Биографии Характеристики Анализ

Как восстановить свои личные границы? Формирование психологических границ личности (от теории к практике).

У каждого человека есть своя личная территория. На физическом уровне эта территория представляет собой ваше тело и личное пространство жизни - комнату, кровать, как минимум. А также личные вещи, бумаги, переписку, телефонные разговоры и содержимое вашего телефона и компьютера, одежду, предметы личной гигиены, украшения, парфюмерию, деньги и так далее.

На психологическом уровне личная территория - это ваши чувства, ценности, ваше время, ваши решения и действия в связи с ними, ваша речь, ваши представления и идеи, мысли и желания.

Часто из-за отсутствия чувства собственности на все эти личные вещи люди позволяют нарушать границы своей личной территории, и из-за этого страдают.

Наверняка многим знакомы родительские фразы: «Твои в этом доме только трусы» или еще хуже: «Твоя в этом доме только грязь под ногтями». Если в вашей жизни было так, или почти так, - у вас наверняка будут трудности с тем, чтобы присваивать себе свое личностное «имущество» и чувствовать на это право.

? Приходит к психотерапевту клиент:


- Доктор, у меня мания величия…


- Какая у тебя может быть мания, ТЫ ЖАЛКИЙ, ПРЕЗРЕННЫЙ КЛОП!

26. Опишите идеальную для вас картину того, как должно быть устроено ваше личное пространство, учитывая все те предметы и явления личной территории, которые я перечислила выше: напишите свод правил, как с вами должны обращаться близкие, на что они имеют право, а на что - нет.

Например. «В мою комнату можно заходить, только постучав и спросив разрешения. Мама не имеет права говорить мне, что мне надевать. Папа не должен заходить в мою комнату ночью, когда я с женой занимаюсь сексом, и проверять, не поднялась ли у меня температура. Мой начальник не имеет права требовать от меня задерживаться до 5 утра на работе, потому что это не оговорено в трудовом контракте. Я не люблю, когда моя сестра примеряет мои джинсы».

Чем подробнее будет ваш список (охватите все-все-все, что вас не устраивает), тем яснее будет очерчена граница вашей личной территории.

После того как вы составите такой рассказ, попробуйте представить, что этот рассказ не ваш, а, скажем, вашей мамы или друга. Какие чувства вы испытываете по отношению к этому человеку, который именно так очерчивает свою территорию и так заявляет о себе? Вы испытываете уважение или раздражение к нему? Или, может быть, какие-то другие чувства? Выпишите все чувства, которые вы испытываете к герою этого рассказа. И задумайтесь: именно так вы относитесь к себе. Как вам это?

Запрос на уважение своих границ начинается с собственного уважения к себе и своим границам и потребностям.

? Правило 21.


Только когда вы сами чувствуете, что для вас неизмеримо важно сохранять свои права и хранить неприкосновенность своей личной территории, только тогда вы можете это предъявлять другим - у вас на это хватит отваги, сил и энергии.

Когда человек оказывается на грани выживания, он совершает немыслимые вещи: прыгает через трехметровые заборы, раны заживают как на собаке и так далее. Потому что это - угроза жизни. Отнеситесь к нарушениям своих границ как к нарушению своей жизни - и вы обнаружите неведомые до этого ресурсы.

Позволять нарушать свои границы обычно могут люди очень выносливые к насилию: те, которые способны терпеть очень долго. Сокращайте свою выносливость к психологическому, физическому, сексуальному или экономическому насилию.

Следующее упражнение позволит вам еще лучше осознать ваши личностные потребности в сохранении своих границ.

27. Ответьте на вопросы (ответ должен быть письменным в виде формулировки: «для меня важно, чтобы…»).

Важно ли для вас, чтобы представители других, отличных от вашей, национальностей реагировали на вас, как на «своего»?

Важно ли, чтобы мужчины относились к вам как к равной (если вы женщина) и не ожидали, что у вас «волос долог - ум короток»? А если вы - мужчина, чтобы женщины не ожидали, что вас можно материально «доить», что вы должны быть «альфа-самцом», или не ожидали, что вы обязательно один из «всех мужиков козлов»?

Важно ли вам, чтобы вас не считали неполноценным, если вы полный человек или очень худой?

Важно ли для вас, чтобы более старшие люди не считали вас дураком в силу возраста, а более молодые - дряхлым?

Важно ли для вас самому решать, как, гдеискем проводить время, а не выслушивать мнения и указания других людей об этом?

Важно ли для вас не быть осужденным за просьбу о помощи?

Важно ли вам не получать осуждения за то, что вы спрашиваете о том, чего и в самом деле не знаете?

Важно ли для вас, чтобы вас слушали с уважением и принимали ваши слова и мнение всерьез?

Важно ли для вас не быть раскритикованным за то, что ваше мнение отличается от чужого?

Важно ли вам не быть обвиненным в эгоизме, если вы говорите «нет»?

Важно ли вам самому решать, что является интересным, важным и главным, а не получать об этом критику и указания других?

Важно ли вам чувствовать самые разные чувства и выражать их, когда вы этого хотите, и не быть за это осужденным?

Важно ли вам получать благодарности, деньги, подарки, комплименты и не чувствовать себя за это обязанным или виноватым?

Важно ли вам отказываться от того, что вам больше не подходит, изменять свое мнение о людях в любую сторону, менять интересы и мнения и не думать о том, что думают о вашем поведении другие?

Некоторые не отличают онанизма от верности себе.


Станислав Ежи Лец

Важно ли вам не быть униженным из-за того, что вы потерпели неудачу?

