Биографии Характеристики Анализ

Репрезентативное социологическое исследование.

1. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает
вопрос, который не получил ответа
вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов
вопрос, сформулированный предубежденным образом
вопрос, на который можно ответить как угодно

2. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях
сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента
облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных
упорядочения получаемой первичной информации
помощи респонденту в понимании подлинного замысла иссле­дователя

3. В основе классификации данных социологического исследования л ежит
группировка данных по заданному признаку
расположение данных в ранжированном ряду
занесение данных в заранее заготовленные таблицы
расстановка статистических данных по различным кластерам

4. Под вероятностной выборкой понимают
выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения по­лученных результатов с тем, что есть на самом деле
совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности
выборку, для которой все элементы в популяции имеют одина­ковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав
подбор респондентов в соответствии с общим замыслом иссле­дования

5. Репрезентативностью социологического исследования называ­ется
величина, характеризующая объем и масштабы исследования
понятие, определяющее надежность и достоверность получен­ных данных
степень согласованности выдвигаемых предположений с гос­подствующей социологической парадигмой
совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» ге­неральной совокупности

6. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором
условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем
наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблю­даемыми объектами и принимает участие в их деятельности
исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников
исследователь определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, явления должны быть включены в наблюде­ние

7. Патефонные пластинки начала века послужат источником первичной социологической информации при использовании следующего метода
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

8. Непосредственное участие социолога в работе рабо­чей бригады послужит источником первичной социологической информации при использовании следующего метода:
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

9. В ходе социологического опроса выявляются
данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности
объективные распределения норм и ценностей в выбранной по­пуляции
документальные отображения фактов социальной реальности
субъективные мнения людей, которых называют респондентами

10. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объе­мом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитыва­ет 12 967 человек, то шаг выборки будет равен
100
130
150
200

11. Суть эмпирической социологии состоит в
составлении анкет, их сортировке и последующей статистиче­ской обработке
изучении и описании методов сбора первичной социологиче­ской информации, ее обработки и анализа
составлении выводов и практических рекомендаций для приня­тия оптимальных управленческих решений
подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации

12. Верным является суждение
Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным
Одна из отличительных черт социологического опроса - количест­во респондентов (объем выборочной совокупности)
Перепись населения - разновидность сплошного опроса
В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество

13. Словарь переменных - это
толкование значений каждой из переменных исследования с со­поставлением определений различных авторов
логический анализ смысла вопросов
сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них, кодов, указанных в анкете, а также номеров позиций, которые занимает данная переменная в строке матрицы базы данных
исследовательская интерпретация смыслового значения исполь­зуемых понятий

14. Модальной категорией в линейном распределении называется
разновидность способа заполнения рядов распределений
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­более часто
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­менее часто
наименование заголовка таблицы

15. Укажите, по какой шкале выстроены наборы вариантов ответов на следующий вопрос анкеты, применявшейся в одном из опро­сов:
«Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?
А) да
Б) нет
в) не помню»
номинальная
интервальная
ранговая
метрическая

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный).Теоретико-методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования.Методический раздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных. Т.о., социологические исследования требуют серьезной подготовки. Ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его подготовку. Все исследования в социологии можно разделить на две большие группы: сплошные и несплошные.

Выборочные исследования - самая распространенная разновидность несплошных исследований в социологии. Основное требование к выборке - состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования. Основные понятия теории выборки.

1.Генеральная совокупность - все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого-либо товара и т.д. 2. Выборочная совокупность (выборка,) - часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования. 3. Единицы анализа (изучения) - элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие опросу. 4.Репрезентативность - это свойство выборки воспроизводить в себ,е основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, т.е. делать заключения о целом на основании части. Существуют две основные модели выборки: вероятностная (случайная) и целенаправленная (неслучайная).

6. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью).

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

– анализ документов;

– опрос (анкетирование, интервью);

Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.

Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).

По способу фиксации информации документы подразделяются на:

– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных носителях);

­– иконографические (образные);

– фонетические (на различных носителях);

– статистические (сборники статуправлений и госучреждений).

По социальному статусу они делятся на:

­ – официальные (государственно-общественные);

– неофициальные (личные);

По характеру информации:

– исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);

– правовые;

– экономические;

– политологические;

– культурологические;

– теологические.

