Биографии Характеристики Анализ

Безопасные дороги сзао. Почему российские безопасные и качественные дороги убивают, а в Беларуси всё намного лучше

Много вопросов к СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которое размещает камеры скорости на дорогах страны. Пользователи спрашивали про таблички, распределение денег, полученных за штрафы, постановления и рекордсменов. Все вопросы мы направили в Центр фиксации правонарушений и сейчас получили ответы.

- Сколько стóит камера скорости?

От 25 до 30 тысяч евро.

- Почему так дорого? Что самое ценное?

Техника недешевая. Но самая совершенная из того, что имеется на сегодня в мире. Чтобы выбрать оптимальные по характеристикам и наиболее подходящие для нашего климата камеры, были закуплены несколько моделей у разных производителей. Они были установлены на рамке над Партизанским проспектом в Минске и серьезно тестировались.

Если хозяин машины был лишен прав (за повторное превышение скорости), но за рулем в момент нарушения, которое было зафиксировано датчиками фотофиксации, находился водитель с действующим удостоверением, что будет? Нет желания ехать в ГАИ и объясняться, подписывать протокол. И вот еще вопрос: могут ли наказать за управление в этом случае без прав?

На основании фотофиксации к ответственности привлекается только собственник (владелец) транспортного средства.
Протокол не составляется, а выносится постановление без участия лица. Оно вступает в законную силу с даты его вынесения и является обязательным для исполнения. Также следует учесть, что при привлечении к ответственности по фотофиксации должностное лицо не обязано доказывать виновность физического лица в превышении им скорости, зафиксированном системой фотофиксации. Это предусмотрено различными статьями КоАП и ПИКоАП.

Учитывая вышеизложенное, при привлечении к ответственности на основании результатов фотофиксации у должностного лица отсутствует необходимость выяснять, виновно ли физическое лицо в совершении превышения скорости, зафиксированного системой фотофиксации, а также другие обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении. За то, что лишен, могут наказать только в том случае, если остановит сотрудник ГАИ. Но это только пока.

Куда поступают средства, перечисляемые на штрафы? Сколько процентов из суммы штрафа идет в бюджет? И вообще, как делят деньги?

Центр фотофиксации правонарушений не является получателем платежей по фотофиксации и контроль над зачислением денежных средств на расчетный счет не осуществляет. Платежи, осуществляемые по штрафам фотофиксации, подлежат зачислению в республиканский бюджет. Получателем таких платежей является главное управление Министерства финансов по Минской области. Функция распределения денежных средств, зачисляемых в республиканский бюджет, а также контроль за их распределением, не относится к компетенции Госавтоинспекции и СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Этими полномочиями наделены госорганы, в том числе налоговые.

- Что это за структура - СЗАО «Безопасные дороги Беларуси»? Имеет ли она право выносить постановления?

Сотрудники СЗАО не выносят постановления. Этим занимаются специалисты отдела МВД на основании полномочий, делегированных им законодательством. Информацию об обжаловании постановлений могут предоставлять только официальные источники.

- Обязательна ли предупреждающая табличка?

Нормативными документами, в том числе ПДД и СТБ, информационный щит «Контроль режима движения» с надписью «Радар Фотакантроль» - не регламентирован.

Вместе с тем по инициативе собственника систем фотофиксации - СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», осуществляющего установку, техническое сопровождение оборудования и контроль за его функционированием в соответствии с инвестиционным проектом по внедрению и эксплуатации на территории Беларуси единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима, был разработан и согласован с УГАИ МВД информационный щит «Контроль режима движения».

Данный знак носит исключительно информационный характер, не вносит и не отменяет какие-либо ограничения в режим дорожного движения. По вышеуказанным причинам отсутствие стационарного либо временного дорожного знака «Контроль режима движения» перед местом установки датчика контроля скорости не является основанием для освобождения от административной ответственности за нарушение скоростного режима.

- Через какое время приходит штраф?

По закону взыскание может быть наложено в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. Постановление, в зависимости от ряда обстоятельств, может быть направлено и на следующий после правонарушения день, а может и через 40-50 дней. Но не позднее срока, определенного законодательством (два месяца).

