Биографии Характеристики Анализ

Основные теории современной мировой социологии. Современные социологические теории

Современная зарубежная социология, в отличие от классической, характеризуется гораздо меньшим единодушием в определении своего предмета. Согласно высказыванию Р. Арона, социологии присущ постоянный поиск самой себя. Все социологические направления сходятся в одном, возможно, единственном пункте: дать определение социологии сложно.

Многозначность этого термина стала еще очевиднее, когда быстрое развитие американской социологии стало опережать развитие ее в Европе и оказывать влияние на европейских социологов, то есть примерно в конце второй мировой войны. С самого своего возникновения и до недавнего времени американская социология была принципиально ориентирована на описание, или на эмпирическое социологическое исследование - иными словами, на конкретную социологию, социографию. Это социографическое измерение приобрело к концу войны большое значение. Ныне оно составляет большую часть совокупной социологической продукции.

Облик современной социологии становится еще более сложным и запутанным из-за сохраняющегося разрыва между социологией и философией. Так называемая критическая социология по своей форме базируется на ментальной модели, которая гораздо ближе к социальной критике эпохи Просвещения или сен-симонизму, чем к модели научного мышления в узком смысле слова.

Объединение под общим названием “социология” видов интеллектуальной деятельности, основанных на столь разных моделях, кажется поразительным. Однако критическая и конкретная социология объединяют свои усилия ради развития социологии как единой номотетической науки. В настоящее время в социологии трудно найти теорию, которая была бы теорией в подлинном смысле этого слова. Социологи часто называют теорией простую классификацию, или систем у понятий, или высказывание о наличии связи или отношения между двумя феноменами, или, наконец, теорию в философском смысле, то есть доктрину. В этом сказывается результат ориентации либо на эмпирическое описание, либо на философскую спекуляцию.

В современной социологии представлены все парадигмы, сформировавшиеся в классический период развития науки. Контовский и марксистский принцип исторически необходимой социальной эволюции продолжает работать в произведениях социологов немарксистского направления. Поиск функциональных связей, составляющий сердцевину учения Дюркгейма, представлен во всех без исключения областях социологии. Формальная социология развивалась в трудах Т. Парсонса, в социологии организаций. Историческая социология М. Вебера нашла свое продолжение в работах таких авторов, как Р. Арон или Ш.{9, стр.68-69}

Бурное развитие социологической науки в ХХ в. породило много течений, которые основывались на различных концепциях, взглядах как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.



В ХХ в. социология пошла вширь - она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была, бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

ХХ век - это и век развития социологии вглубь. Она охватывала все новые и новые области знания, открывала пограничные явления (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, конфликты и др.).

В ХХ в. происходила и институциализация социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Профессия социолога становилась востребованной на рынке труда.

Наконец, шел процесс консолидации и корпоративного укрепления социологии. В ХХ в. были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации. После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу ХХI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в один из зачетных отрядов в области социального знания.

Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в ХХ в. и продолжают появляться в настоящее время.

В кратком историческом очерке сложно рассмотреть и даже обозреть все эти теории и концепции. Поэтому мы остановимся на тех из них, которые определяют лицо современной социологии.

Наиболее полно основы структурного функционализма изложены Т Парсонсом (1902-1979), опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием структурализма (во Франции), который развивали М. Фуко (1926-1984), К. Леви-Стросс (р. 1908) и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которую признал и сам ее создатель - Парсонс. Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе “К общей теории действия” осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улучшить структурный функционализм идеей эволюции свелись к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.

Р. Мертон (1910-2003), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил ее «средним» уровнем - уровнем конкретной социального процесса.

Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно-следственных связей. Поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма от биологического и технологического до экономического (например, У. Ростоу).

Теории социального конфликта создавались посредством критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р. Миллс (1916-1962), лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моски, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Р. Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно рассмотрел возможность их «канализации» и регулирования.

Американский социолог Л. Козер (1913-2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.

Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм был основан Э.Л. Торндайком, разработавшим закон эффекта (1911): вознаграждаемое поведение имеет тенденцию повторяемости, а невознаграждаемое - к прекращению. В то же время И.П. Павлов (1846-1936) сформулировал теорию условных рефлексов (1911). Но социальное звучание бихевиоризм приобрел в с следованиях известного американского социолога и психолога.Э. Мейо, которые он проводил в конце 1920 - начале 1930-х гг.Творческий импульс этой теории состоит в том, что она на первое место выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществленной социальной среды, реализуемой в рамках структурно-функционального подхода. другой особенностью этого направления была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций, что позволяю теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.

Бихевиоризм существует в основном в двух крупных теориях - теории социального обмена и символического интеракционизма.

