Биографии Характеристики Анализ

Психология подготовка детей к школе. Психологическая подготовка ребёнка к школе

Зарубежные вузы привлекательны тем, что они престижны. Выпускник такого учебного заведения обязательно будет конкурентоспособным на российском рынке труда. Кто-то из студентов мечтает работать в одной из западных компаний, и с дипломом хорошего европейского вуза это тоже реально.

Считается, что поступить в один из университетов Европы можно только при наличии папы-олигарха или таланта. На самом деле наши соотечественники смогли проникнуть в зарубежные вузы и без таких преимуществ. Нужно просто грамотно подойти к выбору университета.

Проблемы и первые шаги

Нельзя просто так взять и в одночасье поступить в зарубежный вуз. Даже для того, чтобы стать студентом российского учебного заведения, нужна подготовка. В первую очередь, вам стоит учесть особенности зарубежной системы образования. Во многих университетах с 11 классами делать нечего, нужен подготовительный лишний курс. Самый простой выход из положения - отучиться год в отечественном университете, а потом подавать документы в вуз мечты. Также существуют специальные курсы, которые готовят выпускников школ к поступлению в зарубежный вуз.

Еще одна проблема - языковой барьер. Поступая в вуз любой страны, нужно не просто знать язык. Университеты требуют сертификат установленного образца о том, что абитуриент знает язык на высоком уровне. Не везде можно обойтись стандартным английским.

Третьей проблемой станет материальное обеспечение. Даже если абитуриент получил грант на обучение, ему придется на что-то жить за границей. А это значит, что нужно уже быть достаточно самостоятельным. Начать путь к самостоятельности можно, - написание курсовых или контрольных хорошо оплачивается.

Итак, учитывая описанные выше проблемы, вам надо совершить ряд шагов:

Выбрать страну для учебы, вуз и кафедру;
- узнать подробнее о требованиях к абитуриентам;
- ознакомиться с профессорско-преподавательским составом;
- узнать об актуальных исследовательских работах, которые проводит кафедра;
- поступить на языковые курсы;
- подготовиться материально.

Все эти шаги очень важны. Например, ознакомившись с преподавательским составом и актуальными исследовательскими работами, можно подумать о том, чтобы пройти в вуз по гранту. Грант может быть выдан, если абитуриента интересуют проблемы, которыми уже занимаются на кафедре.

Посещая языковые курсы, будущий студент готовится к сдаче специализированного теста на знание языка. Нужно только помнить, что стандартного часа в день вряд ли будет достаточно. Придется уделять языку время дома, занимаясь самостоятельно. Иначе нельзя глубоко погрузиться в чужой язык и узнать его, как родной. Это самые первые шаги, которые должен сделать абитуриент. Без них не поступить в серьезный вуз.

Проблема выбора страны и вуза

В идеале учебное заведение выбирается следующим образом:

Вы определяетесь, в какой стране хотите получить образование;
- вы выбираете вуз и кафедру;
- дальше надо только подготовиться и подать документы.

Однако такой способ доступен не всем студентам по одной простой причине - наверняка обучение будет платным. Хотя иногда выпускнику удается поступить в университет мечты по гранту, здесь уж как повезет. Чаще абитуриенты ищут вуз так:

Выбирают вузы, предлагающие гранты или высокие стипендии;
- тщательно готовятся;
- подают документы.

Чтобы не потерять возможность воплотить мечту, лучше сначала проверить все приличные университеты в той стране, где хочется провести несколько лет. Если уж совсем нет никаких возможностей для поступления, то в этом случае стоит поискать вузы в других странах.

Поступление по гранту

Поступить в университет по гранту проще в магистратуру или на получение степени доктора. К таким абитуриентам требования другие. У поступающего должны быть научные работы или исследования в соответствующей области.

Искать гранты можно на сайтах, информацию предоставляют:

Сами вузы;
- площадки по работе с иностранными студентами;
- правительственные сайты;
- российские ресурсы крупных компаний.

Иногда российские фирмы готовы оплачивать обучение специалистов за рубежом. Как правило, это крупные организации. Однако полагаться на такую удачу не стоит. Лучше присмотреться к предложениям самих вузов и иностранного правительства. Власти могут быть заинтересованы в привлечении студентов из других стран.

Поступление в вуз в кредит

Поступить в университет можно и в кредит. На самом деле это вполне реально, банки охотно сотрудничают с такими студентами. Однако для того, чтобы получить средства на обучение, не надо сразу бежать по банковским офисам.

Для начала будущему студенту придется пройти тот же путь, что и абитуриенту, поступающему по гранту или имеющему деньги. То есть необходимо:

Сдать языковой тест;
- подготовиться к поступлению;
- подать документы;
- получить свидетельство о том, что комиссия успешно пройдена;
- заключить договор о платном обучении.

Уже с договором на руках и пакетом документов студент может идти в банк. Такие заявки рассматриваются внимательно, и положительный ответ банка здесь почти гарантирован. Желанными заемщиками для банков являются студенты, которые поступают на бизнес-факультеты. Например, студенты MBA почти наверняка получат деньги.

Неожиданные требования вузов

От иностранных вузов можно ожидать требования подтвердить свои знания, например, с помощью дополнительного тестирования. В отдельных случаях придется также проходить дополнительный курс после окончания школы. Однако иногда условия поступления могут озадачить. Например, точно известно, что вузы Великобритании и Японии нуждаются в подтверждении финансовой состоятельности учащихся.

Если вы решили стать студентом японского или английского учебного заведения, то почти наверняка вам придется предоставить выписку с банковского счета. На нем должна быть определенная минимальная сумма, которая будет считаться «подушкой безопасности».

Когда студент поступает в вуз Турции или Чехии (а также в вузы некоторых других стран), то ему могут предложить выучить язык в течение года на специализированных курсах. Это оптимальное решение, ведь на этих курсах абитуриент освоится не только с языковой базой, но и со спецтерминами. Они пригодятся при прохождении комиссии.

Языковые экзамены

Во многих вузах для поступления требуется предъявить документ на знание языка. Как правило, это сертификат с определенным сроком действия. Отдельные сертификаты бессрочны, они действительны всегда. Языковые тесты почти всегда платные, некоторые виды тестирования проходят всего пару раз в год. Самые популярные экзамены проводятся через Интернет, что облегчает жизнь абитуриентам.

