Биографии Характеристики Анализ

Первый этап статистического исследования называется. Цель данной работы – рассмотреть статистические методы исследования

Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования к научно-организационным факторам. В данных условиях возрастает роль медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.

В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.

Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение, способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:

  1. определение цели исследования;
  2. определение объекта наблюдения;
  3. определение срока проведения работы на всех этапах;
  4. указание вида статистического наблюдения и метода;
  5. определение места, где будут проводиться наблюдения;
  6. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

Организация статистического исследования делится на несколько стадий:

  • стадию знакомства с литературными данными, что позволяет получить представление об изучаемой проблеме, выбрать адекватную методлику исследования и сформулировать рабочую гипотезу
  • стадию наблюдения;
  • статистическую группировку и сводку;
  • счетную обработку;
  • научный анализ;
  • литературное и графическое оформление данных исследования.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

  1. определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала ;

    Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.
    Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому эти признаки называются учитываемыми (учетными).

    Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:

    • по характеру на:
      а) атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно;
      б) количественные признаки - выражены числом;
    • по роли в совокупности на:
      а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление;
      б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.

    Пример: в нашем исследовании единицей наблюдения является студент, обучающийся в данном медицинском вузе на протяжении всех лет. Учитываемые признаки по характеру делятся на:
    а) атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п.;
    б) количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения и т.п.;
    в) по совокупности факторных признаков - наличие вредных привычек и стаж курения;
    г) результативные признаки - состояние здоровья, наличие заболевания и т.п.

    Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название "группировка".

    Группировка признаков осуществляется с целью выделения однородных групп для изучения тех или иных закономерностей изучаемого явления. Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, по количественным признакам - вариационной.

    Пример типологической группировки:

    • группировка студентов по полу:
      • мужчина,
      • женщина;
    • группировка студентов по наличию иди отсутствию вредных привычек:
      • курящие студенты,
      • некурящие студенты.

    Пример вариационной группировки:

    • группировка студентов по количеству выкуриваемых сигарет в день:
      • 10 и менее;
      • более 20

    Пример карты, заполняемой студентом-медиком при изучении распространенности курения, представлен ниже. Все вопросы карты имеют группировки и рекомендации по ее заполнению.

    Карта* по изучению распространенности курения среди студентов медицинских вузов

    1. Ф.И.О студента ____________________________(вписать полностью)
    2. Курс: I, II, III, IV, V, VI
    3. Факультет: лечебный, медико-профилактический, фармацевтический, факультет военного обучения
    4. Возраст: до 20 лет, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и более
    5. Пол: муж/жен
    6. Признаете ли Вы, что курение вредит здоровью? Да, нет, не знаю
    7. Кто курит из живущих с Вами людей: отец, мать, брат, сестра, муж, жена, товарищ, никто не курит
    8. Курите ли Вы? Да, нет
    9. Возраст, в котором выкурили первую сигарету: до 15 лет, 16-18 лет, старше 18 лет
    10. Какое количество сигарет (папирос) выкуриваете в день? 5-10, 11-20, более 20
    11. Что побудило Вас впервые закурить: пример родителей, пример преподавателей, влияние товарищей, желание казаться взрослым, желание похудеть, любопытство, желание не отстать от моды?

    И другие вопросы в соответствии с целью и задачей исследования.

  2. составление программы разработки материала ; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

    Требования, предъявляемые к таблицам . Макеты статистических таблиц должны иметь четкое и краткое название, соответствующее их содержанию. В таблице различают подлежащее и сказуемое.

    Статистическое подлежащее - это то, о чем говорится в таблице. Табличное подлежащее содержит основные признаки, являющиеся предметом исследования, и размещается обычно в левой части таблицы по вертикали.

    Статистическое сказуемое - это то, что характеризует подлежащее и размещается по горизонтали.

    В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут проводиться расчеты показателей на третьем этапе статистического исследования при обработке полученных данных.

    Виды таблиц. Статистические таблицы разделяются на простые, групповые, комбинационные.

    Простой (табл. 1) называется таблица, позволяющая анализировать полученные данные, сгруппированные лишь по одному признаку (подлежащее).

    Таблица 1. Распределение курящих студентов по факультетам (в абс. числах и в % к итогу)

    Групповой (табл. 2) называется таблица, в которой устанавливается связь между отдельными признаками, т.е. помимо подлежащего, имеется сказуемое, представленное одной или более группировками, которые связаны (попарно) с группировками подлежащего, но не связаны между собой.

    Таблица 2. Распределение студентов различных факультетов по полу и возрасту, в котором они выкурили первую сигарету

    Комбинационной (табл. 3) называется таблица, в которой есть два или несколько сказуемых, которые связаны не только с подлежащим, но и между собой.

    Таблица 3. Распределение курящих студентов различных факультетов по полу и среднему количеству сигарет (папирос), выкуриваемых в день

    Наименование факультетов Среднее количество сигарет (папирос), выкуриваемых студентами в день Всего
    10 и менее 11 - 20 более 20
    м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола
    1. Лечебный
    2. Медико-профилактический
    3. Фармацевтический и т.д.
    Итого:
  3. составление программы анализа собранного материала .

    Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.
    План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:

    1. Выбор объекта исследования
    2. Определение объема статистической совокупности
    3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала
    4. Характеристика исполнителей (кадры)
    5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств
    6. Объект статистического исследования - это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

    Статистическая совокупность - это группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью. Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения (см. схему).

    На примере нашего исследования - статистическая совокупность - это студенты, обучающиеся в данном вузе на протяжении всего периода обучения.

    Различают два вида совокупности - генеральная и выборочная.

    Генеральная совокупность - это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.

    Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативна (представительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

    Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

    Репрезентативность качественная основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной.

    В нашем примере генеральной совокупностью являются все студенты медицинского вуза; выборочной совокупностью - часть студентов каждого курса и факультета данного вуза.

    Объем статистической совокупности - это численность элементов совокупности, взятых для исследования.

    Сроки и место (территория) проведения исследования - это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории. Пример: с 1 апреля по 1 июня текущего года в ММА им. И.М. Сеченова.