По степени близости к описываемому объекту:

– первичные (стенограммы);

– вторичные (справки, аналитические обобщения).

В качестве документов выступают и разнообразные виды социологического инструментария - от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.

В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Второй важный метод социологического исследования - опросный.

Опрос - метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Основными элементами опроса являются:

– специалист–разработчик опросного инструментария;

– анкетер (интервьюер);

– анкета (план интервью);

– ситуация опроса (способ его проведения);

– респондент (отвечающий).

В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Анкетный опрос - один из основных видов опроса. Его особенность - использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).

Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.

Раздаточное анкетирование - это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.

Почтовый опрос - распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.

Прессовый опрос - обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.

Каждый из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Интервью - второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.

Различают следующие виды интервью:

– свободное;

– формализованное (стандартизированное);

Понятие репрезентативности часто встречается в статистических отчетностях и при подготовке выступлений и докладов. Пожалуй, без нее трудно представить себе какой-либо из видов подачи информации на обозрение.

Репрезентативность - что это?

Репрезентативность отражает, насколько выбранные объекты или части соответствуют содержанию и смыслу совокупности данных, из которой они были выбраны.

Другие определения

Понятие репрезентативности можно раскрывать в разных контекстах. Но по своему смыслу репрезентативность - это соответствие черт и свойств выбранных единиц из общей совокупности, которые точно отражают характеристики всей генеральной базы данных в целом.

Также репрезентативность информации определяют как способность выборочных данных представить параметры и свойства совокупности, важные с точки зрения проводимого исследования.

Репрезентативная выборка

Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.

Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации.

Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные. Вероятностная - это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.

Невероятностная - это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.

Вероятностная выборка

Вероятностные выборки также могут подразделяться на несколько видов:

  • Одна из самых простых и понятных принципов - это нерепрезентативная выборка. К примеру, такой способ часто используется при проведении социальных опросов. При этом участники опроса не выбираются из толпы по каким-либо определенным признакам, и получение информации производится у первых 50 людей, принявших участие в нём.
  • Преднамеренные выборки отличаются тем, что имеют ряд требований и условий при отборе, однако все же полагаются на случайное совпадение, не преследуя своей целью достижение хорошей статистики.
  • Выборка на основании квот - это еще одна из вариаций невероятностной выборки, которая часто используется для исследования больших совокупностей данных. Для нее используется множество условий и норм. Подбираются объекты, которые должны им соответствовать. То есть на примере социального опроса можно предположить, что опрошены будут 100 человек, но только мнение некоторого числа людей, которые будут соответствовать установленным требованиям, будут учтены при составлении статистического отчета.

Вероятностные выборки

Для вероятностных выборок исчисляется ряд параметров, которым объекты в выборке будут соответствовать, и среди них разными способами могут избираться именно те факты и данные, которые будут представлены как репрезентативность данных выборки. Такими способами вычисления нужных данных могут быть:

  • Простая случайная выборка. Заключается в том, что среди выбранного сегмента совершенно случайным методом лотереи выбирается необходимое количество данных, которые будут являться репрезентативной выборкой.
  • Систематическая и случайная выборка дает возможность составить систему вычисления необходимых данных на основе случайно выбранного сегмента. Таким образом, если первое случайное число, которое указывает на порядковый номер данных, выбранных из общей совокупности, будет 5, то последующими данными, которые будут выбраны, могут стать, например, 15, 25, 35 и так далее. Этот пример наглядно объясняет, что даже случайный выбор может основываться на систематических вычислениях необходимых исходных данных.

Выборка потребителей

Осмысленная выборка - это способ, который заключается в рассмотрении каждого отдельного сегмента, и на основании его оценки составляется совокупность, отражающая характеристики и свойства общей базы данных. Таким образом набирается большее количество данных, соответствующих требованиям репрезентативной выборки. Можно легко отобрать некоторое количество вариантов, которые не войдут в общее число, не потеряв при этом качество отобранных данных, представляющих общую совокупность. Таким способом определяется репрезентативность результатов исследования.