К тестированию следует тщательно подготовиться. Проверка затрагивает все стороны владения языком, в том числе навыки письма и разговорную речь. Для примера можно поинтересоваться, . Почти все виды языковых экзаменов похожи на самый популярный тест.

Существует несколько распространенных тестов, которые сдают студенты перед поступлением:

TOEFL;
- IELTS;
- GMAT;
- DELE;
- «ТестДаФ» (DSH).

TOEFL, IELTS и GMAT - тесты по английскому языку. Первые два теста почти похожи, TOEFL можно считать американским аналогом IELTS. Перед тем, как готовиться к поступлению в вуз, лучше уточнить, какой сертификат будет предпочтителен. Сертификаты действительны 2 года после сдачи экзамена. Отдельные университеты требуют, чтобы после сдачи на момент поступления прошло не более полутора лет. GMAT сдают абитуриенты, поступающие на бизнес-факультеты вроде MBA. Результаты этого теста действительны в течение 5 лет.

Сертификат DELE является бессрочным, он принимается всеми университетами Испании. «ТестДаФ» - это тест на знание немецкого языка. Сертификат DALF потребуется абитуриентам, поступающим в учебные заведения Франции (например, в Сорбонну), а результаты теста CELI нужны при поступлении в итальянские университеты.

Существуют также и другие специализированные тесты. Например, во всех университетах Японии принимаются сертификаты «Нихонго норёку сикен». Тест по японскому языку проходит всего два раза в год. Действует сертификат только 2 года, потом нужно проходить тестирование заново.

Заключительные шаги

Отправка документов в вуз

Если вы выбрали страну и вуз, имеете результаты языкового теста на руках и готовы штурмовать университет своей мечты, то осталось только подготовить и отправить пакет документов. Ни в одном руководстве нельзя найти точный и полный список документов для поступления в иностранный вуз, потому что каждое учебное заведение предъявляет свои требования. Однако некоторые бумаги требуют в большинстве случаев. Итак, вам наверняка потребуются:

Транскрипт;
- копия документа об образовании, заверенная нотариусом и переведенная и иностранный язык;
- языковой сертификат;
- автобиография на иностранном;
- несколько рекомендательных писем на иностранном;
- документы о финансовом положении;
- заполненная анкета.

В качестве документа об образовании можно использовать аттестат, диплом или справку из вуза. Школьники, которые еще не завершили обучение, имеют возможность взять выписку из ведомости. Что касается транскрипта, то эта бумага может доставить некоторые проблемы. Ведь не в каждой школе ее дают. Если образовательное учреждение не предоставляет транскрипта, то его придется готовить самостоятельно.

Финансовые документы требуют с абитуриентов не все вузы. Ранее уже было сказано, что выписка со счета будет точно нужна при поступлении в университеты Англии и Японии.

При подготовке документов очень важно не забывать о сроках подачи заявок. Ведь в Европе многие вузы завершают прием студентов уже к концу июля. Если медлить, то можно и опоздать. Хотя опоздание в этом случае даст абитуриенту лишний год на подготовку, поэтому отчаиваться не стоит.

Когда получать визу?

Абитуриенты частенько совершают ошибки при получении визы. Некоторые начинают подавать на визу, еще не отправив документы в вуз. На самом деле есть четкий алгоритм действий, которому нужно следовать. Визу без проблем можно получить только после того, как абитуриент был зачислен в вуз, а денежные средства поступили на расчетный счет учебного заведения.

Только после этого следует:

Заполнять анкету на сайте посольства;
- собирать пакет документов для посещения визового центра.

В пакет документов нужно включить:

Документ о подтверждении оплаты;
- документ о зачислении;
- кватанцию о том, что вы оплатили визовый сбор;
- финансовый документ.

В качестве финансового документа подойдет выписка со счета. Рассматриваются также данные со счета спонсора. Студенческую визу вы получите примерно через две недели. Формально срок рассмотрения таких заявок составляет 15 дней.

Торопиться с получением визы не стоит, нужно дождаться, когда на счет вуза придут средства, но и медлить тоже не рекомендуется. Ведь получить место в студенческой общаге можно только после получения визы. Если тянуть с посещением визового центра, то можно остаться без места для проживания.

Где жить за границей?

За границей можно жить в общежитии для студентов, в кампусе, на квартире или в семье. Места в кампусе может и не достаться, а проживание в общаге не устраивает студентов по некоторым причинам. Снимать квартиру порой дорого, тем более, что не всегда есть свободные жилые помещения. Например, в Лондоне арендовать квартиру трудно.

Отличный вариант для студента - проживание в семье. Может показаться, что проживание в семье и аренда - это одно и то же, но на самом деле существуют серьезные отличия. В семье жить дешевле, и это только одно из преимуществ. Обычно семьи принимают сразу несколько студентов для проживания.

Когда вы находитесь в семье, то получаете уникальную возможность наблюдать за бытом иностранцев и их привычками. Такой опыт просто бесценен.

Что еще нужно учесть?

Есть мелочи, на которые абитуриенты не обращают внимания при поступлении. Потом эти недочеты доставляют немало проблем. Например, студентам, грезящим о Париже, нужно знать о тех бюрократических проволочках, через которые приходится проходить при проживании в этом городе. Франция предлагает иностранным студентам бесплатное образование, но она также требует соблюдения целого ряда формальностей.

Выезжая в чужую страну, рекомендуется ознакомиться с ее нормами и обычаями, иначе есть риск попасть в неудобное положение. Это касается как стран Запада, так и восточных государств. Было бы неразумно отправляться в чужую страну, не зная ее культуры.

Отдельно стоит сказать о языковых тестах. Во многих престижных учебных заведениях существует минимальный пропускной балл. Чем выше ваш балл по языковому тесту, тем лучше. Ведь в Гарвард или Оксфорд не примут с теми же результатами, с которыми можно попасть в любой средний вуз. Поэтому подготовке к языковому тестированию нужно уделить особое внимание. Кстати, перед сдачей экзамена рекомендуется посмотреть требования к минимальному проходному баллу по такому экзамену.

Всегда ли престижный вуз — лучший выбор?