Наиболее яркие последователи теории социального обмена Дж.Хоманс (р. 1910) и П. Блау (р. 1918) исходят из примата человека, а не системы. Они провозгласили также огромную значимость‚ психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать душевные состояния индивидов. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в следующем: так как люди постоянно желают иметь вознаграждение (одобрение, ‚уважение, статус, практическую помощь) за многие их действия, они могут их получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим его участников.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Дж.Г. Мид (1863-1931) как основатель теории символического интеракционизма, называя себя «социальным бихевиористом», сосредоточил внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Если в последовательном бихевиоризме человек находился под управлением окружающей среды, то в центре внимания Мида - активный, разумный, деятельный субъект. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Критика этой теории связана с тем, что для символического интеракционизма центральной идеей является субъективизм. В то же время он, отвергая психоанализ, пренебрегает исследованием биологических, генетических факторов, мало уделяет внимания проблемам бессознательного, в результате чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).

Особенность феноменологической социологии заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции Э. Гуссерля (1859-1938), на основе которой возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца(1899-1959).

В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится вначале вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, по мнению феноменологов, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания феноменологически ориентированных социологов.

В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке значение выводится целиком из сознания субъекта.

Социальная реальность, возникающая в процессе коммуникации, состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения участникам коммуникативного акта, т.е. то или иное представление, понимание социальной реальности зависит в первую очередь от того, насколько пересекаются смысловые поля участников взаимодействия.

Но от чего зависит« разночтение» одного и того же поступка, действия у разных людей? Почему они понимают действия одних и не понимают действия других? Почему люди вообще редко поним ют друг друга? Феноменология не дает ответа на этот вопрос, она лишь констатирует, что существуют некоторые параметры, лингвистические и нелингвистические, которые способствуют или препятствуют успешной коммуникации.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы - социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином«этнонаука»- зачаточные знания в примитивных обществах).

Что касается социологии знания, то она представлена К. Маннгеймом (1893-1947), который в своей концепции обращал внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды»

Г. Гарфинкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии - выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. По его мнению, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

Таким образом, зарубежная социология ХХ в. представлена различными направлениями. Здесь названы только самые известные из них, которые в целом определяют ее лицо. Однако жизнь порождает и предполагает появление новых теорий и концепций, усложнение концептуального аппарата социологии в целом. Более того, по мнению французского социолога А. Турена (р. 1925), в социологии в 1990-е гг. в целом главный процесс состоял в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в 1960-е гг. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Вебер одержал победу над Дюркгеймом. Классический подход, в рамках которого социология понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции - Парсонса и Мертона - ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия «социальные институты», «социализация», «интеграция» не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие «кризис» и близкие к нему категории - «дезорганизация», «насилие», «хаос», а также «сознание» и «поведение людей».

Сейчас большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма. Эта критика началась еще в рамках франкфуртской школы в Германии. В какой-то мере эту критику представлял и структурализм в философии и социологии, в том числе и марксистский структурализм 1960- 1970-х гг. Именно отсюда вышел М. Фуко, который стал одной из наиболее значительных фигур в социальной мысли и социологии. Основное содержание данного направления состоит в определении роли и значения политической власти. Главные категории его концепции связаны с выявлением содержания господствующей идеологии и причин радикализации поведения, а также с условиями формирования социальных движений и акций протеста. При этом важно не выявление системных детерминант в их последовательности, а понимание того момента, что все трансформации сконцентрированы в отношениях власти.

Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Дж.Коулмен (1926-1995). Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Это также характерно и для постмарксистского направления.

В определенной степени теории рационального выбора придерживается и М. Крозье (р. 1922), развивающий рационалистические традиции. Он разрабатывал теорию социального действия в рамках организации и подчеркивал значение не столько идей, сколько различных стратегий при изучении процесса принятия решений и выявлении их эффективности. В этом же ключе работают социологи (Ж. Сапир и др.), которые увязывают этот круг понятий с экономическим анализом.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в мировой социологии начала созревать новая ситуация, которая ознаменовалась тем, что были выдвинуты новые концепции, претендующие на более глубокое осмысление и характеристику происходящих изменений в мире. Прежде всего, приобрели вес глобалисты, претендующие на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с позиций геоэкономических, геополитических, транскультурных. Эта их идея наиболее предметно и наглядно выражена в мир-системной концепции И. Валлерстайна (р. 1930). По его мнению, единицей анализа социальной реальности являются «исторические системы», связи между ними, их функционирование и изменение. Он оперирует понятиями «геокультура», «модерн», «всеобщая история человечества», «равновесие систем». Современные теории глобального общества в виде глобальной политической системы разрабатывает Дж.Модельски, а также Дж.Гольдстайн в исследовании войны и экономики как детерминантов длинных волн и циклов гегемонии.

