Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология
Готлиб А. С.
Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 384 с.
ISBN5-89349-760-0 (Флинта)ISBN5-89502-759-8 (МПСИ)
В учебном пособии представлены качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, детальное описание разнообразных типов качественных и количественных исследований. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований.
Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факультетов и отделений, преподавателям курса «Методология и методы социологического исследования», а также всем, кто осуществляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях общественной жизни.
ISBN5-89349-760-0 (Флинта)
ISBN5-89502-759-8 (МПСИ) © А.С. Готлиб, 2005
Введение 13
Часть I. Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании
Тема 1. Количественный подход
предпосылки, история становления 17
Что такое методология социологического исследования 17
Что такое количественный подход в социологическом исследовании 19
Из истории становления количественного подхода 20
Критерии научного знания 24
Опытное изучение реальности 25
Достоверность научного знания 26
Объективность и предметность научного знания 29
Практическая направленность научного
Направленность на обнаружение законов 31
Рефлексия по поводу методов достижения
4.7. Особый язык науки 35
Тема 2. Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании 37
Фокус исследовательского интереса 37
Исследовательская ориентация 40
Объект исследования 43
Логическая стратегия получения знания 44
Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик 48
Особенности измерения в социологии 50
Типы шкал, используемых в социологическом исследовании 53
Процедура построения порядковой шкалы 59
6. Выборочный метод 66
6.1. Основные понятия и идея выборочного
6.2. Класс строго вероятностных способов (техник) отбора 68
7. Оценка качества исследования 71
Что такое качество социологического исследования 71
Как оценить достоверность результатов исследования 72
«Асимметрия приписывания» в социологическом исследовании 74
8. Характер получаемого знания. Позиция исследователя
в исследовательском процессе 76
Тема 3. Качественный подход
в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки 80
Что такое качественный подход в социологическом исследовании 80
Из истории становления 81
Предпосылки становления 83
Теоретические истоки 90
Концепция понимания в работах В.Дильтея и Г.Зиммеля 91
Прагматизм в социологии 95
Символический интеракциониэм Дж.Г.Мидаи Г.Блумера 98
Драматургическая социология И.Гофмана 102
Феноменологическая социология 105
Этнометодология ГГарфинкеля 110
Тема 4. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании 117
1. Фокус исследовательского интереса 117
1.1. Оппозиция «индивид-общество»
в экзистенциализме 118
1.2. Оппозиция «индивид-общество»
в феноменологической социологии 119
Индивидуальное и типическое 120
Естественный способ получения данных 121
2. Исследовательская ориентация 122
Понимание как специфический способ познания 122
Почему исследователь может понять информанта 123
3. Характер получаемой информации 126
Понятие интерпретации 126
Уровни репрезентации опыта 130
Задачи интерпретации 132
4. Языки результата качественного исследования 136
Образы результата исследования 136
Язык результата научно ориентированного исследования 138
Язык исследовательского комментария 140
Язык простого или плотного описания 141
8 Содержание
5. Логическая стратегия получения знания 142
Общая характеристика 142
Основные правила «логики на практике» 146
6. Проблема истины в качественном исследовании 147
Объективная истина и истина опыта 147
Качество качественного исследования 149
Как повысить обоснованность результатов исследования 150
7. Позиция исследователя 153
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
В учебном пособии представлены качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, детальное описание разнообразных типов качественных и количественных исследований. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований. Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факультетов и отделений, преподавателям курса «Методология и методы социологического исследования», а также всем, кто осуществляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях общественной жизни.
Что такое методология социологического исследования.
Термин методология (от греч. способ познания и учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание конкретных методов исследования, т.е. чисто «техническую» область знания. Методология социологического исследования в широком значении термина есть довольно сложное образование, включающее две составляющие: философскую и собственно социологическую. Философская составляющая - это система наиболее общих принципов и положений исследования. Их цель - обосновать конкретные методы сбора и анализа социологической информации, конкретные исследовательские практики, логику их реализации, критерии оценки качества получаемой информации, подходы к определению его истинности и т.д. Философская часть методологии социологического исследования - это ответы на предельно общие вопросы: какова природа социальной реальности в рамках того или иного подхода? как соотносятся в них познающий субъект (исследователь) и мир, который познается? что понимается в них под истинным знанием? каковы способы (пути) получения нового знания? каков характер этого знания? каковы, наконец, основные функции (задачи) социологического исследования в том или ином подходе?