Западные психологи в последнее время исследуют проблемы, с которыми сталкиваются студенты в престижных всемирно известных вузах вроде Йеля или Оксфорда. Некоторые из них сделали вывод, что далеко не всегда престижный университет - это лучшее решение для студента. Такие вузы имеют несколько недостатков. Поступив в подобное учебное заведение, вы:

Оказываетесь в высококонкурентной среде;
- можете не рассчитывать на помощь;
- будете испытывать психологическое давление;
- должны будете соответствовать высоким стандартам, в том числе по успеваемости.

Большинство студентов оказываются далеко не первыми в группе. Всегда есть кто-то более умный, способный, талантливый. Разумеется, если вы гений, то вам прямая дорога в престижный вуз. Тогда на вас будут равняться и испытывать зависть. Но средний студент всегда будет догонять кого-то впереди. Психологическая неудовлетворенность и конкуренция приводят к тому, что многие учащиеся бросают университет на втором-третьем курсе. Кто-то не выдерживает уже после первого курса. В любом из престижных вузов интенсивная программа обучения.

Этот феномен психологи назвали «эффектом маленькой рыбки в большом пруду» - другими словами, вас всегда могут «съесть». Поступая в средний университет, который не отличается популярностью и не мелькает на передовицах специализированных изданий, вы, наоборот, становитесь «большой рыбкой в маленьком пруду» и получаете преимущества.

В таком вузе конкуренции меньше, и студенты чаще готовы прийти на помощь товарищу. Здесь можно выделиться и даже стать первым. Закончив такой университет, вы все равно получите преимущества на рынке труда. Некоторые из малоизвестных вузов занимают солидное место в международных рейтингах. Какое учебное заведение выбрать - решать только вам, но о приведенных результатах исследования надо всегда помнить.

Conditional offer и unconditional offer

Если вас зачислили в вуз, то вы получите unconditional offer - это письмо о безусловном зачислении. Существует также так называемый conditional offer - условное зачисление. Подобные письма отправляются абитуриентам, которые могут быть зачислены, но при условии выполнения некоторых требований.

Частенько письмо об условном зачислении получают молодые люди, у которых истек срок действия сертификата о прохождении языкового теста. Иногда от поступающего требуют пройти какой-то экзамен. В любом случае условное зачисление - это не такой плохой знак.

Вузы, которые доступны для поступления

Существуют вузы, в которых учиться можно практически бесплатно или за символическую оплату. Иногда студенту даже дешевле поступить в один из зарубежных университетов, чем обучаться в родном городе. Это не какие-то заштатные учебные заведения, а приличные учреждения вроде Сорбонны и Карлова вуза в Праге.

Карлов университет: старейший вуз в Центральной Европе

Этот университет называют самым престижным высшим учебным заведением Чехии. И это действительно так, ведь Карлов вуз известен во всем мире. Он был основан еще в 14 веке, и сегодня в этом университете целых 17 факультетов. Карлов университет сравнивают с Болоньей, Сорбонной и Оксфордом. Одно из преимуществ вуза в том, что учиться тут можно совершенно бесплатно с одной поправкой: студент должен проходить обучение на чешском языке.

Англоязычные программы в Карловом вузе есть, но они платные. Поэтому перед поступлением необходимо хорошенько подумать. Чешский язык сложноват, однако освоить его все-таки можно. Тем более, что Карлов вуз предлагает специализированные годовые курсы на изучение языка. На таких курсах абитуриент получает все необходимые знания для того, чтобы успешно сдать экзамены.

В Карловом вузе при поступлении придется сдать от 2 до 4 экзаменов на чешском. Минимальный уровень владения языком - B2. Это так называемый «высокий средний уровень». Институт языковой и профессиональной подготовки при Карловом университете дает нужные знания, уровень B2 достижим за год. Подготовительные курсы учитывают будущую специализацию студента.

Теоретически подготовиться к экзаменам можно и самостоятельно, осваивая язык дома, но специальных знаний при этом получить не удастся. Абитуриент просто не сможет учесть все тонкости предстоящего тестирования.

Сорбонна: гордость Франции

Во Франции есть университет, имя которого известно во всем мире. Точнее, это даже не вуз, а система университетов. Речь идет о Сорбонне - учебном заведении, которое стоит в одном ряду с Оксфордом и Болоньей. Это престижный вуз, который доступен российским студентам. Во Франции бесплатное государственное образование, поэтому двери Сорбонны потенциально раскрыты для всех желающих.

Важно только, чтобы абитуриент был готов пройти через пресловутую французскую бюрократию. Что касается языкового экзамена, то некоторые программы Сорбонны ведутся на английском. Здесь принимаются сертификаты TOEFL и IELTS. Для обучения по-французски нужно получить сертификат DALF.

В Сорбонне учится много россиян. Говорят, что проще поступить сюда на магистерскую программу по системе «двойных дипломов». Это действительно так, но и будущие бакалавры тоже имеют все шансы обосноваться в стенах этого учебного заведения. О документах, которые нужны при поступлении в этот вуз, есть много информации даже на российских сайтах. Некоторые студенты успели опубликовать статьи об успешном опыте поступления в университет. Так что при желании абитуриент найдет все необходимое для подготовки.

Вузы Германии

В Германии десятки высших учебных заведений, в которых могут обучаться иностранные студенты. Причем государство выделяет квоты именно на бесплатное обучение, но только при выполнении двух условий:

Абитуриент должен превосходно знать немецкий;
- уровень знаний абитуриента должен соответствовать уровню знаний, который дается немецкой гимназией.

Разумеется, последнее может стать проблемой для российского выпускника, который только покинул стены школы. Ведь ему, согласно немецким стандартам, не будет хватать 1 года. Впрочем, выучить язык, а также получить все недостающие знания можно на курсах Studiencolleg. Это подготовительная годовая программа для иностранных студентов. Курсы в Германии платные, но это вложение обязательно окупится. Ведь в дальнейшем учиться можно будет совершенно бесплатно, главное - найти средства для проживания в стране. Самым дорогим для проживания городом считается Франкфурт-на-Майне.

Университет Хельсинки и другие вузы Финляндии

В Финляндии можно получить бесплатное образование или получить диплом за символическую плату. Этот вуз регулярно предлагает учащимся гранты на получение образования. Наверное, единственный недостаток вуза в том, что почти все программы бакалавриата ведутся тут на финском. Язык можно освоить на дополнительных курсах.

Зато университет Хельсинки очень привлекателен для магистров со знанием английского. Примерно 40 программ доступны будущим магистрам, если они намерены поступать именно сюда. Самое главное, что здесь реально получить грант. в этом вузе тоже можно.