Получила распространение и точка зрения, нашедшая отражение в работах французского социолога П. Бурдье (1930-2002), настаивавшего на важности изучения социального поля, социального пространства и логики их развития. По его мнению, социолог различает: а) свое видение пространства, б) социальное значение пространства. Бурдье полагал, что основа основ в социологии - связь габитуса с полями (габитус трактуется им как система долговременных индивидуальных и групповых установок, ориентаций, функционирующих как матрицы восприятия, постановки социальных целей, действий и поведения).

Видное место среди новых теоретических конструкций занимают концепции П. Штомпки (р. 1930) социальных изменениях и его трактовка такой специфической формы их проявления, как социальная травма.

Значительное распространение в конце ХХ в. получили теории нового институциализма.

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи человека как активного социального субъекта (актора), под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в микроэкономическом плане. В этой связи приведем некоторые определения социологии: «Социология - это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (Кр. Дуб); «Социология - это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур, Б. Хендри); «Социология - это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее дополнительно рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж. Мейсионис). Стоит обратить внимание на высказывание датской исследовательницы М. Бертильсон, когда она утверждает, что «нравится нам это или нет, эволюция человека отныне не просто естественный процесс, а осознанный проект человека», в реализации которого видное место отводится социологии.

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, лицо социологии конца ХХ - начала ХХI в. во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.{11, стр.16-24}

Н.В. Романовский

Современные социологические теории: проблемы классификации

Статья посвящена классификации современных социологических теорий (ССТ), относящихся к теориям общесоциологическим. Показана динамика эволюции состава таких теорий, их группы, соотношение с классическими теориями в социологии. Кратко охарактеризованы 14 групп ССТ, приведены данные о вероятной их эволюции в ближайшей перспективе. Приведены данные о возможных способах развития теоретической составляющей.

Ключевые слова: социология, теория, современные социологические теории, эволюция, ученые, университеты.

Центральная роль теоретической составляющей современной социологии акцентирует постановку вопроса о реальном содержании понятия «Современные социологические теории». Для России эта проблематика особо важна. Если сравнивать с интенсивностью усилий наших коллег в этой сфере и в отраслевых областях, в эмпирических исследованиях - предпочтение следует отдать последним. Это едва ли нормальное положение в противоречивых условиях, в которых работает отечественная и мировая социология.

Теоретическая составляющая социологии требует внимания и специального анализа из-за сложившейся вокруг нее общественной ситуации. Социология в современном мире живет в ситуации соперничества за ресурсы, кризисов общества и университетов. Вокруг предлагаемых социологами специализаций сильна междисциплинарная конкуренция (в том числе за студентов, читай -за финансирование), соперники выдвигают претензии на ведущую роль и оплачиваемой интерпретации «социального»; достижения социологии перехватываются конкурентами - экономика, психология, социальная философия и др.1 Происходящие в самой социологии процессы неоднозначны. Разных степеней развитости достигли составляющие социологической науки; назревает обновление ряда

© Романовский Н.В., 2016

разделов социологического знания (теория, методология, методика, эмпирические техники, специальные социологические дисциплины, презентация социологии обществу). Теоретическое знание социологической науки мультипарадигмально. Дробление ее дисциплинарного поля на специальные субдисциплины способствует «растаскиванию», чем грешат «соседи». Некоторые частные социологические дисциплины (электоральная социология, опросы общественного мнения, маркетинг), не уделяя внимания теоретической составляющей, уходят из науки. Теория, возможно - только теория, способна исполнить роль несущего стержня, повысить устойчивость нашей науки.

Институционально развитие ССТ в России имеет под собой базу: соответствующие отделы в институтах социологии, в университетах, издания, пусть не специальные (специальные журналы по социологической теории выходят в США и Германии), но регулярно печатающие материалы по теоретической социологии; студентам от бакалавров до аспирантов читаются соответствующие курсы, выходит учебная литература, монографические труды. По представленным в Интернете данным можно заключить, что социологически развитым странам Россия уступает в одном - у нас нет центров исследований передового уровня ССТ, как в США и ряде стран Западной Европы.

Терминологически «Современные социологические теории» означает общесоциологические теории. Теоретические основы специальных социологических дисциплин - дело тех, кто работает в этих областях. ССТ следует отличать от «Социологической теории», которая, в понимании автора, охватывает все теоретическое знание социологической науки (пример - теория ошибок при применении конкретных методов исследования). «Теоретическая социология» наряду с ССТ объемлет теоретическую составляющую методологии и методики. Иными словами, если комплекс социологической теории представлять в виде многоуровневого конструкта, предметом анализа станут верхние уровни теоретического знания социологии (или ее фундамент). «Теоретизирование» (theorizing) - общее обозначение работ в области теории.

