Биографии Характеристики Анализ

Технология технического обслуживания транспортных средств. Какой порядок оформления учредительных документов? На какие типы разделяют предприятия автомобильного транспорта

МИСАО – 2017 «Педагогическое образование учитель (преподаватель) изобразительного искусства»
МИСАО – 2016 «Педагогическое образование учитель (преподаватель) экономики
МГУЭСИ – 2012 к.э.н. (выпущена Монография по теме диссертации)
МГУЭСИ (МЭСИ) – 2006 Специальность: «Юриспруденция»
Московский Банковский Институт» (МБИ) - 2007г. Специальность: «Финансы и кредит»
2008г. Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы по программе «Организация и проведение торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд» и пр.
2007г. «Московская Академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы по программе «Особенности управления финансами муниципального образования»
2003–2004г «ГАСИС» Государственная Академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов по программе «Бухгалтерский учёт и аудит»
1995–97г «Московский финансовый колледж Министерства финансов РФ» Специальность: «Финансы» со специализацией «Налоги и налогообложение»

Научная деятельность

Имею более 50 публикаций в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК, Scopus - 2 и Web of Science – 1 Министерства образования и науки РФ, размещено в РИНЦ 37 публикаций, 4 изданных и используемых в педагогической практике учебных пособия, разработаны и читаются авторские курсы, кроме того в арсенале имеются разработки 12 методических пособий по написанию курсовых и контрольных мероприятий 37 учебных программ, выпущено 22 ФОС, УМК, имеется опыт участия в научных и международных и зарубежных конференциях, выпущено 4 Монографии, в том числе 3 зарубежные, общий Хирш – 8, ядро – 4. Разработаны новые курсы: «Управленческий аудит»; «ТРИС, РИС, АРИС (теория и методология решения нестандартных задач); «Выявление манипуляций с финансовой отчетностью (РСБУ) при переходе на (МСФО)». В 2017 году вошла в ТОП-300 лучших преподавателей. В планах: – сдача экзамена и получение Международных Сертификатов: DipNRF, ДипИфр, PM-standart.

Иные достижения соискателя

2017 – спикер в Федеральной программе ГБУ поддержки малого и среднего бизнеса (правовые и налоговые вопросы);
2017 – Внутренний грант РЭУ по теме «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДО 2030 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»;
2017 – Внутренний грант РЭУ по теме «Развитие механизма поддержки предприятий сельского хозяйства, включая фермерские хозяйства, в условиях финансовой нестабильности, посредством использования инновационных инструментов финансирования» из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»;
2015-2017 Участие в Единой программе подготовки Арбитражных управляющих: задача подготовить специалистов к работе на основе стандартов профессиональной деятельности антикризисных управляющих; Проведение мастер-классов и участие в 2-х дневной программе для будущих абитуриентов в Школе 1179 «Франчайзинг, как движущая сила экономики»; «Бухгалтерский учёт, как основа финансовой грамотности в современной России»;
2015г. Грант от Сберегательного Банка РФ – обучение сотрудников регионов по программе: финансовая грамотность; манипулирование финансовой отчетностью; оценка кредитоспособности заемщиков юридических лиц;
2014г. Участие в программе делового администрирования «Kinder-MBA» по программе «Финансовая грамотность» под эгидой Финансовой академии и МГУ.
2011-2013 НКО ЕАОИ, МГУЭСИ участие в Проектах по повышению квалификации по программам:
- «Специалист по государственному и муниципальному управлению»;
- «Master of Public Administration»;
- «Антикризисное управление» ;
- «Бухгалтерский учёт и аудит».

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов», профиль «Автомобильный сервис» (квалификация «бакалавр»).
Рассмотрены состояние и правовые основы автомобильного сервиса. Изложены причины изменения технического состояния автомобилей, организация их технического обслуживания и ремонта. Освещены вопросы маркетинга на станциях технического обслуживания автомобилей, методы их технологического проектирования и организация материально-технического обеспечения. Приведены методические указания к лабораторным работам и семинарским занятиям.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, а также специалистам автомобильного транспорта.

Понятие автосервиса. Виды оказываемых услуг.
Рыночные отношения, изменение форм собственности, качественные и количественные изменения структуры автомобильного рынка и инфраструктуры предприятий автомобильного транспорта (АТ), произошедшие в России в 1990-х гг., обеспечили условия для развития сферы услуг. Одним из быстро развивающихся видов услуг является автосервис.

В стране создана и успешно функционирует достаточно мощная подсистема АТ, включающая в себя широкую сеть предприятий автосервиса, обеспечивающих поддержание многомиллионного парка автомобилей, принадлежащих гражданам и мелким автотранспортным предприятиям (АТП), в технически исправном и работоспособном состоянии.

Автосервис - это совокупность предприятий, средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы.