Важно ли вам не быть подвергнутым осуждению за то, что вы чего-то не понимаете?

Важно ли вам не представлять доказательств и не оправдываться тогда, когда вы считаете себя правым?

Важно ли вам иметь успех и не стыдиться этого перед теми, кто не успешен?

Важно ли вам не встречать враждебности в связи с тем, что вы мусульманин, или иудей, или суфий, или буддист, или атеист?

Важно ли вам не встречать критики своей системы ценностей?

Важно ли вам иметь столько времени на принятие решений, сколько вы хотите? Важно ли вам самому нести ответственность за свои решения?

Важно ли вам иметь свою личную жизнь (интимную или дружескую) и ни перед кем за это не отчитываться?

Важно ли вам иметь право не знать чего-то, что вас не интересует?

Важно ли для вас развиваться так, как вам это удобно?

Важно ли вам самому решать, включаться ли в решение чужих проблем или нет?

Поступай с другими так, как тебе поистине хочется поступать с другими.


Ричард Бах

Важно ли вам не включаться в проблемы других людей, если вы этого не хотите, и не быть за это виноватым?

МЫ.ВСЕ.СВОБОДНЫ. ДЕЛАТЬ. ВСЕ. ЧТО.МЫ. ХОТИМ. ДЕЛАТЬ.


Ричард Бах

Важно ли вам заботиться о себе так, как вы считаете нужным, а не как считают другие?

Мы сами выбираем, причинять НАМ вред или нет.


Ричард Бах

Важно ли вам иметь время и место для того, чтобы побыть наедине с собой? Важно ли вам не быть как все? Важно ли вам самому решать, обращаться вам к профессионалам за советом, информацией и помощью или нет, и к кому обращаться? Важно ли вам самому судить о том, насколько вы умны, значимы, интересны, красивы, и не зависеть от того, одобрят ли ваше мнение другие? Важно ли вам быть собой, а не тем, кем вас хотят видеть окружающие? Важно ли для вас иметь право быть прощенным, если вы обидели кого-то?

Отвечая на эти вопросы, формулируйте ответы без отрицательной частицы «не». Отвечайте честно, так, как вы на самом деле думаете. Прочтите написанное и прислушайтесь к себе: нравятсяли вам ваши формулировки? Отвечают ли они на самом деле и глубоко вашим потребностям? Если что-то вам не понравилось- измените. Возьмите время для раздумий и напишите такие ответы, которые будут вызывать у вас чувство удовольствия, радости и самоуважения. Например: «Я имею право на отношение к себе как к равному, вне зависимости от того, какой я национальности, пола или возраста, какого размера мое тело, какой формы моя попа и какая у меня походка».

В ответах удержитесь от протестующих нот («Я никому ничего не должен!!!»), обобщений («Никто не вправе мне указывать!!!») и категоричности («Мне нет границ!!!»). Важно помнить, что другие имеют те же права, что и вы. Такой ответ, сказанный в порыве исте- рики, уважения не вызовет. Хотя поначалу подойдет любое состояние, любая ваша эмоция и любой случай для того, чтобы привыкнуть к тому, что вы имеете на все на это право. Не осуждайте себя, если высказали такую фразу без осанки Джеймса Бонда и взгляда льва. Когда мы начинаем ходить или есть ложкой в детстве - это не выглядит уверенно. Разрешите себе быть первоклассником и писать буковки своей жизни пыхтя, кривенько и высунув язык.

Мир-это твоя ученическая тетрадь, на страницах которой ты решаешь свои задачи. Он - не есть реальность, но ты можешь выразить реальность через него, если хочешь. Ты так же волен написать чепуху, или ложь, или вырвать страницу.


Ричард Бах

Написав все ответы, постарайтесь их запомнить и применяйте каждый раз, когда кто-то пытается вас обвинить, унизить, потребовать то, что вы недолжны делать. Чем чаще вы будете отвечать, проговаривать эти фразы, тем быстрее они станут для вас естественными и будут восприниматься другими с уважением.

Повторюсь, что, утверждая границы своей территории, важно понимать, что у других тоже есть своя территория и она так же достойна уважения, как и ваша.

? Правило 22.


Лучший способ быть человеком привлекательным, уважаемым и любимым другими - это уважать себя так же, как других, а других - так же, как себя.

Когда вы признаете, что человек напротив вас - такой же, как и вы, имеет те же права и возможности, что и у вас, у вас не возникнет потребности, осознанной или нет, вести себя с ним, не сохранив самообладания.


Конкордия Антарова

Есть одна очень трудная вещь в том, чтобы утверждать свои границы. Эта трудная вещь - искренность. Искренность в своих чувствах и ценностях, в своих мнениях и заявлениях. Искренность - это самая большая сила в мире. Однако на первый взгляд она кажется беззащитной… перед строгими взглядами родителей.

Часто люди не бывают искренними (и упускают из-за этого очень много шансов и возможностей!), поскольку боятся осуждения, критики, высмеивания, обесценивания своих искренних проявлений. Это действительно влияет на вашу открытость и уверенность, если вы… маленький ребенок.

28. Если вы часто сталкиваетесь с ситуацией, когда вы боитесь быть униженными из-за того, что скажете что-то искренне, в тот самый момент попробуйте почувствовать: на сколько лет вы себя ощущаете в этот момент?