База данных. Методология и методика анализа. Проблематика ССТ это спецификация (выявление, уточнение) конкретных ССТ в форме списка или перечня - наподобие оглавления воображаемого учебника по ССТ. Базу данных написания статьи образуют прежде всего публикации последних лет по ССТ. За исходную точку во времени и содержании взята статья П. Сорокина «Социология вчера, сегодня и завтра»2, где перечисляются имевшие хождение тогда социологические теории. Затем (интервал примерно

20 лет) был взят набор СТ известного труда Дж. Ритцера3. С еще одним десятилетним интервалом учтены ССТ, анализировавшиеся И.Ф. Девятко4. Самые близкие во времени теории извлечены из монографий (на русском, английском, немецком, французском, испанском языках), университетских учебников по теоретической социологии (известный пример здесь книга Дж. Александера5), вышедших преимущественно в новом столетии6, и др. Теоретические построения отечественных социологов дополнены по их суммарному изложению Л.М. Семашко7. Анализировались авторские курсы, читаемые в университетах мира (они представлены в сети Интернет). Проанализированы труды по истории социологии, акцент в которых часто делается на теоретической составляющей развития нашей науки. Изучена специальная социолого-теорети-ческая и общесоциологическая периодика. Определенную роль сыграло «включенное наблюдение» автора за полем теоретической социологии: чтение курса «Современные социологические теории» студентам и аспирантам РГГУ.

В проанализированной литературе выявлено ядро ССТ в 12-18 «единиц». Содержание этого ядра медленно меняется; авторы варьируют изложение этих конструктов. Единицы этого ядра окружены теоретическими конструкциями, в сумме достигающими - оценочно - цифры 100. В изученных текстах налицо влияние национальной специфики - внимание к созданным учеными конкретных стран теориям8; заметна мода на вновь появляющиеся теории.

Материалы по ССТ демонстрируют комплекс терминов; это -поле используемых социологами теоретических положений. Варианты группировки (классификации) релевантных теоретических конструктов зафиксированы. На их основе автор сделал свою группировку, максимально охватив весь комплекс ССТ - несколько десятков единиц. Теоретические основы специальных социологических дисциплин только учитывались.

Определим авторское понимание каждого слова в формуле «современные социологические теории». К современным отнесены те из циркулирующих в социологической литературе построений, что: а) реально применяются в практике современных поколений ученых-социологов, и в этом смысле этот набор коренным образом отличен, например, от современных социологических теорий времен П.А. Сорокина (см. его упомянутую статью); б) содержанием своим выражают тип социологического теоретизирования, исходной точкой появления которого представляется структурно-функциональная теория Парсонса (1950-е гг.), служившая и служащая - мутатис мутандис - образцом. Это теории социологические - в первую очередь в отличие от теорий социальных -

глобализация, модернизация или постмодернизм. Что касается теорий, ниже представлены конструкты разного статуса, обозначаемые разными терминами, не только словом теория; само слово теория в социологии имеет несколько значений9. Терминология, лексические обозначения единиц, вошедших в собранный комплекс, отражены ниже: специально содержание каждого из них не обсуждается. Не все они заслужили право называться теориями; используемая в современной теоретической социологии терминология связана с градацией, уровнем теоретических положений. Вот некоторые из подобных терминов: модель (чаще в специальных дисциплинах), традиция10, концепция, направление, социология, подход, перспектива, парадигма, программа, наконец -собственно теория, и т. д.11 Для стоявшей перед автором задачи уместной представлялась конвенциональность: если в тексте по теоретической социологии употреблен релевантный термин, это достаточное основание рассмотреть его как положение теоретическое.

Проблема привязки ССТ к странам (и лицам) требует комментария. В литературе теоретическое знание часто представлено в историко-персоналистской форме - история и теория излагаются через призму трудов и жизни крупных социологов. Ниже теории даны «без имен12 и дат»; в паре «теория и история» отделена теория от истории.

Классические теории «выведены за скобки», поскольку перед автором стояла задача спецификации теорий современных. Но они имплицитно представлены в тексте, будучи интегральной частью ССТ. Актуальность классики сомнений не вызывает: это действительно современный, действующий ресурс дополнения, обогащения ССТ. Примерами служат использование Дж. Александе-ром забытых идей Дюркгейма при создании культурсоциологии, дополнение теории социального действия М. Вебера положением о креативном действии (Х. Йоас) и др.

Итак, к числу современных социологических теорий мы можем отнести следующие.

1. Теории, истоки которых - анализ социального действия: теория социального действия, теория структурного функционализма, неофункционализм, теория креативного действия, диспози-ционная теория социальной регуляции поведения, парадигма активности, теория практик.

