Биографии Характеристики Анализ

Социальный интеллект как понять человека. Как развить социальный интеллект

Как мужская, так и женская повседневная одежда хакасов состоит из рубахи и штанов, сшитых из фабричной ткани.

Мужская рубаха - свободная, длинная и широкая в подоле. Шьют ее из хлопчатобумажной ткани - ситца, сатина, из шелка и шерсти преимущественно ярких цветов: красного, синего, желтого, реже черного. Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.

Покрой женского платья совпадает с покроем мужской рубахи, только шьют женское платье длиннее (ниже колен) и немного шире в подоле. Как и мужские рубахи, платья делают чаще всего из цветного ситца или сатина. Праздничные платья шьют из шелка и шерсти.

Углы отложного воротника, наплечники, обшлага и ластовицы женского платья делают обычно из другого материала: сукна, шелка, плиса, в прошлом - из парчи. Наплечники и обшлага женского платья несут на себе основную декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет фона наплечников и обшлагов подбирают к платью, как правило, по принципу контраста. Кумачовый, оранжевый тон платья - и черный или густой синевы цвет наплечников, обшлагов. Желтый тон платья - темно-зеленый, черный цвет наплечников. Голубое платье - наплечники и обшлага темно-синие, зеленое - снова контрастный цвет черного в наплечниках и т. д (цв. ил. 108).

В узорах вышивки преобладают цвета ярких, насыщенных тонов: малиновый, красный, оранжевый, желтый, синий, лиловый, особенно нарядно звучащие на темных фонах наплечников и обшлагов платьев. Для вышивки характерен геометрический орнамент. Рисунок орнаментальных форм четок, всегда хорошо скомпанован, узоры его разнообразны. Практически нет двух одинаковых орнаментальных рисунков вышивки для наплечников и обшлагов. Соотношение узоров с фоном, выявление самого узора и силуэтных просветов фона, образующих свой орнаментальный ритм, - все это впечатляет выверенностью, завершенностью композиционных решений. Богатой фантазией и вкусом отличаются хакасские вышивальщицы (цв. ил. 111). Техника вышивки самая разная. Тамбурный шов, которым выполняется контур рисунка, сочетается с гладью, заполняющей рисунок внутри контурных линий. Старинные хакасские узоры вышиты шелком. В настоящее время вышивка чаще всего выполняется нитками мулине.

Следует отметить, что если для степных районов Хакасии особенно характерен геометрический узор орнамента, то в северных, подтаежных районах в узорах орнамента преобладают цветочные и растительные мотивы. Здесь орнаментальные формы крупнее. Силуэт цветка, листьев, стебля ясно и четко читается на контрастном фоне черного, темно-вишневого, зеленого сукна или шелка (цв. ил. 109).

Особенностью женских национальных платьев подтаежных районов Хакасии является то, что низ их нередко украшают цветные полосы. Кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов столь характерных для степных, южных районов, где все горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый терракотовый, розовый, красно-коричневый, рядом с желтым, оранжевым, теплыми фиолетовыми и зеленым цветами мастера здесь используют синий, голубой, зеленый открытых, резких тонов. Нельзя представить их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем травой, с дымкой горячего марева на фоне словно выцветшей голубизны неба. Они органичны здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых соотношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая простота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, невысоких холмов, далеких возвышенностей, а в подтаежных районах с зелеными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Узорчатость геометрических форм вышивки, причудливое переплетение основных, ведущих линий тамбурного шва, вокруг которых группируются сочные цвета розеток, трех- и пятилепестковых форм орнамента, острые ответвления, напоминающие одновременно рога животных и веточки кораллов, обусловлены именно природными ландшафтами.

И мужская рубаха и хакасское женское платье застегиваются на одну пуговицу. Праздничные платья в прошлом украшали крупными перламутровыми пуговицами. Сборки рукавов у манжет прошивают или вышивают цветными нитками в несколько полосок или узорами.

В прошлом столетии в местах, расположенных близко к русским поселениям, хакасские женщины стали носить платья русского покроя, а также кофты, юбки. Вместе с тем следует отметить, что в хакасских улусах и селах и сегодня еще женщины носят свою национальную одежду.

Верхней весенней и осенней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка - сикпен . По покрою он почти не отличался от русского армяка или распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имел широкий прямой покрой, застегивался на одну пуговицу, запахивался слева направо и подпоясывался поясом, его шили на подкладке. Это была одежда преимущественно зажиточный хакасов.

