Биографии Характеристики Анализ

Сущность основных функций социологии. Методы социологического исследования

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

1.1.2. Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

7. Три пути социологии знания Наша задача состоит не в том, как мы уже указывали, чтобы полностью решить поставленные здесь проблемы; нам приходится удовлетвориться тем, что мы выявляем скрытые взаимосвязи и ставим под вопрос те выводы, которые до сих пор казались

Из книги Демократия и тоталитаризм автора Арон Реймон

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы Социология знания - недавно возникшая социологическая дисциплина. В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

II. От философии к политической социологии Чем социологическое исследование политических режимов отличается от философского или юридического? Обычно отвечают примерно так: философия изучает политические режимы, чтобы оценить их достоинства; она стремится определить

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Из книги Начало социологии автора Качанов Ю Л

Глава 14. Автономия социологии Известное изречение Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»14.1 можно рассматривать как краткую формулировку марксовой оппозиции психологизму14.2 - весьма

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

НАЧАЛО СОЦИОЛОГИИ

Из книги Избранное: Социология музыки автора Адорно Теодор В

Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. И. В. Гете. Фауст Социологическая теория есть теория "социального мира"1, и социологическое познание есть институционализированное исследование. Оно создает

Из книги Нищета историцизма автора Поппер Карл Раймунд

Глава 3. ПРИСУТСТВИЕ В СОЦИОЛОГИИ И все, что временно, изменчиво, туманно, Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна. И. В. Гете. Фауст "Есть" (ist) - синоним «присутствует» (anwest) . Социологическое вопрошание "Что есть x?" институционализирует x в качестве присутствия. Мышление

Из книги О некоторых категориях понимающей социологии автора Вебер Макс

1.1. Предмет, функции и методы социологии Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй - от греческого loros, означающего в узком смысле

Из книги Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки автора Хорган Джон

1.1.3. Методы социологии Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:наблюдение;изучение

Из книги Миражи будущего общественного устройства (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

1.2. История социологии Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества

Из книги автора

Политика вокруг социологии Представить свою антисоциологию как социологию, построить свою "теорию" на разрушении всех социологических подходов в области музыки и выразить этим "потребность дня" – это походит на желание произвести маленькую революцию в своей области

Из книги автора

20. Технологический подход к социологии Хотя нашей темой является историцизм, т. е. метод, с которым я не согласен, полезно будет обсудить и успешные методы, чтобы читатель увидел суть моей позиции и точку зрения, лежащую в основе критики. Из соображений удобства назову эти

Из книги автора

1. СМЫСЛ «ПОНИМАЮЩЕЙ» СОЦИОЛОГИИ В поведении (Verhalten) людей («внешнем» и «внутреннем») обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только человеческому поведению присущи, во всяком случае полностью, такие связи и регулярность, которые могут быть понятно

Из книги автора

Глава 6 Конец социологии

Из книги автора

Предисловие к Социологии Я рисую пределы совершенства человеческого общежития. Разумеется, мои рисунки не могут быть ни полны, ни верны. Бесконечность отделяет истину от нашего слабого воображения.Я даю очерки отдалённого будущего, но какой путь к нему ведёт – я не знаю.

Функции социологии

Социология реализует всœе присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описа­тельную, прогностическую, практически-преобразователь­ную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии прояв­ляется в наиболее полном и конкретном познании социаль­ной реальности. Выполняя эту функцию, социология накап­ливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представле­ние о проблемах развития современного общества. К теоре­тико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особеннос­тей их поведения и сознания, духовной деятельности, обра­за жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединœений, обеспечить эффективное социаль­ное управление невозможно.

Критическая функция социологии состоит в изуче­нии негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует радикальных преобразований. Исследуя про­цессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии состоит в сис­тематизации, описании полученного исследователями ма­териала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книᴦ. Οʜᴎ должны отражать реальные ха­рактеристики изучаемого социального объекта. Естествен­но, данная работа предполагает высокий уровень професси­ональной этики ученого, потому что на базе полученных материалов делаются практические выводы и принимают­ся управленческие решения. Эти материалы послужат точ­кой отсчета͵ источником сравнения для будущих поколе­ний исследователœей.

Прогностическая функция социологии - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всœех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговре­менный или текущий характер.
Размещено на реф.рф
Особенно большое значе­ние они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открыва­ющихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных про­цессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на базе эмпирических и теоретичес­ких исследований разрабатывать практические рекоменда­ции, направленные на повышение эффективности механиз­мов социального управления. Эти рекомендации бывают использованы как для социального планирования жизни го­родов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных ин­ститутов. Роль этой функции социологии постоянно воз­растает, ибо усложнение современного общества требует более целœенаправленного воздействия на социальные про­цессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в какой-либо степе­ни выражают интересы определœенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследо­вания, выработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политичес­кой позицией социолога и зависят от его ценностных ори­ентации и политических интересов. По мнению ряда ве­дущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. По этой причине задача социолога - не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Функции социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции социологии" 2017, 2018.

