Биографии Характеристики Анализ

Цели и задачи профилактических мероприятий по предупреждению неинфекционных заболеваний. Научная электронная библиотека

Понятие «профилактика», как использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Значение ранней диагностики отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии .

Профилактика - использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Перед профилактикой речевых нарушений как специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи :

1) Предупреждение речевых нарушений - первичная профилактика.

2) Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии - вторичная профилактика.

3) Социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией - третичная профилактика.

Первичная профилактика

Большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза имеет ранняя диагностика отклонений психофизического развития.

С целью предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений проводится массовая диспансеризация детей. На первом году жизни, кроме профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет - стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить как общую патологию, так и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и психологического предупреждения расстройств психических функций. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка и предполагает создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий.

Биологические и социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «фактор риска». Характер патогенных воздействий, являющихся биологическими факторами риска речевых нарушений.

Значение конституциональных особенностей психомоторики для развития речи в норме и патологии. Семейная отягощенность рече-выми нарушениями. Показания к генетической консультации. Роль родителей в первичной профилактике речевых нарушений.

Здоровье человека зависит от ряда биологических и социальных условий. К биологическим относятся загрязнения воздуха, воды, почвы, которые приводят к росту острых и хронических заболеваний и снижению сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Также возрастает роль стрессовых психологических воздействий, что ухудшает нервно-психическое здоровье детей.


Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых нарушений неразрывно связаны.

К биологическим факторам относятся:

Мозговые инфекции и травмы, перенесенные в пренатальный, натальный и постнатальный период;

Первичные нарушения сенсорной и двигательной сферы;

Нарушения формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества);

Семейная отягощенность речевой патологией.

Социальные факторы:

Одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация.

1) Гипоопека.

2) Гиперопека

3) Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, во многом зависит от межличностных отношений в семье. Особое значение имеют следующие факторы: характерологические особенности матери; неприятие со стороны матери или отца; неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье; изменение в структуре семьи; воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания.

Психотравмирующее влияние оказывают также конфликтные отношения со сверстниками.

Неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка оказывает билингвизм в семье.

С целью предупреждения возникновения отклонений в нервно-психическом и в частности речевом развитии ребенка проводится генетическое консультирование будущих родителей. Показания к генетической консультации: врожденные аномалии у членов семьи, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, 3 или более выкидыша, случаи ранней детской смертности, бесплодие.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации этой работы необходимы следующие условия:

· знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом;

· организация адекватной речевой среды;

· организация предметной среды для сенсорного воспитания и развития игровой и познавательной деятельности;

· соблюдение психогигиенических правил в семье и детских учреждениях (профилактика переутомления и психического травмирования детей и т. д.)

Социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «депривация». Психическая депривация детей. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Их содержание и влияние на речевое развитие детей. Зависимость развития патологических форм психического реагирования и речевых нарушений от возраста ребенка и специфики патогенной ситуации. Основные типы неправильного воспитания. Их влияние на речевое поведение ребенка и развития общения.

Депривация (лат. «изоляция») - ограничение определенных функций организма, ведущая к задержке их развития. Данное ограничение может вызываться как аномалией отвечающей за эту функцию системы, так и отсутствием внешних условий для реализации функции.

Выделяют следующие виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Эмоциональная депривация вызывается отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Это влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является одной из причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушений поведения, которые могут осложниться речевыми расстройствами.

Сенсорная депривация - изоляция ребенка, возникающая вследствие нарушения сенсорных функций. Глубокие нарушения зрения и слуха у детей изменяют нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в их психическом развитии. Прежде всего изменяется биологическое созревание структур мозга. Возникает дефицитарность практически всех высших психических функций, в т. ч. речи. Формируется дефицитарный тип дизонтогенеза. Сенсорная депривация вторично вызывает социальную изоляцию ребенка.

Познавательная депривация . Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции оказывает выраженное негативное воздействие на развитие мышления. Мышление является интегративной функцией мозга, поэтому нарушение развития мышления задерживает формирование других высших психических функций.

Социальная депривация вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, что обусловливает нарушение общения с окружающими и задержку формирования личности ребенка.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

1. Гипоопека. Может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости (неумение регулировать эмоции и желания, отсутствие чувства долга и ответственности). В условиях гипоопеки замедляется речевое развитие ребенка вследствие ограничения общения со взрослыми.

2. Гиперопека. Происходит формирование эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. Нарушается ход речевого развития вследствие ограничения самостоятельной познавательной деятельности и отсутствия необходимости использовать речь как средство достижения цели, поскольку взрослые исполняют желания ребенка сразу же, как только они возникнут.

3. Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза , мутизма.

Вторичная профилактика

Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, нап-равленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педа-гогического воздействия, как методы вторичной профилактики.

Методы вторичной профилактики:

Всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

Организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактики осложнений.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи ограничивают умственное развитие в целом.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалия , афазия) в разной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окру-жающими, в результате объединяются знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Незрелость личности и ограниченность индивидуального жизненного опыта у детей младшего возраста усиливают роль различных биологических факторов (ранняя резидуальная органическая недостаточность, генетическая отягощенность, конституциональные особенности реактивности, нарушения гормонального баланса и др.) в генезе наблюдаемых в этом возрасте невротических реакций. Этим биологическим фак-торам принадлежит также ведущая роль в «выборе способа» невротического реагирования, т. е. возникновений тех или иных преимущественных невротических расстройств у детей млад-шего возраста (В. В. Ковалев, 1976).