    Виды наблюдения :

    1. текущее (или постоянное) наблюдение - когда регистрация проводится постоянно по мере возникновения единиц наблюдения. Пример: каждый случай рождения, смерти, обращения в лечебные учреждения.
    2. и единовременное (или одномоментное) наблюдение - когда изучаемые явления фиксируются на какой-либо определенный момент (час, день недели, дату). Пример: перепись населения, состав коечного фонда стационара.

    Способы проведения исследования. Для исследователя важно определить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

    1. Сплошное наблюдение - это регистрация всех единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.
    2. Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части совокупности для характеристики целого.

    Методы проведения исследования на выборочной совокупности (монографический, основного массива, анкетный и др.).

    1. Монографический метод применяется при изучении какого-либо одного объекта, когда из множества объектов избирается один и исследуется с максимальной полнотой с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Пример: описание новой хирургической технологии.
    2. Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и два небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
    3. Анкетный метод применяется для сбора статистических сведений с помощью специально разработанных анкет. Пример: при изучении распространенности желудочно-кишечных заболеваний среди учащихся профессионально-технических училищ города Н. была разработана анкета с перечнем вопросов, интересующих исследователя.

Методы отбора изучаемых явлений и формирования выборочной совокупности

Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: случайный, механический, гнездовой, направленный, типологический.

  1. Случайный отбор - это отбор, проводимый по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).
  2. Механический отбор - это отбор, когда у всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20 %) или десятая (10 %) единица наблюдения.
  3. Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Пример: для изучения заболеваемости сельского населения М-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
  4. Направленный отбор - это отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных. Пример: при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.
  5. Типологический отбор - это отбор единиц из заранее сгруппированных однотипных качественных групп. Пример: при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

Характеристика исполнителей (кадры) . Сколько человек и какой квалификации проводят исследование. Пример: исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача центра гигиены и эпидемиологии данного административного округа.

Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств :

  • лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования;
  • канцелярские товары (бумага, бланки);
  • без дополнительных ассигнований.
Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. 3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:
  1. контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.
  2. шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

    Пример: буквенная шифровка:
    Пол:
    муж. М
    жен. Ж

    цифровая шифровка:

  3. группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.
  4. сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы
  5. вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала .

Цель исследования: разработать мероприятия по снижению болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского вуза.

Задачи исследования:

  1. Изучить распространенность различных болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского вуза.
  2. Определить факторы риска возникновения БОП.
  3. Разработать предложения для администрации вуза

Программа исследования:

Единица наблюдения - студент с диагнозом БОП, обучающийся в медицинском вузе на данном факультете.
Атрибутивные признаки: пол, диагноз, характер питания.
Количественные признаки: возраст, длительность заболевания, интевал между приемами пищи, число приемов пищи в день.
Результативные признаки: наличие заболевания системы органоЙ пищеварения.
Факторные признаки: пол, возраст, характер питания и др.

Программа сбора материала (анкета, заполненная студентом)

а) ФИО
б) Курс: 1,2,3,4,5,6
в) Факультет: лечебный (1), медико-профилактический (2), фармацевтический (3)
г) Возраст: до 20 лет включительно - (1), 21-22 - (2), 23-24 -(3), 25 и более (4)
д) Пол: муж (1), жен (2)
е) Сколько раз в течение дня Вы принимаете пищу? Один - (1), два - (2), три и более (3)
ж) Прием пищи состоит из бутербродов без чая (1), бутербродов с чаем (2), полного обеда (3), другого (4) (укажите)
__________________________
з) Каков интервал между приемами пищи: до 1 ч (1), 1-2 ч (2), 3-4ч (3), 5 ч и более (4)
и) Предусмотрено ли в расписании занятий время на обед: (да - (1), нет - (2)
к) Имеете ли Вы заболевание системы органов пищеварения: да - (1), нет - (2)
л) Если Вы ответили "да", то укажите диагноз:___________________
м) Длительность заболевания: до 1 года - (1), 2-3 года - (2), 4-5 лет - (3), 6 лет и более - (4)

И другие вопросы в соответствии с целью и задачами исследования.

Программа разработки материала
Типологическая группировка: группировка студентов по факультетам, полу, по диагнозу заболевания.
Вариационная группировка: группировка по длительности заболевания (до 1 года, 2-3 года, 4-5 лет, 6 лет и более), интервал между приемами пищи (до 1 ч, 1-2 ч, 3-4 ч, 5 ч и более).

Макеты статистических таблиц

Простая таблица
Таблица 4. Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения по нозологическим формам (в % к итогу)

Групповая таблица
Таблица 5. Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения по полу и возрасту (в % к итогу)

Заболевание Пол Возраст Всего
муж жен до 15 лет 15 - 18 лет старше 18 лет
1. Гастрит
2. Язвенная болезнь желудка
3. Язвенная болезнь 12-перстной кишки
4. Прочие
Итого:

Комбинационная таблица
Таблица 6. Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения, по факультетам и полу (в % к итогу)

Заболевание Лечебный Медико-профилактический Фармацевтический Всего
м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола
1. Гастрит
2. Язвенная болезнь желудка
3. Язвенная болезнь 12-ти перстной кишки
4. Прочие
Итого:

План исследования

Объект исследования - студент медицинского вуза, обучающиеся в данном медицинском вузе на данном факультете.
Объем статистической совокупности: достаточное число наблюдений. Совокупность: выборочная, репрезентативная по качеству и количеству.
Сроки проведения исследования: 6 февраля - 6 июня текущего года.
Методы сбора материала: анкетирование, выкопировка из медицинских документов студенческой поликлиники.

  1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 512 с.
  3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с.
  4. Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2 томах). - СПб, 1998. -528 с.
  5. Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) - Москва, 2000. - 432 с.
  6. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. - 459 с.

Статистическое исследование - это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.

Статистическое исследование состоит из трёх основных стадий:

1) сбор первичной статистической информации (статистическое наблюдение) – наблюдение, сбор данных о значениях изучаемого признака единиц стат-ой сов-ти, кт является фундаментом будущего стат-го анализа. Если при сборе первичных стат данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов.

2) статистическая сводка и обработка первичной информации – данные подвергаются систематизации и группировке. Результаты стат группировки и сводки излагаются в виде стат-х таблиц является наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления массовых данных.

3) обобщение и интерпретация статистической информации - проводится анализ статистической информации..

