Биографии Характеристики Анализ

Тренировочные задания по теме человек и общество. Задания для повторения темы "человек"


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

Задачи:

Образовательные:

  • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
  • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
  • предложенного материала

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
  • Человек, подходы к его изучению.
  • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
  • Личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИТ, метод проблемного обучения

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

Фронтальный опрос по пройденным темам

Примерные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

3. Вводная беседа

Объявление темы урока

Постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

4. Человек, подходы к его изучению.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

Основные теории происхождения человека

1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория , и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

Человек – часть Великой Триады

2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

Человек – мера всего

Природа человека определяется его душой и телом

3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

Творческие возможности человека безграничны

5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

4. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

1.отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

Личность –

1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Подходы к изучению личности:

1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

в) самооценка.

2. Через набор функций, ролей.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

6. Подведение итогов.

Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

1. На знание термина “индивид”

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов придти на помощь в любую минуту

8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК» В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

Сознательный

Выдвижение целей и предвидение результатов

...

Изменение окружающего мира и самого себя

2 .Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) потребность 2) установка 3) убеждение 4) мотив

5) идеал 6) интерес 7) эмоция

3. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) Классовая 2) биологическая 3)космическая

4) Социальная 5) экономическая 6)мистическая

4 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) биологическая природа человека 2)инстинктивное поведение

3) физиологические потребности 4) физическое развитие

5) возрастные особенности развития психики

5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

1)существо биологическое 2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных 4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда 6)обладает врожденными инстинктами

6 . Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются природными потребностями человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

1) биологические 2) физиологические 3) социальные

4) органические 5) естественные 6) эстетические

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) порядочность 2) сообразительность 3) законопослушность

4) трудолюбие 5) начитанность 6) быстрота реакций

8. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

1) социальная

2) биологическая

9. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны

1) познание 2) получение образования 3) общение с другими людьми

4) самовыражение 5) самосохранение 6) достижение определённого статуса

10. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) преобразование природы и общества

Б) направленность на создание различные благ

В) формирование знаний и умений, развитие мышления

Г) побудительный мотив заключается в процессе деятельности

Д) все средства направлены на изменение субъекта деятельности

1) труд

2) игра

3) учёба

11 . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

12. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного?

1) способность к целеполаганию 2) использование предметов, данных природой

3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи

13. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю щие его социальную природу.

1)Стремление к самореализации 2) Умение приспосабливаться к природным условиям

3)Потребность в воде, пище, отдыхе 4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Способность к самосохранению 6) Способность к преобразовательной деятельности

14 .Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б. Практическая полезность

2. Учение

В. Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г. Замещение реальных объектов условными

Д. Преобразовательная направленность

15 .Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные твор ческой деятельности.

1)Доступность для использования 2) Уникальность 3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца 5) Принципиальная новизна

16 .Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

А) человек, активно осваивающий и целенаправленно 1) индивид

преобразующий природу, общество и самого себя 2) индивидуальность

Б) отдельно взятый представитель всего человеческого рода 3) личность

В) человек в комплексе его неповторимых уникальных свойств

Г) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор

17. Определите правильно агентов первичной и вторичной социализации личности.

Агенты

Социализация

А) семья, родители,

    первичная

Б) администрация школы

    вторичная

В) друзья, ровесники

Г) армия

Д) церковь

Е) учителя, тренеры

18 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человек- биосоциальное существо .(Б) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (В) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (Г) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Д) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) теоретический характер

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. .

«Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм _____(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем _______(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей ______(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное ______(Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения _______(Е), миром культуры».

Список терминов:

1) способность 2) биосоциальное 3) поведение 4) индивид 5) потребность

6) язык 7) наследственность 8) общение 9) эмоциональное

20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём как о личности,

то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств,т.е. особенностей. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе ____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.»

1) субъект 2) личность 3) окружающая действительность

4) сознание 5) активность 6) объект

7) социальный 8) индивидуальность 9) самопознание

Задания части С

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

21 . Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23 . Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

25 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове ка»? Сформулируйте три суждения.

26. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Темы эссе:

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм )

Ответы:

1. преобразовательный

2. 4

3. 24

4. 1

5. 245

6. 36

7. 26

8. 11222

9. 346

10. 11321

11. 12

12. 156

13. 146

14. 31231

15. 25

16. 3123

17. 121221

18. 3 1122

19. 271836

20. 24953.

21.

Прокладывали железные дороги,

Строили заводы,

Бурили нефтяные скважины

22 ерты человеческой деятельности, как:

Целесообразность, практическая полезность, наличие результата;

Сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

23.

Аргумент: появление нового, более совершенного качества ре зультатов труда человека;

Творческая деятельность - как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

24 . Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Цель преобразовательной деятельности по мнению автора - "служение людям". "Все это для того и создавалось, чтобы служить людям".