- Кто является рекордсменом по количеству штрафов за 2014 год?

Персональные данные не подлежат разглашению.

- На какое превышение настроены камеры?

Камеры контролируют верхний допустимый предел скорости, установленный на конкретном участке дороги в соответствии с ПДД и проектом организации дорожного движения.

На МКАД есть камера скорости. На какой режим она была настроена, когда там проводили работы и устанавливали ограничение в 50 и 70 км/ч?

Скоростной режим, установленный временными дорожными знаками, системы не контролируют.

- Какие технологии используются для распознавания автомобиля/номера?

И автоматическая система, и ручная обработка.

- Меня сфотографировала камера, номеров не видно, рамки со шторками. Меня могут вычислить?

Да. Есть методы, позволяющие это сделать.

- Как обмануть камеру?

Удивите ее - не превышайте скорость. Ездите по правилам, берегите себя и своих близких.

Правомерно ли устанавливать радар с фотовспышкой, фиксирующий передний номер? Однажды ночью меня так ослепили. Первой мыслью было то, что на тебя со встречной автомобиль выскакивает.

Участие в дорожном движении всегда сопряжено с опасностью и неожиданностями, к которым водитель обязан быть готов. Риторический вопрос: а если молния, гроза, фары встречной машины, животное или человек выбежит на проезжую часть? Учите ПДД, читайте знаки, соблюдайте скоростной режим, и не будет никакой вспышки.

- Срабатывают ли датчики на превышение скорости мотоциклами?

Сфотографировала камера скорости, но у меня была уверенность, что я уже проехал знак «Конец населенного пункта». Ехать проверять в Брестскую область из Гомеля особого желания нет. Но если я найду место, где меня сфотографировали, и оно окажется за пределами населенного пункта, то как мне быть?

Если вынесено постановление, а владелец транспортного средства с ним не согласен, необходимо обратиться с письменным заявлением в ГАИ по месту жительства.

- Зачем нужно нести квитанцию в ГАИ? К чему эти лишние телодвижения?

Необходимо внимательно читать постановление: квитанцию в ГАИ нести не нужно. На оборотной стороне каждого постановления указана информация о способах оплаты штрафа. В случае оплаты с использованием системы «Расчет» (ЕРИП) информация о платежах поступает в базу данных о правонарушениях по каналам электронной связи и прикрепляется к номеру постановления.

Однако существует необходимость направлять в Центр фотофиксации квитанции в случае оплаты штрафов по фотофиксации через отделения почты, так как РУП «Белпочта» к ЕРИП не подключено. В таком случае погашение задолженности осуществляется сотрудниками МВД на основании квитанций, которые обязательно должны быть направлены по адресу: г. Минск, ул. Красноармейская, д. 21. Если квитанцию своевременно не выслать, как указывалось ранее, взыскание штрафа будет осуществляться судебным исполнителем, которому нужно предоставить оригинал квитанции. Если квитанцию выбросить, оплату придется доказывать. Восстановить квитанцию можно через отделение почты, реестр Министерства финансов или налоговую инспекцию по месту жительства.

- Обязательно ли идти на почту за «письмом счастья», если оно мне не нужно?

Необязательно. Вручение почтового отправления - «головная боль» почтальона, получение почтового отправления - право гражданина, а не обязанность, закрепленная законодательством.

Те письма, что ко мне приходили, добирались полтора месяца. Где они были все это время? Живу по месту прописки, в Минске, нарушения - при подъезде к Минску…

Срок наложения взыскания по закону - два месяца со дня совершения правонарушения. Вручение заказного отправления сотрудниками почты осуществляется в течение одного месяца. Отсюда сроки…

Можно не ждать. Для пользователей интернет-услуг на официальном сайте МВД в разделе «Фотофиксация» содержится информация о неоплаченных штрафах по фотофиксации. После оплаты при обновлении информации сведения о правонарушениях, по которым штрафные санкции взысканы, с сайта изымаются.