От ответа на эти «высокие» вопросы зависит и реальная логика социологического исследования, которая описывается второй, собственно социологической составляющей. Эта часть методологии содержит ответы на менее общие, достаточно конкретные вопросы, неизменно встающие перед исследователем: какую принципиальную стратегию получения нового знания выбирать? каковы способы представления этого знания? какова должна быть последовательность организации социологического исследования? каковы возможности и ограничения конкретных методов сбора и анализа социологической информации? как организовать общение между исследователем и опрашиваемым в процедуре опроса? как доказать факт наличия или отсутствия связи между изучаемыми явлениями и нужно ли вообще доказывать это? Действительно, вне определенного ответа на философские вопросы невозможно обосновать и технику использования того или иного метода, ибо то, что считается достоинством, преимуществом в рамках одного социологического подхода, выступает серьезным недостатком, объектом критики в другом.
Готлиб А.С.
УДК 316.52 ББК 60.55 Г 736
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. -424с.
ISBN 5-86465-241-5
Книга представляет собой учебное пособие, где «на равных» проанализированы качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Значительное внимание уделено методологическим основаниям этих двух подходов. Выделены основные черты нововременной формы научного знания, в соответствие с которой была создана классическая социология. Проанализированы предпосылки становления качественной парадигмы, ее философские корни. Детально описаны основные черты качественного и количественного подходов, впервые в отечественной практике выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык их готового продукта, функции качественного исследования. Большое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них.
Наряду с этим в книге серьезное внимание уделяется исследовательским практикам, детальному описанию разнообразных типов качественных и количественных исследований. Проанализированы три ведущих метода социологического исследования, показана специфика их использования в качественной и количественной парадигмах. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований в рамках анализируемых подходов. Каждая тема снабжена вопросами для повторения, а также списком литературы для дополнительного чтения.
УДК 316.52 ББК 60.55
Рецензенты д-р филос. наук, проф. С.И. Голенков, канд. истор. наук, проф. В.Я. Мачнев
ISBN 5-86465-241 -5 О Готлиб А.С., 2002
© Издательство «Самарский университет», 2002
Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.
Часть 1. Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании
Тема 1. Количественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления
Тема 2. Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании
Тема 3. Качественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки
Тема 4. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании
Тема 5. Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах
Часть II. Исследовательские практики
Тема 1. Типы социологического исследования в классической парадигме
Тема 2. Типы социологического исследования в качественной парадигме
Тема 3. Метод интервью в социологическом исследовании
Тема 4. Метод наблюдения в социологическом исследовании
Тема 5. Метод анализа документов в качественной и количественной парадигмах
Тема 6. Качественный и количественный подходы: возможности сочетания в одном отдельно взятом исследовании
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга - в определенной степени ответ на «вызов среды». Качественная социология, ворвавшись в российское социологическое пространство сравнительно недавно - всего каких-нибудь 7-8 лет назад, - расколола социологический мир на «качественников» и «количественников», яростно противостоящих друг другу. Тогда ситуация в российской социологии повторяла западную с опозданием почти в 20 лет.
Сегодня, когда и в России, кажется, утихают страсти по качественной социологии, наступает пора взвешенного подхода к оценке познавательных возможностей качественной и количественной парадигм, проблем, которые они порождают. Вот и эта книга - попытка внести свою лепту в осознание современной социологией своих познавательных ресурсов - богатств, которыми надо суметь распорядиться.