В Финляндии частные университеты предлагают дорогое образование, зато государственные вузы относительно доступны. В некоторых случаях студенту придется платить не больше 150 долларов за семестр. Проживание в стране обойдется примерно в 1000 долларов в месяц, если сильно не шиковать.

University of Turku - еще один вуз Финляндии, где можно получить высшее образование бесплатно. Причем программы тут ведутся в основном на английском, поэтому абитуриенту не нужно изучать никакой другое язык.

Поступить в вуз Финляндии стоит по нескольким причинам:

Во многих вузах здесь признается российский аттестат;
- студенты могут рассчитывать на стипендии;
- учащимся разрешено подрабатывать.

Преимущества вузов Австрии

В Австрии большинство вузов платные, однако плата в некоторых учебных заведениях умеренная. Учиться здесь дешевле, чем в Цюрихе или в Лондоне. Однако главное преимущество австрийских университетов совсем не в этом. Преподавание в вузах ведется в основном на немецком, поэтому достаточно сдать стандартный тест DSH.

При поступлении тут не смотрят на проходной балл. Вступительных экзаменов университеты тоже не предлагают. В случае, если у студента есть какие-то недоработки, то он может потом пересдать экзамены в удобное время. Если вам хочется поступить без лишнего стресса, то австрийские университеты - это идеальный вариант.

В Австрии целенаправленно решили не устраивать экзаменов при поступлении. Ведь многие студенты после семестра обучения начинают понимать, что выбрали не ту специальность. Если бы учащимся приходилось постоянно сдавать экзамены, они вряд ли стали бы менять факультеты. А принятая сегодня система облегчает переход студента с одного факультета на другой.

Университеты Польши, Литвы и Эстонии

Бесплатное образование в Польше доступно только абитуриентам, имеющим «карту поляка». Если вы все-таки планируете поступить в один из местных вузов, то в этом случае:

Выбирайте частное учебное заведение;
- учите польский.

Программы в основном ведутся на польском языке, требование к абитуриентам при поступлении - это уровень знания не ниже B1. Некоторые вузы требуют уровень B2. Частные вузы Польши доступнее, здесь обучение примерно в 2-3 раза дешевле, чем в государственных учебных заведениях.

В Литве достоин внимания университет ISM. Это одна из известнейших бизнес-школ, поэтому ожидать, что учеба будет бесплатной, не стоит. За семестр придется платить около 1700-2000 евро.

В Эстонии абитуриенту может быть интересен Тартуский университет, который известен тем, что входит в Коимбрскую группу. Этот вуз сотрудничает с пятью десятками других высших учебных заведений из 19 стран. Годовая стоимость обучения в Тартуском университете может превышать 3000 евро. Зато студент получит «корочку» одного из самых престижных учебных заведений.

Вузы стран СНГ не так доступны, абитуриенту намного легче поступить в какой-нибудь университет Германии или Австрии. В такие страны, как Польша и Литва, порой сложно получить визу - слишком много требований предъявляется при въезде. Причем расходы на жизнь в этих государствах могут быть такими же, как в крупных немецких городах.

Онлайн-обучение в иностранном вузе

В некоторых университетах можно получить образование, не покидая дома. Онлайн-обучение сегодня не редкость. По сути российским студент может с легкостью закончить как российский вуз дистанционно, так и один из престижнейших университетов Европы или Америки. Разница будет только в сложности подготовки к поступлению.

Преимущества онлайн-образования

Выбрать дистанционное обучение стоит по нескольким причинам:

Такое образование обойдется дешевле;
- студенту не нужно будет отрываться от работы;
- учиться можно в любом месте и в любое время.

Если вы поступаете на самый обычный факультет, то вам придется жить в стране, где вы учитесь, или совершать регулярные поездки для сдачи экзаменов. При дистанционном образовании это исключено, следовательно, вы экономите время и деньги. Студенту не надо думать о том, где жить, где брать средства для жизни за рубежом и как быть с бюрократическими заморочками.

Онлайн-обучение идеально подходит занятым людям. Если человек работает и имеет семью, то поездка за границу может стать лишь мечтой. Но это не повод отказываться от качественного образования. Европейские вузы предлагают даже курсы повышения квалификации. В Америке некоторые из университетов предоставляют и бесплатные программы обучения.

Престижные вузы тоже участвуют в программе дистанционного обучения. После того, как студент сдаст последние экзамены, он получит полноценный диплом. Онлайн-образование - это возможность получить нужные знания и «корочку» без лишнего стресса.

Как проходит учеба

Обычно в группах дистанционного образования собирается по 15 студентов, хотя иногда их число может быть и выше. Учащиеся слушают лекции, получают домашние задания и даже сдают экзамены. Студенту предоставляется библиотека для занятий, списки литературы и многое другое.

Экзамены в конце семестра могут проходить либо в онлайн-формате, либо в самой настоящей аудитории. В последнем случае вам придется совершать поездку в университет, и это не всегда удобно. Онлайн можно получить степень бакалавра или магистра, таким образом проходит и обучение в MBA, что только привлекает руководителей. Дистанционное образование очень выгодно для мам, ведь - сплошное наказание.

Поступление в вуз онлайн

Требования при поступлении в зарубежный вуз онлайн зависят только от конкретного университета. У каждого учебного заведения есть свои особенности. Обычно все проходит по следующей схеме:

Абитуриент проходит предварительное тестирование;
- вуз отправляет документы для заполнения, если человек прошел экзамены;
- абитуриент заполняет документы и посылает обратно.

После того, как документы приходят в вуз, абитуриента зачисляют. С этого момента он считается полноправным студентом вуза, ему сразу открывают доступ к электронным ресурсам и базам университета.

Учиться онлайн можно в вузах многих стран, в том числе в американских, канадских и европейских университетах. Учебные заведения предлагают как длительные программы, так и краткосрочные курсы на один-два семестра. Прохождение таких курсов быстро повысит вашу конкурентоспособность на рынке труда, что очень важно для занятого человека. В любом резюме упоминание зарубежного вуза смотрится солидно.

Качество образования, полученного ещё в бытность студентом - это, по сути, маркер качества будущей жизни, а обучение за рубежом добавляет к профессиональным знаниям ещё и внушительный культурный багаж и прекрасное знание нескольких иностранных языков. Учёба за границей является не просто претензией на высокий статус или стремлением к престижной специальности - это инвестиция в собственное будущее, обоснованная и грамотная.