Все эти этапы связаны между собой, отсутствие одного из них ведёт к разрыву целостности статистического исследования.

Этапы стат исследования

1.Постановка цели

2.Определение объекта наблюдения

3.Определение единиц наблюдения

4. Составление программы исследования

5.Составление инструкции для заполнении бланка

6. Сводка и группировка данных (кратк анализ)

Основные понятия и категории статистической науки.

1. Статистическая совокупность – это множество явлений, имеющих один или несколько общих признаков и отличающихся между собой по значениям других признаков. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

2. Признак – это свойство, характерная черта явления, подлежащая статистическому изучению

3. Статистический показатель – это обобщающая количественная характеристика соц-эконм явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

4. Единица сов-ти – это каждое отдельное, подлежащее стат-му изучению.

5. Вариация – это изменяемость величины признака у отдельных единиц сов-ти явлений.

6. Закономерностью – называют повторяемость и порядок изменения в явлениях.

Основные этапы статистического наблюдения.

Ст-кое наблюдение – это научно обоснованный сбор данных о соц-эконом явлении общественной жизни.

Этапы СН:

1.Подготовка к статистическому наблюдению – предполагает использование метода массовых наблюдений, кт есть не что иное, как сбор первичной стат-ой информации. (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).

2. Сводка и группировка первичных стат данных – собранная инф-ция при помощи метода стат группировок определенным способом обобщается и распределяется. вкюч работы, начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм стат-ой отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

3. Анализ стат инф-ции – с помощью метода обобщающих показателей осуществляется анализ стат инф-ции.

4. Разработка предложений по совершенствованию СН – анализируются причины, кт привели к неверному заполнению стат бланков и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

Получение сведений в ходе кт СН требует немалых затрат финансовых трудовых а также времени. (опросы общественного мнения)

Группировка статистических данных.

Группировкой – это разделение сов-ти на группы по существенным признакам.

Причины проведения группировки : своеобразие объекта стат-го исследования.

С помощью метода группировок решаются след задачи: выделения соц-эконом типов и явлений; изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; выявления связи и зависимости между явлениями.

Решаются данные задачи с помощью типологических, структурных и аналитических группировок.

Типологическая гр-ка – выявление типов соц-экон явлений (гр пром-х предприятий по формам собственности)

Структурная гр-ка –изучение структуры и структурных сдвигов. С помощью таких гр-ок могут изучаться: состав нас-я по полу, возрасту, место проживания и др.

Аналитическая гр-ка – выявление взаимосвязи между признаками.

Этапы построения СГ:

1.выбор группировочного признака

2.определение необходимого числа групп, на кт необходимо разбить изучаемую сов-ть

3.установить границы интервалов гр-ки

4.установление для каждой гр-ки показателей или их системы, кт должны характеризоваться выделенные группы.

Системы группировок.

Система группировок - это ряд взаимосвязанных статистических группировок по наиболее существенным признакам, всесторонне отражающим важнейшие стороны изучаемых явлений.

Типологическая гр-ка – это разделение исследуемой качественно разнородной сов-ти на классы, соц-экон типы (гр пром-х предприятий по формам собственности)

Структурная гр-ка – характеризует состав однородной сов-ти по определенным признакам. С помощью таких гр-ок могут изучаться: состав нас-я по полу, возрасту, место проживания и др.

Аналитическая гр-ка – используют при изучении взаимосвязей между признаками, одна из кт факторная (оказывает влияние на изменение результативности), другая результативная (признаки, изменяющиеся под влиянием факторов).

Построение и виды рядов распределения.

Стат ряд распределения – это упорядоченное распределение единиц сов-ки на группы по определенному варьирующему признаку.

Различают : атрибутивные и вариационные рады распределения.

Атрибутивный – это р.р., построенные по качественным признакам. Р.р. принято оформлять в виде таблиц. Они характеризуют состав сов-ти по существующим признакам, взятые за несколько периодов, эти данные позволяют исследовать изменение структуры.

Вариационный – это р.р., построенные по количественному признаку. Любой вариационный ряд состоят из 2х элементов: вариантов и частот.

Вариантами считаются отдельные значения признака, кт он принимает в вариационном ряду, т.е. конкретное значение варьирующего признака.

Частоты – это числ-ти отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда, т.е. это числа, показывающие как часто встречаются те или иные варианты в р.р.

Вариационный ряд:

1.дискретный – характеризует распределение единиц сов-ти по дискретному признаку (распределение семей по числу комнат в отдельных квартирах).

2.интервальный – признак представлен в виде интервала; целесообразно прежде всего при непрерывной вариации признака.

Удобнее всего р.р. анализировать при помощи их графического изображения, позволяющего судить и о форме распределения. Наглядное представление о хар-ре изменения частот вариационного ряда дают полигон и гистограмма, есть огива и кумулята.

Статистические таблицы.

СТ – это рациональная и распространенная форма представления стат-х данных.

Таблица явл наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления стат-го материала.

Осн приемы, определяющие технику формирования СТ след:

1. Т должна быть компактной и содержать только те исходные данные, кт непосредственно отражают исследуемое соц-эконом явление в ст-ке.

2.заголовок таблицы и названия граф и строк должны быть четкими, краткими.

3.инф-ция располагается в столбцах (графах) таблицы, завершаются итоговой строкой.

5.графы и строки полезно нумеровать и т.д.

По логическому содержанию СТ представляют собой «стат предложение», осн элементами явл подлежащее и сказуемое.

Подлежащим назыв объект, характеризуется цифрами. это м.б. одна или несколько сов-ей, отд единицы сов-ти.

Сказуемое СТ это показатели, кт характеризуют объект изучения, т.е. подлежащее таблицы. Сказуемое это верхние заголовки и состояние содержания граф слева направо.

9.Понятие абсолютной величины в статистике .

Стат пок-ли – это качественно определенная переменная величина, количественно характеризующая объект исследования или его свойства.

А.в. – это обобщающий показатель, характеризующий размеры, масштаб или объемы того или иного явления в конкретных условиях места и времени.

Способы выражения : натуральные единицы (т.,шт.,кол-во); трудовое измерение (раб. Вр, трудоемк); стоимостное выражение

Способы получения : регистрация фактов, сводка и группировка, расчет по опред методологии (ВВП, рейтинги и т.д.)

