Биографии Характеристики Анализ

Как сформировать сильный характер. Как воспитать в себе волевой и сильный характер

Человек может быть сильным физически, и такие богатыри всегда вызывали восторг. Но чаще всего восхищение вызывает иная группа людей. О них говорят, человек с сильным характером. Физическая сила, конечно тоже хорошо, но в жизни бывают такие обстоятельства, когда спасти может только умение справиться с ситуацией, какой бы тяжелой она ни была. Именно это умение и называют внутренней силой.

Увы, характером лидера обладают далеко не все. У кого-то он твердый от природы, других же, наоборот, называют слабохарактерными. И вот тут возникает вопрос, можно ли развить в себе это качество и, если можно, то, как развить сильный характер?

Вырабатываем сильный характер лидера

Первый шаг самый трудный. А состоит он в том, чтобы перестать жаловаться на судьбу, а подумать, какие качества проявляются в вас ярче всего. В конце концов, вы же не безликая тень, а человек. А в характере любого человека есть, хоть одна, но ярко выраженная черта. Она-то и поможет вам определиться с вашим образом силы. Мы не оговорились. Психологи различают два типа сильного характера: в первом случае про человека говорят, что он «взрывной», то есть его сильная воля проявляется как бы волнами.

Второй тип сильного характера, как правило, выносливый, но гибкий, как у древнегреческих философов-стоиков. Попробуйте разобраться, какие черты вашего характера указывают на тот или иной тип, и начните работать над ними.

Ну что, же, первый шаг вы сделали, в себе разобрались и выяснили, что по натуре вы скорее «динамит», чем выносливый стоик, действуйте дальше. Займитесь… спортом. «Как спортом? А как же характер развивать? – спросите вы. В том то и дело, что спорт – лучший «воспитатель» характера.

В вашем случае, идеально подойдут штанга или бег на короткие дистанции. Но не пытайтесь сразу бить рекорды. Начните с малого. Например, занимаясь со штангой, возьмите небольшой вес, но повторяйте упражнение раз 15-20. Через пару недель увеличьте вес, но повторений делайте меньше, например, от восьми до двенадцати. Через месяц занятий снова увеличьте вес до максимального (для вас). А число повторений опять сократите до шести, десяти раз. Тренируйтесь по два или четыре раза в неделю.

Если же вы решили бегать, начинайте с двухсот метров и раз в неделю прибавляйте к ней по сто метров. Дойдя до дистанции в два километра, можно расстояние не увеличивать, а начать работать над скоростью. Обязательно записывайте свои результаты и старайтесь улучшать их каждый день. Но самое главное – не бросайте тренировки, даже если у вас что-то не получается. Поверьте, если ваши занятия будут регулярными, через какое-то время вы себя не узнаете во всех смыслах.
Кстати, спорт – это также ответ на вопрос, как развить характер лидера. Ведь если ваши друзья увидят, что вы из слабака превратились в волевого и целеустремленного человека, они непроизвольно станут уважать вас и признают своим лидером. А позиция лидера основана не на грубой силе, а на уважении.
Второй, выносливый тип характера тоже можно развить спортом.Но несколько иначе. Здесь лучше всего подойдет марафонский бег. На первый взгляд скучно, монотонно. Но в этом-то все и дело. Когда нет очевидности для понимания, как развить твердость характера необходимо использовать спорт и превращать монотонные занятия в интересные и увлекательные. Например, начните бегать на длинные дистанции вместе с друзьями. Друзья не бегают? Тогда возьмите с собой иного «друга» – плеер с интересной аудиокнигой или хорошей музыкой. Полезно и для ума, и для тела.

Начните с километровой пробежки и постепенно увеличивайте дистанцию. И учтите, что скорость здесь не важна. Важна дистанция. Чем выносливее вы будете становиться, тем большее расстояние сможете пробежать. Бегайте в свободное время, но не реже трех-четырех раз в неделю. Через время вы заметите, что ненавистная вам рутинная работа не так уж ненавистна, а лишний жирок вообще куда-то исчез.
И последний совет. Когда ваш характер сформируется, попробуйте освоить качества другой, не свойственной вам категории. Поверьте, в жизни пригодится.

Комментарии

Некоторые люди рождаются с прирожденным талантом лидера, а некоторые слабые по жизни. Думаю тут еще во многом зависит воспитание родителей, некоторых детей родители через чур балуют и они вырастают маминкими детками, в зачастую эти люди слабо характерные. На счет воспитать в себе характер лидера, думаю это довольно сложно и для многих даже не возможно.