  • - Функции социологии.

    В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня. Структура социологии. Теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным. В рамках теоретического... .


  • - Структура и основные функции социологии

    Социология как наука имеет сложную многоуровневую структуру. Как и большинство наук, социология развивается на двух уровня - теоретическом и эмпирическом. Теоретическая социология призвана решать научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,... .


  • - Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики

    Итак, мы провели разграничение понятийно-терминологического аппарата СЖ и других, близких к ней по форме теоретических построений. Это предполагает возможность дать определение предмета, объекта и функций СЖ. Объектом СЖ является журналистика, рассматриваемая как... .


  • - Функции социологии

    Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет: Ø гносеологическая функция – получение нового знания о различных сферах и явлениях социальной жизни, выявление и изучение закономерностей и тенденций социальных... .


  • - Функции социологии

    Научные подходы по социологии Предмет социологии Введение Общая социология, автор Осипов Общая социология, авторы Горенкова, Кузнецов ТЕМА 1: СОЦИОЛОГИЯ - НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ План:Критерии...

    Раздел 1. Социология как наука 1. Объект, предмет, законыи закономерности социологии 2. Методы социологии 3. Социология в системе наук об обществе 4. Функции социологии 5. Структура социологическогознания 6. Уровни знания и отрасли социологии 7. Социологические... .


  • - Структура и функции социологии права

    Социология права, без сомнения, - это междисциплинарная отрасль научного знания, что возникла и развивается на стыке социологии и правоведения. Это означает, что нет места социологии права ни там, где нормы права и правоотношения исследуются вне связи с социумом, ни там,... .


  • Введение

    социология прогноз факт практический

    Термин «социология» (от лат. societas - общество и греческого logos - учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас - науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки.

    В настоящее время существует понятие, что социология - это наука о взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом. Это наука об обществе, как целостной системе.

    Вообще изучение общества началось на самых ранних стадиях его развития задолго до образования социологии. Этот первый этап можно назвать донаучным. Начальный этап собственно социологии уместно назвать методологическим, поскольку именно в его пределах во второй половине XIX в. вырабатывалась методология новой науки. Наконец, XX в. можно назвать эмпирикотеоретическим этапом изучения общества и развития социологии, поскольку именно в XX в. начались эмпирические исследования на подлинно научных основаниях и построены первые социологические теории.

    О. Конт, основоположник нового философского направления - позитивизма, - был к этому подготовлен своей предшествующей работой и развитием науки. Он считал, что человеческое мышление в своем развитии прошло три этапа. Сначала оно было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения новое время мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы. Такое мышление утверждается в исследовании природы, затем в изучении общества. Вначале возникли естественные науки - астрономия, физика, химия, биология, затем должна появиться наука, изучающая общество. Для неё О. Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».

    О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной» наукой, способной положительно решать проблемы жизни общества, наукой. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, О. Конт называет её социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, в результате развития которой стало бы возможным открытие её фундаментальных законов.

    Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни.

    Цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.

    Социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации - как статистического, так и социологического характера. Овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем, они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность, а проводимые социологические исследования имеют немалое теоретическое и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий.

    Таким образом, имеются достаточные основания сделать вывод о том, что социология - это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстаёт перед нами в таком качестве, возникает вопрос о её функциях, речь о которых и пойдет ниже.

    Функции социологии

    Многообразие связей социологии с жизнью общества, её общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет.

    Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется её предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно разделить на три группы - познавательные, прогностические и управленческие.

    В основе такого деления - с одной стороны, объективная необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой - выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.

    Разграничение этих групп функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

    Все группы функций социологии рассматриваются в ходе любого проводимого социологического исследования.

    К результатам социологических исследований люди обращаются довольно часто. И тогда, когда хотят узнать мнение большинства людей по тому или иному вопросу, и тогда, когда необходимо принять то или иное решение. Часто данные социологии учитываются при проведении выборов или при выпуске на рынок тех или иных товаров потребления. Однако нередко эти материалы дают искаженную картину, не соответствующую истинному положению вещей. Тогда данные социологии позволяют манипулировать познанием, принимать решения, идущие вразрез с общественным мнением, что дискредитирует саму социологию. Случаи, подобные последним, происходят, как правило, от того, что социологическое исследование было проведено с нарушением общеметодологических принципов построения исследовательской программы. Поэтому очень важно правильно (научно) сформулировать исходные методологические положения, определить адекватные цели и задачи, выбрать качественные методы сбора достоверной социальной информации.