Размер выборки

Не последний вопрос, который необходимо решить, - это размер выборки для репрезентативного представления генеральной совокупности. Размер выборки не всегда зависит от количества исходников в генеральной совокупности. Однако репрезентативность выборочной совокупности напрямую зависит от того, на сколько сегментов должен быть в итоге разделён результат. Чем больше таких сегментов, тем больше данных попадает в результативную выборку. Если результаты требуют общего обозначения и не требуют конкретики, тогда, соответственно, выборка становится меньше, поскольку, не вдаваясь в детали, информация излагается более поверхностно, а значит, ее прочтение будет общим.

Понятие ошибки репрезентативности

Ошибка репрезентативности - это конкретные расхождения между характеристиками генеральной совокупности и выборочных данных. При проведении любого выборочного исследования невозможно получить абсолютно точные данные, как при полном исследовании генеральных совокупностей и выборки, представленной лишь частью сведений и параметров, тогда как более детальное изучение возможно только при исследовании всей совокупности. Таким образом, неизбежны некоторые погрешности и ошибки.

Виды ошибок

Различают некоторые ошибки, которые возникают при составлении репрезентативной выборки:

  • Систематические.
  • Случайные.
  • Преднамеренные.
  • Непреднамеренные.
  • Стандартные.
  • Предельные.

Основанием для появления случайных ошибок может быть несплошной характер исследования общей совокупности. Обычно случайная ошибка репрезентативности имеет незначительный размер и характер.

Систематические ошибки между тем возникают при нарушении правил отбора данных из общей совокупности.

Средняя ошибка - это разница между усредненными значениями выборки и основной совокупностью. Она не зависит от количества единиц в выборке. Она обратно пропорциональна Тогда чем больше объем, тем меньше значение средней ошибки.

Предельная ошибка - это наибольшая возможная разница между усредненными значениями сделанной выборки и общей совокупностью. Такая ошибка охарактеризовывается как максимум вероятных ошибок при заданных условиях их появления.

Преднамеренные и непреднамеренные ошибки репрезентативности

Ошибки смещения данных бывают преднамеренными и непреднамеренными.

Тогда причинами появления преднамеренных ошибок является подход к подбору данных по методу определения тенденций. Непреднамеренные ошибки возникают еще на стадии подготовки выборочного наблюдения, формирования репрезентативной выборки. Для недопущения подобных ошибок необходимо создать хорошую основу для выборки, составляющей списки единиц отбора. Она должна полностью соответствовать целям проведения выборки, быть достоверной, охватывающей все аспекты исследования.

Валидность, надежность, репрезентативность. Расчет ошибок

Расчет ошибки репрезентативности (Мм) средней арифметической величины (М).

Среднее квадратическое отклонение: численность выборки (>30).

Ошибка репрезентативности (Мр) и (Р): численность выборки (n>30).

В том случае, когда приходится изучать совокупность, где количество выборки мало и составляет меньше 30 единиц, тогда число наблюдений станет меньше на одну единицу.

Величина ошибки прямо порциональна объему выборки. Репрезентативность информации и вычисление степени возможности составления точного прогноза отражает определенная величина предельной ошибки.

Репрезентативные системы

Не только в процессе оценки подачи информации используется репрезентативная выборка, но и сам человек, получающий информацию, использует репрезентативные системы. Таким образом, мозг обрабатывает некоторое создавая репрезентативную выборку из всего потока информации, чтобы качественно и быстро оценить подаваемые данные и понять суть вопроса. Ответить на вопрос: «Репрезентативность - что это?» - в масштабах человеческого сознания довольно просто. Для этого мозг использует все подвластные в зависимости от того, какую именно информацию необходимо вычленить из общего потока. Таким образом, различают:

  • Визуальную репрезентативную систему, где задействуются органы зрительного восприятия глаза. Люди, часто использующие подобную систему, называются визуалами. С помощью этой системы человек обрабатывает информацию, поступающую в виде изображений.
  • Аудиальная репрезентативная система. Главный орган, который используется - это слух. Информация, подаваемая в виде звуковых файлов или речи, обрабатываются именно этой системой. Люди, лучше воспринимающие информацию на слух, называются аудиалами.
  • Кинестетическая репрезентативная система представляет собой обработку потока информации, путем восприятия его с помощью обонятельных и осязательных каналов.

  • Дигитальная репрезентативная система используется вместе с другими как средство получения информации извне. восприятие и осмысление полученных данных.

