногда этого просто требует этикет. Искренне прощать всегда трудно, но радостно. Ведь источник этой радости не в том, кому прощаешь, а в Том, Кому уподобляешься, прощая, - во Христе.

Денис ТАРГОНСКИЙ

ОТРОК.ua

Мы все грешим друг перед другом, но мало кто способен перед другим покаяться. А для того, чтобы отношения воскресли, необходимо подойти и сказать: «Прости». И если это будет от сердца и от сердца вам ответят, зло уйдет.

Священник Алексий Потокин

Прощать и принимать прощение - целое искусство. Искусство прощения заключается в том, что бестолковое прощение умножает грех. Позднее прощение убивает, а мудрое и своевременное окрыляет.

Священник Константин Камышанов



Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее.

Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека - простите его, а то будет два нехороших человека.

Августин Аврелий

Умение прощать — великий дар.

Тем более что это ничего не стоит.


Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.

Владимир Набоков

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ

Нужно уметь прощать. Многие считают, что прощение - это признак слабости. Но слова "я прощаю тебя" вовсе не означают — "я слишком мягкий человек, поэтому не могу обижаться и ты и дальше можешь портить мою жизнь, я не скажу тебе ни единого слова", они означают - "я не позволю прошлому портить свое будущее и настоящее, поэтому прощаю тебя и отпускаю все обиды.


В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь.


С прощения все начинается. Если мы храним в себе обиду, это проявление гордости. Я не принимаю это как свое, я обвиняю в этом кого-то другого. Я не понимаю, что я - Душа, которая совершила какие-то неправильные поступки, и сейчас ко мне возвращаются эти уроки.



Если человек сделал тебе больно, не отвечай ему тем же, сделай добро. Ты другой человек. Ты лучше. Запомни.



Один из самых полезных жизненных навыков - это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу... Не стоит тащить разный хлам в свою душу.


Если люди осуждают или критикуют вас, помните, что чаще всего в тот самый момент, когда они порицают вас, они думают исключительно о себе. Не сердитесь и не обижайтесь на них, просто поймите, что людям больно, когда они не могут ничего противопоставить тому, в чём вы их превосходите.

Умение прощать и просить прощения - фундамент для прочных отношений. Важно научиться искренне и всем сердцем говорить друг другу "Прости" вместо того, чтобы ранить друг друга иголками упреков и претензий.

Обиды и негодования похожи на яд, который пьете вы в надежде на то, что отравятся другие. Счастье начинается с прощения.

Кэсси Комбден

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем Сердце кого надо простить.


Сильнее всех побед — прощение.

Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут."

Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное. Антисфен.

Твоя способность любить других... и самого себя... прямо пропорциональна твоей готовности прощать других и себя.
Например, вместо того чтобы любить таких родителей, каких ты хотел бы, попытайся научиться любить тех родителей, которые у тебя есть.
Чтобы излечиться от полученной в прошлом травмы, тебе придется сперва разозлиться, оплакать потери и, наконец, простить их все.
Ты не сумеешь никого полностью простить, пока ты не пожелаешь добровольно отказаться от права на месть и возмещение... — навсегда.
Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллиг

«Вы не можете победить врага, пока не вылечите в себе то, что считаете низким в нем». И-Цзин (Книга перемен)

Очень часто в других людях мы болезненно воспринимаем именно те поступки, реакции, чувства, которыми грешим сами. И настоящее, истинное прощение другого человека начинается с умения увидеть собственные слабости и недостатки.

Возможно, нам нужно научиться прощать себя, прежде чем мы сможем позволить другим простить нам зло, которое мы им причинили, или прежде, чем мы сами сможем (в душе или лицом к лицу) простить им зло, которое они причинили нам.

А вы забудьте — и станет легче.

А вы простите — и будет Праздник.

А вы стремитесь — и вам удастся…

Не поскупитесь — и вам воздастся!

И вам вернётся — вознаградится...

А вы поверьте — и будут верить!

Начните сами — кругом начнётся!

А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Умение не придавать значения - ещё ценнее, чем умение прощать. Ибо прощать мы вынуждены то, чему уже успели придать значение.

Сегодня Прощеное Воскресенье.

Не забудьте попросить прощения у всех, кого обидели за год.

А еще - творите добрые дела!