Женский сикпен по покрою не отличался от мужского, только воротник его более широк и в форме шали. Главным отличием женского сикпена является его декор. Нередко воротник и обшлага рукавов сикпена обшивали черным бархатом или плисом. Воротник и обшлага украшали также вышивкой цветным шелком или шерстью. Кроме того, на них нашивали большие перламутровые, стеклянные разных цветов пуговицы. Самые крупные перламутровые пуговицы нашивали в несколько рядов впереди под воротом. Самая же нарядная деталь женского сикпена - спинка. Вышивка заполняет ее сплошным ковровым узором (цв. ил. 110; рис. 194).

Женские сикпены шьют и украшают вышивкой и в наше время. Вышивку выполняют шелковыми, шерстяными нитками, но чаще всего мулине. Так же как и в вышивке на платьях, вышивка сикпенов южных, степных районов Хакасии отличается по колориту от северных, подтаежных районов. На юге она более насыщена по цвету, узоры здесь геометрического характера, размеры орнаментальных форм невелики, орнамент густо покрывает спинку, обшлага сикпена. Подтаежный сикпен мягче по колориту. В цветах вышивки преобладают спокойные зеленые, розовые, золотистые и лиловые тона. Узоры орнамента более крупных форм, в них отчетливо можно увидеть очертания отдельных цветов, побегов растений, листьев. Вышивка этих сикпенов более декоративна, масштабна (рис. 195, 196).

Зимней одеждой хакасов была шуба из овчины - тон. Мужская шуба кроилась в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Длина шубы сзади доходила до пят, а спереди была чуть короче. Рукава делались с глубокой проймой и заканчивались полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот из овчины был отложным, круглым. Женская шуба, как и платье, по покрою похожа на мужскую. Запахивалась она также слева направо. Застегивали шубу на пуговицы, но не подпоясывали в отличие от мужской. Женские шубы чаще шили с воротником из мерлушки, полы, подолы, рукава их оторачивали мехом шириной в 10-12 см. Для оторочки использовали мех с овечьих, беличьих ног, с ног соболя. Праздничные шубы сверх меховой оторочки украшали широкой полоской цветной материи: сатина, шелка, парчи.

Глубокие и поэтому толстые складки подола шубы скрепляли тартханами : цветными шелковыми нитками по верху каждого центрального клина у самого шва, соединяющего спинку с подолом, прошивали насквозь заложенные овчинные складки, одновременно собирая их в мелкие сборки (от 4 до 6) одна над другой. Стежки ниток располагали в шахматном порядке, что создавало декоративный эффект. Шелковые нитки (обычно они разных цветов) пропускали через овчину, а концы каждой нитки спускались по обе стороны строчки так, что из них образовывались разноцветные кисточки, что очень красиво.

Выше уложенных и прошитых складок, непосредственно над каждой из них, по нижнему краю верха спинки шубы, у самого ее шва, нашивали особые матерчатые аппликации - праты . Внутри они были зашиты кусочками шелка, а с краев, как узенькие каемки, нашивали полоски цветного шелка: у крайних пратов, к примеру, синего, у третьего и четвертого - красного и у центрального зеленого цвета. Цвета чередовались и по-другому, но схема их чередования на всех шубах примерно одинаковая. Размер пратов на шубах приблизительно 5×5 см. Количество их колеблется от 1 до 7. Праты и тартханы составляют совершенно оригинальное украшение хакасских женских шуб (цв. ил. 112).

Кроме отделки пратами и тартханами, шубы украшали еще и вышивкой. Вышивку косой перекрещивающейся гладью располагали по линии проймы. Цветочные мотивы вышивки в той же технике глади украшали спинку шубы (рис. 197).

Украшенные вышивкой шубы, отделанные пратами и тартханами, и сегодня широко бытуют в степных улусах южных районов. Их можно встретить также и в других районах Хакасии.

Традиционным видом верхней одежды хакасской женщины была в прошлом безрукавка сигидек . Шили их особые мастерицы, которым давали на руки весь закупленный материал: шелк для подола ярких цветов, иногда атлас или цветную парчу, бархат, большей частью черного цвета, который и составлял верх собственно сигидека, шелк или сатин на подкладку, разноцветные шелковые нитки, иногда еще золотую или серебряную канитель, позументы и простой бумажный материал на каркас. Своеобразным, оригинальным был декор сигидека - чеек , который представляет собой нашитые вплотную, ряд за рядом, швом "через край" (собственно этот шов и называется по-хакасски "чеек"), узенькие шнурочки, плетенные на руках из цветного шелка. Делали это следующим образом: две-три нитки одного цвета сначала ссучивали, потом из них сплетали узенькие шнурочки, как плетут косы, в три ряда, которые и нашивали на ткань, обычно на черный бархат, обязательно по два одноцветных шнурка рядом. Ряды сплетенных шнурочков располагаются в порядке цветов радуги, в разных чееках могут быть варианты.