Виды АВ : 1.индивид АВ – характеризуют отдельные элементы общ-х явлений 2. Суммарные АВ – хар-т показатели по сов-ти объектов.

Абсолютное изменение (/_\) – разность между 2 АВ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

"Юридический институт"

Факультет "Юриспруденция"

Реферат

по дисциплине

"Правовая статистика"

Методы и основные этапы статистических исследований.

Работу выполнил студент

Грибанов А.С.

Москва

Введение

1. Понятие статистического исследования

2. Методы статистических исследований

3. Организация и этапы статистических исследований

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Статистика знает всё",-- утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев" и продолжали: "Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики... Известно, сколько в стране охотников, балерин... станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!.." Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать - на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato - государство, латинского status - состояние).Статистика -- наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.

Статистические исследования прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

В своей работе я рассмотрю статистические исследования, что они из себя представляют, каковы методы статистического исследования, каким образом организуются данные исследования и из каких этапов состоят.

1. Понятие статистического исследования

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение -- статистическое.

Статистическое исследование -- это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.

В целом статистическое исследование должно:

* иметь общественно-полезную цель и всеобщую (государственную) значимость;

* относиться к предмету статистики в конкретных условиях его места и времени;

* выражать статистический вид учета (а не бухгалтерский и не оперативный);

* проводиться по заранее разработанной программе с ее научно обоснованным методологическим и другим обеспечением;

* осуществлять сбор массовых данных (фактов), в которых отражается вся совокупность причинно-следственных и других факторов, разносторонне характеризующих явление;

* регистрироваться в виде учетных документов установленного образца;

* гарантировать отсутствие ошибок наблюдения или же сводить их к возможному минимуму;

* предусматривать определенные критерии качества и способы контроля собранных данных, обеспечивая их достоверность, полноту и содержательность;

* ориентироваться на экономически эффективную технологию сбора и обработки данных;

* быть надежной информационной базой для всех последующих этапов статистического исследования и всех пользователей статистической информацией.

Исследования, не удовлетворяющие этим требованиям, статистическими не являются.

Не являются статистическими исследования, например,

наблюдения и исследования: матери за играющим ребенком (личный вопрос);

зрителей за театральной постановкой (нет учетной документации по зрелищу);

научного работника за физико-химическими опытами с их измерениями, расчетами и документальной регистрацией (не массово-общественные данные);

врача за больными с ведением медицинских карточек (оперативный учет);

бухгалтера за движением денежных средств на банковском счете предприятия (бухгалтерский учет);

журналистов за общественной и личной жизнедеятельностью государственных лиц или иных знаменитостей (не предмет статистики).

Статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, типичностью, качественной однородностью и наличием вариации.

Статистическая совокупность состоит из материально существующих объектов (Работники, предприятия, страны, регионы), является объектом статистического исследования.

Статистическое наблюдение является первой стадией статистического исследования, представляющий собой научно организованный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни.

2. Методы статистических исследований

Следует акцентировать внимание на том, что статистическими будут называться материалы, которые специально создаются по заранее определенным принципам и методам, подлежат дальнейшей обработке математическими методами, т.е. будут изучать количественные характеристики изучаемого объекта. Они создаются в два этапа:

1) первичные документы (первоисточники) - опросные листки, перечневые ведомости, анкеты и пр.;

2) сводные ведомости, итоговые таблицы, которые поступают в обработку методами математической статистики; эти сводные документы обычно и называют "статистикой".

Любое статистическое исследование предполагает следующее:

1) серьезную предварительную работу;

2) непосредственный сбор данных;

3) работу по анализу полученных данных.

Исследование ведется по определенному алгоритму, при этом прохождение каждой стадии требует использования специальных методов и замкнуто на содержание выполняемой работы.

Алгоритм проведения статистического исследования можно представить следующим образом.

1. Разработка программы исследования или программы наблюдения. На этом этапе определяются цели и задачи обследования, охват изучаемых объектов, степень охвата объектов, хронологические и географические рамки, единицы наблюдения, показатели, подлежащие фиксации, формуляр первоисточника для заполнения данными, а также продумываются механизмы сбора информации, контроля за качеством сбора информации, обработки и анализа полученных данных.

Программа наблюдения - это перечень признаков, подлежащих регистрации. наблюдение регистрация учетный документация

Период наблюдения - время, в течение которого происходит регистрация информации.

Критическая дата наблюдения - дата, по состоянию на которую сообщаются сведения.

2. Проведение статистического наблюдения может быть кратковременным или долговременным (проводится на протяжении какого-то периода), сплошным или выборочным. В результате, как правило, появляется комплекс массовых документов.

3. Сводка и группировка статистических данных - обсчет и группировка собранных данных, в результате которых последние превращаются в систему статистических таблиц и промежуточных итогов.

4. Анализ данных, предусматривающий предварительную постановку задач, осуществляемый методами статистического анализа.

5. Интерпретация данных - объяснение полученных результатов, сравнение их с аналогичными показателями.

Виды статистических документов и методы их последующей обработки определяются в соответствии с методами сбора данных, все это отражается и обусловливается предварительно разработанной программой и зависит от задач исследования.

На этапе сбора данных статистическое наблюдение имеет две основные формы:

1) отчетность, базирующаяся на текущем наблюдении, текущей (постоянной) регистрации фактов и событий;

2) специально организованное статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение может осуществляться следующими методами.

1. По времени проведения:

1) текущее (непрерывное) наблюдение, проводящееся систематически;

2) периодическое наблюдение, повторяющееся через определенный период времени (перепись скота);

3) единовременное наблюдение, осуществляемое по мере необходимости, без учета временного интервала (учет документооборота).

2. По охвату единиц наблюдения:

1) сплошное наблюдение, в результате которого обследуются все единицы изучаемой совокупности (всеобщая перепись населения);

2) не сплошное наблюдение, когда обследуется часть единиц изучаемого объекта, отобранная определенным образом; видами не сплошного наблюдения являются:

а) метод основного массива, когда обследуется часть единиц совокупности, обладающая наиболее явно выраженными изучаемыми признаками;

б) анкетное наблюдение, когда при помощи листов опроса изучается набор признаков, который потом экстраполируется на всю совокупность;

в) монографическое наблюдение, т.е. выявление различных тенденций в развитии явлений и характеристик в одной совокупности;

г) выборочное наблюдение - часть изучаемых единиц, обработанных случайно (бюджет семьи);

д) непосредственное наблюдение, при котором устанавливается факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в журнале регистрации (формуляр).