2. Теории, выстраиваемые вокруг идеи анализа социального взаимодействия (интеракции): конфликтная парадигма, теория социального обмена, теория рационального выбора, диалогическая социология, коммуникационные теории.

3. Теории, основанные на идее структуры: структурализм, конструктивизм, теория структурации, (де-) конструктивизм, теория морфогенеза, фигурационная социология (теория фигураций), теория социальных институтов, теория институциональных матриц, теория поля.

4. Теории, основанные на идее системы: общая теория систем в социальных науках, системная теория, мир-системная теория.

5. Теории, основанные на метафоре сети: анализ социальных сетей, реляционная социология, теория актор-сеть, теория цепочек интерактивных ритуалов, сетевой подход.

6. Социологические теории, сложившиеся на наследии марксизма: пост(нео-)марксистские социологические теории, критические социологические теории (в США - радикальные), публичная социология, фрейдомарксизм.

7. Теории, выстроенные на идеях феноменологической философии: феноменологическая социологическая теория, символический интеракционизм, теория фреймов, этнометодоло-гия, социология жизни, анализ разговоров, драматургическая перспектива, парадигма повседневности, концепция габитуса, фольк-социология, концепция обыденной рациональности и действия.

8. Теории, основанные на идее эволюционизма: неодарвинизм, неоспенсерианство, социоэкоантропоцентризм, виталистская социология, теория социального становления, процессная социология.

9. Теории, основанные на идеях экологов: экологический подход, космопланетарная энерго-информационная социология, эколо-го-центричный подход.

10. Культуралистские теории: культурсоциология, постколониальная социология, южная социологическая теория, буддистская (православная, теологическая) социология, теологические теории в социологии.

11. Нео- и пост фрейдистские теории: феминистская социология, теория точки зрения, гендерная теория социальной стратификации, теория социального конструирования гендера.

12. Постмодернистские теории.

13. Сциентистские теории: физикалистские теории, техницистские теории, синергетический подход, тетрасоциология, многомерная социология, геометрическая социология, математическая социология, компьютационная социология.

14. Кросс-дисциплинарные ССТ: смешанные (микс) теории, граун-дед-теория и методология, когнитивная социология, рефлексивная социология.

Не пытаясь за отсутствием места характеризовать каждую из приведенных выше теорий (их около 80; охват этой спецификацией также составляет около 80% встречавшихся терминов), подчеркну: современная социологическая теория в суммарном, подобающем понятию тезаурус виде - это комплекс (многоуровневый конструкт, набор) современных социологических (в отличие, повторюсь, от теорий социальных) теорий. Этот комплекс организован, структурирован по ряду основополагающих качеств: 1) он интегрирован, объединен онтологическими основами; 2) нормой считается единство уровней теоретического знания - от микро до макро. Говорить о макросоциологии допустимо с условием, что подразумевается интеграция микро-, мезо- и макроуровней; 3) комплекс социологических теорий интегрирует фактор времени, движения во времени и пространстве, процессность социальной жизни.

Нетрудно заметить, что эта классификация отразила эволюцию теоретической социологии после Т. Парсонса - прежде всего это касается теорий 1-7. Структурный функционализм - первая современная социологическая теория, применяемая до настоящего времени социологами. Проблемы и пробелы исходных построений Парсонса дали импульсы многим процессам в социологической теории. Так, парсоновской идее социального действия была противопоставлена зиммелевская идея социального взаимодействия (обмена, сети и т. д.). Неприятие Парсонсом идей марксизма породило конфликтную парадигму, позднее интеграцию идей неомарксизма, критической социологии. Парсонс, его современники и последователи теоретизировали идеи общей теории систем, образовавшей самостоятельный раздел ССТ. Реакцией на парсоновс-кую теорию (и на раздел в философии по линии идеализм-материализм) была феноменологическая социология - источник ряда социологических теорий и т. д.

Что до теорий 8-14, часть из них - перспективные работы социологов, не раскрывшие пока свой потенциал. Частью теории этой группы уходят; частично за ними, возможно, будущее. На классификации ССТ сказывается взаимодействие социологии с рядом наук. Есть в этой классификации следы теорий одного фактора; в статье П.А. Сорокина «Социология вчера, сегодня и завтра» их присутствие гораздо заметнее. Констатирую наличие среди приведенных выше теорий ряда эзотерических конструктов; ими грешит и российская теоретическая мысль. Среди отечественных теоретических конструкций можно найти поисковые работы в рамках признанных теорий, частично совпадающие с достигнутым, частью его дополняющие (пример: потоко-

вые структуры Д. Иванова13 близки Коллинзу). Не всегда теории социологические отделены от теорий социальных, выдаваемых за социологические, но не дифференцируемых от них. Встречаются эмпирически не тестируемые идеи. В целом же, с одной стороны, в современной России социологическое теоретизирование есть. С другой - социология Англии, Франции, Германии (особенно учебная литература и университетские курсы) подсказывает, что «флюс» ссылок на достижения ученых-соотечественников вещь естественная.