А сколько лет вам реально? Как имеет право реагировать человек в такой ситуации, которому столько лет, сколько вам? Вспоминайте об этом каждый раз, когда будете бояться осуждения. Оглядитесь вокруг: есть ли вокруг вас люди, которые настолько со- вершенны и божественны, чтобы лучше вас знать, как вам следует себя вести и что является красивым и достойным уважения, а что- нет?

Если вы скажете «да, такие божественные люди есть», то я хочу спросить вас: КТО ЭТИЛЮДИ?!! ПОЧЕМУ Я ИХ НЕ ЗНАЮ?!! НЕМЕДЛЕННО МЕНЯ С НИМИ ПОЗНАКОМЬТЕ! А то вдруг я пропускаю мимо себя божеств и даже сними не знакома.

Если вы искренни- это не опасно. За это не бьют палкой по голове.

Итак, искренность - это огромная сила. Во-первых, в ней содержится ПРАВДА. Не абсолютная истина (а ее вообще-то не бывает), а ваша сермяжная правда про вас, важная для вас в первую очередь. Во-вторых, искренность обезоруживает.

Первое условие для сближения- искренность.


Михаил Пришвин

В-третьих, искренность позволяет людям узнавать друг друга истинными, такими, как они есть, аиз-за это- го - доверять. Хотели ли бы вы, чтобы вам доверяли во всем, что выделаете: втом, о чем выговорите; в ваших планахи решениях; в вашихценностяхи мнениях? Открываясь, человек становится видимым для дру- гих. Итогда каждый, глядя на то, что видит, принимает решение: подходит ему это или нет. Эти решения искренни и заслуживают огромного уважения, поскольку они освобождают нас от вынужденной лжи других людей по отношению к нам. Это открывает нам новую возможность: люди, которые нас искренне выбирают, когда мы предстоим перед ними видимыми, выбирают нас такими, какие мы есть, а не афишу, не маску, которую мы надеваем на себя, чтобы «выглядеть прилично». В том, чтобы надевать на себя афишу, есть тяжкий труд: ее потом все время приходится поддерживать в товарном виде. Тогда как истинность не требует специальных усилий: быть искренним - значит не трудиться над тем, чтобы соответствовать ожиданиям. А это, знаете ли, освобождает от массы ненужных энергоемких действий и слов.

? Правило 23.


Люди, которые нас искренне выбирают, когда мы предстоим перед ними видимыми, выбирают нас такими, какие мы есть, а не афишу, не маску, которую мы надеваем на себя.

Искренность подразумевает открытие границ для тех, кому вы хотите их открыть. И этим человеком на самом деле может быть каждый, если вы верите в то, что в вас нет того, что можно осуждать.

Живи так, чтобы не было стыдно, если что-то, что ты говоришь или делаешь, станет известно всему


свету, даже если то, что станет известно, будет неправдой.


Ричард Бах

Для этого нужно только одно условие: перестать обвинять себя в несовершенстве. Мы все несовершенны. Совершенных людей нет и поэтому - совершенен каждый в своей индивидуальности и непохожести.

Ролевые границы

В жизни каждый из нас одновременно имеет нескольких жизненных статусов: любовник и друг, родитель и ребенок, учитель и ученик, начальник и подчиненный, супруг, сослуживец, однокашник, пациент, клиент, предоставляющий услуги, сосед и так далее. Все эти статусы называются социальными ролями. Ка ждая роль имеет свои, отличительные от других функции, обязанности, права, рамки ответственности. Так сказать, «должностные инструкции».

Например, родительская роль подразумевает заботу о развитии ребенка. Учительская - предоставить информацию таким способом, чтобы она могла быть усвоена учеником, проверить ее усвоение и закрепить результат. Роль супруга - быть главной поддержкой другому супругу во всех жизненных коллизиях. Роль предоставляющего услуги - предложить то, что он умеет делать, за определенную плату и, если клиент выбирает то, что ему подходит, выполнить это максимально хорошо в меру своего профессионализма. Роль начальника - руководить, мыслить стратегически, планировать, делегировать полномочия, принимать решения и нести за все это ответственность. Роль подчиненного - выполнить указания начальника. Роль любовника - наслаждаться и дарить наслаждение любовью. Роль друга - принимать, поддерживать и разделять интересы и чувства и делиться своими.

Однако часто в жизни люди плохо понимают границы своих ролей, и эти роли смешиваются. Например, родитель пытается быть учителем для своего ребенка; начальник - родителем для своих подчиненных; супруг пытается быть ребенком или родителем для другого супруга. Клиент пытается быть начальником, пациент - ребенком. И тогда случается полный кавардак. Особенно когда эти роли реально смешиваются в профессиональном поле: супруги вместе работают, ребенок учится у мамы в классе, начальник клиники приходит в качестве пациента к своему же подчиненному и так далее. Тогда вообще непонятно: кто с кем из какой роли разговаривает? Когда мама ругает ребенка за двойку, она кто: учитель или мама? С ней нужно соглашаться или просить у нее поддержки? Когда супруги, которые вместе работают, приходят вечером домой и делятся рабочими переживаниями, они продолжают работать или делятся переживаниями? Если сосед приходится соседке любовником, то, когда она просит его заменить лампочку на лестничной площадке, она взывает к соседским договоренностям или к чувствам?

Следствием таких ролевых смешений бывает множество недоразумений, конфликтов и трудностей. Наверняка вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда вы не знаете, как вам поступить с одним из таких людей: если я скажу так, то как друг он обидится, а если я так не скажу, то как сотрудник он получит неадекватные своей должности полномочия, что плохо отразится на работе… Тупик!