Преобразовательная деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

2.) Цель преобразовательной деятельности по мнению ученика и ее обоснование.

Преобразовательная деятельность человека связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей и материальных ценностей.

25. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

Человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;

Понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз личаются;

Личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

26 . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

Человек - существо общественное и сознательное;

В отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?


  1. И.И. Мечников

  2. И.П. Павлов

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

животного?


  1. обменные процессы

  2. творческая активность

  3. работа органов чувств

  4. потребность в пище
А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт
А16 . Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы

  2. природной среды

  3. социализации

А17 . Ученик для учителя является:


  1. объектом деятельности

  2. конкурентом

  3. субъектом деятельности

  4. коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А


  1. верно Б

  2. верно А и Б

  3. оба суждения неверны
А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?
А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте

  2. общении

  3. познании

  4. самоуважении
А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А24. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки
А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:


  1. деятелем

  2. индивидом

  3. лидером

  4. личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
А31 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.
А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

  1. трудовой деятельности

  2. сохранении рода

  3. самосохранении

  4. физической активности
А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь

  2. сознание и мышление

  3. способность брать ответственность на себя

  4. наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А35 . Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда

  2. общение с окружающими

  3. механизм наследственности

  4. врожденные склонности

А36 . Личность – это


  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт , свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:


  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39 . Ориентирами моральной человеческой деятельности являются:


  1. ценности

  2. влечения

  3. потребности

  4. интересы.

А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А41 . Какой признак характеризует человека как личность?


  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность в виду homo sapiens

  4. особенности внешности

А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером


  1. художественного образа

  2. мифологического знания

  3. религиозной нормы

  4. научного знания

А43. Свойства и роли человека , которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как


  1. индивида

  2. индивидуальность

  3. организм

  4. личность

А44 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является


  1. административной

  2. практической

  3. материальной

  4. творческой

А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в


  1. самореализации

  2. самосохранении

  3. самопознании

  4. самообразовании

А46 . Человек в отличие от животного способен


  1. совершать привычные действия

  2. предварительно обдумывать своё поведение

  3. проявлять эмоции

  4. заботиться о потомстве

А47 . В отличие от животного человек способен


  1. реагировать с помощью чувств

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность


  1. дышать

  2. питаться

  3. спать

  4. общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности


  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. практической

  4. духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве


  1. критериев истины

  2. видов деятельности

  3. социальных качеств

  4. биологических потребностей

А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:


  1. проявление активности

  2. целеполагание

  3. приспособление к среде обитания

  4. взаимодействие с окружающим миром

А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?


  1. самообразование

  2. самопознание

  3. самосохранение

  4. самолюбование

А53 . Результатом самопознания, в частности, является


  1. накопление знаний о человека и природе

  2. познание ценностей общества

  3. изучение социальных норм

  4. представление о своих способностях

А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях


  1. собственной внешности

  2. различных типов темперамента

  3. моральных и правовых норм

  4. взаимодействия человека и природы

А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его


  1. социальной сущности

  2. биологической природы

  3. физиологических особенностей

  4. психологических качеств

А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает


  1. знания и умения

  2. чувства и волю

  3. физическое развитие

  4. возрастные особенности

А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А59 . Основой человеческого существования является


  1. потребительство

  2. деятельность

  3. любовь

  4. дружба

А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется


  1. показухой

  2. поведением

  3. самовыражение

  4. презентацией

А61 . Воля – это


  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

  2. способность дать сдачи обидчику

  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт


  1. самоотдача

  2. материальная выгода

  3. гордость за совершённое

  4. наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Даны подробные ответы с пояснениями, а также тезисы сочинений (задание № 29) о целеполагании, потребностях, общественном мнении. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

Цитаты(задание № 29):

  • (Л.Н.Толстой)
  • .(И.В.Гёте)
  • .(Б.Паскаль)

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются

слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

Ответ:

Правильный ответ

социальные

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

материальная, познавательная, деятельность, социально- преобразовательная, ценностно-ориентированная, прогностическая

Ответ:

Правильный ответ

деятельность

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают структуру деятельности.

1)цель; 2)способности;3)средства); 4)результат; 5)субъект; 6) навыки.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Вспомним структуру деятельности, то есть её компоненты:мотив, цель, средства и методы, действия, результат. Субъект и объект деятельности.

4

Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формируется в процессе социализации;

2)может существовать вне общества;

3) основа социальных качеств личности — задатки;

4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки;

5) новорождённый человек- это уже личность.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1) формируется в процессе социализации (да );

2)может существовать вне общества (нет, только в обществе человек становится личностью , то есть приобретает социально значимые черты, помогающие ему жить среди людей).