ой тут уж каким родился…
коль ты лох — то горбатого могилка исправит
если нормальный чел — то все в твоих руках.

Даже если природа не наделила талантами и характером, я считаю, что у каждого есть возможность развить в себе сильный характер лидера. Просто надо стремиться стать лучше, а не останавливаться в своем развитии, придумывая разные причины.

если человек «Никакашечка» то хоть развивайся хоть нет — толку говорю вам не будет никого. Он будет искакть себе лидера, жену, друга по фиг и надеятся на чьи-то силы вот и все. а сам будет подстраиваться под него. стикать как растопопленно сливочное масло
правду говорю — 30 гождков прожила знаю уже

znupi1, Истину говорите, если не ошибаюсь Татьяна.) Лидером нужно родится, а развить чего то сложно, но не чего не возможного нет, все нам родители закладывают с детства. Если будут постоянные муси-пуси, то такое пуси и будет.

Согласна с тобой, что родиться лидером и стать лидером не одно и то же. Всего 10% людей рождаются с задатками лидеров. Но все-таки, если человек захочет стать лидером, он может им стать.Ведь есть еще такое понятие, как развитие личности. Есть возможность измениться со временем и выработать у себя твердый характер, надо только захотеть и учиться этому.

Прекрасные советы, которые очень нужны каждому, кто хочет стать лидером. Но я хотела бы тут добавить, что лидерство понимаю в широком смысле этого слова. Лидировать прежде всего над своими качествами, которые тебе мешают. Победить самого себя. Зачем побеждать кого-то? И сравниваться с кем-то?

Развить характер лидера абсолютно невозможно, с этим характером можно только родиться. Но это мое субъективное мнение. Я так рассуждаю потому, что сама не являюсь лидером и мне это не нужно.

Можно попробовать в спорте, например бокс. Думаю хорошая закалка будет для духа. То есть не главное набить морду, а сам выход к противнику.

Лидером стать можно, но не имея природных данных, крайне непросто!…По моему, наверное, чтоб кому то что то доказывать, явный перекос!
Можно стать компетентным специальстом в какой то конретной области, имея знания и опыт, просто следуя сволим возможностям…и мнение хорошего специалиста куда ценнее,по моему, чем некое условное лидерство…

Для начала забить на все мелкие проблемы которые были, есть и будут в будущем. Забить на общественное мнение. Верить в себя, в свои силы. Стать лидером в каких то мелочах, и постепенно расти. Не бояться общаться, много общаться, знакомиться. Пришла идея, сразу делай ее, не откладывай, рви. Только так станешь лидером.

Лидер- это тот человек, в первую очередь, который знает, куда идет и умеет повести за собой других людей. Лидерство воспитывается вместе с воспитанием личности. Есть прекрасная книга по обучению лидерских качеств » Шеф и его команда» Джон Максвелл. Для успеха в жизни необходимо стать лидером, потому что всегда придется отстаивать свои позиции и взаимодействовать с другими людьми.

Я родилась с задатками лидера, но до определенного (уже достаточно взрослого) возраста совершенно не знала, что с этим делать. В результате стабильно находилась в группе «эмоциональных лидеров». Собственно лидером-организатором я стала уже после 20 лет. И с каждым годом эта тенденция только усиливается. Характер скорее не развивался, а закалялся. Как стать лидером, не имея к этому склонности — совершенно не представляю. Да и так ли уж это необходимо?

По личному опыту лидера в себе можно развить через спорт, абсолютно любой какой нравится главное постоянство. Также всегда доводить начатые дела до конца. И конечно высокая самооценка, которую нужно укреплять каждый день, ведь если ты не любишь и не уважаешь себя этого не сделают другие, а какой же лидер без команды.

Действительно спорт может оказать помощь в развитии сильного характера лидера. Вообще любой вид деятельности, где присутствует дух соревнования, помогает развивать лидерские качества.

Согласна с Вами, но здесь суть в том, что когда ты смог побороть свою лень тебе уже любая проблема по плечу, а главный наш конкурент это мы сами. Как говориться в здоровом теле здоровый дух, да и к слову больной человек на больничной койке сомнительный лидер как по мне, поэтому спорт (любая физическая нагрузка, которая задействует ваше тело) и ещё раз спорт норма жизни лидера как почистить зубы и причесать волосы.