Конечно, качественная парадигма в большей степени насыщена проблемами, порождает больше споров, нежели классическая, что вполне объяснимо: осмысление ее «инаковости» в западной социологии имеет совсем недавнюю историю. Да и сама она - более философична и потому более трудна для социолога-эмпирика, как правило, редко задумывающегося о методологических основаниях производимого знания. Может быть, «заслуга» качественного подхода в том и состоит, что он поставил вопросы методологии социологического знания в полный рост, вынудив социолога «оторваться от эмпирии» и задуматься над «вечными» вопросами: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с документами, письмами, дневниками, газетными статьями? Кто мы, социологи, сами? Какую позицию мы занимаем по отношению к тем, кого изучаем? И, наконец, зачем вообще социология нужна миру, что она дает людям, живущим в нем?
Некоторый крен в сторону методологических основ социологического знания, который, несомненно, характерен сегодня для современной познавательной ситуации в социологии, надеюсь, присутствует и в книге. Во всяком случае, мне хотелось написать не столько книгу, отвечающую на вопрос: «Как делать социологическое исследование?» (сегодня есть уже достаточно много хороших инструменталистски ориентированных учебников), сколько обратить внимание читателя на методологические проблемы качественного и количественного подходов в социологическом исследовании. В то же время как социолог-эмпирик я понимала, что без связи «высоких» вопросов с конкретной социологической практикой, вне анализа их «пропущенности» сквозь тот или иной метод или исследовательскую стратегию интерес к методологии грозится вылиться в философствование, оторванное от реального опыта социологов и потому не очень-то и значимое, важное для них. Поэтому, где это возможно, я старалась провести линию: методология - конкретная исследовательская практика применительно к обоим подходам.
Следует также сказать, что сами эти подходы - качественный и количественный - скорее веберовские идеальные типы, мысленные конструкции, как правило, не совпадающие с «живым» социологическим исследованием. Тем не менее, только усвоив (освоив) их, социолог может надеяться на успех в таком многотрудном, рискованном и полном неожиданностей предприятии, как социологическое исследование.
Мощным стимулом к написанию этой книги явилась замечательная Летняя школа «Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях», которую нам удалось провести жарким летом 2000 года в Самаре. Здесь, в спорах за круглым столом, в тьюторских классах и кулуарных «тусовках» особенно остро «высветились» проблемы, нуждающиеся в осмыслении.
И последнее. Мое желание под «одними корочками» и в «читабельном» варианте соединить фактически две социологии обусловили неизбежную неполноту представленности каждой из них. И все-таки, на мой взгляд, в таком сочетании есть смысл. С одной стороны, это дает возможность показать разные правила игры на поле социологии, а с другой - продемонстрировать ее многоцветие, богатую палитру красок, с помощью которых социология «рисует» мир социума.
Цылев В. Р.
Трудности в преподавании качественной стратегии исследования
Цылев Виктор Рюрикович - кандидат философских наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории социологических исследований
Полный текст
Ссылка при цитировании:
Цылев В. Р. Трудности в преподавании качественной стратегии исследования // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2010. № 31. С. 180-199.
Рубрика:
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕАннотация:
В статье рассматриваются трудности, возникающие в процессе обучения студентов качественной стратегии исследований и обусловленные противоречиями между теоретическим описанием методологических принципов качественного исследования и встречающимися случаями искажения этих принципов при практическом применении качественных методов. Обосновывается, что эти противоречия обусловлены многозначной трактовкой таких понятий, как парадигма, методология, метод, качественный метод.Ключевые слова:
преподавание методов; качественный метод; качественная методология; парадигма; методология; метод; классическое исследованиеЛитература:
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособ. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
- Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1995. № 5-6. С. 5–15.
- Ростегаева Н.И. Методология и методы социологии в трансформирующемся обществе (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1997. № 8. С. 190–205.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
- Готлиб А.С. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 3–14.
- Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2008.
- Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004.
- Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 3–15.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд. М.: Добросвет, 2003.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. М.: КДУ, 2003.
- Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского, Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1975.
- Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2004. № 6. С. 94–103.
- Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.
- Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы: Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009.
- Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 128–135.
- Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 5–19.