Исполнителем и потребителем платных услуг могут быть юридические и физические лица.
Исполнитель предоставляет услуги юридическим и физическим лицам - владельцам автотранспортных средств (потребителям). Потребитель приобретает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I
СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛУГ В АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ
Глава 1. Автосервис - подсистема автомобильного транспорта
1.1. Понятие автосервиса. Виды оказываемых услуг
1.2. Размер и структура автомобильного парка
1.3. Характеристика автосервиса за рубежом и в России
1.4. Пути совершенствования автосервиса в России
Глава 2. Правовые и нормативные основы технического сервиса колесных транспортных средств
2.1. Технический сервис. Основные понятия
2.2. Правовые и нормативные основы деятельности автосервиса
Глава 3. Обеспечение работоспособности автотранспортных средств в эксплуатации
3.1. Причины изменения технического состояния
3.2. Классификация видов изнашивания
3.3. Понятие и основные показатели надежности
3.4. Методы обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации
Глава 4. Производственно-техническая база предприятий автосервиса
4.1. Характеристика производственно-технической базы
4.2. Типы предприятий автосервиса
4.3. Совершенствование производственно-технической базы предприятий автосервиса
Глава 5. Назначение, классификация и характеристика технологического оборудования для предприятий технического сервиса
5.1. Техническое оснащение ПТС и общая классификация технологического оборудования
5.2. Уборочно-моечное оборудование
5.3. Подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование
5.4. Смазочно-заправочное оборудование
5.5. Контрольно-диагностическое оборудование
5.6. Шиноремонтное оборудование
5.7. Оборудование и инструмент для разборочно-сборочных и механических работ
5.8. Кузовное и окрасочное оборудование
5.9. Контрольно-измерительное оборудование и инструменты
Глава 6. Общая характеристика технологических воздействий, обеспечивающих работоспособность автомобилей
6.1. Общие положения
6.2. Виды работ, составляющих ТО и ТР
6.3. Уборочно-моечные работы
6.4. Очистительные и смазочно-заправочные работы
6.5. Разборочно-сборочные и крепежные работы
6.6. Слесарно-механические работы
6.7. Контрольно-диагностические и регулировочные работы
6.8. Тепловые работы
6.9. Кузовные работы
6.10. Окрасочные работы
6.11. Аккумуляторные работы
6.12. Шинные работы
6.13. Технологическая документация
Глава 7. Организация производственной деятельности на станциях технического обслуживания автомобилей
7.1. Виды производственной деятельности
7.2. Организация торговли автомобилями
7.3. Организация производственного процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
7.4. Организация работ на рабочих постах ТО и ремонта
7.5. Организация работ на производственных участках
7.6. Оперативное управление производственной деятельностью станций технического обслуживания
7.7. Современные информационные технологии управления работой СТОА
Глава 8. Маркетинг на станциях технического обслуживания автомобилей
8.1. Роль, значение и важнейшие принципы маркетинга в сфере автосервисных услуг
8.2. Источники маркетинговой информации
8.3. Анализ видов и потребителей услуг автосервиса
8.4. Анализ конкуренции в сфере автосервисных услуг
8.5. Прогнозирование емкости рынка и спроса на автосервисные услуги
Глава 9. Обеспечение предприятий автосервиса материально-техническими ресурсами
9.1. Характеристика материально-технических ресурсов
9.2. Запасные части. Основные понятия и определения
9.3. Определение потребности в запасных частях
9.4. Логистические методы организации обеспечения запасными частями
9.5. Управление запасами деталей на складах запасных частей
9.6. Организация складского хозяйства. Учет расхода запасных частей и материалов
9.7. Снижение расхода материальных ресурсов
9.8. Пути совершенствования материально-технического обеспечения станций технического обслуживания и владельцев автомобилей
Глава 10. Основы технологического проектирования станций технического обслуживания автомобилей
10.1. Порядок проектирования
10.2. Технологический расчет СТОА
10.3. Планировка СТОА
10.4. Особенности разработки проектов реконструкции и технического перевооружения СТОА
ЧАСТЬ II
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Лабораторная работа № 1. Технология диагностирования автомобилей по тягово-экономическим показателям
Лабораторная работа № 2. Диагностирование технического состояния автомобильных двигателей
Лабораторная работа № 3. Получение и использование информации при комплексном диагностировании автомобиля
Лабораторная работа № 4. Организация приемки автомобилей на СТО
Лабораторная работа № 5. Подготовка предприятия технического сервиса к проведению сертификации соответствия качества услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств
Лабораторная работа № 6. Определение потребности предприятий автомобильного транспорта в запасных частях. Общие положения
Лабораторная работа № 7. Управление запасами деталей на складах запасных частей
Лабораторная работа № 8. Определение нормативного расхода и потребности в топливосмазочных материалах
Лабораторная работа № 9. Разработка технологической документации обслуживания автомобилей на поточной линии
Лабораторная работа № 10. Диагностирование узлов, агрегатов, механизмов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
Лабораторная работа № 11. Метрологическое обеспечение контрольно-диагностического оборудования
Лабораторная работа № 12. Контроль экологической безопасности автомобилей
Законодательные и нормативные материалы
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе, Ременцов А.Н., Фролов Ю.Н., Воронов В.П., 2013 - pdf - depositfiles.

Скачать книгу Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе, Ременцов А.Н., Фролов Ю.Н., Воронов В.П., 2013 - pdf - Яндекс.Диск.

Профиль подготовки: «Сервис транспортных средств»

С течением времени направление сервисной деятельности - «Сервис транспортных средств» стало одним из наиболее востребованных населением Российской Федерации.

Возросшая актуальность комплекса услуг по:

Продаже транспортных средств физическим и юридическим лицам;

Предпродажной подготовке транспортных средств;

Обмену и выкупу автомобилей с пробегом (trade-in);

Розничной, оптовой продаже запасных частей и расходных материалов;

Предоставлению финансовых услуг - кредитованию и страхованию транспортных средств;

Гарантийному обслуживанию и ремонту;

Кузовному ремонту - восстановление геометрии кузова, лакокрасочного покрытия и его защиты;

Разработке комплектов дополнительного оборудования, для оснащения транспортных средств стандартной комплектации по индивидуальному заказу владельца;

Формированию тюнинг программ - интерьера, экстерьера, аэрографии, техническому тюнингу.

Обусловлено вполне очевидными причинами:
устойчивый рост парка транспортных средств, принадлежащих населению и прежде всего автомототранспортных средств;
рост количества дилерских сервисных центров представляющих продукцию мировых лидеров автомобильной промышленности;
создание производств, наращивающих выпуск в Российской Федерации автомототранспортных средств мировых брендов, в частности таких как Toyota, Ford, KIA Sollers, Nissan, Hyundai, BMW.

Важно также отметить, что направление сервисной деятельности - «Сервис транспортных средств» является трансграничным, требует соблюдение международных стандартов и технологий, а устойчивая мировая тенденция повышения качества сферы услуг, как продукта, диктует требования к качеству подготовки специалиста данного направления.

Выпускник кафедры «Автосервис» восприимчив к новациям, владеет компетенциями в сфере информационных технологий, способен разрабатывать и реализовать современные технологии «Сервис транспортных средств» и адаптировать к условиям российского рынка импортируемые технологии сервиса.

В рамках направления 43.03.01 «Сервис» реализуется образовательная программа Бакалавриата, Профиль подготовки: «Сервис транспортных средств».

Бакалавриат:

Формы обучения:
- очная - 4 года (за счет средств федерального бюджета (бюджет) и на договорной основе (коммерция))

Присваемая квалификация – «Бакалавр сервиса» по профилю: «Сервис транспортных средств»

Основные изучаемые дисциплины:

1. Введение в профессию

2. Сервисология

3. Сервисная деятельность

4. Профессиональная этика и этикет

5. Информационные технологии в сервисе

6. Менеджмент в сервисе

7. Маркетинг в сервисе

8. Основы предпринимательской деятельности

9. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса

10. Метрология, стандартизация и сертификация

11. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса

12. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

13. Автотранспортные средства

14. Дооборудование и тюнинг транспортных средств

15. Проектирование процесса оказания услуг в автосервисе

16. Проектирование услуг в автосервисе

17. Технологические процессы в сервисе

18. Транспортная инфраструктура

19. Современные материалы и дизайн

20. Пространственное моделирование и компьютерная графика

21. Организация дилерской и торговой сети

22. Технические средства предприятий сервиса

Практики:
- Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Производственная практика: научно-исследовательская работа

Производственная преддипломная практика.

Практика проводится согласно договору с потенциальными работодателями.

Места прохождения практик:
- авторизованные сервисные центры официальных дилеров известных мировых производителей: Toyota, Nissan, Volkswagen, JSC Terra-avto и т.д.,
- автотранспортные предприятия: НК «Русмобиль», Организатор перевозок «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс», Транспортно-логистическая компания «Деловые линии», А+С «Транспроект» и т.д.,
- заводы автомобильного кластера Санкт-Петербурга: Toyota, Nissan, Hunday.

Итоговая государственная аттестация включает:
Государственный экзамен (междисциплинарный)
Разработку и защиту выпускной квалификационной работы
(вид выпускной квалификационной работы – дипломный проект).