Прощение бережет наше сердце
Иногда мы прощаем обидчика, иногда держим горькое чувство в себе, печалясь или придумывая способ отомстить. А как это отражается на нашей сердечно-сосудистой системе? Сначала участники эксперимента должны были восстановить в памяти случай, когда их жестоко обидели. Их попросили представить себе, что они мстят обидчику, а чтобы подогреть обиду, вспомнить о том, как они страдали, какую испытали боль. Затем им предложили простить своего обидчика, попытаться найти объяснение его поступку, признать, что у всех людей есть свои слабости… Кардиограммы и показания томографа не оставили никаких сомнений: отрицательные эмоции и обида усиливают сердцебиение и повышают артериальное давление, а проявление эмпатии немедленно смягчает стресс. Так что теперь научно доказано: обижаться вредно.

Вы уже знакомы с Хо"опонопоно? Это очень простая духовная практика, дающая невероятные результаты. Суть практики заключается в том, что Вы открываете своё сердце, и создаете реальность полную любви и гармонии со словами:
1. "Я люблю тебя."
2. "Прости меня."
3. "Мне очень жаль."
4. "Благодарю тебя."
Принципиальным моментом Хо"опонопоно является принятие на себя 100% ответственности за всё, происходящее в мире. Т.е. не только за свои действия, а вообще за все, о чем мы знаем или даже не догадываемся.

Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некоторые стадии неоднократно.

Стадии процесса прощения.

Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.

2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.

3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4. Осознание затраты эмоциональной энергии на переживание обиды.

5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).

6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.

7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

Фаза принятия решения:

1. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают.

2. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.

3. Готовность простить обидчика.

Фаза действий:

1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью промеривания на себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

2. Эмпатия по отношению к обидчику.

3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

4. «Поглощение» боли.

Фаза результата:

1. Нахождение личностного смысла для себя и других в прощении.

2. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом.

3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.

5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста позитивных чувств в отношении обидчика.

При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача - быть честным перед собой. Главная задача обиженного - сознавать, что он обиделся и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.

Переживание - это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Пережить - значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия*. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстановительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить ею жизнь в отрицательную сторону. Все это осознание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.

На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и действующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация - процесс рассмотрения обидчика в каком-то определенном контексте, учитывая его предысторию, возможность того, что он находится под каким-либо давлением. Это делается не для извинения или оправдания обидчика, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как прощающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появляется сострадание, которое делает более возможными и принятие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание - эмоциональные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.

В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону примирения имеют глубоко позитивное значение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение выступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть экзистенциальное значение обиды и процесса прощения: он развивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) - обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых конфликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяжким грузом.

Стадии процесса получения прощения.

Фаза осознания ситуации:

1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной справедливости).

3. Стыд - ощущение того, что другие осуждают и отвергают.

4. Осознание катарсиса.

5. Осознание когнитивного репетирования.

6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотношений до и после обиды.

7. Понимание последствий и значения пережитого для обиженного.

8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худшую сторону (повышение уровня самокритичности, снижение самоуважения).

Фаза принятия решения:

1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.

2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.

3. Понимание, что прощение - это готовность терпеливо ждать этот дар.

Фаза действий:

1. Пересмотр своего понимания другого, осознаниетого, что он нуждается во времени, чтобы простить.

2. Эмпатия по отношению к жертве.

3. Проявление сострадания.

4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прошению.

Фаза результата:

1. Нахождение смысла в страдании.

2. Осознание, что простил других.

3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в подобных ситуациях.

4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства благодарности к другому.

6. Примирение.

Процессы дарования и получения прощения тесно связаны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаруживается разница в том, что в первой фазе этих процессов обиженный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.

Эффект получения прощения выражается в:

□ улучшении отношений с обиженным,

□ ослаблении самоугнетения,

□ улучшении мнения об обиженном,

□ положительных внутренних и моральных изменениях.

В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и поведения в отношении обидчика.

Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристиками, такими как самоуважение и самооценка.

Один из экспериментов был поставлен со студентами, лишенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению более высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.

Стремление получить прощение и его получение благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и влекут положительные внутренние и моральные изменения.

Таким образом, феномен прощения и сама обида проявляются в браке, при этом супруги - обидчик и жертва - вовлечены во взаимоважные отношения.

Прощение - нравственный акт, исцеляющий боль межличностных обид, включающий готовность к примирению, преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенческую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и позволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

Прощение - сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяжких мук обид через всю жизнь.