Важно видеть в приведенной классификации реальную динамику эволюции ССТ в виде «поворотов» в их развитии - частично продолжающихся. К примеру, поворот онтологический в конкретном применении к акторно-сетевой теории предлагает отказаться от «общества», приглашая визуально представить себе объект социологии в виде шара. Земля имеет эту форму; а шарик легко представить себе в виде клубка из сетей: Интернета, проводных, радио-, авиамаршрутов и т. п., выстроенных акторами и интегрирующих акторов, пропитанным желеобразными культурами, влияниями, политиками и т. п. При этом в центре внимания человек, его/ее действия, плюс окружающая среда. Исторический поворот придал нормативность требованию к социологическому теоретизированию мыслить с учетом времени, динамики, синхронии и диахронии. С ним, помимо отсылок к Элиасу, Тилли, Скочпол и др., связано стремление некоторых теоретиков отражать в своих построениях момент движения. В эту группу теорий можно включить теорию фигураций Элиаса. Культурный поворот (Дж. Александер) требует осуществлять охват всего социального мира пространственно, включая вовлечение в социологию культурно «иных» постколониальной периферии, конфуцианского Китая, Индии, исламского мира.

Имели место попытки выхода - их нельзя исключать в дальнейшем - из состояния мультипарадигмальности14, генерируемые сознанием связи этого состояния с возможным кризисом, со снижением конкурентоспособности и др. Они не дали результатов.

Теория в науке никогда не имела замкнутого на себе значения; суть ее - облегчать работу социологов, приносить им пользу в объяснении изучаемых явлений, их эвристике и аналитике15, глубже проникать в реальные «социальные проблемы», проблемы, переживаемые людьми. В работе университетских социологов роль теории отражена в требовании к студенческим (аспирантским) работам формулировать их теоретические основания.

Особняком стоит вопрос умения находить, выстраивать теоретическую новизну в исследовательских (учебно-научных) работах. Здесь интересен опыт исследований в области социологии менеджмента и организаций16. Из массива журнальных статей, содержащих теоретические положения, выделены пять типов теоретических поисков и находок (теоретизирования): 1) информирование о новых теоретических положениях; 2) тестирование, проверка выдвигаемых теоретических положений; 3) уточнение выдвигаемых социологами положений; 4) построение, выстраивание новых конструктов, связей, процессов и т. д. Здесь могут иметь место гипотетико-дедуктивные работы, проверяющие то, что ранее никем не анализировалось и не исследовалось; 5) расширение обнаруженных правил, моделей, закономерностей на новые сферы социальной действительности.

Примечания

1 Доган М. Социология среди социальных наук // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 3-13.

2 Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // Там же. 1999. № 7. С. 115- 124.

3 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.

4 Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2004.

5 AlexanderJ. Twenty Lectures: Sociological Theory Since World War II. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1987.

6 Collins R. Four Sociological Traditions. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1994; Waters M. Modern sociological theories. L. e.a.: Sage, 1994; Johnson D.P. Contemporary Sociological Theory an Integrated Multi-Level Approach. N.Y.: Springer, 2008; Levine D.N. Social Theory as a Vocation: Genres of Theory Work in Sociology. Pis-cataway, New Jersey: Transaction publishers, 2014; и др.

7 Semashko L.M. Tetrasociology: theory of social harmony and harmonious peace. St. Petersburg: Technical Univ., 2002.

8 В этом отношении я включил в нижеприведенный перечень ССТ упоминаемые в литературе отечественные «изделия».

9 Абенд Г. Значение слова «теория» в социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 23-28.

10 Три, а затем четыре социологические традиции Р. Коллинза.

11 Не входит сюда, к примеру, теорема Томаса: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям».

12 Исключение сделано для теорий, связанных с именем Маркса.

13 Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8-16.

14 Романовский Н.В. Мультипарадигмальная социология - auf Wiedersehen? // Tам же. 2005. № 12. С. 23-32.

15 Штомпка П. Формирование социологического воображения: Значение теории // Tам же. № 10. С. 64-72.

16 ColquittJ.A., Zapata-Phelan C.P. Trends in theory building and theory testing: a five-decade study of the Academy of management journal // Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50. No. 6. P. 1281-1303.

В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский.

Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.

Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального обмена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блау придает решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Социологические теории социального конфликта Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:
1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.
2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;
3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Субъективистский подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922–1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.

Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.

Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора», разработанная основоположником этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем и Харви Саксом.

Новым витком в социологии считается появление, так называемых, специальных социологических теорий. Развитие специальных социологических теорий в 20 веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и других. Специальные социологические теории, система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотре­нии социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как отно­сительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматри­вает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отно­шений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс, в пре­делах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и так далее.

В современной социологии выделяется несколько групп социаль­но-психологических теорий. Во-первых, специальные социологиче­ские теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и тому подобное). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это - социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и тому подобное. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру обще­ства, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологи­ческие теории классов и социальных групп, социология города и деревни. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и так далее. В-пятых, например, теории отклонения поведения и аномальные явления.

Главной задачей любой специальной социологи­ческой теории - изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические тео­рии - самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

Таким образом, к концу 20 века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:

– макроциологию и микросоциологию

– общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

– теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

– отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология);

– направления и школы социологии, то есть союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии - более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников.

Социо­логия – наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных и конкретных форм, макро- и микро- теоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микро- уровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, высту­пающая объектом макросоциологического анализа, – это цивилиза­ция и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и так далее.

Теоретическая социология имеет четырехуровневый характер. Принято выделять: а) парадигмальный уровень теоретизирования; б) общесоциологические теории; в) теории, так называемого, "среднего уровня"; г) специальные (или частные) концепции.

Общесоциологические, или другими словами "большие", теории призваны дать цельное объяснение социальной формы материального мира, вскрыть основные закономерности социальной жизнедеятельности людей и их групп, тенденции развития социальных отношений как целостной системы. На это претендуют теоретические конструкции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом, А. Шюцем, Дж. Мидом, Дж. Хомансом, П. Бурдье и другими классиками социологии. Однако, ни одна, из когда либо предложенных "больших" социологических теорий, не может быть признана в полной мере соответствующей ее претензиям. Всем им присуща (одним в большей, другим в меньшей степени) односторонность истолкования социальной жизни, недооценка тех или иных ее граней и закономерностей. Социальная материя до такой степени сложна, что не поддается всеобъемлющему осмыслению даже гениев. Но о ней можно получить достаточно полное представление, если изучить все имеющиеся общесоциологические теории, каждая из которых истолковывает социальную жизнь в каком либо одном аспекте (или их определенной совокупности).

К теориям "среднего уровня" относят те, которые претендуют на осмысление не всей социальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур (страт, классов, этносов, трудовых коллективов и так далее) и процессов (конфликтов, социализации и адаптации личности, аномального поведения людей и тому подобное).

Общесоциологическую теорию можно сравнить с глобусом - моделью нашей планеты, а среднеуровневую – с географической картой определенного материка и/или страны.

Основные параметры географических карт, как известно, предопределены местоположением картографируемого объекта на глобусе. Подобно этому содержание среднеуровневой теории зависит от содержания той общесоциологической теории, которую она конкретизирует.

Продолжая географическую аналогию, отметим, что когда люди путешествуют по какой-либо незнакомой стране, то предпочитают пользоваться не глобусом, а картами соответствующей местности. Этим мы хотим сказать, что среднеуровневые теории оказываются в определенных случаях нужнее общесоциологических. Речь идет о ситуациях разработки программ эмпирических социологических исследований, формулирования гипотез, определения методов и методик их проверки, интерпретации полученной информации. Повышенная теоретико-методологическая роль концепций среднего уровня в эмпирических исследованиях объясняет обилие последних в условиях отсутствия удовлетворяющей всех социологов общесоциологической теории.

Среднеуровневых социологических теорий гораздо больше, чем "больших". Их численность постоянно растет и в этом проявляется один из векторов развития социологии. На основе именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные отрасли социологии.

Не менее, а для практики проведения эмпирических исследований более, значимы специальные (частные) теории, конкретизирующие среднеуровневые. Например, одной их теорий среднего уровня является концепция коллектива. Исследования, проведенные на ее основе, установили, что закономерности коллектива по разному проявляются в производственных, учебных, воинских, управленческих и иных их типах. Более того, обнаружены закономерности, специфически присущие каждому типу коллектива. Поэтому сложились специальные теории вышеуказанных типов коллектива, имеющие частный характер относительно данной среднеуровневой концепции. Естественно, что исследователю, взявшемуся за изучение какой-либо проблематики коллектива, скажем, цеха какого-то предприятия, в первую очередь, понадобится специальная теория производственного коллектива.