Чтобы выйти из таких тупиков, полезно научиться не смешивать социальные роли и ролевые взаимоотношения. Для этого сделаем следующее упражнение.

29. Составьте список тех людей, у которых с вами есть двойные или тройные отношения. Выпишите * эти роли. Например: «Маша: моя любовница, мой доктор и подруга моей жены».

Затем каждой роли поставьте места, как на олимпийском пьедестале: «Маше: 1-е место как доктору, 2-е место как любовнице и 3-е место как подруге жены (вот сволочь, подставляет собственную подругу!)». Расставляя места, прислушивайтесь к тому, чем вы действительно более всего дорожите в этих людях.

А теперь опишите все, что вы потеряете и приоб- ретете, если вы оставите для этого человека только одну, самую главную для вас роль в вашей жизни. И взвесьте: готовы ли вы понести эти потери ради этих приобретений? Насколько это важно для вас? Если вы почувствуете, что готовы - просто вспоминайте об этой важности каждый раз, когда вам нужно сказать «да» или «нет».


Самыми запутанными сточки зрения ролей обычно бывают отношения взрослых детей с родителями и другими родственниками. Заметьте, как часто вы испытываете неудовлетворенность от того, как устроены ваши отношения с родственниками: если я буду отстаивать свои интересы, я вызову осуждение; а если их интересы - я понесу ущерб.

Я предлагаю вам увидеть, что родственники, какими бы они ни были близкими, являются в первую очередь взрослыми людьми, которые сами, без вас, вполне способны решать свои проблемы. Мало того, если вы беретесь решать их проблемы в ущерб себе, вы помогаете им формировать крайне неадаптивную картину мира, то есть такую, которая не только не помогает им жить эффективно и удовлетворяюще для себя, но и препятствует этому. Человек, который из-за своей лени возлагает решение своих проблем на других, становится зависимым и несамостоятельным. Это чревато тем, что в трудный момент, когда вдруг кого-то из привычных помощников не окажется рядом, он не справится. Помните о том, что каждый раз, когда вы беретесь за дела других людей, которые они вполне способны сделать сами (пусть и не так хорошо, как вы - ничего, научатся), вы приближаете их к возможной катастрофе их собственной несостоятельности. Эта мысль хорошо подкрепляет и придает уверенности, когда вам нужно сказать сакраментальные слова «да» или «нет».

То, что гусеница называет Концом Света, Учитель называет Бабочкой.


Ричард Бах

Дальше, в главах «Ответственность», «Конфронтация и конфликт» и «Выносливость» мы будем учиться отстаивать границы своих ролей во взаимоотношениях с другими так, чтобы не разрушать близкие отношения. Одно другому не мешает.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Каждый человек - это суверенное государство со своими особенными правилами и законами. Чем яснее границы и законы, тем легче другим «государствам» строить политические отношения с вами, а вам - с ними, поскольку функция границ - защита от опасностей, а если вы в безопасности, вы можете позаботиться о развитии отношений.

Вариант 1

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

В центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство. Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство А. При этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б.

Обсудите упражнение.

Просмотров: 23014
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные

    Чаусова Ольга Эдуардовна,
    педагог-психолог.

  • При составлении содержательной части занятий (подборе упражнений и заданий) следует учитывать следующие теоретические аспекты развития психологического пространства и его границ.

      С.К. Нартовой-Бочавер выделены шесть измерений психологического пространства личности, которые представляют собой отвечающие разным потребностям человека каналы взаимодействия человека с миром (онтологические языки):
    • I - собственное тело (открывает человеку самого себя, в онтогенезе возникает первым, основа для идентификации субъекта, важнейшие потребности: пища, комфортность размещения и местоположения в пространстве (поза), сексуальная потребность (с пубертата));
    • II - территория (обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание);
    • III - личные вещи (мир предметов (артефактов), которые не только функционально необходимы, но также обозначают склонности и предпочтения людей. Предметы представляют собой текст, иносказательное сообщение другим людям о себе);
    • IY - временной режим (единственное, измерение, которое определяет и упорядочивает время пользования всеми остальными секторами пространства, это измерение особенно сильно отражает краткосрочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время);
    • Y - социальные связи (содержит возможность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения таким образом, чтобы уметь противостоять большому социуму, устанавливать безопасную дистанцию с близкими, расширять и корректировать круг знакомых);
    • YI - вкусы (ценности) (отражают индивидуальную позицию в начале жизни, а затем - мировоззренческий аспект человеческого бытия, направлены не на условия выживания, а скорее на ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию).

    Все эти измерения выполняют необходимые для самосохранения и самоутверждения функции.

    Развитие психологического пространства происходит в следующей последовательности: ощущение тела возникает в младенчестве, личная территория и вещи - на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки - с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности - тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации.

    Понятие телесности, исследуемое Т. С. Леви, раскрывает смысл и особенности формирования психологической границы личности. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму .

    Телесность предполагает наличие особой границы, которая с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой пропускает необходимые для нас энергии. Она обеспечивает нам возможность выражать себя в мире и, вместе с тем, сдерживать, «контейнировать» определенную внутреннюю энергию.

    В психотерапии понятие «граница» является широко используемым. Опыт переживания границы концептуализируется в виде «линии, обода или мембраны», разграничивающих "Я" и «не-Я». Установить границы — это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром.

    Психологическая граница формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства и его отстаивания, преодоления симбиотических отношений. Такое преодоление означает обретение права на самоопределение, свободу, но вместе с тем и ответственность за себя .

    Психическое развитие есть, по сути, выстраивание психологической границы .