И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие - нужно способствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Охарактеризуйте динамику развития отношений в брачной паре.

2.Раскройте содержание профилактики супружеских конфликтов.

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношении. М., 19.S7.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / / Вопросы психологии. 1989. №1 С. 92-101.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А, А., Столин В. В. О задачах в области научного психологическою обеспечения службы семьи. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского http:\koi.samisdat.ru/ 3/31 l-743.1itm

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. //Вопросы психологии. 1989. №2. С. 98-102.

Волкова А. П. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости. / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.

Волкова А. П., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. //Вопросы психологии. 1985. №5.С. 110-116.

Гасни Э. А. Психология прошения. // Вопросы психологии. 1999. №4,

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1991. №4,

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. 1981. №3. С. 58-68.

Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. // Методология и методы социальной психологии, М., 1987. С. 173-178.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Карцева Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особенностей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №5. С. 164-166.

Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 123-129.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Красовский В. П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру). //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 56-59.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффективность межличностного восприятия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1. С. 67-68.

Левкович В. П., Зуськова О. Э. Meтодика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 92-101.

МеньА. Прощеное воскресенье. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Навайтис Г. А. Семья в психологическом консультировании. Калининград, 1999.

Обозов П. П. Психология межлнчностных отношений. Киев, 1990.

Обозов Н. П., Обозова А. П. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101.

Ошо «Оранжевая книга». М., 1999.

Пафман Э. А. Нравственно-психологический климат семьи. М.,1983.

Питер Д., Ракман С. Прошение: теологические исследования, http: www.baptist.dp.ua/bbv/006jan99/ts05_forgiveness.htm

Прошение: концепция развития. // Психологическая газета, № 2 (29) 1997.

Прощение, http: //nl.sibinfo/ru/prayer/forgiveness.htm

Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского. М., 1990.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.

Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. М., 1988.

Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию семейных отношений

Шнейдер Л. Б данное учебное пособие составлено на основе курса лекции по психологии семейных.. введение в психологию семейных.. исторический очерк становления психологии семьи..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шнейдер Л. Б.
Психология семейных отношении, Курс лекции. - М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2007, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»). Данное учебное пособие составлено на основе курса лекц

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моде

Социально-демографическая ситуация
В 1997 г. в Волгодонске родилось 1506 человек, умерло - 1576, а в 1998 г. родилось 1457 человек, умерло - 1595. На каждую тысячу человек трудоспособного возраста приходится 532 пенсионера и ребенка

Разводимость
Статистика разводов. 1995 г., г. Мирный, Якутия Период Заключено браков Расторгнуто браков январь-декабрь

Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений
Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, студент может столкнуться с некоторыми трудностями: 1. Представление о мисти

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закон

Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
Проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. А. А. Кроник и Е. А. Кроник описали последовательность изучения этой проблематики, которую примем

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семенных отношений сводятся к набору простых закономерностей, суть которых такова: □ раньше с

Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
Полученные исследовательницей результаты по образу идеальной семьи в сознании подростков представляют три условные группы. Первую составили изображения, на которых структуру семьи м

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения мон

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений
Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г.

Нетрадиционные (особые) семьи
К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет таки

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений 1.законные (юридически оформленные, фиксированные)

Различные категории современной семьи
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разн

Современная модель семьи, ее особенности
Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы - нормативных члено

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего XX века (эмансипация детей от р

Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье семьи - это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессионал

Реализация индивидуальных потребностей в браке
Если опираться па три самых общих подхода к семье, т. е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношении, можно заметить, что представления

Многообразие семейных функций
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репро

Традиционные и современные функции семьи
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная сем

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина - женой и матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной

Анализ деформаций семейного функционирования
Вследствие различных обстоятельств могут происходить различные нарушения функций семьи. Существует множество факторов, которые могут способствовать подобным нарушениям: особенности

Динамика семейных отношений
Перемены - это то, что присуще каждой семье. Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событии и таком небольшом жизненном простр

Периодизация семейной жизни
Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья - не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая

Период ухаживания
Человек - не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спа

Молодая семья, ее задачи и особенности
Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги. Кроме того, необходимо проанализировать т

Пожилой человек и семья
На современном этапе развития общества человечество сохраняет самое большое количество старых и пожилых людей по сравнению с предыдущими эпохами. Их численность превышает численност