Мне тоже кажется, что многое зависит от исходных данных и воспитания. Если изначально ребенка не воспитывали с лидерскими качествами, то потом развить их самостоятельно ему будет сложнее. Однако попытаться все равно стоит, на мой взгляд)

Можно быть мягким интеллигентным человеком и в то же время, лидером.
Это смотря в каких кругах вращается человек. Конечно, предводитель дворовой шпаны не станет лидером в обществе искусствоведов, так же и наоборот. А развить в себе можно любые качества, если поставить цель и чётко понимать, что тебе это необходимо.

Если в детском саду внимательно понаблюдать за детками, то сразу поймешь, кто из них лидер, а кто пассивно действует за окружающими. Большую роль играет воспитание в семье, где закладывается фундамент лидерских качеств.

MENSBY

4.8

До мечты и настоящего успеха добираются те, у кого хватает твердости в характере, а слабаки остаются на обочине. Только твердый и сильный характер помогает добиваться в жизни поставленных целей. Как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину?

Характер, от греческого слова "χαρακτήρα", изначально являлся термином, который обозначал знаки, отпечатанные на монетах. В наши дни характер обозначает набор всех качеств, таких как смелость, правдивость, преданность и прямота, которыми обладает человек. Характер, возможно, является самым важным, чем может обладать человек, так как он определяет самую сущность людей. Выработать более твердый характер означает сделать себя более продуктивным человеком в рамках определенной сферы интересов или определенной профессии. В этой статье собраны советы о том, как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину.

1. Знайте, что делает характер твердым. Сила характера складывается из качеств, которые позволяют вам контролировать ваши инстинкты и желания, владеть собой и иметь способность удержать себя от множества соблазнов, с которыми вы постоянно встречаетесь в повседневной жизни. Более того, сила характера – это свобода от предубеждений и стереотипов, и включает в себя способность проявлять и чувствовать толерантность, любовь и уважение к другим людям. .

2. Поймите, почему сильный характер важен для вас и особенно для окружающих:

Твердость характера позволяет вам свободно преследовать ваши цели и одновременно закаляет вашу устойчивость к неудачам. Она помогает вам достигнуть ваших целей.
Твердый характер позволяет вам анализировать и исследовать причины неудач, вместо того, чтобы просто жаловаться на них, как это делают другие люди.
Сильный характер дает вам смелость признать ваши недостатки, легкомысленность и слабости.
Он позволяет вам выстоять при любых изменениях ситуации и продолжать двигаться вперед, не взирая на преграды.

3. Сопереживайте. Самый важный шаг в развитии твердого характера – это научиться сопереживать другим людям, особенно тем, кто слабее вас, и любить других людей, как вы любите себя. Это умение может вам дорого стоить, поскольку вам придется внимательно изучить ваши мотивы, чтобы быть в состоянии сопереживать бескорыстно. Сопереживание отличается от сочувствия тем, что сопереживание требует вашего непосредственного соучастия в жизнях других людей (войдите в жизнь человека и помогите ему очистить путь), в то время как сочувствие подразумевает эмоциональную, но пассивную реакцию без активного соучастия и самоотдачи.

4. Ищите правду. Предпочитайте рассудок обычным эмоциям. Человек с сильным характером исследует все факты головой и не поддается предубеждениям и эмоциям. Разрешайте большинство вопросов только путем рассуждений и избегайте хаос ваших ощущений, понимая, что несмотря на то, что "о вкусах не спорят", рассудок всегда должен побеждать с помощью фактических доказательств и аргументов.

5. Не будьте пессимистом или оптимистом; будьте лидером. Пессимист жалуется на ветер, оптимист ожидает конца бури, а лидер перестраивает паруса и подготавливает их к любой погоде.

6. Остерегайтесь иррациональных побуждений. Аристотель и Фома Аквинский полагали, что существует семь человеческих чувств: любовь и ненависть, желание и страх, счастье и грусть, и гнев. Будучи неплохими сами по себе, эти эмоции часто пересиливают наш интеллект и заставляют нас придаваться неправильным вещам: переедать, иррационально бояться чего-либо, или позволять грусти или гневу поглощать нас. На самом же деле ответ на любой вопрос можно найти только в рациональности решений и в практике хороших привычек, направленных на освобождение от эмоций. Чрезмерные и чувственные аппетиты – это знак слабого характера, в то время как способность задерживать (приостанавливать) вознаграждение и практиковать самоконтроль указывают на силу характера.