Выделяются четыре уров-ня преимущественных невротических нарушений у детей:

1. Сомато-вегетативный — 0-3 года жизни.

2. Психомоторный — 4-7 года жизни.

3. Аффективный — 7-10 года жизни.

4. Эмоционально-идеаторный — 10-15 лет жизни.

К первому уровню невротических расстройств относятся расстройства аппетита, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, сна. Второй уровень связан с появлением гипердинамического синдрома, тиками, заика-нием, мутизмом и другими моторными и речемоторными на-рушениями. На третьем уровне реактивности у детей наблю-даются страхи, депрессивные переживания. На четвертом уровне — невротическая анорексия, ипохондрические сверх-ценные образования к своему «физическому Я».

При органическом поражении мозга изменяются биологи-ческие условия протекания деятельности. Новые возросшие возможности ребенка вступают в противоречие со сложив-шимся уровнем требований к нему, с тем объективным мес-том, которое он занимает в жизни.

Так как взаимодействие биологических и социальных фак-торов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень раз-вития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о по-вреждении головного мозга. Возрастная незрелость психики и симбиотический характер отношений ребенка раннего воз-раста с его родителями (прежде всего, с матерью) требуют от логопеда установления доверительного контакта с ними для того, чтобы определить их отношения к ребенку, их воспита-тельные установки и привлечь близких людей к коррекционной работе.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс-нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга-нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для разви-тия движений артикуляционного аппарата и вызывание го-лосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе то, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, роди-тели стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они на-носят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка на-капливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985).

Известно, что наличие речевых нарушений у ребенка часто сочетается с недостаточным развитием и сформированностью целостного образа предмета. Поэтому коррекционная ра-бота проводится таким образом, что вначале создается или уточняется чувственный образ того, что в дальнейшем долж-но быть опосредовано словом (вторым сигналом действитель-ности). Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная педагогическая работа направляется на преодоление как не-речевых, так и речевых нарушений.

Степенью, характером речевой недостаточности и психи-ческих наслоений определяются возможности ребенка учить-ся и активно участвовать в общественной жизни школы.

Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживает-ся нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас-се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосы-лок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее зна-чительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органичес-кое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Нередко ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией теряет свои четкие очертания. Некоторые расстрой-ства речевой функции влияют не только на получение профес-сии, но сказываются на устойчивости энергетического потен-циала деятельности и сохранности ее операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп-реждении возможных вторичных, более отдаленных послед-ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует про-анализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефек-тах звукопроизношения может привести к недостаткам в ов-ладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые наруше-ния, родителям и педагогам необходимо постоянно осмыс-ливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимо-действие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психо-генных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес-кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, тре-бующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо суще-ственно усилить психотерапевтический акцент в своей рабо-те. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально-го психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про-явления речевого дефекта, а также условия его полной ком-пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче-ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи-тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про-филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, ус-тановить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе общеобразовательной школы.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (фи-зического, психического, речевого и т. д.) с опорой на норма-тивы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сенситивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преж-девременное или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение является менее эф-фективным, тогда как сознательная опора на закономернос-ти развития психофизиологических характеристик, психи-ки и речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.

Третичная профилактика

Задачи третичной профилактики - профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих нарушением речи. Основное направление работы - глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика. У учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретной личности достичь наилучших результатов. Помимо когнитивного развития необходимо уделять большое внимание эмоциональному и социальному развитию.

Этапы социально-трудовой адаптации:

I. Профессиональное просвещение.

II. Профессиональная пропаганда.

III. Профессиональная ориентация.

IV. Трудовая реабилитация.

Необходимо создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других реабилитационных учреждений.

Большая роль в социально-трудовой адаптации принадлежит специальной (коррекционной) школе. Школа должна готовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1006с.

2. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. - Новосибирск: Лада; Наука, 2001. -440с.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. -180с.

4. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. - 2001. - №3. -С.3-4.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. -258с.

6. Логопедия / под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. -М.: Владос, 1999. - 527с.

7. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.

7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М: «Просвещение», 1989. -222с.

ТЕСТ

1. Задачей первичной профилактики речевых нарушений является:

А. коррекция речевых нарушений;

Б. предупреждение речевых нарушений;

В. устранение вторичных дефектов развития.

2. Задачей вторичной профилактики речевых нарушений является:

3. Задачей третичной профилактики речевых нарушений является:

А. социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией;

Б. предупреждение последствий речевой патологии и перехода расстройств в хронические формы;

В. диагностика речевых расстройств.

4. Для ранней диагностики речевых нарушений применяется:

А. массовая диспансеризация детей;

Б. диагностика по запросу родителей;

В. осмотр ребенка логопедом.

5. В условиях семейного воспитания по типу гипоопеки речевое развитие детей:

А. замедляется;

Б. ускоряется;

В. идет согласно возрастным нормам.

6. К методам вторичной профилактики относятся:

А. всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

Б. организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

В. 1 и 2 вариант.

7 . Профилактика РН - это:

А. использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи;

Б. система психологического оздоровления ребенка;

В. комплекс профилактических мер направленных на социально-трудовую адаптацию лиц с речевыми нарушениями.