В статистике существует следующая классификация способов сбора информации:

Корреспондентский, осуществляемый штатом добровольных корреспондентов;

Экспедиционный, реализуемый устно специально подготовленными работниками;

Анкетный (в виде анкет);

Саморегистрация (заполнение формуляров самими респондентами);

Явочный (браки, дети, разводы).

Обработка информации, полученной из первоисточников, обычно заключается в систематизации сведений. С течением времени методы обработки информации значительно изменились.

Появившись изначально как система численного описания, предполагавшая учет населения и земли, в XVIII в. получившая закрепление в законодательных актах, отечественная статистика претерпела значительную эволюцию в XIX и XX вв., сформировалась как сложная, разветвленная система, опирающаяся на научные математические методы и компьютерные технологии.

К началу XX в. в сфере статистики имелся серьезный опыт работы, были сформированы основные принципы сбора и анализа информации. Главные направления статистики, ее методы (отчеты, обследования, переписи; структура статистического материала и система статистических исследований), заложенные и апробированные в XIX в., развивались на протяжении XX в.

Статистические (количественные) описания в рамках регионоведения, использующие простейшие арифметические подсчеты, постепенно сменились сложными математическими и компьютерными методами, позволяющими получать детальную статистику, а также прогнозировать и моделировать на ее основе развитие статистических показателей.

Первыми объектами исследований являлись население и земля, решались задачи налогообложения, для чего проводились вычисления общего количества жителей, выявлялись закономерности в развитии народонаселения, проводились поземельные переписи. Главной демографической характеристикой была общая численность населения. Приводились данные о родившихся, умерших, количестве браков, составлялись таблицы смертности, дожития до определенного возраста, путем вычисления разницы, между количеством родившихся и умерших за год определялся средний прирост населения.

Сегодня статистика использует массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Постепенно менялись и виды документов. Военно-статистические описания и описания губернии "в историческом, статистическом и этнографическом отношении", писцовые книги и ревизии сменились сложными выборочными и всеобщими переписями ("Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года", сельскохозяйственная перепись и перепись промышленности), системой многофакторных отчетов и разработкой межотраслевого баланса народного хозяйства по годам.

3. Организация и этапы статистических исследований

Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, различные разделы деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья.

Методическая последовательность выполнения статистического исследования складывается из определенных этапов.

1 этап. Составление плана и программы исследования.

2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).

3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка

4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.

5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

По завершении статистического исследования разрабатываются рекомендации и управленческие решения, проводится внедрение результатов исследования в практику, оценивается эффективность.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.

Первый этап статистического исследования - составление плана и программы - является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.

Цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно.

Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования.

Важным моментом подготовительного этапа является разработка организационного плана. Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), время (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).

План исследования включает:

Определение объекта исследования (статистической совокупности);

Объема исследования (сплошное, не сплошное);

Видов (текущее, единовременное);

Способов сбора статистической информации. Программа исследования включает:

Определение единицы наблюдения;

Перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения*

Разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

Разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.

На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа.

Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.

На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется програма сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

Второй этап - сбор статистического материала (статистическое наблюдение) - заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регистрационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, обеспечение их формами регистрации.

По времени статистическое наблюдение может быть текущим и единовременным.

При текущем наблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая.

При единовременном наблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования.

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и не сплошное исследование.

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления. Сплошной метод применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы.

При не сплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное.

Монографический метод - дает детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

Метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюдения. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного массива.

Анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод - сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени.

По способу получения сведений в ходе проведения статистического наблюдения и характеру его осуществления выделяют несколько видов:

1) непосредственное наблюдение

2) социологические методы: метод интервью (очный опрос), анкетирование (заочный опрос - анонимный или не анонимный) и др.;

3) документальное исследование.

Третий этап - группировка и сводка материала - начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов записей и т. д.

Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозначения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.

Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка производится по качественным (описательным, атрибутивным) признакам.

Группировка по количественным (вариационным) признакам проводится на основании числовых размеров признака. Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка - обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом.

Статистические таблицы бывают перечневые, хронологические, территориальные.

Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое сказуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отражает дополнительные учетные признаки.

Статистические таблицы делятся на простые, групповые и комбинационные.

В простых таблицах представлено числовое распределение материала по одному признаку, составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей совокупности изучаемого явления.

При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требования:

Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;

Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия;

При заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркиваются ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н.с." или "...";

После заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк.

Таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.

В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на группы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы.

Четвертый этап - статистический анализ - является ответственным этапом исследования. На этом этапе проводится вычисление статистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления), дается их графическое изображение, изучается динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. даются прогнозы и т.д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение делаются выводы.

Пятый этап - литературная обработка является заключительным. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Заключение

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.

Цель статистического исследования, как и любого научного исследования, -- раскрыть сущность массовых явлений и процессов, а также присущие им закономерности. Отличительная особенность этих закономерностей в том, что они относятся не к каждой отдельной единице совокупности, а ко всей массе единиц в целом. Общим принципом, лежащим в основе исследования статистических закономерностей, выступает так называемый закон больших чисел.

Для обобщения и систематизации данных, получаемых в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы.

При проведении статистического исследования после сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели.

Список использованной литературы

1. Елисеева И.И. Социальная статистика Учебник 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Методы статистических исследований/Электронный источник (http://studme.org/43731/istoriya/metody_statisticheskih_issledovaniy).

3. Правовая статистика: учебник / Под ред. B.C. Лялина, А.В. Симоненко. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Савюк Л.К. Правовая статистика/ Учебник, М.: Юристъ, 2004.

5. Статистика: учебник для бакалавров / под ред. И. И. Елисеевой. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт, 2014.

6. Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики. ФСГС, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Статистическое наблюдение - это основополагающий способ сбора данных в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями. Определение и этапы статистического наблюдения: подготовительный этап, разработка программы и инструментария.