Итак, репрезентативность - что это? Простая выборка из множества или неотъемлемая процедура при обработке информации? Однозначно можно сказать, что репрезентативность во многом определяет наше восприятие потоков данных, помогая вычленить из него наиболее веские и значимые.

Не останавливаясь на методологических приемах организации выборки, которые подробно описаны в литературе, следует отметить, что ведущую роль в определении ее типов в каждом конкретном случае играют исходные исследовательские установки, обоснованные
в методологической части программы. Определение генеральной совокупности - это наполнение конкретным содержанием идеализированного модельного представления, в результате чего объект исследования из абстрактного переходит в область конкретного и реального. Конструирование выборочной совокупности это следующий этап, на котором воспроизводится в реальных показателях модель проблемосодержащей системы, т.е. предмет исследования. В социологии для описания совокупности единиц наблюдения, имеющих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе, используется понятие генеральная совокупность .
В исследовании социальной подсистемы промышленного предприятия генеральной совокупностью стал весь рабочий персонал или коллектив предприятия; единицей наблюдения - отдельный работник или отдельная социальная группа, в зависимости от конкретной исследовательской задачи.

Цели и задачи исследования, а также объем генеральной совокупности и исследовательские возможности, определяют характер исследования: оно может быть сплошным либо выборочным. В исследовании, которое носит сплошной характер, в качестве объекта исследования выступает вся генеральная совокупность. В выборочном исследуется лишь ее часть - выборка, выборочная совокупность , которая позволяет судить о генеральной совокупности
в целом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.

Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:



1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;

2) статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:

а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;

б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

Принципиальным моментом, который следует подчеркнуть особо, является то, что выборочная совокупность выступает в качестве объекта - заместителя генеральной совокупности. То есть выборка - это модель того объекта исследования, который конкретизируется в виде генеральной совокупности единиц наблюдения и таким образом становится доступным эмпирическому познанию.

Как модель выборка отличается от тех идеализированных модельных представлений, которые были построены ранее. Выборка обладает всеми признаками материальной, предметной модели, «так как состоит (выборка. - С. Л.) из материальных объектов, в т.ч. людей, принадлежащих к той или иной интересующей нас социальной группе (коллектив предприятия, жители города, студенты, молодые рабочие и т.п.) и присущих им свойств (их мнений, отношений, ориентации). Правда, эти «материальные объекты» обладают некоторой спецификой, о которой цитируемый автор не говорит, но наверняка подразумевает. И социальные группы, и индивиды, входящие в них, отличаются от предметно-физических и предметно-математических моделей наличием сознательной, субъективной поведенческой компоненты. Такие качественные особенности присущи как объекту-оригиналу (генеральной совокупности), так и объекту-заместителю (модели - выборочной совокупности). Главное в том, чтобы эти особенности с нужной достоверностью воспроизводились в модели, делая ее репрезентативной. Репрезентативность выборочной совокупности достигается с помощью обоснованного типа выборки.

Отнесение выборочных совокупностей к виду материальных моделей позволяет решить и проблему количественного обоснования объема выборки, что тоже является необходимым условием ее репрезентативности. Генеральная совокупность всегда кроме качественных показателей обладает рядом количественных параметров. Это позволяет в процессе построения выборки использовать количественные методы, «работающие» в сфере прямого подобия, а не только косвенного и условного, что характерно для идеальных моделей - знаковых моделей и идеализированных модельных представлений.

Сложность и специфика объектов социологического исследования, множественность целей и исследовательских задач приводят к необходимости сочетания различных способов (типов) выборки, в результате чего она становится комбинированной. Комбинированная выборка характерна для многоступенчатого отбора, когда на разных его ступенях используются различные типы выборки; например, на первой ступени применяется метод районированной выборки, а на следующей - чисто случайной. Сложность объектов социологического познания находит отражение и в использовании многофазового отбора, для которого характерно формирование подвыборок (вторичных и т.д. выборок) на основе осуществленной первичной выборки.

Контрольные вопросы к теме №10

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Социологическое познание как система.

2. Понятие и общая характеристика социологического исследования.

3. Основные виды и типы социологических исследований.

4. Этапы организации социологического исследования.

5. Сущность и структура программы социологического исследования.

6. Отображение логики социологического исследования в его программе.