Аттракция
Наиболее подробно прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных

Механизмы возникновения симпатии
В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику. Первый этап эмоциональных отношений по Гозм

Феномен любви и ее типы
Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не


Психологи знают немногое о любви, «а то, что мы пишем о ней, - говорит З. Рабин, - создано лучшими поэтами и романистами». Такое понятие, как «любовь между мужчиной и женщиной», в д

Условия сохранения эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке. С. Д. Лаптенок

Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них: 1. мышл

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне холма, возвышав

Адаптация супругов в семье
Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям*. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния

Семейные ссоры
Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непр

Специфика супружеского конфликта
В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения пре

Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
«...Жестокость к своим родным - преступление, и неужели мы рождены, чтобы делать друг другу больно? Люди! Мы же люди!» Светлана, 14 лет, г. Омск. Накопление

Честь, прощение и примирение
Прощение и честь. С такой дилеммой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Конечно, если у него не совсем атрофировано чувство собственного достоинства или способность прощ

Детско-родительские отношения
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
В настоящее время пренатальный период психического развития только начинает изучаться. В семидесятые годы итальянский психоаналитик Сильвио Фанти обосновал существование еще одной с

Становление пренатального материнства
А.Инстинкт материнства. Материнский инстинкт является основополагающим в жизни и направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив

«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне, «девять месяцев мы пребываем в ситуации любимых и желанных существ»* и испытываем полное блаженство. Грэхэм говорит так: «Мате

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода им

Материнство как психологический феномен
Материнство - сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, к

Материнство: врожденное или приобретенное?
Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем

Формирование материнства
Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленьк

Родительская семья
Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Зарубежные исследователи подчеркива

Взаимодействие с собственной матерью
Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот п

Игровая деятельность
Игровая деятельность интерпретируется в разных психологических подходах в зависимости от взглядов на роль игры в развитии личности (проигрывание личностных конфликтов в психоанализе

Няньчание
В психологии отмечается важность для женщины опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте*. Результатом такого опыта является, помимо освоения некоторых навыков обращения с

Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
При адекватной заполненности этапа няньчания впечатления от контакта с ребенком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «за

Взаимодействие с собственным ребенком
Этот этап является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, перио

Особенности развития материнства в современных условиях
В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежн

Семья как персональная микросреда развития ребенка
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и пс

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
На всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспи

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи зачастую упрощается. Словно в природе существует определенный набор заклинаний или вербальных схем, имеющих лечебное свой

Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый

Влияние семьи на развитие ребенка
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определе

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особ

Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
Некоторые авторы (Э. Эриксон, Фреш) полагают, что природа возникновения внутренних конфликтов лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособно

Дошкольник в семье
Рождение личности. Личность - это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировозз

Одаренный ребенок в семье
Сензитивный период для развития способностей наступает до того, как ребенок пойдет в школу, где им займутся специалисты, поэтому в период дошкольного и младшего школьного детства се

Ребенок в неполной и смешанной семье
В. Сатир считает, что проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негати

Мальчик в семье
Актуальность темы «Роль отца и матери в жизни мальчика» особенно велика на рубеже веков. Стираются многие традиции, умирают стереотипы. Роль мужчины меняется вместе со временем. Для

Соперничество детей в семье
В психологии семейных отношений много внимания уделяется взаимоотношениям супругов, воспитанию одного ребенка или взаимодействию в многодетных семьях, но исследователи обходят пробл

Психологические особенности старшего и младшего ребенка
Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др. В древности, когда общество жило по более суровым зак

Сексуальная символика русского фольклора
Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереоти

Проблема отношения полов
Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, активно и успешно осваивается женщинами. Создаются различные движения, учебные программы, печатаются публикации по проблем

Гендерные исследования
Понятие «гендер» в психологии - это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является био

Понятие жизненного и сексуального сценария
Понятие «жизненный сценарий» было введено в психологию известным американским психотерапевтом психоаналитического направления - Эриком Берном. Каждый человек еще в детстве,

Стадии психосексуального развития ребенка
Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть основа построения «здоровой» интимной жизни. Формирование сексуальности на

Сексуальные расстройства
В основу данного подхода положена трехфазовая модель сексуальных расстройств: расстройства, связанные с нарушением фазы возбуждения, такие как импотенция и подавленное женское возбу