Получил «письмо счастья». Фото спереди машины с моим лицом. Законно ли это? Как это увязывается с действующим законодательством в части неприкосновенности личной жизни и т. д.

Законно. Личная жизнь и участие в дорожном движении - понятия разные. Находящиеся в автомобиле граждане открыты для обозрения в равной части как иным участникам дорожного движения, так и системам фотофиксации. Кроме того, постановление направляется заказным письмом и предусматривает его получение лично лицом, привлеченным к ответственности. Сведения о правонарушителях третьим лицам не предоставляются.

- Машина с транзитными номерами. Была зафиксирована камерой скорости. Придет ли штраф бывшему хозяину?

Нет, не придет.

- Камеры фиксируют только превышение скорости или же иные нарушения ПДД тоже?

Пока только скорость.

- Учитывает ли камера наклейку «70»?

Да. Если на вашем автомобиле закреплено уменьшенное цветное изображение дорожного знака «Ограничение максимальной скорости» 70 км/ч, следует учитывать следующее: установка данного знака на транспортном средстве является официальным предписанием ограничения его максимальной скорости. В соответствии с подпунктом 91.3 пункта 91 ПДД, водителю запрещается превышать скорость движения, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве. Данное требование распространяется на всех водителей, управляющих транспортным средством с опознавательным знаком «Ограничение скорости», независимо от стажа вождения.

На какое превышение настроены камеры, если, к примеру, на участке дороги установлено ограничение скорости 60, 70, 90, 120 км/ч?

Одновременно на одном участке дороги такие скоростные ограничения установлены быть не могут. Если имеется в виду одна дорога, но различные ее участки, то следует знать, что и организация дорожного движения, с учетом характерных особенностей отрезка дороги (извилистость, обзорность, аварийность и т. д.), и, соответственно, установленные скоростные ограничения могут быть разными.

Почему база нарушений по камерам носит только информационный характер и далеко не всегда корректно и своевременно обновляется?

Нет базы нарушений по камерам. Есть различные базы данных МВД. Хранящаяся в них информация является служебной и третьим лицам не предоставляется. Сведения о правонарушениях содержат персональные данные граждан и затрагивают их личные интересы. Такие сведения предоставляются только в установленном законом порядке. На сайт МВД помещается исключительно номер правонарушения, по которому идентифицировать личность может только сам гражданин и органы, имеющие доступ к базе данных МВД о правонарушениях.

Почему за нарушения скорости, зафиксированные измерителем скорости «Арена», работающим в автоматическом режиме, составляются протоколы?

Измерители скорости «Арена» не относятся к техническим средствам, работающим в автоматическом режиме. Такими измерителями, возможно, пользуются инспекторы ДПС ГАИ, которые несут службу на дорогах.

- Когда уже наконец камеры полностью заменят «человечков с фенами» в кустах?

Заменить сотрудников ДПС ГАИ системами фотофиксации невозможно. Инспекторы осуществляют надзор за дорожным движением не только в части соблюдения скоростного режима, они также имеют ряд иных полномочий и обязанностей по контролю за порядком движения пешеходов и транспорта.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

При пожаре в Зимней вишне погибло 64 человека — событие шокировало всю страну, о последствиях говорят до сих пор, даже принимаются срочные поправки в законы. В этих событиях виноват не один какой-то человек, сама система давно дала сбой, из-за чего проблемы копились годами. Рано или поздно такое должно было произойти.

За те злополучные выходные погибли не только люди в кемеровском торговом центре — по всей стране за субботу и воскресенье погибло 67 человек. Ежегодно же гибнут десятки тысяч людей, наши улицы и дороги давно стали местом боевых действий, о чём руководство страны. Только в отличие от кемеровских событий, по поводу жертв инфраструктуры не устраивают траур, об этом не говорят по телевизору, а некоторые депутаты даже предлагают увеличить скорость и собирать ещё больше жертв.