Область деятельности выпускников:
Сервисная
Производственно-технологическая
Организационно- управленческая
Научно-исследовательская

Наши специалисты широко востребованы на ведущих автосервисных, автотранспортных и машиносборочных предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Профессии, которые приобретут выпускники в рамках направления:

Отдел продаж:

Руководитель отдела продаж

Руководитель направления по маркам

Менеджер отдела

Продавец–консультант по продаже автомобилей

Администратор

Отдел по работе с клиентами:

Начальник отдела

Специалист отдела

Супервайзер хостесс

Хостесс

Отдел страхования и кредитования транспортных средств:

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Кредитный эксперт (автокредитования)

Страховой эксперт

Отдел логистики:

Руководитель

Специалист отдела

Отдел сервиса:

Старший сервисный консультант

Сервисный консультант

Мастер ремонтной зоны

Мастер диагност

Механик диагност

Механик профессионал

Механик

Ученик механика

Отдел гарантии:

Начальник отдела

Инженер по гарантии

Возможность карьерного роста:

Руководитель:

  • Отдела маркетинга сервисного центра
  • Клиентской службы
  • Цеха восстановительного ремонта
  • Отдела продаж сервисного центра
  • Отдела продаж запасных частей
  • Отдела дополнительного оборудования
  • Аналитического отдела

Руководитель автосервиса
- Коммерческий директор сервисного центра
- Технический директор сервисного центра

Продолжение обучения:

в магистратуре по направлению подготовки 43.04.01 - «Сервис»

Формы обучения:
- очная - 2 года (бюджет, коммерция)
- заочная - 2,5 года (бюджет, коммерция)

Магистерские программы:
- «Сервисная экономика: Международные рынки услуг»

Образовательная траектория: «Инновационные технологии сервиса технических систем»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Техническое обслуживание транспортных средств

Луганск 2004

Лекция №1. Введение

Перспективное развитее предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимательских предприятий, а также население страны находятся в неразрывной связи с транспортным комплексом.

Полученные научно-технические открытия привели к коренным изменениям в структуре экономики, включили в сферу производства и сбыта новые модели машин, оборудование, новые материалы и технологии; изменили организацию производства, системы сбыта; привели к ускоренному моральному старению машин и оборудования, сократили сроки их замены. Наблюдается массовое поступление на рынок принципиально новых видов транспортных средств и оснащения, парк которых достиг уже миллионов Высокая работоспособность и исправность парка транспортных средств может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

В этих условиях возросли роль и значение технического обслуживания транспортных средств, которое превратилось на важную область сферы услуг. Сервис, который фирма-продуцент предоставляет клиенту сегодня, включает кроме технического обслуживания (ТО) и другие виды услуг. Главная задача ТО состоит в обеспечении постоянной готовности транспортных средств (ТС) к эксплуатации и высокой эффективности их использования.

Работа фирмы-продуцента по ТО начинается уже к заключению контракта купли-продажи -- на стадии проектирования и производства ТС, а также в период подготовки их к продаже, которая называется предпродажным техническим сервисом. Таким образом, в наиболее общем виде ТО -- это комплекс технических услуг, связанных с продажей и использованием ТС и обеспечением постоянной готовности их к высокоэффективной эксплуатации.

Из сути ТО вытекают две его важных функции: обеспечение оптимального и экономического использования покупателем приобретенных ТС, а также содействие расширению их продажи.

Между спросом на ТС и спросом на ТО есть двусторонняя связь. Спрос на технический сервис есть производной от спроса на ТС. И вместе с тем обеспечение сервиса купленных ТС расширяет спрос на них. Эффективный технический сервис дает возможность покупателю более эффективно использовать ТС и оказывает содействие увеличению продажи.

В условиях острой конкурентной борьбы обязательным условием успешной работы фирмы-продуцента есть создание развернутой и хорошо организованной сети ТО: консультационных пунктов, станций технического обслуживания (СТО), составов запасных частей, учебных центров и т.п. Сеть ТО должна быть создана к началу работы фирмы-продуцента на соответствующем рынке (внешнему или внутреннему).

В условиях современного производства важные экономические показатели работы транспортного предприятия во многом зависят от уровня ТО ТС, которые находятся в эксплуатации, поскольку покупатель, который не желает или не может своими силами обеспечить ТО, практически не купит ТС до тех пор, пока не будет уверен, что он получит необходимый сервис.

В широком понимании сервис фирмы-продуцента включает большую часть всех операций, связанных с современной системой маркетинга, где ТО составляет часть всей системы производства и сбыта фирмы-продуцента. Более того, поскольку покупатель ждет получение максимального эффекта при использовании купленного ТС, ТО составляет важную часть всей программы маркетинга.

Современное развитие НТП привело к созданию более сложных и усовершенствованных ТС, которые требуют улучшения ТО и технической помощи покупателю этих изделий. Массовая механизация и автоматизация производственных процессов, все возрастающий парк ТС требуют развития и постоянного усовершенствования системы ТО и четкой работы всех ее подразделов.

Сегодня система ТО являть решающим фактором обеспечения высокой эффективности экономики, использование производственного потенциала государства и быстрого возрастания объемов выпуска продукции. Даже незначительные недостатки в сети ТО могут послужить причиной больших убытков для отдельной области и всего народного хозяйства в целом.

ТО ТС характеризуется значительным многообразием его организационных форм и методов. Но в основе этого многообразия лежит ряд общих принципов, которые сложилось в многолетней практике работы фирм-продуцентов. К важнейшим из этих принципов относятся такие.

Ответственность за организацию ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации и использование несет, как правило, фирма-продуцент.

ТО является важным инструментом конкурентной борьбы монополий за рынки и сферы влияния.

Фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации (к полной амортизации). ТС работают 5-10 и больше лет. На протяжении всего этого времени фирма-продуцент обеспечивает их ТО.

Система ТО ТС фирмы-продуцента включает комплекс услуг: снабжение запасных частей, обеспечение технической документацией, проведение ремонтных работ, обучение специалистов, изучение эффективности работы ТС, обоснование их преимуществ и недостатков, проведение модернизации ТС, которые обслуживаются.

Послепродажное ТО ТС является функционально автономным и организационно отделенным от системы продаж.

Фирма-продуцент организовывает ТО ТС независимо от ее масштабов и территориального расположения.

Предпродажный сервис включает изучение спроса на данный ТС, участие персонала в научно-исследовательских и проектно-конструкторских роботах, подготовка ТС к продаже, предоставление им товарного вида после транспортирования к месту назначения, монтажные и регулировочные работы, показ ТС в действия, содействие продажи ТС.

Послепродажный сервис делится на гарантийное и послегарантийное ТО ТС. Принципиальная разность между ними в том, что в период гарантийного ТО вся техническая помощь в соответствии с инструктивными материалами, при условиях выполнения инструкции по эксплуатации ТС, осуществляется фирмой-продуцентом, как правило, за свой счет, а после окончания гарантийного периода -- за счет покупателя.

Гарантийный период является важнейшим и ответственным периодом в всей системе ТО ТС. В этот период закладывается основа правильной эксплуатации ТС персоналом покупателя для того, чтобы на протяжении всего срока эксплуатации ТС работал надежно, без отказов. В гарантийный период фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС в полном объеме, начиная от разгрузки в пункте назначения, консультаций из эксплуатации ТС.