    реферат , добавлен 12.02.2008

    Методы, приемы и способы исследования, применяемые в правовой статистике: сбор, сводка и обработка, обобщение и интерпретация статистической информации. Основные задачи статистической группировки. Величины степени, сравнения, средняя арифметическая.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2009

    Понятие и назначение государственного прогнозирования и планирования в управлении социально-экономическими процессами. Содержание и основные этапы социологического исследования. Уровни и аспекты прогнозирования социально-экономических процессов.

    курс лекций , добавлен 10.11.2013

    Рассмотрение понятия опроса как одного из методов сбора криминологических данных. Изучение видов интервью и анкетирования. Наблюдение как метод сбора информации путем непосредственного восприятия и регистрации. Криминологический эксперимент и экспертиза.

    презентация , добавлен 20.04.2015

    Исследование и анализ понятия общества и общественной жизни. Выявление элементов морально-правового регулирования как составляющих единых социальных норм и особенности их функционирования в качестве механизмов стабилизации общественной жизни в целом.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Теория судебно-почерковедческой идентификации. Задачи исследования почерка в практической деятельности. Условие использования свойств почерка и его признаки. Процесс функционирования и эволюции современного письма и основные этапы исследования почерка.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Изучение правового закрепления и природы социально-экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Проблемы реализации социальных гарантий и факторов успешной модернизации рыночной экономики в государстве и в Воронежской области.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Общее учение о преступлении и назначении наказания. Регламентация понятия, признаков и видов совокупности преступлений по Уголовному Кодексу Российской Федерации и законодательству стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Молдовы, Казахстана и Украины).

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие, основные виды и особенности квалификации составов преступлений с оценочными признаками. Квалификации оценочных признаков социально-морального вреда. Трудности с квалификацией социально-культурных оценочных признаков по делам о порнографии.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Понятие, характеристика социально-экономических прав. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод граждан. Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве. Судебная защита социально-экономических прав граждан.

Результатом первого этапа статистического исследования -- статистического наблюдения -- являются сведения, характеризующие каждую единицу статистической совокупности. Однако, возможности отразить закономерности и тенденции динамики изучаемых явлений с помощью даже самой полной характеристики единичных фактов ограничены. Такие данные получают только в результате статистической сводки. Сводка - это упорядочение, систематизация и обобщение статистических данных, полученных при статистическом наблюдении. Только надлежащая обработка статистического материала позволяет выявить сущность социально-экономических явлений, характерные черты и существенные особенности отдельных типов, обнаружить закономерности и тенденции их развития. Различают сводку простую и групповую, или сводку в узком и широком понимании. Простая сводка -- это подсчет общих итогов в группах и подгруппах и оформление этого материала в таблицы. В результате простой сводки статистических данных можно определить количество предприятий, общую численность персонала, объем произведенной продукции в денежном выражении. Эти общие итоги носят в основном информативный характер. Они дают обобщенную характеристику совокупности в виде абсолютных величин.

Групповая сводка, или сводка в широком понимании, представляет собой сложный процесс по многосторонней обработке первичных статистических данных, т.е. данных, полученных в результате наблюдения. Он включает группировку статистических данных, разработку системы показателей для характеристики групп, подсчет групповых и общих итогов, расчет обобщающих показателей. Задача статистической сводки как второго этапа статистического исследования - получение обобщающих показателей для информационно-справочных и аналитических целей. Сводка массовых статистических данных осуществляется по заранее разработанным программе и плану. В процессе разработки программы определяются подлежащее и сказуемое сводки. Подлежащее -- это объект исследования, расчлененный на группы и подгруппы. Сказуемое -- показатели, которые характеризуют подлежащее сводки. Программа сводки определяется задачами статистического исследования.

Статистическая сводка выполняется по заранее составленному плану. В плане сводки решаются вопросы о способах проведения работы по обобщению информации -- вручную или механизированным способом, о последовательности отдельных операций сводки. Устанавливаются сроки выполнения каждого этапа и сводки в целом, а также способы изложения результатов сводки. Это могут быть ряды распределения, статистические таблицы и статистические графики.

1. ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс изучения социально-экономических явлений посредством системы статистических методов и количественных характеристик – системы показателей, называется статистическим исследованием.

Основными этапами проведения статистического исследования являются:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка полученных данных;

3) статистический анализ.

В случае необходимости статистическое исследование может содержать дополнительный этап – статистический прогноз.

Статистическое наблюдение – научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни посредством регистрации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Данные наблюдения представляют собой первичную статистическую информацию о наблюдаемых объектах, которая является основой для получения их обобщающих характеристик. Наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования.

Проведение статистического исследования невозможно без качественной информационной базы, получаемой в ходе статистического наблюдения. Поэтому, с момента изменения представлений о статистике как о науке описательной, разрабатываются особые правила проведения наблюдения и специальные требования к его результатам – статистическим данным. То есть, наблюдение является одним из основных методов статистики.

Наблюдение является первым этапом статистического исследования, от качества которого зависит достижение конечных задач исследования.

1.1. Наблюдение осуществляется по специально подготовленной программе.

Программа включает в себя перечень характеристик объекта исследования, данные о которых необходимо получить в результате наблюдения.

При подготовке наблюдения необходимо заранее определить:

1. Программу наблюдения, в которой:

а) определен объект наблюдения, т.е. то множество единиц явления, которое необходимо исследовать. Причем, необходимо отличать единицу наблюдения от отчетной единицы. Отчетная единица – единица предоставляющая статистические данные, может состоять из нескольких единиц совокупности, а может совпадать с единицей совокупности. Например, при обследовании населения единицей может быть член домохозяйства, а отчетной единицей – домохозяйство.

б) определены границы объекта наблюдения.

в) определены признаки объекта наблюдения, сведения о которых необходимо получить в результате наблюдения.

2. Время наблюдения объекта – время по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения об изучаемом объекте.

3. Сроки проведения наблюдения. То есть, определяются период времени сбора данных и дата завершения наблюдения. Сроки наблюдения влияют на время окончания в целом статистического исследования и на своевременность его выводов.

4. Средства и ресурсы, необходимые для проведения наблюдения: количество квалифицированных специалистов; материальные ресурсы; средства обработки результатов наблюдения.