Единственная реакция чиновников на местах, полицейских и составителей стандартов на реки крови от аварий — побольше заборов, ярких рамок и подземных переходов. Есть даже специальная федеральная программа, в рамках которой из общего бюджета выделяются дотации на ремонт дорог по ГОСТам. Программа считается успешной — общее количество аварий снижается. Проблема лишь в том, что количество жертв от аварий очень часто растёт. В некоторых регионах на основе открытых данных собрали вот такие «говорящие» цифры:


заборы купили, а думать не купили

Никто не хочет признавать, что система даёт сбой, а проверенные методы не работают. У нас не принято признавать ошибки, куда проще санкционировать смерти. Россия по сей день остаётся страной с одним из самых высоких уровенем смертности на дорогах в Европе. Наши же соседи пошли проверенным европейским путём и переняли — за 10 лет Беларусь сократила количество жертв на улицах и дорогах втрое.

Сейчас уровень смертности при ДТП в Беларуси ниже, чем в среднем в странах Евросоюза, хотя в 2005 они были на уровни России — как они это сделали? ГорПроекты подготовили материал про это, будет полезно скинуть сей пост чиновникам своего города, показать статистику проектировщикам или запросить позицию ГИБДД своего города. Далее про опыт Беларуси без изменений:

Велосипед уже изобрели

Белорусы всерьёз задумались о высокой смертности в ДТП в начале нулевых. Активисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) после изучения европейского опыта в 2006 году организовали в Минске межведомственную конференцию для решения этой проблемы, где собрались эксперты шведской программы Vision Zero и представители ещё 16 стран; некоторые из них уже зарекомендовали себя в борьбе с дорожной смертностью.

«Рост автомобилизации у нас пришёлся на то время, когда другие уже научились защищать участников дорожного движения. Зачем изобретать велосипед? Вернее всего взять на вооружение чужой, но успешный опыт», — объяснял председатель БАЭС Юрий Важник.

По словам главного белорусского активиста за безопасные дороги, им очень повезло с этой конференцией: её участники смогли заразить местных чиновников идеей нулевой смертности в ДТП. Важник вспоминает, что руководитель ГАИ тогда не совсем понял, почему шведы ставят перед собой задачу «Ноль смертей», милиционеру она показалась невыполнимой. Ему ответили: «Мы хотим, чтобы был ноль, и делаем всё возможное для этого».

— Ну и они, ГАИшники, брякнули: «Давай будет «Минус 100» каждый год», — пересказывает итоги конференции Важник.

Проект начали реализовывать буквально в таком сыром виде. «По сути, и проекта не было, только эти два слова «Минус сто». Достаточно было идеи», — добавляет он. Вслед за словами полетели погоны руководителей на местах, которые не справлялись со снижением — такие начальники ГАИ считались неэффективными.

— Мы начали с универсальных инструментов: искусственные неровности, успокоение движения, улучшили контроль, — объясняет Важник.

И начальный этап доказал: нужен не умный текст с программой, а просто заразительная идея. Идея «Минус сто» была понятна людям, она заставляла делать то, что надо.

— Помню, я уехал на учёбу в Швецию, как раз по теме искусственных неровностей, в Белоруссии их тогда почти не было. Возвращаюсь, а их в день по 8 штук появляется. Я спрашиваю: «ребята, что происходит?». А мне отвечают: «Всё, не мешай уже, работаем».

Виноват не водитель, а проектировщик

На следующих этапах столь очевидных мер уже не хватало, и БАЭС сел за анализ ДТП и исследование статистики, которую предоставляла ГАИ.

— Мы берём у них сырьё, анализируем, обрабатываем и продаём уже готовую информационную систему с хорошей визуализацией, из которой становится ясно, что нужно делать. Например, это факторы аварийности и степень важности, то есть наибольшее количество ДТП. В результате анализа выясняется, что все силы брошены на борьбу с нетрезвыми водителями, а они сейчас совершают всего 2 процента от общего количества аварий. Поэтому силы нужно переключить на другие зоны, гораздо менее благополучные.

Например, из последних графиков видно, что с пьяными водителями в Минске всё более, чем в порядке, жители столицы соблюдают скоростной режим, и даже лобовых столкновений крайне мало. А приоритетными факторами, влияющими на смертность в ДТП, оказались незащищённость пешеходов и тёмное время суток, вполне возможно, что эти два фактора связаны между собой, и, исключив один, отпадёт и второй.