Подготовка молодежи к семейной жизни
Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операциональная подготовка. Коммуникативные умения, владение пси

Концепции и формы распада семейных отношений
Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь - не всегда источник радостей, она не может всегда

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
В современной европейской семье психологически развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада. Перечислим причины роста разводо

Стадии развода
Развод - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развод

Постразводная ситуация
К социально-психологическим последствиямразвода относят: □ снижение рождаемости; □ ухудшение условий семейного воспитания; □ падение производительности

Контрольные тесты для проверки знаний студентов
Тестовые задания по курсу «Психология семейных отношений» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Тесты предназначен

Эволюция семьи в истории человеческого общества
Заполнить пробелы 1. Сфера................. семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется.................. 2. Пре

Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
Заполнить пробелы 1. Периодизация................ и................ включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими детьми, семью с подростком, выход повзрослевших

Методы изучения семьи
Заполнить пробелы 1. Основные диагностические подходы к изучению семьи: ................... («модель Мак-Мастерса»),................ («трехосевая классификация проблемных семейс

Формирование супружеской пары
Заполнить пробелы 1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как......................................... с нами,....

Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
Заполнить пробелы 1. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется...................... 2. Причиной

Психогигиена интимных отношений
Заполнить пробелы 1. По мнению Мастерса и Джонсона, в процессах, связанных с половым актом, можно выделить 4 фазы: ............. ............ .............. ............ .

Взаимоотношения поколений в семье
Заполнить пробелы 1. Семья - сложная система отношений, основанная на............. или родственных связях, она объединяет не только................ но и их детей,.............

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
Заполнить пробелы 1. Дети, которым родители обеспечивают постоянную.............. и................ контакты, развиваются................. 2. По Валлону, стадия жизни реб

Детско-родительские отношения в школьном возрасте
Заполнить пробелы 1. Как утверждает психосексуальная теория З. Фрейда, .........развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения......... через.......... зоны, специф

Супружеские конфликты, их причины и профилактика
Заполнить пробелы 1. Типовой причиной нарушения супружеских отношений является........................... жены. 2. Умение понимать свои эмоции связано с развитием способно

Половой диморфизм
Заполнить пробелы 1. В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет ………….. 2. По-видимому, у женщин творческие поте

Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
- специфика предбрачных ожиданий в современной действительности; - влияние ожиданий на развитие чувств; - жизненные ценности супругов и формирование системы притяз

Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
- открытость, диалогичность и экспрессивность семейных коммуникаций; - личностные свойства и позиции, наиболее значимые для межличностного общения; - распределение

Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
- методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений; - принципы оказания помощи семье и коррекционные стратегии; - этические требования в работе с сем

Вопросы для подготовки к зачету
1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества. 2. Тенденции развития семьи в современном мире. 3. Основные функции семьи и их характеристи

Автор: Людмила Лебедь

Умение прощать обиды, увы, по плечу не каждому! Многие сейчас не согласятся с этим утверждением. Тогда давайте разберёмся, так ли это на самом деле!

Произошла конфликтная ситуация, вас нечаянно (или вполне осознанно) обидели. Вы живете с этой обидой до «конца своих дней» или прощаете обидчика через некоторое время? Попробуйте честно ответить себе на этот вопрос. В любом случае, какой бы вы не выбрали ответ, всё равно придётся проверить – так ли это.

Правильный ответ сам выплывет наружу, как только этот человек снова заденет вас. Если вам захочется припомнить ему все «старые грехи» и рассказать всё, что вы о нём думаете – значит, никакого прощения в прошлый раз не было.

Просто обида провалилась глубоко и вы, на время, о ней забыли. Но вот наступил момент истины, и всё разгорелось с новой силой! Оказывается, ответ лежал практически на поверхности. С этим моментом разобрались, двигаемся дальше.

А, знаете ли, вы, что все непрощенные обиды превращаются... в болезни организма? Вспомните, как вдруг, якобы из не откуда взялось недомогание. А ведь оно зародилось вначале на тонком духовном уровне и только впоследствии вышло наружу. Так происходит практически с каждым заболеванием.

А теперь подумайте, стоит ли непрощенная обида таких последствий?! Ответ очевиден – конечно же, нет! Но как научиться прощать? Ведь в силу своих черт характера мы такие разные. И у каждого, наверное, имеется свой порок: вспыльчивость, нетерпение, гордыня. Избавиться от них в один момент вряд ли удастся!