7. Будьте довольны тем, что у вас есть (не имитируйте никого). Цените ваши собственные достоинства. Представления о том, что трава всегда зеленее где-то еще, обеспечат вам несчастную жизнь; помните, что это только проекция ваших представлений о том, как живут другие люди. Лучше сконцентрироваться на том, как вы живете.

8. Осмеливайтесь идти на (обдуманный) риск. Если вы избегаете битв, вы лишаете себя и победы, и всех благ, которые с ними ассоциируются. Не будьте трусливы, отчужденны и не уходите от ваших обязанностей, но будьте смелы, чтобы сделать ваш вклад в развитие человечества.

9. Отвергайте любые внешние советы, противоречащие тому, что вы решили сами. Каждым человеком движут их собственные интересы, будь то подсознательно или осознанно. Не заставляйте никого делать так, как вы хотите, но и не разрешайте другим навязать вам их мнение. Понимайте и принимайте тот факт, что разные люди предложат вам разные решения одного и того же вопроса, и что вы не можете угодить каждому. Найдите правильный путь и идите по нему, не сворачивая ни в право, ни влево. Управляйте сами собой и никогда не сходите с правильного пути.

10. Научитесь творить добро и сторонитесь/избегайте зла. Ищите мир и стремитесь к нему искренне. Преследуйте не личные цели, которые топчут нужды других людей, а благородные и достойные мотивы, которые принесут пользу всему обществу. Если вы преследуете ваши личные цели, вы будете ввязываться в конфликты с другими людьми и, в конце, вы обязательно потерпите поражение. Если вы будете трудиться на общее благо, это принесет пользу всем, а вы сможете одновременно удовлетворить и ваши личные цели.

11. Научитесь владеть вашими эмоциями. Не позволяйте ничему, кроме здравого смысла, влиять на ваши повседневные решения и поступки. Часто вам может быть сложно, иногда практически невозможно, не поддаваться эмоциям, но вы можете научиться подавлять их про явлениями и превосходить их, полагаясь на благоразумие и здравый смысл.

12. Не будьте ни расточительным, ни скупым, но найдите золотую середину. Умение найти золотую середину – это знак сильного характера, который может противостоять крайностям.

13. Всегда сохраняйте спокойствие. Спокойствие - это состояние, которое позволяет сконцентрировать и перераспределить ваши расходящиеся мыли и медитировать с выгодой. Размышления ведут к идеям, идеи ведут к возможностям, возможности ведут к успеху. Спокойствие является sine qua non сильного характера. Без спокойствия не существует силы воли. Без спокойствия, желания могут очень быстро загореться, превращаясь в непобедимую страсть и препятствую здравому мышлению. Спокойствие - не враг эмоциям, а регулирующая сила, позволяющая их правильное выражение.

14. Сконцентрируйтесь на позитивных моментах в жизни и не тратьте время на негативные моменты. Однажды врач, к которому пришла молодая девушка, жалующаяся на самые разные болезни и молящая об излечении, сказал ей: "Не думайте о них; это самое эффективное из всех лекарств." Физическую и ментальную боль можно ослабить одним усилием воли, направив мысли в другие русла, или усилить, продолжая думать о ней.

15. Сопротивляйтесь фатализму. Каждый человек несет полную ответственность за собственное развитие и судьбу. Если вы примите фатализм, то есть, если вы будете верить, что судьба каким-то образом предопределена и неизменна, вы отговорите себя от любых попыток улучшить вашу жизнь и ваш характер. Судьба слепа и глуха; она никогда не услышит и не увидит нас. Лучше помните, что исправление ошибок и изменение собственной судьбы в лучшую сторону являются верными шагами на пути к развитию сильного характера и улучшению вашей жизни в целом. Добивайтесь собственного счастья; не ждите, пока что-то или кто-то принесет его вам, потому что этого не случится, если вы не проявите настойчивость.

16. Имейте терпение – чтобы с энтузиазмом установить, преследовать и добиться ваших целей, будь они краткосрочные или долгосрочные: то есть добиться прогресса (успеха). Успех и есть прогресс, а не конечный пункт назначения. Человек с сильным характером не сдастся, когда встретит на своем пути препятствия, но будет настойчив до самого конца и превозможет все препятствия. Научитесь приостанавливать вознаграждения в жизни, научитесь ждать по мере вашего прогресса и поймите, что время может быть вашим другом, что его можно использовать, чтобы учиться и расти. Также знайте, в какие битвы вам стоит ввязываться, а когда лучше отступить; иногда отступить означает принять дар жизни, а не цепляться за тонущий корабль.