Послегарантийный период фирма-продуцент на основе договоренности с покупателем проводит планово-предупредительное ТО, выполняет текущий ремонт, обеспечивает покупателя запасными частями, предоставляет консультации из эксплуатации ТС, проводит за необходимость модернизацию ДТС, учит персонал правилам ТО ТС.

С учетом названных факторов для современного ТО ТС характерны такие формы организации, по которым оно выполняется:

Непосредственно фирмой-продуцентом;

Фирмой-продуцентом через свои филиалы;

Фирмой-продуцентом через консорциум фирм-поставщиков отдельных узлов ТС;

Фирмой-продуцентом через независимые специализированные фирмы на договорной основе;

Через агентов и других посредников и концессионеров;

Фирмой-покупателем ТС при активном содействии и с помощью фирмы-продуцента.

Кроме приведенных основных форм организации ТО на практике случаются и другие, которые составляют модификации названных форм или объединения отдельных их элементов. Например, ТО может быть выполнен путем распределения функций между фирмой-продуцентом и покупателем ТС, или фирмой-продуцентом и независимой специализированной фирмой и т.д. Но и в этих случаях фирма-продуцент несет полную ответственность за ТО, помогает фирмам-посредникам или специализированным предприятиям, если они сами не могут полностью обеспечить ТО ТС.

В итоге следует заметить, что учебная дисциплина "Техническое обслуживание транспортных средств" относится к циклу фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин в направлении 0902 "Инженерная механика".

Предметом учебной дисциплины являются основные принципы и методы планирования, организации и проведения технического обслуживания транспортных средств и использование этих принципов в практической деятельности.

Цель дисциплины - подготовка специалистов к самостоятельному выполнению профессиональных задач на занимаемой должности в области обслуживания транспортных средств, максимальное поддержание их технической готовности и долговечности с обеспечением необходимого уровня эффективности, экономичности и безопасности движения при минимальных материальных и трудовых затратах.

Задачами дисциплины является формирование у студентов совокупности знаний, умения и навыков, необходимых для решения производственных задач ТО ТС.

В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

Закономерности изменения технического состояния ТС, основы технологии и организации технического обслуживания и эксплуатационного ремонта ТС, особенности влияния различных факторов на их работоспособность, порядок организации работ по восстановлению работоспособности, основные виды технологического и диагностического оборудования, основы технической диагностики, организацию и управление планово-предупредительной системой ТО и сохранения подвижного состава.

Должен уметь:

Предлагать, рассчитывать и внедрять технические идеи, направленные на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава.

Иметь представление:

О перспективах развития конструкций транспортных средств, направленных на снижение трудоемкости обслуживания с перспективами развития теории взаимодействия ТС с окружающей средой, снижения его вредного влияния на среду обитания людей.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению 0902 "Инженерная механика" являются предприятия и организации транспортного комплекса разных форм собственности, сервисные и ремонтные предприятия, фирменные и дилерские центры транспортных и ремонтных заводов, маркетинговые и транспортно-экспидиционные службы, система материально-технического обеспечения, оптовая и розничная торговля транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми для эксплуатации.

Лекция №2. Основы надежности машин

2.1 Качество и надежность машин

Результатом производственной деятельности является создание материальных ценностей, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Созданные материальные ценности называются продукцией, которая может быть изделиями или продуктами.

Изделия -- продукция промышленного предприятия, исчисляемая в штуках или экземплярах. К изделиям относятся машины, приборы, их детали и сборочные единицы.

Продукты -- продукция, исчисляемая в килограммах, литрах, метрах и т.п. К продуктам относятся металлы, нефтепродукты, краски и т.д. По способу использования продукция может быть потребляемая и эксплуатируемая.

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции -- это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции -- объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие "качество". Например, качество автомобиля будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции -- количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, качество складывается из свойств. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать при эксплуатации различные количественные значения, называемые показателями.

Так, одним из параметров топливной экономичности автомобиля (свойство) является контрольный расход топлива, количественное значение которого для конкретной модели (показатель) составляет 7 л/100 км.

Обычно рассматривают технико-эксплутационные свойства (ТЭС) транспортных средств, главными из которых являются: масса и габариты, грузоподъемность, вместимость, маневренность, безопасность, экологичность, топливная экономичность, динамичность (тягово-скоростная), производительность, экономичность, надежность, цена и др.

При этом потребителя интересуют в первую очередь два главных показателя ТЭС: начальное значение показателя качества и стабильность в процессе эксплуатации, т.е. изменение свойств в зависимости от наработки с начала эксплуатации.

Стабильные ТЭС практически не изменяются в течении всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.)

Нестабильные ТЭС ухудшаются в процессе работы и по мере старения транспортного средства или агрегата (производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования ТС и др.)

Качество транспортного средства -- это совокупность свойств, определяющих ее способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп: показатели назначения, технологичности, эргономические, унификации и стандартизации, экономические, экологические, эстетические и патентно-правовые.

Взаимосвязь показателей качества машин приведена на рис. 1.1.

2.2 Показатели качества машин

В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью.

Надежность ТС -- один из важнейших показателей качества. Надежность -- это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка -- продолжительность функционирования изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную, до первого отказа, между отказами и др.

Отказ -- нарушение работоспособности ТС (детали, узла и т.п.). Повреждение заключается в нарушении исправности.

В соответствии с теорией надежности ТС может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность -- состояние ТС или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т.д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т.д.).

Неработоспособность -- состояние ТС, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность -- состояние ТС, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность -- состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие "исправность" шире, чем "работоспособность". Работоспособная машина в отличие от исправной удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают ее нормальное функционирование при выполнении заданных функций.

Однако машина может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособная машина может быть неисправной, однако ее повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность ТС -- комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Для оценки надежности ТС или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

2.3 Неисправности и отказы машин

Ухудшение технического состояния машин в процессе эксплуатации является следствием появления неисправностей и отказов. Момент наступления отказа всегда случаен. По характеру процесса отказы делят на постепенные и внезапные.

Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением значений одного или нескольких параметров технического состояния машины. Причиной могут быть изнашивание и коррозия деталей, накопление усталостных повреждений и т.д. Вероятность возникновения постепенного отказа повышается с увеличением наработки машины.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких параметров состояния машины. Он вызывается обычно неожиданным изменением внешних условий (перегрузка, попадание посторонних предметов в рабочие органы машины, наезды и т.д.). Внезапный отказ может возникнуть с одинаковой вероятностью независимо от наработки машины.

Параметр состояния -- физическая величина, характеризующая работоспособность или исправность ТС и изменяющаяся в процессе работы.

Важно установить вид и причины возникновения отказов, которые можно распределить на следующие группы: отказы конструктивные, производственные и эксплутационные отказы.

Наиболее распространенным видом неисправностей деталей и их соединений (сопряжений) является изнашивание рабочих поверхностей.

Изнашивание -- это процесс разрушения и удаления материала с поверхности твердого тела и (или) накопления остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.

Износ -- это результат изнашивания, проявляющийся в виде изменения размеров и свойств материала детали.

Основными характеристиками процесса изнашивания являются его скорость и интенсивность, а также износостойкость материала.