Ответы: 1 - Б; 2 - Б; 3 - А; 4 - А; 5 - А; 6 - В; 7 - А.

Неинфекционные заболевания являются основной причиной преждевременной потери трудоспособности населения. Устранение факторов их возникновения – основная задача профилактической медицины.

В современном мире практически не осталось абсолютно здоровых людей. Если несколько столетий назад основная масса болезней носила инфекционный характер, то на сегодняшний день большинство патологий являются не чем иным, как следствием неправильного образа жизни. В связи с этим на первый план выходит профилактика неинфекционных заболеваний.

Цели профилактических мероприятий

Здоровье – это бесценный дар, беречь который необходимо на протяжении всей жизни. Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Именно поэтому медицинская профилактика играет основополагающую роль в сохранении здоровья.

Риск возникновения той или иной патологии обусловлен следующими факторами:

Неинфекционные заболевания (НИЗ) можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные. Причем последние составляют подавляющее большинство. В арсенале профилактической медицины есть целый комплекс мероприятий, ориентированных на снижение риска возникновения и развития приобретенных патологий и их последствий.

Существует несколько уровней профилактики. Первичная профилактика направлена на поддержание общего здоровья организма и укрепление иммунной системы. Основная цель вторичной профилактики – диагностика заболеваний на начальных этапах их развития. Третичная профилактика – это мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий патологического процесса.

Среди неинфекционных заболеваний, приводящих к потере работоспособности и преждевременной смерти, лидирующие позиции занимают следующие виды патологий:

  • болезни позвоночника;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания дыхательной системы;
  • болезни органов пищеварения;
  • онкология.

В список приобретенных заболеваний, требующих медицинской профилактики, входят и стоматологические проблемы, которые хоть не несут прямой угрозы жизни, но зато значительно снижают ее качество.

На развитие НИЗ в первую очередь влияет образ жизни. Отсутствие двигательной активности, нарушение режима сна и бодрствования, питание полуфабрикатами, содержащими огромное количество консервантов, красителей и усилителей вкуса, убивают здоровье.

Важной составляющей патологического процесса являются вредные привычки, такие как курение, увлечение алкоголем и наркотиками. Лекарственные средства, употребляемые без назначения врача, только усугубляют ситуацию.


Важную роль в ухудшении здоровья играют стрессы и депрессии. Их прогрессирование вызвано экономической нестабильностью и постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Медицинская статистика свидетельствует, что нервно-психические расстройства занимают 2 место среди основных причин развития НИЗ.

Различные виды профилактических мероприятий направлены на устранение негативных последствий от работы на вредных производствах. Особой медицинской заботой и вниманием окружено подрастающее поколение, так как в раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья.

Первичная профилактика

Для предупреждения болезней, в отличие от их лечения, не требуются большие денежные средства. Первичная медицинская профилактика призвана сохранить данное от рождения здоровье как можно дольше.

Ее главная задача – исключение всех факторов риска развития НИЗ, кроме тех, управлять которыми человек не в силах (генетическая предрасположенность и возрастные изменения).

Пропаганда здорового образа жизни, регулярная диспансеризация населения и профосмотры – основа предотвращения приобретенных неинфекционных заболеваний. Главенствующая роль в этом процессе принадлежит государству.

Развитые страны тратят немалые средства на популяризацию здорового образа жизни, разработку и внедрение профилактических программ. Такая деятельность приносит ощутимые плоды.

В последние годы наблюдается все большее увлечение народными методами оздоровления, которые не противоречат медицинской профилактике, а дополняют ее. Народными целителями разработано множество программ правильного питания и образа жизни, помогающих сохранить здоровье на долгие годы.

Уровни профилактики включают в себя индивидуальный, семейный, общественный и государственный. Это значит, что забота о здоровье должна быть комплексной. Все уровни профилактического процесса одинаково значимы.

В первую очередь ответственность за самочувствие лежит на самом человеке. Отказ от курения, алкоголя и
наркотиков – первый шаг на пути к здоровью. Правильное питание и физическая активность дополняют перечень необходимых мероприятий индивидуальной профилактики.

Семейный и общественный уровни во главу угла ставят воспитание привычки к здоровому образу жизни, создание благоприятной психологической атмосферы и всестороннее поощрение идущих по правильному пути.

А задача государства – обеспечить доступность профилактического процесса для всех категорий граждан, выделять для этого необходимые средства. И в первую очередь это касается возможности ранней диагностики распространенных заболеваний.

Первичная профилактика НИЗ народными методами включает в себя повышение иммунитета с помощью отваров и настоев лекарственных растений, а также всевозможные очистительные процедуры.

Вторичная профилактика

Вторичная медицинская профилактика вступает в действие, когда возникает риск заболевания (снижается иммунитет, ухудшается самочувствие). В этот момент важно вовремя обратиться к специалистам. Основная задача врача – как можно раньше выявить патологию и разработать эффективную схему ее лечения.

С точностью диагностировать заболевание народными методами невозможно. Попытки вылечиться самостоятельно могут привести к трагическим последствиям!

Вторичная профилактика активно использует метод скрининга. Суть его состоит в активной диспансеризации людей, входящих в группу риска по развитию того или иного патологического процесса. Такая система используется во многих направлениях медицины (онкология, урология, гинекология).