Обучение за рубежом для русских студентов сводится, как правило, к учёту следующих показателей:

  • Качество образования и статус диплома;
  • Необходимость владеть иностранным языком;
  • Стоимость обучения и жизни в стране;
  • Удалённость от дома.

Для разных частей света эти показатели различны.

Европейские страны имеют одни из самых высоких показателей качества образования и уровня жизни. Обучение за рубежом для русских студентов, которые хотят поступить в вузы Германии, Польши, Чехии предполагает бонусы - им не обязательно знать язык страны, в которой придётся учиться. Преподавание в большинстве случаев ведётся на английском, иногда даже на русском, а для поступления во многие государственные вузы требуется уже на месте пройти короткий 100-часовый курс языка. Италия предлагает льготные программы, а Франция и Британия, хотя и требуют наличия теста о знании языка и сдачи вступительных экзаменов, не требуют проходить на месте массу бюрократических процедур. Большая часть Европы связана Шенгенским соглашением, а значит, обучаясь, например, в Польше или Испании, вы сможете объехать всю Европу. Для посещения достопримечательностей, путешествий и дружеских контактов здесь нет границ, а получать дополнительную визу не потребуется. Перелёт от Мюнхена до Москвы забирает всего несколько часов - а значит, и до семьи будет рукой подать.

Обучение в Америке и Канаде - прекрасный шанс не только получить хорошую специальность, но и улучшить уровень английского. Основные направления, которые предпочитают выбирать русские студенты в этих странах - биофизика, космонавтика, компьютерные науки, электроника, культура и право. При поступлении в американский или канадский вуз абитуриент автоматически получает право на работу в стране, что может помочь закрепиться за границей тем, кто ставит себе подобные цели. Да и дополнительный заработок никому не помешает. Многочисленные программы (такие как Work&Travel и другие) позволяют ещё до поступления в вуз сравнительно недолго пожить в стране и решить, подходит ли местная среда для дальнейшего профессионального развития.

Азиатское, восточное направление всегда было не столь популярным, как западное, но в последние годы образовавшийся "перекос" стал выравниваться. Обучение в Китае и Японии привлекает в первую очередь тех, кто видит своё будущее в работе с электроникой, техникой, промышленностью. Популярно это направление и у всех любителей восточной культуры. Часто образовательные программы для русских направлены на углубление знаний в сфере языка, восточной культуры, очень популярной и в нашей стране. Смело можно сказать, что подобные специалисты в перспективе будут самыми востребованными - ведь восточный вектор развития России предполагает увеличение сотрудничества с азиатскими странами. А значит, понадобятся специалисты, которые смогут обеспечить эту коммуникацию.

Образовательные программы Южной Америки не отличаются таким богатством, как европейские: местные вузы ещё не вполне дотягивают до мирового уровня. Но есть и исключения: университеты городов Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу и Минас-Жерайс считаются одними из самых престижных в мире. В странах Южной Америки хорошо развито частное образование, особенно выделяется ряд частных католических вузов. Иностранные студенты, приезжающие для обучения в вузах Южной Америки выбирают, как правило, направления, связанные с техникой. Жизнь здесь очень своеобразна, но несомненно интересна, а тёплый климат, экзотическая природа и обилие достопримечательностей обеспечат интересный досуг.

Как выбрать?

В стремлении учиться за границей, абитуриент, как правило, начинает мечтать о какой-то конкретной стране - это и является главной ошибкой. Всё же речь идёт об образовании, выборе специальности, то есть жизненном фундаменте. Вот и выбирать нужно место, где это образование - самое качественное, где есть (и преподаётся на высоком уровне!) специальность мечты. Если это в Милане - значит, стоит ехать в Милан; в Париже - значит, Париж. Ну а если вы всю жизнь мечтали переехать в Великобританию, где эта ниша не развита - что ж, возможно и переедете когда-то - когда будет возможность.

Не везде есть квота для иностранных студентов, и далеко не все вузы либерально относятся к знанию языка. Поэтому, имея проблемы в одной из этих сфер, следует уточнять, сможете ли вы учиться по выбранному направлению, и какой статус будет иметь ваш диплом.

Подводные камни

Далеко не все стороны жизни во время учёбы за границей представляют собой некое подобие земного рая. Могут возникнуть проблемы в следующем:

  • Социальная адаптация - образование нового круга общения.
  • Необходимость изменить стиль жизни, питания, поведения.
  • Бюрократические сложности.
  • Медицинское обслуживание.

А что же в плюс?

При всех недостатках, образование за рубежом может дать колоссальную выгоду. К достоинствам такой учёбы можно отнести следующие пункты:

  • Престижная специальность и диплом международного класса.
  • Возможность путешествий.
  • Возможность стажировки и работы за рубежом, к которым после выпуска из вуза добавится и право на работе в стране.
  • Приобретение обширного культурного багажа.
  • Отличное знание иностранных языков.

Образование за границей - это прекрасный способ расширить кругозор, выйти на новую ступень, стать гражданином мира.

Образование за границей - голубая мечта многих российских студентов. Причины тому кроются в недовольстве отечественной системой образования, и, увы, на это есть основания. Вопреки стереотипам, поступить в заграничный университет несложно, главное - к этому подготовиться. И для начала нужно определиться со страной образования и бюджетом.
Высшее образование за рубежом построено по-разному в зависимости от региона - в Восточной Европе университеты несильно отличаются от России, если взять западнее - различий куда больше. Огромные сюрпризы ждут студентов в англоговорящих странах - США , Великобритании и Австралии - в них образовательный сектор является коммерческим, хоть это вовсе не означает, что без денег путь сюда закрыт - топовые университеты предлагают стипендии, покрывающие до 100% расходов.

Почему едут учиться за границу?