Скорость изнашивания -- отношение значения износа к интервалу времени, в течение которого он возник.

Интенсивность изнашивания -- отношение значения износа к обусловленному пути, на котором происходило изнашивание, или объему выполненной работы.

Износостойкость -- свойство материалов оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или его интенсивности.

Износ деталей оказывает решающее влияние на долговечность и эксплуатационную надежность машин. Процесс изнашивания деталей подвижных сопряжений за период работы машины до ее ремонта можно условно разделить на три характерных этапа (рис. 1.2): приработка деталей (обкатка ТС), Период нормальной работы и период аварийного (предельного) износа.

Рис. 1.2. Динамика процесса изнашивания:

1 -- абсолютный износ (U); 2 -- скорость изнашивания (V)

Зная закономерность нарастания износа детали или увеличения зазора в соединении деталей, можно определить предельные и допустимые износы деталей или зазоры. Например, при измерении размера детали во время ремонта износ ее будет ОР (рис. 1.2). Отложив это расстояние на оси ординат, из точки Р проводят прямую, параллельную оси абсцисс до пересечения с кривой износа. Из точки Б1 опускают перпендикуляр на ось абсцисс. Если отрезок БВ равен или больше межремонтного периода, то износ считается допустимым. Таким образом, допустимым считается износ, при котором деталь (соединение) может нормально работать еще весь следующий межремонтный период, т.е. сохраняет работоспособность. При предельном износе дальнейшая нормальная работа соединения в течение очередного межремонтного периода невозможна.

Кроме износа, проявляющегося при трении, детали машин могут иметь и другие дефекты: механические повреждения, усталостное, коррозионное, электроэрозионное разрушения, деформацию, потерю упругости или намагниченности, образование нагара или накипи.

В соединениях деталей наиболее распространенным дефектом является нарушение посадок вследствие увеличения зазора или уменьшения натяга, в соединениях ослабляются резьбовые и заклепочные соединения. В результате изнашивания деталей, изменения соосности отверстий в корпусных деталях, перпендикулярности поверхностей и параллельности валов нарушаются размерные цепи. Это приводит к потере точности замыкающего звена, что вызывает повышение нагрузки, нагрев, ускоренное изнашивание и разрушение деталей.

2.4 Виды трения и изнашивания

Виды трения. Причина износа деталей машин -- внешнее трение. Согласно ГОСТ 27674--88, внешнее трение -- это явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним. Трение сопровождается переходом части кинетической энергии в теплоту.

Изнашивание деталей, образующих неподвижные соединения, зависит от силы трения покоя.

Сила трения представляет собой силу сопротивления при относительном перемещении одного тела по поверхности другого под действием внешней силы, тангенциально направленной к общей границе между этими телами.

Трение покоя -- трение двух тел при микросмещениях без макросмещения (до перехода к относительному движению).

Для деталей, входящих в подвижное соединение, изнашивание будет зависеть от силы трения движения.

Трение движения -- трение двух тел, находящихся в движении относительно друг друга.

По характеру относительного движения трение движения разделяют на трение скольжения и трение качения.

Трение скольжения -- кинематическое трение, при котором одна и та же точка одного тела соприкасается со следующими одна за другой точками другого тела.

Трение качения -- кинематическое трение, в котором каждая из точек одного тела приходит в соприкосновение только с одной из точек другого тела, а точка их касания является мгновенным центром вращения (подшипники качения, зацепление шестерен и др.).

По характеру протекания процесса различают трение без смазочного материала и со смазочным материалом.

Виды изнашивания. Изнашивание деталей сопровождается сложными физико-химическими явлениями. Скорость изнашивания зависит от материала и качества трущихся поверхностей, характера контакта и скорости их взаимного перемещения, вида и значения нагрузки, вида трения и смазки, качества смазочного материала и от многих других факторов. В соответствии с ГОСТ 27674--88 установлены следующие виды изнашивания в ТС.

Механическое изнашивание -- это изнашивание в результате механических воздействий. Этот вид изнашивания подразделяется на абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), гидроэрозионное (газоэрозионное), кавитационное, усталостное, при заедании и при фреттинге. Кроме то имеются изнашивания при действии электрического тока, коррозионно-механическое, окислительное и при фреттинг-коррозии

Лекция №3. Изменение технического состояния транспортных средств в условиях эксплуатации

3.1 Влияние условий эксплуатации на долговечность машин

В процессе эксплуатации и при хранении машины подвергаются различным внутренним и внешним воздействиям, в результате чего изменяется их техническое состояние. Вследствие этого ухудшаются технико-экономические показатели машин: увеличивается расход топлива и масла, уменьшаются рабочие скорости и мощность, тяговое усилие, снижается производительность. Основными причинами снижения исходных характеристик являются нарушение начальных регулировок механизмов и систем, ослабление креплений, изменение свойств материалов, зазоров и натягов в соединениях деталей в результате изнашивания.

К внешним факторам, влияющим на долговечность машин, относятся климатические условия, уровень технического обслуживания, ремонта и хранения, квалификация обслуживающего персонала и др.

К внутренним факторам, которые вызывают изменение исходных характеристик машины, относятся несовершенство конструкции машин (физико-механические свойства материалов, используемых для изготовления деталей), технологии их изготовления или ремонта.

3.2 Эксплуатационная технологичность автомобиля

Эксплуатационная технологичность автомобиля -- совокупность свойств его конструкции, характеризующих приспособленность к выполнению всех видов работ по ТО и ремонту с использованием наиболее экономичных технологических процессов. Эксплуатационная технологичность автомобиля определяется конструктивно-производственными и эксплуатационными факторами. Конструктивно-производственные факторы определяют свойства конструкции автомобиля, их учитывают при создании автомобиля. Эксплуатационные факторы определяют среду, в которой проявляются свойства конструкции. Они должны учитываться как при создании, так и при эксплуатации автомобиля.

К конструктивно-производственным факторам относятся: контролепригодность, доступность, легкосъемность, взаимозаменяемость, унификация агрегатов и систем, преемственность средств ТО и диагностирования.

Контролепригодность -- важный фактор проведения контроля диагностических параметров технического состояния автомобиля, агрегатов и систем различными средствами и методами технической диагностики (прежде всего методами и средствами автоматизированного и неразрушающего контроля). Она оказывает решающее влияние на внедрение в практику новых, более эффективных методов ТО и ремонта автомобилей. Контролепригодность определяется требованиями обеспечения надежности и безопасности движения автомобиля.

Доступность к объекту ТО и ремонта -- главный фактор сокращения затрат на профилактику и ремонт автомобиля. Этим фактором определяются условия работы по ТО и ремонту автомобиля, а также пригодность объекта для выполнения целевых операций по профилактике и ремонту с минимальными объемами дополнительных работ или вообще без них.

Легкосъемность означает пригодность изделия к замене с минимальными затратами времени и труда. Не следует смешивать легкосъемность с доступностью, так как на автомобиле имеются изделия, к которым обеспечена хорошая доступность, но замена их при эксплуатации затруднена. Легкосъемность определяется в основном применяемыми способами крепления изделий, которые заменяются в эксплуатации, конструкцией разъемов, массой и габаритными размерами съемных элементов.