Но, цель оправдывает средства! И попробовать исправить ситуацию, конечно, стоит. Примите к сведению наши рекомендации и используйте их в своей жизни. Уверены, что в результате приложенных (для своей же пользы) усилий, вы одержите неоспоримую победу.

Для начала вам придётся согласиться с тем, что любая болезнь послана вам как предупреждение и сигнал задуматься над тем, что гармония внутри вас нарушена. И, что пришло время скорректировать внутренний баланс.

Чтобы выявить все накопившиеся «заторы», придётся пристально заглянуть внутрь себя. Может быть, вы самокритичный человек и сможете сами всё обнаружить. А может быть, вам придётся прибегнуть к помощи кого-то из близких людей. И в этом случае будьте готовы принять нелицеприятные заключения. Ведь вы полностью доверяете этому человеку, и он искренне хочет вам помочь. Посему призовите в помощь мудрость и выдержку и у вас всё получится.

Накопившийся груз обид, как мешок с камнями, за вашей спиной. Каждый новый камень (обида) утяжеляет ношу и мешает двигаться вперёд. Вам просто необходимо избавиться от этого груза, чтобы навалившиеся болезни «не выбили вас из седла». Чтобы жизнь приносила радость и наслаждение!

Следующим шагом после проведенного анализа следует непосредственное выполнение техники прощения.

Техника – как научиться прощать

Приготовьте блокнот или тетрадь. Возьмите ручку и запишите всё, что мешает вам жить: недостатки характера, страхи, обиды. Постарайтесь ничего не упустить. Ведь всё это вы делаете для собственного блага. К тому же, читать это будете только вы, поэтому будьте максимально честны.

Каждый негатив пишите отдельно, оставляя место для детального описания объяснения причин возникновения (или наличия) этого прецедента. Объяснять будете вы сами с точки зрения логики. Здесь же обдумайте и отразите на бумаге ваши умозаключения по нахождению выхода из сложившейся ситуации. Записи объяснений лучше производить ручкой другого цвета.

Пусть вас не пугает сложность процедуры. Стоит вам только начать анализировать, как вы увидите, что все ответы уже давно известны. И вам остаётся только перенести их на бумагу. Анализ позволит вам увидеть нелепость некоторых ситуаций, и даже их смехотворность.

Воспоминание, некоторых обид, может повторно вызвать у вас прилив негативных эмоций, которые захлестнут ваше сознание. В этом нет ничего плохого. Позвольте себе еще раз прожить мысленно эту ситуацию, чтобы затем навсегда проститься с ней.

А чтобы полностью удалить негатив, проделайте следующее. Представьте каждую запись в виде воздушного шарика. Представили? А теперь спокойно отпустите его, и смотрите, как он стремительно удаляется от вас. Так улетучивается из вашего сознания всё ненужное и плохое.

Насколько глубоко вы будете погружаться в собственные воспоминания и вытаскивать оттуда на свет божий всё, что портит жизнь, зависит только от вас. Но вот небольшой совет: постарайтесь пройти мысленно по всей предыдущей жизни, чтобы никакой «мусор» не остался незамеченным. Чем тщательней вы уберете, тем легче будет двигаться дальше.

Это упражнение очень похоже на подготовку зерен пшеницы к проращиванию. Когда их заливают проточной водой, вся шелуха и грязь поднимаются вверх сами собой. После неоднократного промывания для посадки остаются только чистые и здоровые зерна. Которые вскоре после высадки дадут здоровые ростки, пригодные в пищу. Так происходит и с ненужными для вашей жизни «плевелами». После очистки они просто уходят, не засоряя больше путь и не омрачая ваше сознание.

Пусть это очищение вы пройдёте не так скоро, как хотелось бы. У каждого оно будет своё. Но со всяким шагом вы будете ощущать всё больше лёгкости и удовлетворения от проделанной работы. Не забывайте и о поощрении за труд! Это нелегкий труд и он достоин вознаграждения! К тому же, побаловав себя, вы дополнительно ощутите прилив позитива внутри. А это, согласитесь, тоже немаловажно.