    Адекватное и дифференцированное восприятие человеком границы физического тела, способствует переживанию «Я есть» и является фундаментом самоидентичности. Осознание и оптимизация психологической границы обеспечивают переживание «Я могу» и является основой активности человека.

    Варианты изменений оптимальной психологической границы представлены ниже в таблице.

    Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром важно владение всем спектром вариантов изменения границы. Ни один из вариантов не может быть априори правильным или неправильным. Он может быть интерпретирован лишь в контексте жизненной ситуации человека, логики его внутреннего развития. Однако базовым вариантом границы, позволяющим ей быть гибкой и адекватной, является способность удерживать ее в нейтральном состоянии, что соответствует переживанию спокойствия и уверенности в себе .

    Потребности, переживания Я Позитивные установки Состояние Я Психологическая граница Состояние Мира
    1 Потребность в покое, состоянии «здесь и теперь» Могу быть в контакте с миром и чувствовать себя спокойно Спокойное Нейтральная(в меру проницаема). Потенциально содержит в себе все другие характеристики границы Спокойное
    2 Непринятие воздействия Мира, потребности в защите, независимости Могу сказать «нет» Активное, вектор движения направлен против, сдерживает активность Мира Непроницаемая, что достигается путем увеличения ее плотности, изменения размеров, перетекаемости и др..
    3 Принятие воздействия Мира, потребности в эмоциональном насыщении, присоединении к иному Могу сказать «да» Пассивное, вбирающее воздействие Мира Полностью проницаемая, иногда растворенная. Активное, вектор движения энергии направлен в пространство Я
    4 Потребность в помощи, эмоциональном насыщении Могу попросить «дай» Активное, вектор движения направлен из пространства мира к себе Проницаемая и втягивающая Пассивное или активное, но вектор движения направлен не в пространство Я
    5 Потребность в самовыражении Могу выразить себя Активное, вектор движения направлен в пространство мира Проницаемая или частично проницаемая, позволяющая энергии выходить в пространство мира Пассивное или активное
    6 Потребность в сдерживании собственных чувств Могу сдерживать себя Активное, вектор движения направлен к себе Непроницаемая Пассивное или активное

    Если граница физического тела начинает осознаваться благодаря прикосновениям Мира, то психологическая граница формируется, прежде всего, в результате нашей собственной активности, собственных усилий. Психологическая граница возникает и развивается в результате осуществления человеком движений и действий и, вместе с тем, благодаря им, она проявляется .

    Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной стороны на Мир, с другой — на Я. Действие занимает место посредника между „объектом“ и „действующим“» .

    Осознание человеком особенностей собственных границ и их оптимизация возможны в процессе практической личностно-развивающей работы.

    Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство.

    М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .

    Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В. П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М. М. Бахтин), ощущения своего действования лежат в основе субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). А. В. Запорожец пишет: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в призвольноуправляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые..» .

    Второе условие, связанное с предыдущим, заключается в необходимости отстраниться от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе нашего прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и довериться внутренней спонтанности, открыться своему внутреннему опыту «здесь и теперь».

    Третье условие состоит в готовности встретиться со спонтанно возникающим, а значит, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить. Осознание своих потребностей и истинных чувств может вызвать болезненные переживания и, порой, требуется мужество, для встречи с самим собой.

    Прислушивание предполагает тишину и немыслимо в спешке. Оно весьма затруднительно в суетливости нашей жизни и ее зашумленности, однако оно является необходимым условием нашего самоосуществления. Навык прислушивания и осмысления того, что открылось, развивается через различные телесные техники. Одним из наиболее эффективных путей его развития является практика спонтанного, аутентичного движения, используемая, в частности, в арт-терапии.

    Для того чтобы человек мог понять Другого, он должен быть определенным образом настроен, психологически готов. Такая психологическая готовность возможна при наличии, по крайней мере, двух условий.

    Первое условие состоит в необходимости иметь развитые органы чувств, развитую способность чувствовать, быть восприимчивым к новому.

    Второе условие состоит в том, что для понимания другого человека необходима, по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого». Она возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми». Чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я. Тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлен. Ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить».

    Выполнение одного и другого условия возможно в результате освоения человеком внутреннего пространства, его дифференцированности и осознанного принятия. «Характер восприятия внешнего пространства является функцией развития внутреннего пространства», — пишет Д. В. Михалевский. Если эти два условия соблюдены, то становится возможным вхождение в резонанс с внутренним миром Другого, его чувствование, т.е. «бытие на одной с ним волне».

    Двунаправленная чувствительность, с одной стороны, является необходимым условием адекватного функционирования границы, а, с другой стороны, гибкость границы обеспечивает возможность чувствительности. Чувствительность к миру и чувствительность к себе, как вдох и выдох, бессмысленны друг без друга и вместе составляют единый цикл и единицу развития.

    Учитывая вышесказанное, структура программы формирования оптимальной психологической границы личности младшего школьника, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

    Блок 1
    (4 занятия).