    Как и любая интеллектуальная деятельность, социология начинается с познания. Познавательная функция социологии заключаются в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализ объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

    Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

    Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Также прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках социальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Познавательная функция социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализа, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в том, чтобы выявить связи между ними, проявляющиеся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через - описательную, объяснительную, диагностическую.

    Начало любого социологического исследования обязательно начинается с описания социальных фактов и процессов. Описывать - это прежде всего считать. Считать вещи и факты, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Цифровые таблицы имеют определенную форму. Статистика показывает, что наиболее запоминающийся внешний облик - тот, который позволяет себя сосчитать. Важно понять то, что обычно не понимается. Социология религии дает возможность сосчитать число людей, приходящих к мессе; но какой смысл в полученной цифре? Гораздо важнее выделить истинно верующих, ибо посещение мессы еще не говорит о степени веры человека.

    При проведении социологического исследования в своей описательной работе социолог часто опирается на данные, предоставленные другими, например административной и экономической статистикой. В странах, где статистика развита, то, как поданы эти данные, не всегда годится для социолога, который вынужден их перерабатывать и заново интерпретировать. В странах с «неполной статистикой» работа становится гораздо более деликатной.

    Одним из важных условий описания проблемной ситуации является выбор таких исследовательских методов, которые позволят собрать наибольший объем необходимой информации об объекте и предмете исследования. Чем объемнее объект, например, какое-нибудь крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация и тем большее число респондентов она должна охватывать.

    Для того чтобы описать определенные социальные факты и процессы необходимо получить, обработать, анализировать и обобщить соответствующую социологическую информацию. Получение этой информации осуществляется с помощью методов сбора. Основными методами сбора информации являются: наблюдение, опрос (анкетирование), интервью и анализ документации. Одно из ведущих мест среди этих методов сбора информации занимает - метод опроса. Это объясняется рядом его достоинств. Он позволяет одномоментно получить значительный объем информации. Сбор информации с помощью метода опроса удобен, не требует особых материальных и физических затрат. Опрос даже большого массива респондентов достаточно просто осуществить в техническом плане. Внимание к методу опроса определяется тем, что вербальная информация легко поддается обработке, легко регистрируется и носит универсальный характер.

    Описание проблемной ситуации, в проводимом каком либо социологическом исследовании - весьма ответственный и трудоемкий момент. От того, насколько верно будет описана проблема, во многом зависит весь дальнейший ход исследовательского процесса. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа.

    Вслед за описанием становится необходимым объяснение установленных социальных фактов и выявление связей между ними. Объяснение, т.е. раскрытие сущности установленного социального факта является важным понятием, т. к. от того, на сколько точно будет раскрыта сущность установленного социального факта зависит и конечный результат любого социологического исследования.

    Естественным продолжением описания и объяснения оказывается диагностическая функция , смысл которой - в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристики её актуальности и практической значимости, в выявлении её признаков и особенностей, в показе социального противоречия, нуждающегося в своем разрешении.

    Таким образом, при проведении социологического исследования социолог сначала описывает ситуацию, потом объясняет причинно-следственную связь, а затем ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием дальнейшего исследования сформулированной проблемы.

    Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

    В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и др.) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.

    Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

    Познавательные функции находят свое органичное продолжение в прогностических функциях . Для социологии их реализация необычайно значима. Без этого наука теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществлять познавательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, - значит обеднять возможности науки.

    Одним из главных принципов социального прогноза является ответственность его выполнения, т. к. социальный прогноз включает в себя такие важные аспекты, как социальное планирование, проектирование и конструирование, сопряжен с моделированием будущего процесса. Иногда разделяют прогностическую функцию и функцию социального проектирования и конструирования. Вообще прогностическая функция конкретизируется через функции социального проектирования, конструирования и планирования.

    Под функцией социального проектирования понимается разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) со своими параметрами и спецификой функционирования.

    Функция социального конструирования охватывает более широкие исследовательские действия, чем социальное проектирование. Оно представляет собой общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели.

    Примером проектирования является создание различных моделей социальных объектов на компьютерной базе (в том числе моделей новых хозяйственных и социальных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку. Ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к чисто социологическим функциям. Это функции более широкой деятельности, связанной с работой математиков, экономистов, специалистов по системному анализу и др., но включающей в себя также и труд социологов.

    Социологической разновидностью прогностической функции является функция социального планирования , реализация которой представляет собой разработку целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов и т.д.