5. Требования к статистическим данным. Основными требованиями являются: а) достоверность, т.е. сведения об объекте исследования должны отражать реальное его состояние в момент наблюдения; б) сопоставимость данных, т.е. сведения, полученные в результате наблюдения, должны быть сравнимыми, что обеспечивается единой методикой сбора и анализа данных, по единицам измерения и т.д.

1.2. Выделяют несколько видов статистического наблюдения.

1. По охвату единиц совокупности:

а) сплошное;

б) несплошное (выборочное, монографическое, по методу основного массива)

2. По времени регистрации фактов: а) текущее (непрерывное); б) прерывное (периодическое, единовременное)

3. По способу сбора информации: а) непосредственное наблюдение; б) документальное наблюдение; в) опрос (анкетный, корреспондентский и др.)

Сводка – процесс приведения в систему полученных данных, их обработка и подсчет промежуточных и общих итогов, расчет взаимосвязанных величин аналитического характера.

Следующим этапом статистического исследования является подготовка полученных в ходе наблюдения сведений к анализу. Этот этап называется сводка.

Сводка включает в себя:

— систематизацию полученных в ходе наблюдений сведений;

— их группировку;

— разработку системы показателей, характеризующих образованные группы;

— создание разработочных таблиц для сгруппированных данных;

— расчет производных величин по разработочным таблицам.

В литературе по теории статистики часто встречается рассмотрение сводки и группировки как самостоятельных этапов исследования. Однако, следует заметить, что понятие сводки включает в себя действия по группировке статистических данных, поэтому здесь в качестве названия этапа исследования принято понятие «сводка».

Статистический анализ – исследование характерных особенностей структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития социально-экономических явлений, для чего используются специфические экономико-статистические и математико-статистические методы. Статистический анализ завершается интерпретаций полученных результатов.

Статистический прогноз – научное выявление состояния и вероятных путей развития явлений и процессов, основанное на системе установленных причинно-следственных связей и закономерностей.

ЗАДАНИЕ 1

В результате выборочного обследования заработной платы 60-ти работников предприятия промышленности были получены следующие данные (табл. 1).

Постройте интервальный ряд распределения по результативному признаку, образовав пять групп с равными интервалами.

Определите основные показатели вариации (дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации), среднюю степенную величину (среднее значение признака) и структурные средние. Изобразите графически в виде: а) гистограммы; б) кумуляты; в) огивы. Сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

1. Определим размах вариации по результативному признаку – по производственному стажу по формуле:

R = Хmax – Хmin = 36 – 5 = 31

где Хmax – максимальный размер активов

Хmin – минимальный размер активов

2. Определим величину интервала

i = R/n = 31/5= 6,2

с учетом полученной величины интервалов производим группировку банков и получаем

3. Построим вспомогательную таблицу

Группа призна-ка

Значение значений в группе

х i

Количество частота признака (частота)

f i

в % к итогу

ω

Накопленная частота

S i

Середина интервала

* f i

ω

I

5 – 11,2

6,8,7,5,8,6,10,9,9,7, 6,6,9,10,7,9,10,10, 11,8,9,8, 7, 6, 9, 10

43,3

43,3

210,6

350,73

46,24

1202,24

II

11,2 – 17,4

16,15,13,12,14,14, 12,14,17,13,15,17, 14

21,7

14,3

185,9

310,31

0,36

4,68

III

17,4 – 23,6

18,21,20,20,21,18, 19,22,21,21,21,18, 19

21,7

86,7

20,5

266,5

444,85

31,36

407,68

IV

23,6 –29,8

28,29,25,28, 24

26,7

133,5

221,61

11,8

139,24

696,2

V

29,8 – 36

36,35,33,

32,9

98,7

164,5

ИТОГО

895,2

1492

541,2

3282,8

4. Среднее значение признака в изучаемой совокупности определяется по формуле арифметической взвешенной:

года

5. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение признака определяется по формуле



Определение колеблемости


Таким образом, V>33,3%, следовательно, совокупность неоднородна.

6. Определение моды

Мода – значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемой совокупности. В исследуемом интервальном вариационном ряду мода рассчитывается по формуле:


где

x M0
– нижняя граница модального интервала:

i M0 – величина модального интервала;

f M0-1 f M0 f M0+1 – частоты (частости) соответственно модального, домо-дального и послемодального интервалов.

Модальный интервал – это интервал, имеющий наибольшую частоту (частость). В нашей задаче – это первый интервал.


7. Рассчитаем медиану.

Медиана – вариант, расположенный в середине упорядоченного вариационного ряда, делящий его на две равные части, таким образом, что половина единиц совокупности имеют значения признака меньше, чем медиана, а половина– больше, чем медиана.

В интервальном ряду медиана определяется по формуле:


где – начало медианного интервала;

– величина медианного интервала

– частота медианного интервала;

– сумма накопленных частот в домедианном интервале.

Медианный интервал – это интервал, в котором находится порядковый номер медианы. Для его определения необходимо подсчитать сумму накопленных частот до числа, превышающего половину совокупности.

По данным гр. 5 вспомогательной таблицы находим интервал, сумму накопленных часто в котором превышает 50%. Это второй интервал – от 11,6 до 18,4, он и является медианным.

Тогда


Следовательно, половина работников имеющих стаж работы меньше 13,25 лет, а половина – больше этой величины.

6. Изобразим ряд в виде полигона, гистограммы, кумулятивной прямой, огивы.

Графическое представление играет важную роль в изучении вариационных рядов, так как позволяет в простой и наглядной форме проводить анализ статистических данных.

Существует несколько способов графического изображения рядов (гистограмма, полигон, кумулята, огива), выбор которых зависит от цели исследования и от вида вариационного ряда.

Полигон распределения в основном используется для изображения дискретного ряда, но можно построить полигон и для интервального ряда, если предварительно привести его к декретному. Полигон распределения представляет собой замкнутую ломаную линию в прямоугольной системе координат с координатами (x i , q i), где x i — значение i-го признака, q i — частота или частость i-ro признака.

Гистограмма распределения применяется для изображения интервального ряда. Для построения гистограммы на горизонтальной оси откладывают последовательно отрезки, равные интервалам признака, и на этих отрезках, как на основаниях, строят прямоугольники, высоты которых равны частотам или частностям для ряда с равными интервалами, плотностям; для ряда с неравными интервалами.