В обязательном порядке проводят обследование беременных, в результате которого выявляют возможные нарушения процесса развития ребенка. Новорожденные проходят скрининг в первую неделю жизни.


Вторичная профилактика включает все виды устранения рисков рецидивов заболевания. С этой целью создается система санаторно-курортных учреждений, на строительство и обеспечение которых всем необходимым оборудованием государство выделяет значительные средства. Особое внимание уделяется развитию детских оздоровительных заведений.

Бороться с рецидивами заболеваний можно и народными методами. Популярные профилактические средства целителей и знахарей – это всевозможные диеты, лечебные ванны, дыхательная гимнастика, иглоукалывания, массаж. Народными методиками оздоровления люди пользуются на протяжении столетий. Многие из них взяла на вооружение и медицинская система профилактики.

Реабилитация

Стоит признать, что, несмотря на все научные достижения, возможности ранней диагностики заболеваний и средства, выделяемые на их предупреждение, медицина порой не в состоянии предотвратить развитие патологического процесса.

Третичная профилактика призвана помочь адаптироваться людям, получившим инвалидность и утратившим возможность полноценной жизни в результате того или иного заболевания.

Ее целью является приостановка прогрессирования болезненного процесса. На первый план в данной ситуации выходит психологическая поддержка пострадавшего и максимальное восстановление им утраченных в результате болезни функций.

Примером может служить создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в общественную деятельность и создание адекватного отношения общества к таким согражданам.

Третичная профилактика включает в себя комплекс мер по обеспечению физической и экономической независимости инвалидов. Это и выделяемые государством средства на выплату денежных пособий, и предоставление различных льгот людям с ограниченными возможностями, и создание для них максимальной доступности свободного передвижения.

В комплекс реабилитационного процесса входит также обучение инвалидов самостоятельному уходу за собой и навыкам новой, доступной для них профессии (переквалификация).

Важно помнить, что беречь здоровье необходимо, пока оно есть. Восстанавливать утраченное гораздо сложнее и дороже. Жаль, что осознание этого факта порой приходит слишком поздно.

Характерологические и даже патохарактерологические реакции принципиально обратимы. Но их повторение может привести к упрочению аномального поведения и создать ос­нову для патологического формирования личности.

Наряду с другими психогениями эти реакции участвуют в оформле­нии психопатий. Отсюда понятна необходимость ранней ди­агностики нарушений поведения с целью принятия мер про­тив фиксации патологических личностных реакций. Перед врачами стоит и еще более важная цель - предупреждение

1 Печатается по изданию: Психопрофилактика в практике педиатра. Л: Ме­дицина, 1984. С. 120-128, 153-158, 185-188. Кр. аннотацию к книге см. в работе «Принципы оценки психического развития». - Е. Ж.

8 В. М. Астапов нарушений поведения. Для ее достижения применительно к каждому ребенку необходимо: 1. Охарактеризовать темпера­мент, особенности личности, выявить, имеются ли психопа­тические или акцентуированные черты. 2. Обнаружить или исключить возможность существования резидуально-орга­нической неполноценности. 3. Оценить влияние семьи, школьного или другого детского коллектива. 4. Изучить ма­териально-бытовое состояние семьи, ее культуру, связь с основным населением. 5. Получить данные о развитии ребен­ка (асинхрония, ретардация, акселерация, характер протека­ния пубертатного периода, темп полового созревания). 6. Диа­гностировать текущие хронические соматические и другие заболевания и оценить роль перенесенных в прошлом вред­ностей и болезней.

Роль темперамента в происхождении нарушений поведения хорошо иллюстрируется наблюдением А. ТЬотаз и соавт. (1968). Двое детей в ранние годы жизни обладали такими свой­ствами темперамента, как нерегулярный ритм сна, медленная адаптация к новым видам пищи, затрудненное усвоение новых навыков, длительный и сильный плач. В возрасте 4 лет они пло­хо приспосабливались к дошкольному учреждению. В одной семье к ребенку относились без достаточного терпения и пони­мания. Отец часто раздражался, злился, не скрывая своего от­рицательного отношения, был готов по малозначительному по­воду наказать ребенка, не уделял ему внимания. Мать, хотя и проявляла больше снисхождения и терпения, была недостаточ­но последовательной воспитательницей. Этот ребенок к 5-6 го­дам обнаруживал выраженные расстройства поведения: вспыш­ки гнева, страх темноты, трудности в установлении контактов со сверстниками, лживость. Этот случай убедительно показы­вает, как свойства темперамента под воздействием неблагопри­ятного воспитания становятся базой характерологических, а затем и патохарактерологических реакций, вылившихся в ко­нечном итоге в патологическое формирование личности. Одна­ко роль темперамента может быть смягчена при внимательном, терпеливом подходе, как это имело место у другого ребенка, чьи родители отнеслись с пониманием к затрудненному и затянув­шемуся периоду адаптации. Они не отвечали отрицательными эмоциями на проявления его плохого настроения, сохраняли выдержку во всех ситуациях. В результате ребенок, которого долгое время считали трудным, уже к 5-6 годам не проявлял признаков нарушенного поведения.