    Одной из функций социологии является - идеологическая . Дело в том, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений социальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально - классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

    Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

    Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяется идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем прошлом советской социологии. Для ученого - социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относительно исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями.

    Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на ее место в системе общественных и гуманитарных наук.

    Так, общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выявлению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.

    Определенное значение для целого ряда наук имеют положения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рассматриваются и другими науками, в том числе экономическими, экологическими, педагогическими и т.д. Однако специальные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всестороннему исследованию соответствующих явлений.

    Специальные социологические теории раскрывают социальные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (скажем, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возможности социального самоутверждения личности и различных социальных групп в системе экономических, политических, правовых и других общественных отношений. Речь идет о специфических аспектах этих отношений, прежде всего о заключенных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетворения их насущных потребностей и интересов. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных общественных и гуманитарных наук.

    Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах общественной жизни или же выявить отношения людей к этим процессам. Социология разрабатывает технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

    Реализация например познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

    Социология выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управленческих функций . Суть их заключается в том, что социологические выводы, рекомендации предложения, оценки состояния социального объекта, создаваемые социальные технологии служат основанием для выработки и принятия управленческих решений.

    Социологическое исследование является основой, для принятия важных управленческих решений, в ряде случаев имеющих немалое и государственное значение.

    К разряду управленческих относится и организационно-технологическая функция социологии . Речь идет о выработке, конструировании ею (либо с помощью) социальных технологий. Под социальной технологией понимается и программа преобразовательной деятельности, и сама эта деятельность на основе принятой программы, призванная в корне изменить ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. Если первые, как правило, нацелены на улучшение тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных задач в рамках совершенствования действующей системы, то последние должны способствовать глубоким качественным преобразованиям социальных процессов и включают в себя комплекс организационных мероприятий, на это направленных.

    К числу управленческих следует отнести также контрольно-аналитическую и консультационную функции . Первая состоит в осуществлении контроля за реализацией предложений и рекомендаций социологов, за ходом внедрения тех или иных социальных технологий и анализе новых социальных процессов, являющихся следствием имевших место трансформаций. Контрольно-аналитическая функция в системе деятельности социолога, если последнюю рассматривать последовательно, как определенный цикл (постановка целей и задач исследования, проведение его самого, обработка и анализ данных, подведение итогов, контроль за реализацией сформулированных идей и предложений), выполняет важную роль. Благодаря осуществлению этой функции социологи могут судить об эффективности собственной деятельности и ставить новые задачи, связанные с ее оптимизацией.

    Говоря о консультационной функции как разновидности управленческих функций, можно сказать, что она состоит в оказании всевозможной - теоретической, практической, «просвещенческой» - помощи большому числу лиц, заинтересованных в ее получении со стороны социолога, проводящего эмпирическое исследования. Социолог консультирует представителей самых различных категорий людей, распространяет социологические знания, знакомит с результатами собственных исследований и материалами других работ. В ряде случаев консультационная деятельность оказывается тесно связано с обучающей. По существу, такой деятельностью социолог прививает вкус к социологическим исследованиям и пониманию их необходимости.

    Функции социологии связаны с тем, что наука не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности.

    Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии.

    Заключение

    Необходимо отметить, что благодаря реализации своих групп функций, социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных фактов, процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этот богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

    Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную и обязательно достоверную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными фактами и процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

    Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных фактов и процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна:

    Определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

    Представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

    Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

    Таким образом, результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

    Список используемой литературы

    1. Андри Медра «Основы социологии» (учебник для ВУЗов), изд. «NOTA BENE», г. Москва, 2000 г.;

    2. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. «Социология» (учебный курс), изд. «МарТ», г. Москва - Ростов-на-Дону, 2007 г.;

    3. Горелов А.А. «Социология» - 2002 г.;

    4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. «Социология» (учебник для ВУЗов), изд. «NOTA BENE», г. Москва, 2000 г.;

    5. Капитонов Э.А. «Социология XX века» - 1996 г.;

    6. Кравченко А.И. «Социология» (учебник для ВУЗов), изд. «Академический Проект», г. Москва, 2005 г.;

    7. Кравченко А.И. «Социология» (учебное пособие), изд. «Деловая книга», г. Екатеринбург, 1998 г.;

    8. Лавриненко В.Н. «Социология» (учебник) изд. «ЮНИТИ» г. Москва, 1998 г.;

    9. Маршак А.Л. «Социология», изд. «Высшая школа», г. Москва, 2002 г.;

    10. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология» - 1995 г.;

    11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. «Социология», изд. «Инициатива», г. Львов, 1998 г.;

    12. Фролов С.С. «Социология» - 1998 г.;

    13. Харчева В.Г. «Социология» - 2000 г.