7. Методологическая специфика процедур сбора и анализа социологической информации.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

Дополнительная:

1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Мн., 1979.

4. Жилина Л.И. Теоретическая подготовка социологического исследования. М., 1989.

5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

6. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. Мн., 1992.

7. Рабочая книга социолога. М., 1983.

8. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.


ТЕМА 11. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ

Лекция 11. Методы сбора социологической информации

Основные понятия:

социологическая информация; виды социологической информации; социологический анализ документов; контент-анализ; социологическое наблюдение; опрос; анкетирование; интервью; фокус-интервью; закрытый вопрос; открытый вопрос; респондент; экспертные оценки; тестирование; социометрия; социологический эксперимент .

Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Генеральная сов-ть - объект иссл-ия, кот. территориально, производственно и во времени "локализован".

Как правило, объектом в социологическом исследовании являются большие группы людей. Опрос всех нерационален (велики затраты, удлиняются сроки, теряется ценность, актуальность). Поэтому СИ имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть отбирается количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

Выборочная сов-сть - определенное число элементов генер. сов-ти, отобранных по строго заданному правилу. В момент иссл-ния она должна представлять микромодель генер. сов-сти, воспроизводить характ-ки генер-ой, т.е., быть репрезентативной (представительной). Структура выбор-ой сов-сти по основным изучаемым качест-ым характ-кам и контрольным признакам должна совпадать со структурой генер. сов-сти. Контролируемые признаки репрезентативной выборки: пол, возраст, социально-профессиональный статус, имущественный состав.

Элементы выбор. сов-ти называются респ-тами. Непосредственно опрашиваемые индивиды или группы составляют единицы анализа.

Виды и методы выборки

Вероятностная

· простая случайная

· систематическая (механическая)

· гнездовая стратифицированная (серийная)

Целенаправленная

· стихийная

· основного массива

· квотная

Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:

Р=а/n, где р - вероятность события, а - ожидаемое число, n - общее число

В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора. Все респонденты пофамильно заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого и проводится отбор по случайно-повторному отбору (когда фамилия отобранного респондента записывается, а карточка возвращается обратно в ящик), либо по случайно-бесповторному (когда отобранная карточка откладывается в сторону).

Сегодня иссл-ли предпочитают исп-ть таблицу случайных чисел для построения выборки методом случайного отбора. Для этого все представители генеральной совокупности нумируются, методом случайного попадания выбирается число из таблицы, затем соответствующий данному числу, элемент генер. сов-ти заносится в список выборочной.

Данные методы возможны, если генеральная совокупность не превышает 500-1000 единиц.

Для больших генер. совокупностей удобнее применять метод систематической (механической) выборки. Все элементы ген.совокупности сводятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по соответствующей формуле: K=N/n, где N - величина ген.совокупности, n - величина выбор.совокупности.

Суть серийной выборки заключается в возможности разбить ген.совокупность на серии (группы) по заданному признаку и производить отбор респ-тов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки. Данный вид используется в дескриптивном исследовании для изучения проблем на крупных предприятиях и организациях.

Метод гнездовой выборки довольно часто применяется на практике. Она предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Если же мы хотим изучить в статистических показаниях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Для этого наряду с вероятностной выборкой в СИ применяется также и целенаправленная выборка, к которой не применимы правила теории вероятности. Данный вид предполагает использование стихийного метода, основного массива и квотной выборки.

В случае стихийной выборки заранее предопределить структуру массива респондентов невозможно. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты.

Mетод стихийного отбора внешне очень похож на случайный.

Критерии отбора: принадлежность респондента к проектируемой ген.совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтролируемые систематические ошибки. Существенную роль играет взаимное расположение при встрече респондента и интервьюера.

К стихийному отбору относится и метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выбор.совокупность составляет значительную долю генер.совокупности и перекрывает возможное смещение. При обследовании коллектива предпр-ия вполне достаточно опросить "больш-во" работников и это обеспечит близость выбор. и генер. средних переменных.

Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для "зондажа" какого-нибудь контрольного вопроса.

При квотной выборке (применяется в опросах общественного мнения) респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квоты выступают все данные о том или ином контрольном признаке элементов генеральной совокупности. Как правило, число признаков, определяющих квоты не превышает четырех.