Как следует из статистики по Минску, в 2017 году в городе из 41 погибшего 23 являлись пешеходами. А чаще всего смертельные ДТП происходят с полуночи до трёх часов ночи и с шести до девяти утра.

Начальник технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой говорит, что они подробно разбирают каждое из серьёзных ДТП, чтобы установить всю цепочку, которая к ним привела. Он привёл пример: водитель ночью врезался в опору и погиб. Выяснилось, что он ехал в ночную аптеку, то есть не мог отказаться от этой поездки. Это означает, что социально-значимые заведения и учреждения, которые работают в ночное время, либо должны быть доступными в каждом районе, чтобы люди не садились за руль в опасное время суток, либо и ночью передвигаться по улицам должно быть также безопасно, как и днём.

По словам Важника, Минск полностью откажется от экономии на уличном освещении, поскольку экономить на и так несущественных расходах не рационально (освещение расходует всего три процента от общего энерготрафика). На вопрос, по каким именно причинам происходят ночные аварии, Важник пока сказать не может, поскольку «такое исследование ещё не проводилось». Так он ответил на предположение о том, что по ночам дороги пустые, поэтому водители начинают разгоняться.

— Бывают неочевидные и парадоксальные причины, взять тех же нетрезвых водителей: мы с ними боролись, а оказалось, что они давно уже не при чём, и смертность в ДТП от них почти не зависит, — ещё раз напоминает общественник.

Добрая дорога

После программы «Минус сто» Минск перешёл к разработке концептуальной кампании «Добрая дорога». «Добрая на белорусском означает в том числе хорошая, безопасная», — объясняет Важник.

Стратегия безопасности дорожного движения Минска «Добрая Дарога», разработанная Юрием Важником и БАЭС

Так появился план действий с 2012 по 2015 год, то есть уже системный подход. Эта программа утверждается на уровне всех ответственных ведомств, она является основным движущим документом, где определены ежегодные цели и тактические задачи. Если первая «Добрая дорога» ставила целью снизить количество погибших в ДТП до 50 человек (план перевыполнили, в 2015 году в авариях жизни потерял 41 человек), то следующей кампанией (2016-2020) общественники и власти намерены снизить смертность в столице до 25 человек.

Ещё одна мера — изменение дизайна с четырёхполосным движением и центрами притяжения. В таких местах водители очень часто паркуются слева и справа, тем самым оставляя по одной-полторы полосы для движения. В таких условиях жертвами ДТП часто становятся пешеходы, в том числе дети, которых не видно из-за препятствий, коими являются автомобили. Также на оживлённых улицах для пешеходов стали строить островки безопасности.

По словам Важника, они также перенимают шведский опыт, но адаптируют его под особенности республики. Например, если в Швеции у истоков проекта Vision Zero стояли заинтересованные архитекторы и проектировщики, то в Белоруссии их ещё нужно было заинтересовать. Как именно это сделать, уже придумали, но полноценно систему ещё не внедрили.

— Нас мало интересует, что именно проектировщик будет закладывать в свой проект новой дороги, потому что выполнение нормативов и стандартов не обеспечивает безопасность, — объясняет подполковник милиции Навой. — Поэтому мы пишем проектировщику: на этой улице должно быть не более такого-то количества ДТП и раненых в год, это наши требования. И проектировщик должен под них подстраиваться, он подписывает документ, что, грубо говоря, он гарантирует, что на этой улице будет гибнуть не более двух человек в год. А мы дальше уже наблюдаем, время пошло.

Если ДТП и травм в них будет больше, чем прогнозировалось, к проектировщикам применят санкции. Начальник технических средств и систем столичного ГАИ Дмитрий Навой приводит в пример классический случай во дворе, когда под колёса машины попадают дети: автомобиль выезжает, и в зоне видимости у него нет опасности, однако из-за угла выбегает ребёнок, которого водитель не мог заметить из-за неправильно спланированного пространства.