Взаимозаменяемость комплектующих изделий (деталей) означает, что из множества одноименных изделий (деталей) можно без выбора взять любую и без подготовки (допускается применение технологических компенсаторов) установить на автомобиле. В зависимости от объема подготовительных работ определяется соответствующая степень взаимозаменяемости (чем больше степень взаимозаменяемости, тем меньше объем подготовительных работ). Взаимозаменяемость играет большую роль в сокращении затрат труда, материалов и простоев автомобилей при ТО и ремонте.

Преемственность средств ТО и контрольно-диагностического оборудования означает возможность использования имеющихся средств для обслуживания и ремонта новых моделей автомобилей. Этот фактор оказывает значительное влияние на организацию рабочего места и удобство работы ее исполнителей, сроки и стоимость ТО и ремонта.

Унификация агрегатов и систем автомобиля -- важный фактор не только повышения его эксплуатационной технологичности, но и увеличения эффективности эксплуатации всего парка автомобилей, так как намного упрощает и удешевляет ТО и ремонт, уменьшает номенклатуру запасных частей на складах АТП и сокращает количество видов потребного контрольно-диагностического оборудования.

Достаточно высокий уровень внутризаводской унификации семейства автомобилей (75-90%) при низком уровне межзаводской унификации автомобилей (б.ч. 12%) не позволяет добиться высокого уровня технологической совместимости парка автомобилей, обеспечивающего значительную экономию материальных и трудовых ресурсов в сфере эксплуатации. По данным НИИАТ повышение уровня технологической совместимости автомобилей на 1% за счет унификации конструкции и соответствующего совершенствования технологических средств ТО и ремонта позволяет снизить суммарные затраты на 0,2%

К эксплуатационным факторам относятся: формы организации выполнения ТО и ремонта, состояние производственно-технической базы, квалификация исполнителей работ по ТО и ремонту, полнота удовлетворения требований в запасных частях и материалах, полнота и качество технической документации и т.п.

3.3 Модели отказов автомобиля

Результаты испытаний автомобилей на надежность позволяют найти математическое описание полученных закономерностей т.е. вывести соответствующие формулы, по которым можно вычислить показатели надежности.

Эти формулы принято называть математическими моделями. Поскольку показатели надежности являются случайными величинами, их математические модели должны показать, как распределяются показатели надежности в зависимости от наработки.

Такими моделями являются законы распределения случайных величин.

С учетом того, что отказы автомобиля носят случайный характер, закономерности возникновения отказов можно установить на базе теории надежности двумя способами.

Первый способ основан на изучении физико-химических свойств и параметров элементов автомобиля, происходящих в них физико-химических процессов, физической природы и механизма отказов. При этом текущие состояния элементов и систем описываются уравнениями, отражающими физические закономерности.

Второй способ предполагает изучение статистических вероятностных закономерностей появления отказов множества однотипных моделей автомобилей.

При этом отказы рассматриваются как некоторые отвлеченные случайные события, а многообразные физические состояния элементов автомобиля сводятся к двум состояниям -- исправности и неисправности (полной и частичной), которые описываются функциями надежности. Поскольку первый способ изучен пока еще недостаточно, рассмотрим второй, устанавливающий закономерности возникновения отказов автомобиля.

Рис. 2.3. Изменение нагрузки деталей автомобиля при его движении

автомобиль ремонт транспортный обслуживание

Внезапные отказы. Изменение нагрузки (напряжения) отдельных деталей автомобиля в процессе эксплуатации имеет "пиковый" характер (рис. 2.3). Если предположить, что отказ элемента автомобиля наступает в случае, когда нагрузка S превышает некоторый уровень, то в силу случайности изменения нагрузки момент отказа также случаен. Характерно, что отказ наступает независимо от времени нахождения элемента автомобиля в эксплуатации и технического состояния. Примером образования такого отказа могут служить излом зубьев шестерен главной передачи при движении автомобиля в условиях бездорожья, прокол шины автомобиля. В первом случае отказ может произойти вследствие "пиковой" нагрузки на главную передачу, превышающей допустимые пределы, во втором -- из-за попадания острого предмета. В обоих примерах отказ не зависит ни от изношенности главной передачи и шины, от технического состояния автомобиля в целом. Для схемы мгновенных повреждений наработка на отказ подчиняется экспоненциальному распределению (табл. 2.2).

При экспоненциальном распределении наработки на отказ нет смысла прибегать к профилактическим работам. Действительно, поскольку отказ возникает лишь как следствие внешнего воздействия, выполненные профилактические работы не могут повлиять на причину отказа.

Постепенные отказы. Рассматриваемая схема соответствует ситуации, когда отказ образуется за счет постепенного накопления повреждений (постепенного старения или изнашивания). Для некоторых рабочих параметров автомобиля и его элементов заранее устанавливаются допустимые пределы, выход за которые квалифицируется как отказ. Изменение параметров вызвано старением деталей, и время (пробег) до выхода параметров за допустимый предел является временем (пробегом) безотказной работы. Например, поломка коренного листа рессоры может произойти в результате постепенного накопления усталостных повреждений без появления каких-либо внешних признаков.

В случае постепенного старения и изнашивания наработка на отказ элементов автомобиля в большинстве случаев подчиняется нормальному и логарифмически-нормальному распределению. В отдельных случаях она подчиняется гамма-распределению. Основные данные по этим распределениям приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Модель релаксации. Скачкообразное изменение состояния, возникающее как следствие накопления повреждений, называют релаксацией. Постепенное накопление повреждений может быть не прямой, а лишь косвенной причиной отказа. Примером такой схемы является разрушение деталей, которое возникло внезапно из-за резкого ухудшения условий эксплуатации -- перегрузки, большие вибрации, экстремальные температурные условия и т.д.

Отказы в результате действия нескольких независимых причин. Такие отказы в практике эксплуатации автомобилей являются наиболее типичными. Применительно к шине автомобиля совершенно очевидно, что одновременно действуют две причины отказа: прокол шины из-за попадания острых предметов и постепенное изнашивание протектора. Аналогично обстоит дело с отказами шестерен, крепежных соединений и других деталей автомобиля. Их отказ возможен в результате постепенного старения или конструктивного несовершенства.

Следует помнить, что не всегда удается учесть все факторы, влияющие на отказ. Поэтому модель возникновения отказа оказывается в той или иной степени приближенной и принятый закон распределения отражает лишь некоторые черты наблюдаемого явления. Это вызывает необходимость учитывать конкретные потребности решаемой задачи параллельно с физической природой отказов автомобиля.

3.4 Профилактика отказов

Профилактика отказов -- одно из основных направлений повышения надежности автомобилей в эксплуатации. В нашей стране принята планово-предупредительная система ТО автомобилей, отвечающая принципам планового производства.

Несмотря на достаточно широкое распространение этой системы, в нашей стране и, особенно, за рубежом все еще имеют место серьезные разногласия во взглядах не только по вопросам планирования и осуществления профилактических мероприятий, но и вообще о целесообразности их выполнения.