17. Победите все страхи. Нерешительность является серьезным препятствием на пути к успеху. Не допускайте в свою жизнь предрассудки, основанные на поверхностных наблюдениях, но принимайте факты, которые основаны исключительно на здравом рассудке. Не закладывайте фундамент на песке, а лучше стройте на твердом камне. Преодолев страх, вы обретете твердость характера, которая позволит вам думать, принимать решения и действовать как истинный победитель.

18. Как садовник должен очищать землю от сорняков, чтобы позволить его саду расти, так и вам следует искоренять все слабые мысли, которые, как сорняки, расшатывают вашу силу. Остерегайтесь чрезмерной эмоциональности и придавайте эмоциям только их истинную значимость. Когда вы замечаете, что вас терзает какая-то подавляющая эмоция, немедленно займите себя чем-нибудь на пятнадцать минут, лучше на час. Многие великие войны лишились жизни из-за того, что они слишком дерзко реагировали на обиды и слишком рано отправлялись в бой против их обидчиков, не имея надлежащей подготовки, действуя крайне вспыльчиво и необдуманно. Научитесь со временем преодолевать подобные слабости, помня, что гнев является распространенным пороком среди людей со слабым характером.

19. Практикуйте спокойствие, осмотрительность, проницательность и благоразумие в бизнесе. Развивайте логическое мышление и используйте его в вашей работе.

20. Будьте правдивы во всем и во всех аспектах жизни. Если вы не правдивы, вы лжете, прежде всего, самому себе, а это непременно скажется на вашем характере.

21. И, наконец, будьте лучше всех, где бы вы ни были, и всегда старайтесь делать все как можно лучше. Упорно трудитесь и избегайте безделья, как чумы. В то же время, научитесь ценить хороший отдых за его способность восстанавливать ваши силы и вдохновлять вас каждый раз возвращаться к вашим хорошим делам.

Советы

Будьте дисциплинированны и контролируйте себя. Бегите от плохих импульсов (включая привычки и поступки, которые вы позже будете сожалеть) – и навязчивого поведения, которые становятся привычкой и деформируют характер.

Будьте человеком своего слова и избегайте искушения лгать; честность поддерживает сильный характер. Также научитесь без страха принимать решения.

Будьте счастливы. Счастье – это здоровье. Счастье дает вам силу преодолеть монотонность и избавиться от скуки в жизни. Оно позволяет вам брать лучшее из любой ситуации. Счастье - это состояние души. Согласно наблюдениям, небогатые люди улыбаются намного чаще, чем богачи с Уолл Стрит.

Выполняйте физические нагрузки, чтобы развить стойкость. Ум и тело взаимосвязаны. Тренируйте вашу физическую стойкость, чтобы укрепить вашу ментальную стойкость.

Будьте хорошим другом. Посвятите себя вашим друзьям и будьте готовы идти на жертвы ради них. Никогда не держите обиду и не обращайте внимания на мелкие инциденты. Живите в гармонии с другими людьми. Не будьте эгоистом: всегда принимайте во внимание интересы других людей.

Наверное, все мы, так или иначе, страдаем из-за несовершенства своего характера, отрицать это бессмысленно, если посмотреть на себя честным взглядом. Но ведь всегда можно сделать так, чтобы те или иные черты в характере, если не изменились, то хотя бы скорректировались. В данной статье, посвященной тому, как воспитать характер, я расскажу вам о действенных, проверенным временем методиках укрепления характера, а также приведу некоторые рекомендации по воспитанию характера ребенка.