Предупреждению развития характерологических реакций может помочь раннее выявление акцентуаций характера. Вы­явив у ребенка, например, гипертимные черты (постоянно по­вышенное настроение, неумеренная подвижность, непрекра- щающаяся деятельность, гиперобщительность, разговорчи­вость, нетерпимость к огорчениям, стремление к лидерству, вспыльчивость, шаловливость), врач в порядке профилактики поведенческих нарушений должен препятствовать чрезмер­ной опеке и ограничениям в семейном воспитании, памятуя о склонности таких детей к реакции эмансипации. Учитывая определенный риск возникновения реакций компенсации у детей, лишенных душевной заботы и глубоких эмоциональ­ных привязанностей, медицинскому и педагогическому персо­налу необходимо направить их поиск в полезном и психологи­чески оправданном направлении. Можно, например, создать такому ребенку условия для наиболее тесного общения с дру­гими детьми, требующими внимания, или, если это невозмож­но из-за характерологических качеств, поручить ему заботу о животных и тем самым помочь восполнить недостающий за­пас эмоционального тепла и направить компенсацию в соци­ально приемлемое и полезное русло.

С чертами эмоционально-волевой неустойчивости неред­ко связано развитие реакций имитации, предупреждению от­рицательных вариантов которой может способствовать орга­низация досуга в рамках спортивных, художественных кол­лективов или в других кружках по интересам, где всегда есть образцы для подражания и атмосфера, способствующая воз­никновению положительных «идеалов» (тренеры, руководи­тели, наиболее умелые сверстники и т. д.).

Тормозимый, робкий, пугливый, недостаточно уверенный в себе ребенок более других подвержен опасности дать реак­цию отказа. Необходимо учитывать эту особенность и не от­рывать его от привычной обстановки или, если отрыв неизбе­жен, проводить специальную подготовку перед расставанием с родителями. Элементами такой подготовки должны быть от­кровенное и понятное для ребенка объяснение целей покида­ния дома, создание психологически благоприятной обстанов­ки в новом месте, выделение лица, которое на время возьмет на себя роль родителей. При необходимости желательно на­значение средств, снимающих эмоциональное напряжение (транквилизаторы, седативные препараты). Очень полезна в такой ситуации психотерапия.

Истероидная акцентуация чаще других способствует воз­никновению у детей реакции оппозиции и протеста. Чтобы их избежать у таких детей, требуется много терпения и осторож­ности, а также авторитет, основанный на любви и нежности к ребенку. Необходимо тренировать у него способность сдержи­вать себя и бороться с эгоистическими и эгоцентрическими ус­тановками.

Уже было отмечено неблагоприятное значение резидуаль­но-органической неполноценности, утрирующей отрицатель­ные стороны темперамента. Выявление такой неполноценно­сти вынуждает врача обсудить с родителями и воспитателями необходимые меры индивидуального подхода с тем, чтобы ус­пешно противостоять возможным нарушениям поведения. У таких детей значительно уменьшается работоспособность, ограничиваются возможности компенсации при дополнитель­ных вредностях. Учитывая это, целесообразно уменьшить, а лучше - исключить все мешающие развитию факторы, так как эти дети очень чувствительны к внешним раздражениям и сами очень раздражительны. Им необходимо создать по воз­можности более гармоничные, стимулирующие развитие ус­ловия среды (СоНпКг С., 1974). В противном случае такие дети, перегруженные учебной нагрузкой или впечатлениями, дают реакции протеста, которые у них значительно более бур­ны, а в связи с недостаточными компенсаторными возможно­стями - менее обратимы. У них в благоприятных условиях легче предотвратить развитие характерологических реакций, чем после их возникновения остановить дальнейшее патоло­гическое развитие личности.

Из изложенного ясно, что в предупреждении характероло­гических реакций существенную роль может сыграть знание условий воспитания в семье или детском учреждении. В про­филактических целях врачу следует внимательно изучать су­ществующие в семье отношения, модус воспитания, особенно­сти личности членов семьи. Не следует думать, что члены се­мьи ничего не могут сделать, в частности, для исправления уже сложившейся конфликтной ситуации. Наоборот, после доверительного разговора с врачом, объяснившим все явные и скрытые опасности, существующие в семье для ребенка, мно­гие задумываются, ищут помощь и поддержку, стремясь со­здать более благоприятную обстановку. В этот момент могут пригодиться знания и опыт врача. При конфликтных отноше­ниях между взрослыми иногда следует выступить в роли по­средника. В случае невозможности быстрого изменения ат­мосферы семьи можно рекомендовать временное направление ребенка в другие условия жизни (к прародителям, в санато­рий, интернат, круглосуточные детские ясли-сад). Более под­робно об анализе семейной ситуации сказано в другом месте (см. гл. 1).

Остановимся на некоторых внешних влияниях, отрица­тельные стороны которых необходимо предотвратить. Серь­езным испытанием для ребенка во многих случаях оказыва­ется поступление в ясли, детский сад или школу, к которым ребенка следует основательно подготавливать. Рассмотрим возможные профилактические вмешательства на примере подготовки к школьной жизни. В настоящее время семья ста­ла нуклеарной, т. е. состоящей из родителей и детей (чаще одного), и в связи с этим у ребенка, ограниченного рамками семьи, меньше возможности приспособиться к жизни в обще­стве вне дома, особенно если ребенок не посещал детсад. «Не­организованным» детям в первую очередь следует рекомен­довать принимать большее участие в детских группах; это можно сделать и на игровых площадках, и в процессе коллек­тивных игр, организуемых родителями. Большое значение имеет подготовка ребенка к школьной программе. При этом важны не только уровень интеллекта и минимум знаний, но

и, может быть в большей мере, характерологические свой­ства, которые нуждаются в оценке у каждого начинающего учебу. Своевременное выявление личностно-характерологи­ческих возможностей и особенностей детей могло бы предот­вратить отрицательные реакции тех, кто из-за незрелости, безответственности, неорганизованности, безынициативно­сти или неустойчивости еще не готов к учебе и в связи с этим может пострадать от невыносимых для него условий школь­ной жизни.