Кумулята есть графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частности, а на горизонтальной – значения признака. Кумулята служит для графического представления как дискретных, так и интервальных вариационных рядов.


Вывод: Таким образом, были рассчитаны основные показатели вариации исследуемого ряда: среднее значение признака – производственного стажа составляет 14,9 лет, рассчитана дисперсия равная 54,713, в свою очередь среднее квадратическое отклонение признака – 7,397. Мода имеет значение 9,13, в модальным интервалом является первый интервал изучаемого ряда. Медиана ряда равная 13,108, делит ряд на две равные части говорит о том что в исследуемой организации половина работников имеет стаж работы меньше 13,108 лет, а половина – больше.

ЗАДАНИЕ 2

Имеются следующие исходные данные, характеризующие динамику за 1997 – 2001 г.г. (таблица 2).

Таблица 2 Исходные данные

Год

1997

1998

1999

2000

2001

Выпуск сахарного песка, тыс.т.

1620

1660

1700

1680

1700

Определите основные показатели ряда динамики. Расчет представьте в виде таблицы. Рассчитайте среднегодовые значения показателей. В виде графического изображения – полигона, обозначьте динамику анализируемого показателя. Сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

Дано

Год

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

1620

1660

1700

1680

1700

1) Средний уровень динамики рассчитывается по формуле


2) Цепные и базисные темпы роста рассчитываем следующим образом:

1. Абсолютный прирост определяется по формуле:

Аiб = yi – y0

Аiц = yi – yi-1

2. Темп роста определяется по формуле: (%)

Трб = (yi / y0) *100

Трц = (yi / yi-1)*100

3. Темп прироста определяется по формуле: (%)

Тnрб = Трб –100%:

Тnрц = Трц – 100%

4. Средний абсолютный прирост:


y n
– конечный уровень динамического ряда;

y 0
– начальный уровень динамического ряда;

n ц
– число цепных абсолютных приростов.

5. Среднегодовой темп роста:


6. Среднегодовой темп прироста:


3) Абсолютное содержание 1% прироста:

А = Хi-1 / 100

Все рассчитанные показатели сводим в таблицу.

Показатели

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Количество хирургических операций за период

1620

1660

1700

1680

1700

2. Абсолютный прирост

Aiц

3. Темп роста

Трib

102,5

104,9

103,7

104,9

Трiц

102,5

102,4

98,8

101,2

4. Темп прироста

Тпib

Тпiц

5. Значение 1% прироста

16,2

16,6

17,0

16,8

5) Среднегодовое значение


7. Изобразим графически в виде полигона.


Таким образом, получено следующее. Наибольший абсолютный и относительный прирост хирургических операций за период было в 1999 году и составило 1700, абсолютный прирост по сравнению с базисным годом составил 80 операций, темп роста по отношению к базовому 1997 годом равен 104,9%, а базовый темп прирост был 4,9%. Наибольшие цепные абсолютные приросты были в 1998 и 1999 году – по 40 операций. Наибольший цепной темп роста наблюдался в 1998 году – 102,5%, а наименьший цепной темп прироста количества операций составляет в 2000 году – 98,8%.

ЗАДАНИЕ 3

Имеются данные о реализации товаров (см. таблицу 3)

Таблица 3 Исходные данные о реализации товаров

Товар

Базовый год

Отчетный год

кол-во

цена

кол-во

цена

1100

1000

1350

1300

1650

1700

Определить: а) индивидуальные индексы (i p , i q ); б) общие индексы (I p , I q , I pq); в) абсолютное изменение товарооборота за счет: 1) количества товаров; 2) цены.

На основании исчисленных показателей сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

Составим вспомогательную таблицу

Вид

Базисное

Отчетное

Произведение

Индексы

Кол-во, q 0

Цена, p 0

Кол-во, q 1

Цена, p 1

q 0 * p 0

q 1 * p 1

i q =q 1 /q 0

i p =p 1 /p 0

q 1 * p 0

44000

35000

0,875

0,909

38500

1100

1000

41800

40000

0,909

1,053

38000

7500

8400

1,200

0,933

9000

1350

1300

40500

26000

0,667

0,963

27000

45000

44000

1,100

0,889

49500

1650

1700

26400

25500

1,030

0,938

27200

ИТОГО

205200

178900

189200


Вывод: Как видим общий прирост товарооборота за год составил (-26300) усл.ед., включая влияние изменения количества проданного товара на — 16000 и из-за изменения цены на товар – 10300 усл.ед. Общий прирост товарооборота составил 87,2%. Следует отметить, что согласно рассчитанным индексам количества товара по ассортименту наблюдается незначительный прирост товарооборота по товару «П» на 120% и товару «С» 110%, незначительный рост реализации товара «Т» – всего 103%. Довольно значительно снизилась реализации товара «Р» – всего 66,7% от реализации в базисном году, чуть выше реализация товара «Н» – 87,5% и товара «О» – 90,9% от соответствующего показателя базисного года. Индивидуальный индекс цены показывает, что цена выросла лишь на товар «О» – на 105,3%, в то же время по всем остальным наименованиям товара – «Н», «П», «Р», «С», «Т» индивидуальный индекс цен свидетельствует об отрицательной динамике (снижении) соответственно – 90,9%; 93,3%;, 96,3%, 88,9; 93,8.

Общий индекс физического объема реализации свидетельствует о незначительном снижении общего объема реализации на 94,6%; общий индекс цены свидетельствует об общем снижении цены на реализуемые товары на 92,2%, а общий индекс товарооборота говорит об общем снижении товарооборота на 87,2%.

ЗАДАНИЕ 4

Из исходных данных таблицы № 1 (выбрать строки с 14 до 23) по двум признакам – производственному стажу и размеру заработной платы провести корреляционно-регрессионный анализ, определить параметры корреляции и детерминации. Построить график корреляционной зависимости между двумя признаками (результативным и факторным). Сделать вывод.

РЕШЕНИЕ

Исходные данные

Производственный стаж

Размер заработной платы

1800

2500

1750

1580

1750

1560

1210

1860

1355

1480

Прямолинейная зависимость

Параметры уравнения определяются по методу наименьших квадратов, по системе нормальных уравнения


Для решения системы используем метод определителей.

Параметры рассчитывает по формулам