Помимо чеека сигидек украшали еще бахромой из шелковых кистей, шелковыми нитяными завязками у ворота, дорогими пуговицами и вышивкой шелками по линии шва, соединяющего верх с низом. Иногда чеек заменяли обшивкой из позумента или тесьмы или в дополнение к чееку на спинке вышивали узор.

Увидеть сигидек в наши дни можно лишь в краеведческих музеях Красноярска, Абакана и Минусинска. В хакасских семьях он встречается крайне редко (рис. 198).


198. Безрукавка женская. Шелк, плис, шелковые нитки. Шов "чеек". Конец XIX в. КККМ

Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX века были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей. В морозы к таким шапкам пришивали кусок овчины в виде ушанки. Своеобразной была старинная женская шапка с меховым околышем и длинной висящей тульей из материи, вышитой узорами. Такие шапки носили чаще всего замужние женщины.

Но охотнее хакасские женщины, как в прошлом, так и в настоящем, носят на голове платок из шерстяной ткани (типа павловских, набивных платков), который они очень искусно повязывают.

Хакасские рукавицы, как мужские, так и женские, имеют одинаковую форму и отличаются лишь размерами. Зимние рукавицы шили из белой или черной овчины с отделкой из материи. Отделку обычно делали из двух узких полосок - темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, сатина, ситца (рис. 199). Часто рукавицы оторачивали мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой. Изготовление рукавиц и украшение их вышивкой - наиболее распространенный в настоящее время вид народного творчества в хакасских улусах и селах, в поселках городского типа. Рисунки вышивок разнообразны, и нет среди них одинаковых, повторяющихся (цв. ил. 113, 114).

Своеобразной была у хакасов обувь. Мужчины и женщины носили одинаковую по крою обувь, делали ее сами из кожи. Такая обувь не имела каблуков. Голенище под коленями подвязывалось ремешками. Жители подтаежных районов голенища обуви часто делали из холста.

Мужскую зимнюю обувь шили из оленьего, конского и козьего (дикой козы) камуса. Камусовая обувь была мягкой и теплой, к тому же очень удобной для ходьбы. Женскую зимнюю обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Задники, подошву, переда такой обуви обшивали кожей. Нередко женскую обувь украшали вышивкой (рис. 200).

Обувь подобного типа еще нередко можно встретить в подтаежных районах Хакасии.

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Как развить социальный интеллект

«Люди существуют друг для друга», - сказал однажды римский император Марк Аврелий. Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни - быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то - оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой. Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно. Понять, как этого добиться, нам поможет высокоразвитый социальный интеллект, а о том, что это такое, мы и поговорим.

Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми . В понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними». То есть, например, если обратиться к «Войне и миру» Льва Толстого, то, по Торндайку, красавец Андрей Болконский, обладай он развитым социальным интеллектом, должен был не только догадаться, почему Наташа Ростова предпочла ему Анатоля Курагина, но и сообразить, как правильно вести себя с непостоянной дамой в подобной ситуации.

В дальнейшем свой вклад внес другой американский психолог Генри Олпорт, описав социальный интеллект как одно из восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. Он считал, что социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Если следовать мысли Олпорта, ленивцы из «Зверополиса» являются обладателями отнюдь не высокого социального интеллекта.

Российский социолог и психолог М.И. Бобнева первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том, что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. [Бобнева, 1979]. Все мы помним Шерлока Холмса из популярного сериала «Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли. Там главный герой является ярким представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и крайне низкие коммуникативные способности в мире людей.

Вероятнее всего, многие читатели уже поняли, что социальный интеллект - комплекс полезных способностей, а значит, было бы неплохо способствовать его развитию. И эта мысль совершенно верна, именно поэтому мы хотели бы оговорить, что для развития социального интеллекта необходимо учитывать возрастные особенности человека и благоприятные условия для его развития.

Если у вас есть младшие сестры, братья или дети дошкольного и младшего школьного возраста, самой эффективной будет рекомендация стимулировать их к активному взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевых играх. На раннем этапе для развития навыков коммуникации ему будет достаточно небольшой группы друзей, а также набора любых игрушек, которые позволят детям играть «в магазин», «дочки-матери» и любые другие игры, в которых они смогут активно общаться и строить диалоги [Шилова, 2009].

Если же ваш малыш уже совсем не малыш, а подросток, то его ни в коем случае нельзя ограничивать в интимно-личностном общении со сверстниками: в данном возрасте установление близких дружеских или романтических отношений, наличие неформальной коммуникации со сверстниками есть благоприятное условие для развития социального интеллекта.