И ещё. Когда вы закончите прорабатывать все обиды – изменения, которые с вами случатся, превзойдут все ваши ожидания. Вы ощутите умиротворение, станете спокойнее, чем прежде. Наступит гармония в душе. И с этого времени, вы станете совсем по другому реагировать на поступки людей. Да и сами начнёте излучать позитивную энергию.

Теперь вы знаете как научиться прощать! Рецепт, как видите, совсем прост. Чуточку терпения, капелька мудрости и большое желание приносить себе и окружающим только добро! Осталось немного – просто начать этот удивительный процесс самоочищения!

Прощение – это процесс обретения внутренней свободы и освобождение от прошлых обид и чувства вины. Искусством прощения должен обладать любой человек, тем не менее, для многих это бывает мучительно сложно.

Длительное ношение в себе обид очень отрицательно сказывается на психическом состоянии человека. Он становится ранимым, подавленным или замкнутым, а в некоторых случаях, наоборот, агрессивным и вспыльчивым.

Кроме негативного психоэмоционального влияния, обиды сильно воздействуют на физиологические функции тела человека. По многочисленным наблюдениям врачей, психологов и других специалистов, обида (особенно загнанная глубоко внутрь) способна вызывать нарушения во всех органах и тканях. Причем характер локализации возникающих из-за обиды заболеваний будет зависеть от тяжести и характера обиды, а также длительности переживаний.

Большой нагрузке подвергаются нервная и эндокринная системы, что впоследствии сказывается на гармоничной работе всего организма.

Почему человек обижается? Потому что его представления о жизни не оправдываются. Он не желает соглашаться с травмирующей его ситуацией и не понимает, почему эта ситуация возникает.

В первую очередь, обижающийся человек хочет изменить отношение к себе, добиться уважения, признания и справедливости. Любой из нас имеет свое видение мира и воспринимает его особым образом. Получается, что абсолютно каждый человек формирует свои идеалы, свои представления о воспитании детей, взаимоотношениях между людьми и жизни в целом. Когда он встречается с человеком с другими идеалами, может появиться непонимание, перерастающее сначала в конфликт, а затем в обиду.

Про это губительное чувство очень хорошо написано в книгах В. Синельникова, Л. Хей, С. Лазарева и других замечательных людей, на собственном опыте столкнувшихся с негативным воздействием обиды на здоровье человека.

Человек, постоянно носящий в себе обиду, просто не может быть полностью свободным. Тяготящие его чувства буквально проникают во все сферы жизни, мешая личной реализации и вызывая негативные эмоции. Постоянно прокручивая в голове обидную и травмирующую ситуацию, человек вновь и вновь заставляет себя переживать горечь обиды. Тем самым он ставит себя в роль жертвы, а своего обидчика в роль палача. Подобное поведение сильно подрывает общую энергетику, ведь приходится постоянно жалеть себя и сетовать на несправедливость жизни. Часто «жертва», в мыслях или на словах, посылает в адрес обидчика негативные и разрушающие энергии. Это неблагоприятно для обоих, но больший вред сам себе наносит именно обижающийся человек.

Люди испокон века боролись с проявлением обиды. Обиду можно рассмотреть как глубоко подавленный гнев. Поэтому очень важно научиться давать выход эмоциям, ни в коем случае не загоняя их глубоко в себя. Например, если вы не согласны с чем-то, лучше всего тактично высказать свою точку зрения (при этом помня, что каждый имеет личное право выбора, пусть даже его выбор не совпадает с вашим). Иногда накал страстей достигает такого уровня, что словами высказать свои эмоции становится трудно. Особенно сложно их контролировать, если до этого вы привыкли их подавлять и скрывать.

В этом случае, некоторые начинают бить посуду, орать и крушить все в доме, но лучше пустить эту вырывающуюся энергию в созидательное русло.

Многим помогает поход в тренажерный зал, особенно в секции единоборств, где можно с большой эффективностью дать выход отрицательным эмоциям, не нанося вред себе и окружающим. Некоторые специалисты советуют занять себя физическим трудом: пылесосить, мыть пол, колоть дрова и т.д. Другие эффективные методики сводятся в применении специальных дыхательных упражнений, физических нагрузок и другой деятельности, основная цель которых – дать выход переполняющим и негативным эмоциям.

Нельзя позволять гневу накапливаться, превращаясь в стойкие и разрушающие здоровье обиды.