— Проще всего назвать виноватым в ДТП человека, который допустил ошибку. Виноват не человек, а обстоятельства. Вопрос «Кто виноват» для создания безопасных дорог не нужен, его нужно выкинуть. Нужен вопрос «Что сделать», — концептуально добавляет Важник.

Не хватает ДТП

Именно перепроектирование и дизайн улиц стоит в упомянутом графике в тройке самых важных факторов, влияющих на ДТП. Директор ещё одной компании «ЭТСКонсалт», занимающейся проблемами дорог, Павел Астапеня приводит в пример тротуары и зебры. Для безопасного перехода они должны быть построены на одном уровне и сделаны с одинаковым покрытием, также пешеходные участники на дорогах должны сильно выделяться цветом и другими сигналами. Однако, по его словам, такой точечный подход начинает изживать себя.

— С очагами ДТП мы уже поборолись. В чём сейчас проблема Минска? Люди продолжают погибать, в меньшем количестве, но происходит это несистемно. И уже ничего с этим не сделаешь, пока не примешь системных решений. Сейчас нужно пересаживать людей с автомобилей на общественный и альтернативный транспорт, а также тотально снижать скорость.

О слишком малом количестве ДТП для хорошего анализа и принятия мер говорит и Юрий Важник. Последние два года в Минске происходит около 40 смертельных аварий, и все в разных местах.

— И мы пока не знаем, что делать, нет механизмов, — говорит Важник.

Тем не менее, кампания «Добрая дорога» уже взялась за снижение автомобильного трафика в городе. Первая серьёзная мера - система платных парковок в центре Минска. Она там не совсем обычная: нарушителей, как правило, даже не штрафуют, однако люди исправно платят, и постепенно прекращают въезжать на личных авто в центр. Всё из-за новаторского подхода активистов: они придумали необычную систему карточек.

— За последний год оштрафовали 5 или 6 человек, — комментирует Важник. — Мы придумали систему карточек, почти как в футболе: зелёная, жёлтая, красная. Российский «Стопхам» — идиотское движение, которое обостряет конфликт. А мы сначала долго трубили, что будут платные парковки, раздавали водителям зелёные карточки. Трубили до такой степени, что люди уже стали спрашивать: «да когда же вы, наконец, их сделаете?». В итоге сделали, тем водителям, кто не платил, стали выдавать жёлтые карточки. Те, кто, не понял, и продолжил не платить, получили красные карточки и тогда уже осознали, что попали куда-то не туда, не в ту группу. А мы, в свою очередь, сильно не афишировали явные меры: что будет, если не платить и получить карточку. И водители стали опасаться этого «что будет» и начали платить. Это устойчивее влияет на поведение водителей, чем что бы то ни было.

Пересаживать людей на общественный транспорт Минску не трудно, здесь он довольно развит. В столице Белоруссии есть трамвай, появились электробусы, с советских времён остался метрополитен, а также по городу ходят троллейбусы и автобусы, для пассажиров сделали удобные транспортные карты.

А вот с тем, чтобы пересадить людей на альтернативный транспорт, есть свои сложности: в Минске пока нет настоящей велоинфраструктуры и системы велодорожек. Однако там придумали велопереезды по типу пешеходных переходов, чтобы велосипедисты могли не спешиваться при пересечении дороги, а продолжали ехать. Передвигаются велосипедисты либо по дорогам вместе с автомобилями, либо по тротуарам, которые в Минске очень широкие. А пока ГАИ лоббирует появление велодорожек.

И Важник, и Навой не раз упомянули о нестандартных и новаторских решениях, которые, очевидно, не прописаны ни в правилах дорожного движения, ни в ГОСТах, ни где-либо ещё. В России это зачастую является проблемой, так как ни заказчик, ни исполнитель уж точно на бумагах не захотят лишний раз уходить от стандартов. Однако в Белоруссии тоже придумали, что с этим делать.

— Если что-то не предусмотрено ГОСТом, то на это выдаются специальные технические условия, — говорит Навой. — А если чего-то нет в правилах дорожного движения, ГАИ может на своё усмотрение экспериментировать, как в случае с велопереездами. Таким образом мы что-то пробуем, анализируем и, если нужно, уже вносим в ПДД и ГОСТы.