  • Эффективная организация учебного процесса
  • Многие знают, что система высшего образования за рубежом лучше, но мало кто знает почему - обычно это просто взгляд на соседнюю поляну, которая всегда кажется зеленее. По факту же образование за рубежом построено действительно эффективнее. В первую очередь это касается США и Великобритании - именно в этих странах расположены самые престижные университеты. Но престижными они стали не потому, что кто-то их таковыми назвал, а благодаря достижениям выпускников. В отличие от российских университетов, где преподавателями зачастую практикуется формальная и бюрократическая система, а целью студентов часто становится скорее отделаться от экзаменов, в западные университеты едут именно учиться и делают это с полной самоотдачей. Перспективы преподавателей там тоже намного радужнее, поэтому они пекутся не о низких зарплатах, а о том чтобы передать свои знания студентам. Именно эта атмосфера мотивации и взаимного стремления намного увеличивает вероятность того, что выйдете Вы из университета не только с дипломом, но и с головой, полной знаний.
  • Международное признание диплома
  • Если диплом инженера университета рядом с домом по факту не делает Вас инженером мирового уровня, то степень, полученная в Европе или США, открывает новые горизонты на карьерном пути. Рынок труда прекрасно осведомлен о системах образования различных стран, поэтому полученная на авось "корочка" не гарантирует хорошей должности даже в России, а за границей и подавно. С иностранным дипломом легче построить карьеру как на родине, так и за рубежом.
  • Возможность остаться работать в стране
  • Зарубежный диплом в сто крат увеличивает шансы остаться надолго в стране в качестве профессионала. Несмотря на распространенное мнение, что "никому вы там не нужны", это совсем не так: к примеру, в Дании развернута специальная программа по "отлову" успешных выпускников и последующему их трудоустройству в датские компании, университеты США активно способствуют тому, чтобы выпускники нашли свое место в жизни и предлагают несколько вариантов старта карьеры, а инженеров с дипломом французских политехов расхватывают самые успешные мировые компании.
  • Более высокая стартовая зарплата
  • Для тех, кто не планирует покидать родину, зарубежный диплом может сослужить еще более хорошую службу. Российские работодатели с руками отрывают обладателей заграничных дипломов, заманивая их более выгодными условиями и высокими зарплатами. Поэтому вкладывая средства в зарубежный диплом, можно быть уверенным, что они вернутся с процентами.
  • Бесценный опыт
  • Ну и помимо самого диплома, у любого, кто отправляется учиться за границу, есть возможность получить то, чего не купишь за деньги - это опыт жизни и взаимодействия в новой среде. Образование за границей, даже если это месячный курс английского, действительно меняет сознание, учит общаться с разными по культуре и ментальности людьми и делает видимыми новые грани глобальной картины мира.

    Языковые курсы за рубежом

    Изучение иностранного языка там, где на нем говорят - это самый действенный и быстрый способ им овладеть. Зарубежные языковые школы предлагают наиболее эффективные методики обучения, при которых происходит полное погружение в языковую среду. Студенты используют иностранный язык не только на уроках, но и в свободное от учебы время - с новыми знакомыми, с принимающей семьёй, в общественном транспорте, в музеях и ресторанах - повсюду.
    Языковые курсы за рубежом таят в себе нечто большее, чем просто освоение иностранного языка. Это и страноведение, и межкультурные коммуникации, и обмен опытом со студентами из разных стран, это возможность посетить исторические места, театральные премьеры, спортивные состязания и интереснейшие выставки. Языковые школы помогают своим студентам почувствовать себя частью города и насладиться программой культурных мероприятий страны. За 4-6 недель за границей студенты делают «языковой рывок», который при обучении дома достигается подчас целыми годами.

    Подготовка к поступлению в иностранный университет

    Практика показывает, что большинству иностранных абитуриентов для поступления в зарубежные вузы необходимо прохождение специальных подготовительных курсов при университете. Это объясняется различием систем образования в каждой стране, поэтому многим иностранцам необходима образовательная переориентация и языковая подготовка для успешного прохождения конкурса.
    Такие программы подготовки проводятся во многих зарубежных университетах и помогают будущему студенту адаптироваться к непривычному ритму жизни и обстановке, а также подготовиться к дальнейшему обучению в университете. Как правило, основу курса составляет изучение специальных предметов на иностранном языке. После прохождения подобных курсов многие зарубежные университеты зачисляют своих студентов на первый курс автоматически, то есть без вступительных экзаменов или конкурса.

    Варианты поступления в зарубежный университет

    Поступить за границу можно сделать несколькими способами. Требования к абитуриентам варьируются в зависимости от страны университета и программы, но в целом можно выделить несколько вариантов поступления в зарубежный университет:
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании 11-го класса российской школы - университеты Польши , Чехии , России
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании школы и 1-го курса российского университета - университеты США , Канады , Франции , Италии , Германии , Великобритании , Норвегии и еще нескольких европейских стран
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании подготовительных курсов или колледжа - университеты США , Великобритании , Канады , Франции
    • на любой курс по трансферной программе перевода из Вашего вуза в зарубежный - все страны (в зависимости от договоренности между университетами)
    • на 1-ый курс магистратуры по окончании программы бакалавра - все страны
    • на 1-ый курс докторантуры по окончании программы магистра - все страны
    Каждому из вышеперечисленных вариантов поступления соответствует определенный набор требований, соблюдение которых обязательно при рассмотрении заявления выбранным учебным заведением.

    Процесс поступления за границу

    Система образования каждой страны имеет свои отличительные особенности. В разных странах и в разных вузах установлены свои правила поступления, свои правила оформления документов, свои вступительные требования и сроки подачи заявок. Не зная этих особенностей, можно просто «завалить» весь процесс, будучи при этом на сто процентов «проходным» абитуриентом.
    Каждый самостоятельно выбирает для себя, каким способом ему готовиться к поступлению: самостоятельно изучить все тонкости оформления документов или обращаться к специалистам. При этом важно учитывать, что этот выбор делается раз в жизни и может повлиять на всё Ваше будущее.
    Если Вы не уверены на 100%, что сможете справиться самостоятельно и дойти до победного конца, то мы можем предложить свою

    Александр Рыжаков

    С дипломом канадского вуза для тебя открываются рынки труда всего мира и в то же время, именно в Канаде можно создать что-то свое и быть успешным. Если вы хотите добиться успеха, помните о таком слове как ‘Networking’. Овладев этим искусством, вы добьетесь колоссальных результатов в Северной Америки в целом. Учиться в Канаде интересно и полезно. Humber College проводит различные мероприятия и, если есть время и желание, то можно принять в них участие и почувствовать истинную атмосферу канадского обучения. Еще одним преимуществом является многонациональный состав студентов. В моей группе были как канадцы, так и представители США, Португалии, Японии и других стран. Такая многообразность придает яркость и динамичность получаемым знаниям".