      Компенсация возможных отставаний в развитии психологического пространства:
    1. Собственное тело (младенчество):
      • образ собственного тела (дифференцированный и интегрированный);
      • телесные ощущения;
      • возможности тела и его частей (разнообразные движения, активность - пассивность, мимика, позы);
      • забота о собственном теле (самообслуживание, гигиена, здоровье);
      • отличие и подобие с другими людьми (пол, возраст, комплекция, желания, основанные на физических возможностях).
    2. Личная территория и вещи (раннее и дошкольное детство):
      • необходимые и достаточные для жизни вещи; вещи для удовольствия; вещи особенного назначения;
      • количество вещей, вещизм;
      • моя территория, мой мир (размеры, защиты, местоположение, приоритеты);
      • обустраивание моего мира (вещи + мир).
    3. Время (с дошкольного по младший школьный возраст):
      • что меряет время (дела, режим, жизнь);
      • чем меряют время;
      • распознавание времени (по часам, календарю, линии жизни);
      • формирование своей линии жизни (по годам и событиям);
      • как переплетаются линии жизни разных людей.
    4. Социальные связи, вкусы и ценности (начинают формироваться в дошкольном возрасте, становятся регулятором поведения в подростковом возрасте):
      • что я люблю и почему;
      • что такое семья;
      • кто такой друг;
      • почему люди живут рядом друг с другом и, каковы основные принципы их взаимодействия;
      • зачем нужны правила взаимодействия и почему их нужно придерживаться, что будет, если не выполнять эти правила (в семье, в классе, в государстве - на разной территории).

    Блок 2
    (2 занятия).

      Развитие чувствительности к себе:
    1. Концентрация внутри себя и осознание своего внутреннего мира (мои чувства, ощущения, мысли, желания, потребности). Фокусировка на внутренней картине движения, перевод внимания от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри. Однако только в этом случае возможно распознать истинно свое движение, свой «внутренней голос», «организмический сигнал» (А. Менегетти), «естественный организменный оценивающий процесс» (К. Роджерс).
    2. Концентрация на внешнем мире с помощью активизации всех органов чувств (что я слышу, вижу, обоняю, осязаю, какие чувства у меня возникают, что я думаю и что я хочу сделать).
    3. Спонтанность (отстранение от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и доверие внутренней спонтанности) развитие умения открываться внутреннему опыту «здесь и теперь».
    4. Готовность встретиться со спонтанно возникающим, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить.
    5. Соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Сообщение внешнему миру о состоянии внутреннего мира.

    Блок 3
    (4 занятия).

    1. Восприимчивость к новому.
    2. Понимание другого, идентификация (по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого», возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми», чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я, тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлён, ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить»).
    3. Способы защиты (неконструктивные и конструктивные, экологичные).
    4. Мир без меня. Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
    2. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
    3. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М. 2003.
    4. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. N 1.
    5. В. А. Подорога Феноменология тела. М., 1995.
    6. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
    7. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
    8. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
  • Стартовая страница

Навыки поведения в ответ на нарушение вашего психологического пространства

Технологии защиты от тех, кто «наезжает» на Ваши границы.

Техники защиты своих интересов-границ – агрессивные (чтобы отстали навсегда) и мягкие (чтобы отстали и при этом не обиделись).

Отработка каждым участником навыка применения защитных техник.

Стратегии выстраивания отношений с людьми. Каждому партнеру свою стратегию - коллегам, друзьям, супругу, ребенку, родителям.

Индивидуальный подход и внимание тренера к каждому участнику группы.

Отзывы с последних тренингов

Ирина: Я давно хотела пойти на тренинг, но несколько месяцев не могла себя заставить – то добираться долго, то страх накрывает, что мне не понравятся другие участники, а раз так, то зачем это вообще нужно... Но все-таки выбралась. И надо же, ну ни капли критики не могу выдавить!))) Участники – просто чудо! Думаю, я сама каким-то позитивным настроем к тренингу притянула таких интересных людей.)) От тренинга получила очень много полезных рецептов общения с неприятными людьми.
С чем бы сравнить... Вот представьте, что вы трете морковку в борщ, потом кидаете туда соленый огурец, и делаете это только потому, что так когда-то готовила мама или подруга, и казалось, что так и надо! А на тренинге мне разъяснили и показали на других примерах, что нужно быть внимательным и смотреть, ЧТО ГОТОВИШЬ…
Другими словами, у каждого общения есть свой рецепт. Очень многие реальные ситуации прояснились, теперь проще строить хорошие отношения с мужем и договариваться с родными.

Елена: Невероятно полезные занятия! Не просто собрались и поболтали, а действительно стало ясно, как в жизни эти знания использовать. Да и то, что рассказывали о чувствах, тоже помогло. Едва ли не впервые я серьезно задумалась, что же происходит в моей душе, и сказала себе, что имею право испытывать любые эмоции, со знаком + или -. Они просто есть.
А сейчас я очень рада, что повезло попасть на такой прекрасный тренинг))) Игорь: Я участвовал в тренинге в конце 2011 го. В принципе, вопросы общения в близком круге разобрали. Спасибо, что на примере реальных ситуаций, огромный респект участникам! Лично я, пока не умею образцово защищать свои границы и не трогать чужие, ведь одно дело – послушать о чем-то, а другое – начать менять себя и свое поведение. Иногда я полностью пускаю на свою территорию, иногда даю слишком жесткий отпор, иногда нарушаю границы близких людей. Это все – дело практики)) В любом случае, я благодарен организаторам тренинга, такие темы нужно поднимать, всесторонне обсуждать, более того, они важны едва ли не для каждого человека. Спасибо тренеру!

РЕГИСТРИРУЙСЯ СЕГОДНЯ - ВЫИГРЫВАЙ В СТОИМОСТИ!

Сегодня можно зарезервировать место на тренинге по льготной стоимости 3800 р. - за два занятия. Обычная стоимость 4200 р.

Внесите только регистрационный сбор в размере 500 р.! Остальное в день тренинга.
Тренинг пройдет по четвергам с 19.30 до 22.00
Место проведения: Метро Арбатская...