У детей же, по своим характерологическим осо­бенностям еще не готовых к школе, желательно в семье или в дошкольных детских учреждениях специально воспитывать необходимые для организованного обучения качества. Мно­гие дети к 6 годам способны уже освоить школьную програм­му, однако переход от детского сада к учебе в классе не дол­жен быть резким. По нашему убеждению, не в школе, а в дет­ском саду, со своим воспитателем ребенок 6 лет должен начинать знакомство с грамотой.

Такой постепенный переход от игры к учебе в дошкольном детском учреждении предупредит возникновение характеро­логических реакций у многих первоклассников.

Врачу, оценивающему среду, в которой находится ребенок, может помочь знакомство с учителем начальных классов, так как его личность нередко играет решающую роль в предуп­реждении или возникновении поведенческих срывов у детей. Понимая, что педагог должен обладать сочувствием, теплотой, ясностью выражения своих мыслей, врач едва ли затруднится в выводах о роли данного учителя в адаптации ученика к но­вым социальным обязанностям.

Оценивая возможности психопрофилактики вообще и на­рушений поведения в частности, приходится считаться с ма­териально-бытовыми условиями семьи. Трудные жизненные условия семьи оказывают отрицательное влияние на ребен­ка в нескольких направлениях. В таких условиях ребенком обычно занимаются меньше, усилия семьи недостаточны для подготовки к школьной жизни, для облегчения его социали­зации с целью помочь в овладении школьной программой. Как правило, нет достаточного разнообразия в игровом мате­риале, в оснащении всем необходимым для выработки навы­ков чтения, письма и счета. Все это и нередко царящая в та­ких семьях Напряженная психологическая атмосфера делают таких детей весьма уязвимыми, так как они оказываются ма­лосведущими, менее умелыми в общении, без достаточной домашней помощи. Выявив подобную ситуацию, врач дол­жен зачислить ребенка в группу риска, требующую помощи и постоянного наблюдения. Нередко наилучшим решением оказываются общие оздоровительные мероприятия. Наряду с этим необходима большая воспитательная работа с родите­лями, которые во многих случаях не не хотят, а не знают, как помочь своему ребенку. Привлечение других организаций для укрепления материально-бытового благополучия может оказаться важным для улучшения жилищных условий, ха­рактера работы родителей, получения предоставляемых го­сударством дополнительных льгот и благоприятно скажется на психическом здоровье ребенка.

В детском коллективе нередко находятся дети не только из семей разного культурного уровня, но и из разных нацио­нальных культур. К сожалению, это может сказаться на пси­хическом благополучии некоторых детей в тех коллективах, где воспитатель или учитель не сумеет индивидуализировать подход и требования, а детям низкого культурного уровня или плохо понимающим язык основной популяции придется по­стоянно переживать чувство неполноценности или даже вины. Не исключено, что последнее может вызвать характерологи­ческий и личностный протест со стороны ребенка, нарушить его адаптацию. Не меньшее значение может иметь и отноше­ние сверстников, которые, «воспитывая» или дразня отстаю­щего, еще больше затрудняют его положение. Тактичное и умелое вмешательство врача способно скорригировать пози­цию воспитателя, а вместе с ним и отношение всего детского коллектива.

Более близка врачу задача по оценке развития с целью вы­явления его замедления, чрезмерной акселерации или асин- хронии. Даже легкое отставание, не достигающее клиниче­ски выраженной задержки психического развития, у тормо­зимого, чувствительного, пугливого, необщительного ребенка может стать не только препятствием в освоении учебного материала, но и причиной характерологической ре­акции (протеста). Не всегда легко разобраться в том, что яв­ляется основной причиной срыва адаптации: уровень интел­лекта, черты характера или и то и другое в равной мере. Чаще всего приходится иметь в виду последнее и направлять про­филактические усилия и на стимулирование развития, и на коррекцию личностных особенностей. Акселерация, помимо определенных соматических трудностей, таит в себе опас­ность психологических осложнений. Чрезмерно крупные в сравнении с ровесниками дети переживают свою некоторую неуклюжесть, внешнюю измененность, а главное - резкое от­личие от сверстников, тем более, если становятся объектом насмешек. У детей с астеноневротической, сенситивной, пси­хастенической, истероидной акцентуацией это может вести к характерологической реакции. Защитить акселерированных детей можно лишь совместными усилиями педагогического персонала, медиков и родителей. Необходимо для блага как ускоренно, так и замедленно развивающихся детей широко разъяснять им и ровесникам понятия о развитии, о различ­ных темпах созревания, о психологических особенностях разных детей. Сказанное относится и к неравномерно (асин­хронно) развивающимся детям, возможно, с тем дополнени­ем, что они нуждаются в еще большей психотерапевтической защите.