Важнейшее значение при рассмотрении вопроса об эффективности планово-предупредительной системы имеет классификация отказов в работе машин в зависимости от характера их возникновения. По этому признаку различают отказы внезапные и постепенные. В отличие от внезапных постепенные отказы можно предупредить, периодически производя технический осмотр машины, своевременно меняя детали, близкие к отказу, или выполняя крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы ТО.

Следовательно, нельзя говорить об эффективности планово-предупредительной системы вообще. Единственным критерием, который позволяет судить о целесообразности профилактического ремонта или обслуживания применительно к той или иной конкретной модели машины, является удельный вес постепенной составляющей в общем потоке отказов при ее эксплуатации.

3.5 Определение периодичности технического обслуживания автомобилей

Общие положения. Важнейшее условие поддержания заданного уровня надежности автомобилей в условиях эксплуатации -- назначение оптимальных режимов их ТО: периодичности, перечня и трудоемкости операций или вида обслуживания.

Под оптимальным следует понимать такой режим, который обеспечивает надежную работу автомобиля и его элементов при минимальных затратах средств на ТО и ремонты.

В состав профилактических работ входят контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, смазочные и другие работы. Контрольно-диагностические работы выполняются в обязательном порядке через определенный пробег, а все остальные -- после контрольно-диагностических работ (по потребности). Таким образом, периодичность ТО автомобилей, являющаяся основным вопросом при обосновании режимов профилактики, определяется периодичностью контрольно-диагностических работ.

Проблема периодичности контрольно-диагностических работ не может быть решена в отрыве от надежности отдельных узлов и агрегатов автомобиля в конкретных условиях эксплуатации ввиду случайного характера возникновения его отказов.

За время эксплуатации автомобиля наблюдается три характерных периода: приработка, нормальная эксплуатация, интенсивное изнашивание, которые могут быть приближенно найдены по закономерности изменения параметра потока отказов (рис. 2.6). На этапе приработки возникают отказы, вызванные технологическими и конструктивными недостатками. Период нормальной эксплуатации является наиболее продолжительным и характеризуется в основном внезапными отказами. Период интенсивного изнашивания характеризуется отказами, вызванными изнашиванием деталей автомобиля. Кроме длительности и причин возникновения отказов, эти периоды характеризуются также различными значениями параметра потока отказов, имеющего наибольшее и неравномерное значение в период интенсивного изнашивания. Необходимо отметить также и то, что надежность различных агрегатов автомобиля неодинакова. Таким образом, периодичность ТО автомобиля должна определяться поагрегатно и отдельно для каждого периода его эксплуатации.

3.6 Определение оптимального обменного фонда

Теория надежности машин позволяет определить оптимальный обменный фонд агрегатов, механизмов, узлов и запасных частей автомобилей. В качестве примера рассмотрим одну из существующих методик.

Критерием для определения обменного фонда может служить минимальное время простоя автомобилей из-за отсутствия агрегата при заданных эксплуатационных затратах.

При этом используют такие характеристики эксплуатационной надежности: параметр потока отказов и параметр потока восстановления. Выбор этих параметров объясняется тем, что они охватывают большое количество конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов, от которых зависит надежность автомобилей в заданных условиях эксплуатации.

Потребный обменный фонд необходимо определять с учетом возрастного состава автомобилей для каждого предприятия в отдельности, так как размеры фонда зависят от многих индивидуальных факторов. На протяжении всего года работы АТП можно принимать постоянным, хотя в осенне-зимний период и наблюдается некоторое его увеличение. Оптимальный размер обменного фонда по номенклатуре

где N -- число однотипных автомобилей на предприятии; п - число одинаковых элементов обменного фонда, находящихся на автомобиле; -- параметр потока отказов; -- параметр потока восстановления.

Лекция №4. Типы предприятий по производственным функциям

Предприятия автомобильного транспорта за производственными функциями разделяют на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия делятся на открытые акционерные общества (ОАО АТП) и закрытые акционерные общества (ЗАО АТП). ОАО и ЗАО АТП имеют самостоятельный баланс, наделенные широкими гарантированными полномочиями и при этом несут ответственность за результаты хозяйственной и научно-производственной деятельности, за соблюдение государственных интересов. Главная их задача -- всестороннее удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в перевозках с высоким уровнем качества при минимальных затратах.

ОАО и ЗАО АТП имеют полномочие на продажу, сдачу в аренду, обмену, предоставление во временное пользование другим предприятиям транспортных средств и оборудования, списывание их с баланса, а также с других видов деятельности.

Автообслуживающин предприятия, которые выполняют производственные функции с ТО и ремонта автомобильной техники, могут временно сохранять автомобили, заправлять их автоэксплуатационными материалами. В зависимости от назначения автообслуживающие предприятия разделяют на производственно-технические комбинаты (ПТК),автосервисные предприятия, специализированные автоцентры (САЦ), базы централизованного ТО (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), стоянки и автозаправочные станции (АЗС).

Авторемонтные предприятия -- это специализированные предприятия, которые осуществляют ремонт (восстановление) автомобильной техники. На авторемонтных предприятиях создан условия для выполнения трудоемкого ремонта (в основному КР) автомобильной техники.

Контрольные вопросы

1. Какие виды предприятий действуют на транспорте?

2. Какой порядок регистрации предприятий?

3. Какой порядок регистрации предпринимателя (без создания юридического лица)?

4. Какой порядок оформления учредительных документов?

5. Как открыть счет в банка?

6. Что такое лицензия предпринимательской действие деятельности?

7. На какие типы разделяют предприятия автомобильного транспорта?

8. Как разделяют автообслуживающие предприятия в зависимости от их назначения?

Лекция №5. Обеспечение надежности автотранспортных средств в условиях эксплуатации

5.1 Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава и ее место в общей автомобильной транспортной системе

Автомобильный транспорт представляет собой сложную систему, минимальной организационной структурной единицей которой является эксплуатационное автотранспортное предприятие, рассматриваемое во взаимодействии со специализированными автообслуживающими и авторемонтными предприятиями. Исследование эффективности работы всего автотранспорта можно упростить, ограничилось изучением свойств эксплуатационного предприятия с автообслуживающим и авторемонтным предприятиями как простейшей автомобильной транспортной системы.

Автомобильную транспортную систему можно разделить на функциональные самостоятельные системы: коммерческую эксплуатацию автомобилей; техническую эксплуатацию автомобилей; ТО и ремонт автомобилей. Каждой из указанных систем соответствует свой процесс функционирования. Взаимосвязь этих процессов определяется общей целью и наличием одного объекта эксплуатации -- автомобиля, который в каждой функциональной системе рассматривается со своей стороны. Управление процессами функционирования систем осуществляется соответствующими стратегиями: коммерческой эксплуатации, технической эксплуатации и ТО и ремонта.

Стратегия эксплуатации -- совокупность правил, обеспечивающих заданное управление соответствующим процессом эксплуатации. Коммерческая эксплуатация управляет использованием автомобилей по прямому назначению. Все стратегии тесно связаны с ней.

Таким образом, автомобильная транспортная система обладает особенностями, присущими сложным техническим системам: наличием единой цели, управляемостью, взаимосвязью элементов, иерархической структурой.