Как понять, обижаетесь ли вы на кого-нибудь? Если человек вам неприятен, вызывает у вас агрессию, безразличие или ненависть, то, скорее всего, вы все еще удерживаете на него обиду.

Некоторым людям очень сложно простить того, кто однажды нанес тяжелую душевную или физическую травму. Особенно, если это очень близкий человек. Как правило, обиду нужно искать в тех ситуациях прошлого, к которым вам не очень хочется возвращаться.

Как поступать в таких случаях? Разные специалисты предлагают множество эффективных и простых методик, которые помогут вам расстаться с грузом прошлого. Большинство из них сводится к следующим действиям:

Для начала нужно найти в себе силы и желание, чтобы вернуться к травмирующей вас ситуации и обидчику. Поэтому стоит выделить на себя время, когда бы вам никто не мешал. Отключить домашний и сотовый телефон и остаться наедине с собой. Можно работать с листом бумаги, записывая ключевые мысли и вспоминающиеся моменты. Некоторые предпочитают выполнить серию глубоких выдохов и вдохов для наиболее полного расслабления тела.

Попытаться воспроизвести ситуацию заново, но посмотреть на нее другими глазами. Для этого мысленно переносимся в прошлое и вспоминаем основную причину обиды.

Затем необходимо понять, почему произошла данная ситуация, чему она должна была вас научить и какой положительный урок вы могли бы из нее извлечь. Можно подумать об обидевшем вас человеке. Что происходило в тот момент в его душе? Какое у него было детство и воспитание, почему он себя повел таким образом? Что он хотел вам доказать?

Нужно мысленно поблагодарить человека за сложившуюся ситуацию и за тот урок, который вы могли бы извлечь из нее. Это очень важно, выразить человеку благодарность и простить его. А еще лучше, пожелать ему всех благ и крепкого здоровья.

Порой, для того чтобы простить, нужно несколько раз обратиться к одной и той же ситуации. Иногда подобные практики заканчиваются слезами. Это говорит об эффективности проведенных занятий. Слезы способны наилучшим образом очистить душу от накопленных обид и снять агрессию.

Не менее важным в процессе прощения является освобождение от чувства вины и обид на самих себя. Особенно это важно сделать тем, кого в детстве растили в чрезмерной строгости и повышенной критике. Вырастая, люди становятся критичны не только к окружающим, но и к самим себе. Самокритика приводит к появлению чувства неполноценности и вины. Часто такие люди очень требовательны и не способны прощать малейших ошибок.

Прощение самого себя очень важно, потому что на этом строится собственное достоинство, уважение, любовь и принятие. Поэтому нужно простить себе все свои кажущиеся «неудачи», проступки и ошибки. Если они произошли в жизни, значит, так должно было случиться. Все это осталось в прошлом и не должно иметь влияния на ваше настоящее.

Специалист по Фен-Шуй и позитивному мышлению, Наталия Правдина, предлагает проводить медитацию прощения, созывая на нее всех тех, кто когда-то хоть чем-то обидел вас. Нужно мысленно подзывать к себе человека, желать ему всех жизненных благ и отпускать его с миром и любовью. Стоит обратить внимание, что во время медитации кто-то из обидчиков будет уходить с легкостью, а кто-то очень тяжело. Если человек уходит тяжело, значит, вы его не до конца простили и нужно поработать с ним еще.

Подобные практики можно проводить под спокойную медитативную музыку, в полном уединении и гармонии самим с собой.

Освобождение от обид не только благотворно сказывается на здоровье, при этом огромное облегчение испытывает душа человека. Отпуская свои былые обиды, вы снимаете с себя тяжелейший груз тягостных воспоминаний и болезненных переживаний.

Огромное внимание избавлению от обид уделяется в различных мировых религиях. Так, в христианстве есть особый день в году, когда людям дается возможность вспомнить свои неблаговидные поступки и попросить за них прощения. Этот день называется Прощенное воскресенье. Все это еще раз показывает, насколько большое значение имеет способность человека простить и извиниться за содеянное.

Ту часть своей энергии, которую вы раньше направляли на обидевшего вас человека, вы теперь сможете направлять на улучшение своего самочувствия, посвятить эти силы творческой реализации или своей профессии.

Отпуская обиды, мы не только растем духовно, так как избавляемся от одного из смертных грехов – гордыни, но и повышаем свою самооценку, учимся бесконфликтному общению с окружающими нас людьми.