Несмотря на проделанный объём работы, многие полезные реформы ГАИ и общественники до сих пор провести не могут. Например, власти снизили предельно допустимую скорость до 50 километров в час в жилых районах и центре города (за исключением зон, где есть знаки, ещё сильнее ограничивающие скорость и магистралях, где можно ездить быстро), но ПДД позволяют превышать скорость без штрафа ещё на 19 километров в час. ГАИ намерено отменить это послабление для водителей, но не может.

— Автомобильное меньшинство слишком активное, и противостоять ему очень тяжело. Попробуйте в Москве пересадить весь чиновничий аппарат на автобусы, получится? — говорит Навой о схожих с российскими проблемах.

Российский аналог

В начале 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал план по снижению смертности, который называется «Ноль смертей», однако со шведским Vision Zero он не имеет ничего общего, кроме названия. Главное отличие проектов: подход. Шведы, как и белорусы, отказались от модели, в которой виновником ДТП считается водитель или пешеход. Они посчитали, что людям свойственно ошибаться, а значит нужно исключить последствия ошибок, то есть сделать среду настолько безопасной, что даже нарушение правил не повлияет на жизнь и здоровье участника дорожного движения.

«Для того, чтобы достигнуть заявленных показателей по снижению смертности, необходимо изменить поведение участников дорожного движения, выработав у них безусловное соблюдение норм и правил дорожного движения», — описывал программу российских властей РБК.

Буквально это означает, что упор будет сделан на образовательные и просветительские цели, а к нарушителям будут развивать нетерпимость, что противоречит идее Vision Zero. И как показало исследование «Депривация и безопасность на дорогах», проведённое в Лондонской школе гигиены и тропической медицины (университет, в том числе, занимается исследованием воздействия внешних факторов на здоровье и безопасность населения), пропаганда правильного поведения на дорогах малоэффективна и работает только вместе с более радикальными реформами.

Также в утверждённой программе говорится об уменьшении уличных переходов в пользу внеуличных, что также только повышает вероятность смертельных ДТП.

В целом это не первая попытка российских чиновников всерьёз заняться высокой смертностью в авариях. Навой рассказывает, что некоторые руководители региональных ГИБДД из России, а также ныне уволенный начальник главного управления Виктор Нилов приезжали в Минск, чтобы подглядеть опыт, однако в итоге его никто так и не перенял.

По словам Навого, он лично провёл экскурсию по городу для Нилова, показал все нововведения с неровностями, переходами и велопереездами, однако тот не сильно был впечатлён. На следующий день Навой подготовил для российского коллеги презентацию со статистикой смертельных ДТП на 100 тысяч человек, куда включил как Белоруссию и Россию, так и другие страны СНГ.

— Как? Как у вас это получилось? — вспоминает Навой реакцию Нилова.
— Так я же вам вчера показывал, — отшутился белорус.
— Неужели всё так просто?

Навой подтверждает, реформы действительно не такие сложные, как может показаться, однако им пришлось много лет уделять внимание мелочам, чтобы добиться столь низких показателей. Впрочем, низкими ни Навой, ни Важник их не считают: их цель — ноль смертей на дорогах Белоруссии.

Фотографии из Беларуси: Мария Быстрова
Автор статьи про Беларусь: Игорь Ермоленко

PS Ещё у ГорПроектов ожил телеграм-канал:Городские проекты

Нашему читателю Дмитрию пришло странное SMS-сообщение. В нем содержится информация о полученном штрафе, предположительно, за превышение скорости. Исходя из текста сообщения, на уплату штрафа у Дмитрия есть 5 дней. Оплачивать или нет?

Странная эсэмэска

- Пришло какое-то странное сообщение от SpeedContrl якобы о моем штрафе по линии ГАИ, - рассказал корреспонденту Onliner.by Дмитрий. - Странность в том, что я не подключал данную услугу на сайте СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

Рассмотрим подробно полученное читателем сообщение. Вот что в нем написано: «Штраф ГАИ», номер счета в ЕРИП и указание, что на уплату есть 5 дней с 12 декабря.