Как воспитать сильный характер

На самом деле это несложно, но при одном условии: нужно устранить главные факторы, мешающие вам организовывать свою жизнь так, как вам хочется. И факторы эти, в большинстве случаев, одни и те же: лень, рассеянность и страх. Именно ленью, рассеянностью и страхом обусловливаются почти все жизненные проблемы людей.Кому-то может показаться, что я забыл упомянуть вредные привычки. Но вредные привычки - это лишь следствие нашей лени. Зависимости появляются, когда мы не хотим прилагать усилия для достижения целей. Но самое главное - избавиться от этих главных врагов. Именно поэтому для воспитания характера мы будем рассматривать методы работы со страхом, рассеянностью и ленью.Начнем с лени. Как ее победить? Совет здесь один: просто начать что-то делать. Если не можете сразу изменить привычный уклад жизни, начните с малого, но... хоть с чего-нибудь начните! Что нам нужно, чтобы добиться результата? Правильно, работать. Работать мы не любим, но надо. Вы читаете эту статью, значит, скорее всего, любите посидеть за компьютером, полазить по Интернету: а почему бы не попробовать поискать в Интернете работу (сейчас много вариантов удаленной деятельности) и уделять этой работе поначалу 3-4 часа в день? Разве это так уж сложно? Поверьте, даже 3-4 часа ежедневной деятельности (пусть даже с перерывом на выходные) существенно повысят вашу самооценку - раз, и принесут определенный доход - два.

Как воспитать характер и волю

Теперь о рассеянности и страхе. Для победы над страхом нужно то же самое, что и для победы над ленью - преодоление. Мы часто боимся что-то менять в привычном укладе жизни, который нас все равно не устраивает - парадокс. Если не устраивает, чего бояться? Боитесь что-то потерять? А чего бояться, если терять нечего?Если для работы вам нужно общаться, начните опять же с малого - другой человек вас не укусит. Нахамить может, да, но, во-первых, такое случается редко, а во-вторых, кто вам мешает оборвать разговор и не выслушивать, либо просто послать такого наглеца подальше - и настроение улучшится, и время сэкономите.Боитесь выглядеть смешно и нелепо? Открою вам страшный секрет: по большому счету, никому до вас нет дела, и человек забудет эти ваши нелепости в разы быстрее, чем будете помнить о них вы. Не обращайте внимания на то, какое вы производите впечатление - просто делайте свое дело.Самый дурацкий страх, который только можно придумать - это страх выглядеть плохо в глазах других. Вот что нужно искоренять «огнем и мечом». Можно поступать по справедливости, по совести, по своему разумению, но сколько полезных дел было не сделано из-за того, что человек боялся получить неодобрение других.Запомните: только вы знаете, что и как для вас будет лучше. У меня есть несколько примеров моих сверстников, которые до сих пор зависят от мнения родителей - они боятся им перечить, учиться и работать там, где они хотят. И между прочим, все неженатые или незамужние. Конечно, здесь и страх, и лень. Зачем к чему-то стремиться, когда обо всем позаботятся родители? Но ведь родители не вечны, а что потом? Ни семьи, ни детей, ни любимой работы... Поэтому бросайте эти оглядки и стройте свою жизнь по собственному разумению.

Как формировать характер ребенка

А здесь нам помимо страхов и лени нужно будет работать с рассеянностью. Рассеянность - это даже не столько качество личности, сколько излишняя концентированность мозга на несвоевременных вещах.Обратите внимание: мы ругаем детей за то, что они рассеянны и не могут сосредоточиться на уроках. На самом деле они не рассеянны, они сосредоточены... но на другом. Поэтому важно научить их верно переключать внимание, а для этого, во-первых, нелишне объяснить ребенку, для чего ему нужно сосредоточиться. Ну, а главное - это правильно его мотивировать, а лучший мотив это что? Правильно, заинтересованность.И вот здесь вам придется проявить себя как хороший педагог. Покажите ребенку, как интересен тот или иной предмет, что ему дадут эти знания. Как только вы его зацепите - от рассеянности не останется и следа - он будет невероятно увлечен новым делом. Почему бы не сделать интересной учебу - сейчас есть для этого масса способов, тот же Интернет вам в помощь.А теперь о еще одной деликатной теме - излишней любви к своим детям. Это не значит, что нельзя детей баловать. Можно, конечно, но в меру. Нельзя удовлетворять любое «хочу».Знаете, как мудро поступил мой друг по отношению к своей дочери, когда она заявила ему, что хочет новый мобильник? Он сказал ей: "Деточка, а ты заработай!" И дал ей вполне реальное задание по написанию нескольких работ по ее любимой литературе. И она написала, после чего он дал ей денег на мобильный телефон. Вы можете дать ребенку любую работу (разумеется, посильную для него), пусть он что-то напишет или поработает в магазине - важно, чтобы он эти деньги заработал, только тогда он научится их ценить и не станет нахлебником и лоботрясом.Нельзя, чтобы ребенок привыкал жить на всем готовом и ничего не делать, да еще и портить его выполнением каждой прихоти, каждого каприза. Только так можно правильно формировать характер. Зато потом вы можете не беспокоиться - ваше чадо обязательно устроится в жизни наилучшим образом. Кстати, от рассеянности прекрасно помогают различные логические и подвижные игры - и для мозга, и для здоровья полезно!