Подробнее о защите психологических границ, отношениях с людьми, эмоциях и уверенности:

В любом месте, где оказалось больше одного человека: подчиненный и начальник, мужчина и женщина, соседи в очереди, родитель и ребенок, компания друзей или коллег: начинаются отношения...

А когда начинаются отношения, то волей-неволей приходится выстраивать правила общения и искать ответы на вопросы:

1) Кто должен прервать затянувшуюся молчаливую паузу первым?

2) Можно ли открыто говорить то, что ты думаешь, или лучше изъясняться метафорически, намекать, шутить?

3) А можно ли вообще шутить с этим человеком или он обидится? А вдруг, вообще, разозлится и примет шутку на свой счет?

4) Могу ли я этому человеку сказать о том, что мне не нравится в наших с ним отношениях или лучше молча перетерпеть? Если я скажу о недовольстве, как это будет воспринято?...

А как отреагировать на критику в свой адрес – дать жесткий отпор, чтобы неповадно было? Или, улыбаясь, сказать «Спасибо, друхъ!», создавая имидж рубахи-парня? А, может быть, лучше всего молча «проглотить» наезд и никого не травмировать?

Можно ли уйти тогда, когда мне необходимо, ответить на неожиданный звонок по мобильному, заглянуть в почту, зевнуть во время монолога? Не обижу ли, не отвергну ли я этим своего друга/подругу/коллегу/свекровь/ребенка?

Психологические границы – это и про уважение к желаниям друг друга, к потребностям, планам, личному времени.

Психологические границы – это и про договоренности: кто выносит мусор, а кто гуляет с ребенком? Стоит ли задерживаться вечером на то время, на которое я опоздал на работу? Это и про ответственность, и про роли, и про чувство вины - в семье, на работе, в отношениях.

Границы - это также и про дилеммы:

Для мамы : выйти работать или посидеть еще годик с ребенком? Пойти с подружкой, с которой уже сто лет не виделись, в кафе, и вернуться за полночь? Или отменить все и порисовать с ребенком и приготовить на ужин мужу пирог, как хорошая мама и жена?

Для хорошего работника : пойти выпить кофе с приятным коллегой и разузнать, как он съездил в отпуск или доделать обещанный отчет/программу/служебную записку/и т.д.?

Для верного супруга : сказать комплимент приятной молодой коллеге, которая так хорошо выглядит сегодня, непринужденно поболтать о модных выставках или промолчать? И любоваться фотографией своей жены и прекрасных деток в бумажнике?

Для хорошего начальника : уволить работника, который не соответствует занимаемой должности или проявить человеческое милосердие, вспомнив о его большой семье со множеством детей?

Все эти вопросы - об установлении, нарушении, сохранении, выстраивании психологических границ.

На тренинге мы будем искать золотую середину, баланс в отношениях . В процессе тренинга мы ищем ответ на самый сложный вопрос: как сохранить, защитить себя и в то же время не обидеть другого?

Мы будем вести речь о разных видах психологических границ, о разных способах защит себя и близких, приемах выстраивания отношений.

В тренинге будут достигнуты две важные цели:

1) Технологии защиты от тех, кто «наезжает» на Ваши границы – подробно разобраны, отработаны и введены в Ваш личный инструментарий 11 техник, разного типа – агрессивные (чтобы отстали навсегда) и мягкие (чтобы отстали и при этом не обиделись).

2) Глобальный пересмотр Вашей стратегии выстраивания отношений с людьми - коллегами, друзьями, супругом, ребенком, родителем. Вы сможете посмотреть на себя со стороны и увидеть, что некоторые способы поведения безнадежно устарели, как неконструктивные. Вы обнаружите новые альтернативные варианты. У Вас появится выбор.

Стоимость: льготная до 16 июня - 3800 руб. Обычная стоимость 4200 р.

Внося аванс-рег. взнос в размере 500 р . на счет Яндекс деньги 41001707195034 (в салонах связи Связной или Евросеть) или Qiwi кошелек 9265281328 Вы, тем самым, фиксируете место на тренинге. Оставшуюся часть можно внести на самом мероприятии.

КАК НЕ ДАВАТЬ СЕБЯ В ОБИДУ? ТРЕНИНГ ЗАЩИТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ


Три факта о расстановке границ
(внутренних границах):

1. 100% людей, рожденных и выросших в бывшем СССР страдают от нарушения своих границ и нарушают чужие границы эмоциональности.

2. Каждый день вы можете насчитать от 10 до 100 дискомфортных состояний разного уровня. Большинство из них не имеют позитивного фона развития, а только разрушают здоровье и отнимают покой. Все эти состояния замешаны на том, что вы не выстроили границы с другими людьми во времени.

3. Главное, что получает человек, создавший свой мир на уровне персональных границ - это ощущение контроля над своей жизнью и увеличение количества жизненных сил.

Два высказывания, над которыми стоит задуматься (по данной теме):

1. 85% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что с этого тренинга нужно начинать все виды терапии и психологических тренингов. Причина в том, что прежде чем улучшать свой мир, нужно научиться его защищать, и не провоцировать мир и других людей в отношении себя.

2. 95% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что они никогда и нигде не получали усвоенную информацию в открытом доступе на русском языке, и никогда не были знакомы с практиками, которые хоть сколько-то напоминают все увиденное.