У подавляющего большинства детей в 10-13 лет начина­ется пубертатный период. Это влечет за собой глубокие фи­зические, психологические и социальные последствия. Так, в 12 лет у девочек и в 14 у мальчиков начинается бурный рост. Нередко к значительным психологическим пережива­ниям приводит тот факт, что в 11-, 12-, 13-летнем возрасте де­вочки, как правило, выше и имеют большую массу тела, чем мальчики. С одной стороны, некоторые из девочек чувству­ют себя «белыми воронами», с другой - у части мальчиков может возникнуть ущемленность своей «неполноценностью». Класс раскалывается на группы по интересам, соответствую­щим различной степени физической и половой зрелости. Менее зрелые отвергаются, третируются, могут чувст­вовать себя недостаточно полноценными и реагировать компенсацией, имитацией, а иногда и протестом. Предупре­дить это при замедленном половом метаморфозе может пра­вильно поставленное половое воспитание. Оно же необхо­димо и для рано созревающих, так как поможет им адапти­роваться, в частности, к возникающим у них проявлениям сексуальности.

Особого внимания заслуживают дети с хроническими со­матическими заболеваниями, которые могут оказаться при­чиной затрудненного развития и дополнительных стрессов, затрудняющих адаптацию к окружению. У таких детей иска­жается самооценка, нарушаются семейные отношения. В се­мейных условиях стараются уменьшить стрессовое состоя­ние детей приспособлением домашнего уклада к их возмож­ностям и потребностям, при этом создается отличный от реальной жизни искусственный мир. Когда же ребенок ока­жется вне этого мира, например в школе, то столкновение с настоящими сложностями вызывает у него смятение, отвер- гание, протест или другие поведенческие реакции. Необходи­мо рассматривать, таким образом, детей с хроническими за­болеваниями (сердца, эндокринных органов и др.) как груп­пу повышенного риска возникновения нервно-психических отклонений. Предупредить их может раннее интенсивное лечение основного заболевания.

Современный русский язык богат различными словами, понятиями и терминами. В данной статье хочется поговорить о том, что же такое профилактика: какие виды ее существуют, какие есть меры и методы.

О понятии

В первую очередь, конечно же, надо определиться с самым главным понятием, которое будет использоваться в данной статье. Итак, профилактика - это некий комплекс различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение проблемы или явления еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики.

Об уровнях

Итак, мы разобрались, что профилактика - это комплекс мер, направленных на преодоление проблемы, которая пока еще не возникла или находится в зачаточном состоянии. Однако рассматривая данную тему, стоит сказать и о том, что существуют также и ее различные уровни.

  1. Государственный. В данном случае меры профилактики прописываются на высших уровнях государственной власти, это некие законодательные меры, направленные на улучшение здоровья или же благосостояния (в зависимости от вида) жителей страны.
  2. Общественный (или трудового коллектива) - более низкий уровень. Профилактические меры направлены на определенную группу людей.
  3. Семейный уровень. Профилактические меры относительно членов одной семьи.
  4. Индивидуальный, или личностный. В таком случае профилактика касается отдельно взятого человека.

Направления

Также стоит сказать и о том, что мероприятия по профилактике могут проводиться в различных направлениях. Так, их существует несколько:

  1. Поведенческое направление. Как пример: профилактика девиантного поведения, правонарушений и т. д.
  2. Санитарно-гигиеническое. Это область гигиены, а также медицины.
  3. Функционально-биологическое (например, пожарная безопасность).
  4. Лечебно-оздоровительное.

Согласно этим четырем направлениям и проводятся различные профилактические меры.

Виды профилактики

Итак, какие же существуют виды профилактики? Согласно одной классификации, их существует два:

  1. Личностная, т. е. индивидуальная, направленная на одного отдельно взятого человека.
  2. Общественная, когда профилактические меры распространяются на группу людей, общество или же всех жителей одной страны.

Иная группировка видов профилактических мер может происходить в зависимости от области их действия.

  1. Медицинская профилактика.
  2. Социальная.
  3. Пожарная.
  4. Преступная и т. д.

Таких подвидов может быть огромное количество, рассматривать же их нужно отдельно, а не вместе в одном тандеме.

Задачи

  1. Проведение различных комплексов и мер по профилактике.
  2. Использование инновационных форм в различных областях для улучшения профилактических мер.
  3. Формирование понимания среди людей необходимости периодического проведения профилактических мер по тому или иному вопросу (будь то медицина, отрасль пожаротушения или же жизни).

Принципы

Разобравшись, что профилактика - это комплекс предупредительных мер, стоит уделить внимание также принципам, которые используются при создании профилактических программ на различных уровнях.

  1. Составление программ профилактики на основе периодического анализа проблемы.
  2. Принцип стратегической целостности. Единая стратегия профилактической деятельности по тому или иному вопросу.
  3. Принцип многоаспектности. Сочетание в профилактике личностного аспекта, поведенческого и т. д.
  4. Принцип ситуационности. Соответствие профилактических мер реальным требованиям.
  5. Принцип солидарности. Содействие и помощь в проведении профилактики между организациями различных уровней.
  6. Принцип легитимности. Основывается на принятии методов профилактических мер людьми, для которых данные методы и предназначены.
  7. Принцип максимальной дифференциации и полимодальности. Применение параллельно нескольких методов профилактики, их взаимосвязь, гибкость и т. д.