3) основа социальных качеств личности — задатки(нет , это природные качества, но развиться они, конечно, могут только в обществе)

4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки(да )

5) новорождённый человек- это уже личность (нет , это человек, индивид , но не личность, он ещё не может общаться, отвечать за свои поступки др.)

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

6

Композитор создал новое произведение. Какие факты характеризуют его деятельность как творческую? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)создание по образцу

2)стандартизация действий и приёмов

3)комбинирование, варьирование различных способов деятельности

4) яркость, необычность создаваемого произведения

5)создание нового произведения

6)использование приёмов и методов, ранее не существовавших

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Творческая деятельность- это создание человеком чего-то нового, не по стандарту и образцу.Поэтому номера 1 и 2 неверны.

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человеку свойственно желание удовлетворения своих ____ (А). Для этого ему необходимо заниматься _____(Б). Залогом успешности её являются _____(В), которые могут совершенствоваться в течение всей жизни. Высшая степень их развития – это _____(Г).Она невозможна без природных ______(Д), развитие которых приводит к высоким результатам. Только ______(Е) способна создавать что-то ценное для себя и общества.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)гениальность

2)одарённость

3)творчество

4)способности

5)потребности

6)личность

7)деятельность

8) задатки

9)индивидуальность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст,в пространстве которого она существует. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном

изменчивости, и как субъект и объект исторического развития – личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Человек предстает еще и как индивидуальность. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования.

(По книге В.А.Аверина «Психология личности»)

21 Как, по мнению автора, необходимо рассматривать личность в процессе её изучения? Как объясняет автор этот подход?

Ответ:

22 Назовите три подхода в изучении личности, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один , не указанный в тексте

Ответ:

Правильный ответ

В тексте названы три подхода в изучении личности:

— рассмотрение личности как естественного индивида;

— как субъекта и объекта исторического развития;

— как основной производительной силы общества.

Можно назвать ещё один аспект изучения личности- изучение агентов первой и второй социализации.

23 Какие три стороны изучения личности называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности осуществляется изучение одной из данных сторон.

Ответ:

Правильный ответ

— как индивид

— как индивидуальность

— как личность, с присущими ей чертами.

Так, изучая личность как индивидуальность, рассматриваются биологические его особенности (мышление, темперамент и др.), его характер, уровень сформированности нравственных качеств, ответственности за поступки и действия. Всё это позволяет изучить личность во всём её индивидуальном своеобразии и неповторимости.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что « в процессе его изучения.

Ответ:

Правильный ответ

«…недопустимо игнорирование либо преувеличение одного из параметров человека» в процессе его изучения. Три объяснения:

— невозможно понять человека, не изучив особенности его индивидуальности- взгляда на мир, идеалы, ценности, цель жизни и др.;

— человек — социальное существо, поэтому, изучая его, рассматриваются личностные качества, сформированные в обществе;

— наконец, человек — это индивид, единичный представитель человеческого рода, поэтому, изучая его с этой точки зрения, рассматриваются обобщённые черты, свойственные всем людям.

Вывод: изучение человека должно вестись всесторонне.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях способностей, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней способностей.

Ответ:

Правильный ответ

Способности — это качества человека, позволяющие ему успешно выполнять какую-либо деятельность. Выделяют уровни способностей: одарённость, талант, гениальность. Гениальность — это высокоразвитые способности, подкреплённые природными задатками; гениальности свойственно создание нового, ранее не существовавшего в обществе- закона, направления в искусстве, школы и т.д.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности личности.

Ответ:

Правильный ответ

Особенности личности:

  1. Способность к труду (Сергей – мастер по ремонту автомобилей);
  2. Способность к общению (Анна и Ирина обсуждали, как они выступили на конференции);
  3. Ответственность за действия и поступки (глава фирмы Н., работая над модернизацией производства, предложил уволенным сотрудникам вакансии на фирмах, дав каждому рекомендацию для нового работодателя).
27

Литературный критик В.Г.Белинский писал:

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

О какой особенности деятельности человека писал В.Г.Белинский?

Какова, по мнению критика, роль деятельности в жизни человека?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три вида деятельности человека.

Ответ:

Правильный ответ

В.Г.Белинский писал о такой особенности личности, как способность ставить цели.

По мнению критика, деятельность – основа жизни человека.

Виды деятельности:

— социальная

— производственная

— познавательная.

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек- биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

Правильный ответ

Человек- биосоциальное существо .

План.

  1. Понятие человека как биосоциального существа.
  2. Биологическое в человеке:
  • инстинкт самосохранения
  • инстинкт материнства
  • инстинкт продолжения рода
  • физиологические потребности.

3.Социальное в человеке:

  • способность к общению
  • способность к труду
  • целеполагание и др.

4.Необходимость учёта социального и биологического в человеке при формировании его личности.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

Ответ:

Правильный ответ

29.1

Философия.