Система технической эксплуатации автомобилей включает подсистемы: организации дорожного движения, управления автомобилем, организации хранения исправных автомобилей и оказания технической помощи автомобилям на линии. Значит, система технической эксплуатации автомобилей -- совокупность автомобилей, средств организации дорожного движения, водителей, положений и норм, определяющих выбор и поддержание наиболее выгодных режимов работы агрегатов автомобилей, а также поддержание и восстановление утраченной работоспособности автомобилей в процессе выполнения транспортной работы.

В соответствии с ГОСТ 18322--78 система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта включает совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему.

Техническое обслуживание -- комплекс операций (или операция) по поддержанию работоспособности (или исправности) подвижного состава при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонт -- комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности подвижного состава и восстановлению ресурсов подвижного состава или его составных частей.

Между этими двумя группами могут существовать различные соотношения в зависимости от принятого критерия оптимальности и метода проведения работ. Однако в любом случае основное требование, предъявляемое к ТО и ремонту автомобилей, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах труда и средств обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент на автомобиле можно выполнить поставленную задачу.

При формировании системы ТО и ремонта подвижного состава главное внимание обращают на режимы ТО и ремонта (число видов обслуживания, периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ). При этом руководствуются следующим: число видов ТО должно быть минимальным, высшие номера обслуживания должны включать в себя номенклатуру работ низших, следует избегать ненужных разборок и регулировок сопряженных пар, предусматривать возможность механизации и автоматизации профилактических работ.

Режимы ТО разрабатываются для нескольких типичных условий эксплуатации автомобилей. Проверяют их в конкретных условиях эксплуатации по критериям, позволяющим установить соответствие выбранных режимов ТО действительно необходимым. Основными критериями оценки служат эксплуатационная надежность, трудоемкость ТО и ТР, затраты на выполнение ТО и ТР на 1000 км пробега и эффективность ТО.

Эксплуатационную надежность автомобилей определяют по среднему значению коэффициента технической готовности, трудоемкость ТО и ТР -- хронометражными наблюдениями, а затраты -- по экспериментальным данным в реальных условиях эксплуатации автомобилей.

Эффективность ТО автомобиля оценивается отношением количества отказов nто, выявленных в процессе профилактики, к числу всех зарегистрированных отказов в процессе эксплуатации автомобиля:

= nто/(nто + п),

где п -- число отказов, возникающих между очередными ТР.

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава. Принципиальные ее основы установлены действующим Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта Положение обязательно для всех организаций и предприятий автомобильного транспорта, для организаций и предприятий автомобильной и смежных отраслей промышленности в части обеспечения установленных нормативов и взаимодействия с эксплуатационными и ремонтными организациями и предприятиями автомобильного транспорта.

Первая часть Положения определяет систему ТО и ремонта подвижного состава и техническую политику на автомобильном транспорте. Вторая часть содержит нормативы по моделям автомобилей. Она разрабатывается в виде отдельных приложений по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов.

В приложении к Положению приведены: основные комплексные показатели обеспечения работоспособности состояния подвижного состава; перечень агрегатов, узлов и деталей, техническое состояние которых обеспечивает безопасность движения, экономное расходование топлива и защиту окружающей среды при работе автомобильного транспорта; нормативы ТО и ремонта подвижного состава выпуска до 1972 г.; типовая химмотологическая карта с учетом ГОСТ 25549--82; распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при проведении ТО и ремонта; районирование территории СССР по природно-климатическим условиям с учетом ГОСТ 16350--80; требования к оборудованию для проверки технического состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения автотранспортных средств и др.

Техническое обслуживание предусматривает поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшение интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление их с целью своевременного устранения. Это профилактическое мероприятие, которое проводится в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов и деталей. Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Ремонт выполняется как по потребности (после появления соответствующего отказа или неисправности принудительно), так и по плану (через определенный пробег или время работы подвижного состава). Ремонтные работы, выполняемые по плану, являются профилактическими и называются планово-предупредительным ремонтом.

Цель профилактических и ремонтных воздействий -- обеспечение исправного состояния автомобильной техники. Однако при прочих равных условиях важнейшим фактором, от которого зависит уровень суммарных материальных и трудовых затрат на поддержание автомобилей в исправном состоянии, является соотношение профилактических и ремонтных воздействий.

Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производят с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом ТО и ремонта.

Цель контроля (диагностирования) при ТО заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.

Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ.

Нормативно-техническая документация по ТО и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы Их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию.

Средства ТО и ремонта предусматривают: производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование), размещенную а автотранспортных и специализированных предприятиях по ТО ремонту подвижного состава; материально-техническое обеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега с начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).

Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.В Положении раскрыто содержание составных элементов ТО и ремонта, определены виды ТО и ремонта.

5.2 Виды технического обслуживания и их технико-экономическая характеристика

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО). По согласованию с головным разработчиком допускается обоснованное изменение количества видов ТО при изменении конструкции транспортных средств и условий эксплуатации.

5.3 Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика

...

Подобные документы

    Организация и структура зон технического обслуживания, диагностики, ремонта и в целом всего автотранспортного предприятия. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте. Планирование проведения технического состояния автомобилей.

    отчет по практике , добавлен 07.03.2010

    Принципы организации производства, периодичность технического обслуживания на автотранспортных предприятиях. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей. Технологическая карта технического обслуживания автомобиля ГАЗ-53.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2010

    Характеристика технического обслуживания и ремонта автомобилей, строительных и дорожных машин. Описание автомобилей и дорожных машин, работающих на участке. Сущность планово-предупредительной системы повышения работоспособности узлов, агрегатов и систем.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2010

    Характеристика предприятий, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей. Состав парка машин, режим работы. Особенности расчета годовой программы обслуживания и ремонта автомобилей. Планирование технического обслуживания и ремонта.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2013

    Общие требования к организации станции технического обслуживания автомобилей. Рабочие зоны СТО, кузовной и малярный цеха, подсобные помещения, мойка. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Оборудование для участка диагностики и ремонта.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2014

    Структурная схема технической службы. Характеристика автомобилей, обслуживаемых на СТО. Организация технического контроля автомобилей. Внедрение передовых технологий и рационализаторских предложений на СТО. Работа на участке технического обслуживания.

    отчет по практике , добавлен 13.12.2012

    Разработка годового плана технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка. Расчет трудоёмкости технического обслуживания и ремонта. Организация проведения технического обслуживания тракторов. Организация хранения машин и оборудования.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2010

    Качество, техническое состояние и работоспособность автомобилей. Основные принципы системы технического обслуживания и ремонта. Автомобиль как объект труда. Способы расчёта производственно-складских площадей. Регламентация ТО и ремонта автомобилей.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Выбор основных нормативов пробегов автомобилей, трудоемкости технического обслуживания и ремонта. Продолжительность простоя подвижного состава. Число производственных рабочих мест и рабочего персонала. Комплекс технического обслуживания и диагностики.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2013

    Организация и технология ремонта автомобилей. Описание технологического процесса участка. Работа производственно-вспомогательных участков и отдела главного механика (ОГМ). Технология проведения текущего и капитального ремонта, технического обслуживания.