Блоки, о которых важно знать

Блок 1

Женщина владеет природным ресурсом для создания и удержания экологичных границ на внутреннем, эмоциональном психическом уровне. Она ощущает эти невидимые глазу границы, как объективную реальность. Ее невозможно обмануть в том, что касается глубинного ощущения принадлежности территории. Но она редко владеет знаниями и навыками защиты, и пересмотра таких границ в коммуникации с внешним миром. Чаще всего, вслед за нарушением «тонких» границ, у женщины следует психический срыв. Наша задача - предотвращать потерю энергии в таких срывах, и обращать свою чувствительность во благо. Мы учимся выражать мнение о своих границах в форме делового и светского этикета, защищать и лелеять свое пространство, и пространство своей семьи.

Для мужчины нет ничего очевиднее, чем внешние физические границы мира. Границы мужчины - это всегда конкретная территория, конкретная собственность, женщина, и сфера своих мужских интересов. Мужчине очень сложно понять, что внутри этих обозначенных «мужских» границ есть еще какие-то невидимые «эмоционально-личностные». Для мужчин очень важно разобраться в том, что нарушая тонкие границы невидимого мира, он теряет силу для защиты границ физического мира. Мужчине очень важно воспринять правила формирования границ в отношениях, ибо только это знание и делает его джентльменом.

Блок 2

У каждого человека на уровне глубинного бессознательного есть своя модель, свой образец того, какие границы для него допустимы и комфортны. Этот гештальт персональных границ закладывается на этапе перинатального формирования, и после рождения до 10 – 12 месяцев. Травмы персональных границ, полученные в этот период на физическом и эмоциональном уровне остаются на всю жизнь в форме страха разной величины перед миром и людьми. За очень редким исключением, мы все поражены этим страхом, с которым каждый борется сам. Однако нужно не бороться с этими состояниями, а формировать комфортное для себя психологическое пространство общения с миром. Для этого нужно понять, что я хочу, какие границы мне комфортны, что является нормой границ. И далее научиться вести переговоры с миром о соблюдении этого персонального контракта.

Блок 3

Чтобы понять, что такое психологические границы, составьте список людей, отношения с которыми для вас являются регулярными, но не совсем комфортными. И затем подумайте, что внутри вас каждый раз возникает при общении. Именно в этом месте вы найдете информацию о том, из-за какой темы ваши взаимные границы были разрушены. Пока места разрыва границ не исцелены, нельзя исцелить сами отношения, потому что отношения не будут безопасны. На тренинге мы учимся исцелять взаимные границы, чтобы потом перейти к выравниванию любых отношений. В позитивном сценарии у нас должно хватать навыков для того, чтобы уметь принять и исцелить любые необходимые отношения, без потери своей целостности и силы.

Блок 4

Культура Советского Союза кроме всех ее позитивных и оптимистичных сторон начисто стирала понятие приватности. Приватность - это основа границ личности. Иметь свои границы, а тем более отстаивать их на территории бывшего СССР, слишком часто воспринимается как наглость, насилие и агрессия. Потому что у большинства людей своих границ нет, и поэтому они не ощущают важность приватности пространства других людей.

Что же такое приватность частного пространства другого человека?

Это самое важное и первое что у него есть. На приватности частного пространства выстраивается система эмоционального равновесия человека. В своей приватной зоне мы восстанавливаем свое здоровье, успокаиваемся и строим основы бытия.

В приватное пространство жизни входит целый ряд ценностей личности:

  • право на собственную территорию жизни, ее неприкосновенность: это своя чашка, свой стул, свои настройки ТВ, аккаунт в социальных сетях, квартира, стиль жизни;
  • соблюдение формальных норм и договоренностей, которые были озвучены изначально;
  • невмешательство в эмоциональное и психологическое состояние человека без его запроса.

Важные аспекты навыка соблюдения границ

Умение держать длинную межличностную психологическую дистанцию до тех пор, пока стороны по приглашению не договорились о сокращении дистанции.

Умение держать дистанцию на уровне различных культурных традиций.

Умение уважать деньги и время, являющиеся чужой частной собственностью, как величайшую ценность, на которую у нас нет никаких прав.

Каким образом люди разрушают границы других людей, накапливая карму опустошения своего жизненного пространства?

  1. Сплетни, как нарушение границ чужой репутации.
  2. Вырванное время, как похищение чужой жизни, ибо жизнь это и есть время.
  3. Ненужная трата денег, как форма прямой социальной зависти и стяжательства.
  4. Проникновение в тесное общение, как похищение времени на раздумья, работу, образование, нужные знакомства.

Для тех, кто вырос в социалистической или бедной среде является большой проблемой тренировка своих границ и наработка навыка сохранения границ других людей. Но эта проблема решаема путем обучения, формирования навыка, утончения восприятия жизни. Цель ясна - создать жизнь, наполненную истинными разнообразными ценностями, которые нужны для развития и роста. Для накопления ценностей мы нуждаемся в правилах установки границ.

Вот, вы вежливо просите партнера вернуться к соблюдению договоренности о финансах, времени и формате общения. А в ответ он «отмораживается», проявляя мертвецкую апатию, выдает большую дозу агрессии или пропадает из эфира без извинений. Креститесь и идите пить чай. Он всего лишь, или она, хочет сожрать вас, вашу энергию и силы, ваше внимание и участие. Такой человек не хочет работать, он хочет энергии под видом социально приемлемого взаимодействия. Все в сад! Энергия сегодня самый дорогой, востребованный и редкий вид предложения. Держите свои активы подальше от авантюристов-однодневок, лишенных дара строить долговременные теплые связи взаимной заботы.