    Дарья Рогожникова

    Главное отличие нидерландской системы образования - нацеленность на самообучение. Это совершенно не значит, что студент предоставлен сам себе. В любой момент можно получить помощь или разъяснение преподавателей. Мне довольно долго приходилось бороть внутри себя запрет на выражение собственного мнения в процессе написания академических эссе и работ. В Нидерландах ключевой фразой в академических эссе является "я считаю", а на занятиях тебя постоянно спрашивают "А что думаешь ты?", и этот подход серьезно отличается от того, что практикуют в российских университетах.

    Мой совет, займитесь сбором и подготовкой необходимых документов заранее! У меня ушла пара месяцев на то, чтобы создать с нуля описание пройденных мной в России дисциплин и курсовой литературы. Если вы собираетесь после окончания обучения запросить год на поиск работы, советую не упускать возможности стажировок во время учебы. Это в разы увеличит ваши шансы на последующее трудоустройство, поскольку голландские рекрутеры не очень-то доверяют опыту работы, полученному на родине.

    Кристина Запорожец

    Моя специальность называется post-secondary business-marketing.

    Продолжительность этого курса 4 семестра.

    Поступать учиться можно 3 раза в год: сентябрь, январь и май.

    Непосредственно перед учебой каждый студент колледжа получает свой личный номер и пароль. Это необходимо для того, чтобы каждый мог зайти в свой личный кабинет на сайте колледжа и просмотреть всю необходимую информацию, а именно:

    • список предметов, которые будут в будущем семестре;
    • домашнее задание;
    • объявления различного рода.

    Что самое удобное - это то, что каждое событие колледжа высылается каждому студенту на почту. И никто ничего не сможет пропустить. Что касается расписания, то его каждый студент может выбрать сам. Главное, чтобы по окончанию семестра по каждому предмету рейтинг не был ниже 50%.

    Я сейчас на втором семестре. У меня 6 предметов плюс математика финансов, которую я изучаю дистанционно. Это значит, что у меня в наличии есть книжка, где после каждого модуля идет задание. Я должна его выполнить и выслать на электронную почту инструктору. Тот, соответственно, проверяет и, в свою очередь присылает оценку и какие-либо корректировки на мою почту. Это очень удобно, так как есть возможность выполнять задания в то время, когда удобно.

    Обычно в день по 1-2 предмету по 2-3 часа. Даются небольшие перерывчики в течение занятия по 10-15 минут. Все преподаватели относятся с пониманием к каждому студенту, всегда готовы помочь, легки «на подъем». Нет какого-либо неравенства. Наоборот, канадцы даже уважают иностранных студентов за их, так сказать, отвагу поехать за границу, обучаться на другом языке, жить без близких людей. Что интересно, это то, что каждый студент не стремится быстрее убежать домой из колледжа, чтобы отдохнуть! В Centennial есть все для учебы и отдыха!

    Например для учебы есть несколько библиотек с огромным количеством столов, компьютеров, закрытых/открытых учебных комнат, принтеры. Можно совершенно бесплатно взять ноутбук на 4 часа и пользоваться им в пределах учебного заведения.

    Все те книги, которые необходимо купить для учебы, можно приобрести в Bookstore в колледже. Также есть тренажерный зал, баскетбол, футбол, настольный теннис, фитнес, спа- салон.

    Что меня совсем удивило, так это места для сна! На самом деле есть такого рода кушетки в самом спокойном месте колледжа, где можно полежать-отдохнуть! А в студенческом центре находится зал с игровыми приставками. И более того, конечно же, кому исполнилось 19 лет, могут выпить алкогольные напитки в пределах определенного помещения, называемого Bar. Это как лозунг: «Лучше выпивайте в колледже, нежели где-то на улице!» =)

    В колледже постоянно проводятся какие-либо мероприятия, собрания по поводу иммиграции, работы и т.д. Что касается питания, то есть кафетерий, где можно купить различного рода еду индийской, китайской кухни, фаст-фуд в Subway, кофе и пончики в Tim Hortons, а также можно подогреть в микроволновке то, что ты принес с собой. Вообще, колледж работает до 22-00. Поэтому можно вдоволь позаниматься, пообщаться и найти новых друзей почти из 100 стран мира!

    Читать целиком

    Кристина Турлакова

    Обучение в Англии стало для меня настоящим подарком судьбы, который кардинально изменил мою жизнь. Еще обучаясь на бакалавриате, я пришла к выводу, что продолжить обучение в магистратуре я хочу за границей. Я выбрала обучение в Англии, так как университеты Великобритании считаются одними из лучших в мире. Поступить в университет напрямую довольно сложно, поэтому я приняла решение поступить на программу Pre-Masters ONCAMPUS на базе Birkbeck University в Лондоне. Задача подготовительного курса заключалась в том, чтобы подготовить студентов к обучению на английском языке, постепенно включая изучение сложных предметов и навыков академического письма: курсовых работ и эссе. Требования при поступлении на Pre-Masters значительно ниже, чем на магистратуру, поэтому на подготовительную программу можно поступить при невысоких оценках и относительно слабым владением английским языком.

    После окончания Pre-Masters у меня было преимущество при поступлении, а в некоторых вузах зачисляли на программы магистратуры без экзаменов. Во время моего обучения на подготовительной программе я долго выбирала университет, в который хотела бы поступить. Мне нужно было учебное заведение, в котором была бы сильная бизнес школа по специальности «менеджмент».

    Я выбирала между университетами Queen Mary University of London и University of Westminster. Мне больше понравилась Вестминстерская бизнес-школа и я очень довольна своим выбором. Длительность магистратуры один год и это был самый интенсивный год в моей жизни. Я считаю, что без программы Pre-Masters мне было бы значительно сложнее. Программа была четко направлена на развитие практических навыков в бизнес индустрии. Преподаватели очень дружелюбные, всегда помогут и подскажут. Очень часто приходили guest speakers - люди, работающие в бизнес индустрии и имеющие большой профессиональный опыт. Выпускники с дипломами английских вузов являются очень востребованными в мире, начальная зарплата существенно выше, чем у других.