В юношеском возрасте в первую очередь важны гендерные различия, ведь у юношей формируются компетенции в вербальном общении (они быстрее находят соответствующий тон общения в зависимости от собеседника), в то время как у девушек наблюдается тенденция к росту чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и к невербальной экспрессии, что позволяет им правильней оценивать речевую экспрессию собеседника [Князева, 2004].

Что касается более зрелого возраста, то многие авторы приходят к общему мнению: одним из выражений социального интеллекта является мудрость, и не всем удается ее достигнуть. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных ошибок, ограниченности собственных знаний и способность к выявлению проблем [Иванов, 2009].

Какие методы для повышения социального интеллекта известны сегодня?

К эффективным методам повышения уровня социального интеллекта авторы относят тренинги, фильмотерапию и анализ видеосюжетов, проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на развития невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые игры. Однако человек, желающий повысить уровень своего социального интеллекта, должен понимать, что для этого ему придется развивать и некоторые другие способности. Например, хорошее внимание. Важность внимания сложно переоценить, ведь порой именно интерес к каким-то важным деталям помогает лучше понять собеседника. То, что другие могут считывать автоматически, человеку с низким уровнем социального интеллекта необходимо переводить на уровень сознания: заострять внимание на всех деталях, чтобы в конечном итоге подмечать важные. Однако, как мы помним из примера о Шерлоке Холмсе, внимание является лишь важным, но не достаточным качеством.

Не менее важен в данном случае и мотивационно-волевой компонент: если вы решили повысить уровень своего социального интеллекта, то это еще не означает непременного достижения результата. Потребуется продолжительная и систематическая работа над собой, а значит, необходима дисциплина и соблюдение расписания собственных занятий. Сев на диету и бросив ее, человек не похудеет. Так же и здесь - необходимо идти до конца.

Итак, перечислим несколько практических советов.

Что вам хочет сказать мимикой и жестами собеседник? А вы ему?

Обращайте больше внимания на невербальное поведение людей (жесты, мимику и т.д.): невербальные сигналы порой сообщают более правдивую информацию, которую человек попросту не успевает контролировать, в отличие от вербальных сигналов. Данный навык будет очень полезен, а развивать его очень просто: можно включить любой неизвестный фильм или сериал с выключенным звуком и по невербальному поведению актеров попытаться сделать выводы об их чувствах и в целом о ситуации на экране. Далее совсем несложно будет проверить себя, пересмотрев те же сцены уже со звуком.

Анализируйте собственную «невербалику». Будьте внимательны к себе и собственному телу и попытайтесь понять, как внешние сигналы тела соотносятся с вашими внутренними состояниями и чувствами.

Грамотная понятная речь - залог эффективного общения

Что касается вербальных навыков: как говорится, лучше больше, чем меньше. Старайтесь оттачивать свое мастерство, как можно больше общаясь с людьми, которые готовы вас слушать. Отмечайте свои слабые стороны и проводите работу над ошибками. Например, если вы чувствуете, что собеседник элементарно не понимает вашей дикции, - упражняйтесь, пока ваша речь не станет более понятна окружающим.

Какие эмоции ухудшают или улучшают процесс коммуникации?

Анализируйте собственные эмоции. Попытайтесь понять, что повлияло на возникновение того или иного эмоционального состояния, что может вызвать более острую реакцию или позволит ее сгладить. Проследите, как те или иные эмоции влияют на ваши мыслительные процессы, - так вы будете вооружены. Например, если вы знаете, что в состоянии гнева вы абсолютно не можете соображать, то переждите, пока гнев пройдет, прежде чем браться за какие-то задания или приступать к общению. Кроме того, заранее продумайте стратегии избавления от каких-то особенно пагубно влияющих эмоций. Если вы понимаете, что перед каждой встречей с начальством вас охватывает паника и оцепенение, вам надо продумать для себя индивидуальные приемы, направленные на минимизацию подобного состояния.

Таким образом, если в области социального интеллекта у вас «диапазон как у зубочистки», - как говорила Гермиона Рону Уизли в «Гарри Поттере», - не отчаивайтесь! Еще не все потеряно: социальный интеллект вполне возможно развить, следуя вышеперечисленным советам. Главное - желание работать над собой.

Марина Георгиевская, Яна Чёрная

Литература

Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. - М.,1979.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // Педагогическое общество России. - 2004.

Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. - 2009, №1.

Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. - Самара, 2004.

Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995.

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // ЗПУ. - 2008. №4.

Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. -2015, №7 (19).

Николаевский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // МНКО. - 2012, №5.

Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. - 2011, №2.

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - М., 2014.

Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис... канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет. - Нижний Новгород, 2009.

Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920, №140.