Квотный основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и примения вероятностных процедур. Признаки: территория, социальный статус, возраст, пол.

Правила выборки таковы, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа. В начале могут быть отобраны регионы, поселения, учреждения, институты (в них факультеты, группы), школы (классы), а затем контингент опрашиваемых. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

Поэтому по форме реализации различают выборки одноступенчатые и многоступенчатые.



Определение объёма выборочной совокупности является важным вопросом в теории выборки.

Объем выборки - общее число единиц анализа (элементы выборочной совокупности, подлежащей опросу), зависит:

  1. от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки),
  2. от необходимой степени точности результатов,
  3. от числовых значений контрольных признаков элементов генеральной совокупности, точнее об их дисперсии (разброса).

Как правило, объем выборочной совокупности составляет не менее 5-10% объема генеральной совокупности.

37.Статистическая обработка данных и анализ эмпирической информации.
Социальные явления и процессы, которыми занимается социология, имеют массовый характер. Поэтому одним из главных инструментов социологического анализа является статистика - наука о том, как собирать, анализировать и интерпретировать данные о массовых явлениях и процессах.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

  • Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;
  • Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
  • Выборка для эмпирического исследования;
  • Выбор методов и методик.
  • Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;
  • Обработка эмпирических данных;
  • Обсуждение и интерпретация данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе.

Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:

  • Первичная обработка данных
  • Составление таблиц
  • Проверка данных.
  • Статистический анализ данных
  • Анализ первичных статистик
  • Оценка достоверности отличий
  • Нормирование данных
  • Корреляционный анализ
  • Факторный анализ

В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования.

Основой для сводной таблицы исходных данных является следующая форма. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце (поле) записаны значения одного показателя по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке (клетке) таблицы записано только одно значение одного показателя одного испытуемого. В самой верхней строке даны номер испытуемого по порядку, ФИО (или какой-нибудь другой идентификатор), измеренные показатели, шкальные оценки и т.п. Эта строка облегчает ориентировку в таблице. В каждой последующей строке записана ФИО испытуемого и значения всех, измеренных у него параметров; разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей.

Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке, но лучше использовать этот принцип на самом нижнем уровне деления. Сначала лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому, важному для вас, параметру.

Преобразование формы информации

В таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т.д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых сейчас компьютерных программ накладывает свои ограничения. Старайтесь также без особой необходимости не заносить в таблицу различные текстовые символы (точки, запятые, тире и т.п.).

Всю информацию, которую можно закодировать числами, лучше перевести в числовую форму. Это даст больше возможностей для разных видов обработки данных. Исключением является первая строка, в которой записаны названия (чаще краткие названия – аббревиатуры) измеренных показателей. В виде чисел в таблицу можно вписать информацию и о тех параметрах выборки, которые предположительно могут оказаться значимыми факторами, но имеются у вас в качественных показателях. Наиболее простыми операциями могут быть: числовое кодирование (мужчины – 1, женщины – 2; прошедшие обучение – 1, не прошедшие – 2 и т.п.) и перевод качественных показателей в ранги.

Проверка данных

После создания таблицы на бумаге или компьютере необходимо проверить качество полученных данных. Для этого часто достаточно внимательно осмотреть массив данных. Начать проверку следует с выявления ошибок (описок), которые заключаются в том, что неправильно написан порядок числа. Например, 100 написано вместо 10, 9,4 – вместо 94 и т.п. При внимательном просмотре по столбцам это легко обнаружить, поскольку сравнительно редко встречаются параметры, которые сильно варьируют. Чаще всего значения одного параметра имеют один порядок или ближайшие порядки. При наборе данных на компьютере важно соблюдать требования к формат данных в используемой статистической программе. Прежде всего это относится к знаку, которые должен отделять в десятичном числе целую часть от дробной (точка или запятая).

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данныхнеобходимо для повышения достоверности выводов научного исследования. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Выбор метода статистического анализа полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные.

После проведения необходимого статистического анализа данных нужно соотнести полученные результаты с изначально поставленной гипотезой, с теоретическими обоснованиями авторов, которые исследовали данную тематику и предыдущими исследователями. Сформулировать выводы и проинтерпретировать полученные результаты.

38.Опросные методы сбора первичной социологической информации.

В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них - опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги

Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.