- Ради интереса посмотрел, что это за номер счета, ввел его в ЕРИП. Появилась информация о штрафе - 115 рублей. Думаю: ничего себе, где это я так умудрился попасть, притом что никакие письма мне не приходили. Кроме того, есть одна существенная оговорка: этот якобы штраф выписан не на мою фамилию.

Действительно, 115 рублей якобы должна заплатить некая Наталья Валерьевна, а никак не наш читатель Дмитрий. Но почему SMS-сообщение получил он и как вообще на него нужно реагировать?

На что нужно обращать внимание

1. Должны ли вам вообще приходить сообщения?

По сути, любой водитель может подписаться на SMS-оповещения или рассылку электронных писем о полученных им штрафах за превышение скорости, зафиксированное приборами фотофиксации, работающими в автоматическом режиме. Для этого достаточно внести необходимые данные на сайте СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», в том числе регистрационный номер авто, номер техпаспорта, идентификационный номер собственника транспортного средства, мобильный телефон.

В СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» корреспонденту Onliner.by пояснили, что крайне сомнительно, что сообщение о штрафе за превышение скорости может по ошибке получить другой человек.

- Каждый человек, кто подписывается на рассылку, добровольно оставляет свои данные. Если он этого не сделал, фактически информации о нем в соответствующей базе данных нет, сообщение направлять некому, - пояснили в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

2. Верна ли информация в сообщении?

Посмотрим на полученное Дмитрием сообщение еще раз. «На оплату 5 дней с 12.12.2017». Это какие штрафы в Беларуси нужно оплачивать в течение 5 дней?

- Это не соответствует действующему законодательству. По закону на уплату штрафов есть один месяц после получения копии постановления об административном нарушении, - отметили в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

Еще кое-что. Если предположить, что речь действительно идет о штрафе за превышение скорости, то вызывает вопросы его сумма: 115 рублей, то есть 5 базовых величин (одна базовая величина в настоящее время составляет 23 рубля). Открываем Кодекс об административных правонарушениях, статью 18.13, в которой предусмотрена ответственность за превышение скорости движения. Напомним, что речь идет якобы о нарушении, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. В зависимости от того, насколько превышена скорость, штраф может составлять 0,5, 2, 4 или 6 базовых величин. То есть штрафа в 5 базовых величин за превышения скорости, зафиксированное прибором фотофиксации, в настоящее время вообще не предусмотрено. Отметим при этом, что сумма 115 рублей при беглом взгляде ассоциируется с 11,5 рубля - минимальным штрафом за подобное нарушение.

Ну и наконец, личные данные. Едва ли следует оплачивать штрафы, которые выписаны в отношении другого человека. Дмитрий утверждает, что в ЕРИП содержится информация о штрафе лица с другими фамилией, именем и отчеством.

В СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» отметили, что SMS может поступать не только по вопросам превышения скорости, но и в связи с другими нарушениями по линии МВД. В любом случае, если у человека есть подозрения в подлинности полученной им информации, он вправе обратиться в органы внутренних дел, чтобы прояснить ситуацию.

3. Перепроверяйте!

Даже если вы не уверены в том, что штраф за превышение скорости вам не грозит - не торопитесь реагировать на странные сообщения. Информацию о полученных штрафах за превышение установленной скорости движения можно проверить на сайте МВД. Достаточно ввести ФИО, а также серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

В СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» рассказали, что SMS-оповещение приходит практически сразу же после того, как было вынесено соответствующее постановление. На сайте МВД информация о нарушении может появиться с небольшим запозданием. Поэтому если не уверены, то есть смысл несколько раз проверить информацию о том, нет ли у вас неоплаченных штрафов.

Ошибка или мошенничество?

Дмитрий перепроверил информацию на сайте МВД.

- Вообще ничего нет, чист как младенец. Может быть, это ошибка системы? Или все-таки мошенничество? - задается вопросами наш читатель.

Он намерен обратиться в милицию, чтобы узнать ответ.