О медицинской профилактике

Стоит сказать о том, что, наверное, наиболее распространена на государственном уровне в нашей стране именно медицинская профилактика. В этой области знания их выделяют три типа:

  1. Первичная профилактика. Это некая система мер, направленная на выявление причин заболевания и их устранения. Основная цель данных методов: активизация сил организма для противостояния воздействию отрицательных факторов.
  2. Вторичная. Это уже комплекс мероприятий именно оборонного характера: выявление и предупреждение рецидивов, прогрессирования патологического процесса и т. д.
  3. Третичная. Это элемент вторичной профилактики, который не всегда и выделяется в отдельный пункт. Это может быть реабилитация больных, инвалидов, у которых утрачена возможность к полноценной жизнедеятельности.

О принципах

Что касается уровней профилактики, то им присущи следующие весьма важные принципы:

  1. Непрерывность.
  2. Дифференцированный характер.
  3. Массовость.
  4. Комплексность профилактических мер.
  5. И, конечно же, научность.

Стоит сказать о том, что мероприятия медицинской профилактики могут быть различными, начиная с санитарно-гигиенических процедур или отравления) до вакцинации (профилактика основных заболеваний, которых можно избежать путем введения небольшого количества вируса в организм человека для ознакомления тела с ним и выработки защитного механизма на случай эпидемии).

Пожарная профилактика

Существует также понятие «пожарная профилактика». Это комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение пожарных ситуаций. Стоит сказать о том, что данный вид профилактических мер используется не только работниками МЧС, они нужны в строительстве при возведении всех зданий различных типов (как жилых, так и нежилых помещений), планировке и застройке как городских, так и сельских местностей. Меры профилактики пожаров могут быть следующими:

  1. Не только контроль, но и разработка и внедрение правил пожарной безопасности.
  2. Ведение планировки и конструирования объектов с учетом их пожароопасности.
  3. Содержание в надлежащем порядке и совершенствование мер пожарной системы.
  4. Регулярное проведение специалистами обследований различных предприятий на предмет соблюдения правил пожарной безопасности и готовности пожарных систем к быстрому реагированию.
  5. Пропаганда пожарно-технических знаний среди людей на предприятиях, в школах и т. д.

О социальной профилактике

Стоит сказать и о том, что существует также еще один вид - социальная профилактика. Это некая система мероприятий, которые направлены на предупреждение, локализацию или устранение конкретных негативных проявлений в обществе. Существуют особые меры данного вида профилактических действий. Они подразделяются на:

  • общие (предназначены для большого количества людей: улучшение условий труда, профилактика девиатного поведения среди подростков и т. д.);
  • специальные (данные меры направлены на особую совокупность людей, которые являются группой риска в данной проблематике; например, при профилактике правонарушений);
  • индивидуальные меры (работа направлена на отдельных людей, которые находятся в той же группе риска, что и в пункте выше).

При этом методы профилактики используются на различных уровнях: личностном, семейном, социальном, государственном.

Основные моменты

Особого внимания также заслуживает социальная профилактика с точки зрения особых ее моментов. Зачем же она нужна?

  1. В обществе ежедневно существует огромное количество различных стрессовых ситуаций. Если их не разрешать, они накапливаются и вырастают в огромную проблему. Профилактические меры способны в зачатке убить развивающуюся «заразу» и избавить общество от разбора последствий данного состояния.
  2. Все же основная цель - не реагирование на возникающую проблему, а вовсе ее предотвращение. Для этого нужен глубокий анализ общественных отношений в определенный период времени и согласно определенной обстановке в стране (кризис, и т. д.).
  3. Методы профилактики призваны обучить людей новым навыкам, дать особые знания для достижения собственных целей или сохранения здоровья.
  4. Службы профилактики призваны находить оптимальные способы как для предотвращения проблем, так и для их решения.

Социальная профилактика на государственном уровне

Профилактические меры важно грамотно проводить на каждом уровне. Однако особого внимания заслуживает государственная социальная профилактика, которая проводится благодаря различным мерам: экономическим, социально-политическим, социально-культурным, правовым. Меры, которые при этом активно применяются:

  1. Разъяснительная работа, согласно данной проблематике, на предприятиях различного уровня.
  2. Профилактическая проверка (знаний, если необходимо - инструментов).
  3. Осуществление профилактических рейдов и операций.
  4. Социальный патронат - поддержка лиц, нуждающихся в помощи.

1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
- выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
- такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
- акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
- гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
- некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
- раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
- переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
- стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
- выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

Семинарское занятие

Цель : выявление признаков дезадаптивного поведения школьников.
Основные понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.

План .

1. Факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте.
3. Акселерация и ретардация.
4. Факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Неблагоприятные признаки становления личности школьника.

Задания.
I.

1.Составить сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
2.Составить сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников препубертатного возраста.

II.

1.Подготовить сообщение на тему "Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук".
2.Подготовить сообщение на тему "Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений".
3.Подготовить сообщение на тему "Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС".
4.Подготовить сообщение на тему "Нарушения поведения у подростков".

При разработке темы 5 главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящим к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления данной задачи необходимо выполнить задания 1-й группы, отработать понятия со словарем, выписать формулировки; проработать задания 2-й группы.