    Читать целиком

    Майя Зюзина

    Студентка 1 курса Lindenwood University

    Я поступила в Lindenwood University по стипендиальной программе, которая покрывает 50% моего обучения за рубежом. Для участия в программе нужно было сдать TOEFL не меньше чем на 61 балл, а также иметь хорошие оценки за последние 3 года обучения в школе. Я учусь по специальности World History. Если студент учится по гуманитарному направлению, то он должен взять 2 научных предмета, а если студент преимущественно учит науки, то он должен взять 2 гуманитарных предмета. Помимо основных предметов я могу брать элективы- дополнительные курсы из разных областей знаний. Либо можно стать double major, тогда появляется возможность получить 2 образования сразу.

    Американское образование отличает детальность изучения предмета. В каждом полугодии ты берешь 5-6 предметов, но изучаешь эти предметы очень детально, что позволяет действительно понять предмет, его суть и предназначение. Суть американского образования - самообразование: ученик читает дома учебники, учит, готовится к уроку, а на уроке они вместе с учителем разбирают прочитанный материал. Учитель объясняет, что не понятно, учитель-это консультант. Здесь нет привычных нам лекций, и главное - это умение анализировать и предполагать, а не заучивать или зубрить, как это принято у нас. Поэтому мне приходится переучиваться. Учиться сложно, но интересно.

    Еще одна позитивная вещь образования в США в том, что если, проучившись полгода, ты понял, что тебе не нравится твоя специальность, ты можешь поменять еще, или добавить новые курсы, или убрать их. Учителя прекрасные, грамотные, пытаются разнообразить урок, помогают студенту в любой ситуации, понятно объясняют материал, в любое время можно позаниматься с ними как с репетиторами. Можно брать различные спортивные классы. Сейчас я занимаюсь фитнесом, а в следующем семестре я планирую Art of dance, на котором я буду изучать разные виды танцев и их историю.

    В университете много иностранных студентов со всех стран мира, люди очень позитивные, отзывчивые, улыбчивые, в любой момент готовы тебе помочь, что меня очень удивило. Я живу в общежитии, в комнате с одной девочкой, и мы делим ванную с двумя другими девочками. Все чисто, никаких проблем нет. На территории кампуса две столовые, с большим выбором еды.

    Если вы заканчиваете школу и задумываетесь об учебе в США, не бойтесь! Но знайте, что вам придется учиться целыми днями и делать очень много домашнего задания. Хоть учиться и тяжело, но интересно, и вы будете тратить силы на нужные вам вещи.

    Читать целиком

    Никита Максимов,22 года

    Что мне нравится в университете? Все! Как только я приехал в университет - глаза начали разбегаться. Тут все как фильмах, картинках и книгах: студенты лежат на траве, едят, общаются, читают книги. Большой кампус университета находится рядом с парком, а ручей разбивает корпусы университета на две половины. Где-то неподалеку играют ребята в волейбол. Раз в месяц университет устраивает бесплатное BBQ, где все студенты могут собраться и провести вместе время за обедом.

    Учусь я в Австралии на психолога. Изначально присутствует колоссальная разница в системе образования России и Австралии. В России я закончил бакалавриат по экономике, хотя знаний в области экономики, честно говоря, осталось не очень много. Это не потому, что я тупой или ленивый, а потому что система обучения кардинально другая. В России ты можешь не ходить на занятия целый семестр, подготовиться к экзамену, получить свою тройку и расслабиться. Здесь же, в Австралии, ты чувствуешь, что задача учителя дать тебе знания и понимание предмета. Я учусь всего 1 семестр, но по ощущениям, я гораздо лучший психолог здесь, чем экономист в России.

    В нашем обучении очень много практики: студентов делят на группы и дают увлекательные задания на закрепление полученных знаний. У каждого преподавателя своя методика проведения занятий и начисления баллов. Например, преподаватель предмета health behavior, в течение семестра каждую неделю давала нам тест на дом, состоящий из десяти вопросов, при выполнении которых можно пользоваться Интернетом, учебниками и другими источниками. За каждый решенный тест мы набирали определенные «кредиты», которые начисляются по мере прохождения предмета. Поэтому, успешно сдать семестр, можно лишь усердно работая на парах, повторяя материал дома, и написав хорошо итоговый тест.

    Преподаватели тут держатся профессионально, задавая образец поведения и пример для подражания. Они всегда готовы ответить на любой вопрос и помочь при любой проблеме. С первого семестра нас уже учат как "быть психологами". Что делать, что не делать, как смотреть на клиента, как держать осанку, как сообщать о времени и так далее. Что я проходил на первом семестре экономики? Теорию, теорию, и еще раз теорию…. По-моему, именно отношение преподавателей и манера обучения являются ключевыми компонентами успешной образовательной системы университета.

    Изначально я выбирал обучение в городах Перт или Мельбурн. Перт - тихий город в западной части материка. Мельбурн же является культурной столицей Австралии, где постоянно проходят концерты, фестивали и другие мероприятия. В моем выборе сыграло роль местоположение города. От Мельбурна в часовой доступности на самолете такие города как Сидней, Канберра и Голд Кост. Благодаря огромному количеству парков, садов и бульваров Мельбурн очень часто называется «городом-садом», а штат Виктория известен как «Штат садов» ещё с XIX века. Прожив 22 года в России понимаешь, что нашим городам недостает порой зеленого цвета, чего с лихвой я нахожу здесь.

    По окончании обучения я планирую работать либо частным психологом, либо детским. Работа с детьми не даст тебе заскучать, а работа частного психолога сулит более интересное возможно продвижение по карьере.

    Читать целиком

    Сергей Земчихин

    Я хочу получить престижное европейские бизнес-образование и Голландия дает возможность не только получить актуальные и востребованные на рынке труда знания, но и пройти стажировку и получить опыт работы в европейской компании. Для человека, изучающего международный бизнес - это большой плюс...

    Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

    Шаг 1: анализ ситуации

    Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

    Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

    Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

    В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

    Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

    Оксана Сытник

    студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

    «Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

    Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

    За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

    Шаг 2: определение притязаний

    Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

    Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

    Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

    Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

    Наталья Равдина

    руководитель образовательных проектов Британского Совета:

    «Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

    Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

    Шаг 3: поиск программ

    Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

    Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

    Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

    Наталья Гаранина

    студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

    «Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

    Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

    Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

    Шаг 4: сбор и подготовка документов

    Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

    Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

    Ирина Добрынина

    стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

    «Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

    Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

    У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

    На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

    Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

    Шаг 5: интервью

    Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

    На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

    Александр Паролов

    студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

    «Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

    Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

    Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

    Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

    Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

    Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

    Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

    Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

    Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.