Лучше всего характер закаляют трудности, уверены пользователи проекта The Question. «Как минимум обязательнейшее условие - выходите из зоны комфорта, - говорит Дмитрий Рихтер. - Как правило, сильные люди преодолевали такие барьеры и переживали такие события, что нам даже и не снились».

«Никогда нельзя по-настоящему ощутить вкус успеха, если он достался слишком легко», - подтверждает Элизабет Лютес. Также не стоит винить в своих неудачах и провалах окружающих, а принимать их с высоко поднятой головой.

2. Читать книги

Пользователи рекомендуют читать книги совершенно разных жанров. Автобиографии - чтобы почерпнуть опыт великих людей, сильных духом. Художественную литературу - чтобы развивать воображение и проигрывать сложные ситуации, которые могут когда-либо с вами произойти. И книги по саморазвитию - чтобы получить мотивацию и научиться полезным психологическим приёмам.

Дмитрий Сергеев предложил список из трёх основных, по его мнению, произведений: Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари», Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» и Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей».

3. Иметь своё мнение

Сильные и зрелые личности не боятся высказывать своё мнение, даже если оно сильно отличается от общепринятого. Кроме того, они придерживаются собственных взглядов, несмотря на критику. «В нашем веке люди сами становятся рабами чужих мнений, поэтому сохранить индивидуальность мышления очень сложно. Научитесь избавляться от чужих мнений и формировать собственное объективное суждение», - говорит Элизабет Лютес.

Дмитрий Сергеев советует подумать, что в жизни вы делаете потому, что действительно этого хотите, а что - под давлением окружающих или обстоятельств. «Умение уйти с фильма, который тебе не нравится, а не досматривать его потому, что деньги за него заплачены. Не есть в ресторане блюдо, которое тебе не очень нравится, а не давиться потому, что заплатил за него немалую сумму. Во время неприятной беседы встать, развернуться и уйти либо взять и промолчать в тот момент, когда так и хочется что-то "ляпнуть" или сделать, не думая о том, что кто-то чего-то "не так" о тебе подумает», - приводит он примеры.

4. Ставить цели и добиваться их

Цель нужна, чтобы знать, куда идти. Напишите список того, чего хотите достичь через определённый срок - неделю, месяц, год. Потом сверьте результаты, сделайте выводы и пишите новые цели. «Больше конкретики, которая может выражаться в сроках и цифрах, меньше абстрактных причин и фраз», - советует Дмитрий Сергеев.

«Человек со слабым характером не знает, чего он хочет. Он противоречив, дезорганизован и постоянно колеблется», - рассуждает Artem Ivanov. Отталкивайтесь от противного.

5. Говорить «нет»

Неспособность к прямым и честным отказам выдаёт в людях слабость характера, уверены пользователи The Question. Важно научиться беречь своё время и выставлять личные границы. «Умение решительно говорить "нет" малозначительным делам придаст тебе сил сказать "да" чему-то важному», - говорит Дмитрий Сергеев. «Очень важно фокусироваться на чём-нибудь одном, отбрасывая все внешние факторы. Они просто разрушают вас. Откажитесь от них в пользу по-настоящему важных дел», - советует Элизабет Лютес.

6. Присмотреться к своему окружению

К сожалению, далеко не всем понравится, если вы вдруг начнёте меняться к лучшему. Для кого-то вы перестанете быть «удобным», кто-то просто позавидует. Если хотите быть сильным - меняйте неприятное окружение. «Если в окружении есть те люди, которые не хотят становиться лучше и "тянут" тебя вниз за собой, не развиваясь, то лучше сократить лимит общения с ними. Или вычеркнуть их из своей жизни. Найти тех, кому с тобой по пути, тех, кто будет помогать тебе и за счёт тебя становиться лучше с каждым днём, - рассуждает Дмитрий Сергеев. - Если ты не хочешь испортить себе жизнь, подальше держись от тех, кто уже испортил свою».

Как воспитать характер

Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого «характер» означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности, с темпераментом и способностями.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.

Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности".

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.

Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.

"Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами".

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Формирование характера у детей и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Пути воспитания характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов.

Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика.

Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Библиографический список

1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969.

2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.