Если обратиться к вопросу отраслей социологии, то сталкиваешься с проблемой из классификации, в связи с большим количеством видов. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками. Третью типологию рассмотрим в следующем параграфе, а сейчас осветим две первых.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии: личности; семьи; малой группы; коллектива; профессиональных групп; страт и классов; молодежи (ювиносоциология); лиц зрелого возраста (акмесоциология); пожилых людей (геронтосоциология); женщин (феминосоциология); гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола; национальных образований (этносоциология); организаций (социология армии, высшей школы и тому подобное); политических партий; электората; СМИ (средств массовой информации); типов поселений (социология города, социология деревни и тому подобное); регионов страны; элиты общества; органов власти и так далее.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и других) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

1.1. Сущность современной социологии

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания ко­торой находятся социальные общности, их генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным средством достоверного познания, обществен­ных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные дейст­вия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социоло­гии - выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология - наука о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных отношениях между общностями, между общностями и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2.Объект и предмет социологической науки.

Объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет.

К настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания.

Согласно первому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет - как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы.

Начало такому пониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводится многими зарубежными авторами - Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н. Луманом и др..

Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть - сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения".

Им можно обозначать:

· все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);

· те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них;

· отношения между большими группами общества - классами, этносами, населением разных стран и регионов;

· отношения между всеми социальными группами, в т.ч. малыми - семьями, трудовыми коллективами, соседскими общностями, дружескими компаниями и т.п.;

· взаимодействия людей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;

· все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;

· только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;

· отношения людей в семейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни;

· иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе.

В зависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные трактовки атрибутов нашей науки. Например, Г. В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и их групп. По мнению Ж. Т. Тощенко, объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом - закономерности его формирования, функционирования и развития. В. Г. Харчева исходит из того, что объектом нашей науки является социальная жизнь, осознаваемая как система отношений личности, а предметом - закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни. Известный американский социолог Э. Гидденс полагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.

Перечень отличающихся друг от друга определений научных атрибутов социологии, связанных с многозначностью социальных отношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибо дискуссионный характер трактовок объекта и предмета нашей науки уже очевиден.

Представители более древних наук нередко упрекают социологов в том, что они постоянно спорят об объекте и предмете своей науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря, что социологи не знают то, что они изучают. В этой связи важно отметить следующее.

Во-первых, научные дискуссии об объекте и предмете своей науки ведут не только социологи, но и все ученые, представляющие активно развивающиеся отрасли знания. Исчезновение таких дискуссий - верный признак стагнации науки.

Во-вторых, социология моложе многих наук, а потому естественно ее повышенное стремление к самопознанию и поиску корректив дельнейшего развития.

В-третьих, (по счету, но не по важности) следует сказать о сложности и специфике социальной формы реальности. Она не только сложнее биологической, химической, физической и прочих форм материального мира, но и принципиально отлична от них включенностью сознания людей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможность единомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы, проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяют зависимость социологии от национально-культурного и социально-исторического контекстов развития жизненных сил человека и общества.

В-четвертых, нужно отметить повышение динамизма социальных процессов в XX веке, появление в общественной жизни всех стран, Казахстане, особенно, новых социальных явлений, которые не могут быть проигнорированы социологией. Изучение актуальных социальных трансформаций, выяснение их причин и следствий, естественно, корректирует представления об объекте и предмете нашей науки.

В-пятых, дискуссии о научных атрибутах социологии дают позитивные для нее результаты, задают новые векторы ее дальнейшего развития. Главным итогом споров социологов об объекте и предмете своей науки, длившихся, то затухая, то обостряясь, на протяжении всего XX века, стало формирование третьего подхода к пониманию предназначения и задач социологии. Этот подход, с одной стороны, противостоит двум первым, а с другой - аккумулирует и. В упрощенном виде его суть можно выразить примерно так.

Социология призвана изучать и социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не сумму экономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения при этом осмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются, соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими и другими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами.

Третий подход, конечно, не исключает продолжения дискуссии о научных атрибутах социологии, но направляет их в новое русло - на поиск оснований интеграции двух первых подходов.

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает мно­жеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общно­сти изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действи­тельности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

В отличие от объекта науки, ее предмет - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблема­ тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив­ шейся традиции при определении предмета социологического по­знания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого челове­ческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возни­кают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социо­логии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-раз­ному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятель­ности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направ­ления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.

1.3. Функции современной социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти­мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функ­цию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упро­чить, развить - ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта тре­буется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само­ цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния со­циального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономи­ческое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедре­ния реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что при­водит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает воз­можность выявления отклонений от общецивилизационного разви­тия. Суть реформирования в Казахстане, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для созна­тельной, целенаправленной деятельности личности социальных общ­ностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном по­вышении ее эффективности. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформа­ции общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систе­матизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать со­циологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количествен­ных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.