«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».

(Л.Н.Толстой. Величайший русский писатель, педагог, философ, просветитель(1828-1910)

Ответ:

Правильный ответ

29.1

Философия

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»

(И.В.Гёте.Немецкий поэт, учёный-естествоиспытатель, государственный деятель и мыслитель (1749-1832)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В высказывании немецкого поэта, учёного, мыслителя И.В.Гёте высказана мысль о важности постановки цели в жизни человека. Автор отмечает, что именно цель наполняет жизнь смыслом, придаёт человеку силы. Действительно, чёткая цель, к которой стремится человек, становится маяком, освещающим путь и помогающим пережить все трудности

Термины.

Деятельность, целеполагание, материальная и духовная деятельность, средства и методы деятельности, смысл жизни, жизненные ценности.

Аргументы.

1.Страшно, если человек ведёт бесцельный образ жизни. Вспомним Обломова- героя одноименного романа И.А. Гончарова. Его жизнь превратилась в ничегонеделание. Да, он много размышляет, даже высказывает интересные мысли о людях, обществе, смысле жизни. Но герой ничем не занимается. Даже просто написать письмо приказчику, чтобы узнать, как идут его дела в имении, он не может, постоянно откладывает это. Сколько переживаний приносит ему встреча с Ольгой, ведь героиня буквально заставляла его что-то делать. Но Илья Обломов оказался неспособным изменить свою жизнь. Отсутствие цели, деятельности привело к скорой смерти героя.

2.Можно привести массу примеров людей, жизнь которых – это активное, целенаправленное движение к осуществлению задуманного. В серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») есть книга Евгения Лебедева о М.В. Ломоносове. Автор, повествуя о жизненном пути этого великого человека, неустанно подчёркивает, что М.В. Ломоносов постоянно к чему-то стремился. У него была не одна, а много целей, и он добивался их осуществления: получал образование, изучал неизведанное, стал инициатором и основателем первого университета в России- Московского. Конечно, и на его пути были трудности. Непросто поморскому крестьянину было выбиться в элиту общества. А он сделал это, прославив своё имя и Россию своей деятельностью, потому что чётко знал, к чему стремился.

29.1

Философия

«Общественное мнение правит людьми»

(Блез Паскаль. Французский математик, физик, литератор и учёный (1623-1662)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В высказывании французского учёного и литератора Б.Паскаля содержится мысль о важности общественного мнения в жизни людей. Он считает, что оно буквально правит людьми. С данным мнением можно согласиться частично. Безусловно мнение людей играют важную роль в жизни человека, ведь он живёт в обществе, поэтому должен придерживаться определённых норм и традиций. Однако каждый должен иметь и свои взгляды и убеждения и чётко отстаивать их, если они идут в разрез с общественными, не надо превращаться в часть толпы, нужно стремиться быть индивидуальностью, защищать справедливость.

Термины.

Человек, общество, общественное мнение, взгляды, идеалы, ценности, жизненная позиция (активная, пассивная), общественный контроль (формальный, неформальный), личность, индивидуальность.

Аргументы.

1.Ярким примером влияния общества на поведение человека, формирование его взглядов и ценностей является пьеса А.С.Грибоедов «Горе от ума». Главное в «фамусовском обществе» именно общественное мнение (вспомним, как говорил Фамусов: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). В этом кругу сформировались свои идеалы, ценности, которым следуют люди. Стать таким же, как все его члены, стремится Молчалин. Богатство, положение в обществе, карьера, влияние — вот идеал этих людей. И если кто-то не желает подчиниться установленным веками законам и традициям, как это сделал Чацкий, то такого человека, просто изгоняют, назвав «сумасшедшим». Однако в любое время есть и будут люди, которые отстаивают свои позиции, если видят несправедливость установленных норм и порядков. Тяжело Чацкому, одинок он в доме Фамусова. Но не одинок в стране. Именно за такими людьми – будущее, за теми, кто хочет искренне служить «делу, а не лицам», во благо Родины. Так что не всегда общественное мнение подчиняет себе людей.

2. Мировая история знает немало примеров, когда люди шли вразрез с общественным мнением, если оно противоречило истине. В «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» в томе «Астрономия» есть статья о деятельности Д. Бруно, английского учёного 16-го века. Основные его идеи изложены в книге «О бесконечности вселенной и мирах». Он предугадал многие научные открытия: о бескрайности Вселенной, о многочисленных неизвестных людям мирах, поддерживал идеи Коперника о круглой форме Земли, вращающейся вокруг Солнца. Идеи Бруно не соответствовали взглядам католической церкви, поэтому он был казнён как еретик. Жизнь учёного -пример тому, как сильные личности отстаивают свои идеи, продолжают узнавать истину, несмотря на традиции общества и его мнение, если оно ошибочно.